В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Враги Божьи уже не могут найти себе укрытия. Но об их наказании пока ничего не говорится. Причина этого в том, что еще не решен вопрос об участи тех, кто уже ныне принадлежат Царству Иисуса Христа, тех, кто уже ныне могут с полным правом петь «новую песнь» Агнцу: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр.5:9–10 ). Понятно, что им не надо бояться суда, который в принципе должен осуществиться после снятия с книги седьмой печати. И вот между шестой и седьмой печатями дается противовес картине суда, предрекаемого видением шестой печати. Рассматриваемые хронологически, новые видения производят впечатление непоследовательности. Как будто Иоанн забыл только что им описанное. В самом деле, как могут оставаться неповрежденными земля, небо и деревья, если в конце шестой главы после снятия шестой печати изображен уже наступивший полный хаос? Но то, что противоречит нашей линейной логике, в образной системе Иоанна имеет вполне законный смысл. Космические катастрофы намекают на безвыходную ситуацию врагов Божьих. И напротив, защита творения («не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам») – намек на то, что последователи Агнца вопреки всякой видимости находятся под покровом Божьим. Тайновидец использует здесь античное представление о мире. Земля иногда мыслилась как квадратная, так что можно было говорить о «четырех краях земли» ( Иез.7:2 ) или о «четырех концах земли» ( Ис.11:12 ). Со сторон квадрата дуют злые ветры, а с углов – благотворные. «Четыре ветра от четырех краев неба» – тоже традиционный образ ( Иер.49:36 ). Для апокалиптической литературы также обычны фигуры ангелов, функция которых – контроль над природой. Это так называемые ангелы стихий: здесь ангелы воздуха и ветров, далее упоминаются еще ангел огня ( Откр.14:18 ) и ангел вод ( Откр.16:5 ). «Иной Ангел» восходит от востока солнца. Восток, где некогда находился райский сад ( Быт.2:8 ), – метафора спасения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И вы, возлюбленные, по неведению заблудшие братия наши, раскольники и сектанты, опомнитесь, подумайте наедине пред Богом, что этим великим чудом милосердый Господь, не хотящий смерти грешника, но желающий, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ), показывает вам ясный путь к истинной вере. Он долготерпеливый стоит у сердца вашего и стучит в него ( Откр.3:20 ), призывая вас к покаянию. Не ожесточайте же более сердец ваших, отбросьте неверие ваше, не искушайте долготерпение Божие, зовущее вас к самовольно вами оставленной, любящей и скорбящей о вас матери Церкви, в которой Господь всегда творил и теперь для вразумления вашего творит такие великие, дивные чудеса! «От всякаго, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ). Подумайте же, возлюбленные, как много дает вам милосердие Божие: устами не двух или трех, а устами многочисленных свидетелей-очевидцев вы удостоверяетесь, что, по молитвам к Богу святых Церкви Православной, хромые ходят, слепые прозревают, беснующиеся исцеляются и больные разными недугами получают здоровье. Знайте, что это и для вас, возлюбленные, заблудшие братья, Господь прославляет Свою Церковь , свидетельствуя о святости и истинности ее многими великими чудесами, так что на страшном судище Христовом в неверии своем вы будете безответны, кто бы вы ни были, – сектанты или раскольники. «Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим.2:7 ), и в том, что совершившимся чудесным исцелением раба Божия Владимира «благодать Господня ведет тебя к покаянию» ( Рим.2:4 ). «Вот теперь время благоприятное, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ) для ищущего пути истины! «Итак будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ), ибо не медлит Господь праведным судом Своим над теми, «которые упорствуют и не покоряются истине» ( Рим.2:8 ), «и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд.11 ); «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). «Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Местность Армагеддон принято идентифицировать как область, расположенную на территории Обетованной земли, в районе горы Мегиддо (во времена Ветхого Завета эта земля не раз орошалась кровью участников боевых столкновений: в период судей «у вод Мегиддонских» сыны Израиля одолели войско Сисары ( Суд.5:19–20 ); в период царей в долине Мегиддонской царь евреев Иосия потерпел поражение от войск фараона Нехао ( 4Цар.23:29 )). Комментируя этот (второй) фрагмент Апокалипсиса ( Откр.16:12–16 ), святой Андрей Кесарийский нашёлся сказать: «По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из скифских пределов – места Гога и Магога, как об этом говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведёт на людей телесную и душевную смерть: на одних за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость» с. 144–145]. Примечательно, что даже и гибель третьей части людей не образумит оставшихся в живых, не заставит остановиться, погасить безрассудную, братоубийственную вражду, не подвигнет раскаяться в делах рук своих. Подавляющее большинство людей того