Вот почему так радостно поет в эту «священную и всепразднственную нощь» Святая Церковь:«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем виновного, Единого Благословенного отцев Бога и Препрославленного» (тропарь 7-й песни канона).     Смерти нет больше для нас, христиан, а то, что все еще кажется нам смертью, есть не более, как «успение» , то есть временный сон, от которого возстанем мы в конце времен, по повелению Божию, к новой блаженной и уже нетленной жизни.    Вот, где причина нашей светлой пасхальной радости: Светлый Праздник Воскресения Христова это день торжества жизни над смертью.     Это — день славной победы нашего Божественного Искупителя над врагом человеческого спасения диаволом , уморившим нас в свое время через вкушение прародителями нашими запретного плода.    И хотя в наши дни «змий древний, иже есть диавол и сатана» , как это своевременно было предречено нам Словом Божиим, «отпущен на малое время» , и вышел «обольщать народы» (Откр.20:2—3;7), козни его не будут слишком продолжительными: он будет ввержен в озеро огненное и серное, где вместе с зверем-антихристом и лжепророком, его пособником, будет мучиться день и ночь во веки веков … и смерть и ад ввержены будут в то же озеро огненное  (Откр.20:10 ;14). Таково неложное свидетельство Тайновидца — возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова.    Явится тогда «новое небо и новая земля» , где «смерти не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому» (Откр.21:1 ;4). Спасенные народы станут обитателями дивного града Божия — «Нового Иерусалима» , куда не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни  (Откр.21:24—27).    Не будем ничем смущаться! Пусть слуги грядущего антихриста усиленно подготовляют скорейшее воцарение его в мире, и все явные и тайные сатанисты и их лицемерные пособники и споспешники готовятся торжествовать победу — мы знаем, что торжество это будет весьма кратковременными, явится Победитель ада и смерти Христос-Господь — «Слово Божие» , окруженный несчетными сонмами воинств небесных и поразить в одно мгновение антихриста «духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего» (2 Фес.2:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

В последнем стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что « въ немъ кровь пророческа и святыхъ обртеся и всхъ uзбiehhыxъ на земли », – «в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле». Параллельные места к восемнадцатой главе Откр. 18:2. Ис 13:21–22; 14:1. И тамо зbpie, и наполнятся домове шума, и ту Сирини, и бси тамо воспляшутъ, и онокентавры тамо вселятся, и вогнздятся ежеве въ домхъ ихъ. Скоро идетъ и не умедлитъ. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его. Ис. 21:9. И се, самъ грядетъ (мужъ) всадникъ двоконный, и отвщавъ рече: паде, паде Вавилонъ, и вси кумíры его и вся рукотворенная его сокрушишася на земли. И вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые. Откр. 18:4. Ис. 52:11. Отступите, отступите, изыдите отсюду и нечистот не прикасайтеся, изыдите от среды его, отлучитеся, hocящiu сосуды Господни! Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! Откр. 18:19. Быт. 11:9. Сего ради наречеся имя его Cмшehie, яко тамо смси Господь устна всея земли, и оттуду разся ихъ Господь по лицу всея земли. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Откр. 19:1–4. И по сихъ слышахъ гласъ beлiй народа многа на небеси, глаголющаго: aллuлyia: cnacehie и слава, и честь и сила Господу нашему, яко истинни и прави суди Его: яко судилъ есть любодйцу велику, яже посмради (растли) землю любoдяhieмъ своимъ, и отмстилъ кровь рабовъ Своихъ от руки ея. И второе рша: aллuлyia. И дымъ ея восхождаше во вки вковъ. И падоша двадесять и четыри старцы и четыри животна и поклонишася Богови сдящему на престол, глаголюще: аминь, aллuлyia.