Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ [Лиудпранд; лат. Liutprandus, Liudprandus, Liuprandus, Liuto, Liuzo Cremonensis] (ок. 920-972/3), еп. Кремонский (с 962), историк, дипломат, политический деятель. О жизни Л. К. известно благодаря автобиографическим свидетельствам в его произведениях и отдельным упоминаниям в др. источниках (Деяниях Соборов, актовом материале и др.). Выходец из лангобардской знати, род., вероятно, в Павии (прямых указаний о месте рождения не сохр., но известно, что в Павии Л. К. провел детство и юность). Представители семейства занимали высокое положение при дворе итал. кор. Гуго Арльского (926-947). Ок. 927 г. отец Л. К. в качестве посла побывал при дворе визант. имп. Романа I Лакапина и скончался вскоре по возвращении из К-поля. В 941-942 гг. отчим Л. К. также посетил Византию во главе посольства. Ребенком Л. К. был принят в придворную капеллу (см. Капеллан ); позднее возведен в сан диакона. Получил хорошее образование, став незаурядным для своего времени знатоком латыни, Свящ. Писания и античной лит-ры. Когда власть над Италией перешла от Гуго к Беренгарию II Иврейскому (950-964, фактически правитель с 945), Л. К. стал пользоваться милостью нового государя. В 949-950 гг. в качестве посла Беренгария II он находился при дворе имп. Константина VII Багрянородного , где изучал греч. язык и познакомился с визант. реалиями. Л. К. был восхищен великолепием к-польского двора (позднее он подробно описал свои впечатления в соч. «Антаподосис»). После возвращения из посольства у него по неизвестным в наст. время причинам возник конфликт с Беренгарием II, в результате чего Л. К. был вынужден в поисках политического убежища отправиться ко двору герм. кор. Оттона I (936-973, император с 962). О первых годах, проведенных Л. К. при дворе Оттона, сведений мало; вероятно, уже в этот период ему доводилось выступать в качестве переводчика и дипломата. В 956 г. Л. К. познакомился с Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом; 953-961), посещавшим двор Оттона I во главе посольства от халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III (929-961).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Теперь Саксы стали полновластно распоряжаться в земле Славян полабских между Лабой и Одрою, и утвердились здесь постройкой новых крепостей. Под именем марки стали понимать завоеванную область за старой границей государства, жители которой обязаны были к дани. Дань платилась частью деньгами, частью натурой, отбывались разные личные повинности в отношении к королю и его вассалам. Король принял в личную собственность только те земли в марках, которые сделались праздными после погибели князей и народных старшин; земли эти он поделил между населенными здесь вассалами и служилыми людьми, которые за пользование леном должны были отправлять военную службу 443 и составлять военную стражу в пограничных крепостях. В случае сильного движения в марках, на помощь к ним приходило королевское войско. Эти служилые люди образовали постоянное войско на границах немецких, имевшее центры по городам. По городам разделялись марки на множество бургвардов – имя, которым обозначался город с его округом. В каждом городе начальствовал бургграф или каштелян, которому были подчинены военные люди, жившие частью в городе, частью в предместье его или в округе. Графы имели власть или над одним, или несколькими бургвардами. Графы, каштеляны и весь служилый люд стояли под управлением маркграфа, облеченного полномочием в марке, как того требовало постоянное её военное положение. Геро был маркграфом в южной марке, Герман в северной. Им принадлежала не только военная власть в марке, но и юридическая у всех покоренных народов. 