Напрасно Иудеи, истинно заблуждая мыслями, прибегали к чревоволшебникам тщеслоствующым, иже от чрева глаголют ( Ис.8:19 ). Один закон Божий есть свидетельство верно ( 2Пет.1:19 ). Ежели бы они его в совет себе приняли, то бы он тьму сомнения их разогнал, и обратил бы их от пути лукаваго и от начинаний их лукавых ( Иер.23:22 ). 3) 3аре подобно есть слово Божие, нам истинный путь показующее. Как заря, идущим, прямую дорогу показывает: так слово Божие показывает путь, по которому мы, шествуя беспреткновенно, можем творить правы путие Господни ( Ос.14:10 ). 4) 3аре подобно есть слово Божие нас увеселяющее, как Давид говорит: оправдания Господня права, веселящая сердце ( Пс.18:9 ). 5) 3аре подобно есть слово Божие постепенно возрастающее. Как заря постепенно возвышается, расширяется, и светлее делается: так равно познание наше в слове Божием постепенно возвышается, больше бывает и прирастает, дондеже достигнем все в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). § III Заре подобно есть покаяние и обращение. 1) В рассуждении окончания ночи. Как заря оканчивает ночь: так покаяние оканчивает ночь греха, и людей от тьмы приводит к свету, как повелевает Писание: да обратятся от тьмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян.26:18 ). 2) В рассуждении возвещения солнца. Заре последует солнце: так обратившийся верою ожидает восходящего Христа, в котором и покой души своея ( Мф.11:29 ) получит часть. 3) В рассуждении ветра бываемого при восхождении зари. Ибо, как обыкновенно ветры бывают от собравшихся паров тогда, когда восходит заря: так равно ветры искушений тотчас являются покаявшимся: то от диавола, то от мира, то от растлённой грехом плоти, препятствуя совершенному их обращению. Но сии все искушения должны мы препобеждать за возлюбльшаго ны Христа ( Рим.8:37 ). § IV Заре подобно окончание жизни. Как заря скоро идёт и скоро заходит: так жизнь человеческая скоро преходящая есть; скоряе беседы ( Иов.7:6 ), и легчае скоротечца ( Иов.9:25 ) по изъяснению Иова. § V Воскресение мертвых есть оная заря вожделеннейшая, за которою тотчас в полном сиянии последует Солнце Правды Иисус Христос , во славе Отца своего; окружен воинством Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ); страшен, правосуден, дающии отмщение неведущым Бога: и непослушавшим благовествования Божия ( 2Сол.1:8 ) О, да исчезнут печальные ночи мира сего! Приди, о Господи! приди Солнце наше, приди Свет наш. § VI Самая Церковь Божия заре уподобляется: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ). Невеста Церковь есть многогонимая, и угнетённая в ночи искушения мирского, ожидающая откровения Господа нашего Иисуса Христа. Изыдёт некогда невеста сия из гроба своего, и, хотя живых некоторых застанет день он, но и сии пойдут к Богу своему ( Ин.5:29 ). Аминь, ей, гряди Господи Иисусе ( Откр.22:20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Дата: 2010-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1781) , (151) . Описание: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Файл 12448.jpg:   Размер: 300x373, 0.11 MPix, 82 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1459) , (124) . Описание: Собор трех архангелов: Гавриила, Михаила, Рафаила. Католическая икона (?) В годовщину освящения древней базилики св. Архангела Ми­хаила в Риме Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения. Архангел Михаил (что значит: «Кто как Бог?») одержал по­беду в битве со злыми духами и продолжает поддерживать людей в борьбе со злом (Откр 12,7-9). Архангел Гавриил («Сила Божия») многократно передавал людям по­ручения от Бога (Дан 8,15; Лк 1,11). Он благовестил Пресв[...] Файл 12449.jpg:   Размер: 800x634, 0.51 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (1416) , (123) . Описание: Икона " Собор Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных с четырьмя евангелистами и избранными святыми " . Начало XIXb. Романовские письма. частное собрание Файл 12552.jpg:   Размер: 572x700, 0.4 MPix, 596 Kb. Дата: 2011-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1481) , (97) . Описание: СОБОР АРХАНГЕЛОВ клеймо иконы БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Псковская школа, ок. 1500. 72 x 54 см. Музей русской иконы, Клинтон, Massachusetts. Файл 13503.jpg:   Размер: 900x1104, 0.99 MPix, 392 Kb. Дата: 2011-09-15, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (668) , (45) . Описание: Икона " Собор св. Архистратига Михаила " в киоте. Дерево, левкас, сусальное золото, масло. 34х25,5 Россия, 2-ая половина XIX в. Файл 14219.jpg:   Размер: 816x1000, 0.82 MPix, 858 Kb. Дата: 2011-10-30, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1368) , (108) . Описание: Собор семи Архангелов. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. --- Сообщение от пользователя: " На этой иконе неверно надписаны Архангел Гавриил (Он не пишется с Чашей в руке, как Архангел Рафаил), равно и Архангел Рафаил не пишется с Цветочной ветвью, как Архангел Гавриил. "