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(НЕ) В ДУХЕ БЫТЬ Пребывать в плохом настроении, быть раздраженным, подавленным; говорится также в адрес человека, чья агрессивность или уныние заметны окружающим. Соответственно, «быть в духе» — быть в хорошем настроении. Оборот используется также в значении: быть в приподнятом, вдохновенном состоянии (синоним выражения «быть в ударе»). В тексте Б . оборот «быть в духе» означает: быть в особом состоянии ведения, мудрости, прозорливости, быть готовым воспринимать слово Божие и выполнять Его волю. В подобном состоянии пребывает Иоанн Богослов, которому Господь открывает тайну конечных судеб мира. Иоанн, находившийся в ссылке на острове Патмос, призван был стать свидетелем великого Откровения: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есьм Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…» ( Откр.1:10–11 ). Голос повелевает Иоанну войти в отверстую для него небесную дверь: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:2 ). И далее Господь его «повел… в духе в пустыню», где Иоанн «увидел жену, сидящую на звере багряном…» ( Откр.17:3 ), и, наконец, один из семи Ангелов возносит его «в духе на великую и высокую гору» и показывает ему «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» ( Откр.21:10 ). Понятие «дух» используется и по отношению к обычным людям, расположенным к добру и правде. Об израильтянах, принимавших участие в сооружении Скинии (прообраз храма), сказано: «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии…» ( Исх.35:21 ). Не ведают, что творят НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ Произносится с оттенком осуждения в адрес тех, кто не понимает, к каким последствиям могут привести их действия; в применении к конкретному человеку выражает снисходительно-ироническое отношение к его неразумным поступкам. Евангелист Лука приводит слова Господа, произнесенные Им на Голгофе, когда толпа, требовавшая: «Распни Его!», насмехалась и ругалась над Распятым. «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). В речи закрепился вариант слав. Б .: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят». Не вливают молодое вино в мехи старые

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Обличение есть выражение заботы и любви Господа, который ищет путь к потерянному и заблудшему: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ; ср. Евр.12:6 ). Единственная цель обличения – извлечь Лаодикийскую церковь из ее равнодушия и теплохладности к новому энтузиазму и покаянию. Следует отметить, что призыв к покаянию ( Откр.3:19 ) в конце первого христианского века был далеко не бесспорным, если речь шла о повторном покаянии после крещения ( Евр.6:4–8 ). А в Пастыре Ермы (VII 2:4–5) согрешающим христианам для второго покаяния требуется особое небесное разрешение 21 . Но Иоанн так убежден в неизменной любви Христовой, что он без сомнения призывает к покаянию даже эту церковь , которая не удостоилась ни единого слова похвалы. Поэтому не удивительно, что после этого призыва к покаянию вместо угрозы суда и наказания речь идет о радости для того, кто отворит дверь Христу. Эта радость изображена традиционным символом эсхатологического пира ( Откр.3:20 ). Тогда, – обещает Христос, – «войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Пророчество побеждающему содержит обетование царствования, совместного с Богом Отцом и с Христом. Здесь Иоанн примыкает к той евангельской традиции, в которой почти теми же словами говорится об эсхатологической интронизации и воцарении: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною… когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ; ср. Лк.22:28–30 ). Возникает образ небесного престола, на котором найдется место для побеждающего, если он победит, как победил и сам Христос ( Откр.3:21 ). Победа Христа – победа закланного Агнца, как будет показано в Откр.5:5–9 , то есть победа Его страданиями и смертью. Только в том случае, если христиане в своих бедствиях будут стойко держаться своей веры и свидетельствовать о ней, они примут участие в царстве Христовом, которое, со своей стороны, есть участие в царстве Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Это – день славной победы нашего Божественного Искупителя над врагом человеческого спасения диаволом , уморившим нас в свое время через вкушение прародителями нашими запретного плода. И хотя в наши дни «змий древний, иже есть диавол и сатана» , как это своевременно было предречено нам Словом Божиим, «отпущен на малое время» , и вышел «обольщать народы» ( Откр.20,2–3;7 ) , козни его не будут слишком продолжительными: он будет ввержен в озеро огненное и серное, где вместе с зверем-антихристом и лжепророком, его пособником, будет мучиться день и ночь во веки веков … и смерть и ад ввержены будут в то же озеро огненное  ( Откр.20,10   ;14) . Таково неложное свидетельство Тайновидца – возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова. Явится тогда «новое небо и новая земля» , где «смерти не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому» ( Откр.21,1   ;4) . Спасенные народы станут обитателями дивного