Эти слова Откровения дают нам уверенность, что ни один из переписчиков ранних веков не осмелился что-либо изменить в тексте, написанном апостолом Иоанном. В наших очерках вместе с пояснениями приводится весь соответствующий им текст Откровения. Это и облегчает его изучение, и в каждом отдельном случае читатель может сам решить вопрос, насколько его интуиция позволяет ему согласиться с нашим толкованием данного места Откровения. 2. Тайна семи светильников (Откр. 1:12–13, 16, 20) Семь светильников... суть семь церквей. ( Откр. 1:20 ) Видения святого апостола Иоанна начинаются с образа воскресшего Господа Иисуса Христа, находящегося посреди семи светильников. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» ( Откр.1:12–13 ). «Он держал в деснице Своей семь звезд» ( Откр.1:16 ). Господь говорит апостолу: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» ( Откр.1:20 ). Как известно, апостолу Иоанну досталась паства тех семи малоазиатских церквей, о которых и говорится далее в Откровении. При этом пять из них (кроме Ефесской и Фиатирской) были основаны самим апостолом Иоанном, который сам поставлял в них епископов. Поэтому неудивительно, что эти семь церквей упоминаются в Откровении. Как показывают дошедшие до нас исторические сведения, состояние этих церквей ко времени написания Откровения было действительно таково, как это описывается в Апокалипсисе. Так, например, Смирнской церкви пришлось претерпеть большие гонения, и здесь был замучен святой Поликарп – ученик апостола Иоанна и впоследствии архипастырь малоазиатских церквей. Ересь николаитов была особенно распространена в Пергаме. Жители Фиатиры были долго заражены ересью Монтана. Лаодикия была одним из самых богатых городов древнего мира, и лаодикийцы считались банкирами Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ). «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Души убиенных молятся о мести ( Откр.6:9–11 ). Угодники знают наши нужды: Пророк Елисей и его слуга Гиезий ( 4Цар.5:26 ). Пророк Елисей и царь Сирийский ( 4Цар.6:12 ). Пророк Ахия и жена Иеровоама ( 3Цар.14:4–9 ). Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры ( Деян.5:3–4 ). Пророк Самуил знает все о Сауле ( 1Цар.28:14 ). Авраам увидел день Спасителя и возрадовался ( Ин.8:56 ). 24 старца знают, о чем молиться за святых ( Откр.5:8 ). Ангелы знают о людях все ( Дан.10:12–13 ; Тов.12:12 ; Мф.18:10 ). Господь дает милость ради праведных: «ради Давида» ( 3Цар.11:11–15 ). Поэтому и молится: «вспомни Авраама» ( Исх.32:13 ). Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы? Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга ( 1Тим.2:1–2 ), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27 ; Иер.15:1 ; Откр.5:8; 8:3–4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После всех этих событий наконец происходит снятие седьмой печати, о котором Откровение повествует очень кратко: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр.8:1 ). Предыдущие события на земле происходили при участии Неба – посылаемых от Бога ангелов. Теперь, при снятии седьмой печати, Небо устраняется от участия в делах земли, предоставляя ее самой себе и владычеству над ней сатаны. Последний вновь после тысячи лет «освобожден из темницы своей» ( Откр.20:7 ). Это время полноты господства антихриста. Однако это оставление Богом земли перед Вторым пришествием Господа длится короткое время, определяемое Откровением как бы на полчаса. Об оставлении человечества благодатью Божией в конце веков пророчествовал и преподобный Серафим Саровский . В беседе с Н. А. Мотовиловым он говорил: «Благодать Всесвятаго Духа изволит иногда оставлять даже человека богоносного. И это уже попускается от Самого Господа: испытать так лишь крайне укрепившихся в благодати Божией людей (необычным подвигом для необычных наград за него), как то было и Самому Господу Иисусу Христу от Бога Отца Его допущено на кресте... Так вот, такое же искушение допущено будет на всю вселенную во времена антихриста, когда все святые Божии люди и Святая Церковь Божия Христова, лишь из них одних состоящая, как бы оставлены будут от защищения и помощи Божией; нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними до того, что Сам Господь Дух Святой, видящий издалече их неизмеримо тяжкое страдание, издревле о том предрек: «Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10 )». 