5 Свидетели. После разъяснения принципов закона (3–4) на судебное заседание приглашаются свидетели. Первый из них (5а) обвиняет «богов» в отсутствии мудрости: они скорее намеренно игнорируют закон, чем не знают его; они не в силах найти верное решение и предпринять необходимые действия. Второй свидетель (5б) утверждает, что при таком руководстве народ живет в темноте, лишенный верных ориентиров и жизненных целей. Третий свидетель (5в) заявляет о том, что социальная структура и нравственные устои общества серьезно поколеблены. 6–7 Приговор суда. И тех, кто считает себя богом, и тех, кто не относит себя к таковым (6), – всех ожидает смерть, как всякого человека (7). 8 Молитва . Греза о Боге, вершащем суд (1), обращается в молитву с просьбой о совершении Его праведного суда над всем миром (8). Итак, что же это означает? 1) Всякого рода «боги» – это тени, фантомы, однако силы зла на земле реальны в лице «царей земных» ( Ис. 24:21 ; Дан. 10:12–13,20 ; Еф. 6:12 ). В Ветхом Завете слова «боги», «сыны Божьи» обычно относятся к ангелам ( Пс. 8:6 ; Иов. 1:6 ). 2) Обязанности, перечисленные в ст. 2–4, соответствовали обязанностям израильских судей ( Исх. 22:22–24; 23:6–7 ; Втор. 1:16–17; 10:17–18; 16:18–20 ); их работа состояла в том, чтобы осуществлять «суд Божий». Представлять дело пред Богом и перед священниками или судьями, по сути, означало одно и то же ( Исх. 21:6; 22:8,9 ; Втор. 17:8–13; 19:17 ). Более того, Господь Иисус называл «богами» тех, к кому «было слово Божие» ( Ин. 10:35 ). Чаша весов, таким образом, склоняется в пользу земных правителей, удостоенных высокой чести вершить суд и нести ответственность перед Господом за дело, которое Он им поручил. 3) Когда земные правители не в силах справиться с порученным им делом (5), они оставляют людей наедине с нерешенными проблемами, социальными неурядицами, но есть Бог истинный, перед Которым они ответственны (1, 6–7) и Которому мы можем молиться (8). Псалом 82. Враги окружают, но есть Господь на небесах Хорошей иллюстрацией к псалму служит 20–я глава 2 Пар., однако здесь речь идет не только о конкретном противостоянии Израилю. Скорее всего псалом рисует обобщенную картину, когда народ Божий, находясь в окружении враждебного ему мира (3–9), стремится в молитве найти выход из создавшегося положения (2). Молитва эта строится на основе знания силы Божьей (10–16) и в ожидании благословенного исхода, когда Всевышний будет признан всем миром (17–19). Псалом напоминает нам, что мы живем в мире, который ненавидит нас, потому что мы ему не принадлежим ( Ин. 15:18–25 ); он показывает нам, как мы должны реагировать на него: единственно верный путь – молитва; он учит нас, на что мы должны полагаться – на всемогущество Бога, которое одолевает силы этого мира (10–13; Ин. 16:33 ; Отк. 1:17–18 ); он учит нас, к чему нам стремиться – не просто к личному избавлению от вражеских нападок, не просто к концу противостояния, но к обращению врагов к Господу (17, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

27:7–11 Полезные лишения и бесполезная власть. В этом отрывке выясняется разница между отмеренным наказанием Израиля (7–9) и полнейшей катастрофой, которая сломит тирана (10–11). Начальное слово ст. 8 для нас неясно. LXX предполагает переводить его как военные действия. Другие варианты – это «мера за мерой», то есть метр за метром, галлон за галлоном или же «изгоняя прочь» (если «sa–sa» равнозначно нашему «кш–ш, кш–ш»), в вавилонский плен, на что намекает остальная часть стиха. Отказ от идолопоклонства (9) показан одновременно как условие (через это) и продолжительное следствие (плод) Божественного искупления (ср.: Прит. 16:6 ). Если плен сможет стать шагом на пути к этому, то он будет не напрасным. Укрепленный город (10–11) – это определенно противник (ср.: 25:2). Описание, данное в ст. 106–11а, может быть оттенено контрастным изображением возлюбленного виноградника из ст. 2–3. Ср. ст. 11б с 44:18–19; 45:6–7. 