Как говорит Откровение, чаши, полные фимиама, «суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Здесь мы видим оправдание веры и предстательство святых пред Богом. Это им дано держать чаши с молитвами святых, то есть христиан. Как мы видим, эти молитвы являются духовным фимиамом, возносимым и угодным Богу. Но не только от Небесной Церкви несется благословие Господу Иисусу Христу. Его заслуги перед миром так величественны, что если бы мы имели открытыми наши духовные очи, то вместе со святым апостолом Иоанном услышали бы, что «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» ( Откр.5:13–14 ). 13. Семь печатей Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. ( Откр. 5:5 ) Имя Ему: «Слово Божие»... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным.( Откр. 19:13, 15 ) Трагична история ветхозаветного человечества, начиная с падения Адама и убийства Авеля. Но с внешней стороны такова же история и новозаветного мира, написанная отвне в книге судеб мира. Это та же история греха, а через это – пролития крови, бедствий, страданий и смерти. По мнению некоторых неверующих философов, все последнее говорит как будто бы о наличии в человеческом мире дисгармонии – о каких-то ошибках в построении мироздания. И как все эти бедствия примирить с тем, что Бог есть сама Любовь и что Он не только непостижим в премудрости, но и беспределен в милосердии? Нам надо вспомнить, что все те «скорби» и «несчастья», как называют их люди, по существу своему есть только целительные средства для духовного врачевства – проявление той же любви и милосердия Божия, которое возвело на крест ради спасения людей Самого Сына Божия. О грядущих страданиях мира Господь Сам предупреждал Своих учеников. Когда Он рисовал им грядущие судьбы мира, то Он говорил им: «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас» ( Мф.24:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Как же люди, поверят ему? Поверят, потому что люди не любят истину, а напротив того, люди благоволят ко всякой неправде. «И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» ( Откр. 13:4 ). Известно, что такими богоотступническими средоточиями, от которых в свое время трепетала вся земля, были: Вавилонская при Нимвроде и Навуходоносоре; Греческая при Антиохе Епифане IV, более же всех – страшная и ужасная Римская держава при Нероне, Домициане и Юлиане. К числу глав царства мира сего, кроме этих, некоторыми причисляется владычество фараона Египетского, современного исходу Израиля из Египта за 1500 лет до Р. Х. при Моисее, другими – Сеннахирим Ассирийский. Из этих семи глав три римских были современны первому водворению христианства и им побеждены, империи нанесена смертельная рана. Напоследок времен Римская держава, бывшая в оны времена еще до разделения на восточную и западную единой, возникнет снова. " И видел я (говорит Тайнозритель), что одна из голов его была как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем: и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю» ( Откр. 13:3–4 ). С этого времени начинается на земле новая религия поклонения дракону и антихристу, а все прежние, кроме, впрочем, иудейской и магометанской, искореняются. «И поклоняется ему (зверю, т.е. антихристу) все живущие на земле, которых имена не написаны в книге у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13:8 ). Род человеческий попадет в сети, окажется в плену у сатаны и сотрудника его, именуемого антихристом. Это те терпеливые верующие христиане, которые не предались антихристу. Тайнозритель, созерцая это, восклицает: «Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитому мечом. Здесь терпение и вера святых» ( Откр. 13:9–10 ). Сатана, устрояя погибель роду человеческому, устрояет ее себе и сотруднику своему, которого представил людям века сего, как ожидаемого евреями мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Обличение, возвещаемое Господом церкви Сардийской о том, что дела в ней мертвы, а следовательно и вера существует только по имени, будет, по всей вероятности, относиться к западному христианству грядущих времен, когда упадок нравов в предстоятелях, вследствие вынужденного безбрачия и преступного смешения политики с религией, дойдет до крайнего предела. Впрочем и тут, при всеобщем растлении, найдутся достойные, как в оны времена, когда в царстве Израильском при Ахааве и Иезавели развращение нравов до того усилилось, что пророк Божий Илия Фесвитянин жаловался, что никого не осталось из чтущих Бога Небесного. Между тем, по откровению, полученному от Бога, оказалось, что еще остается семь тысяч верных Богу Израилеву. В обращении к предстоятелю церкви Сардийской, Христос повелевает ему бодрствовать и утверждать близкое к смерти (конечно, духовной), угрожает внезапностью суда Своего, но и похваляет за то, что есть несколько таких, «которые не осквернили одежд своих и потому будут (говорит Христос) ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» ( Откр. 3:1–7 ). Конечно, это мученики-миссионеры ( Откр. 6:10 ). Возвещаемое Господом Ангелу (т.