444 На время притихли Славяне полабские; тем временем вводилось между ними христианство и основывались епископии. Священник и воин шли рядом, с одинаковою настойчивостью, для подчинения их. Скоро после того и Чехи должны были подчиниться необходимости и уступить Немцам. В 946 году Болеслав прислал к Оттону заложников, которых с радостью показывал король народу; 445 но в 950 г. перемирие было уже нарушено, Оттон с огромным войском подступил к Праге и осадил в июле месяце новый, теперь старый город, защищаемый Болеславом, сыном Болеслава I. 446 Когда взята была эта часть Праги, Болеслав отец, державшийся на другой стороне Волтавы, не видел никакой возможности бороться с королем, так как войска его были весьма значительны. Поэтому он явился к лагерю Оттона, и там, стоя под знаменами, вошел с королем в переговоры и заключил с ним мир. 447 Чешский князь снова обязался к дани, которую платил Генриху Вячеслав; наблюдение за Чехией поручено было брату Оттона, герцогу баварскому, Генриху, которого область соприкасалась с Чехией. С этих пор твердый и прочный мир установился между Немцами и Чехами; у Оттона и Болеслава были одни и те же враги и друзья.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Эти настроения активно использовались группой молодых политиков, составивших оппозицию королю. Среди них были Д. Вулгарис, Э. Делигеоргис, Т. Заимис, требовавшие скорейшего осуществления «великой идеи» в наиболее полном варианте. Они принадлежали к поколению, выросшему после революции 1821-1829 гг. и не познавшему тягот войны за независимость. В борьбе против Оттона оппозиция использовала также нерешенный вопрос о наследнике бездетного короля. Успешно развивавшееся в те годы движение Рисорджименто на Апеннинском п-ове, завершившееся в 1861 г. созданием единой Италии, давало молодым политикам надежду на объединение аналогичным способом и греч. земель. Кор. Оттон представлялся им помехой на этом пути. В 1859 г. начались выступления оппозиционно настроенного студенчества, в нач. 1861 г. был раскрыт антиоттоновский заговор, в к-ром участвовали студенты и младшие офицеры. Однако суд вынес очень мягкий приговор. В сент. 1861 г. было совершено неудачное покушение на кор. Амалию. Схваченный на месте преступления террорист был помилован королевой, но осужден общественным мнением. Политический кризис в стране достиг пика в нач. 1862 г., когда в разных частях страны одно за другим вспыхивали восстания военных гарнизонов. В этих условиях Оттон допустил серьезную ошибку, заменив успешно боровшееся с повстанцами правительство А. Миаулиса либеральным слабовольным мин-вом Г. Колокотрониса. В результате ситуация в стране вышла из-под контроля: 10 окт. началось восстание в Афинах, на следующий день пришедшие к власти лидеры оппозиции провозгласили Оттона низложенным. Афинская академия наук. Архит. Т. Э. Хансен. 1859 г. Афинская академия наук. Архит. Т. Э. Хансен. 1859 г. В годы правления кор. Оттона в греч. гос-ве сформировалась самобытная культура. Греч. интеллектуальная элита, желая подчеркнуть связь с древними греками, ввела в употребление кафаревусу - искусственно архаизированный язык, очищенный от иностранных заимствований. Кафаревуса, ставшая офиц. гос. языком, не смогла полностью вытеснить разговорный язык - димотику. В 50-80-х гг. XIX в. кафаревуса была основным языком греч. лит-ры. Основы афинской поэтической школы заложили прибывшие в Г. фанариоты, в особенности братья П. и А. Суцосы, поэт и прозаик А. Р. Рангавис. Крупными поэтами-романтиками были Я. Карасуцос, Т. Орфанидис, Д. Вернардакис, Г. Залокостас, писавший также и на димотике. В 50-х гг. XIX в. большую популярность приобрел исторический роман. Известными представителями этого жанра были С. Ксенос, К. Рамфос, Э. Роидис.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) Лиудпранд (ок. 920–970/2) – один из главнейших латинских историографов X в., с 961 г. – епископ североитальянского города Кремоны. Происходил из знатного лонгобардского рода. Уже его отец и отчим находились на дипломатической службе у итальянского короля Хуго, возглавляя посольства к византийскому двору (см. примеч. 