Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» ( Откр.6:6 ). Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз. Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование. В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями ( Деян. 6: 12; 7: 1–60 ). По распоряжению царя Иудеи Агриппы I был обезглавлен один из первых учеников Иисуса Христа – апостол Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна (оба брата последовали за Христом сразу вслед за другими братьями – апостолами Петром и Андреем) ( Деян. 12: 2 ). В 62 г., воспользовавшись тем, что после смерти прокуратора Иудеи Порция Феста новый наместник Альбин еще не прибыл на место службы, первосвященник Анан собрал синедрион, на котором был приговорен к смерти брат Иисуса Иаков. За самоуправство Анан был лишен своего поста, но казнь уже была совершена (Иос. Фл., Иуд. древн., XX, 9, I) 93 . В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об умерщвлении в Пергаме («там, где престол сатаны») христианина Антипы, названного «верным свидетелем» Христа ( Откр. 2: 13 ). По раннехристианской традиции многие из апостолов приняли мученическую смерть за веру (Петр, Павел, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома) 94 . Множество христиан было казнено в Риме при императоре Нероне, более 40 погибли при репрессиях в Лугдуне в 177 г. В Александрии в конце правления императора Филиппа Араба толпа язычников устроила погром христиан, в ходе которого были зверски убиты многие последователи христианской веры (Euseb., Hist.eccl., II, 25, V, 1, VI, 41– 42) 95 . До середины III в. антихристианские репрессии имели локальный характер, а начиная с эдикта Деция о всеобщем жертвоприношении (250 г.), они приобрели общеимперский масштаб. При общеимперских гонениях на христиан мученичество стало массовым явлением. Как уже упоминалось, особенно жестоким и кровавым было гонение при Диоклетиане, и наибольшее число раннехристианских мучеников относится именно к этому времени. Еще со II в. ведет свое начало особый жанр христианской литературы – акты и пассионы мучеников. Особенно много этих произведений посвящено мученикам периода «великого» гонения. Проблема аутентичности актов и пассионов чрезвычайно сложна. В советской исторической науке этот важный пласт источников по истории раннего христианства, как отмечала российский антиковед Ю. К. Колосовская, по существу игнорировался, в то время как многие зарубежные исследователи широко использовали этот материал 96 . Между тем, как показал опыт реконструкции содержания античнохристианских императорских эдиктов (тексты ни одного из которых не сохранились), без этих источников обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XX Заключение дракона в бездну (1–3); тысячелетнее царство сидящих на престоле (4–6). Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным (7–10). Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений (11–15). Откр.20:1 .  И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Видения двадцатой главы нужно рассматривать не в связи с предыдущею главою, но в связи с общим содержанием Апокалипсиса как откровения истории Церкви до начала вечного царства. В двадцатой главе откровение возвращается снова к началу истории Христианской Церкви на земле. Мы снова встречаемся с диаволом, снова видим его в его отношении к Христианской Церкви, хотя и в отношении, рассматриваемом с другой стороны, – со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага. Некоторые толкователи под Ангелом, сходящим с неба, видят Самого Иисуса Христа, но большинство считает его за обыкновенного Ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких атрибутов славы и величия. Этому Ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну. Откр.20:2 .  Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, Откр.20:3 .  и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. Дракон – это тот самый древний змей, диавол и сатана, о котором была уже речь (в Откр.12:3–4, 7–9, 13–17 ). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна ( Откр.9:1, 11:7 ) это есть особенное, свойственное злым духам состояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям 87 . Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие Ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о митрополите Иоанне (Снычеве) 06.09.2011 1274 Время на чтение 15 минут Мой путь в Отчий дом оказался далеко не прямым и весьма замысловатым. Горный инженер, офицер-политработник, первый секретарь райкома комсомола, член бюро райкома КПСС, депутат, коммерсант... Теперь - священник. Словом, по неисповедимому Промыслу Божьему, я посмотрел жизнь с разных сторон, встретился со многими прекрасными людьми. По прошествии времени, оглядывая свою жизнь, мне остается только воскликнуть: « Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! » (Откр. 15, 3). Благодарю Тебя за то, что я - русский и родился в России. Повторяю вслед за апостолом Павлом: « Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти , - то есть Русских, - которым принадлежит усыновление и слава... ». Главный вывод, к которому я пришел: наша Русь жива, а русский дух неистребим. Большинство нашего народа думает, чувствует и живет все-таки по совести. Наш народ по-прежнему добрый и отзывчивый, по сердцу - православный. Простые люди хотят спокойно обустраивать свой дом, работать, любить и быть любимыми, жениться, выходить замуж, растить детей, сохраняя свои исконные святыни и многовековые народные традиции. Им чужд, возмутителен и противен западный дух безудержного материалистического потребления, откровенный сатанинский шабаш и жесточайший антирусский террор, развязанный против нас духовными последователями и прямыми потомками тех, кто сотворил погром исторической России в XX веке. На пространстве Русской истории уже много раз современникам различных катаклизмов и смут казалось, что Россия стоит на краю гибели. Казалось, еще чуть-чуть - и от нее ничего не останется. Однако всякий раз невидимая десница Божия отодвигала нашу Отчизну от пропасти государственного распада и спасала русский народ от ужасов насильственного исчезновения. И сегодня говорят, что Россия повержена, а русские или истреблены в годы репрессий и войн, или деградировали. Да, действительно, дело зашло очень далеко. Тем не менее, миф о «гибели России» и «вырождении русского народа» - наглая ложь, злонамеренно распространяемая теми, кто на протяжении многих веков целенаправленно стремится к порабощению всего человечества. Они не могут простить Русским своего позора, ибо все их потуги доселе неизменно разбивались о несокрушимый камень Христовой веры, положенный нашими благоразумными предками в основание Русской Империи и религиозно-осмысленного народного бытия. Потому-то нас так ненавидят и боятся. Именно Россия до сих пор мешает исполниться тому, о чем две тысячи лет назад предупредил ап. Павел: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Святейший Патриарх Кирилл: «На долю нашего поколения выпала огромная ответственность — стяжать мудрость на примере трагической истории нашего народа» 11 июля 2010 г. 16:31 В воскресенье 11 июля 2010 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря . По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитву перед честными мощами преподобных Сергия и Германа, почивающими в нижнем храме собора, и обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка игумен! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Великая радость для всех нас в этой возрожденной, очищенной от осквернения обители сегодня торжественно прославлять имя ее основателей — святых преподобных Сергия и Германа Валаамских, великих чудотворцев, просиявших здесь, на Севере, но силой своего предстательства пред Богом являющих многие чудеса всем, кто вне зависимости от места проживания возносит к ним свои святые молитвы. «Кого люблю, того и наказую», — говорит Господь (см. Откр. 3:19). Отечество наше, народ наш, Церковь наша, были наказаны Господом, наказаны сурово — и гражданскими распрями, и внешними войнами, и разрушением святынь. И эта обитель, сиявшая на весь Русский Север, на всю Святую Русь своим величием и красотой, была низвергнута, осквернена, разрушена. Мудрым называется тот человек, который выносит уроки — уроки из истории, из своей жизни, из жизни своих родителей, старших, тех, кто ему предшествовал. И если эти уроки разумно усваиваются, то мудрый человек не повторяет ошибок, которые приводят к печальным, а то и к трагическим последствиям. На нашу долю, на долю нашего поколения выпала огромная ответственность — стяжать мудрость на примере трагической истории народа нашего, особенно же истории XX века. Мы должны помнить, что любящий Бог является любящим и справедливым, а торжество зла никогда не соответствует справедливости. И именно для того, чтобы не было торжества зла, Господь и наказывает грешников, проводя их через искупительные страдания, через скорбь, через тесноту, через тревоги, через потерю здоровья, внешнего благополучия и через многие другие скорби.