е. предстоятелю) Филадельфийской церкви, по всей вероятности, относится, по преимуществу, к Восточной Церкви грядущих времен. «Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся Имени Моего» ( Откр. 3:8 ). Эти слова, по всей вероятности относятся к тому всемирному распространению Евангелия, которое из Восточной Церкви, быть может, проникнет в Китай, Японию, Индию, Персию, Африку и другие страны, коснеющие в язычестве. Мало того, той же Церкви дается великое обетование: «Вот, Я сделаю то, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут; вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Этим предвозвещается имеющее быть в последнем, т.е. шестом периоде созидания св. Церкви, массовое обращение Иудеев ко Христу, быть может, чрез посредство Греко-Российской Восточной Церкви, и возвращение их, чрез посредство, быть может, Российского государства, в предоставленном в Откровении числе, в Палестину, которая, ради этого возвращения на родину детей своих, процветет земными и небесными благами (Зап. на книгу Бытия Митрополита Московского Филарета, ч. I, изд. 1867 г., стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Обличение есть выражение заботы и любви Господа, который ищет путь к потерянному и заблудшему: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ; ср. Евр.12:6 ). Единственная цель обличения – извлечь Лаодикийскую церковь из ее равнодушия и теплохладности к новому энтузиазму и покаянию. Следует отметить, что призыв к покаянию ( Откр.3:19 ) в конце первого христианского века был далеко не бесспорным, если речь шла о повторном покаянии после крещения ( Евр.6:4–8 ). А в Пастыре Ермы (VII 2:4–5) согрешающим христианам для второго покаяния требуется особое небесное разрешение 21 . Но Иоанн так убежден в неизменной любви Христовой, что он без сомнения призывает к покаянию даже эту церковь , которая не удостоилась ни единого слова похвалы. Поэтому не удивительно, что после этого призыва к покаянию вместо угрозы суда и наказания речь идет о радости для того, кто отворит дверь Христу. Эта радость изображена традиционным символом эсхатологического пира ( Откр.3:20 ). Тогда, – обещает Христос, – «войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Пророчество побеждающему содержит обетование царствования, совместного с Богом Отцом и с Христом. Здесь Иоанн примыкает к той евангельской традиции, в которой почти теми же словами говорится об эсхатологической интронизации и воцарении: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною… когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ; ср. Лк.22:28–30 ). Возникает образ небесного престола, на котором найдется место для побеждающего, если он победит, как победил и сам Христос ( Откр.3:21 ). Победа Христа – победа закланного Агнца, как будет показано в Откр.5:5–9 , то есть победа Его страданиями и смертью. Только в том случае, если христиане в своих бедствиях будут стойко держаться своей веры и свидетельствовать о ней, они примут участие в царстве Христовом, которое, со своей стороны, есть участие в царстве Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

По мнению старца Силуана со Старого Афона, «древо жизни» в Новом Иерусалиме есть Сам Христос. Обратим внимание здесь на то, что «древо жизни» приносит свои плоды двенадцать раз в год, то есть раз в месяц. Вспомним, что «древо жизни» есть тот дар, который был дан в награду «побеждающим» первой Иерусалимской (Ефесской) Христовой церкви и символизирует Таинство Евхаристии (см. Откр.2:7 ). Следует обратить внимание и на слова, что «листья дерева – для исцеления народов». Отсюда можно сделать вывод, что в Новый Иерусалим будут приняты и христиане, еще нуждающиеся в духовном просвещении и, таким образом, еще с сердцами, не вполне совершенными. Можно думать, что основным критерием пригодности для включения в число жителей Нового Иерусалима будут служить наличие милосердия в человеческом сердце (см. о Страшном Суде – Мф.25:32–46 ) и вместе с тем нищета духа и кротость (см. заповеди блаженства – Мф.5:3–5 ). Смиримся же сердцем, будем кроткими и милостивыми к ближним, чтобы иметь надежду некогда припасть устами к «светлой, как кристалл, чистой воде жизни» и «вкушать от древа жизни». Листья же последнего исцелят и сердца наши от остатков его несовершенства, чтобы сподобиться нам «узреть и лицо Господа» ( Откр.22:4 ), чего достойны, как мы знаем из заповедей блаженства, лишь «чистые сердцем» ( Мф.5:8 ). Тогда мы достигнем и святости, без которой, по словам апостола Павла, «никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). 