27:12–13 Собирание Израиля домой. Собирание урожая может происходить или в саду, или в поле, поскольку глагол трясти (буквально «бить») используется как для обмолачивания вручную зерна (28:27), так и для обивания плодов олив с верхних веток ( Втор. 24:20 ), так сказать, один к другому. Смысл здесь в том, что Господь тщательно собирает Своих верных, чтобы не пропал ни один из них (ср.: 40:26–27). Для Израиля, находящегося на родной земле (12), упор делается на том, что немногие будут отделены от общей массы (ср.: 10:20–23). Для рассеянных по чужим странам вострубит труба, призывая их домой (13). В Новом Завете показано, что в евангельском призвании уже соединились оба этих действия, отсев и спасение ( 1Кор. 1:23–24 ), как среди иудеев, так и среди язычников. Таким образом, эти два стиха показывают конечную победу Господа не как завоевание или новое созидание (как это может представиться), но просто как собирание народа и возвращение его домой. В конце концов, это самое главное (ср.: Отк. 7:9 ). 28:1 – 31:9 Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? 28:1–29 Отповедь насмешникам

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Примечания. 3 Прежде всего знайте: практически дословное повторение фразы из 1:20. Наглые ругатели – это выражение в сочетании с их «злыми помыслами» («похотями») позволяет полагать, что оно относится к лжеучителям из гл. 2, воспоминания о которых еще свежи в памяти. Потворствующие своим похотям всегда пытаются осмеять любые стремления к благородной жизни. 4 Отцы. Возможно, это относится к руководителям раннехристианской церкви, таким, как Стефан, Иаков, сын Заведеев, и др., или к первому поколению христиан, которые умерли между 30 и 60 гг. Павел пишет о той же проблеме в 1Фес. 4:13–18 , что служит аргументом не в пользу более поздней даты написания Послания. Однако упоминание потопа в ст. 5–7 показывает, что здесь скорее речь идет о ветхозаветных патриархах. 3:5– 7 Опасность неведения В действительности же, доводы «наглых ругателей» в ст. 4 ложные. Они намеренно забывают от том, что Бог вмешивался Своим судом во время потопа. Сегодняшнее стабильное состояние природы не является свидетельством, что так было всегда, «от начала творения». Бог снова может исполнить Свое обетование в надлежащее время. Примечания. 5 Словом Божиим (ср.: 1:3; Пс. 32:4 ; Ин. 1:3 ; Евр. 11:3 ). Из воды и водою: вода – один из главных элементов, из которых Бог образовал Землю ( Быт. 1:2 ) и который входит в ее состав и поныне. 6 Водою: очевидно это относится к потопу ( Быт. 6 – 9 ). 7 Нынешние небеса и земля противопоставляются новому небу и новой земле ( Отк. 21:1 ). Сберегаются: см. коммент. к 2:9. 3:8,9 Почему Бог медлит Обетования Божьи о последующем вмешательстве Бога в историю непреложны, и Он придет в установленное Им Самим время, во–первых, потому, что время находится в Его распоряжении, и, во–вторых, Он пред оставляет его людям, ожидая их покаяния. Примечание. 8 Не должно быть сокрыто: это противопоставляется забывчивости лжеучителей в ст. 5,6. У Господа…: цитата из Пс. 89:5 , которая указывает на то, что Бог вне времени, а потому не спешит свершить задуманное Им (ср.: Авв. 2:3 ). Этот стих приводится иногда как аргумент универсальности, хотя на самом деле он свидетельствует об обратном. Он показывает, что после Второго пришествия, которое откроет суд Божий, уже не будет больше возможности для покаяния. 3:10–13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

