Павел в Еф. 4:16 и Кол. 2:19. умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешительные». На небесах, кроме того, 24 старца, которые являются представителями небесной Церкви, также молятся Богу (Откр. 5:8). Ап. Петр же имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1:15). Как же он после отшествия своего думал стараться о своих чадах? Видимо, молитвенным предательством пред Богом. Далее, в Ис. 43:27 сказано: «Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Здесь явно говорится о ходатаях небесных. Иер. 15:1: «...сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему...». Т. е., эти праведники ходатайствуют пред Богом за народ, но в этот раз евреи так согрешили, что Бог говорит, что и их уже не послушает. В Откр. 6:9-11 дается еще один пример молитвы умерших, в частности, о мести. Ангелы и усопшие праведники не бездействуют и не пребывают в состоянии пассивности, а участвуют во всех событиях и знают историю человечества. Так, Авраам в разговоре с богачом говорит о Моисее, хотя тот жил после него (Лк. 16:29), а Моисей и Илия, когда явились Иисусу, знали обо всем происходящем и о том, что должно произойти, так что беседовали об этом с Ним (Мф. 17:3). Есть также в так называемых неканонических книгах Библии 23 свидетельства о молитвенном общении небесной и земной Церкви. В Тов. 12:12 Ангел говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго... Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:12,15; ср. Откр. 8:2-4). Также Варух молится: «Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их...» (Вар. 3:4). Во 2 Мак. 15:12-15 описано видение: «Видение было такое: он (Иуда Маковей) видел

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

В книге пророка Иеремии с Источником «воды живой» отождествляется Сам Господь Бог. «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева… – восклицал Иеремия от лица Бога, – два зла сделал народ Мой: Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 4, 13). «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41: 2); «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142: 6), – пел царь Давид. Поэтому, когда Иоанн Богослов свидетельствует о Христе как об «Источнике воды живой», он ссылается на сказанное ранее пророками. Принципиальным акцентом является лишь то, что именно Иисус для апостола тот Агнец, кровью Которого было искуплено «великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7: 9), и именно этот Агнец «будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 17). Он есть Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему Он дает «даром от источника воды живой» (Откр. 21: 6). Бог не только дает «даром», но, что наиболее удивительно в сегодняшней евангельской истории, Он приходит к жаждущему человеку первым. Авторы богослужебных стихир подчеркивают это: «Облаки водами одеваяй, жене же предста воды прося» («Он, водами наполняющий облака, женщине предстал, прося у нее воды») 1 , «Воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй» («Воды искал источники и озера вод Изливающий»), «Воду прося, Иже на водах землю повесивый» («Воды просил на водах землю Повесивший») 2 . В райском саду средь бела дня Ева взяла запретный плод, за что была изгнана в землю сухую и безводную. И вот в час шестой к страдающей от жажды самарянке приходит Источник чудес, чтобы эту дочь Евы вернуть обратно в полноводный Рай. Для авторов богослужебных текстов Господь словно уловляет женщину словами. Вот приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, и, увидев ее, сказал Спаситель: «Даждь Ми воду пити, и Аз воды текущия насыщу тя» 3 .

