Ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит ( Дан.11:37 ). То и другое было не свойственно Антиоху: он был очень пристрастен к женщинам и столько угодлив пред ними, что одной из своих наложниц подарил города ( 2Мак.4:30 ) 49 . Правда, богов чужих народов он не уважал, но так поступали и все вообще язычники, а своих богов он почитал. Но антихрист именно отвергнет всех богов: не признает и не уважит он Бога истинного, не потерпит и языческих богов ( 2Фес.2:4 ). Воскресения мертвых ( Дан.12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста. Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени ( Дан.12:4,9 ) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого ( Дан.12,7 ). Но времена Антиоха ни в каком смысле нельзя назвать последними, и при нем не произошло окончательного низложения силы святого народа. Хотя при Антиохе Епифане иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и во всяком случае о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12,1 ). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф.24:21,22 ). В 4-х, сравнение нескольких мест из 11-й и 12-й ггл. книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем «презренного» означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. Так, презренный царь, по книге Даниила, вознесется и возвысится выше всякого божества ( Дан.11:36 ): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес.2:4 ). «Презренный», по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное ( Дан.11:36 ): и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Апок.13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени ( Дан.11:35 ): по предсказанию Иисуса Христа претерпевший до конца спасется ( Мф.24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его («презренного» царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду ( Дан.11:39 ); напротив, чтущие Бога будут страдать ( Дан.11:30–35 ): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:17 ), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Несколько странно для нас и необычно звучит «спасение Богу нашему… и Агнцу». Дело в том, что в ветхозаветных параллелях Пс.3:9 и Иона.2:10 слово, которое здесь переведено как «спасение», имеет разные смысловые оттенки. В частности, оно может быть переведено как «победа». А дательный падеж здесь возник из-за того, что это восклицание имеет продолжение в ангельском славословии Откр.7:12 , где благословение и слава и т. д. возносятся именно Богу (естественно, в дательном падеже). Так что вообще-то гимн спасенных имеет такой смысл: «Победа Бога нашего, сидящего на престоле, и Агнца!» Находящиеся в небесном тронном зале ангелы своим «аминь!» подтверждают этот гимн и восхваляют Бога славословием из семи благословений («благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость»). Число семь здесь намекает на вечное, никогда не прекращающееся восхваление Бога. Так уже было в славословии Агнцу в Откр.5:12 . Но здесь, в главе 7, Агнец не упоминается. Происходит это в согласии с литературной формой, характерной для Иоанна. Дело в том, что здесь завершается цикл, начавшийся в главе 4, где открывается видение престола и Бога, Сидящего на престоле, но еще не появляется Агнец, который составляет собственно центр и ядро содержания всего цикла. Но начинается все в Боге, поэтому и завершается все в Боге. В 7:13 начинается толкование видения. Как и в главе 5, толкует и объясняет все один из «старцев». Толкование гласит, что Иоанн увидел тех, «которые пришли от великой скорби». Напомню, что словом «скорбь» в Синодальном переводе передается слово подлинника, которое означает «гонение, притеснение, преследование». Речь идет о преследуемых христианах. Начиная с пророчества Даниила ( Дан.12:1 ) предполагалось, что перед концом света наступят времена страшных бедствий и гонений народа Божьего: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   СТАВРОФИЛА. Блаженны те, кои возносятся на колеснице креста; ибо на ней они благонадежно достигнут небесного Иерусалима и блаженного бессмертия. Глава 12. Крест отверзает врата Царствия Небесного    Настало для Ставрофилы время восприятия мзды от Господа за понесенные на земле труды и скорби. Тогда Ангел Господень мысленно показал ей небесный Иерусалим, и начал говорить так: «Вот «град Царя Великого» (Псал. 47:3). Видишь, Ставрофила, каким дивным светом сияет он! «Основания его на горах святых» (Псал. 86:2), и «Светило его подобно драгоценнейшему камню. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21:11, 12, 18, 21). Какая там радость, какое веселие! Ибо на стогнах здесь непрестанно воспевают сладостнейшее «аллилуиа» (Тов. 13:18)».    В неизреченной радости воскликнула Ставрофила: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Псал.83:2, 3, 11). «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Псал. 25:8).    АНГЕЛ. Радуйся и благодари Господа, ибо тебе и всем терпеливо понесшим на земле скорби и страдания даруется здесь вместо печали и скорби вечная радость. Здесь «отрет Бог всякую слезу с очей Святых, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). «Тогда», Ставрофила, «увидишь, и возрадуешься» (Ис. 60:5), и затрепещет и расширится сердце твое. Тогда упиешься «от тука дома» Божия «и потоком сладости» будешь напоена (Псал. 35:9). Тогда, ликуя с прочими Святыми, скажешь: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего» (Псал. 47:9).    СТАВРОФИЛА. Не отверзутся ли мне врата града сего, как отверзлись мудрым девам двери чертога небесного?    АНГЕЛ. Крест есть ключ царствия небесного; он отверзает рай. Кто в жизни временной терпеливо и благодушно переносил скорби и страдания, и исполнял заповеданное Господом: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7), для того двери райские свободно отверзаются милостью Божиею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