26:19 – 27:1 Воскресение и Страшный суд. Теперь, после молитвы в ст. 7–18, Господь дает Свой ответ. Ст. 19, пусть и неясный в деталях, ясно обещает физическое воскресение. В подобное утверждение в Дан. 12:2 здесь добавлены еще два момента будущей перспективы: воскресение грешников и вечная жизнь или посрамление. Нам следует читать (вместе с RV) «Мои мертвецы», потому что рабы Господа и в смерти остаются Его рабами, включая их тела. Для последней строки существует несколько вариантов перевода, но среди других перевод NIV справедливо сохраняет контраст между победоносной метафорой рождения в ст. 19б и полной трагизма фразой о родах ст. 18б, соединенных отличительным еврейским глаголом в единое целое. В ст. 20 говорится о возможности спасения во время суда, подобно тому как Господь укрыл Ноя в ковчеге или указал Израилю в Египте, как спастись от карающего ангела ( Исх. 12:22 ). Суд (21; 27:1) так же всеобъемлющ, как и в 24:21, где «воинство выспреннее» соответствует левиафану в данном стихе (ср. «дракон и ангелы его» в Отк. 12:7–9 ). Необычные эпитеты (прямобегущий, изгибающийся) в точности соответствуют тому, что сказано в древнем ханаанском эпосе о Ваале, который победил морское чудовище. Здесь языческий материал наполнен новым содержанием, Божественная истина, которая теперь в нем содержится, затмевает языческое звучание. И данный фрагмент, и 51:9–10 следует рассматривать в контексте суда, а не предполагаемой борьбы (как в языческом эпосе), в процессе которой созидающее божество вначале, прежде чем сможет продолжить столь желанный ему процесс сотворения упорядоченного мира, должно победить противостоящих ему богов хаоса. 27:2–13 Народ для Бога 27:2–6 Плодоносный виноградник. Любовную заботу (2–4) и обильное принесение плодов (6) следует рассматривать как противопоставление гл. 5, где виноградник принес дикие плоды и был отвергнут. Здесь мы видим окончание трудов Господа. Ст. 4–5 загадочны, но их можно понять так, что гнев Господа больше не обращен на Его виноградник, но только на волчцы и терны (то есть врагов Его народа), которые заглушили его в 5:6. Но даже с этими противниками Он скорее готов заключить мир, чем предать их уничтожению. Плоды (7), которые наполнят вселенную, в 5:7 трактуются как правосудие и правда. Отметим в оставшейся части отрывка, как и в 37:31, что как в моральном, так и в физическом отношении корень – это залог плода.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

11:10–16 Великое возвращение домой. Ст. 10, повторяющийся в ст. 12а, стирает границы национальности, почеркивая, что нет другого имени под небом, в котором для нас заключается спасение (ср.: Деян. 4:12 ). Этот царь одновременно корень и отрасль (ср.: ст. 1) царского рода (ср.: Отк. 22:13,16 ). Отметим добровольный отклик народов в ст. 10, 12а (ср.: 2:3; 42:4; 51:5). В то же самое время не все народы соберутся вокруг Него, и в этом отрывке, как и в других, ясно говорится о том, что всех избравших вражду ожидает гибель, что вполне логично (14; ср.: ст. 4). Прекращение зависти (ср.: 9:20–21) – это исполнение в отношении людей сказанного в ст. 6–9, когда в Божьем народе пробудившийся боевой дух будет очищен от «вожделений плоти» (14; ср.: Иак. 4:1,7 ). Тема великого исхода (15–16) получит подробное развитие в последующих главах (напр.: 35:1–10; 48:20–21), а тема большой дороги из Ассирии приобретет более глубокий смысл в 19:23–25. 12:1–6 Песнь избавления. После ссылок на исход (11:16), здесь мы видим соответственно отголоски песни Моисея (ср. ст. 2б с Исх. 15 :2а и, в меньшей степени, ст. 5а с ответом Мариам в Исх. 15 :21а). Гнев, который был обращен на Израиль (9:12,17 и т. д.), наконец отвращен от него, и песня прославляет окончание разрыва отношений (1), страха (2) и нужды (3). Очень характерно для Исайи, что спокойное упование – это последствие плена (1; ср., напр.: 40:1; 66:13). Но и Сам Господь является центральной темой этого псалма: Господь и Его отношения с псалмопевцем (1–2); Господь, узнаваемый по Его делам (4–5) и Его имени, то есть Его свидетельство о Самом Себе (отметим необычное сочетание Бог, Господь, Господь в ст. 2, подчеркивающее значение личного имени, истолкованного в Исх. 3:14–15 , а также особый термин Исайи – Святый Израилев в ст. 6); более того, Господь присутствует в силе, велик посреди тебя (6). 