времени продолжат утопать в грехах и пороках, вязнуть в мерзости, поклоняться бесам и идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр.9:20–21 ). Очевидно, Андрей Кесарийский допускал считать Армагеддонскую битву за одну с той, что произойдёт при участии полчищ Гога и Магога. Сам Тайнозритель даёт основание полагать, что это сражение станет последним в истории войн: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Многие из толкователей считают, что это Иерусалим, хотя не один только Иерусалим может считаться распинавшим Христа, но и другие города, распинавшие Христа в лице Его Церкви – «Тела Христова». Только современному поколению людей могут быть понятны слова Откровения о том, что «многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их» ( Откр.11:9 ): телевидение с космическими отражателями электромагнитных волн позволяет теперь смотреть какое-либо событие сразу всему населению Земного шара. Как известно из истории Церкви, тела двух праведников Ветхого Завета (Илии и Еноха) не увидели тления. В Новом Завете тела Богоматери и апостола Иоанна Богослова получили бессмертие по истечении трех дней после их ухода из земной жизни. Такая же участь тел будет (по Откровению) и у двух пророков, которые будут убиты антихристом 20 . Как видно из текста Откровения, последнее событие будет сопровождаться особыми знамениями: землетрясением и разрушением многих городов и гибелью при этом людей. Все эти знамения и беды явятся только началом тех, которые должны затем постигнуть мир при полноте власти над миром антихриста («идет скоро третье горе»). 18. «Жена, облеченная в солнце» и «Большой дракон» Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. ( Мф. 16:18 ) И явилось на небе великое знамение:  жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее  венец из двенадцати звезд. ( Откр. 12:1 ) Перед Господом горят семь светильников семи вселенских церквей, различающихся как по времени возникновения, так и по своему характеру – духовной сущности в истории. Так было предопределено, и такова была воля Господня, чтобы не один светильник зажегся от того огня, который был низведен на землю Сыном Божиим («Огонь пришел Я низвести на землю» – Лк.12:49 ). Но вместе с видимостью разделения земной Церкви на семь светильников Откровение дает нам образ и Единой Вселенской Церкви – жены, облеченной в солнце. Этот образ дается Откровением в момент, когда совершилась «тайна Божия», Господь «приял силу великую и воцарился» ( Откр.10:7, 11:17 ) и когда в торжествующую Церковь войдет полное число избранных – то есть непосредственно перед Вторым пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Тотчас же «произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» ( Откр. 12:7 ). Суетная надежда соперничества не только с Богом, но и с Михаилом, слугой Его! «Дракон и ангелы его не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:8–9 ). Низвержение на землю всей воздушной власти вместе с самим начальником зла даст на земле сигнал к избиению рода христианского. Тотчас возгорелась война между людьми, верными Богу, и сатаной со всем воинством его. Люди, верные Богу, победили дракона Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти, уподобляясь самому Агнцу Божию. Вот победа, победившая мир и князя его – великого дракона; это вера в Агнца Божия, закланного и воскресшего из мертвых. " Итак, – восклицает Тайнозритель, – веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного остается ему времени» ( Откр. 12:12 ). Князь власти воздушной уже проиграл два сражения, первое с Ангелами, второе с мучениками Христовыми на земле, ибо они предпочли смерть измене Богу и воцарились со Христом. Сатана же, низверженный по приговору Правды Божией, ползает по земле и ест прах ( Быт. 3:14 ) земной, т.е. насыщается покорностью ему отверженцев, обреченных разделить его участь в озере огненном. Впрочем, у великого дракона, ползающего последние дни свои по земле, назревают новые и новые задачи для борьбы с Богом в последнем периоде восстановления на земле единой всемирной державы во главе с антихристом и пособником последнего – лжепророком. Однако ж, попытка преследовать скрывшуюся в непроходимые дебри Церковь терпит неудачу, ибо на этот раз сама земля, по которой ползает властелин ее, возмущается против преследований добровольных изгнанников Христовых и разверзает уста свои, чтобы поглотить преследователей, как в оны времена при Моисее поглотила скопище мятежников, восставших на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Упрекая членов Иерусалимской церкви за оставление первой любви, Господь вместе с тем хвалит первых христиан за то, что они ненавидят дела николаитов 4 – этих первых еретиков, извратителей учения Христова, причастных разврату и совершивших другие смертные грехи. А всем тем из христиан, кто был Ему верен и побеждал соблазны, Христос обещает первый из даров Своим церквам: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Как известно, впервые в Иерусалимской церкви было установлено великое Таинство Евхаристии. Первому человеку Адаму вкушение от древа жизни давало бессмертие. Точно так