И в ответ на этот призыв, пишет Иоанн: Откр.19:6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Теперь раздается прославление Бога от всего собора святых. Иоанн дает тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он – как голос многочисленного народа , – как шум вод многих , – как голос громов сильных . Столь торжественно, величественно и потрясающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псалмопевцем «воды, которые превыше небес» ( Пс. 148:4 ). И поют они опять не что иное, как аллилуйя ! Эта «аллилуйя» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? О том, что воцарился Господь Бог Вседержитель ! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства Господа Бога Вседержителя . Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире ( Ин. 16:33 ), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечется, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокрушению, но потщись со всеми небесными силами воспеть: аллилуйя! Далее славословие небожителей переходит в гимн о браке Агнца и жены Его (ст. 7–9). При этом слова ст. 7–8 по-прежнему принадлежит собору святых и ангелов, а слова ст. 9 принадлежат одному ангелу, беседующему с Иоанном. Ликуя и торжествуя, все небожители обращаются друг ко другу: Откр.19:7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5:12 ), призывал Господь Своих последователей еще на земле. А апостол Петр утешал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет. 4:13 ). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу , ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). Блажен, кто в тот день будет приглашен к радости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф.4:8-9 ; Лк.4:5-7 ). Власть сатаны над царствами мира сего неоднократно засвидетельствована самим Словом Божиим. Сам Господь называет диавола «князем мира сего». А св. Иоанн Богослов в Откровении пишет, что сатана тем, кто ему служит, дает «силу свою, и престол свой, и великую власть» (13, 2). Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других – в меру повиновения и служения сатанинской воле. Достигнув мировой власти, антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу. Он будет «угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» ( Дан.7:25 ; Откр.12:13-17:13, 6-7 ). Открытое общественное христианское Богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, – пишет проф. Беляев, – будут уничтожать книги Свящ. Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема» (там же, с. 346), но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства. У антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, – пишет св. Иоанн Богослов, – другого зверя, выходящего из земли… Он действует… со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря… чтобы они сделали образ зверя… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтоб образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:11-12:14-15 ).