13:1 – 23:18 Пророчества о народах Несмотря на всю расплывчатость деталей, эти главы учат первостепенной и главной истине: Царство Божье находится в этом мире. Это легко выразить на общих примерах, подробно же рассмотреть эту идею, как это сделано в данном отрывке, значит показать, что верховная власть Бога не номинальная, но действенная и взыскательная.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Видения 4 и 5 занимают центральное положение и, по крайней мере в их настоящем виде, представляют узаконенное Свыше совместное руководство Иисуса–первосвященника и Зоровавеля («ОТРАСЛЬ»), который занимается восстановлением Храма и, согласно 6:13, наделен монаршим достоинством. Эти двое стоят пред Господом всей земли. Видения 6 и 7 связаны друг с другом: оба говорят о чем–то, что исходит или «выходит» и имеет отношение к удалению зла от земли. Оба лексически («выходит» «выходят») связываются с последним видением. Видение 8 завершает серию видений, образуя своего рода кульминацию, поскольку описывает исполнение Божьих замыслов: Господь всей земли. В 6:9–15 повторяются некоторые из наиболее важных тем, упомянутых выше: два руководителя, Храм и новое собрание людей для его строительства, и вновь звучат слова: И вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам. Ст. 15б вновь напоминает нам 1:2–6 (особенно ст. 4). 1: 7–17 Первое видение: конный дозор земли Перед нами три описания действующих в видении лиц: муж на коне (8, 10), Ангел (вестник), говоривший со мною (9, 13–14), и Ангел Господень (11–12). По всей видимости, в первом и третьем случае имеется в виду одно и то же лицо (см. особенно ст. 11). Оборот Ангел, говоривший со мною встречается в описании большинства видений. Захария сообщает, что видел в видении человека на рыжем коне между миртами (точное значение и смысл этих слов непонятны). Позади него были еще три коня разной масти: рыжей, пегой и белой. Этим мастям пытались приписать некую символику (напр., кровь, смятение и мир), но, скорее всего, эти детали просто образуют фон. У коней, запряженных в четыре колесницы, комбинация мастей несколько иная (6:2; ср. также: Отк. 6:2,4–5,8 ). Эти кони обходят землю и находят ее в покое. Слово «покой» здесь означает, что народы, притеснявшие Иуду, ускользнули от возмездия. Ангел Господень взывает к Богу о Его вмешательстве (12) и получает заверение: гнев Божий отныне направлен на нечестивые народы; Он прогневался на Свой народ, но язычники зашли слишком далеко, и вот Он возвращается в Иерусалим. Этот факт в сущности можно усмотреть в деле построения Храма (оно завершится четыре года спустя) и города (землемерная вервь символизирует разметку места для воссоздания жилищ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4:18. Авторы писем-соболезнований иногда призывали своих читателей «утешать» себя и других этими словами. По аналогии с этим, иудеи признавали, что верные слуги Божьи могли призывать друг друга проявлять стойкость перед лицом страданий и мученичества ( 2Мак. 7:5 ). Даже большинство ветхозаветных пророков, которые сурово обличали и грозили судом Божьим, находили слова утешения и надежды дляверного остатка праведных; надежда на грядущее находится в центре вести, которую передает Павел своим читателям, принадлежащим к такому верному остатку. 5:1–11 В непрестанном бдении Павел продолжает свое обсуждение пришествия Господа (4:13–18), завершая свою мысль тем же увещеванием: утешать и ободрять друг друга (4:18; 5:11). 5:1 . Здесь Павел цитирует другое высказывание Иисуса (позднее записанное в Деян. 1:7 ; цитата обычно передавалась в форме пересказа). Общая мысль о том, что время конца не известно, бытовала и в других кругах иудеев; учителя обсуждали, смогут ли праведные ускорить время приближения конца, или он придет в момент, назначенный Богом, но большинство сходились во мнении, что людям не дано знать времени наступления конца. Некоторые, однако, пытались разработать свои схемы, призванные предсказать его близость; Павел не склонен обсуждать эти гипотезы. 