В первом послании к Тимофею Апостол пишет так: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в своей совести ( 1Тим.4:1–2 ). А во втором послании тот же Апостол рисует ещё более мрачную картину последнего времени. Знай, – говорит он своему любимому ученику и сотруднику, – что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ). Из этих слов апостола видно, что «пред кончиною мира часть людей ниспадёт до такой степени нравственного растления и нечестия, что будет представлять собою самую мрачную картину всех видов нечестия и порока, напоминая собою тех безбожников, которые жили во дни Ноя и своим нечестием привлекли на себя грозный суд Божий». Это ещё не все признаки второго пришествия Господа, какие можно найти в слове Божием. Наиболее явственным и в высокой степени бедственным и для мира, и для рода человеческого будет явление антихриста или последнего богопротивника, имеющего явиться пред вторым пришествием Христовым. Об этом признаке ясно пишет апостол Павел во втором послании к солунянам. «Да не обольстит вас никто никак, – говорит апостол, – ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:3–4 ). Тайновидец в своём откровении представляет этого последнего противника Христа под образом зверя, которому дракон даст силу свою, престол свой и великую власть. И который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе ( Откр.13:2, 6 ). Слово Божие ясно учит об антихристе как об определённой (индивидуальной) личности ( 1Ин.2:18 ; 2Фес.2:3 ), о времени его явления пред вторым пришествием Господа ( 2Фес.2:8 ), о народе, к которому он придёт ( Ин.5:43 ), об его учении ( 2Фес.3:4 ), о печати, какой он запечатлеет своих последователей ( Откр.13:16–18 ), о знамениях и чудесах, какие он совершит «на погубление неутверждённых» ( Мф.24:24 ; Откр.13:13 ), о бедственном состоянии мира и рода человеческого ( Мф.24:21–22 ; Мк.13:19–20 ), об определённом времени царствования антихриста ( Дан.7:25 ; снеси 12, 7 и 11; Откр.11:2–3, 12:6, 14, 13:5 ). Таким образом, из свидетельств слова Божия ясно видно, что пред вторым пришествием явится последний противник Христа, которого верующие узнают и потому могут познать близость дня Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Хотя уже тогда было очевидно, что, скажем, США строились как держава «князя мира сего» безо всякой опоры на ортодоксальное христианство. Конечно, и в США есть острова и островки «народа Божьего», да и Пергамская церковь Апокалипсиса живет «там, где живет сатана» (Откр. 2: 13). Но антихрист в США как «стране жёлтого дьявола», по сути непосредственно управляемой «князем мира сего» (взять хотя бы для примера защиту запрещенного в России движения ЛГБТ и «новой гендерной политики» в мировом масштабе, а также неоколониальный грабёж всех народов), не нужен: разве что получить там «ярлык на княжение»... Если мы обратимся к Апокалипсису, то увидим, что «зверь восьмой» выходит на землю «из моря»: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13: 1). О водах же в Апокалипсисе говорится так: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15). Другими словами, море, «воды многие» — это символ языческих народов или вновь впавших в язычество. «Земля» же — это, вне всякого сомнения, земля Третьего Рима, где находится «материк» Церкви: православное христианство как государственная религия превратило «море язычества» в «твёрдую землю». «И поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13:8) — речь здесь идёт только и лишь о земле Третьего Рима и народов, в нём обитающих: «Земля, в противоположность морю, означает мир цивилизованный. Итак, в настоящем случае римский цивилизованный мир одержал верх над дикими ордами: он образовал и укротил их и, если не со стороны духовной и небесной, то со стороны земной и культурной, примирил их с христианством» ( Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. Изд. группа «Скит», 1994, с. 287). Таким образом, ни о каком «правителе всего мира», то есть всей планеты Земля, речь в Св. Писании и Откровении в частности не идёт: Удерживающий — это не доминирующий, но без него происходит обрушение мирового порядка.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/tr...