http://pravicon.com/icon-718

Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как ма­ло стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием остав­ляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4, 12-13), и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира» (Гал. 4, 9; Кол. 2, 8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни чело­вечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвер­гается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других го­родах (Деян. 17, 18, 32-33; 18, 1; 1 Сол. 3, 1-7)? Не подвергаются ли и ныне проповедники слова этих апостолов стеснению, даже до уз, по­добно великому апостолу Христову Павлу (2 Тим. 2, 9)? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного открове­ния (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда от­версты и сердце расширено» (2 Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех, кого «родил он благовествованием Христовым» (1 Кор. 4, 15)? Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на двенадцати осно­ваниях, которые суть двенадцать апостолов Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20). Но если вместо того, чтобы приступать ко Христу, Кам­ню краеугольному, и подобно камням живым устроять из себя дом ду­ховный и священство святое (1 Пет. 2, 5), будем мы строить на ином основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то ис­пытанию огня подвергнется дело каждого подобного строителя (1 Кор. 3, 11-13) и огонь, от которого погибнет настоящий мир (2 Пет. 3, 7-12), все более и более будет разрушать его, чтобы явились «но­вое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

http://pravoslavie.ru/1752.html

Многократным повторением слов: да исповедятся Тебе людие, Боже, – псалмопевец указывает не только на то, что все народы будут участниками спасительного богопознания, о чем сказано в 3-м стихе, но и на то, что они должны быть проповедниками столь великой и спасительной благодати Божией, каково пришествие на землю Сына Божия, для спасения всех людей ( Тит.2:11 ). Словами: земля даде плод свой, пророк-псалмопевец, предвидя будущее возвращение благословения Божия земле, от которой оно отнято было за грех Адама ( Быт.3:17–18 ), говорит о нем как о событии совершившемся. С пришествием Спасителя на землю распространится истинное богопознание, все народы получат благословение Божие, которое распространится и на внешнюю природу, на самую землю, которая даст людям изобильный плод ( Откр.22:2 ). И люди благословляют Бога ( Пс.33:2, 65:8 , Пс.67 и др.), но они, по словам блж. Феодорита, «благословляя Бога, приносят Ему в дар одни слова, а делом не могут благотворить Ему, а Бог, благословляя, утверждает слова делом и благословляемым дарует обилие всяких благ» с. 301–303], духовных и вещественных, небесных и земных. Троекратно повторяя слова: благослови ны, Боже (ст. 2,7 и 8), – не указывает ли этим псалмопевец, как думают некоторые толковники ( Евфимий Зигабен) , на Святую Троицу и не выражает ли призывания к исповеданию Трех Лиц Божества? А последними словами: да убоятся Его вси концы земли, – не указывает ли опять на единство Божества в Святой Троице с. 503]? Теми же словами, по изъяснению блж. Феодорита, научает еще, как должно удостоиться Божия благословения. «Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущего суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение» с. 303]. Концы земли значит то же, что – «живущие в самых отдаленных пределах земли». Да убоятся Господа Бога вси концы земли – такое окончание псалма, по словам блж. Феодорита, внушает иметь страх Божий не только иудеям, но и всем человекам, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующим с. 303].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Вот! как то Бог зрит на сердце ( 1Цар.16:7 ), не якоже человецы обыкоша взирают на лица. Видел Он веру Вартимееву, для сего приказал позвать его к Себе: и став Иисус, рече его возгласити. Вартимей, услышав, яко Иисус зовёт его, бросил одеяние своё, вскочил яко елень, и притек с верою ко Иисусу: и возгласиша слепца, глаголюще ему: дерзай, востании, зовет тя. Он же отверг ризы своя, востав прииде ко Иисусови ( Мк.10:49–50 ). Когда Иисус вопросил его: что хощеши да сотворю тебе? То он отвечал: учителю, да прозрю. Се доказательство веры Вартимеевой! Просит у Иисуса того, чего человек дать не может; просит, и не сомневается о Божием всемогуществе; просит, и надеется, что и Бог хочет, дабы он видел: учителю, да прозрю. В награждение веры, надежды и будущей любви Вартимеевой, и во обличение Иерихонских жителей – возвращает ему Иисус зрение телесное, и умные очи отверзает: Иисус же рече ему, иди: вера твоя спасе тя; и абие прозре и по Иисусе иде в путь ( Мк.10:52 ). Вот, как то благоутробный Бог исполняет во благих желания разумного создания Своего! Вот как Он скор к благотворению! Вот сколь жаждет спасения человеческого! О вы, ослеплённые неверствием! вы, у коих беззаконные деяния отняли душевное зрение! вы, коих сладострастия мира сего, якоже Самсона ослепили! почто не радеете о вашем спасении? Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки ( Евр.13:8 ). Он и теперь ходит везде Благодатью Своею. Не возвещают ли вам проповедники слова Божия; что Иисус Назарянин мимоходит ( Лк.18:37 ): но вы не хотите с Вартимеем прозрения. Он взывал – вы молчите. Ему воспрещали взывать, – но не умолчал; вас побуждают, – но не слышите. Изыдите убо, и сядьте на распутьях сего мира! Се Христос мимоходит! Входит Он и ныне в церковь Свою, и вопиет к ней: внидох в вертоград мой, сестро моя невесто: объимах смирну мою со ароматами моими ( Песн.5:1 ). Взывайте: се Христос мимоходит. Взывайте с верою и надеждою – да получите прозрение. Хотя Он и мимоходит – но услышав ваш глас, ваше желание исправления – остановится. Не упустите благопотребного к прозрению случая, дóндеже не мимоидет. Он готов возвратить вам оное. Блажен, кто, получив прозрение душевное, ходит за Христом, якоже Вартимей: и абие прозре, и по Иисусе иде в путь. Блажен, кто творит дела света! К нему сказано будет: леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипры с нардами ( Песн.4:13 ). Сего-то – жителем Иерихона достойным назвать можно – жителем Иерусалима, имущаго врат дванадесять ( Откр.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

