«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дни богослужения «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» — классический дореволюционный труд по литургике протоиерея Григория Дебольского. В данной публикации приведены полностью главы «Праздники», «Праздники и дни церковные непреходящие» и «Дни богослужения церковные общие и преходящие»; частично — «Дни постные» и «Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы»; отсутствуют — «Дни и праздники святых», «Дни седмицы». Протоиерей Григорий Дебольский предпосылает своему труду следующие слова: «Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все поведают (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1-3; Откр. 4, 8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх. 29, 38-41; Чис. 28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Храм – дом Божий Храм — центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную. В этой брошюре рассказывается о значении, истории возникновения храма и его архитектурных форм, внутреннем устройстве храма и значении различных предметов в нем, о главных богослужениях и правилах поведения в храме. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Храм – дом божий Автор-составитель: Плюснин А. И Храм и его значение Храмы с древнейших времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной. В этой брошюре рассказывается о значении, истории возникновения храма и его архитектурных форм, внутреннем устройстве храма и значении различных предметов в нем, о главных богослужениях и правилах поведения в храме. Храм – это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Храм есть образ скинии, которую видел святой Иоанн Богослов в видении, о которой говорил ему громкий голос с неба: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21: 3). Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную. В храме особенно чувствуется и сугубо подается благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Побеждает Агнец. Он слаб и беззащитен, Он заклан от начала мира, и Он побеждает. “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду я к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. “/ Откр.3:20 /Сам Агнец, сама вечная Истина и Любовь стоит у дверей человеческого сердца. И как важно, чтобы этот тихий стук Любви был услышан. Пока еще не поздно… Введение Многие считают, что читать Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, для обыкновенного человека невозможно и даже духовно опасно, что эта книга полностью закрыта и называется “Книгой за семью печатями”, потому что там говорится о книге за семью печатями. Создается такое впечатление, будто в Священном Писании есть какая-то часть, которая написана не для людей, а вставлена туда неизвестно для какой цели. Между тем, как говорит апостол Павел, все Писание полезно и все должно быть дано нам для просвещения. Следовательно, чтение Апокалипсиса не является какой-то запретной областью, и содержание его совсем не так непонятно, как это кажется. Большая часть Апокалипсиса расшифровывается при чтении Ветхого Завета, потому что автор его всецело жил и мыслил понятиями, образами Священного Писания Ветхого Завета, которое он знал наизусть. Для того чтобы нам в этом убедиться, давайте прочтем Откровение св. Иоанна Богослова, последнюю книгу Нового Завета, последнюю книгу Библии. Будем читать ее по частям. Сначала я отвечу на вопрос: что такое Апокалипсис? Апокалипсис — это особый жанр священной библейской письменности и древней письменности вообще. Слово это означает “откровение”. Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная. Этот жанр отличается от Книг пророков. Пророки действовали, и активно действовали в атмосфере своего времени, они были общественными борцами, служителями Храма, в трудную годину выступали с возвышения в Храме. Во время богослужения был момент, когда пророк должен был произносить речь, и тогда на него нисходил Дух Господень, и он вполне конкретно говорил бывшим там людям, что будет с ними завтра, что они делают сегодня. Он говорил о политических силах, о сталкивающихся империях, призывал к жизни по закону Божьему.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Показание содержащихся в сем втором томе поучительных слов Приношение Ее Императорскому Величеству 1. Слово на Новый 1766 год без темы о том, какое есть сходство между течением времени и течением наших лет и дел? Сказывано в придворной церкви. 