Кто этот Михаил, упоминаемый в откровении Иоанна? Это Архистратиг сил небесных, начало вождь небесных сил – сильнейший всех ангелов и духов небесных. Кто этот дракон? Начальник бесов, великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную. И вот этот дракон восстал некогда со своими клевретами против Бога и против добрых Ангелов, – но не устоял на войне, – и низвержен на землю, и ангелы его злые низвержены с ним. И так была некогда война между ангелами добрыми и злыми на небе, – идет и теперь эта война на земле, и кончится совершенным поражением дракона и его ангелов. Вот почему Архистратиг Михаил, изображается на иконах с пламенным мечом в правой руке, на левой руке щит – защита Божия, ибо на щите изображается всевидящее око Божие и слова: „кто яко Бог” – сказанные некогда Архистратигом пред поражением бесов; а под ногами его изображается пораженный диавол; ибо бесы не устояли против Ангелов Божиих, и не нашлось уже для них места на небе, как сказано в Откровении. Где ж они нашли себе место до времени? – на земле, где они приводят человека ко греху, – тут еще продолжается война; потому-то и Апостол Павел сказал: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Ефес. 6:11–12 ). Много бесов в воздухе под небесами, много на земле, в водах и во всех местах; но Ангелов больше и они далеко сильнее их, подкрепляемые силою Божией. Особенно с пришествием на землю Сына Божия – диавол много потерял силы; ибо не только Ангелы, но и все святые именем Христовым отовсюду его гонят и преследуют. Не напрасно сказал Господь: ныне князь мира сего – диавол, изгнан будет вон 137 ; но диавол все еще не теряет надежды, а еще более свирепеет, умножая грехи и беззакония на земле; ибо находит места для себя в грешных местах, в грешных домах, и в грешных человеках. „Горе живущим на земли и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что ему немного остается времени свирепствовать“ ( Откр.12:12 ), – говорит громкий голос на небе чрез Откровение. Поистине велико горе нам живущим на земле; ибо между нами живет и царствует диавол. – В храмах, в Святых местах и в сердцах царствует Христос; а в грешных местах и домах, например: в питейных и развратных домах, в собраниях грешников, в злых душах – царствует диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Могущество I. М. – особый признак бытия Бога и Его власти. Бог, будучи всемогущим, проявляет Свое владычество над всем сотворенным как на земле, так и во вселенной. М. Божье неотделимо от Его славы и вечности. Как могучий Владыка, являет Он Себя человеку в творении, спасении и откровении, в подчинении Себе всех других сил. В свящ. истории избавление Израиля от егип. ига рассматривается как откровение М. Божьего: «Ты явил могущество Свое среди народов» ( Пс. 76:15 ). Библия призывает каждого человека и все народы признать М. Того, Кому оно единств. и принадлежит: «Воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 95:7 ; в др.-евр. оригинале слово оз, переведенное как «честь», означает М.). Если человек присваивает себе М., принадлежащее Богу, и поклоняется этому М., он становится идолопоклонником: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует. Сила его – бог его» ( Авв. 1:11 ). II. 1) благовестие и сила Иисуса Христа, Сына Божьего, – выражение особого М., власти [греч. exousia]: «Он со властию и силою повелевает нечистым духам» ( Лк. 4:36 ). Отсюда вопрос, обращенный к Нему: «Какою властью Ты это делаешь?» ( Мф. 21:23 ). Как через Евангелия, так и через послания апостолов красной нитью проходит свидетельство о получении М. через Иисуса Христа. Бог посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы» ( Еф. 1:21 ). Благодаря этому Он лишил М. всех других властителей, в т.ч. дьявола (см. Лк. 4:6 ; Рим. 16:20 ) и смерть ( 2Тим. 1:10 ). Наконец, Он дал верующим возможность укрепляться «всякою силою по могуществу славы Его» ( Кол. 1:11 ); 2) особым образом проявляется М. Иисуса в прощении грехов: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ). Тем, кто в Него верует, Иисус дает «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ), Он защищает их от демонических сил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:19 ). Откровение Иоанна свидетельствует о том, что в конце времен спасенные народы провозгласят: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» ( Откр. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Икона святого благоверного Великого князя Александра Невского ЖМП 6 июнь 2021 /  20 июля 2020 г. 16:30 Моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих 12 ИЮНЯ 2021 ГОДА НАЧАЛИСЬ ЧЕТЫРЕ КРЕСТНЫХ ХОДА С МОЩАМИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПО ГОРОДАМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ Миллионы верующих более 80 городов этих двух государств смогут молитвенно приложиться к мощам благоверного Александра Невского в год 800-летия со дня его рождения. Крестные ходы с частицами мощей князя пройдут от Бреста до Южно-Сахалинска, от Ленинградской области до Владикавказа. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира.  PDF-bepcuя. Нынешний символический акт почитания подвига угодника Божия образно связан с четырьмя сторонами света. Географический крест, который сотворят участники этих памятных мероприятий, призван осенить нашу землю и еще раз напомнить всем нам о духовных заветах благоверного князя.Вся его жизнь — это яркое свидетельство готовности стоять в правде Божией и верности Христу даже до смерти (Откр. 12, 11). Осознавая, что главная ценность человеческой жизни — это правая вера, дающая нам возможность пребывать со Христом, великий князь готов был скорее по образу Спасителя положить душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), нежели отступить от православной веры перед натиском нашедшего с Запада врага, стремившегося навязать покоренным племенам иное учение и иной взгляд на мир.Вместе с тем святой Александр Невский оставил нам замечательный образец богоданной мудрости, коей Господь наделяет только смиренных сердцем. Облеченный властью князь явил готовность склонить главу перед силой, пришедшей из восточных степей, ради блага Церкви, своей страны и людей ее. Он прекрасно осознавал, что этот враг менее опасен, поскольку не притязает на духовное сокровище народа — хранимую им полноту евангельской истины. И именно она даст нации возможность преодолеть все невзгоды и восстать из пепла после череды труднейших испытаний. Сегодня мы видим историческую правоту этой политики.

