После разъяснения видения снова упоминается (8) северная земля. Это связано, скорее всего, с тем, что север вызывал особые ассоциации: о северной стороне говорилось, что там обитают соперничающие боги (ср.: Пс. 47:1 ), там находится земля Сеннаар, или Вавилония (2:7; 5:11; ср.: Иер. 23:8 ), оттуда совершались главные набеги на Израиль и Иудею ( Ис. 41:25 ; Иер. 1:13–15; 16:15 ), в том числе и недавние атаки врагов ( Иез. 38:6,15 ). При этом, несомненно, автор желает подвести нас к той мысли, что Бог в конце концов окажется доволен состоянием всей земли. Две горы (1) представляют собой, по всей видимости, врата небесные (ср.: 5); то, что они медные, может быть указанием на восходящее солнце (светает; вспомните, что первое видение состоялось в ночное время и это может быть знаменательным), или же они символизируют столпы при входе в Храм. Медь указывает на мощь (напр.: Иер. 1:18 ), неприступность для врагов: небесный храм Господень укреплен надежно. Вряд ли масти коней (2–3, 6–7) придается здесь какое–то особенное значение (см. коммент. к 1:8). Кони пегие – перевод двух неясных слов. Это выражение может значить «кони пегие, сильные». Слово «сильные» употребляется в ст. 7 по отношению ко всем коням. Слова четыре духа (или «ветра») (5) намеренно многозначны. Ветер невидим и вездесущ, так же и присутствие Божье. «Ветры», вероятно, составляют здесь основное значение, принимая во внимание ст. 8. Однако не следует воспринимать поэтический образ слишком узко (ср.: «семь духов» в Отк. 1:4; 3:1; 4:5; 5:6 ). 6:9–15 Предсказание Данное предсказание, как кульминация всех видений, сводит воедино некоторые основные мысли предыдущих глав. Структура его в целом хиастическая. Внешние контуры ее прочно обозначены именами изгнанников, вернувшихся из Вавилона (ср. также гл. 7 – 8). Предсказание может быть изложено следующим образом. 9 Введение в предсказание. 10 Возьми… у Хелдая, у Товия и у Иедая… и пойди… в дом Иосии, сына Софониева. 11 Возьми… серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом делится на три части, которые разграничены обещаниями Давида возвеличить Господа, когда рассеются облака (9–10, 18, 27–28). В каждом разделе можно отметить одни и те же основные моменты; это: а) мольба о вмешательстве Господа (1–3, 17, 22–24а); б) молитва о справедливом возмездии врагам (4–6, 8, 24б–26) и в) причины, лежащие в основе просьб о воздаянии врагам по заслугам (7, 11–16, 19–21). Основными мотивами являются следующие: страдания его незаслуженные, он невиновен (7, без вины); соболезнование Давида (13, 14) и сильная личная вражда (19–21). В этом, как и в других сходных по тематике псалмах, поражает энергия молитвы Давида и ее четкая направленность против своих обидчиков. Необходимо помнить о существовании такого чувства, как праведный гнев, который проявлял Господь Иисус Христос ( Мк. 3:5 ), Его святые ( Отк. 6:9–10 ), о котором упоминается и в Еф. 4:26 . Весь псалом (как и все аналогичные псалмы) пронизан мыслью, что Давид ничем – ни словом, ни делом – не согрешил против своих преследователей, которые беспричинно гнали и мучили его. Здесь, как и в псалме 33, проводится мысль, что в любой самой безысходной ситуации необходимо молиться и полностью полагаться на Господа. 1–10 Молитва об избавлении от опасностей . Мольба о вмешательстве Господа (1–3) сопровождается молитвой о справедливом воздаянии врагам (4–6) и указанием на беспричинность преследований с их стороны (7). Тема возмездия повторяется в ст. 8, а затем следует обещание воздать славу Господу за Его спасительную помощь (9, 10). Использование военной терминологии (1, 2) подчеркивает неодолимую мощь Господа, которой неспособны противостоять объединенные силы противника. 