2. При погребении господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, из темы: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей глаголет Дух да почиют от трудов своих. Откр. 14: 13 . о том, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в жизни будущей? Сказывано в Невском монастыре Апреля 15 дня 1766 года. 3. В неделю Вайи из темы: рцыте дщери Сионове се Царь твой грядет тебе кроток. Мф. 21:5 . о том, какое есть свойство или характер Евангелия? Сказывано в придворной церкви 1766 года Апреля 16 дня. 4. О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 6ез темы, сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года в Мае. 5. В день святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: блажен еси Симоне Вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе: но Отец мой, иже на небесех. Мф. 6:17 . о том, какое блаженство Спаситель присвояет Петру и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. Сказывано 1766 года Июня 29 дня. 6. В день рождения Его Императорского Высочества из темы возмогайте о Господе, и в державе крепости его. Еф.6:10 . о том, в чем состоит истинное мужество? Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1766 года Сентября 20 дня. 7. При первом случае прихода в Лавру 6ез темы о том, какое в древние времена было, и какое ныне должно быть начало или побуждение к монашескому житию? Сказывано в Лавре февраля 4 дня 1767 года. 8. В неделю сыропустную без темы о том, что лицемерие мечем слова Божия истребляется. Сказывано февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Покаяние Покаяние а) заповедано Богом: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться ( Деян.17:30 ). Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежние дела ( Откр.2:5 ); б) необходимо для спасения: Господь долго терпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Петр.3:9 ). Господь пришел призвать грешников к покаянию: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ). Как и когда Иисус Христос установил таинство покаяния? Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). [То же сказано и прочим апостолам] ( Мф.18:18 ). Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Примечание. Итак, пока Господь был на земле с людьми, Он Сам прощал кающихся грешников ( Мф.9:2 ; Лк.7:47 ). Но, пред вознесением Своим на небо, эту власть – прощать грехи кающемуся – оставил на земле апостолам и преемникам их. Апостолы действительно пользовались этою властью и разрешали от грехов: А кого вы в чем прощаете, того и я, ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова ( 2Кор.2:10 ). [Это сказано о кровосмеснике.] Его [Иисуса Христа] возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов… Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов именем Его ( Деян.5:31 ; Деян.13:39 ; Деян.10:43 ). Примечание. Отсюда ясно, что как апостолы, так и преемники их разрешают грехи кающихся не от себя и не своею силою, но от лица Христова и именем Его. Христиане первенствующей церкви ходили к апостолам на исповедь: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян.19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поминай Господа Иисуса Христа, восставшего от мертвых «Поминай Господа Иисуса Христа, воставшаго от мертвых» ( 2Тим.2:8 ), это заповедал Павел ученику своему Тимофею. Воскресение Христово есть такой предмет, о котором память подобает иметь нам не в дни только Пасхи Господней. Святая Церковь хочет утвердить в нас сию память, как можно глубже, хочет, чтобы мы поминали Господа нашего Иисуса Христа, воставшего от мертвых, как можно чаще. Для того-то она посвятила сей памяти один из дней каждой седмицы, который и называется воскресным, потому что в сей день, первый по субботе, и воскрес Господь, и сделала оный, вместо ветхозаветной субботы, достойно и праведно, днем празднственным на вечное время. Впрочем, и сего не довольно, а подобает нам, христианам, всегдашнюю, непрестанную иметь память о воскресении Господа Иисуса. Навяжи ю на твою душу присно, и обяжи ю о твоей выи. Егда ходиши, води ю, и с тобою да будет: егда же спиши, да хранит тя, да востающу ти глаголет с тобою ( Притч.6:22 ). Если к чему, то к сему святейшему предмету веры нашей идет наипаче сие наставление Премудрого. Ибо воскресение Христово есть такой неисчерпаемый источник наставления и укрепления, из