Но сейчас, к сожалению, в Церковь проникают разные идеи. Я вот так понаблюдал за развитием богословской мысли в историческом разрезе, посмотрел книги по богословию, которые были в XIX веке, в XVIII, в начале XX века… У нас получается, что каждое столетие где-то примерно два раза меняют богословскую направленность. То была так называемая юридическая теория, потом пришла органическая богословская теория. Сейчас энергетическая богословская теория, потом, может быть, космизм какой-то появится в богословии… И все это преподносится как учение Православной Церкви. Я не буду уж в какие-то детали вдаваться, но я вам советую: если вы богословием хотите заниматься, читайте книги, изданные до революции. А вот книги, которые сейчас издаются по богословию, они негодные. В современных книгах по догматическому богословию – какое-то обновленческое богословие. Я посмотрел – Троицкая Лавра не все книги издает, а в основном дореволюционные. Лавра выпускает очень мало новых авторов, очень мало. А сейчас же так много православной литературы продают! Вы вот старайтесь читать прежде всего святых Отцов. На первом месте должно быть Священное Писание, и уж затем читайте издания дореволюционных авторов. Потому что что-то страшное происходило с нашим богословием: то в одну сторону их бросало, то в другую, появлялись разные крайности. Мне очень нравится «Догматическое богословие» митрополита Макария Булгакова , это издание в двух томах, очень удачное; оно немножко схоластичное, но, по крайней мере, без новин, без каких-то обновленческих богословских эксцессов. И вот, давайте смотреть дальше, что же поют эти люди, которые держат гусли Божии в своих руках. Третий стих говорит: «и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» ( Откр.15:3 ). Чтобы нам противостоять антихристу, нам надо тоже петь песнь Моисееву и песнь Агнца. Ну, вы, наверное, думаете: а где слова достать, ноты? «Песнь Моисея и песнь Агнца» – это Закон Божий и Евангелие. Закон Божий – это пять книг Моисея, пять первых книг Библии, а песнь Агнца – это Евангелие. Что означает петь две песни? Это означает, что мы должны соблюдать заповеди Божии, которые Бог дал через Своего пророка Моисея, но, так как мы не можем исполнить весь Закон до конца, нам надо еще и петь песнь Агнца, то есть проявлять упование на то, что прощение наших грехов даруется нам в Иисусе Христе, в Сыне Божьем, нашем Спасителе. И вот, если мы совместим стремление исполнить Божью заповедь, а там, где не получится, проявим полное упование на спасительную Кровь Сына Божия, это будет означать, что мы поем две песни – песнь Моисея и песнь Агнца. А текст этих песен – вот, под одним переплетом. Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет, песнь Моисея, и Новый Завет, песнь Агнца. Видите, что является спасительным для нас? Слово Божие – оно обладает спасительной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» ( Откр.6:6 ). Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз. Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование. В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1 Цитир. по журналу Orthodox Life (Jordanville, N.Y. 1959), 4, pp. 30—31. 2 Посл.к мarheзuйцaм,VI, 1; Посл. к смирнянам, VIII, 1 и 2; Посл. к эфесяпам, XX, 2 (цитир. по изд.: Раннехристианские церковные писатели, Москва, СП «Интербук», 1990. — Прим. пер.). 3 Литургия — общее служение, на котором совершается евхаристия. 4 О единстве Церкви, 5. 5 Жизнь Константина, III, 10 и 15. 6 О воплощении, 54. 7 Не развили, а уяснили, более точно высказали то, о чем ранние Отцы говорили не так ясно. Все ранние учили о Троице, но не могли объяснить этого единства, с сохранением при этом Трех Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Терминология, которой пользовались апологеты, была далеко не совершенной. Отцы-Каппадокийцы дали старым терминам новые определения, и тогда стало возможным объяснить: как при единстве Божества сохраняется разность Лиц. 8 «То что невоспринято, то и не уврачевано», эти слова Григория Ниского (IV в.) предвосхитили все последующие Вселенские соборы. [Редакторы]. 