1 Тяжба – слово из юридического лексикона. В первом молитвенном обращении Давид призывает к соблюдению справедливости. Господа не подобает просить о том, чтобы свершилось неправедное дело. Побори – даже находясь в смертельной опасности, Давид не предполагает взять в руки оружие, предавая все в руки Господа. 2, 3 Щит… латы – необходимое средство обороны. Меч – Давид призывает Господа не только к защите, но и к активным действиям. Он желает также получить новые заверения об удовлетворении чаяний его души. 4 Да постыдятся и посрамятся, то есть их упования подвергнутся публичному разоблачению. 5 Прах – символ беспомощности перед судом Божьим. Ангел Господень – см. коммент. к Пс. 33:8 . Ангел Господень упоминается в Псалтири только в этих двух псалмах: Он избавляет от врагов (33:8), рассеивает и преследует их (34:5–6). Молитва о возмездии всегда следует за осознанием воли Господней, которую Он открывает людям. Он объявляет ( Втор. 19:18–19 ), что замышляющие зло против другого сами обрушивают его на себя, получая по заслугам. В таких случаях мы смиренно произносим: «Да будет воля Твоя», тогда как псалмопевец с уверенностью восклицает, что воля Его известна! 10 Кто подобен Тебе? Ср.: Исх. 15:11 ; Мих. 7:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

5. Мои дети – соль земли. ( Мф. 5:13 ). Если кристаллы не растворены, они не могут передать свой вкус. Так же и с Моими детьми. Если они не растоплены огнем любви и Святым Духом, и не стали живой жертвой, они не смогут привести ни одной душе ту духовную и небесную жизнь, благодаря которой они смогут спастись. Они будут ничем не лучше жены Лота, ставшей соляным столпом. ( Быт. 19:26 ). Но как ради вас Я был растоплен в Гефсиманским Саду ( Лк. 22:44 ), и на кресте Я отдал Мою жизнь, чтобы спасти жизни людей, ибо за жизнь платят жизнью, так и вы призваны отдать вашу жизнь. Так вы принесете вкус духовной жизни другим и спасете их от смерти. 6. Один убийца, вместо того, чтобы быть повешенным, был послан в битву. Там он бился за короля и страну с таким бесстрашием, что, несмотря на тяжелые ранения, он вернулся победителем. После победы его привели в суд для повторного приговора. Король, видя на его теле следы от ран, отменил смертный приговор, и не только простил преступление, но и высоко наградил его, и прикрепил на доску почета. Так и те, кто на Моей стороне сражается на Святой Войне против сатаны с храбростью и уверенностью, что они могут спасти их братьев и сестер, получат от Меня не только прощение грехов, но и в Царствие Божием Я дам им корону и престол ( Иак. 5:20 , Отк. 3:21 ) 7. Подобно тому, как труба, используемая для передачи чистой воды, сама сохраняет чистоту из-за воды, проходящей по ней, так и те, кто через Святой Дух несет Воду Жизни другим, и сами очищаются и становятся наследниками Царствия Божьего. 8. Лучший путь для верующего, дабы стать приспособленным для Святого Духа и служения – быть послушным небесному голосу и сразу, насколько возможно, начать служить. Чтобы стать хорошим пловцом, бесполезно получать инструкции, но нужно зайти в воду и начать самому грести. Лишь постоянной практикой, сначала в мелких водах, потом – в глубоких, пловец может достичь успеха. Так, чтобы научиться спасать души тех, кто тонет в темных водах греха, лучшим способом будет вхождение в единственную настоящую практическую школу божественности, что представляет собой союз со Мной ( Деян. 4:13 ).

http://azbyka.ru/fiction/u-nog-moego-vla...