которого всякий христианин, во всяком состоянии и положении своем, может всегда почерпать с преизбытком все потребное для себя для преспеяния своего в жизни богоугодной, для спасения души своей. Поминай Господа Иисуса Христа, воставшаго от мертвых ты, душа праведная, или, по крайней мере, алчущая и жаждущая правды, ищущая спасения своего и стремящаяся к Нему путем добродетели и творения заповедей Господних. Труден сей путь: ибо царствие небесное с усилием достигается, по слову Самого Господа; неизбежна борьба со страстями и похотями растленной грехом природы нашей, непрестанно воюющими на дух, с прелестями и суетою мира сего, с кознями диавола. Неминуемы иногда и преткновения, и падение по немощи естества. Во всех сих случаях в памяти о воскресшем Господе найдешь ты самое действительное ободрение и укрепление. Ибо будешь зреть в Нем не только Начальника, но и Совершителя спасения нашего, Которому дадеся теперь всяка власть на небеси и на земли, как Сам Он говорит, Который и, вознесшись на небо, обетовал нам – быть с нами во вся дни до скончания века ( Мф.28:18–20 ), – для чего? Для того, чтобы непрестанно простирать к нам Свои всемощные руце, привлекать нас к Себе и помогать нам побеждать все трудности и искушения на пути спасения и восстановлять нас от наших преткновений и падений. Будешь зреть Того, Кто с высоты небесной, в ободрение нам, указывает в руце Своей венец живота всем, подвизающимся на земле добрым подвигом жизни богоугодной и до конца течения своего веру соблюдающим. Побеждающему, говорит воскресший Господь нам, дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Последние записи (Из рукописного наследия Святителя Николая) Богач и Лазарь Богач представляет евреев. Они богаты, поскольку несут Слово Божие, Закон, Откровение; порфира и виссон – истина и справедливость. Лазарь представляет язычников, нищих; раны – ложные учения; голод – отсутствие истины; псы – демоны. Камни обычные и драгоценные Обычные камни обозначают телесный мир, драгоценные – мир духовный, Небесный. В Библии говорится, что горний Иерусалим из драгоценных камней. Обычные камни не упоминаются в связи с тем миром. Драгоценные камни обозначают мир истины и любви; тот мир проникает в этот в редких случаях. • Вот мое воспоминание: каждый, кто принимает Причастие, должен вспоминать, что Христос отдал Свои Тело и Кровь за нас, что он был распят, что умер и воскрес, что Бог Своего Единственного Агнца отдал на заклание, чтобы мы жили. Мы с гордостью вспоминаем людей, погибших за родину, а также благодетелей, которые отдали свое золото и серебро, чтобы накормить народ. Так тем более должны вспоминать Христа, Агнца Божьего. Любовь и Истина. В Причастии содержится все, что есть лучшего на Небе и на земле. Божья Любовь . Божья Истина. И Сам Бог. • Господь присутствует в хлебе и вине как Человек и как Бог. Как Человек – сие есть Тело мое. Как Бог – хлеб с небес ( Ин.6:51 ). И Слово было Телом ( Ин.1 ). Я и Отец едино. Весь Господь в Причастии, по-человечески и по Божеству. В Причастии заключается искупление. Кто причащается достойно – избавляется от ада, отделяется от дьявола и соединяется с Господом. • Кто причащается достойно, с тем Господь изнутри и извне. А кто причащается недостойно, с тем Господь лишь извне. Извне Господь и с животными. Как хозяин, который посещает хлев, но не живет в нем. Поправляет его извне, наводит порядок, но живет все же в своем доме. • Пока человек жив, Господь с ним, и предлагает ему войти. Вот стою у дверей и стучусь ( Откр.3:20 ). Крещение и введение во храм. Причащение – введение в небо. Двое врат в жизнь вечную. • Дьявол вошел в Иуду после причащения. И после сего... вошел в него сатана ( Ин.13:27 ). Так это, когда причащаются недостойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 20. Цвета богослужений Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Итак, представление о строе пасхального богослужения и его характере вы уже получили, теперь можно обратить внимание на некоторые элементы богослужебной жизни светлой седмицы и не только. Помните, изучая название Триоди Цветной, мы с вами упомянули, что ее богослужения имеют разные цвета?! Св. Церковь, обрядившая свое богослужение дивными песнопениями и символическими священнодействиями, обряжает его и в буквальном смысле этого слова, облекая особыми одеждами и священно- и церковнослужителей, а так же некоторые церковные предметы (такие как престол , жертвенник , аналои ) и утварь ( покровцами , закладки и т.