16). Поэтому с отрочества Лиудпранд пребывал в Павии, столице Лонгобардского королевства, где получил прекрасное образование. По поручению маркграфа Ивреи Беренгара, будущего итальянского короля, в 949 г. Лиудпранд был отправлен с посольством в Константинополь к византийскому императору Константину VII Багрянородному, но по неизвестной причине впал в немилость у Беренгара и бежал к германскому королю Оттону I. При дворе последнего Лиудпранд начал писать свой первый исторический труд – «Книгу возмездия» («Liber antapodoseos», < греч. νταπδωσις «возмездие»), имея в виду возмездие королю Беренгару. Сочинение, освещающее события в Италии, Византии и Германии, осталось незавершенным, обрываясь на описании посольства 949 г. Перу Лиудпранда принадлежит еще небольшая «История Оттона I» («Historia Ottonis»), а также весьма любопытный отчет о новом посольстве в Византию в 968 г. – «Константинопольское посольство» («Legatio Constantinopolitana») – с целью просватать за Оттона II, сына Оттона I, дочь покойного византийского императора Романа II. Несмотря на свой явно полемический и порой предвзятый характер, как «Книга вомездия», так и «Константинопольское посольство» являются первоклассными источниками, в том числе и о жизни византийского двора в середине X в. В «Книге возмездия» содержится рассказ о нашествии флота киевского князя Игоря на окрестности византийской столицы в 941 г., который покоится на припоминаниях очевидцев, сделанных всего лишь через год (!) после самой войны. Таким образом, свидетельство Лиудпранда представляет собой важнейшее дополнение к известиям об этом событии в византийских источниках (см. том II Хрестоматии), на основе которых строится повествование о походе 941 г. и в древнерусской «Повести временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 969-970 гг. Л. К. по-прежнему активно участвовал в церковно-политической жизни Италии. В 969 г. он присутствовал в Риме при подписании акта о возведении диоцеза Беневенто в ранг архиеп-ства; в качестве представителя императора и папского посланника участвовал в Соборе в Милане, решением к-рого разоренное арабами еп-ство Альба было присоединено к диоцезу Асти; в 970 г. в Ферраре руководил разбирательством о признании юрисдикции архиепископа Равенны над рядом спорных территорий. Возможно, в 971-972 гг. Л. К. участвовал еще в одном посольстве в Византию, ко двору имп. Иоанна I Цимисхия (969-976), под рук. архиеп. Геро Кёльнского, когда было достигнуто соглашение о браке имп. Оттона II и визант. принцессы Феофано, племянницы Иоанна Цимисхия. Дата смерти Л. К. не установлена. Последнее датированное свидетельство, где он упомянут в живых, относится к апр. 970 г.; документ от 972 г. подтверждает передачу др. владельцу ранее принадлежавших Л. К. земель. Преемник Л. К. занял епископскую кафедру Кремоны в марте 973 г. Сочинения Страница сочинения еп. Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» 2-я пол. X в. (Munch. Clm 6388. Fol. 51). Страница сочинения еп. Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» 2-я пол. X в. (Munch. Clm 6388. Fol. 51). К наст. времени известны 4 вышеупомянутых произведения Л. К. Они написаны на латыни, но автор, стремясь продемонстрировать свои познания, включал в тексты также слова, выражения, иногда обширные фрагменты на греч. языке. Все сочинения, различные по содержанию, жанру, времени и мотивам создания, обладают стилистическим изяществом, полемической остротой, отражают образованность и незаурядную лит. одаренность автора. «Антаподосис» (Antapodosis, от греч.- воздаяние), 1-е из известных сочинений Л. К., является также одним из самых ранних произведений оттоновской лит-ры. Масштабный исторический труд, в котором Л. К. ставил задачу изложить «деяния императоров и королей всей Европы», не был окончен; в существующем виде состоит из 6 книг. С помощью этого сочинения автор стремился зарекомендовать себя при оттоновском дворе, продемонстрировав лояльность, образованность, опытность в политических и дипломатических делах. Основное внимание уделено сюжетам герм. и итал. истории кон. IX - 1-й пол. Х в., главные темы: прославление могущества правителей Саксонской династии, разоблачение преступлений итал. властителей, прежде всего Беренгария II, оправдание вторжения Оттона I в Италию. Л. К. прямо упоминал о руководивших им личных мотивах: стремлении отомстить своему врагу Беренгарию II и отблагодарить покровителя Оттона I. Важную роль в описании неблагоприятной политической обстановки в Италии играет повествование об упадке папства в т. н. период порнократии. В сочинении затрагиваются и др. темы, значительное внимание уделено описанию событий визант. истории, приводятся сведения о ряде регионов, в т. ч. о Др. Руси (данные об этнонимике, наиболее подробное сохранившееся описание нападения кн. Игоря на К-поль в 941).