Конец ст. 5 очень напоминает крещальную терминологию. После этого в стт. 6-7 можно услышать целый ряд библейских эхо, что является характерной чертой почти всего текста Откр. Например, «Царями и священниками» — ср. Исх. 19, 6, а также 1 Петр. 1, 2. 19; 2, 9. Ст. 7 явно напоминает Дан. 7, 13, где говорится о Сыне Человеческом, шествующем на облаках небесных. Наименования Христа 8 Я есм. Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель... 10 Я есм. Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1, 8. 10; ср. 21, 6; 22, 13). Здесь в речи Христа от 1-го лица перечисляются несколько типичных для Откр. титулов и определений Христа как прославленного Господа. Кроме уже приводимого «Который есть и был и грядет» (здесь оно применяется ко Христу), имеются еще «Альфа и Омега» — первая и последняя буквы греческого алфавита, чему по смыслу аналогично «начало и конец», «Первый и Последний». Этот простой и яркий образ вечности Христа («Альфа и Омега») подсказан тайнозрителю тем, что еврейская тетраграмма (YHWH) иногда передавалась по-гречески в транскрипции, «упрощенно» имитирующей (хотя, несомненно, и искажающей) еврейское произношение IAW, где таким образом в состав Божественного имени входили Альфа (A) и Омега (W) . «Вседержитель», т. е. «Всемогущий» (pantokra/twr) — одно из любимых именований Христа в Откр. Оно употребляется девять раз, тогда как во всем остальном Новом Завете — только в 2 Кор. 6, 18. Впоследствии оно прочно укоренилось в христианстве, особенно в Византийской (православной) церковной традиции. Начальное видение 9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есм. Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

9-я сцена: Шестая труба (Откр. 9, 13-21). За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий шестой ангел. В нижней части изображены 4 освобожденные шестой трубой ангела Божьего суда (губители) связанные ранее на р. Евфрат. Они должны умертвить треть людей среди 200 млн. какого-то войска, собранного на брань в месте называемом Армагеддон. Вместе с ангелами в бойне участвуют загадочные, алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Это соответствует тексту Апокалипсиса, описывающему полное уничтожение воинства антихриста в окрестностях Иерусалима (скорее всего в долине Иосафатовой). Две темы разделяются облаками в виде гирлянды, образующими покров. Рис. 9. Фрагмент Девятой сцены Апокалипсиса, монастырь Дионисиат. Фото автора 2014 г. Надпись: И пятый ангел вострубил и сказал: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате, чтобы умертвить третью часть людей, число конного войска было две тьмы тем (Откр. 9, 13-16). 10-я сцена: Ангел с раскрытой книгой (Откр. 10, 1-11). В 10-й сцене изображается видение Иоанна, согласно которому ему предстает ангел, который передает ему раскрытую книгу с заповедью «съесть ее». Голова ангела окружена круглым нимбом, из которого исходят лучи, тогда как его ноги, похожие на «столпы огня», ступают одна по морю, а другая по суше. Одновременно он поднимает левую (вместо правой) руку в виде клятвенного жеста: «воздел он десницу к небесам и клялся Живущим во веки веков». Над ангелом изображена радуга с тремя разноцветными полосами, зеленой, красной и желтой. Иоанн с левой и нижней части композиции немного приклоняет колени и двумя руками с явным трепетом берет книгу у ангела. Надпись 10: И видел я другого ангела сильного сходящего с неба, облаченного облаком, над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные (10, 1) (на двух страницах раскрытой книги): Возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед (Откр. 10, 9).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Откр. 14:19–20. Иоиль 3:13. Испустите серпы, яко предстоитъ oбъuмahie винограда: внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются noдmoчuлiя, яко умножишася злобы ихъ. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Откр. 15:1 И видхъ ино зhaмehie на небеси beлie и чудно, седмь Ангелъ имущихъ седмь язвъ послднихъ, зане въ тхъ скончается ярость Бoжiя. И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Этою главою начинается последнее, четвертое видение, обнимающее собою восемь последних глав Апокалипсиса (15–22-ю гл.) «Везде берет седмеричное число, означая тем, что дерзновенно соделанные в семь дней настоящей жизни неправды будут обуздываемы семью язвами и семью Ангелами» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:2. И видхъ яко море сткляно смшено со огнемъ, и побдившыя звря и образъ его, и haчepmahie его и число имене его, стоящыя на мори стклянмъ, имущыя гусли Бoжiя. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии. «Стеклянное море, по толкованию св. Андрея Кесарийского , означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость святых, добродетельными лучами которой они „просвтятся яко солнце“ – „воссияют, как солнце“ ( Мф. 13:43 ). А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: „когождо дло, яковоже есть, огнь искуситъ“, – „огонь испытает дело каждого, каково оно есть“ ( 1Кор. 3:13 ). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по псаломскому изречению ( Пс. 28:7 ), имеет два свойства: одно – опаляющее грешных, другое, – как разумел Василий Великий , просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа; ибо в огне открылся Бог Моисею, и в виде огненных языков Дух Святой сошел на Апостолов. Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

T. 94. Io. Dam. De imag. I. 1261 A). Остальные образы создаются непосредственно людьми для получения, сохранения и передачи знаний о первообразах. Другими словами, допускается изображение практически всего универсума видимого нашими глазами. Св. Иоанн прямо говорит: «Естественно изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску» (Ibid. III. 24). Допускается изображать бестелесные «духовные существа» (ангелы, демоны, душа), которые запечатлеваются «сообразно их природе» в традиционных и свойственных им формах («как их видели достойные люди»). Особое внимание Отцы Церкви уделяли двум функциям религиозных изображений: психологической и догматической. Примеры, которых мы найдем ниже. 1-я сцена: явление Господа Иисуса Христа ап. Иоанну (Откр. 1, 9-20). Сам Господь Иисус Христос является апостолу и евангелисту Иоанну, который находится в ссылке на о. Патмос и диктует ему Апокалипсис (Откровения о последних судьбах Церкви и мира). Христос изображен на облаке во всей полноте своего совершенства, дабы Иоанн (как некогда Исайя - Ис. VI, 1-5) мог заимствовать чистоту помышлений от своего видения, во весь рост с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд (ангелов), символы епископов 7 церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Откровений в форме послания. Ниже сидит исступленный Иоанн, кресло его поднялось на воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен к Иисусу Христу. Вся обстановка созерцания убеждает нас, что Спаситель имея в виду означенные ассийские церкви, входящие в состав епархии ап. Иоанна, в то же время обращается ко всей Вселенской Церкви в семи проявлениях и моментах ее существования. Эти семь эпох новозаветной истории, о которых мы можем только догадываться, судя по наставлениям ассийским церквям, не имеют точной хронологии. Каждая эпоха выражает некоторый, в данное время преобладающий дух или тип, который не сразу и не одновременно возникает и не сразу изменяется. И в этом апокалипсические эпохи ничем не отличаются от иных эпох культурной или духовной жизни человечества. Например, мы не можем точной датой определить, когда закончилась античная культура, и когда началось и закончилось средневековье и т. д. Рис. 3. Первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата. На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов. Фото автора 2014 г. Надпись 1: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (Откр. 1, 9-13) Надпись 2: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (Откр. 4, 2-3) Надпись3: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (Откр. 6,2).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