То, что Он жив ныне и вовеки, так же несомненно, как то, что Он был истинно мёртв нашей смертью. Так Он говорит Иоанну: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь (Откр. 1, 18). В Нём наша жизнь обретает осмысление и оправдание; украшение и освящение. Ему в эти дни да поёт, не умолкая, всякое обрезанное сердце, всякое сердце, причастное благодати: «Ты бо еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем. Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению». Рейтинг: 9.9 Голосов: 398 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дарья 2 мая 2016, 01:17 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Фаина 30 апреля 2016, 20:36 Господи, помилуй раба твоего Андрея! Аминь! Евгения 17 февраля 2016, 13:40 Храни Вас Господь ,отец Андрей,за ваши душеспасительные просветительные труды для нас темных и грешных..Радость невероятная на сердце от веры в Милосердие Жизньдаровавшего...Слава Тебе Боже наш! Сергей Храбрецов 12 апреля 2015, 09:30 Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Зинаида 6 мая 2013, 03:33 Христос Воскресе!!! Благодарна очень Господу и вам за ваш труд,так как вы даете человеку почувствовать что Господь вот рядом и ждет нашего покояния и следования за Ним. Спаси вас Господи Валерий 24 апреля 2012, 20:50 Спаси Господи отца Андрея за его просветительские и пастырские труды! Замечательная проникновенная статья от которой комок в горле... р. Б. Надежда 24 апреля 2012, 15:26 Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Спаси Господи за статью! р. Б. Людмила 20 апреля 2012, 20:28 Отец Андрей! Великая благодарность и низкий поклон Вам за проникновенное святое слово, наставляющее нас грешных на осмысление бытия Божия и умную защиту от мирской суеты. И слава Богу! Господне благословение на Вас, Батюшка. Дмитрий 20 апреля 2012, 11:32 Спаси Бог Вас Отче Андрей!!! Может быть Господь простит нас грешных Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53043.html

