Глава IX Видение саранчи, ее появление из кладезя бездны по звуку трубы пятого Ангела (1–2); внешний вид саранчи; мучения от нее людям, не имеющим на себе печати Божией (3–10); ее царь Аполлион (11). Появление конного войска по звуку трубы шестого Ангела, описание коней и их вредоносности для нераскаявшихся людей (12–21). Откр.9:1 .  Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. По звуку пятой трубы Иоанн видит звезду, упавшую с неба. Словами «падшая с неба» тайнозритель, несомненно, хочет сказать, что и пятая казнь также происходит по пущению Божию и во время указанное волею Божией. Этот символ становится понятным только из последующего. Звезде, упавшей с неба дан ключ от кладезя бездны, который соединен непосредственно с бездною. Самое наименование бездны есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны, места страданий умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действия. По действию Промысла Божия (павшая звезда) эта темница отпирается, и то, что находится внутри бездны чрез колодезь, соединяющий бездну с поверхностью земли, получает возможность появиться над землею. Откр.9:2 .  Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. От вышедшего дыма потемнело солнце. Правильнее не придавать самостоятельного значения этой черте символического видения, и указание на потемнение солнца и воздуха рассматривать как переход к выяснению последующего. Откр.9:3 .  И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Откр.9:4 . И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Откр.9:5 .  И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для совершения казни посредством 200-миллионного воинства саранчи, что Откровение именует вторым горем, освобождаются связанные при великой реке Евфрат «четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, чтобы умертвить третью часть людей саранчей, у которой хвосты подобны змеям, и головы, как головы у львов, изо рта выходит огонь, дым и сера» ( Откр. 9:15–17 ). Какое тут значение имеет упоминание реки Евфрат? По всей вероятности то, что театром последних мировых событий будет Малая Азия. На ее исторической реке, надобно полагать, возникнет последнее Вавилонское царство ( Зах. 5:8–11 ), которое с антихристом во главе превратится, по преданию св. отцов, во всемирную монархию со столицей в Иерусалиме ( Откр. 13:2–7, 11:2, 8 ). Поэтому надобно полагать, что и последние казни будут преимущественно в Малой Азии на Евфрате. Связанные четыре Ангела, вероятно, подобны тем, которые имеют власть удерживать четыре ветра земли ( Откр. 7:1 ) и тем вредить земле, морю, древам и людям. Связаны они велением Божиим дотоле, пока не настанет день и час последних казней для вразумления грешников. Что же грешники? Вразумятся ли? Откровение возвещает, что прочие люди, которые не умерли от огня, дыма и серы, «не раскаялись в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» ( Откр. 9:21 ). Беседа 3. Призвание к пророчеству Тайнозрителя. – Раскрытие мировых событий в семи громах. – Повеление скрыть то, что сказали громы. – Предтечи второго пришествия Христова для всего мира. – Царство антихриста. «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные» ( Откр. 10:1 ). Сравнивая изображение Божества в видениях у пророков и в Откровении Иоанна, нельзя сомневаться, что изображаемая здесь Святейшая Личность – есть Одно из Лиц Пресвятой Троицы. К этому заключению следует присоединить еще и то предположение, что явившееся Иоанну Лицо св. Троицы есть Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

И Господь говорит о соблазне Креста для многих. Когда исповедание истины начинает дорого стоить, «тогда соблазнятся многие» и отпадут от веры. Нет ничего нового в том (хотя это никогда невозможно понять), что однажды познавшие путь правды оставляют его. Времена испытаний отсеивают многих, и среди бури нередко падают те, кто твердо стоял среди ясной погоды. И Господь снова говорит о предательстве. Те, кто отступит от верности Христу, будут предавать тех, кто хранит ее. Из числа отступников обыкновенно выходят самые жестокие гонители. Времена гонений обнажают все. Волки в овечьих шкурах сбрасывают маски и являются перед всеми как волки. «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя мир всегда лежит во зле, но бывают времена, когда беззаконие умножается. Так было во времена безбожного коммунизма, но атеизм на наших глазах сменяется сатанизмом. Охлаждение любви – следствие умножения беззакония. Подлинное благочестие, сутью которого является любовь ко Христу, будет встречаться крайне редко. И многие, именующие себя христианами, охладеют в своей вере – в то время как враги Церкви покажут, насколько они горячи в своем нечестии. Там, где нет любви ко Христу, не может быть и братской любви друг ко другу. Когда нечестие умножается – соблазняющее других, гонящее истину нечестие, – благодать любви друг ко другу во многих охладевает. Однако Господь не говорит, что любовь охладеет во всех, но только во многих. В худшие времена Бог сохраняет остаток верных, ревнующих по истине, как