http://azbyka.ru/antihrist

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку; избранный Мой, к которому благоволит душа Моя Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен ( Ис.42:1 ; Ис.53:7 ). Однако надо обратить внимание на то, что Отрок (Раб) в Ис.53:7 не отождествляется с агнцем. Его поведение, Его кротость сравнивается с кротостью овцы, ведомой на заклание, с кротостью агнца перед стрижкой. Агнец же в Откровении отнюдь не молчащий и безропотный, как «Раб Господень» в образе агнца у Исаии. Напротив, Он изображен чрезвычайно активным. Кроме того, Христос в Откровении ни разу не назван «рабом», в отличие от христиан или Моисея ( Откр.15:3 ). Отчасти против отнесения образа Агнца Откровения к «Рабу Господню» из Исаии говорит также то, что странно объяснять греческие слова в книге, написанной на греческом языке, через перевод на другой язык. Такое возможно, но это – довольно сложный способ объяснения. Поэтому происхождение наименования «Агнец» следует искать в другом месте. Агнец может быть понят как пасхальный. Иисус Христос был безгрешным, как пасхальный агнец должен был быть «без порока» ( Исх.12:5 ). Единственное однозначное свидетельство отождествления Христа с Пасхальным агнцем находится в 1Кор.5:7 : «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». Похожие места в Новом Завете – 1Пет.1:19 ; Ин.1:29,36 ; Ин.19:33,36 . Правда, во всех этих местах «агнец» передается другим греческим словом, не arnion, но amnos. Это обозначение восходит к Тайной вечере, когда Христос связал свою спасительную смерть и себя самого с Пасхальным агнцем. В иудействе Пасхальному агнцу не придавалась искупительная функция. Но таковую приписывали крови тех агнцев ( Исх.12 ), которые были закланы перед исходом из Египта. За текстом Откр.5:9–13 , где воспевается «достоинство» Агнца, ощутим образец – события исхода. Заклание Пасхального Агнца и Его искупительная кровь, исход из Египта, заключение Завета на Синае – все это бросающиеся в глаза параллели к видениям Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

7-9 («Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес,- что можешь сделать? глубже преисподней,- что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря») ( Feuillet A. Le Christ, sagesse de Dieu. P., 1966. P. 299-300). Слова о сокрытой Премудрости Божией («Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их»» - 1 Кор 3. 19), к-рая явлена во Христе, иногда рассматриваются как аллюзия на Иов 5. 13: «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным». Отдаленную аллюзию на слова Иов 13. 16 («И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его!») исследователи находят в словах апостола: «...ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Флп 1. 19) ( Schaller B. Zum Textcharakter der Hiobzitate im paulinischen Schrifttum//ZNW. 1980. Bd. 71. S. 21-26). Предполагают также, что слова ап. Павла о глубине Премудрости Божией (Рим 11. 35-36: «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь») являются аллюзией на Иов 41. 3 («Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое»), даже с учетом того, что в И. к. в этом месте говорится о бегемоте. Но уже в Таргуме на И. к. в Иов 41. 3 к евр. выражению   (предварил Меня) добавлены слова «в делах начала», тем самым все высказывание связывается с творением мира. Христианами это место понималось христологически - как указание на действующую при творении мира Премудрость ( Hanson. 1969/1970. P. 148; Hanson R. P. C. St. Paul " s Quotations of the Book of Job//Theology. Norwich, 1950. Vol. 53. P. 250-253). (Др. возможные аллюзии в НЗ: Мф 19. 26 на Иов 42. 2; Лк 1. 52 на Иов 5. 11; ср.: 12. 19; 1 Фес 5. 22 на Иов 1. 1, 8; 2. 3; 2 Фес 2. 8 на Иов 4. 9 (ср. также: Ис 11. 4; Откр 19. 15; Откр 9. 6 на Иов 3. 21).) В христианских апокрифах В «Видении апостола Павла» апостол, которого ангел подвел к реке (Visio Pauli.