15. «Семь труб» (Откр. 8:2–13, 9:1–21) Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам. ( Мф. 18:7 ) И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих. ( Мф. 24:11 ) Страшна дальнейшая история мира: сняты печати, и мир заполняется бедами – болезнями, эпидемиями, голодом, войнами и междоусобицами. Народы пасутся жезлом железным и топчутся в точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя (см. Откр.17:16 ). Но не в этом самые страшные беды для народа. Все они касаются лишь страданий тела и его смерти. Однако не этого велит бояться Бог . Он говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Наконец, самую выдающуюся черту в апокалипсических видениях представляет символика звезд и таинственных чисел. Несомненно, что звезды служат символом ангелов, как небесных духов: символом ангелов семи церквей служат семь звезд, и двенадцати звездам на венце жены, облеченной в солнце, соответствует двенадцать ангелов на вратах нового Иерусалима ( Откр.1:20, 2:1, 12:1, 21:12 ). Вместе с этим звезды служат и символом злых ангелов, как падших с неба. К пониманию такой символики должно приводить отчасти указание на «звезду утреннюю, светлую» в самом Апокалипсисе и указание на нее в посланиях Петра и согласное с ним указание на «звезды блуждающие», как символы лжепророков, в послании Иуды 64 . В самом Апокалипсисе ( Откр.12:4 ), падение злых ангелов вслед дьявола представляется под образом того, что «хвост дракона увлек от неба третью часть звезд и поверг их на землю». Сообразно с этим под двумя звездами, падшими с неба на землю, из которых одна названа «полынью», а другой «дан ключ от кладезя бездны» ( Откр.8:1012, 9:1, 11, 14 ), должно разуметь падших ангелов, как орудий гнева Божия, тем более, что саранча, вышедшая из кладезя бездны, имела над собою царем «ангела бездны», и вслед за тем говорится об освобождении четырех ангелов, связанных при Евфрате. Но в непосредственной связи с символикой звезд находится в Апокалипсисе и символика чисел. Образ жены, облеченной в солнце, у которой под ногами луна, а на голове венец из двенадцати звезд ( Откр.12:1, 14 ), несомненно, взят от солнечного и лунного исчисления года в двенадцать месяцев. Самое пребывание жены в пустыне измеряется продолжением «времени, времен и полвремени», и измерение времени получасом, часами, полднем, днями, полугодом, годами и тысячелетиями указывает на точное математическое измерение времени по движению светил небесных. Даже в новом небе и новой земле, где «времени уже не будет», «и ночи не будет», находится древо жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» 65 . В заключение скажем, что и апокалипсическое число зверя ( Откр.13:18, 17:812 ) взято из тех же астрономических исчислений времени и должно служить к указанию астрологических представлений, которые у лжепророков связывались со сказаниями об ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Надпись 19: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, и на голове Его много диадем. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11.13) 20-я сцена: Ангел влачит закованного в цепи Сатану (Откр. 20, 1-3) Изображается ангел, который занимает почти все пространство росписи сверху вниз: в правой руке он держит большой ключ, чтобы открыть, а потом закрыть дверь бездны. Левой он держит конец красной цепи, которой он сзади связал руки Диавола, и ведет его в правую сторону. Дьявол черный и с рогами. Он шагает к пещере бездны, где он скованный будет заперт тысячу лет. Надпись 20: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (Откр. 20, 1-2). 