9 Более подробно об иконах в Библии смотрите статью Рассказова А.М. «О священных изображениях в Библии». 10 Migne, Patrvlogia Graeca (P.O.), XCIV, 1384 D. 11 P.O. XCIV, 1276 A. 12 Об иконах, 1, 16 (Р. G. XCIV, 1245 А). 13 Об иконах, I, 21 (P.G.XCIV, 1253 В). 14 The Russians and their Church (London 1945), pp. 107—108. 15 Об иконах, II, 11 (P.G. XCIV, 1296 В). 16 О божестве Сына (P.G. XLVI, 557 В). 17 Письмо 124; Поэмы о самом себе, XVII, 91. 18 ] " Знаю твои дела; ты и не холоден и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл и не горяч, ни холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3:15—16). [Прим. редакторов] 19 Леонтий Неаполитанский, Добавление к житию Иоанна Милостивого, 21. 20 Леонтий, Добавление, 2. 21 Р. Evdokimov, L " Orthodoxie (Paris 1959), р. 20 [Русский перевод: П. Евдокимов. Православие, М.: ББИ, 2001]. 22 Цитир. в S. Runciman, The Eastern Schism, p. 116. 23 Цитир. S. Runciman, The Eastern Schism, p. 139. 24 The Eastern Schism, p. 101. 25 Один из лучших богословов ХХ-го века Владимир Лосский в своем труде «Боговидение» показал, то насколько сильно учение западных богословов XII-XIV вв. отличалось от учения Отцов Церкви IV-VIII вв. Несколько позже мы планируем опубликовать эту статью на страницах сайта. [редакторы сайта].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3480...

России, как и положено в старообрядческой традиции, И. Н. отвел центральную роль в завершении мировой истории, обосновав это нетрадиц. способом. Антихрист пробрался в Россию, по мнению И. Н., прежде ее отпадения от истинной веры: «Лет за шестьдесят до никоновского отступления и русские чудились буржуазие»,- пишет И. Н., используя слова Откровения: «И чудися вся земля вослед зверю» (Откр 13. 3). «И русские кланялись,- продолжает И. Н.,- не только цари, и военные, и гражданские - и монастыри, и персоны духовные церковные кланялись... Прельстились-то по гражданскому и военному делу... А когда поклонились змию и зверю, тогда они уже смело и в Церковь полезли». (По-видимому, данный пассаж навеян популярной в советской историографии теорией раннего развития капитализма в России, к-рая также отразилась в учебных пособиях.) Несмотря на то что Россия, по мнению И. Н., одной из первых, хотя и без буржуазной революции, отдала власть над собой антихристу, именно в России оставался последний, 3-й царь «римского звания» - феодальный монарх. Книжник так заканчивает описание торжества антихриста: «А в 1917 году, во время войны, свергли и третьяго, последнего, царя. И буржуазия как малый рог участвовала в революцыи - не на свержение капитализма, а на свержение царя-феодала». Социалистической революции, когда буржуазия (антихрист) была побеждена пролетариатом, и последующему этапу мировой истории в схеме И. Н. отведено особое место. Не склонный к идеализации восставшего пролетариата, И. Н. признает: антихрист (буржуазия) был побежден не силами добра, но силами зла, вынужденно служащими Богу: «Народ пролетария нехотя Богу служат, вконец искореняют буржуа капиталистов, у диавола царство нарушают». Рассуждая о последнем отрезке человеческой истории, И. Н. пишет, что после гибели антихриста в мире должен наступить краткий период спокойствия, сытой и веселой жизни; человечество погрязнет в грехах, не покается и погибнет от Божия гнева при Втором пришествии Спасителя. Автор считает, что этот период начался в 60-х гг. XX в. В последнем рассуждении заключен главный смысл учения И. Н. о конце света - оценка современности в эсхатологической перспективе.