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Святой Ульрих Битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона произошла 10 августа 955 года. Мадьяры надеялись на легкую победу и думали, разгромив Оттонову дружину, вновь осадить Аугсбург: они считали, что в городе хранится казна Баварии. День накануне сражения, 9 августа, был объявлен днем поста и молитв. На следующее утро, в день памяти святого Лаврентия, воины Оттона простили друг другу обиды и прегрешения и торжественно поклялись в нерушимой верности своим предводителям. Сам же Оттон дал обет угоднику Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. О победе молился и епископ Ульрих, получивший ночью от явившейся ему в сонном видении святой Афры предсказание о победе. И действительно, враг, превосходивший численностью, но не стойкостью духа и военной дисциплиной, был разбит, а Аугсбург избавлен от угрозы быть захваченным, поруганным и разграбленным язычниками. Святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке – в память легенды о чуде превращения куска мяса в рыбу. Есть две версии этой легенды. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу. Вторая повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса. Посланник решил воспользовался этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой. Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением литании отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский. Известно, что уже через несколько лет после кончины епископа Ульриха его житие было написано близким другом святого, Шгерхардом, который придал многим событиям из жизни святого легендарный характер.

http://pravoslavie.ru/29202.html

Начало княжения Вячеслава здесь не приурочено к царствованию Оттона I. Имени Оттона в соответствующем месте нет 19 . Причиною, остановившею намерение Вячеслава посетить Рим, выставляется, согласно с легендою «Crescente fide» и вопреки латинскому тексту Гумпольдовой легенды, неоконченная постройка храма (см. ниже стр. 42–46). Имя регенсбургского епископа Тутона упоминается и в славянском тексте, но при указанном уже отсутствии имени Оттона в легенде нет анахронизма, наблюдаемого в латинских списках. В славянской версии, как и в легенде «Crescente fide», нет также указания, что Богемия принадлежала к диоцезу 20 Регенсбургского епископа. Известный рассказ Гумпольда, сильно смущавший ученых (напр., Калусека), о том, что святой по ночам перелезал чрез заборы и занимался «furto Iaudabili», т.е. похвальною кражею пшеницы и винограда, из которых он приготовлял опресноки и выжимал вино для службы, очерчивается, в славянском переводе (как и в легенде «Crescente fide» и у Христиана), в более приличной окраске. Здесь нет ни слова о «furto Iaudabili», а рассказывается, что Вячеслав по ночам ходил «бос и пешь к пивам своим», равным образом пользовался своим, а не чужим виноградом. Сущность подвига здесь усматривается в том, что Вячеслав тайно от других трудился по ночам над изготовлением просфор и вина для церковных служб (см. ниже стр. 26). Как увидим. в славянском текст незаметно и того противоречия, какое разделяло славянские сказания от латинских в рассказе о перенесении мощей. Уже эти примеры показывают, что на варианты славянского текста нельзя смотреть как на случайные изменения рассказа, допущенные позднейшими переписчиками, а следует отнести их или на долю латинского оригинала, с которого мог быть сделан перевод, или же приписать их труду переводчика или чешского сводчика, так как русские списки издаваемой легенды, по-видимому, имеют однородные особенности языка как в местах дословного перевода её, так и в местах, отклоняющихся от Гумпольдова текста или его дополняющих. 