п.). Эти одежды меняются в строгом соответствии со значимостью праздников. В первую очередь, изменение это выражается в их цветах. Каждому празднику приличествует облачение соответствующего цвета. Правда, о цвете богослужебных одежд в уставе даются очень краткие указания. Например, о перемене облачений одного цвета на другой упоминается при изложении чина литургии Великого Четверга и Великой Субботы, а перед изложением Пасхальной утрени устав отмечает лишь, что иерей облачается во весь СВЕТЛЕЙШИЙ сан. Такая недостаточность указаний Церковного устава относительно облачений объясняется тем обстоятельством, что невозможно предъявить каких-либо безусловных требований в смысле разнообразия цветов. А, с другой стороны, устав предполагает, что церковные люди, руководствуясь традицией, сами более или менее безошибочно решат, какого цвета одежды для того или иного праздника будут наиболее соответственны. Вот давайте мы с вами и порешаем эту задачку. Принципы и виды цветовой гаммы облачений Если всмотреться в существующие на сей счет традиции, то можно заметить, что сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета как основного (символизирующего божественный нетварный свет) и семи цветов радуги (во исполнение слов св. Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» ( Откр. 4:3–4 ): Цветовую гамму радуги все помнят? — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

http://azbyka.ru/video/20-cveta-bogosluz...

Разделы портала «Азбука веры» Из Священного Писания : Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). И взыщите Меня и найдёте, если взыщите Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ). Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди , и Господь подаст её тебе ( Сир.1:26 ). Преподобный Силуан Афонский : Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил её, и любит её, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: « Как много нас любит Господь ». (Из книги “Старец Силуан Афонский” ). Святой праведный Иоанн Кронштадтский : Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. – Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах (вот, я начал) . Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа. (Из дневников).

http://azbyka.ru/way/kak-obresti-veru/

Разделы портала «Азбука веры» Людмила Сергеевна Мастер " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" «Православие дало мне понимание и реальное ощущение смысла моего существования» Людмила Сергеевна Мастер В Избранное Бог, обращаясь к христианам говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Сегодня мы поговорим с православной христианкой Людмилой Сергеевной Мастер о том, как Бог постучал в её сердце. Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю. Расскажите немного о себе. Меня зовут Людмила, полное имя: Мастер Людмила Сергеевна. Мне 39 лет, замужем, есть дети. Крестилась в 22 года, но регулярно стала ходить в храм в 31 год. По образованию я филолог, закончила РХГА (Русскую Христианскую Гуманитарную Академию) и стала вместе с сокурсницей заниматься частным предпринимательством мы организовали курсы иностранных языков. Около пяти лет я работала по специальности – учила английскому языку. Затем, когда я ждала четвертого ребенка, передо мной встал вопрос жизненного выбора. Дальше совмещать свое дело без ущерба для воспитания детей было невозможно, нужно было стать домохозяйкой, сесть мужу на шею. А это для моей феминистской свободы, человеческой гордыни было очень непросто. Внутренняя борьба закончилась первым реальным боговопрошанием: как быть. Ответ как-то сам пришел надо идти в Церковь и там решать этот вопрос. Так я и сделала. Я исповедовалась, причастилась. Через некоторое время я ощутила такую любовь Божию ко мне, грешной, такую преизобильную благодать, что мои ближние стали смотреть на меня с подозрением. Мне хотелось уже знать все о Боге , строить свою жизнь по заповедям Божиим . Так я стала воцерковляться . Как Вы стали православной христианкой, что вас подтолкнуло к принятию Православия ? Креститься я решила, когда училась в РХГА. Поначалу меня очень интересовала философия и различные религиозные учения.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-dalo-mn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010