http://pravenc.ru/text/674862.html

странах. В н. XX в. продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250, а в сельском хозяйстве – около 230 дней. Для сравнения: в Европе эти цифры были совсем иными – около 300 рабочих дней в год, а в Англии – даже 310 дней. О. Платонов Всеволод-Гавриил (Всеволод Мстиславович) Князь Всеволод, в крещении Гавриил – сын Киевского князя Мстислава Великого († 1132) и внук Владимира Мономаха († 1125), был посажен на Новгородский престол в 1117. В Новгороде он заложил каменный Георгиевский собор Юрьева монастыря (строил мастер Петр). После смерти отца Всеволод был переведен своим дядей, кн. Ярополком, в Переяславль Южный, но он, пробыв там всего день, вернулся в Новгород. В 1136 новгородцы, обиженные на Всеволода за краткосрочный уход в Переяславль, изгнали его из Новгорода. Всеволод получил от Ярополка Вышгород, а вскоре по приглашению псковичей стал княжить во Пскове. В Пскове кн. Всеволод заложил Троицкий собор. По некоторым данным, в его возведении участвовала артель строителей Успенского храма в Новгороде, пришедшая вслед за Всеволодом. В 1138 Всеволод скончался. Его погребли в Димитриевской церкви. Горе псковичей было так велико, что, по словам летописца, «не было слышно церковного пения от народного плача». Почитание Всеволода как святого воина и покровителя пограничного Пскова началось сразу после его кончины. В 1190 состоялось обретение мощей князя, которые поставили «в церкви святыя Троицы, ея же бе сам создал». Вселенная Все, что сотворил Бог, духовный и материальный мир в целом, мир Божий. Вселенная ограничена в пространстве ( Быт. 1:6–8 ) и времени, которое некогда началось и кончится ( Откр. 10:6 ). Русское народное представление о Вселенной раскрывается в пословицах: Мудрено сотворено. Премудры дела Твои, Господи. На семи поясах Бог поставил звездное течение. Над семью поясами небесными сам Бог, превыше Его покров. На 1-м поясе небесные ангелы, на 2-м архангелы, на 3-м начала, на 4-м власти, на 5-м силы, на 6-м господства, на 7-м херувимы, серафимы и многочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27-я). Толкуя об « Откр. 19:19, 20 , иоанниты пишут, что под «св. человеком» разумеют самого о. Иоанна, имеющего судить мир, что видно из следующих строк: «храм Божий есть святой человек, а посему селение Божие есть Божественный муж, святой небесный ангел совета Отча о. Иоанн Кронштадтский . Он будет хулиться от антихриста и слуг его» (там-же, стр. 19). Что-же касается графа Л. Н. Толстого, то иоанниты величают его различно: то самим сатаною, отцом диавола, одною из глав антихриста и лжепророком 3 (там-же, стр. 13, 17 и 19). Время кончины мира и начало страшного суда иоанниты определяют так: «Как мы объяснили в первой книге «XX век и кончина мира», на восьмую тысячу пройдет 430 лет. Рассчитаем: от Р. X. прошло 1907 лет. Сложим 5508 и 1907 и получим 7415 лет. Следовательно, до страшного суда осталось только 15 лет. Лазарь был воскрешен на пятый день рано утром. Сие знаменует, что общее воскресение и страшный суд будет в начале пятой сотни на восьмую» (там-же, стр. 51). Необходимо отметить, что книгоноши иоаннитов по городам и весям утверждают, порождая великую тревогу в душах доверчивых простецов, что якобы «батюшка пред смертью открыл своим верным, что кончина мира и страшный суд будет 20 мая текущего года» (т. е. 1909 г.). В остальном учение иоаннитов о личности Иоанна чисто хлыстовское: сектанты учат, что человеческой воли в о. Иоанне нет, поэтому его слова, его поступки – это слова и поступки Самого Господа, Духа Святого. «Я иоаннит еще и потому, что всеми силами души моей стараюсь исполнять заветы этого божественного светоча православия, в котором незримо почивает Дух Святой, ибо и все, исходящее из уст дорогого батюшки, свято и непреложно» (см. «IV Всеросс. мисс, съезд и современные ревнители православия (письма)». Изд. род. журн. «Кронштадтский Маяк», 1900 г., стр. 9-я). «Сила Божия, или Дух Св. не может отделиться от Пресвятой Троицы, которая, следовательно, обитает во плоти о. Иоанна, руководя всеми его словами и действиями» (там-же, стр. 23-я). Как в литературных произведениях иоаннитов, так и в устной проповеди книгонош, есть несомненные указания на то, что известная Порфирия Киселева не простая женщина, а богородица, и что пророки Энох и Илия, а также апостол Иоанн Богослов есть теперь среди людей во плоти определенных личностей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