21 Что же касается до языка русских списков в местах дословного перевода легенды Гумпольда и в местах, отступающих от латинского оригинала, то едва ли можно будет найти здесь заметную разницу, так как архаизмы можно наблюдать и в последней группе мест, напр: «божии раби», «законники» (в смысле пресвитеров, 30,11), «прежнии» (58,19) (=antiqui, старцы), «жнетяше» (26,20), «юношица» (32,12), «сол» (42,5), «муждаше» (44,в), «рукама своима» (42,12–44,1), «престанев» (45,17), «просися домови Болеславлю граду» (46,11) и т. п.).).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Переводы: На немецкий язык: Wipo 1925; Wipo 1961. S. 507–613; на английский язык: Mommsen, Morrison 1962. Р. 52–100; перевод фрагментов с упоминаниями о Руси: Свердлов 1. С. 117. Литература: Помимо введений к указанным изданиям, см.: Pertz 1852. S. 215–233; Seydel 1898; Koehler 1908. S. 212–219; Stahl 1925; Manitius 2. S. 318–328; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 76–80; 3. S. RFHMAe 11. P. 483–485 (библиография). 1. IX. О Болеславе, князе (dux) славян (Sclavi). В тот же год, о котором говорилось выше 419 , князь поляков (Bolani) Болеслав Славянин (Bolizlaus Sclavigena) 420 присвоил себе, в оскорбление королю Конраду 421 , королевские инсигнии и королевский титул 422 . Его безрассудству положила конец скорая смерть 423 . Сын же его Мешко (Misico), также мятежный 424 , изгнал своего брата Оттона 425 , так как тот держал сторону короля (Конрада. – Сост.), в страну (provincia) Русь (Ruhhia) 426 . А как король Конрад впоследствии обуздал бесстыдство этого Мешка и вероломство некоего Олдржиха (Uodalricus), князя Чехии (Boemia) 427 , скажу в своем месте. (Wipo 1915. S. 31–32) 2. XXIX. Умер бургундский король Рудольф 428 , и Одон 429 напал на его королевство. В лето Господне 1032. [После смерти бургундского короля Рудольфа его племянник граф Одон захватил часть Бургундии, хотя бездетный Рудольф давно завещал ее императору 430 Конраду и его сыну королю Генриху 431 .] Но пока граф Одон занимался этим в Бургундии, император Конрад пребывал с войском в Славянин (Sclavonia) 432 . Что он там делал и как затем изгнал из Бургундии Одона, расскажу по порядку. Упомянутый выше Болеслав, князь поляков 433 , по смерти оставил двоих сыновей – Мешка и Оттона 434 . Мешко, преследуя своего брата Оттона, изгнал его на Русь (Russia) 435 . Ведя там некоторое время жалкий образ жизни, тот начал искать милости у императора Конрада, чтобы с его содействием и помощью вернуться в свое отечество. Император, согласившись на это, решил, что сам с войском нападет на Мешка с одной стороны, [а] с другой – брат Оттон 436 . Мешко, не выдержав такого натиска, бежал в Чехию 437 к князю Олдржиху, на которого император тогда гневался 438 . Тот же, чтобы тем задобрить императора, хотел выдать ему Мешка. Но цесарь (caesar) отклонил это позорное предложение, ответив, что не желает покупать врага у врага. Оттон, которого цесарь вернул в отечество и сделал князем, через некоторое время потеряв осторожность, был тайно убит одним из своих сродников 439 . Тогда Мешко всеми способами стал искать милости императрицы Гизелы 440 и других князей, чтобы снова удостоиться милости императора. Движимый милосердием, цесарь даровал ему прощение и, разделив страну поляков на три части, сделал Мешка тетрархом 441 , отдав остальные две [части] двум другим 442 . Так без умаления власти было умалено безрассудство 443 . После смерти Мешка 444 его сын Казимир (Gazmerus) до сих пор верно служил нашим императорам 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столь активное вмешательство И. в имперскую политику требовало идеологического обоснования, к-рое было дано в декреталии «Venerabilem» (март 1202), адресованной герц. Бертольду V Церингену (Regest. Imp. 62). Там утверждалось, что право германских князей избирать короля было пожаловано им Римской Церковью, но право короновать императора принадлежит исключительно папе Римскому и, если он отказывается возвести на престол кандидата, предложенного князьями, тем надлежит избрать нового; если же на престол претендуют 2 избранных короля, на папу возлагалась обязанность разрешить спор, указав достойного (см. ст. Approbatio ). Впосл. декреталия «Venerabilem» была включена в офиц. собрание декреталий И. «Compilatio III» и в более поздний декретальный свод «Liber Extra» (Liber Extra. I 6: «De electione et electi potestate». 