http://pravenc.ru/text/578206.html

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ: Наличие Новозаветного священства ( 1Тим. 4:14 ) предполагает и наличие священных одежд. Где 2 или 3 во имя Моё… Скажите, этим Христос призывал к единству или разделению? Тогда в любом случае эту цитату нельзя рассматривать как благословение разделений. Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1:10 ) Преемственность – явление временное. При временных служениях преемственности не было. Например, пророческое или говорение языками. Канон Нового Завета заменил дар пророчества и учительства, но служение священства – созидание Тела Христова. Нужда в сем есть и ныне. Христос наш первосвященник ( Евр. 8:1 ). Да, как Искупитель ( Евр. 9:12 ). У священнослужителей служение иное. Они домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), т.е. служители плодов искупления. Мы все священники ( Откр. 1:6 ; 1Пет. 1:9 ). Это о нашем внутреннем преображении, плодами которого мы призваны возвещать совершенства Призвавшего нас ( 1Пет. 2:9 ). Это было сказано еще в Ветхом Завете ( Исх. 19:6 ), но Корей, Дафан и Авирон за подобное вашему понимание этого места: всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ. 16:3 ) поплатились жизнью (ст. 32). Христос соделал нас царями н священниками Богу и Отцу Своему ( Откр. 1:6 ). В каком смысле мы цари? В этом же смысле мы и священники. Освящение Воды: Святая вода освящалась Господом и называлась святой ( Числ. 5:17 ), очистительной ( Чис. 19:9, 13, 20 ), живой ( Чис. 19:17 ). Ею очищались от скверны в разных случаях. Господь в Новом Завете часто подает благодать через воду: Крещение, исцеление слепорожденного посредством воды и брения ( Ин. 9:7 ), в Иерусалимской купальне ангел возмущал воду, и она исцеляла болящих ( Ин. 5:2–4 ). Разве Господь или вода изменились? Миропомазание : Сначала апостолы миром не помазывали, а возлагали руки. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого ( Деян. 8:18 ). С умножением числа верующих апостолы заменили возложение рук миропомазанием: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ). Коринфянам (грекам) не знакомо было понятие о духовном помазании. К тому же, они были духовными младенцами в вере. Апостол Павел не стал бы вводить излишнее богословское понятие для немощных. В Ветхом Завете помазание елеем означало сообщение особых даров Святого Духа. Аарон ( Исх. 30:30 ), Саул ( 1Цар. 10:1 ), Давид ( 1Цар. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

409 Интересно сопоставить именования Отца и Сына, Бога и Агнца, в Их сходстве, как и различии: с одной стороны, говорится об Отце: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр. 1,8 ; ср. 4, 8–11; 21, 6–7), с другой – говорится и об Агнце: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний» (1, 10, ср. 2, 8), однако без дальнейших именований, свойственных только Отцу; и еще об Агнце: «Я есмь первый и последний и живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (I, 17–18). Иногда же Отец и Агнец объединяются в славославии: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков» (5, 13). «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от Сидящего на престоле и гнева Агнца» (6, 16), или в воскликнопении: «спасение Богу нашему. Сидящему на престоле, и Агнцу» ( Откр. 7, 10 ), хотя затем следует поклонение перед престолом «Богу» (ст. 11–12, ср. ст. 15–17). Далее: «ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его» (12, 10). Характерно содержание «песни Моисея и песни Агнца». «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержителю» и далее (15, 3–4). Наконец, о первом воскресении говорится: «они будут священниками Бога и Христа» (20, 6). Т. о. Бог Отец и Христос-Агнец одновременно соединяются и различаются в Их отношении к миру и человеку. 410 В немногочисленных текстах Ветхого Завета, где Бог называется Отцом, это имя просто выражает любовь Божию к человеку. «Только Ты Отец наш... Ты, Господи – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш», Ис. 63 ; в мессианском тексте 9, 6, Сын называется «Отец вечности»; ср. также Иерем. 31, 9. Более существен текст Малахии 2, 10, где говорится; «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (характерно и здесь это отождествление Отца и Бога). 411 Вариант: κυρου. В таком случае весь текст относится к одному Христу. В противном же случае различаются Бог и Христос, как и в следующем тексте. 413 Было уже отмечено («Агнец Божий», стр. 311), что и Христос не только не называл Себя Богом, но сам именовал Богом Своего Отца: «Отцу Моему и Богу Моему» ( Ин. 20. 17 ). Ср. Ин. 8, 54 : «...Отец Мой, о котором вы говорите, что Он Бог наш (μν)». Впрочем, есть к вариант μν, Он был назван этим именем лишь апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой». Единственный текст, который, видимо, хотя и косвенно, этому противоречит, есть Ин. 1, 1–1 «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Однако здесь мы имеем лишь неотчетливый перевод, не уловляющий оттенки. В действительности же говорится о Слове, что Оно было у Бога ( θες, с членом, т е. у Отца), – в первом и втором случае, но само оно было θεος (без члена) т. е. было божественного естества. Не следует оставлять без внимания и то, что здесь речь идет еще не о Христе, но о Слове в предвечной жизни Св. Троицы. Ср. еще 1Ин. 5, 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010