http://pravoslavie.ru/70776.html

Именно от этого значения слова arche происходит русское слово «архиепископ». Архиепископ – тот, кто имеет власть над остальными епископами. Он руководит ими. Итак, из общего контекста Писания следует, что в Откр.3:14 слово arche употреблено в своем основном значении «первопричины», или «источника» Божьего творения. Возможно и другое толкование: Христос – «начальник» Божьего творения. К Христу применимы оба значения, поскольку в других отрывках Писание описывает Его как Творца ( Евр.1:2 ) и Господа ( Откр.19:16 ) всего сущего. Представление о Христе как «начальнике» Божьего творения отлично согласуется с другими новозаветными отрывками, в которых Христос изображен Творцом, – толкование же Сторожевой Башни попросту не вписывается в общий контекст Писания. Например: «...Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:16–17 ). «...B последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ). «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Спросите: Помните ли вы, что апостол Иоанн, написавший Откр.3:14 , написал и Ин.1:3 : «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»? Писание последовательно изображает Христа не творением, а Творцом всего сущего. Здесь будет уместно напомнить Свидетелю Иеговы, что Творцом, согласно библейскому учению, является только Бог. Устами пророка Исаии Бог говорит: «...Я – Господь [Яхве], Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю...» ( Ис.44:24 , курсив автора). Это лишает всякой опоры мысль, что сначала Иегова сотворил Христа, а уже через Него – все остальное. Факт, что Иегова «сотворил все», «один» распростер небеса и «Своею силою» разостлал землю ( Ис.44:24 ), в сочетании с тем, что Христос сотворил «все» ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2 ), доказывает, что Христос есть Всемогущий Бог, такой же, как и Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   Помните ли и внимаете ли тому, что Гос­подь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Госпо­ди, Господи! Раб верный волю господина сво­его творит и послушлив ему.    Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и ра­бов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пасты­рей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и воз­раст? И вы, и я на том суде явимся. И поста­вит Судия праведных «по правую Свою сторону», а грешных — «по левую», и после суда и опреде­ления Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:31—46).    Помните ли, что «придет день Господень, как тать ночью», то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему» (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд!    Помните ли, что «от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место» (Откр 20:11)? «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр 6:14—17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие за­хватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносят­ся, как кедры ливанские.     «Близко» уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8—9). Уже знаки его являются, а «тог­да небеса с шумом прейдут, стихии же, разго­ревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Гос­подень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, да­бы не застал вас неготовыми. «Блаженны те, которых» Господь, «придя, найдет бодрствую­щими» (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, челове­колюбец, грешника!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Церковь именуется Невеста Христова или Жена Его ( 2Кор.11:2 ; Откр.21:9, 22:17 ): «...я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). «...наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:7–9 ). «И сказал (ангел): пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» ( Откр.21:9–10 ). И самая тайна брака изъясняется апостолом как «тайна... во Христа и в Церковь » (μυστριον μγα) ( Еф.5:32 ). В этих уподоблениях выражена та же самая мысль, что и выше. Отношения жениха и невесты, и в особенности мужа и жены, осуществляются, с одной стороны, соединением двух воедино, даже и в плотском отношении: «и будета два в плоть едину» ( Быт.2:24 ; Мф.19:5–6 ; Мк.10:8 ), являются общей жизнью двух, а с другой – определяются иерархическим соотношением, различием мужа, как главы, от жены, имеющей долг повиновения. Как тело послушно велениям духа, с которым оно живет одной жизнью, так и жена послушна внушениям мужа, с которым она соединена единством плотским и духовным. Таким образом, отклоняя здесь от себя специальное рассмотрение обоих этих определений, мы можем указать их общую мысль и содержание: в них говорится о Церкви как о жизни в единении со Христом, как о совершающемся обожении человека. Однако духовная сущность Церкви не может исчерпываться только определениями, относящимися к единению со Христом, ибо это единение ведет за собою и вселение Святого Духа или же обусловливается им: обожение совершается Духом Святым для облекающихся во Христа. Потому и Церковь должна быть опознана как вместилище даров Святого Духа, ведущее свое начало от Пятидесятницы. Ощутительное вступление в Церковь при Крещении сопровождалось явным излиянием даров Святого Духа в первенствующей Церкви (согласно Деяниям апостолов): «Павел... прибыл в Ефес и, нашедши некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