http://patriarchia.ru/db/text/1217419.ht...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

«Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на каждой лозе будет десять тысяч побегов: на каждом побеге будет по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина». Святой Ириней Лионский находил это место у Папия достойным восхищения. Но уже в эпоху гонений на христиан учение о земном царстве Христа отвергал Ориген. Святые отцы, и среди них Григорий Богослов, Августин Блаженный, Ефрем Сирин, рассматривали хилиазм как очевидное заблуждение. Согласно православному учению, упомянутое в «Откровении Иоанна Богослова» тысячелетнее царство – это эпоха Нового Завета, от Первого до Второго Пришествия Христа, и число 1000 – условное, символически обозначающее длительный период. Отвергнутый Церковью хилиазм не угас за бортом церковной ортодоксии, он служил вдохновением для средневековых сект, его отголоски присутствуют в сочинениях западного мистика Иоахима Флорского. Популярная в среде околоцерковных русских мыслителей рубежа XIX и XX столетий, особенно у участников религиозно-философских собраний тех лет, идея Третьего Завета обнаруживает легко узнаваемую связь с древним хилиазмом. В то же время, начиная с эпохи гуманизма и затем – в XVII столетии и в век Просвещения, хилиастические идеи становятся отправной точкой для развития социально-утопических проектов.   Один из них принадлежит правоверному и даже канонизованному католику Томасу Мору, автору знаменитой «Утопии», а другой – католику, обвиненному в ереси, – Т. Кампанелле, создавшему коммунистический проект под названием «Город солнца». И затем секуляризованный и прямо атеистический и антихристианский утопизм разных оттенков, от умеренно прогрессистского до радикального коммунистического и анархического, доминировал на арене общественной мысли и до известной степени социальной практики в XIX и XX столетиях. Утопические и прогрессистские идеи и прожекты и ныне владеют умами миллионов. Самые ранние указания на существование другой – николаитской – ереси содержатся также в «Откровении». Господь устами апостола Иоанна Богослова обличает Пергамскую Церковь в том, что у нее «есть держащиеся учения николаитов» (Откр. 2, 15). Еще одно упоминание о николаитах содержится в «Откровении» в обращении к Ефесской Церкви: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2, 6). Название учения восходит к Николаю Антиохийцу, одному из семи человек, выбранных апостолами для «служения столам» (Деян. 6, 3–6). Имеются разные суждения о приверженности самого Николая этому учению. Ириней Лионский называет его родоначальником ереси, но, согласно другой версии, он был превратно понят своими мнимыми последователями, впавшими в ересь. Суть николаитства лаконично охарактеризована в творении св. Иринея Лионского «О ересях»:

http://ruskline.ru/opp/2022/10/06/hiliaz...

В церковной традиции существует ряд предположений о происхождении А. На основании Быт 49. 17; Иер 8. 16 и Откр 7 свт. Ириней Лионский (Adv. haer. V 30), свт. Ипполит Римский (De Christ. et Antichrist. 14-15), свт. Амвросий Медиоланский (De Patriarch. 7), блж. Иероним Стридонский (In Mich. IV), блж. Августин (De civ. Dei. XX 7) делали вывод, что А. будет происходить из иудеев, из колена Данова, т. к. Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт 49. 17). Мнение это обосновывалось отцами тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по 12 тыс. рабов Божиих, на челах к-рых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, оно вообще не упомянуто (Откр 7). Издревле было также распространено мнение, что А. в противоположность рождению Иисуса Христа от Пречистой Девы родится от девицы, впадшей в блуд, что он «тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует» ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 26). Собственное имя А. не открыто и неизвестно, потому что оно, по замечанию св. Иринея, «недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Adv. haer. V 30. 4). В Откровении указано только число имени зверя, т. е. А., к-рое поэтому и называется числом звериным: число его - 666 (13. 18). В греч. языке буквы алфавита означают также и числа. Высказывалось мнение, что имя А. будет состоять из таких букв, сумма чисел к-рых будет равна 666. Св. Ириней Лионский (Adv. haer. V 30. 3), свт. Ипполит Римский (De Christ. et Antichrist. 50) указывали в качестве возможных имена Ενθας, Λατενος, Τειτν. Об отношении А. к диаволу св. Иоанн Дамаскин говорит: «...не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа,- да не будет! - но рождается человеком от блуда и принимает на себя все действие сатанино. Ибо Бог, наперед зная наглость будущего произволения его, позволяет, чтоб диавол вселился в нем» (De fide orth. IV 26). Учение Церкви об А. как о вполне определенной личности, чрезвычайном враге Христа и Его Церкви, к-рый явится в последние времена, не допускает перетолкования и произвольной интерпретации. Так, не соответствует прямому смыслу Свящ. Писания и единогласному свидетельству Предания Церкви мнение, что под А. следует понимать безличное начало зла, т. е. «зло вообще», к-рое, постепенно развиваясь и усиливаясь, к концу времен приобретет широкие размеры и будет уничтожено по откровении царства славы. Тем более недопустимо «историческое» понимание пророчеств об А. как повествований о конкретных исторических личностях ( Нерон , Калигула и т. п.).