В ст. 8 Осия говорит о жертвенниках и высотах, где эти жертвенники устанавливались. Они будут истреблены, на их месте вырастут тернии и волчцы. Вопль народа, обращенный к горам в страхе перед наказанием, можно найти в Лк. 23:30 и Отк. 6:16 (ср.: Ис. 2:10,19–21 ). В ст. 9 упоминается Гива (ср.: 9:9). Злодеяния жителей Гивы привели к гражданской войне, и тогда гибель грозила почти всему колену Вениаминову. На сей раз приговор Божий приведут в исполнение другие народы. Упоминание двойного преступления относится к грехам идолослужения и упования на военную мощь других стран, а не на Бога. 10:11–15 Пахота, посев и брань: символика суда В ст. 11 – 15 перед нами открывается широкая панорама земледелия, которая затем переходит в батальную сцену в конце ст. 13. Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе, то есть привыкшая тянуть молотило по снопам. Это была сравнительно легкая работа, и молотящему животному не заграждали рта. Следующая картина менее приятна: для совершения пахоты, труда более тяжелого, животное преклонялось под ярмо. Этот образ, видимо, надо понимать как средство дисциплинирования, а не как кару. В любом случае ярмо использовалось с целью понуждения к полезной деятельности. Пророк призывает готовить почву для новой жизни (сейте… в правду, распахивайте… новину) и пожинать добрый урожай крепкой любви (ср.: 6:4,6). В прошлом они сеяли и пожинали недоброе (13а; ср.: 8:7). Пророк приступает к интерпретации земледельческой метафоры. Израиль был самонадеян, полагался на физическую силу. По этой причине они потерпят такое же сокрушительное поражение, какое потерпел Бет–Арбел от рук Салмана. Бет–Арбел, как полагают, – место близ Галилейского озера или город к востоку от Иордана. Под Салманом, возможно, имеется в виду царь Салманассар III или V (858–824 и 726–722 гг. до н. э. соответственно; 4Цар. 17:3; 18:9 ) или моавитский царь Саламану (ср.: Ам. 1:3,13 ). Мы не знаем в точности, на какие события здесь ссылается пророк, но судя по этому отрывку, они были в высшей степени бесчеловечными и ужасными. Вефиль упомянут, наверное, потому, что здесь находилось главное капище Израиля (кроме того, здесь игра слов с Бет–Арбелом). В 722 г. до н. э. царь Израиля был разбит, а все его потомство уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Малый рог ассоциируется с последней мировой империей. Его идентификация зависит от общей концепции истолкования всего видения (и сна Навуходоносора в гл. 2). Следует особо отметить три черты характера небольшого рога в ст. 25. Он проявляет богохульство, преследует народ Божий и стремится к узурпации Божьей власти (поскольку возмечтает отменить… праздничные времена и закон, 25, что является абсолютной прерогативой Бога, 2:21). Те, кто датирует книгу Даниила II в. до н.э., четвертое царство обычно отождествляют с Грецией, а небольшой рог с Антиохом Епифаном. Однако невозможно понять этот фрагмент в отрыве от Нового Завета, без осознания, что образ «Сына человеческого» (13) исполнился во Христе (ср.: Мк. 13:26 ; Деян. 7:56 ; Отк. 1:13; 14:14 ). Такой (ретроспективный) подход приводит нас к выводу, что четвертый зверь символизирует собой Римскую империю. Вероятно, правильнее рассматривать «рога» (7, 8. 24) как отражение духа римского владычества, вызвавшего к жизни появление малого рога – человека греха и в конечном итоге – антихриста (20–21, 25; ср.: 2Фес. 2:4–12 ; 1Ин. 4 :3б), который жестоко преследует святых. Они будут преданы ему до времени и времен и полувремени (25), но затем внезапно он будет сокрушен. Сын человеческий, Которому дана будет неограниченная власть управлять всей Вселенной и Своим народом, воссядет на престоле и будет царствовать вечно (14, 26–27). Это видение произвело глубокое впечатление на Даниила. Здесь важный урок для всех, кто имел свои собственные сложные духовные опыты, который заключается в том, что Даниил сохранил слово… в сердце своем (28). 