27. Заключение Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. ( Втор. 30:19 ) В заключительной главе Откровения Ангел говорит святому апостолу Иоанну: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей» ( Откр.22:9 ). Итак, как и в начале Откровения, мы слышим призыв к соблюдению написанного в Откровении. Повторяем, это обязывает нас изучить Откровение, стремиться к пониманию его и к исполнению почерпнутых из него духовных законов. Причем почерпнутое из Откровения слово Божие не должно восприниматься только одним умом, удовлетворяя его любознательность, но непременно и сердцем. Ангел заповедовал святому апостолу Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» ( Откр.22:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Под разрешением сатаны от темницы своей разумеется появление перед кончиною мира антихриста. Освобожденный сатана будет стараться в лице антихриста прельстить все народы земли и воздвигает на брань против христианской Церкви Гога и Магога. «Некоторые думают, говорит св. Андрей Кесарийский , что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем, гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов, или их превозношение» (гл. 63). Надо полагать, что имена эти употреблены в метафорическом смысле для обозначения тех свирепых орд, которые вооружатся перед концом мира против Христовой Церкви под водительством антихриста. Откр. 20:8. И взыдоша на широту земли и обыдоша святыхъ станъ и градъ возлюбленный. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. Это значит, что враги Христовы распространятся по всей земле и всюду начнется гонение на христианство. Откр. 20:9. И сниде огнь от Бога съ небесе и пояде я. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. В таких же чертах изображал поражение свирепых полчищ Гога и св. пророк Иезекииль (38:18–22; 39:1–6). Это изображение гнева Божия, который прольется на врагов Божиих при Втором Пришествии Христовом. Откр. 20:10. И дiaboлъ льстяй ихъ вверженъ будетъ въ езеро огненно и жупелно, идже зврь и лживый пророкъ: и мучени будутъ день и нощь во вки вковъ. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Такова будет вечная участь диавола и его слуг, антихриста и лжепророка: они будут обречены на нескончаемые адские муки. За этой окончательной победой над диаволом последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд Откр. 20:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: " Впрочем, - продолжает Господь, - у тебя в Сардисе есть несколько [f] человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны " (Откр.3:4). Эти немногие, сохранившие верность Господу, наводят меня на мысль о том " останке " верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской [g]. Эта церковь немногочисленна: " Ты немного имеешь силы, - говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: " Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего " (Откр.3:8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийской богоборных иудеев (Откр.3:9) и сохранить ее " от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле " (Откр.3:10). " Милосердный Господь да покроет останок верующих в Него " , - молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу. 2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игнатия, теснейшим образом связанная с его духовным устроением и очень часто повторяемая им в письмах, - мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он характеризует нынешнее монашество (а вместе - и современное христианское общество): " подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменяют все " , т.е., значит, и подвиги, и духовное руководство. Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следующее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем роде: " Что сделали мы? " - говорили они. Один из них великий авва Исхирион отвечал: " мы исполнили заповеди Божии " . Спросили его: " что сделают те, которые будут после нас? " " Они, - сказал авва, - примут (будут исполнять) делание вполовину против нас " . Еще спросили его: " А что сделают те, которые будут после них? " Авва Исхирион отвечал: " Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Суд Божий над преступным родом человеческим открывается теперь в последних семи язвах, которыми оканчивается ярость Божия пред чудным обновлением мира. «Отверзается Храм скинии свидетельства на небе; и вот вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду, опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр. 15:5–6 ). Почему Тайнозритель касается подробностей и указывает, как были облечены исполнители, власть которых надобно было ограничить указанием кого щадить, кого наказывать, ибо то было еще время долготерпения Божия, время наказаний исправительных, отеческих. Теперь же не то, ибо правда Божия приготовила под конец такие мучения, которые по своей лютости должны превзойти вечную муку, и, несмотря на свою краткость, удовлетворить оскорбленное правосудие Божие в той мере, чтобы этому правосудию было возможно смягчить нескончаемые муки отверженцев Божиих. Видим из этого, что самая ярость Божия на отверженцев растворена жалостью к заблудшему созданию Своему. Эта жалость находит способ уменьшить то самое зло, какое по правде Божией не подлежит смягчению. Св. Андрей Кесарийский говорит: «Чтобы уменьшить нескончаемые муки в будущем веке, Бог допускает, чтобы и в настоящей жизни на заслуживших посланы были наказующие язвы к умеренному облегчению согрешивших». «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веке веков» ( Откр. 15:7 ). Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади ( Откр. 4:7–8 ). Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно «воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» ( Откр. 4:9 ). Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Так в кончину века вне страны благочестия (христианской Церкви), в среде нечестивых, особенно в среде народов, отпавших от христианской веры и от ее спасительной силы, злые духи снова проявят свою полную власть. В народах и в сердцах, отвергших Христа, найдут место демоны. Здесь в большей мере можно разуметь мусульманские народы, проживающие в тех местах. Откр.9:15 . И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. В предвечном плане Божием от века определено это страшное время, когда силы ада будут выпущены на волю. Точно определён год, месяц, день и час этого события. Тысячелетиями долготерпит Бог восставшее человечество. Но преисполнится чаша Его гнева и опрокинется на землю. Горе, горе, горе живущим тогда на земле! По действию выпущенных злых духов начнутся страшные бедствия, которые унесут в могилу треть человечества. Это будет при антихристе. Мы видим, что всюду поражается одна треть. Так поражены были: третья часть деревьев (8,7), моря (8,8–9), рек (8,10), небесных светил (8,12). Здесь же указано, что погибнет третья часть людей. Возможно, это соответствует отпадению от Бога третьей части ангелов. Смерть будет настигать не только нечестивых людей, но и всех вообще. Множество истинных христиан прольют кровь в исповедании своей веры, окажутся жертвами антихристовых бедствий. Нелегко себе представить, как умерщвлен будет каждый третий. Но вот в малом сатана репетицию уже провел. В течение неполных четырех лет в небольшом государстве Кампучия с населением 8 миллионов собственным правительством уничтожено 3 миллиона своего же народа! Не дыхание ли это преисподней? Связаны еще четыре евфратских ангела, но уже расправляют крылья... Откр.9:16 . Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Сразу по освобождению четырех ангелов Иоанн видит великое многочисленное конное воинство. Тьма – это десять тысяч. Так что Иоанн видит 200 миллионов всадников. Интересно, что это число воинов ада соответствует числу ангелов предстоящих престолу Божию и виденных пророком Даниилом ( Дан.7:10 ) и Иоанном (5,11). Вряд ли во всех этих случаях следует разуметь конкретное число, скорее это указание на несметность и многочисленность этих воинств. Откр.9:17–18 . Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и cepa. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пс.113:26 (Зигабен), но души умерших праведных людей после воскресения Христова, как видно из новозаветного откровения, славят Бога: Откр.5:8–9 , и имеют способность за нас ходатайствовать пред Богом: 2Мак.15:12 . Пс.107:13 . «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна». Объясн. В этих словах псалма Давида говорится о суетности спасения и защиты со стороны живущих на земле обыкновенных людей: Пс.107:13 , и со стороны сильных мира сего «князей»: Пс.117:9 . При молитвенном обращении ко святым мы веруем, что они оказывают нам помощь силой Божественной, так как они близки к Господу. Недоумевающим относительно того, как могут ходатайствовать мёртвые люди, можно ответить указанием на то, что у Господа «все люди живы»; Лк.20:28 ; Рим.14:8 . Притом умершие праведники находятся непосредственно пред Господом, и потому им на небе даже удобнее молиться и ходатайствовать о ближних, чем на земле: 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ; Откр.5:8:8:4 . Пс.117:8–9 . «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Объяснение. Здесь осуждается надеющийся на человека лишь в том случае, когда этот надеющийся, как сказано у пророка Иеремии: Иер.17:5 , «плоть делает своей опорой, а сердце удаляется от Господа». Между тем как в молитвах имеется связь всех людей живых и умерших в одно тело, глава которого Христос: Еф.1:22 . Предстоя престолу Божию, святые люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами: Откр.8:3–4 . Пс.145:3 . «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». Объяснение. Святые апостолы также человеки, но ими действовал Дух Божий; надежда наша и должна быть на Духа Божия и Иисуса Христа, действующих чрез священнослужителей: Деян.20:17:28 . В Писании осуждается предпочтительная надежда на земного грешного человека пред надеждой на Бога: Иер.17:5 , но не осуждается упование на помощь святых в достижении спасения души: Пс.117:15 ; Ин.5:45–46 . Иер.7:16:11:14:14:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010