У любого, даже у непосвященного, человека не могут не вызвать недоумение новые " этические стандарты " , сопровождающие практику современной медицины - " дарение органов " , " милосердное убийство " , " рациональное планирование семьи " , " искусственный отбор " , " медицинское прогнозирование " , " репродуктивные права " . У любого же православного человека подобные " стандарты " вызывают не только недоумение, но и вполне естественный протест. Почему он возникает? Совместима ли современная медицинская практика генетической диагностики, искусственного оплодотворения, трансплантации, реанимации с христианским отношением к человеку? Приемлема ли для православного человека современная биомедицинская деятельность? Может ли православный человек соглашаться на участие в том или ином медицинском эксперименте? Однозначный ответ, может быть, и будет верным, но вряд ли удовлетворит пытливые умы, если он не будет сопровождаться объяснением, опирающимся на Священное Писание, Священное Предание, религиозную философию. Кроме того, однозначный ответ не снимет, но лишь обострит и вопрос о мере " христианизации мира " . Христианский мыслитель Г.Л. Федотов писал: " Лишь на фоне природы и на фоне греха, образующих общую ткань социальной жизни, выступает вполне значение подвига святости и значение того молекулярного процесса освящения и христианизации мира, который является делом Церкви в веках [ 1 ]). Является ли " делом Церкви " в конце XX века медицина и все, что происходит с болеющим и страждущим современным человеком? Предание и история свидетельствуют, что медицина никогда не была чужеродным телом для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3, 18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием - один из учеников Христа, Апостол Лука, был врачом. Врачевание - одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана ( 284), мученика Пантелеймона ( 303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов [ 2 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

    Апостолы - избраны Самим Иисусом Христом сначала 12, а потом и 70 и посланы Им на проповедь по два (Мк. 6и Лк. 10:1). В Евангелии они не называются апостолами, а «учениками Господа», или просто «12». Эти «12» были поставлены в связь с коленами израильскими (Мф. 19:28; Лк. 22:23) и представлены, как «соучастники в напастях Господа». В широком смысле, под апостолами разумелись и другие проповедники Евангелия, например, миссионеры, как Варнава и Силуан. Ап. Павел употребляет слово «апостол» и в узком (1 Кор. 9:5, ср. Гал. 1:17) и в широком смысле (1 Кор. 15:7, ср. 5). В последнем смысле назывались апостолами и ηνομενοι οιτινες ελαλησαν υμιν του Θεου (Ср. Евр. 13:7; Дидахэ). По Деян. 13следует, что апостолы, по особому указанию Духа Божия, выбирались на известное служение; когда они кончали свое дело, то прекращалось и их служение.    К апостолам близко стояли «благовестники» - евангелисты (ср. Еф. 4:11). Замечательно, что Тимофей и Сосфен не называются апостолами. Но Тимофею приписывается дело благовестника (2 Тим. 4:5). Относительно самого слова «ευαγγελιστς» следует заметить, что оно встречается в Новом Завете три раза (2 Тим. 4:5; Деян. 21и Еф. 4:11). Евангелисты - это харизматическое служение; евангелисты (по Гарнаку) - это апостолы второго ранга.     Пророки ветхозаветные умерли до пришествия Христа, завершивши свой ряд мучеником - Иоанном Крестителем. «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:13). Но были пророки новозаветные (ср. Лк. 2:36). В Новом Завете встречаются упоминания (Деян. 13:6 лжепророк Вариисус) и частые предостережения против лжепророков (Мф. 7:15; 24:11, 25; Мк. 13:22; 1 Ин. 4:6; 2 Петр. 2:1; Иосиф Флав. Antiquitates XX, 6, 1). Если были так многочисленны лжепророки, то значит много было и истинных пророков, ибо ложь есть извращение истины. Христианский профетизм не может быть рассматриваем, как явление совершенно новое, но как аналогичное современному в иудействе. Высокая оценка пророков там и здесь понятна. Они органы голоса Божия. Если известные лица признавались за истинных пророков, то авторитет их проповеди и верность предсказаний - считались безусловными. Например, пророки во главе с Агавом предсказали голод в Иерусалиме (Деян. 11:27—28). Пророки в Сирии (Деян. 21:3) и в Кесарии (21:11) предсказали узы Павлу, ожидавшие его в Иерусалиме. Предполагалось, что силой Бога пророк может воскреснуть из мертвых (Мф. 14:2; Откр. 11:11). Ирод и часть народа считали Иисуса воскресшим Иоанном Крестителем (Мф. 14:2). Ап. Павел всегда указывает на пророков, как на лиц, стоявших в близкой связи и с апостолами (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Джованни Гуаита. Жизнь человека: встреча неба и земли. Беседы с Католикосом Всех Армян Гарегином I. Москва, ФАМ, 1999. . 