8:1–27 Верховная власть Бога установлена навеки В видениях, ниспосланных Даниилу, ему было дано более глубокое понимание конфликта, участником которого был он сам. Но речь идет не столько о его персональном опыте, сколько о том, как в нем отразились отдельные аспекты великой борьбы между царствами этого мира и грядущим установлением Царства Божьего. Второе видение Даниила напоминает ему его первое видение (1), но на этот раз он видит себя стоящим на берегу реки Улай, в Сузах, столице Персии. Видение состоит из двух визуальных образов (1–4; 5–12) и двух словесных откровений (13–14– слова святого; 15–29 – откровение Гавриила; ср.: 9:21 и Лк. 1:19,26 ). Эти части – визуальная и словесная – соответствуют одна другой, поэтому всю главу удобнее рассматривать, соотнося их друг с другом. 8:1–4, 15–20 Двурогий овен

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Высшее проявление Божьего всевластия: распятие Иисуса Христа. Центральным событием истории является распятие Иисуса Христа. Это событие лучше любого другого показывает, каким образом всевластие Бога соотносится с человеческими поступками. Взять хотя бы подлое предательство Иисуса Иудой. На ком лежит вина за этот поступок? Конечно, на Иуде; однако он действовал по наущению сатаны ( Мф.26:1416:24 ; Лк.22:3 ; Ин.13:2:27 ). Но ещё удивительнее то, что предательство Иуды, по словам Иисуса, было предопределено Богом ( Лк.22:22 ). А на ком лежит вина за распятие Иисуса? С одной стороны, у нас есть все основания утверждать, что это злодеяние было результатом сговора иудеев и римлян ( Мф.26:15 ; Ин.11:4753 ; Деян.3:1315 ). Но Библия также неоднократно говорит, что все произошло в соответствии с замыслом и предопределением Бога ( Ис.53:10 ; Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Ин.10:1718 ; Деян.4:28 ; 1Пет.1:1820 ). Оба утверждения справедливы, и между ними нет никакого противоречия – Пётр соединяет их друг с другом в первой христианской проповеди ( Деян.2:23 ). Богу известно все, что произойдет в будущем. Если все совершается по воле Бога, Он, естественно, заранее знает, что должно произойти. Устами пророка Исаии Бог высмеивает ложных богов языческих народов за то, что они не способны предсказывать будущее, как это делает Он ( Ис.41:2223; 42:9; 44:7 ). Например, Бог предрекает возвращение народа Израилева на свою землю и называет имя царя, который исполнит это пророчество, – Кир (45:1). Бог знал не только о том, кто вернет Израилю его землю, но и о том, когда это произойдет ( Иер.29:10 ). Он знал это, потому что Сам все задумал ( Иер.29:11 ). Опять же, величайшим доказательством Божьего предведения является тот факт, что Он от начала времен задумал послать Своего Сына в человеческом теле на землю, где Иисусу предстояло претерпеть предательство и распятие ( Ис.53:10 ; Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Деян.2:23; 4:28 ; 1Пет.1:20 ; Отк.13:8 ). Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что есть только одна приемлемая для христианина точка зрения на соотношение Божьего всевластия и человеческой свободы. Но все христиане должны верить, что Бог действительно всевластен, что этот мир принадлежит нашему Отцу, что Бог никогда не может «упустить» его из Своих рук, что Бог всегда поступал разумно и мудро, и что Бог, конечно же, никакой не неудачник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

    2:7. Использование водоносов для других целей делало их временно нечистыми; Иисус больше заботится о свадьбе Своих друзей, чем об обычном ритуале.     