града Божия – «Нового Иерусалима» , куда не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни  ( Откр.21,24–27 ) . Не будем ничем смущаться! Пусть слуги грядущего антихриста усиленно подготовляют скорейшее воцарение его в мире, и все явные и тайные сатанисты и их лицемерные пособники и споспешники готовятся торжествовать победу – мы знаем, что торжество это будет весьма кратковременными, явится Победитель ада и смерти Христос-Господь – «Слово Божие» , окруженный несчетными сонмами воинств небесных и поразить в одно мгновение антихриста «духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2,8 ) . Вот почему, сколь ни тяжко нам наблюдать и переживать все то, что ныне творится в охваченном безумием современном мире, мы не должны поддаваться унынию и падать духом, зная к тому же, что все это предсказано и что всему этому «надлежит быть» и что все это окончится гибелью сатаны и всех его служителей и приспешников, и воцарится над всем  Христос Бог наш , «подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ноги Свои. Последний же враг испразднится – смерть» ( 1Кор.15,25–26 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

13:7). Слово «победить» подразумевает здесь не победу антихриста над святыми, но лишь то, что гонения римских императоров-язычников воспринимались первыми христианами как попущенные Богом ради полноты свидетельства об Истине. И потому временное торжество империи вместо победы стало для ее владык постыдным поражением от тех, кого по человеческим меркам считали самыми беззащитными. «Победа» сына погибели над святыми означает, что Бог не воспрепятствует ему до времени мучить и убивать их, дабы они, как и предшественники их, кровью засвидетельствовали свое исповедание.     «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7). Но как возможет диавол, не имеющий власти и над свиньями, присвоить господство над народами и племенами без попущения Бога и Господа всех? Однако и это будет попущено Вседержителем из-за любогреховного произволения, неверия и злонравия огромного большинства людей, ибо диаволу в образе антихриста «поклонятся... все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8). Открывая верным страшную картину конечного отпадения человеческого рода, святой Иоанн Богослов в то же время ободряет их указанием: «Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13:10). Терпение и вера — залог спасения среди всевозможных скорбей и тяжких обстояний, о чем говорит и Господь: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22) — и: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).    Все вышесказанное наводит на мысль, что дух враждебной Христу римской власти (одного тела при множестве рогов и венцов) сполна реализовался в духовно-нравственном состоянии современного Запада, который вот-вот породит из своих недр чудовищного идола — знамение грядущей гибели. В гниении и распаде европейского общества оживет все та же закваска всецелого растления. «И увидел я, — продолжает апостол, — другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13:11). Не вызывает сомнений, что зверь сей и есть антихрист, обладающий всеми признаками, перечисленными в пророчествах о нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

20 глава 19 глава заканчивается сообщением, что зверь и лжепророк „живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами“ (ст. 20–21). К этому прекрасно примыкает Откр.20:10 , где сообщается, что диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк. Но как тогда смотреть на Откр.20:1–9 , где содержится хилиастическое созерцание? Определенно высказать свой взгляд на апокалипсический хилиазм мы затрудняемся, так как все в Откр.20:1–10 производит на нас впечатление таинственной недоговоренности. Экзегеты спорят о времени и месте тысячелетнего царства. Одни 952 считают, что оно будет предшествовать второму пришествию Господа, другие 953 , что оно будет после этого пришествия. По одним 954 , местом открытия блаженного царства будет земля, по другим 955 – небо. Между всеми ими есть еще другие частные различия, а также различие во взгляде на то, будет ли Христос видимо присутствовать среди участников тысячелетнего царства, или нет 956 . Ни на один из этих вопросов Апокалиптик не отвечает определенно. Однако мы можем предполагать, что здесь имеется в виду нечто совершающееся на земле. Если, далее, в 4 стихе описывается суд, то, во всяком случае, не последний суд, потому что здесь не только не упоминается о суде