Ещё святому Иринею Лионскому было известно, что между списками Апокалипсиса, которые ходили среди его современников, были такие, где под «числом зверя» стоит 616. Сам святой Ириней считал это ошибкой переписчиков, однако для нас важно подтверждение факта, что в то время в.) существовали списки Апокалипсиса с числительным 616. Кроме того, цитируя книгу Откровения, западный богослов Цезарий из Арля (VI в.) также упоминает число 616. Откуда же появилось число 666, которое и закрепилось официально в каноне книг Нового Завета? Безусловно, 18-й стих необходимо рассматривать не только в контексте 13-й главы, но в контексте всего Апокалипсиса, ни в коем случае не вырывая его. Для более глубокого осмысления этого стиха предложим обратиться к другому фрагменту книги Откровения - главе 17: И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих (Откр. 17, 1). Первый вопрос, возникающий при чтении этого стиха, связан с образом «великой блудницы, сидящей на водах многих». Что имел в виду Иоанн Богослов? И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был и нет его, и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был и нет его, и явится (Откр. 17, 7-8). Второй вопрос вызывает образ зверя, который должен вновь явиться, по слову апостола Иоанна. Сам Иоанн Богослов, чтобы не оставить читателя в замешательстве, пытается помочь понять, о чём он на самом деле говорит, но делает это также с помощью аллегорий. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдёт в погибель (Откр. 17, 9-11). Безусловно, современному читателю очень трудно интерпретировать образы книги Откровения, но многие её символы читались современниками Иоанна Богослова без затруднений. Сегодня мы можем понять их только обратившись к библейской традиции и символике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Александр Павлович Лопухин Мир стоит, пока земля продолжает приносить Богу святых из всех народов.Но когда все народы услышат Евангелие и смогут определиться по отношению ко Христу — так или иначе, тогда мирпридет к своему завершению. Как будет выглядеть Второе Пришествие? Две тысячи лет назад Христос явился на землю как смиренный и кроткий человек — в глазах людей Он был совершенно не похож на Царя Небес и земли. А вот вернется на землю Христос во славе, как Господь и Судия. Его Второе Пришествие невозможно будет не заметить: Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24). Святой апостол Иоанн Богослов говорит об этом так: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (Откр 1:7). Христос придет в сопровождении воинства ангелов, воссядет на Престоле как Царь и совершит суд над всеми народами, отделив спасенных от погибших: об этом Он Сам поведал в притче о Страшном суде (Мф 25:31–46). Причем пред Господом предстанут не только живые, но и давно умершие, которые перед самым Страшным судом воскреснут: Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Откр 20:13). Когда произойдет Второе Пришествие? Здесь ответ такой же, как и на вопрос о дне нашей физической смерти. Мы знаем только одно: что день завершения этого мира (как и нашей жизни) однажды наступит. Но не знаем когда. У нас есть лишь некоторые косвенные признаки, указывающие на его приближение. В Церковь войдут последние народы, пожелавшие креститься; апостол Павел предполагал, что в их числе могут оказаться иудеи: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим 11:25–26). Вслед за этим во всем мире начнется охлаждение веры: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8); и в конце концов люди растеряют последние остатки любви друг ко другу: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Сохранять такой мир и дальше, очевидно, уже не будет иметь никакого смысла.

http://foma.ru/kogda-na-samom-dele-budet...