5:2 . Этот стих отражает другое высказывание Иисуса ( Мф. 24:43 ; оно также использовано во 2Пет. 3:10 ; Отк. 3:3; 16:15 ). «День Господень» в «Ветхом Завете был днем Бога и обозначал Судный день в конце времен(иногда он предстает как прообраз в промежуточных судах, которые завершатся кульминацией в виде катаклизма в последней фазе истории). В еврейской «апокалиптической литературе обычно предрекалсянеожиданный конец, который будет предваряться знамениями. Павел не отрицает, что Дню Господню будут предшествовать определенные знамения ( 2Фес. 2:2–4 ), но, как он считает, они не укажут точного времени конца истории и не станут убедительным предостережением для нечестивых ( 1Фес. 5:3,4 ). 5:3 . «Муки родами» – это не «начало болезней», как в Мф. 24:8 , а муки разрушения в День Господень, как в Ис. 13:8 . Родовые муки служили обычным прообразом агонии и погибели ( Пс. 47:7 ; Ис. 21:3; 26:17,18; 42:14 ; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 49:22–24; 50:43 ; Ос. 13:13 ). Внезапная пагуба – это тоже традиционная библейская концепция ( Ис. 47:11 ; Иер. 6:26 ), а неожиданный суд над нечестивым стал традиционным мотивом еврейской апокалиптической литературы; но Павел здесь, возможно, просто передает учение Иисуса ( Мф. 24:36–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

14 «О, даруй узреть стопы Грядущего». Эта мысль перекликается с Отк. 22:20 . Псалом 85. Услышь и защити, Господи Одиннадцать раз (ст. 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 15, 17) в этом псалме Давид использует имя Бога – Господь, – которое выражает верховную власть Бога. Обращаясь с мольбой о помощи (1) в день скорби (1), когда гордые восстали на него (14), он находит кому поплакаться – Всемогущему Богу, Который может услышать его молитвы (3–4), спасти его (12–13) и посрамить врагов его (17). В этом псалме–ходатайстве вплоть до ст. 14 нет конкретно выраженной просьбы; речь идет прежде всего о его теснейших отношениях с Богом (1–6) и о поисках духовного наставления и укрепления на пути служения Господу (11–12). Можно сказать, что на более глубинном уровне эта молитва – скорее рассказ Богу о Нем Самом, размышления о Его Божественной природе, чем разговор с Богом о себе. Этот псалом показывает нам, как молились в те времена ( Неем. 9:5–31,32–37 ; Деян. 4:24–28,29–30 ), и служит образцом для нас. 1–6 «Услышь, Господи, молитву мою». Прежде всего здесь выражается желание быть услышанным (1,6). Слово ибо в ст. 1, 2, 3, 4, 5 и смысловое значение ст. 2 подразумевают пять оснований для молитвы: 1) наша беспомощность (1): я беден и нищ, презираем и угнетаем, пешка в руках других; 2) взаимная любовь (2): благоговение и посвящение себя Богу, Который любит нас; 3) твердое упование на Бога (2), личные отношения с Ним (Боже мой), основанные на послушании (раба Твоего) и доверии Господу (уповающего на Тебя); 4) непрестанная (каждый день, 3) напряженная молитва (3–4). «Возношу душу мою» ( Пс. 24:1 ) – т. е. все свои желания открываю Богу и к Нему одному обращаюсь за поддержкой; 5) характер Бога неизменен (5): Он благ и милосерд по отношению к нам, прощает наши грехи, неизбывно многомилостив к призывающим Его. 7–13 «Нет, подобного Тебе, о Владыка»: Ты единственный истинный Бог . Теперь Давид приближается к конкретной ситуации, и в начале отрывка (7) слышится уверенность в том, что Бог ответит в день скорби, а в конце, в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом 106. Каждый может молиться Одна из примечательных особенностей этого псалма – повторы: повторяющееся описание угрожающих ситуаций (4–5, 10, 17–18, 23–26), рефреном повторяющееся выражение об обращении к молитве (6, 13, 19, 28), повторяющийся ответ Божий на нее (6–7, 13–14 19–20, 28–29), повторяющиеся дословно призывы к благодарности (8, 15, 21, 31). Кто эти люди? Обычно написание этого псалма относят ко времени возвращения из вавилонского