Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на этот путь (8–9: ср. 34:13–14: «звери пустыни»... и др.). По нему «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие; а печаль и воздыхание удалятся» (10 ст. ср. 30:29; особ. 51:11; 65:14, 18–19: ср. также в Откр.5:9 «песнь искупленных»). Главы с 28-й по 35-ю имеют между собою то общее, что все они находятся в непосредственном отношении к нашествию на Иудею царя Ассирийского Сеннахерима и отчасти также к заключенному в Иудее в виду этого нашествия союзу с Египтом. Однако не все они могли быть написаны в одно время, как думает Гитциг, который относит гл. 28–33 ко времени похода Сеннахерима. Так, глава 28 написана, по-видимому, в то время, когда Самария была близка к падению (1–4: «вот крепкий и сильный у Господа... повергает его, т. е. венец царства Ефремова на землю»). Глава 29-я могла быть написана через несколько времени после этого события – еще до нашествия Сеннахерима в 14 г. Езекии (ср. 29:1: «приложите год к году», и «Я стесню Ариил»; в ст. 3–4 тоже нашествие Сеннахерима только еще предсказывается 180 . Затем, из слов 33:7–8: «вот, сильные их кричат на улицах, послы для мира горько плачут, опустели дороги, не стало путешествующих»,... можно заключать, что эта глава написана в то время, когда Сеннахерим уже пришел в Иудею и опустошил ее, т. е. в 14-й год Езекии. Главы 34-я и 35-я также предполагают, что страна уже опустошена, стала «пустынею», и что наступает уже день «мщения за Сион» (34:8). Напротив, в главе 32:9–20 предполагается, что Ассур еще не пришел, так как на полях еще женщины «беспечно» собирают жатву, и пророк еще только предсказывает опустошение страны, ср. ст. 14, 15. Поэтому главы 30–32 могли быть написаны в какой-нибудь из годов Езекии с 6-го до 14-го. 181 Если уже следы времени, отпечатлевшиеся на всех главах с 28-й по 35-ю, свидетельствуют о написании их пророком Исаией; то свидетельство это подтверждается еще более отношением их к основной мысли пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Увы, в ответ на это можно услышать – мол, их не так поняли и исказили их учение. Но все же почему никто из апостолов не настаивает на употреблении имени Иегова в молитвах (на чем принципиально настаивают «Свидетели»)? Заметьте – нигде и ни разу. Видимо, они про это даже и не помышляли, другого объяснения и быть не может. Почему апостолы крестят людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не во имя Иеговы или Иеговы и Иисуса? Также, почему апостол Петр позволяет себе сказать такую фразу об имени Иисуса: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 )? Или как мог допустить апостол Павел такие слова: «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» ( Рим.9:5 )?! Получается, их Христос ошибся с апостолами, ведь многие слова апостолов не соответствуют тому, о чем учат «Свидетели Иеговы». Хотя, конечно, можно догадаться, кто ошибается на самом деле. История и здравый смысл подсказывают, что истинной Церковью может быть та, которая существует с самого начала, от Христа и апостолов. Ведь именно о ней сказал Спаситель: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ) и: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (28:20). Мы веруем Христу, и только наша церковь сохранила историческую преемственность со времен апостолов. 9.2. Кто такие «помазанные»? В Откровении апостол Иоанн видит 144000 праведников, находящихся у престола Божия. «Свидетели Иеговы» называют их «помазанными» – это апостолы, первые христиане, члены руководящих должностей в Организации и др. По учению секты, лишь они могли, например, вкушать хлеб и вино, о которых говорил Спаситель. Это они будут править со Христом. Все остальные называются «великое множество», или, короче говоря, «второсортные». Примерно так в обобщенном смысле трактует секта (выражение «второсортные» я позволяю употребить, поскольку подавляющее количество сектантов, составляющих великое множество, например, не имеют даже права вкушать хлеб и вино, в отличие от «помазанных»). Но Священное Писание ясно говорит, что те 144000 – люди, не осквернившиеся с женщинами: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел... и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Речь идет о девственниках. В православном понимании они – монахи, которые жили свято и чисто. Это наши Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоасаф Белгородский и другие святые. А некоторые апостолы жен и детей имели. У апостола Петра была жена. Когда Христос пришел в дом Петра, Евангелие говорит, что Он исцелил его тещу. Апостол Филипп имел жену и пять дочерей – о чем свидетельствует книга Деяний апостолов. Про членов Руководства Сторожевой Башни можно ничего и не говорить, особенно про Чарльза Рассела, на которого собственная жена подала в суд за «неподобающее поведение с посторонними женщинами». Так кто же такие «помазанные»? 9.3. Еще одно противоречие

