Откр.22:11–12 . «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мной, чтобы воздать каждому по делам его». Объясн. Сказано сие не как одобрение неправды и скверны, но как сохранение непринуждаемости разума, как бы так сказано: пусть каждый делает что ему нравится, по его произволению. Показывается этим то, что за всяким действованием следует соответственный ему конец: воздаяние каждому по делам его: Откр.20:12 . Лк.6:38 . «Давайте и дастся вам: мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». Объясн. Общая мысль здесь такова: кто много даёт нищим по любви христианской, тот и получит многое воздаяние за то. И на земле к людям добрым люди добры, но особенно воздаяние на небе: Мф.25:34 ; 1Кор.2:9 . О загробной жизни Откр.20:4:6 . См. объяснение выше, под заголовком: «О всеобщем воскресении». О новом небе и новой земле Откр.21:1–4 . «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». Объясн. Здесь указывается на обновление твари к лучшему, как говорит апостол: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению»: Рим.8:21 . И святой царь Давид говорит: «как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся»: Пс.101:27 . Самый же город святый, виденный святым Иоанном, составляется из святых, о которых написано: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его»: Зах.9:16 , имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель царственной Троицы, ибо в нём обитает и ходит Она по обетованию: 2Кор.6:16 . «И смерти не будет уже...» И сие по Писанию: Ис.25:8:35:10 . А слова: «прежнее прошло» означают, что злострадания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них: Откр.20:13 (Толк. на Апокалипс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Спаситель, говоря о величайшей тяжести последних бедствий, вместе с тем указывает, что они будут кратковременными: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24:22 ). В Откровении о сем сказано: «Сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» ( Откр. 12:12 ). Сколько это – немного? В другом месте святой Иоанн отвечает со всей определенностью: «И дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Следовательно, те же три с половиной года, так как число 1260 дней составляет три с половиной лунных года (360360360180=1260). Антихрист будет повержен Спасителем, придущим судить живых и мертвых. «Откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). Спросим у иеговистов, разве происходило нечто подобное в недалеком 1914 г., которому они приписывают Второе Пришествие Христово? Разумеется, нет. Сам святой Иоанн Богослов, прозревая будущее, говорил, что прежде грешников и неверующих ввержен во ад был сам виновник зла – диавол ( Откр. 20:9 ). Перед гибелью диавола, которая случится в день кончины мира, в день Второго Пришествия, Господь ниспослал огонь с неба и пожрал тех, которых сатана, получив на малое время свободу, собрал со всей земли и повел на приступ «стана святых», т.е., вероятно, на брань с оставшимися немногочисленными приверженцами истинной Христовой Церкви ( Откр. 10:7–8 ). Все это произойдет во время Второго Пришествия, когда «окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога, и пожрал их» ( Откр. 20:7–9 ). Это, согласно описанию святого Иоанна, последнее видение времени, а самый конец его относится к последнему дню. С ним согласны и иеговисты. Но, сопоставляя его в едином обширном контексте повествования о последних временах, мы можем заключить, что предводительствовать богоборческим войском последних дней будет Антихрист. Ибо самому сатане не дано воплотиться и явиться людям, чтобы действовать на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Христос — величайший знак разделения исторических сил и форм. Известно, что выбор Христа или отказ от Него прежде всего происходит в сердце человека. Но этот выбор никогда не остается скрытым в душе: он объективируется. Установка по отношению к Христу есть зримый знак человеческой экзистенции. Этот знак ложится печатью на все существование — и историческое, и личное. Если человек делает выбор в пользу Христа, он запечатлевается знаком Божиим на челе (Откр., 7, 3; 9, 4); если же он определяется против Христа, ему дается имя зверя или число имени его также на челе или на правой руке (Откр., 13, 16). Число и рука здесь символы, которыми Откровение выражает зримость решения человека. Разрушая границы внутреннего мира, выбор сплачивает тех людей, которые отмечены одними и теми же знаками, и объединяет их в закрытое общество. Установка по отношению к Христу влияет и на общественное существование. Откровение рассказывает нам о двенадцати тысячах от каждого «колена», имеющих печать Бога живого; о великом множестве людей, «которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр., 7, 9); о воинствах небесных, которые за Словом Божиим следуют «на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (0ткр.,19, 14) Все эти образы выражают одно: выбор Христа — это фактор, созидающий общество, и тем самым — историческая сила. Никакое различие между расами, народами, языками, призваниями, семьями здесь не имеет ни малейшего значения; остается только один единственный знак — верность Христу; знак, который превращает эти достаточно пестрые толпы в общество единого сердца и единого духа. Но обществу Агнца в мировом процессе противостоит общество Зверя. Зверь, как символ противника Христа, тоже обладает властью «над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклоняются ему все живущие на земле» (Откр., 13, 7—8). Он собирает воинства и царей земных, чтобы сражаться против «Сидящего на коне» и Имя Которого — Слово Божие (Откр., 19, 13. 19). Он обольщает народы, «находящиеся на четырех углах земли», собирает их в могучую армию, число которой «как песок морской» и окружает «стан святых» (0ткр., 20, 7—8).