плена, однако это не согласуется с тем глобальным масштабом, который представлен в нем (3). Существует мнение, что здесь дан более широкий взгляд на историю еврейского народа: от блуждания в пустыне до Ханаана (4–9), от Египта и Вавилона к земле обетованной (10–16), от смерти (17–22) и бури (23–32) во время пребывания в изгнании к жизни и миру. Масштаб глобальный, и мы вправе задать вопрос: А что означает собрал… от запада? В ст. 3 сказано не от юга, но от «моря» (что подразумевает заморские территории). Важен более точный перевод и других моментов. Так, при прочтении английского перевода ст. 4, 10, 17, 23 создается впечатление, что речь идет о четырех разных группах людей, тогда как в еврейском тексте скорее один и тот же народ описывается с четырех точек зрения. Представлены типичные ситуации, в которые мы попадаем и в которых Господь спасает нас (2) по Своей милости (1, 8, 15, 21, 31, 43) как Свой народ. Вероятно, в этом и состоит смысл псалма. Псалмопевец размышляет о великих праздниках, которые существовали в допленную эпоху в жизни народа Божьего ( Исх. 23:14–19 ). Он видит народ, который собирается вместе из разных мест, и напоминает, что обетования, данные Аврааму ( Быт. 12:1–3; 18:18; 22:18; 28:14 ; Пс. 46:10 ), ныне сфокусированы на доме Давидовом ( Пс. 71:8–11 ) как гарантии собирания народа Божьего со всех концов земли. Хотя для него, так же, как и для нас ( Отк. 7:9–17 ), это все еще в будущем, все же каждый человек и каждое поколение народа Божьего может радоваться самой мысли о реальной принадлежности к такому собранию народов, славя милость Господа (1–2) и Его спасающую благодать (8, 15, 21, 31). Именно это должно быть постоянно в центре всех наших мыслей (43).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Однако мы не должны рассматривать покой Бога как отрешение от всяких дел. Священное Писание проясняет нам, что Он продолжает поддерживать, направлять и осуществлять контроль над Своим творением по завершении акта сотворения (напр.: 1:3; Пс. 103 ; Ин. 5:17 ). Этот образ скорее отражает свободу от тягостных забот и борьбы, радость разделения с Богом чувства удовлетворения совершенством сотворенного Им мироздания и Его искупительной деятельности во имя нас. Иначе говоря, мы будем освобождены от всех испытаний и тягот нашего земного бытия, дабы могли служить Богу беспрепятственно и жить с Ним вечно (ср.: Отк. 7:13–17 ). Поэтому необходимо предпринять все усилия, чтобы войти в Его покой. Поскольку мы можем войти в покой Божий только через веру, автор снова предостерегает нас от ожесточения сердца, от неверия. Он не говорит, что мы обеспечиваем свое спасение делами. Но если наша вера истинная, она непременно выражается в послушании. Наша задача в том, чтобы не уподобиться тем израильтянам – заблуждающемуся сердцем народу, проявившему непослушание Богу, – о которых говорится в Пс. 94:7–11 . 12–13 Этот фрагмент завершается размышлением о слове Божием (греч. ho logos tou Theou) и его беспредельных возможностях. В данном контексте нет оснований идентифицировать его с Личностью , Словом Божьим, как в Ин. 1:1–14 . Совершенно очевидно, что в данном случае подразумевается Евангелие, которое в ст. 2 названо «словом слышанным» (греч. ho logos tes akoues). Евангелие возвещает обетование о спасении, равно как и предостережение о суде (ср.: 2:1–4). Ясно также, что Пс. 94 можно воспринимать как голос Божий, призывающий нас к вере и предостерегающий от ожесточения сердца. Это писание представляет собой особое слово Бога, которое автор Послания к Евреям в гл. 3 – 4 стремится донести до слуха своих читателей. Таким образом, сказанное в ст. 12–13 в равной мере можно отнести как к проповеданному слову, так и к слову Божьему, записанному в Писаниях. Выражение слово Божие живо и действенно заставляет вспомнить Ис. 55:11 , где говорится, что слово Божьье свершает предназначенное ему Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010