это было во дни Илии, когда пророку казалось, что он остался один. И хотя эта любовь охладеет во многих, она не умрет. Пройдет зима, и жизнь, таящаяся в корнях, явит себя. «Претерпевший же до конца спасется», – говорит Христос. В этих словах – великое утешение для нас. Хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит до конца. В этих словах – утешение для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания, – они спасутся. Эти слова созвучны с тем, что Господь говорит в Откровении Ангелу Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» ( Откр.3:21 ). И Ангелу Пергамской Церкви: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр.2:17 ). И Ангелу Фиатирской церкви: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» ( Откр.2:26–27 ). И Ангелу Сардийской церкви: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» ( Откр.3:5 ). И Ангелу Филадельфийской церкви: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» ( Откр.3:12 ). Неделя 15-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из последующих слов видно, что орудием этого прославления должны быть страдания и смерть: „если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода“ ( Ин.12:24 ). Начало особенного прославления Сына Человеческого, по Евангелию, совпадает с началом Его страданий ( Ин.13:1 ). В первосвященнической молитве, далее, Христос просит: „ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира“ ( Ин.17:5 ). Здесь неоспоримо сказывается взгляд на уничижение Христа, как на откровение Его славы 1208 . Но то же самое воззрение легко заметить и в Апокалипсисе. По его учению, Христос является владыкою мира, потому что Он победил ( Откр.5:5 ), а победа Его, очевидно, выразилась в том факте, что Он был заклан ( Откр.5:9 ). Ввиду этого, Он „достоин взять книгу и снять с нее печати“; „достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение“ ( Откр.5:9:12 ). Побеждающему Христос обещает дать сесть на Его престоле, как и Он Сам победил и сел на престоле Отца ( Откр.3:21 ). Впрочем, необходимо также иметь в виду в данном случае и то, что хотя страдания Христа у Иоанна и считаются орудием Его прославления, однако ни 4 Евангелие, ни Апокалипсис не представляют дело так, что Божественные свойства получены Господом только после прославления чрез страдания. Это следует само собой из общего характера христологии этих писаний. Если между Христом и Богом наблюдается отношение единства по существу, то ясно, что это отношение должно быть предвечным. Но, кроме того, в 4 Евангелии Христос прямо и ясно говорит о славе, которую Он имел у Отца прежде бытия мира. Спрашивается: если Христос-Логос является предвечно Божественным существом, то как возможно говорить о принятии Им власти и славы от Отца после прославления через страдание и смерть? Пояснить подобные выражения можно ссылкой на аналогичные места Апокалипсиса, касающиеся Самого Бога Отца. Так, после звука седьмой трубы Апокалиптик слышит громкие голоса, раздавшиеся на небе: „царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков“ ( Откр.11:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, поражавший тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. Столь же опасен, как и летучий дракон, известный из древней басни огненного цвета змей, который, согласно народным верованиям, живет в пустыне. Всякие пустынные монстры («аспиды и летучие змеи») упоминаются в Ис.30:6 (ср. Числ.21:6 ; Втор.8:15 ). Семиглавые драконы частенько появляются в древней мифологии, например в Вавилонской. Упоминается он и в различных апокрифических сочинениях. Так, в Одах Соломона (22:5) Христос благодарит Бога за то, что Он дал Ему силу победить семиглавого дракона из ада и освободить людей из его лап: «Он, моими руками свергнувший дракона семиглавого и поставивший Меня на корни его, дабы сокрушил Я семя его». Апокрифические Оды Соломона, описания которых опираются на Ис.14:29 , подчеркивают огромную силу дракона, которую может сокрушить только Христос. Семь диадим, то есть корон, как и десять рогов, подчеркивают полноту власти сатанинского зверя (ср. Дан.7:7 : «Видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него»). Число 10 означает большое, но ограниченное число. Это число всегда отмечает полноту власти, присущей только безбожным силам (ср. Откр.13:1 ; Откр.17:3,7,12,16 ; Откр.2:10 ). В своем описании дракона Иоанн имеет в виду ту земную власть, которая предоставляет себя в распоряжение дракона-сатаны, как его орудие на земле. В главе 13 эта власть Римской империи будет символизирована и подробно обрисована в фигуре зверя из моря, порождения дракона. У него, как и у дракона, тоже семь голов и десять рогов. Жена и дракон противостоят друг другу. Один образ – в небесной славе и просветленной природе. Другой образ заранее указывает на то, какой губительной властью и силой станет его орудие на земле – Римское государство. Дело дракона не творческое, но разрушительное. Доказательством этому служит его действие: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и бросил их на землю» (J2:4a). Это напоминает о пророчестве Даниила ( Дан.8:10 ), где о «маленьком роге» говорится так: «И вознесся он до воицства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их». Согласно Откр.6:13 (шестая печать) и Откр.8:10–12 (третья труба) падение звезд – знамение наступления последних времен (ср. также Мк.13:25 ). В действиях дракона обнаруживается гордыня того, кто хочет уподобиться Богу. Но в отличие от Бога он не в состоянии даровать уверенность и надежду, но способен лишь нагнать страха и смятения. Однако, несмотря на весь свой блеск и силу, дракон обречен. Это ясно из того, что он – фигура, уступающая жене, слабее ее – не может осуществить свой коварный замысел «пожрать ее младенца».