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

5) Сектант: Мы признаем учение Ветхого Завета о вере и благочестии, но решительно отвергаем все книги неканонические, как совершенно ненужные для христиан, ибо и Моисей, дав народу свой Закон, написал в нем: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того. Соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую » (Вт. 4:2 и 12:32). «Всякое слово Бога чисто, Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Пр. Сол. 30:5–6). Объяснения православного: 5) Здесь запрещается прибавлять что-нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божии, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым. Так поступили, как мы уже знаем, Иисус Навин (гл. 24:26) и Самуил ( 1Цар. 10:25 ), так поступали и другие пророки, «движимые Духом Святым». Что же касается неканонических книг, то хотя Церковь не считает их богодухновенными, а только назидательными, но никто не имеет права отвергать их пользу для научения христиан после того, как ее признала сама Церковь , хранительница св. Писания, и предложила своим детям читать их для пользы их душ. Вот почему наряду с книгами каноническими упоминаются, как полезные для чтения, и неканонические в 85 Правиле св. Апостолов и в 33 Карфагенского собора (318 г.). Сами св. Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Так, напр., слова ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (гл. 1:13) – очевидно, взяты из следующего места книги Иисуса Сына Сирахова: «Не говори: «ради Господа я отступил», ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (гл.15:11–12).Слова ап. Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (гл. 1:19) – взяты тоже из следующего места книги Сираха: «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ» (гл. 5:13). Следующие слова двух книг, канонических и неканонических, совершенно сходны: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь 2; 20 ). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7; 36 ). Срав Рим. 1; 18–23 и Прем. 13; 1–10 . Сир. 18:1 и Откр. 15:4 . 2Ездр. 4:28 и Быт. 2. 24 , Мф. 19:5 . Еф. 5:31 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В этом убеждает нас ап. Павел, когда говорит: «вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» ( 1Сол. 5:4 ), Господь же Иисус Христос говорит, что Он найдет, как тать, только на тех, которые не будут бодрствовать ( Откр. 3:3 ); следовательно, те, которые будут ожидать второго пришествия Христова не будут застигнуты врасплох. Дабы мы не оставались в неведении относительно этого важного события, подобно тем, «которых пришествие Христово застигнет врасплох, как сеть птицелова накрывает неподозревающих опасности птиц,» в Слове Божием указаны некоторые знамения второго пришествия Христова и кончины мира. Знамения эти следующия. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф. 24:14 ). Солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (29 ст.). «,И будут глады, моры и землетрясения по местам» (ст. 7). «И будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет» (ст. 21). «Прийдет отступление и откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая за Бога» ( 1Сол. 9:3–4 ) и др. Знамения эти, по мнению адвентистов, уже исполнились. Евангелие проповедуется ныне по всему свету, ибо существует 350 переводов Библии и 367 евангелических миссионерских обществ, имеющих во всех частях света 2500 проповедников и 25000 помощников. Солнце и луна помрачены были дивным образом 19 мая, 1780 г., когда в Ново–Англии и во всей северной части Северо–Американских Соединенных Штатов был такой темный день, что все лица побледнели и народ был в ужасе; а следующая за этим днем ночь была такая темная, какой, вероятно, еще никогда не замечали с тех пор, как мир сотворен Всевышним: лист белой бумаги на недалеком расстоянии казался таким же невидимым, как черный бархат. Звезды падали с неба 13 ноября, 1833 г. когда ночью был замечательный метеорологический звездный дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Но и здесь мы видим неодобрение Апостолом такого поведения в Церкви (См.: 1Кор. 14: 5 и далее). Другая ссылка на 1Кор. 14, 2 – «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом», так же не служит подтверждением необходимости глоссолалии, т.