10–11. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию. Слова Я был в духе Андрей Кесарийский передает в толковании как «объятый Святым Духом» 41 . Но как будто лучше согласиться здесь с проф. Ждановым, что «дух – πνεμα – не означает здесь личности Духа Святаго», но что это было особое, возвышающееся над обычным, внутреннее состояние, которое не раз называется в Деяниях κστασις ( Деян.10:10; 11:5; 22:17 ), а оттуда и в нашем языке тоже принято называть экстазом. «Ап. Павел ясно различает (см.: 1Кор.14:14 и далее) две сферы душевной жизни: а) γνεσθαι ν τ ν (ср.: 2Кор.12:2 ) и б) γνεσθαι ν πνεματν (или ν αυτ в Деян.12:11 ). Первое обозначает обычное состояние души (с рассудочным течением мыслей), сопровождающееся полным самообладанием и самоощущением. Второе имеет место тогда, когда человеческий дух, при воздействии Духа Божия, добровольно становится Его разумным орудием и погружается в таинственную область невидимого и сверхъестественного, причем он до известной степени освобождается от связи с собственным телом ( 2Кор.12:2–4 ) и вместе с тем от стесняющих ограничений пространства и времени» 42 . ν τ κυριακ μρ – в день Господень (славянский – недельный, русский – воскресный): «Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык проводить в служении Господу» 43 . Нужно заметить, что в греческом народе воскресение так и зовется кратко – κυριακ, даже без слова μρ. Слышал 44 ... громкий голос. Хотя проф. Жданов настойчиво заверяет, что голос этот «не был голосом Иисуса Христа» (см.: Откр.1:13 и далее 2:1), а был голосом без обозначения лица или голосом ангела (см.: Откр.1:1 ), но с этим нельзя согласиться, ибо слова, возвещаемые этим голосом, – Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний – применимы только к Божеству – или к Отцу, или, вернее, как в других местах (см.: особенно Откр.22:13 ), к Иисусу Христу, Которого далее Иоанн и созерцает в видении. По поводу того обстоятельства, что голос этот «раздался позади апостола», проф. Жданов метко указывает, что «едва ли что другое может в одинаковой степени поразить человека, возбудить его внимание и довести его слух, а в особенности зрение, до высшей степени напряжения, как неожиданный голос сзади» (ср.: Иез.3:12 ) 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных по правую Свою сторону, а грешных – по левую, и после суда и определения Судии пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-46). Помните ли, что придет день Господень, как тать ночью, то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: Вот, Жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место (Откр 20:11)? И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:14-17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. Близко уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8-9). Уже знаки его являются, а тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. Блаженны те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В виду нарушения, вошедшими в мир и говорящими по-мирски, лжепророками, ап. Иоанн заповедует верующим «не любить ни мир, ни того, что в мире; ибо все, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, не есть от Отца, но от Мира» ( Ин.2:1516 ) (указание на нарушение трех главных обетов монашества: воздержания от плотских удовольствий, нестяжательности и смирения). В виду унижения лжепророками значения христианского брака и мнимого воздержания от всяких увеселений и от вина, Иоанн в своем Евангелии ( Ин.2:111, 3:29 ), начало чудес Иисусовых возводит к чуду, совершенному Господом на браке в Кане Галилейской – претворению воды в вино для брачного веселья, и отношение Предтечи к Господу представляет под образом отношений к жениху друга жениха, который стоит и внимает ему и «радостию радуется, слыша голос жениха». В Апокалипсисе лжеучители называются «развратными», научающими любодейству, думающими о богатстве, надменно называющими себя апостолами и пророками, в своей иудейской гордости возомнившими о победе своего учения над языческими народами, от чего и самое название – Николаитами (победителями народов), и в противоположность им восхваляется терпение, скорбь, нищета, сохранение одежд своих от осквернения, за что обещается облечение в белые одежды, вкушение сокровенной манны, дарование радостной звезды утра, «нового имени и победы над язычниками» ( Откр.23 ). Гордости лжеучителей, их дерзкому именованию себя пророками и апостолами и стремлению властвовать над народами соответствует в Апокалипсисе ( Откр.13:1, 46 ), изображение зверя, которому «даны были уста, говорящие гордо и богохульно», и у которого «рога, увенчанные диадимами, а на головах имена богохульные». Еще полнее указывает в ( Откр.17:45, 18:23, 7 ) на нарушителей обетов отречения от мира и его похотей образ жены, сидящей в пустыне на звере: «на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным»; она «была облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными каменьями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея»; «она напоила яростным вином блудодеяния своего все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ея»; «она говорит в сердце своем: сижу царицей, я не вдова, не увижу горести».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010