«И от престола исходили молнии и громы и гласы» ( Откр.4:5 ). Эта картина известна из ветхозаветных богоявлений ( Исх.19:16 ; Иез.1:13 ). Величественные образы призваны внушать благоговейный страх и трепет перед откровением Бога. «Семь светильников огненных перед престолом» объясняются как «семь духов Божьих», с которыми мы уже познакомились в Откр.1:4 . Это либо символ Святого Духа, либо так называемые «ангелы престола», находящиеся перед лицом Божьим. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» ( Откр.4:6 ). О море, то есть о небесных водах, говорится в Книге Бытия: «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» ( Быт.1:7 ). Эти воды «над твердью» некогда излились на землю в виде потопа, когда «окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» ( Быт.7:11–12 ). Но теперь эти воды на небе безвредны, они похожи на твердое стекло и не могут больше изливаться с неба на землю в виде уничтожающего все творение потопа. Наконец, Иоанн изображает самый внутренний ангельский круг – четыре животных, образы которых свободно заимствованы из видений пророков Иезекииля и Исаии. Иезекииль видит Херувимов: «видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех» ( Иез.1:21 ). Исаия видит Серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!”» ( Ис.6:2–3 ). «Четыре животных» Иоанна изображены как стражи перед престолом Божьим. На это указывает то, что у каждого из них по шести крыльев (символ скорости? прикрытия?), а еще больше то, что они спереди и сзади и внутри «исполнены очей», от которых ничто не укроется. У Иезекииля каждое из четырех животных имеет четыре лица. У Иоанна каждое животное имеет одно лицо. «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:7 ). Со второго века благодаря св. Иринею Лионскому эти фигуры стали символизировать четырех Евангелистов (лев – Марка, телец – Луку, человек – Матфея, орел – Иоанна). Но изначально образы взяты из древней вавилонской астрологии, в которой небо делилось на четыре зодиакальных сектора под знаками льва (лето), тельца (весна), орла (зима) и скорпиона с человеческим лицом (осень). Некоторые экзегеты предполагают, что эти ближайшие к Богу фигуры – ангелы-хранители всего тварного бытия, так как число 4 символизирует весь сотворенный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, как «Держащий семь звезд в деснице Своей и Ходящий посреди семи золотых светильников обращается к нему со словами: «Ангелу Ефесской церкви напиши... побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. 2:1, 7 ). Об этом древе жизни говорится и в заключительных главах Апокалипсиса, когда Иоанн видит Новое Небо, и Новую Землю и святой город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба.., и чистую реку воды жизни,., исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Может ли натуральное дерево стоять по обе стороны реки? А ведь символ тот же самый, что и в Книге Бытия. Следовательно, и там говорится не о натуральном дереве. Это и есть провозвестие о сходящем с Неба на Землю Царствии Божием, о том рае, куда Христос вводит раскаявшегося разбойника, то есть все уверовавшее в Него и отвратившееся от своих грехов человечество. И древо жизни в этом раю дает плоды всегда и листья его – для исцеления народов ( Откр. 22:2 ). И времени уже не будет.., и ночи не будет там, ибо вошедшие в него вошли в вечность ( Откр. 10:6; 22:5 ). 7. Библейский текст о реках и землях в свете Нового Завета В свете Нового Завета перед нами раскрылся истинный смысл основного ветхозаветного Откровения о рае в Едеме на Востоке. В том же ключе мы должны искать смысл и дополнительного текста о реке (Нагар), истекающей из Едема и дробящейся уже потом (мишам) на четыре начала (рашим), а также и об омываемых этими реками землях. Поскольку древний текст говорит о реках и о воде, то параллельным местом к нему может быть беседа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой, а главное – приводимая в Евангелии от Иоанна Его речь на празднике Кущей о реках воды живой. Но прежде скажем о символике воды, как необходимого условия жизни. Многим европейцам, в особенности современным людям, оторванным от природы и от добывания хлеба насущного своими руками, символ воды менее сроден, нежели жителю Востока, для которого вода – символ жизни. Вода – то, что животворит природу, вода – то, без чего невозможно жить. Поэтому иудейские пророки часто говорили, что утоление духовной жажды так же необходимо человеку, как утоление телесной жажды для жизни организма. Вода была символом духовной жизни и упоминается в этом смысле у многих пророков ( Ис. 1:30; 21:14; 43:20; 44:3; 55:1 ; Иер. 2:13; 17:13 ; Иез. 19:10; 36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010