же нового Адама – христианина – вкушение Тела и Крови Христовых приобщает к бессмертной жизни во Христе. Чему учит нас эта первая светлая страничка из истории Церкви – истории первой любви человечества к своему Спасителю? Ведь многие из членов Иерусалимской церкви лично видели при жизни Господа, слышали Его поучения, были свидетелями совершаемых Им чудес и Его крестных мук. Поэтому понятно, что как первая любовь эта любовь была вначале горяча. Она всецело захватывала души первых христиан: блекли мирские соблазны, житейское благо не занимало сердца, и в порыве веры и любви все продавали имения и несли деньги к ногам апостолов (см. Деян.4:32 ). Имущество у всех христиан стало общим, что впоследствии в христианском обществе имело место лишь в монастырях. А первый дар Господа церквам – Его животворящие Тело и Кровь – первохристиане принимали ежедневно, собираясь на ночные богослужения. В ответ на эту горячую первую любовь изобильно изливалась благодать на первохристианскую общину: многие из ее членов обладали дарами пророчества, «различения духов», чудотворения, «языков» и так далее (см. 1Кор.12:9 ) 4. Смирнская церковь (Откр 2:8–11) И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. ( Откр. 2:8–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

42 месяца, согласно 13:5, даны были зверю из моря, чтобы осуществлять свою бесовскую власть на земле. Этот же срок в 12:14 обозначается как «время, времена и полвремени», в течение которых Бог питал жену в пустыне. Слово «времена» означает «два времени». Поэтому «время, два времени и полвремени» означают «год, два года и полгода», то есть 1260 дней=42 месяца. В Дан.7:25 ; Дан.12:7 выражением «время, времена и полвремени» обозначается период последнего страшного угнетения «святых Всевышнего». Как уже говорилось выше, этот временной символ восходит к эпохе Маккавейских войн в царствование сирийского царя Антиоха IV Епифана (175–164 до Р.Х.). Но как власти Антиоха пришел конец, так и царству сатаны тоже придет конец. И будет это через 3 ½ года, или 1260 дней, или 42 месяца. В Книге Откровения это символический срок, который означает исполненное скорбей время исторического существования Церкви. Но в это время христиане должны выстоять и сохраниться, так как Бог близок своему народу, Он присутствует в Церкви и помогает ей. Это то короткое время, которое еще попущено сатане: «немного осталось ему времени» ( Откр.12:12 ). Все это придает христианам уверенность, ибо они знают, что они, как некогда иудеи, с помощью Божьей выстоят и в конце этого ограниченного срока одержат победу над драконом. Тогда время борьбы закончится, потому что власть сатаны будет окончательно уничтожена. Итак, нет смысла гадать, что такое 3 ½ года. 3 ½ столетия? или 3 ½ тысячелетия? Нам не дано знать реальных времен и сроков. Мы знаем только, что 3 ½ – все время, отпущенное Богом Церкви на земле, сколько бы оно ни длилось. б) Война на небе ( Откр.12:7–12 ) 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. 10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Видение семи печатей (6–7), а также семи труб, в которые трубят семь ангелов (8–11), открывает скрытый, «небесный» смысл событий, происходящих в истории. Тайнозритель, а благодаря ему и читатель как будто одновременно смотрят на земные события, а с другой стороны — «за кулисы» истории, на небо, где явлены смысл и конечная цель этих событий. Два ряда — семи печатей и семи труб — имеют в виду одни и те же факты, представленные в двух перспективах: видимой и скрытой . Перед нами яркий пример излюбленного приема апокалиптической литературы — т.н. рекапитуляции . Можно говорить о богатейшем ветхозаветном фоне этих описаний (например, кони первых четырех печатей навеяны аналогичными конными образами в Зах. 1, 8-11; 6, 1-7; а бедствия, связанные с четырьмя первыми трубами, аналогичны казням египетским времен Исхода из Египта). Многие образы являются ходовыми символами, популярными в апокалиптической литературе. Не следует видеть в них буквальные предсказания тех или иных конкретных бедствий и катастроф, случавшихся и случающихся в мировой истории вплоть до наших дней. Имеется в виду символический общий смысл, хотя и выраженный на языке конкретных образов. Кроме того, многие образы определяются здесь фактами, уже свершившимися ко времени написания Откр. Например, убитые, обнаруженные под жертвенником в результате снятия пятой печати (Откр. 6, 9-11) — очевидно, мученики, пострадавшие при Нероне. В промежутке между шестой и седьмой печатями (гл. 7) описывается видение народа Божия в конце времен. Его составляют избранные, пришедшие от разных горизонтов. Одни идут от иудейства (7, 1-8). Их 144 000, но не в смысле курьезного ограничения, как это иногда толкуют некоторые сектанты, а как обозначение бесчисленного множества. 12 — это символ Израиля (12 колен ), и таким образом избранных — 12 в квадрате, умноженное на 1000! Другая часть идет от язычества (7, 9-17). Здесь Иоанн отказывается от «шифрованного» языка и выражается яснее: они составляют огромную, бесчисленную толпу: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010