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т. е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты ( Пс 11:7 , Иез.29:21 ; Дан.7:8 ), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в Откр.1:16 и Откр.4:1 , под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления. Откр.5:7 .  И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. «Взял книгу…» Чем взял? – спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, – но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя. Откр.5:8 .  И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Совместное падение и животных, и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. – Гусли – это действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь о чашах, которые напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что они были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу. Откр.5:9 .  И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Общество Зверя также сплачивается только под одним единственным знаком — отпадения от Христа. Кто знака этого не имеет, тот не может ни покупать, ни продавать (Откр., 13, 17), то есть тот выброшен из общества, бесправен, поруган и преследуем. Иначе говоря, отпадение от Христа также является фактором, созидающим общество, и этот фактор тоже становится исторической силой. Общество Зверя такое же всеобщее, как и общество Агнца. И оно действует от имени всего человечества и прославляет и поклоняется «образу зверя» (Откр., 13, 14). Оно преобразовывается, как мы увидим позже, в «церковь», оно возводит свои храмы, создает свой культ и даже избирает пророка зверя своим «папой». Таким образом, история является временем разделения, в котором выявляется окончательный ответ человечества на спасительный подвиг Христа. Разделение происходит не мирным путем развития, но в упорной борьбе. Откровение разворачивает перед нами целый ряд картин борьбы, которая ведется между Христом и Его противником, между драконом и Агнцем. Рядом с изображением жатвы часто встречается изображение борьбы. Зверю, вышедшему из моря, даны были не только «уста, говорящие гордо и богохульно», но «и дано было ему вести войну со святыми и победить их» (0ткр., 13, 5, 7). Но поскольку дракон не смог поймать жену, убежавшую от него в пустыню (символ Церкви), он рассвирепел «на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр., 12, 17). «Зверь, выходящий из бездны» также борется с двумя свидетелями Божиими и побеждает, и убивает их ((Откр., 2, 7). Но с другой стороны, Откровение рисует нам образ Христа — борца , который сидит на белом коне, облеченный «в одежду, обагренную кровью» (Откр., 19, 13). «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (19, 15). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк», «а прочие убиты мечом Сидящего на коне» (19, 20, 21). Нет необходимости эти символические образы и высказывания объяснять физической борьбой, но они означают борьбу.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Она – Невеста Его, она с Ним, но не вся Его, не вся с Ним. Но она должна быть вся, во всем существе своих членов быть в этом единстве, и тогда единосущною вступить в полное единство с Агнцем. Пока нет полной оправданности ее, но она должна прийти. Невеста Агнца силою Святого Духа, наполняющего ее, все чище и чище моет одежды свои, все больше и больше убеляет их «Кровию Агнца» ( Откр.7:14 ). Когда же все придет: «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), когда в членах Церкви не будет ничего нечистого, не останется никого, преданного «мерзости лжи», а будут «только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ), когда Невесте дано будет: «облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:8 ), когда она будет вся и во всех свята, славна и непорочна, когда исчезнет всякий грех , рождающий смерть, а самая «смерть и ад» будут «повержены в озеро огненное» ( Откр.20:14 ), – тогда наступит полное единение Невесты с Агнцем, наступит брак Агнца, ибо «Жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). Положение Церкви тогда изменится; Невеста оправдывающаяся сделается Женою оправданною» 5 . «Если апостол Павел неоднократно в своих посланиях называет христиан святыми, то этим он указывает, что христиане, живя верою во Христа, стоят уже на пути не только праведности, но и святости, ибо по содержанию самих посланий видно, что адресаты их далеко не святы» 6 . «Члены Церкви, – говорит в другом месте митрополит Елевферий, – в меру своего очищения, освящения Духом Святым, если бы эта мера даже ограничивалась одною, едва заметною благодатною связью с Искупителем, находя во Христе себя искупленными, обретая в Нем свою святость ( Флп.3:9 ), делаются святыми не во всем своем, конечно, существе, но в тех его сторонах и настолько, в каких и насколько они входят, соответственно своему внутреннему состоянию, в святость свою во Христе. Так что, если Христос «возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ), – если такова цель Христова искупления, то она, так сказать, частично уже осуществлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