2:8. Роль «распорядителя пира» считалась почетной (Сир. 32:1,2); его первейшей обязанностью было распределять вино, следя за тем, чтобы излишества не омрачили веселья (что было особенно важно в еврейской среде). На греческих пирах гости сами выбирали человека, на которого возлагалась ответственность за развлечения и наблюдение за мерой разбавления вина; таким образом, некоторые наблюдатели могли обвинить распорядителя пира за то, что у хозяина преждевременно кончилось вино.     2:9,10. Вскоре после сбора винограда вино могло содержать некоторое количество алкоголя (тогда не было ни холодильных установок, ни герметической закупорки сосудов). Но уровень алкоголя не повышалиискусственным путем (перегонку не использовали); скорее, вино разбавляли водой, в пропорции две-три части воды на одну часть вина. На греческих пирах люди напивались из-за того, что вино разбавлялось меньше или в него добавлялись растительные токсины, но еврейские учителя не одобряли такой практики; маловероятно, что в Кане люди хотели напиться допьяна. Все же, как правило, гостям сначала выносилось лучшее вино, потому что в процессе семидневного свадебного пира, независимо от того, насколько пьянели гости, их вкус притуплялся.     2:11. Бог демонстрировал Свою славу, совершая знамения (Исх. 16:7; о славе см. в коммент, к Ин. 1:14). Первое чудо Моисея — превращение воды в кровь (Исх. 7:20; ср.: Отк. 8:8). Первое чудо Иисуса — превращение воды в вино.     2:12—25 Воздвижение нового храма     2:12,13. Все евреи обычно стремились по возможности посетить Иерусалим на Пасху; галилеяне, в отличие от жителей отдаленных земель, регулярно совершали паломничества в Иерусалим.     2:14. Овцы и голуби (и, в меньшей степени, крупный скот; ср.: Лев. 1:3—9; 4:2—21; 8:2; 22:21) предназначались для жертвоприношений; присутствие в храме меновщиков денег объяснялось необходимостью обменивать иностранную и галилейскую валюту на деньги, принимавшиеся торговцами жертвенных животных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В гл. 40 – 48 освобождение уже близится; мы видим постоянное обещание нового исхода, возглавляемого Господом; мы видим наступление завоевателя, наконец–то названного по имени, который завоюет Вавилон; мы видим начало новой темы, открывающей славу призвания быть рабом и светом для народов. Все это выражено весьма красноречиво, ликование стремительно нарастает, а стиль речи напоминает отдельные отрывки, встречающиеся до этого (ср., напр.: 35:1 – 10; 37:26–27). Теперь это ликование вполне обоснованно, что позволяет придать определенное звучание оставшимся главам книги. 40:1–11 Долгожданный Господь 40:1–2 Утешение для Израиля. Здесь утешайте употреблено в привычном для нас значении, а не как в староанглийском в значении «поддерживать». Этому слову вторит женская мягкость 66:13, усиленная ст. 2, где фраза «говорите к сердцу» (букв.) чаще всего употребляется в ситуациях, когда требуется подбодрить или убедить кого–либо (ср., напр.: Быт. 50:21 ; Суд. 19:3 ; 2Цар. 19:7 ; Ос. 2:14 ). Бросается в глаза, что народ Мой и Иерусалим в этих главах разделены до тех пор, пока город–мать не соединится вновь со своими детьми (ср.: гл. 54). Фразу вдвое за все грехи свои (2) можно объяснить либо в смысле щедрости, как, например, в 61:7; Зах. 9:12 (здесь для «вдвое» использовано другое слово), либо, следуя большинству комментаторов, в смысле наказания, как, например, в Лев. 26:18, 43 ; Отк. 18:6 . В первом случае лучше выражено милосердие, лежащее в основе этих глав, а в последнем – звучит только твердая уверенность, что приговор Иерусалиму уже более чем заслужен им, и нет никаких намеков на заслуженное спасение. Между прочим, нет ничего невероятного в том, что вдвое может обозначать «соответственно» или «равноценно». 40:3 – 5 Глас вопиющего в пустыне. Великий путь (который должен быть пройден всем человечеством, 5) сводит на нет обрядовые дороги языческих верований. Пустыня имеет двоякое значение, во–первых, как пример препятствий, которые должны сдаться перед царственным продвижением вперед (4; см.: гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

