2-я, изд. 1867 г., стр. 43). Эти казни и придут на Вавилон (они придут уже по снятии шестой печати). Они изображены в XVII и XVIII главах Откровения. Исполнителями определения Божия о Вавилоне, судя по Откровению ( Откр. 17, 16–17 ), будут десять царей, современных антихристу. Иоанн повествует, что десять царей возненавидят блудницу (Вавилон, или Рим), и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. К этому откровению Иоанн присовокупляет, что упоминаемая тут блудница «есть великий город, царствующий над земными царями» ( Откр. 17:18 ). Кто знает, не относится ли все это более к Парижу, этому аллегорическому Пергаму, где престол сатаны и вероятнейший престол антихриста, или Лондону? В таком случае, надобно было бы предположить, что «Великий Восток» и ныне имеющий свою главную резиденцию в Париже, придаст этому городу, т.е. Парижу, в конце концов восточный тип и такую могучую роль в мире, какую он имел во времена Наполеона I. Тогдашним, в конце концов, Наполеоном будет сын погибели, антихрист, еврей из Данова колена, а десять царей – как предавшие царство свое этому зверю, будут не более, как провинциальные правители восстановленной великой Римской империи со столицей в Париже, 18 а после его разрушения – в Иерусалиме. Опять повторим и здесь, что к счастью великая Россия не входила и следовательно не будет входить в состав этого последнего в мире железного царства, которое погибнет вместе со своим восстановителем, последним Наполеоном или Навуходоносором. Как Навуходоносор в древности был восстановителем старого Нимвродова царства, так и этот новый Навуходоносор (быть может, имя его будет Нерон или Домициан) окажется восстановителем не только Римской державы, но и прежних: Вавилонской, Мидо-Персидской или Эллинской, Александра Великого держав, ибо таково значение характеристики, сделанной этому царству Иоанном ( Откр. 13:2 ): «Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

18 И земля и небо... Всё растворилось... – «Придёт же день Господень. воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ); «Прежнее небо и прежняя земля миновали. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Откр. 21:1 ; Ис. 65:17 ). Из библейских пророчеств одни делают вывод о торжестве жизни, другие – смерти. Человек свободен, но обязан выбирать. 21 Фея – сверхъестественное существо, творящее чудеса, делающее людям добро или зло. Герой дважды называет Ванду «феей жизни». Но может ли прелюбодейка быть ангелом света? 23 Всё перед вами падёт ниц, как перед властной царицей. – Апокалипсическому зверю поклонятся все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни, а на нём будет восседать великая блудница и говорить в сердце своём: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» ( Откр. 13:8; 17:3; 18:7 ). 24 Ваша красота победит всё. – Обольщённый внешностью Арнольд придаёт ей божественный статус, теряя способность видеть духовное нутро. Ср.: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её» ( Откр. 17:4 ). 25 …туманным призраком. Вы воплотили мечту. – Ср. желание Бранда: «Воплотить мои мечты, в яви – призрак воссоздать!» (Ибсен. 2, 371). 28 ...до нас никто не знал такого счастья. Мы первые в обетованную землю. – Грех лишает разума, гордыня – свойство безумных. Библейский символ только обличает помрачение падших. «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. ...Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна, хотя бы возросло до небес величие его и голова касалась облаков... не устоит счастье его» ( Иов 21:13; 20:5–6, 21 ). 29 Верю... Больше – я знаю. – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1Кор. 8:2 ). Пока пребываем в теле, «ходим верою, а не видением», и лишь «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» ( 2Кор. 5:7 ; 1Кор. 13:9 ). Вера же есть уповаемых утверждение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Для раскрытия диалектики веры и знания важно сравнение: первая лексема отсутствует в Ветхом Завете, вторая же употребляется значительно чаще, чем в Новом. Ср. фразу Подгорного из пьесы «Интеллигенция»: «Он не знает – он верит: это выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» ( Откр.16:2 ). Первая чаша выливается на землю. Если это понимать символически, то это испытание коснется, вероятно, тех людей, которые носят (или ранее носили) имя христиан. Надо вспомнить слова апостола Петра, который говорит в своем послании, что «время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» ( 1Пет.4:17 ). Тогда печально будет состояние народов, которые прежде были христианскими. Апостол Павел так рисует состояние их в последние времена: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» ( 2Тим.3:1–5 ). А вот пророчество святого Нифонта Цареградского о священстве и монашестве последних времен: «Занимающие престолы священства во всем мире будут неискусны и не будут знать художества добродетелей. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом. Многие будут одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути». Вот более подробное описание тех душевных (возможно, в дополнение к физическим) жестоких и отвратительных гнойных язв на людях, которые появятся при излиянии на землю первой чаши гнева Божия. Но Откровение говорит, что они появятся лишь «на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» ( Откр.16:2 ), то есть у ранее христианских народов (вылил на землю), отступившихся от основ истинного богопочитания и богопознания. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» ( Откр.16:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

«Уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» ( Ис.24:4–6 ). Следует заметить, что о неизбежности конца мировой истории человечества говорят не только книги христианских Священных Писаний, но и последние данные мировой статистики. Сюда будут относиться: 1)     Непрекращающийся рост населения земли, теперь уже с достаточно густым населением пространства суши, пригодной для обитания человека. 2)     Истощение необходимых для людей ресурсов как питания, так и всех полезных ископаемых, необходимых для поддержания жизни человечества. 3)     Быстро прогрессирующее отравление промышленными отбросами и газами земной атмосферы и всех водных ресурсов – рек, озер, морей и океанов. Последнее ведет к истощению рыбных запасов, необходимых для питания людей. Следует заметить, вместе с тем, что наука неопровержимо доказала, что в неизмеримой вселенной Земля является ее центром, и все звезды удаляются от нее, как от центра. Это было констатировано астрономией на основании наблюдения так называемого красного смещения спектра всех звезд. Иначе говоря, наука доказала истину библейского утверждения, что Божье творение во вселенной началось с Земли (вместе с Солнцем и другими планетами солнечной системы). 22. Великая блудница – Вавилон (Откр. 17:1–18, 18:1–24, 19:1–4) Я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. ( Откр. 17:1–2 ) Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы,и племена и языки. ( Откр. 17:15 ) Заканчивая описание семи последних язв, Откровение переносит взор ясновидца к новой трагической картине – суду над великой блудницей. Не надо удивляться, что именно здесь вскрывается этот отвратительный образ изменницы. Тайна ее беззакония искусно маскировалась на протяжении веков, но в эпоху антихриста ее нечестие достигнет своего апогея. Тогда с нее будет сорвана маска и станет очевидной измена той, которая по своему призванию должна была бы стать невестой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Почему Господь назвал его этим именем? Греческое слово “панирос” значит: и злой, и плохой, и лукавый. Таким – думается нам – Спаситель наш назвал его в противоположность Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал об Отце: “Никто не благ, как только один Бог“ (Мф. 19, 17). Благость Божия здесь употребляется в смысле совершенства (Мф. 5, 48), святости (Евр. 4, 7) и, в частности, любви (1 Ин. 4, 16), ибо любовь есть “совокупность совершенства” (Кол. 3, 14). А диавол назван злым, плохим и лукавым, потому что в нём ничего этого нет, – “нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8, 44). Иногда, и нередко даже, и это “не удивительно”, “сам сатана принимает вид ангела света” (2 Кор. II, 14). Диавол вообще значит – “клеветник”, провокатор, обманщик, так он обманул прародителей в раю и теперь над нами нередко действует под “видом” добра, а не как Господь-Истина: “Все пути Господни – милость и истина” (Пс. 24, 10; Пс. 118, 86, 90, 128; Ин. 7, 28; 14, 6; 1 Ин. 5, 6; Откр. 3, 14). А диавол извращает истину. Поэтому и переведено греческое слово – “лукавый”, от слова “лук”, “лука”, т.е. изогнутое дерево, притом – стреляющее, ранящее, убивающее. И русское слово лукавый – т.е. хитрый – говорит о том же извращении правды. И люди, подобные диаволу, искажают её злонамеренно. И мы не можем не обратить внимания и на то, что это прошение поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения). Вообще, мы замечаем не только “холодное” отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и – как к “противнику нашему” (1 Пет. 5, 8), и “врагу” Божию (Лк. 10, 19) – даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям – апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5; 9, 42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет “мучить” их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр. 14, 10); “диавол” будет “ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Глава VII Наложение печати на избранных: явление Ангела с печатью Бога живого, которая и была наложена на 144 т. сынов израилевых (1–8 ст). Видение прославленных пред престолом, которые бесчисленным множеством в белых одеждах и с пальмовыми ветвями стояли пред престолом и вместе с другими небожителями прославляли Бога и Агнца Его (9–15); объяснение источника их блаженства (16–17). Откр.7:1 .  И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Первое видение второго порядка говорит о выделении праведных из среды нечестивых при общемировых бедствиях приближающегося конца мира. – Сначала пред пророческим взором Иоанна раскрывается картина спокойного исторического развития христианского мира под образом четырех Ангелов, удерживающих ветры от их разрушительных действий. Это во всяком случае Ангелы добрые, а не злые, как полагает Андрей Кесарийский , и их образ указывает на то, что христианство представляет собою в истории несравненно большую гарантию мира и спокойствия, чем языческие религии. Откр.7:2 .  И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Со временем, однако, это спокойствие и мир прекратятся. – Появляется новый Ангел, который в своей руке имеет печать Бога живаго. Печать эта принесена Ангелом для избранных рабов Божиих и должна быть прежде всего отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Господу Богу и на покровительство Божие. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членов Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело ( Быт 4:15 ). Но трудно сказать, будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком. Откр.7:3 .  не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Из совокупности предсказаний Св. Писания следует заключить, что наступлению последнего и страшного дня конца мира будет предшествовать все усиливающееся нравственное разложение, в результате которого духовная жизнь человечества придет в глубокое расстройство. Интересы плоти возобладают над интересами духа. Христом перестанут интересоваться и перестанут думать о Нем. Его жизнь и Его учение отойдут для многих в область воспоминаний. Повторится предпотопное состояние человечества, о котором мы читаем в Библии : «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были злы во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека... ибо земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» ( Быт. 6:5–17 ). Подобное состояние человечества будет и перед вторым пришествием Христовым. ж) Распространятся колдовство, служение нечистой силе и другие языческие мерзости . Само мировоззрение людей будет отравлено дьявольской ложью: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). Книга Откровения предсказывает чрезвычайное проникновение дьявольской силы в жизнь людей. Эта потусторонняя сила, подобно дыму, наполнит и отравит самую атмосферу, которой дышат люди, как пишет ап. Иоанн: «Когда был отворен кладезь бездны, из нее вышел дым, как из большой печи, и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю... Царем над собой она имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Апполион (губитель)» ( Откр. 9:2–3, 11 ). И хотя Господь и будет призывать людей к покаянию разными бедствиями, но грешники «не раскаются в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам ... и не раскаются они в убийствах своих, ни в чародействах, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» ( Откр. 9:20–21 ; Откр. 16:13, 18:23 ). з) Возрастут взаимная вражда и ненависть, усилятся гонения на верующих . Имя христиан сделается ненавистным для людей, отвергших всякую религиозную культуру, всякую память о Боге, всякое к Нему обращение и всю свою надежду возложивших только на самих себя, на свой ум, на свои знания, на свое умение. Число христиан очень сократится, и врагами для верующего человека иногда окажутся его собственные родственники, как Господь предсказывает: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» так, что даже «брат брата предаст на смерть, и отец – детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их... Но и волос с головы вашей не пропадет, – утешает в заключение Спаситель. – Претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24:9–10 ; Мр. 13:12–13 ; Лк. 21:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В-третьих, этому способствовало и развитие мореплавания, благодаря чему мир стал виден, как на ладони. Его активно изучали. «Прогрессия» рисовала «единый мир». Хотя уже тогда было очевидно, что, скажем, США строились как держава «князя мира сего». Конечно, и в США есть острова и островки «народа Божьего», да и Пергамская церковь Апокалипсиса живет «там, где живет сатана» (Откр. 2: 13). Но антихрист в США не нужен: разве что получить там «ярлык на княжение» . Если мы обратимся к Апокалипсису, то увидим, что «зверь восьмой» выходит «из моря», которое есть язычество: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13: 1). «Земля» – это, вне всякого сомнения, земля Третьего Рима, где находится «материк» Церкви: православное христианство как государственная религия превратило «море язычества» в «твёрдую землю». Именно один из рогов этого «зверя из моря» и есть антихрист (Дан. 7: 7-25). «Зверь» святыми отцами всегда толковался как «царство-государство», о чем говорит и Ветхий Завет: «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле» (Дан. 7: 23). Дракон же (впрочем, он в другом месте именуется и зверем), «восьмая голова» которого несёт в себе рог антихриста, носит на своей холке «великий город Вавилон» по «водам»: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17: 15). Ни о каком «всемирном роге» здесь речь не идёт. Не надо забывать и то, что полного святоотеческого толкования на Апокалипсис в Церкви не существует: архиепископ Андрей Кесарийский не в лике святых, в чём можно убедиться, заглянув в святцы. Недавно появилась информация, что Фанар подумывает о его прославлении, но здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, нет даже мало-мальски достоверной информации, в каком веке он жил. Во-вторых, существует два типа рукописей толкования Апокалипсиса, приписываемых Андрею Кесарийскому (часть из них подписана именами «монах Мефодий» и «Ориген»), в некоторых местах разительно отличающихся друг от друга: «длинная» и «короткая». Если пройти на сайт библиотеки МДА в отдел славянских рукописей, то можно это несоответствие увидеть воочию. Скажем, толкование главы 20 стих 7 Апокалипсиса в старославянском «Апокалипсисе толковом» в четыре раза (!) короче ныне распространённого. Напомню: «Апокалипсис толковый», который является переводом «короткой» рукописи, в Русской Православной Церкви имел хождение вплоть до XVII века. Лишь в 1625 году у нас появился перевод «длинной» рукописи Андрея Кесарийского, выполненный Лаврентием Зизанием.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/20/hr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010