21-я сцена: Новый Иерусалим (Откр. 21, 1-27) Этой сценой завершается цикл росписей на тему Откровения апостола и евангелиста Иоанна, праздником радости завершаются и ужасные образы разрушения мира. Сверху справа изображен ангел Господень, обративший голову к восхищенному ап. Иоанну, которому правой рукой он показывает на Новый Иерусалим со словами: «Се скиния Бога с человеками». Город занимает нижнюю часть композиции, от одной вертикальной плоскости до другой. Помимо зубчатых стен, различаются церковные, общественные и другие здания. На возвышающихся башнях над каждыми воротами изображаются стоящие ангелы-стражи. Неотмирность образа передается испускающим лучи золотым треугольником Святой Троицы, который выходит из-за облаков и устремляется к городу. В действительности речь не идет о «новом Иерусалиме» царствии Божьем, где удел получат победители соблазнов и страстей мира сего. Этим завершается земная история и совершается сказанное Спасителем своим ученикам: «Когда же придет Сын Человеческий в славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своей, и соберутся пред Ним все народы», и пойдут одни в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную (Мф. 25; 32,46). «И сказал сидящий на престоле: «Се творю все новое» и ап. Иоанн увидел «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21, 1-6) Описанием Нового Иерусалима заканчивается Откровение тайнозрителя.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

а) Первое видение. Скование сатаны на тысячу лет ( Откр.20:1–3 ) 1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. В конце главы 19 было написано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк… и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20 ). И вот, после окончательного осуждения и уничтожения этих двух пособников дракона близится конец и самому дракону, той силе, которой были обязаны своей властью зверь и лжепророк. Вспомним: «и дал ему [то есть зверю] дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Но прежде происходит следующее: Иоанн видит, что некий Ангел сходит с неба. У него есть ключ от бездны, предварительного места заключения в подземном мире. Об этом «ключе от кладезя бездны» ( Откр.9:1 ) уже говорилось, когда прозвучала пятая труба. Есть у Ангела и большая цепь для того, чтобы сковать дракона на тысячу лет и бросить его в бездну. Мы знаем, что дракон – это сатана и диавол. Об этом говорилось прежде ( Откр.12:9 ), это утверждается и теперь, во втором стихе. Сатана не смеет, как прежде, прельщать, то есть совращать народы к безбожным делам. В образе сковывания силы погибели отражено древнее мифическое представление, которое мы находим во многих древних религиях, а также в Ветхом Завете. Так, например, пророк Исаия пишет о заключении врагов Божьих в яму, в преисподнюю: И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны ( Ис.24:22 ). Бог победит власть хаоса, или злого ангела, свяжет его и заключит в месте наказания, в преисподней. То, что Бог словом своим в начале творения сделал с морским хаосом бездны, сделает Он и в конце времен. Таково было ожидание ветхозаветной религии, отраженное в псалмах и молитвах. Обещанное время Тысячелетнего царства должно быть свободно от нападок сатаны на освобожденных праведников. Впрочем, после тысячи лет сатана по воле Божьей должен будет на короткое время освободиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Согласно Откр.11:5–6 два свидетеля находятся под особой защитой и покровительством Божьим. Как Илия для подтверждения того, что он – человек Божий, посылал огонь на своих врагов ( 4Цар.1:10–12 ), так и из уст свидетелей исходит огонь, чтобы пожрать их врагов. То, что огонь выходит из уст, указывает на их слово, на пророческую деятельность. Как Илия, они имеют власть затворять небо, чтобы не шел дождь ( 3Цар.17:1 ; Сир.48:3 ; Лк.4:25 ; Иак.5:17 ). Как Моисей, они имеют силу превращать воду в кровь и насылать всякие язвы на противников ( Исх.7:17–20 ). Отсюда, кстати, видно, в каком смысле надо понимать «казни», природные катастрофы, изображенные ранее, – как способы вызвать покаяние. Ну а здесь, в случае пророчества двух свидетелей, речь явно идет не о природных катастрофах. Как уже было упомянуто, свидетельство нового народа Божьего, представленного двумя свидетелями, доставляет мучение грешному человечеству ( Откр.11:10 ). Но мучение это не физическое. Цель же всего – покаяние и обращение. Защита и покровительство, которые даны двум свидетелям во время их деятельности, указывают вперед, на образ жены, облеченной в солнце, из видений главы 12. Там эта жена символизирует народ Божий. Она тоже пребывает под защитой Божьей в течение того же срока: «тысяча двести шестьдесят дней»=«время, времена и полвремени» ( Откр.12:6,14 ). 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Параллель между двумя свидетелями и новым народом Божьим, то есть Церковью , подтверждается еще тем, что здесь впервые появляется «зверь, выходящий из бездны» ( Откр.11:7 ), который в Откр.13:1 назван «зверем, выходящим из моря», и затем отождествляется с Римской империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