Страх Отделим, во-первых, страх животный от страха Божия. Первый парализует и обессиливает человека. Пораженный страхом земным пастырь слаб. Лекарством должна быть любовь Божия . По слову тайнозрителя Иоанна Богослова, «совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4: 18). Служитель Бога Слова Воплощенного в идеале должен быть свободен от малодушия и боязливости, для чего во все дни должен просить Христа: «Научи меня любить Тебя от всей души, всем сердцем и всем помышлением». Трусость или боязливость не такие малые грехи, как может показаться. Определяя место для недостойных в озере, горящем огнем и серою, Откровение Иоанна Богослова в перечне грешников первыми называет «боязливых и неверных» (см.: Откр. 21: 8). В духовной жизни есть место заменам. А именно: земную любовь нужно заменять любовью Божией; стяжание земных богатств – приобретением духовных даров. Так же и чуждость страху мирскому, плотскому означает необходимость иметь иной страх – Божий. Служение священника есть нечто подобное служению Ангельскому. Так говорит пророк: «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). «Вестник» – он и есть «Ангел», по точному переводу. Служение же Ангельское сопряжено со страхом. С тем чистым страхом, который «пребывает вовек» (см.: Пс. 18: 10). Ангелы предстоят Богу, воспевают Его, готовы в любое время выполнить любое послушание. То же и священник. Предстояние, воспевание и готовность на любое послушание – главные характеристики священнического служения. Пребывание в алтаре, всякая треба и молитвословие, всякое совершаемое Таинство должны быть со страхом Божиим Слово «страх» пронизывает богослужебные тексты. Так, в чине Великого освящения воды говорится о Боге, что Его престол облетают «многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы», покрываемые «страхом неприступной Его славы». «Страшными» именуются Святые Тайны во всех Литургических чинах. И, следовательно, священнику нельзя служить Богу без страха и быть бесчувственным. Те серафимы, которых видел Исаия (см.: Ис. 6: 2–3), покрывали ноги и лица крыльями именно от благоговения и страха при пении Трисвятого. Те же слова – «Свят, свят, свят Господь Саваоф» – поем и мы, и в идеале – с тем же страхом. Захождение в алтарь и пребывание в нем, всякое призывание имени Господня, всякая треба и молитвословие должны быть со страхом, тем более всякое совершаемое Таинство требует от священника страха Божия, или иначе – благоговения. «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 2: 11). Эти слова могут быть написаны над входом во всякий алтарь. Да и по выходе из алтаря не должны уходить из памяти иерея.

http://pravoslavie.ru/108375.html

В межзаветный период А. встречается редко, и, как правило, его употребление соответствует ветхозаветному. Но есть и примеры нового (нереспонсорного) употребления, когда словом «А.» молящиеся сами завершают свою молитву: супруги Товия и Сара (Тов 8. 8). Пример нового употребления А. дают также кумранские рукописи , где А. является устоявшейся формулой - частью регулярно совершаемого богослужения (1QS 1. 18-20). В НЗ А. (в виде греч. кальки с евр. μν) употребляется очень широко. В Евангелиях встречается ок. 75 раз и почти во всех случаях употребляется в совершенно новом по сравнению с ВЗ значении - Господь Иисус Христос многократно начинает свою речь словами «μν λγω μν [или: σοι]» (церковнослав. «        », рус. Истинно говорю вам [тебе]); при этом в Евангелии от Иоанна в отличие от синоптических Евангелий Господь Иисус Христос использует двукратное А. («μν μν λγω μν») (Иеремиас. С. 52-54). Вне слов Христа в НЗ (как и в ВЗ, и в раннем иудаизме - Иерус. Талмуд. Берахот VIII 9. 12с; Вавил. Талмуд. Шаббат. 119b) А. сохраняет характер ответа общины на молитву предстоятеля (1 Кор 14. 6; ср.: Откр 5. 14; 7. 12; 19. 4; 22. 20), встречается после славословий (Рим 11. 36; Гал 1. 5), благословений (Рим 1. 25; 9. 5), восхвалений (Откр 19. 4), пророчеств (Откр 1. 7), обетования (Откр 22. 20), часто употребляется для обозначения окончания текста (напр., 1 Кор 16. 24; Гал 6. 18; Флп 4. 23; 2 Петр 3. 18; Иуд 25). Откровение св. Иоанна Богослова (3. 14) дает пример персонификации А.: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (ср.: Ис 65. 16 (не по LXX)). Христос здесь назван « μν», т. к. в Нем Бог подтвердил свое обетование. (ср.: 2 Кор 1. 20, где христологически понимается и слово «да»: «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»,- в славу Божию через нас»). В ранней христ. Церкви А.- одна из устойчивых формул литургического и богословского языка. Она встречается в 1-м послании сщмч. Климента Римского к Коринфянам (100 по Р. X.) 9 раз, в т. ч. в конце славословия «Ему слава во веки веков. Аминь»; в конце послания сщмч. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам (ок. 135), 2-го послания Климента Римского к Коринфянам (150) и послания Диогнета (в т. ч. после славословия) и др. В Дидахе А. входит в состав евхаристического богослужения - одна из молитв заканчивается аккламацией: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет, пусть покается. Маранафа! Аминь» (10. 6). В «Мученичестве св. Поликарпа Смирнского» (15. 1) встречается как завершение молитвы сщмч. Поликарпа: «Когда он произнес «аминь» и окончил молитву, тогда приставленные к костру разожгли огонь».

http://pravenc.ru/text/114466.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010