34). В последующие годы ситуация складывалась не в пользу Оттона Брауншвейгского и И.: постепенно все крупные герм. князья перешли на сторону Филиппа Швабского, к-рый в 1205 г. был повторно коронован в Ахене. В июле 1206 г. войска Оттона были разбиты при Вассенберге, что позволило Филиппу окончательно утвердить свои позиции. В мае 1207 г. папа отправил в Германию легатов кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ) и кард. Льва Бранкалеоне с целью примириться с Филиппом. В нояб. 1207 г., после снятия с Филиппа Швабского церковного отлучения, с ним был заключен мирный договор. В соответствии с соглашением Оттон уступал имп. титул Филиппу, договор скреплялся браком Оттона с дочерью Филиппа. Тот в свою очередь обязывался распустить войска и признать епископов, поставленных папой Римским. После убийства Филиппа Швабского в Бамберге (21 июня 1208) Оттон вновь стал главным претендентом на имп. корону. В нояб. 1208 г. при поддержке папы он был избран и коронован как король римлян, а в окт. 1209 г. состоялась его имп. коронация в Риме. Одним из ее условий стало подтверждение привилегий и прав на землю, пожалованных Оттоном Римскому папе в соответствии с Нойсским соглашением 1201 г. «Золотая булла», подписанная в марте 1209 г. в Шпайере, помимо прочего гарантировала свободное избрание прелатов, неприкосновенность церковного имущества, право судебных апелляций в Римскую курию (Regest. Imp. 189). Булла отразила новый этап в отношениях между империей и папством, не соответствовавших более Вормсскому конкордату (1122).

http://pravenc.ru/text/468777.html

Во время оттоновского правления в различных слоях общества были распространены ирредентистские настроения. Поскольку Греческое королевство получило только 1/4 османских земель, на к-рых проживала 1/3 всего греч. населения, создавалась благоприятная почва для борьбы за оставшиеся под тур. владычеством греч. территории. Понятие «великая идея», находившее поддержку у короля, очень популярное в обществе, не имело четкого определения: одни вкладывали в него надежду на возрождение Византийской империи, другие - на объединение всех греков в одних границах, третьи - на создание сильного гос-ва. Все эти концепции так или иначе носили антиосманский характер. Греч. правительство как могло поддерживало выступления в пограничных провинциях Османской империи, а также восстания на о-ве Крит, происходившие практически каждое десятилетие. Особенно активно правительство Оттона действовало в периоды Восточного кризиса 1839-1841 гг. и Крымской войны 1853-1856 гг. Оно оказывало материальную помощь повстанцам, среди к-рых находилось много греч. офицеров, нелегально пересекших границу. Такая позиция Оттона вызывала недовольство Англии и Франции, противившихся расчленению Османской империи в пользу Г. Поэтому в мае 1854 г. с целью предотвращения вступления Г. в Крымскую войну на стороне России была организована высадка англо-франц. десанта в Пирее, на 3 года оккупировавшего греч. столицу. Под давлением англичан было создано новое правительство, к-рое возглавил Маврокордатос. Он пытался смягчить тяжесть оккупационного режима и в конце концов превратил оккупантов в пленников, ограничив свободу их передвижения казармами Пирея. Маврокордатосу удалось добиться восстановления дипломатических отношений между Г. и Османской империей, а также заключения греко-тур. торгового соглашения (май 1855), заложившего основы процветания греч. экономики в Османской империи во 2-й пол. XIX в. Это соглашение было единственным положительным результатом для Г. за время Крымской войны. Среди населения зрело недовольство политикой Оттона, не сумевшего добиться присоединения новых территорий. Англо-франц. оккупация подорвала доверие греков к этим державам и дискредитировала ориентировавшиеся на них политические партии.

http://pravenc.ru/text/597843.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010