Христа, но нет речи и вообще о суде Бога: „и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить“. Нужно обратить внимание и на то, что все описание тысячелетнего царства сделано Св. Апостолом Иоанном слишком кратко, как бы мимоходом. О Христе в Его отношении к этому царству говорится так мало, что возбуждается даже вопрос: будет ли Христос среди царствующих или нет? Думается, что если бы в Откр.20:1–10 мы имели нечто аналогичное иудейским хилиастическим чаяниям, то описание тысячелетнего царства было бы сделано иначе, особенно, если имеется в виду, что во всем мировом процессе Христу, по учению Апокалипсиса, принадлежит центральное и руководящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

“Слово Божие учит, что второе пришествие Христа для завершения спасения верующих и для наказания неверующих ( Мф.24:23–34 ; 1Фес 4:16 ) будет видимое ( Мф.24:30 ). Второму пришествию Христа должно предшествовать: 1) распространение Евангел, вести по всему лицу земли, пока царству Иисуса не покорятся иудеи ( Рим.9:27 ) и язычники и не настанет тысячелетнее царство Христа ( Мф.24:14 ); – (второе пришествие Христа); 2) усиление зла, пришествие антихриста, его падение, первое воскресение мертвых ( Откр.20:5 ) и наступление тысячелетнего царства Христова, в течение которого зло будет как бы в бездействии ( 2Фес.2:1–12 ; Откр.20:2–4 ; Рим.8:21–23 ); 3) по окончании тысячелетнего царства зло опять получит некоторую власть и вступит в окончательную борьбу с добром ( Откр.20:3–7 ). При втором (нет, уже третьем) пришествии Христа должно совершиться воскресение тела и новое единение тела с душою... Это воскресение будет всеобщее и называется вторым» ( Откр.20:11–15 ). Вероучение евангельских христиан (пашковцев), стр. 45, 46. 835 Творен. Часть 2. 39 слово на честн. и животвор крест и на второе пришеств., также о любви и милостыне. 1908 г., стр. 265. 838 I аполог., гл. 52. Перев. Преображенского. 1892 г., стр. 82; ср. Разговор с Трифоном иудеем гл. 14, 31, 32, 40, 49,52, 100. 848 Сочинения древ. христиан, апологет. Перев. Преображенского. Речь против эллинов, гл. 6. 1895 г., стр. 15. 864 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. 867 После скорби, слав перев. по скорби, μετ τν θλψιν (μετ с вин. после, по, в, за), собств. в скорби, т.е. скорбь людей не окончится, а будет еще продолжаться, как последуют страшные явления. 869 Издыхать от страха, – ποψυχντων (от ποψχω, падаю в обморок, перестаю дышать) νθρπων π φβоυ, – издыхающим человеком от страха, букв. падающим в обморок, изнемогающим от ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

А сияние Бога настолько яркое, что солнца просто не будет видно – и небесные светила больше не нужны. «И будут царствовать во веки веков» ( Откр. 22:5 ). Люди станут царями преображенного мира, как и было предсказано. Бог предсказывал, что весь животный и растительный мир будет подчинен людям. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его», – говорит Господь ( Откр. 3:21 ). Это станет осуществлением замысла, который был у Бога до начала времен: Бог Отец, Сын и Дух Святой будет править миром, как и правил всегда, только люди смогут видеть весь процесс управления. Ангелы и люди будут служить Богу и царствовать в преображенном мире, и царствование святых будет продолжаться вечно. «И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» ( Откр. 22:6 ). Слова, переданные Иоанну Богом, верны и истинны, на них можно полагаться. И Господь Бог послал Своего Ангела для подтверждения истинности этих слов. Почему подчеркивается, что Господь – Бог святых пророков? Потому что Бог Ветхого Завета, который открылся Адаму, Аврааму, Исааку, Иакову, Ною, Моисею, Исаии, Иисусу Навину, Давиду, Соломону, и Бог Нового Завета, Бог Иисуса Христа, апостолов, христиан – это Один и Тот же Бог. Господь это специально подчеркивает, ведь на протяжении всей истории христианства неоднократно появлялась ересь, утверждающая, будто Бог Ветхого Завета – это не Бог Нового Завета. Иоанн Богослов в Откровении ясно дает понять, что это не так: «Господь Бог святых пророков». Бог, Который открылся в Ветхом Завете народу Израиля, – Тот же Самый Бог, Который призывает к Себе все народы земли в Новом Завете. 168 «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» ( Откр. 22, 6 ). Господь послал Ангела для рабов Своих. Апокалипсис не предназначен для людей, которые не верят в Творца, которые не являются православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010