http://e-vestnik.ru/church/moshi_alexanr...

     Сюжет незамысловатый… Но весьма примечательный. Ибо дом Христов – еще и сердце человеческое. Поле брани по Достоевскому – Бога, диавола, человека… Сердце можно запачкать, заземлить, одебелить, развратить. В зависимости от пожелания… Очистить, возвысить, умудрить, уцеломудрить. Разбить, наконец… Сердце можно «отреставрировать». «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Христос близ входа его. «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). И блажен, кто Его услышит и узнает… Немногие слышат. И знать не желают. Теперь уже не совсем и люди. Не только и не столько. Скорее, «хомячки», по собственному признанию… В сети живущие, грызущие, грызущиеся, всем недовольные, а наипаче же Церковью. Всегда правые, правозащитные, странные и прогрессивные… И одно лишь им невдомек, что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Что заповеди Божии моде не подвержены. И что это только в их головах вчерашний содомит – сегодня человек приличный, а браком блуд становится уже потому, что просто так наименуется. У Бога не так. Как бы кому и чего ни казалось… Бог не внушаем и судит не по понятиям развязных хипстеров. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Даже и те, кто ничего не восхищал и восхищать не собирается, однако, обретут… По сердцу, по уму, по складу души своей. Если не Царство, то нечто ему противоположное. Так было во времена Предтечи, так и при кончине мира будет. И уже по одной простой причине: Бог неизменен. Он неизменен сущностно, онтологически… Вне зависимости от каких угодно предпочтений, вкусов, бунтов. В том числе и бунта нынешнего – революции нравов, китча глумления, воинствующей вседозволенности. Он неизменен в заповедях, в Церкви, в служении. А возрастающее количество мерзости требует лишь дополнительных усилий, чтобы в ней не запачкаться. Христова логика проста: лучше быть уничтоженным физически, нежели нравственно развращенным: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). Когда не страшно, грешить легко. Прискорбно, но факт: бояться того, что действительно страшно, не привыкли. Вернее отвыкли, упустив из виду саму перспективу вечности. И в этом, пожалуй, главное «достижение» «прогрессивного человечества» по отношению к «мрачному» средневековью. Не самое удачное, если учесть, что встреча с нею неизбежна… Хочется того или не хочется, верится в то или нет. Ведь ст о ит только оглянуться и совсем немного призадуматься, чтобы понять: коль скоро смысл жизни в нескольких десятках лет земного существования, то и его самого нету. Даже вера «верующих» ныне не далее, чем о муже, здоровье, зарплате. На злобу дня, за редким исключением. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18: 8)?

http://pravoslavie.ru/66551.html

Ангелы Ангелы а) сотворены Богом: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Им создано все: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ); б) составляют воинство небесное: явившийся Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: Я вождь воинства Господня ( Нав.5:14 ). Михей сказал: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ); в) суть служебные духи Божии: Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих ( Пс.90:11 ). Благословите Господа все воинства Его, служители Его ( Пс.102:21 ). Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? ( Евр.1:14 ); г) повинуются воле Божией: Благословите Господа [все] ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его ( Пс.102:20 ); д) исполняют суды Божии: Послал Господь язву на Израильтян… И простер ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его, но Господь пожалел о бедствии и сказал ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою ( 2Цар.24:15–16 ). Послал Господь ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского ( 2Пар.32:21 ). Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал славы Богу ( Деян.12:21 ). Услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю ( Откр.16:7 ); е) возвещают волю Божию: Ангелы сказали Лоту: мы истребим сие место [Содом], потому что велик вопль на жителей его ко Господу, и Господь послал нас истребить его. Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города ( Быт.19:13–15 ). Я [Гавриил] пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена ( Дан.10:14 ). Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Встань… и иди в землю Израилеву ( Мф.2:13–20 ). Ангел Господень отворил двери темницы и, выведши апостолов, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни ( Деян.5:19–20 ). Ангел сказал Корнилию: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