(36) Стандартное слово для обозначения белизны. Белыми как волна и как снег являются волосы подобного Сыну Человеческому (Откр 1. 14), Он же является на белом облаке (14. 14), белый камень (так в Синодальном переводе; в переводе еп. Кассиана (Безобразова) более тонко: «камешек» — греч. yÁfoj) обещается побеждающему в послании Пергамской церкви (2. 17), ношения белых одежд удостаиваются верные Христу люди (3. 4 – 5, 18; 6. 11; 7. 9, 13), в белые одежды облечены также двадцать четыре старца перед престолом Божиим (4. 4) и небесные воинства (19. 14). Всадник на белом коне появляется после снятия Агнцем первой печати с запечатанной книги (6. 2), на белом коне и в сопровождении небесных воинств появляется для низложения своих врагов торжествующий Христос (19. 11). Окончательный суд над миром происходит перед великим белым престолом (20. 11). (37) «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1. 12 – 16). (38) Ср. присутствующие здесь мотивы света (21. 11, 23 – 25; 22. 1, 5), драгоценных камней (21. 11, 18 – 21), золота (21. 15, 18, 21).   (39) Престол Божий как разделяемый и Христом представлен уже в обетовании побеждающему в послании лаодикийской церкви (Откр 3. 21), и уже здесь провозглашается возможность сесть на этом престоле и самому «побеждающему», то есть верному Христу человеку. Путь вхождения человека в эту скинию, процесс его приобщения Агнцу, и через Агнца – Богу, описывается в Апокалипсисе двояко, но в обоих случаях с использованием образности, связанной с красотой. С одной стороны, это приобщение доступно лишь тем, кто «следует за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр 14. 4), то есть следует за Ним вплоть до Креста. Изображение последователей Христа как прекрасных в своем подвиге мучеников – стандартный прием в Апокалипсисе. Под жертвенником оказываются «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» – «и даны были каждому из них одежды белые» (Откр 6. 9 – 11).

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

Общераспространенное у нас мнение, что Апокалипсис по своей таинственности и загадочности не должен, да и не может быть толкуем. Самая попытка толковать Апокалипсис является для большинства публики – даже и не неверующей – чем-то вроде сумасбродства, религиозной мечтательности, по меньшей мере, непростительным анахронизмом среди современного направления мысли и жизни. Может быть многие и из благочестивых сочтут такую попытку дерзкой ввиду того, что сама церковь из всех новозаветных книг один только Апокалипсис, как книгу недоступную для простого человеческого разумения, не употребляет для чтения при богослужении, и что сам писатель книги говорит в заключении слов пророчества своего: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:1819 ). От указанных нареканий считаем нужным освободить предлагаемое исследование. – Прещение апостола на прибавляющих или отнимающих что-либо от слов его пророчества направлено против злонамеренного повреждения самого текста его книги: такое повреждение было весьма возможно при прежнем способе распространения книг через письмо, и уже апостол Павел указывал на распространение между верующими подложных посланий ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Сам писатель Апокалипсиса не только не запрещает, но напротив требует сознательного понимания его книги: это видно не только из слов: «имеющий ум сочти число зверя» ( Откр.13:18, 17:8 ), но и из обращения к читателям в начале и конце книги: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» ( Откр.1:3, 22:7 ). Равным образом, нельзя думать, чтобы Апостол писал Апокалипсис лишь только для хранения его в церковных архивах: он назначает свои апокалипсические послания к разным церквам и предполагает чтение всей книги в церквах, на что указывает и оборот речи: «блажен читающий и слушающее слова пророчества сего», и следующее затем приветствие к церквам ( Откр.1:3–4 ), и заключительное в конце книги обращение: «Я, Иисус, послал Ангела моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010