От престола, то есть от Бога, звучит: «Совершилось!», то есть «Конец!», гнев Божий с излиянием седьмой чаши достиг своей цели, и Вавилон великий (Рим) распался на три части. Острова убежали, утонули, и гор не стало. Излияние на землю семи чаш с гневом Божьим завершается хулением Бога из уст тех людей, которые остались глухи как к призывам любви Божьей, так и к гневу Божьему. Это те, кто затворили свои сердца для Бога. 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) В главах 17 и 18 говорится о падении Вавилона. Глава 17 – одна из самых трудных в Откровении. Она служит введением к провозглашению суда над Вавилоном, то есть над Римом (гл. 18). Структура главы 17 такова. Сначала следует вступление к видению ( Откр.17:1 -З). Затем – само видение ( Откр.17 :З-б). Оно изображает жену по имени «Вавилон великий», которая сидит на некоем звере. Раз имя города Вавилон по-гречески женского рода, вполне уместно было бы и перевести как бы женским именем «Вавилония» – «великая Вавилония». Наконец, следует толкование видения ( Откр.17:7–18 ). Сначала подробно и загадочно толкуется, кто такой зверь, на котором сидит блудница, а потом кратко, в одном стихе, толкуется и образ самой блудницы Вавилонии. а) Вступление к видению ( Откр.17:1–3 ) 1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. 3 И повел меня в духе в пустыню. Появляется один из Ангелов с чашами, который будет открывать Иоанну видения и помогать в их истолковании. Новое видение должно произойти в пустыне, куда ведет Иоанна Ангел. Это происходит «в Духе», то есть Иоанн погружается в экстатический восторг, в котором он испытывает пространственное перемещение. Ангел ведет его в пустыню, чтобы показать ему «суд над великою блудницею». Следует обратить внимание, что в другом случае, когда тоже действует один из Ангелов с чашами, Иоанн возносится Ангелом на высокую гору, чтобы тот увидел небесный Иерусалим ( Откр.21:9–10 ). Уже разные места получения откровения указывают на антагонизм великой блудницы (Вавилона) на земле и невесты Агнца (Иерусалима) на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

После всех этих событий наконец происходит снятие седьмой печати, о котором Откровение повествует очень кратко: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр.8:1 ). Предыдущие события на земле происходили при участии Неба – посылаемых от Бога ангелов. Теперь, при снятии седьмой печати, Небо устраняется от участия в делах земли, предоставляя ее самой себе и владычеству над ней сатаны. Последний вновь после тысячи лет «освобожден из темницы своей» ( Откр.20:7 ). Это время полноты господства антихриста. Однако это оставление Богом земли перед Вторым пришествием Господа длится короткое время, определяемое Откровением как бы на полчаса. Об оставлении человечества благодатью Божией в конце веков пророчествовал и преподобный Серафим Саровский . В беседе с Н. А. Мотовиловым он говорил: «Благодать Всесвятаго Духа изволит иногда оставлять даже человека богоносного. И это уже попускается от Самого Господа: испытать так лишь крайне укрепившихся в благодати Божией людей (необычным подвигом для необычных наград за него), как то было и Самому Господу Иисусу Христу от Бога Отца Его допущено на кресте... Так вот, такое же искушение допущено будет на всю вселенную во времена антихриста, когда все святые Божии люди и Святая Церковь Божия Христова, лишь из них одних состоящая, как бы оставлены будут от защищения и помощи Божией; нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними до того, что Сам Господь Дух Святой, видящий издалече их неизмеримо тяжкое страдание, издревле о том предрек: «Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10 )». 15. «Семь труб» (Откр. 8:2–13, 9:1–21) Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам. ( Мф. 18:7 ) И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих. ( Мф. 24:11 ) Страшна дальнейшая история мира: сняты печати, и мир заполняется бедами – болезнями, эпидемиями, голодом, войнами и междоусобицами. Народы пасутся жезлом железным и топчутся в точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя (см. Откр.17:16 ). Но не в этом самые страшные беды для народа. Все они касаются лишь страданий тела и его смерти. Однако не этого велит бояться Бог . Он говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010