к. при такой глоссолалии церковь не получает назидания и нарушается принцип любви, так как любовь не ищет своего, а пользы ближнего (См.: 1Кор.10:23–24 ; 1Кор. 12, 7 ; 1Кор.14:12, 26 и др. а так же – 1Кор. 13 гл.). Более того, если тайны, говоримые духом, непонятны никому, то как мы узнаем, благословения или проклятия произносятся при этом (Ср.: 1Кор. 12: 3 ), ведь о необходимости различения духов предупреждает коринфян святой Павел ( 1Кор.12:10 ), а во Втором своем Послании к Коринфянам укоряет за податливость их к иному благовестию и иному духу ( 2Кор.11:4 ). Таким образом, дух может быть и не от Бога (См.: Деян.16:16–18 ; 1Иоан.4:1, 3 ; Откр.13:15 ), духов необходимо различать ( 1Кор.12:10 ), что без знания образа здравого учения невозможно ( 2Тим.1:13 ), т.е. необходимо и участие ума при этом, иные духи могут пребывать и среди тех, кто называет себя христианами, но по сути таковыми не являются ( Рим. 8,9 ; Еф.2:2 ), эти же духи могут смущать и верных последователей Христа (2Фесс.2:2). Именно об этом и пытается очень корректно, но вполне определенно сказать Апостол Павел, что мы и будем рассматривать далее 25 . Утверждение о том, что глоссолалия это «сверхъестественное средство общения с Богом» помимо разума, так же оказывается притянутым «за уши», т.к. цитата: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор.14:14 ) на самом деле осуждает такой способ общения с Богом. Это видно из следующего стиха: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом (по древнегреч.: de kai tw noi – но также умом, т.е. вместе с тем, одновременно и умом); буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ), т.е. в данном случае говориться не о попеременном чередовании молитвы экстатической и молитвы, контролируемой разумом, а об одновременном процессе. Впадение в состояние, когда разум не контролирует речь человека и его поступки, Апостолом запрещено однозначно: «не будьте дети умом» ( 1Кор. 14:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Ис.54:11–17 . В заключение главы дается поэтическое, трогательно-прекрасное описание особых Божественных забот об Его верном, новозаветном Израиле. Ис.54:11 . Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я по­ложу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; «Бедная, бросаемая бурею, безутешная!» С такими словами пророк обращается к новозаветной иудейской церкви, и посредством их – ко всему духовному Сиону. Сколько в них поэтической нежности, трогательной заботливости и искренней теплоты чувства! И как сильно и хорошо такими немногими словами охвачены все превратности внешней и внутренней судьбы Израиля, начиная с постепенной внутренней нормы его нравственно-религиозной жизни и кончая потерей его политической самостоятельности, заставлявшей его постоянно переходить из одних рук в другие. Ис.54:12 . и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоцен­ных камней. «Я положу камни твои на рубине ... ворота твои из жемчужин и всю ограду твою из драгоценных камней.» В противоположность крайней неустойчивости ветхозаветной иудейской церкви, новозаветная христианская (во главе с уверовавшими иудеями) будет поставлена особенно твердо и прочно: в основание ее лягут рубины и сапфиры, воротами ее будут служить жемчужины, а ограда будет сделана сплошь из драгоценных камней. Все это свидетельствует, с одной стороны, о крайней прочности и устойчивости церковного здания, а с другой – о богатстве и роскоши ее внешнего убранства. По-видимому, этот же самый образ, под видом «горнего Сиона или небесного Иерусалима» подробно раскрыт и в Апокалипсисе ( Откр.21:10–27 ), а в несколько измененной форме также и у пророка Иезекииля ( Иез.40–48 гл.). Ближайший, исторический смысл этого образа тот, что хотя новозаветная церковь тоже не обойдется без сильных потрясений и бурь, но они ей не страшны, подобно тому, как ярость морских волн бессильна против твердой гранитной скалы, или как внешняя осада не опасна для хорошо и сильно укрепленного города. В иносказательном пророческом смысле, по толкованию святых отцов – под краеугольным камнем, лежащим в основании здания Церкви, должно разуметь Христа (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8, 9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–8 ); а под другими драгоценными камнями, сосредотачивающимися вокруг Него – Его апостолов и учеников, а также и всех их достойных преемников ( Мф.16:18 ; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