59:1–15а Всеобщее отчуждение. Данная глава во многом может быть названа мрачным двойником гл. 58. Здесь возникает та же проблема с молитвой, оставшейся без ответа, и причина такого положения та же (1–2). Но в то время как в гл. 58 описываются истинная праведность и ее благословения, в гл. 59 изображается грех (3–8) и уничтожение им всех ценностей (9–15) (ср. ст. 10 каждой главы). Конечный результат – хаос, в котором человеческая жизнь становится (по выражению Хоббса [Hobbes]) «одинокой, бедной, гадкой, скотской и короткой». 2 Этот стих содержит классическое объяснение кажущегося бездействия Господа как результата отчуждения; здесь это объясняется не как результат Его отвращения (как в 1:15), но как следствие самого греха. 3–8 Самая суть схвачена в описании распространяющейся анархии; когда дело касается греха, то никакое общество не сможет уцелеть, не говоря уже о дружественных отношениях людей с Богом. 5–6 Змеиные яйца и паутина символизируют, во–первых, губительное влияние нечестивых людей, которое только усиливается при всякой попытке искоренить его (56; ср., напр., интерес к порнографии), а во–вторых, ненадежность их политики или обещаний (6), тонких, как паутина. 7–8 Павел опирался на эти стихи в Рим. 3:15–17 , подходя к кульминационному моменту в описании нашей всеобщей вины. 9 Начинаясь с потому–то, этот стих возвещает все нарастающие последствия избрания зла. 10 Брести на ощупь при дневном свете – таково наказание, которое современники Христа заслужили (ср.: Ин. 3:19 ) и понесли (ср.: Ин. 12:35–40 ). 14 Четыре персонифицированных понятия, среди которых правда (напр., заслуженное доверие), вставшая вдали (она всегда бывает «первой жертвой» в смутные времена), могли послужить основой для картины, нарисованной в Отк. 11:7–8 . 15а Возможно, самым разоблачающим штрихом можно считать преследование порядочного человека, единственного, выбившегося из общего числа. Эта ситуация еще хуже, чем в Ам. 5:13 , то есть извращено не только общественное правосудие, но и общественное мнение. 59:15б–21 Единственный Искупитель (ср.: 63:1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

е. указывает на полную власть в доме. Для христиан из иудеев этобыла вдохновляющая и ободряющая весть Иисуса о том, что Он, по праву возглавляющий дом Давидов, ныне признает их как собственный народ. 3:9 . См. коммент. ко 2:9,10. Исключение из синагоги могло привести к прямому преследованию со стороны римских властей, как это было в Смирне. Заявление Иисуса о том, что их противники могут узнать, что Он возлюбил Свой народ, перекликается с Мал. 1:2 , где Бог говорит о Своей любви к Израилю и ненависти к Исаву – Эдому; ср.: Прит. 14:19 . Иудеи ожидали, что цари всех народов склонятся ниц перед ними в концевремен (см.: Ис. 49:23; 60:11,14; 1 Енох.; Свитки Мертвого моря; ср.: Пс. 71:10,11 ). 3:10. В апокалипсисах иногда приводились пророчества об особом избавлении праведного в грядущие скорбные времена (напр., о защите и покровительстве); в Ветхом Завете также приводится обетование о верности Бога Своему народу в бедственное время (см. коммент. к 7:3). В ряде текстов говорится о праведности, которая будет проверена в грядущих испытаниях (напр., в Свитках Мертвого моря), хотя образ праведности, испытуемой в страданиях, был широко известен (см. коммент. к 1Пет. 1:7 ). (Выражение «сохранить от» может означать «защитить от» [ср.: Отк. 7:3 ]. Ин. 17 – единственное другое место в Новом Завете, где использована такая конструкция. А также это выражение означает «оградить от чего-то». «Година искушений» – это слишком велико для местного масштаба и должно быть отнесено либо ко времени великой скорби, либо, как полагает Аллен Керкеслагер, имеет свои параллели в древности; в Откровении термин «час» относится к последнему часу – дню суда.) Откровение противопоставляет нечестивым жителям земли праведных жителей небес; в апокалипсисах (напр.: 4 Езд., Сходства Еноха и 2 Вар.) также объявляется суд над «жителями земли». 3:11. «Венец» здесь может быть ссылкой на венок, которым награждали победителя спортивных соревнований или героев войны. 3:12,13. Образ «побеждающего» («верный остаток) появляется как новый храм в других новозаветных текстах, а также в Свитках Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010