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Это те 144 000, о которых уже шла речь в седьмой главе ( Откр.7:1–17 ). Заметим, что эти 144 000 «запечатленных» там символизируют новый, истинный Израиль в его неисчислимом множестве ( Откр.7:9 )! Согласно древним иудейским представлениям Мессия соберет вокруг себя спасенный народ Божий в конце времен на горе Сион: «Когда это будет, и явятся Знамения, которые Я показал тебе прежде, – тогда откроется Сын Мой, Которого ты видел, как Мужа восходящего. И когда все народы услышат Глас Его… и соберется в одно собрание множество бесчисленное, – Он станет на верху Горы Сиона» ( 3Езд.13:32–35 ). Почему Сион? Сион слыл как гора спасения, и считалось, что именно на Сионе Мессия соберет в эсхатоне свой народ: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь» ( Иоиль.2:32 ). Тот, кто принадлежит к истинному Израилю ( Откр.7:1–8 ), в конце веков будет спасен, собранный на горе Сион. Имеется в виду, конечно, не земной, а «небесный Сион», так как Иоанн видит Агнца на небе (глава 5). б) Песнь, которую могли выучить только святые Божьи ( Откр.14:2–3 ) 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Иоанн слышит громкий небесный голос, как шум водопада или морских волн, обрушивающихся на берег и на скалы, как шум грома и в то же время как успокоительную музыку, которую играют на кифарах (гуслях). Чей голос так красочно описывается? Скорее всего, ангелов перед престолом Божьим. Поется песнь хвалы Богу. Эта «новая песнь» спасения уже упоминалась в Откр.5:8–9 . Но содержание ее нам пока неизвестно. Только 144 000 могут ее выучить, а в главе 19 они будут ее петь, ибо успели выучить. Выучить что-то могут только хорошие ученики. Здесь – это христиане, сохранившие верность Господу вплоть до мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

42:5, 44:24, 45:12, 66:1–2; Иер.10:12, 16, 33:2, 38:16 ; Мал.2:10 ; Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Деян.14:15,17:24 ; Рим.11:36 ; 1Кор.8:6 ; 2Кор.4:6 ; Евр.1:2,11:3 ; Откр.4:11, 10:6 ). Сотворение мира является естественной точкой отсчета для всего происходящего. Так пророк говорит: «Изреку сокровенное от создания мира» ( Мф.13:35 ); праведные должны унаследовать царство, уготованное им «от создания мира» ( Мф.25:34 ); людям предстоит испытать «великую скорбь, какой не было от начала мира» ( Мф.24:21 ); кровь пророков, «пролитая от создания мира», взыщется с их гонителей ( Лк.11:50 ); Иоанн Богослов говорит об Иисусе как об Агнце, «закланном от создания мира» ( Откр.13:8 ). Отбросить стыд ОТБРОСИТЬ СТЫД Поставить себя вне существующих в обществе моральных норм; утратить способность к внутреннему осознанию своих дурных поступков — «потерять совесть». Пророк Иеремия сравнивает израильский народ с неверной женой. Он передает слова Господа, обращенные к израильтянам: «А ты со многими любовниками блудодействовала… У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» ( Иер.3:1–3 ). Отереть слезы ОТЕРЕТЬ СЛЕЗЫ кому Фигурирует в речи в значении: утешить, успокоить, избавить от страданий. Пророк Исайя возвещает Царствие Божие: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц…» ( Ис.25:8 ). Перед Иоанном Богословом предстает видение Агнца и стоящих перед Ним всех племен и народов (см. Откр.7:9 ): «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 ). Смотри также: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ). Отрясти прах ОТРЯСТИ ПРАХ [ОТ НОГ СВОИХ] Фигурирует в речи как заявление о полном разрыве отношений с кем-либо; представляет собой экспрессивно выраженное негодование, презрение, нежелание иметь что-либо общее (даже приставшей к подошве земли) с людьми, живущими в данном месте.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Не взалчутъ ктому, ниже вжаждутъ, не имать же пасти на нихъ солнце, ниже всякъ зной. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. То есть не будут больше терпеть никаких бедствий. «Ибо будут иметь хлеб небесный и воду жизни. Не будут также болеть и терпеть бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий прошло» (св. Андрей, гл.20). Откр. 7:17. Яко Агнецъ, Иже посред престола, упасетъ я и наставитъ ихъ на животныя источники водъ, и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Сам «Агнец» будет «пасти их», то есть руководить ими, они сподобятся обильного излияния Духа Святого ( «животныя источники водъ» – «живые источники вод»), «и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ» – «и отрет Бог всякую слезу с очей их» 18 . Параллельные места к седьмой главе Откр. 7:4–8. Рим. 9:27. Ucaia же boniemъ о Израили: аще будетъ число сыновъ Израилевыхъ яко песокъ останокъ спасется. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется. Рим. 11:26. И тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: npiuдemъ от Cioha Избавляяй, и отвратитъ heчecmie от Иакова. И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. Откр. 7:15. 1Кор. 6:16. Или не всте, яко прилпляяйся сквернодйц едино тло есть съ блудодйцею. Будета бо, рече, оба въ плоть едину. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с [нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб Ангельских: первой – четвертой Откр. 8:1. И егда отверзе седмую печать, бысть бeзмoлbie на небеси яко полъ часа. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Так бывает и в мире физическом: наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие на небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих перед престолом Божиим Ангелов и человеков, в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явления Царства Христова. Откр. 8:2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо допотопный патриарх Енох (наиболее распространенное мнение), о котором сказано, что он живым был взят из этого мира: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), либо пророк Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15–16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) – три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца ( Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Т. о., продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, ...оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20–21 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 275–280; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 344–347; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 291–307. Вопрос 60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов.19:25; Мф.19:28; Ин.5:25,28,29; Рим.8:11; 1Кор.15:12–17, 35–38, 42–44, 51–53; 2Кор.5:10; Флп.3:21; 1Фес.4:16–17; Евр.9:27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет.3:7,10,12–13; Рим. 8:19–21; 1Кор.15:24–26; Лк.12:47–48)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Глава XIV Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь (1–5). Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию (6–7); видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона (8–11); утешение и ободрение праведников (12–13). Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва (14–16). Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия (17–20). Откр.14:1 .  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Откр.14:2 .  И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, которая есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в Откр.7:9–17 . Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу – Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. Откр.14:3 .  Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того же небесного престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется новою – новою в том смысле, что содержит в себе хвалу и благодарность 144 тысяч за все Божественные благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песне ( Откр.2:17 ) и понять ее, кроме тех 144 тысяч, которые сами были свидетелями всего этого ( 1Кор 2:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр.2:4 .  Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Откр.2:5 .  Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Очевидно, прежде их любовь, проявлявшаяся в делах милосердия, была несравненна сильнее, чем теперь. А так как ничто не может заменить любви, то ефесянам советуется оставить гордость своего христианского ведения и трудничества, покаяться в теперешней своей холодности и возвратиться к прежним делам любви. В 5 ст. Господь грозит ефесянам Своим карающим посещением, грозит лишением Своей спасительной благодати. Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. – Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Аиа-Солук, где стоит мечеть, построенная из прежней церкви И. Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства 9 . Откр.2:6 .  Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Но утешая и ободряя ефесян, Господь высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов, происходивших от антиохийского прозелита Николая, одного из семи диаконов иерусалимской церкви. В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности Ефесских христиан, вообще не терпевших развратных 10 . Откр.2:7 .  Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности ( Мф 11:15 ; Лк 8:8 ). На вид выставляется не Иисус Христос, а Св.Дух, потому что Св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. – Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к Откр.22:2 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни ( Быт 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После же сего ему должно быть освобожденным на малое время... И выйдет обольщать народы ...» (Откр. 20:1-8). По мнению святых отцов, «связание дракона» относится к моменту воскресения Христова, когда сатана потерял свою прежнюю власть над грешниками, искупленными кровью Христовой, и оказался ограниченным, «скованным» в своей деятельности в мире. Тысяча лет обнимает весь период от воскресения Христова до времен перед концом мира, когда сатана, пользуясь отступлением людей от веры, снова получит власть над ними — но на самое короткое время. Тогда согласно образному видению книги Откровения его духи, словно адская саранча, как бы наполнят самую атмосферу, которой дышат люди, т.е. проникнут во все стороны общественной жизни: «И вышел дым из кладязя бездны, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы ... И царем над собой она имела ангела бездны [дьявола], имя которого по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (губитель) ... Горе живущим на земле, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (Откр. 9:2-2,11, 12:12).    Спеша погубить максимальное количество людей, дьявол всю свою власть передаст Антихристу (всемирному правителю и врагу христианства), «которого пришествие по действу сатаны будет со всякой властью, и знамениями, и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Главный помощник его, Лжепророк, разными ложными чудесами будет обольщать людей и «творить великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми» (Откр. 13:13). То будут, конечно, не настоящие чудеса, а разные усовершенствованные фокусы, совершаемые с помощью нечистых духов (Откр. 16:14).    То будут времена исключительно суровых гонений на верующих. По причине неверия и развращения человечества Антихристу будет попущено «вести войну со святыми [верующими во Христа] и победить их» (Откр. 13:7). Но это будет только внешний и кажущийся успех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010