В это воскресенье Святая Православная Церковь отмечала память новомучеников и исповедников Российских. Для внешних это день прошел незаметно; люди в миру стараются не вспоминать те страшные годы — или даже заменить подлинную, страшную картину происшедшего на что-то более приглаженное. Но Церковь помнит; память о мучениках — очень важная сторона нашей веры. Мы помним их не просто как жертв тирании и беззакония, но как победителей, не как мертвых, но как живых в Господе, ожидающих нас в нашем небесном Отечестве. С мирской точки зрения люди, которых замучили и убили, проиграли; но слово Божие удостоверяет нас в их победе. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откр.12:10,11)» Эти слова тайновидца относятся не только к мученикам последних дней — духовная битва проявляет себя в человеческой истории много раз, и мученики античности, и новомученики Российские побеждают вместе, в одной битве. Победа, о которой свидетельствуют мученики, состоит не в том, чтобы убить своих врагов, и выжить самим; их победа — подлинная, и поэтому не похожа на все то, что мир сей считает победой. Они устояли в истине посреди клокочущего моря лжи, устояли в любви среди ненависти, устояли в разуме среди безумия. Клеветник — а Писание называет так сатану — низвержен не силой, но правдой. Вспомним время, предшествовавшее катастрофе 1917 года; чем-то оно напоминает наше. Точно так же «мыслящие люди» считали своим долгом кривиться на «казенное Православие» и повторять на разные лады, что религия изобретена корыстными жрецами, чтобы обирать доверчивых простаков. Точно также юные ницшеанцы презирали христиан как рабов и слабаков, точно также смелые борцы с царским режимом обвиняли Церковь в сервильности. Вскоре — не без их участия — дело повернулось так, что единственным доходом с духовной должности оказались истязания и лютая смерть, а верность Христу потребовала подлинного, а не воображаемого мужества. Автор «Песни о буревестнике», уже понимая, что служит людоедам, не смел проявлять им открытого неповиновения; открыто об истине свидетельствовали только те самые «попы», которые «брюхом шли вперед», много раз осмеянные и обвиненные во всевозможных пороках. Над могилами людей, убитых за веру во Христа, традиционные штампы о «корыстных попах», о «Церкви, прислуживающей сильным мира» и тому подобное звучат также, как они звучали над могилами мучеников античности или кровавой Французской Революции — нелепой ложью.

http://pravoslavie.ru/37282.html

Вопрос: ...Вы сами то читаете, что пишите? Душа " бессмертна " , но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).  Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14).   2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце.

http://pravoslavie.ru/6572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКУМЕНИЙ [Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова. Фрагменты комментария сохранились также в сир. переводе в рукописи VII в. (Lond. Brit. Mus. Syr. 855. Fol. 72v). И. упоминает в толковании о том, что он работал над сочинением спустя более чем 500 лет после создания Откровения. Согласно мнению большинства исследователей (гипотеза выдвинута в ст.: P é trid è s. 1903), И. был комитом визант. пров. Исаврия (юго-восток М. Азии), сторонником монофизитского Антиохийского патриарха Севира († 538) и адресатом ряда его писем (PLRE. Vol. 2. P. 794; A Collection of Letters of Severus of Antioch [Ep. 1-3, 64]/Ed., transl. E. W. Brooks//PO. 1916. T. 12. Fasc. 2. P. 175-194; 1919. T. 14. Fasc. 1. P. 5-6; Mansi. T. 10. Col. 1116; T. 11. Col. 444; упом. также Либератом Карфагенским: Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//PL. 68. Col. 1033-1034). Если это отождествление верно, время жизни И. должно быть отнесено к 1-й пол. VI в., а его датировка написания Откровения - не позднее чем ко 2-й трети I в. (подобная датировка встречается в совр. зап. науке, но совершенно нехарактерна для святоотеческой традиции). Иногда И. ошибочно отождествляется со св. Икумением , еп. Триккским. В комментарии И. пользовался сочинениями святителей Ипполита Римского, Мефодия Олимпийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, но не обращался к толкованию на Свящ. Писание Оригена. Наиболее оригинальна трактовка И. 1000-летнего царства Христова, к-рое связывается не с грядущим, а с первым пришествием Иисуса Христа и трактуется символически, а не как действительная историческая эпоха. В соответствии с общими тенденциями развития христ. богословской мысли своего времени И. видел наступление христ. мира и обновление в эпохе имп. равноап. Константина Великого. В противоположность Константину И. упомянул римских императоров, которых, с его т. зр., может символизировать семиглавый зверь (Откр 17. 9-10): Нерон, Домициан, Траян, Север, Деций, Валериан и Диоклетиан.

http://pravenc.ru/text/389083.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010