< >< назад > Глава 2. Христианин перед лицом смерти 2.1 Тление, старость, болезни Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо " не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), взявший " на Себя грех мира " (Ин. 1, 29), не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир через грех. Смерть приходит, и, «поглотив телесную приманку, пронзается удою Божества, и, вкусив безгрешного и животворящего тела, погибает и отдает назад всех, которых некогда поглотила. Ибо подобно тому, как тьма уничтожается присутствием света, так и тление прогоняется прикосновением жизни и для всех возникает жизнь, а для губителя – гибель». Уничтожение, гибель смерти в этом тексте, видимо, следует понимать в смысле уничтожения того тягостного состояния души, в котором она пребывала после смерти телесной. После победы Христа над смертью открыты врата преисподней, из которой выводятся праведники. Об этом свидетельствуют новозаветные тексты: « И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов своих, воскресли» (Мф.27:52,53). «…Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет; Это – первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр. 20:4-6). Сопоставление этих текстов Евангелия и Откровения, по общепризнанному толкованию, позволяет сделать важный вывод- смерть Христа рождает истинную праведность и ее носителей – праведников, как детей Божиих, сонаследников Христу. Их души возносятся ко Христу и царствуют с Ним тысячу лет, т.е. период от Его воскресения до второго пришествия как Судьи Страшного Суда. Указание на продолжительность этого периода, имеет сугубо образный характер (тысяча – полнота), до «исполнения полноты времени», а не хронологический, как некоторые думают. «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:7) Согласно св. Августину, св. Иерониму и др. экзегетам первых веков, этот тысячелетний период есть история Церкви, начинающаяся с воскресения Христа.

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

«Сильный, чтобы спасать», т. е. имеющий власть и силу не только судить, но также миловать и спасать: судить и наказывать упорных, нераскаянных грешников, а миловать и спасать искренно покаявшихся и обратившихся к Богу. Право помилования – выше права суда: судить может всякий на то поставленный судья, а миловать имеет право только одна Высочайшая власть. Соединение фракций «суда» и «милости», согласно ветхозаветному мировоззрению, мыслимо лишь в руках Самого Бога ( Пс.88:15 ; Пс.91:3 ). Отсюда, следовательно, ответ Победителя, не оставляет сомнения в Его Божественной сущности. Ис.63:2 . Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтав­шего в точиле?: Ис.63:3 . «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и по­пирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; Дают продолжение начатого диалога. «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя – как у топтавшего в точиле?» снова вопрошают недоумевающие Победителя. И на это получают такой ответ: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мной; и Я топтал их в гневе Моем... кровь их брызгала на ризы Мои». В ответе этом использован тот самый образ, какой дан был и в вопросе – именно, сравнение с практиковавшимся тогда на Востоке приемом выжимания виноградного сока, при котором естественно и неизбежно было и известное обагрение одежд у лица, занимавшегося этой работой. Сравнения этого нельзя не признать особенно выразительным и сильным для заключенной в нем мысли – о наказании врагов Божиих. «Вопрошаемый отвечает, что Он также топтал точило, в котором, вместо виноградных гроздов, были заключены враги Его, что Он попрал их во гневе Своем, их кровь брызгала на одежды Его и обагрила их ( Откр.19:13 ). Точилом гнева Божия, которое истоптал Христос Спаситель, был ад который Он попрал ( Еф.4:8–9 ), по распятии Своем. В этой борьбе с адом Христос, подобно Самсону, единоборствовавшему с филистимлянами, или Давиду – с Голиафом, был один и не имел Себе помощника из людей» ( Мф.26:56 ; Ин.16:32 – Комм. СПб. Академии, 905). Хотя речь все время ведется здесь как бы о прошедшем событии, но это, очевидно, лишь для предания ей большей образности и картинности, большей убедительности и силы. Фактическое же исполнение данного пророчества, как и многих др. пророчеств Исаии, можно отнести к двум историческим эпохам: во-первых, к началу христианской эры, совпавшей с концом многих древне-языческих монархий, а во-вторых, – к ее завершению, в момент страшного Суда, когда будет произведен последний и окончательный расчет со всеми темными силами зла ( 1Кор.15:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010