http://pravenc.ru/text/115828.html

 1. Учение о Святом Духе в святоотеческой традиции 1.1. Начальный период. Обетование Святого Духа в прощальной беседе Господа с учениками раскрывает нам содержание заповеди любви к Нему и учеников друг ко другу: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин 14:23,26). Далее в беседе с учениками о Своем скором возвращении Господь, вероятно, говорит о возвращении в Духе Святом 1 . Об этом свидетельствует прежде всего дар Духа Святого, который дается ученикам. Это толкование, предложенное в древности святителем Кириллом Александрийским, было забыто и в православном богословии появилось вновь лишь в XX веке. Позднее Господь является тесному кругу учеников при затворенных дверях, выражающих отделенность Его и Его Церкви от мира. Прощальная беседа — это беседа Господа с Церковью, а день пришествия Святого Духа и возвращения Христа в Духе понимается не как астрономический день, но как мировая эпоха нового христианского человечества 2 . Поскольку Христос пребывает в Церкви, Он может являться верующим в Духе. Возможность таких явлений видна из случаев с апостолом Павлом (Деян 9:3–7; 1 Кор 15:8), диаконом Стефаном (Деян 7:55–56), тайнозрителем Иоанном (Откр 1:1) и др. Господь продолжает являться верным и до нашего времени 3 . Мужи апостольские и апологеты, время жизни которых было близко к веку Апостолов, также оставили свои свидетельства о Святом Духе, иногда четко не различая Сына и Духа 4 . Святитель Ириней Лионский учил о Духе Божием, сошедшем на Господа в “виде голубине”, как о Том Духе, о Котором сказано Исаией: “И почиет на Нем Дух Божий” 5 . При этом Дух уподобляется влаге, без которой из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб, “так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше” 6 . 1.2. Век тринитарных споров. В каппадокийском синтезе учение о Троице венчается фундаментальным трудом святителя Василия Великого “О Святом Духе”. Святитель Василий приводит семь аргументов, подтвержденных Священным Писанием, поясняющих, почему Святой Дух не тварь: в Нем нет переворота или перемены ни по сущности, ни по действованию; Он не освящаемое, но освящающее; Он не имеет нужды во святыне, потому что свят в сущности; Дух дает свободу и сыноположение, которые тварь дать не может; тварь не может подобно Духу вселиться существенно в разумную душу; Дух, в отличие от твари, ничего в Себя не приемлет — ни добродетель, ни порок 7 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

России, как и положено в старообрядческой традиции, И. Н. отвел центральную роль в завершении мировой истории, обосновав это нетрадиц. способом. Антихрист пробрался в Россию, по мнению И. Н., прежде ее отпадения от истинной веры: «Лет за шестьдесят до никоновского отступления и русские чудились буржуазие»,- пишет И. Н., используя слова Откровения: «И чудися вся земля вослед зверю» (Откр 13. 3). «И русские кланялись,- продолжает И. Н.,- не только цари, и военные, и гражданские - и монастыри, и персоны духовные церковные кланялись... Прельстились-то по гражданскому и военному делу... А когда поклонились змию и зверю, тогда они уже смело и в Церковь полезли». (По-видимому, данный пассаж навеян популярной в советской историографии теорией раннего развития капитализма в России, к-рая также отразилась в учебных пособиях.) Несмотря на то что Россия, по мнению И. Н., одной из первых, хотя и без буржуазной революции, отдала власть над собой антихристу, именно в России оставался последний, 3-й царь «римского звания» - феодальный монарх. Книжник так заканчивает описание торжества антихриста: «А в 1917 году, во время войны, свергли и третьяго, последнего, царя. И буржуазия как малый рог участвовала в революцыи - не на свержение капитализма, а на свержение царя-феодала». Социалистической революции, когда буржуазия (антихрист) была побеждена пролетариатом, и последующему этапу мировой истории в схеме И. Н. отведено особое место. Не склонный к идеализации восставшего пролетариата, И. Н. признает: антихрист (буржуазия) был побежден не силами добра, но силами зла, вынужденно служащими Богу: «Народ пролетария нехотя Богу служат, вконец искореняют буржуа капиталистов, у диавола царство нарушают». Рассуждая о последнем отрезке человеческой истории, И. Н. пишет, что после гибели антихриста в мире должен наступить краткий период спокойствия, сытой и веселой жизни; человечество погрязнет в грехах, не покается и погибнет от Божия гнева при Втором пришествии Спасителя. Автор считает, что этот период начался в 60-х гг. XX в. В последнем рассуждении заключен главный смысл учения И. Н. о конце света - оценка современности в эсхатологической перспективе.

http://pravenc.ru/text/674862.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010