5 Пс 126.3 6 Цит. По: Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. стр. 595–596. 7 Мк.10.45 8 Слова молитвы Святому Духу из православного молитвослова. 9 Слова молитвы «на сон грядущим» из православного молитвослова. 10 Мк 10.14 11 Католическая монашеская община, основанная в 1979 году в Бельгии. В настоящее время общины «Тивериада» находятся во многих странах. В числе их служений — помощь семьям в углублении христианской жизни. 12 Мф 9:12 13 Бывший офицер военно–морского флота Канады, основавший в 1964 году общину, в которой он начал жить вместе с тяжело больными людьми. Довольно скоро такие общины, называемые «Ковчег» и «Вера и свет» распространились по всему миру. 14 Мф 18.20 15 Ин 6:54. 16 Ин 8: 32 17 Откр 21.5 18 Ин 15.5 19 Мф18.20 20 Часть из главной богослужебной просфоры — хлеб, который по православной традиции принято раздавать сразу после Причастия всем участвовавшим в этом Таинстве. 21 Село Ракитное в Белгородской области России, где в 70–х — 80–х годах XX века жил и служил известный православный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), ныне причисленный к лику святых. 22 Одна из самых часто читаемых молитв православного богослужения: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас!», произносимая обычно три раза подряд. 23 Одна из самых кратких православных служб, состоящая из нескольких вводных молитв, включая Трисвятое, чтения трех избранных псалмов и нескольких заключительных молитв. 24 Одна из самых важных молитв православной Литургии. 25 Финн. Мистер Бог, это Анна! Одесса, 1996. 26 Во время одного из самых важных моментов Божественной Литургии священнослужители в алтаре и верующий народ в храме преподают друг другу приветствие мира в форме братского целования. 27 Карсава находится в Латгалии, исторически бедной части Латвии, в котором в настоящее время самый высокий уровень безработицы в стране. 28 Пс.18.5. В русском синодальном переводе: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». 29

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Отсюда - идея Посланий 7 церквам (ср.: Откр 2. 1 - 3. 22; в основном корпусе творений сщмч. Игнатия Богоносца также 7 Посланий). Ок. 140 г. Маркион составил сборник Посланий ап. Павла, к-рый он назвал «Апостоликон». В него вошли 10 Посланий: к Галатам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Римлянам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, к Лаодикийцам (=к Ефесянам), к Колоссянам (вместе с Посланием Филимону?), к Филиппийцам (Пастырские Послания (1-е и 2-е к Тимофею и Послние к Титу) не были включены или еще не были широко известны). Хотя в XIX - 1-й пол. XX в. считалось, что Маркион радикальный новатор, в наст. время большинство ученых признают, что в основе Маркионова «Апостола» лежал более ранний сборник, в к-ром Послания располагались по объему (по убыванию) и были сгруппированы по адресатам ( Frede. 1964). Единственной особенностью было то, что у Маркиона на 1-е место было поставлено Послание к Галатам ( Tertull. Adv. Marcion. 4. 3; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 9. 4; 11. 10). Даже если Маркион не был первым, кто подготовил такой сборник, он был первым, кто придал ему нормативный статус. Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30–40-е гг. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 407. Л. 393 об.) Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30–40-е гг. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 407. Л. 393 об.) Ученые расходятся во мнениях, в какой мере Маркион отредактировал уже существовавший корпус: лишь слегка, исключая отдельные стихи, или значительно, используя весь арсенал методов античной лит. критики. Для реконструкции Маркионовой редакции большое значение имеют т. н. Маркионитские прологи к Посланиям ап. Павла ( Dahl. 1978; Clabeaux. 1989; Schmid. 1995). Возможно, вспомогательный аппарат, созданный Маркионом, был позже использован при создании аппарата Евфалия ( Scherbenske) (см. в ст. Текстология библейская ). В Актах Сицилийских мучеников (ок. 180) сообщается о том, что во время допроса арестованных христиан один из них упомянул libri et epistulae Pauli viri iusti (Acta martyrum scilitanorum.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010