В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: аллилуйя! (См. Откр. 19:1, 3, 4, 6). В этот город не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21:27). А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:15). Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле. Там они обители свои имеют, уготованные им Иисусом Христом, Искупителем их. Туда они душевные свои очи и воздыхания возводят из своего странствования. Поскольку в этот град не войдет ничто скверное, как мы выше видели, очистим себя, возлюбленный христианин, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием, по увещеванию апостольскому (2 Кор. 7:1). И да будем мы гражданами этого пресветлого города, и, уйдя из этого мира, удостоимся войти в него, благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь. 28. Обед или вечеря   Как видим, бывает в этом мире так, что какой-то знатный и богатый человек собирает богатую и знатную вечерю или обед и зовет на тот обед многих людей. Так и Бог, Царь Небесный, сотворил вечного блаженства великую вечерю, всякого неизреченного утешения, наслаждения, радости и веселья исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию. Всех, говорю: славных и бесславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных, и всякого пола, звания и чина людей. Звал через пророков, звал через Единородного Сына Своего, звал через святых апостолов. Зовет и ныне через проповедников слова Своего, пастырей и учителей: идите, ибо уже все готово (Лк. 14:17). Возлюбленный христианин! Богу благодарение, и мы, недостойные, позваны Человеколюбцем Богом к той великой вечере. Примем благодарно эту милость Царя Небесного к нам и поспешим с радостью на эту святую и пресладкую вечерю. Там мы увидим Царя Небесного лицом к лицу (1 Кор. 13:12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангелов и Архангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Можно предположить, что как новая земля, так и новый Иерусалим будут построены в каких-то иных измерениях пространства, отличных от знакомых нам трех измерений. Апокалипсис, по-видимому, опровергает это предположение и говорит только о трех измерениях: «Длина и широта и высота нового Иерусалима равны» ( Откр.21:16 ). Кроме того, имеется и специальная оговорка на этот счет: «Ангел измерил город мерою человеческою, какова мера и Ангела» ( Откр.21:17 ). Далее идет описание тех необыкновенных красот города Нового Иерусалима, для изображения которых наша человеческая речь не имеет, к сожалению, соответствующих слов, образов и выражений: «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» ( Откр.21:18–21 ). Подобно семи, двенадцать – такое же священное число: ему соответствуют и число колен израильских, и число апостолов, и ворот Нового Иерусалима, охраняемых двенадцатью ангелами, и число драгоценных камней, находящихся в основании стен города. Если мы зададимся вопросом о количестве сонмов праведников, которых Церковь считает достойными вхождения в Царство Небесное, то этих сонмов можно насчитать двенадцать, что равно количеству ворот Нового Иерусалима. Поэтому каждый христианин должен задуматься над тем, соответствует ли он образу какого-либо из двенадцати нижеперечисленных сонмов святых. Есть ли для него ворота, через которые впустит его в Новый Иерусалим стоящий при этих воротах ангел? Нам всегда следует помнить слова апостола Павла о том, что всем нужна «святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Приводим предположения по распределению сонмов христиан по воротам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Многие из толкователей считают, что это Иерусалим, хотя не один только Иерусалим может считаться распинавшим Христа, но и другие города, распинавшие Христа в лице Его Церкви – «Тела Христова». Только современному поколению людей могут быть понятны слова Откровения о том, что «многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их» ( Откр.11:9 ): телевидение с космическими отражателями электромагнитных волн позволяет теперь смотреть какое-либо событие сразу всему населению Земного шара. Как известно из истории Церкви, тела двух праведников Ветхого Завета (Илии и Еноха) не увидели тления. В Новом Завете тела Богоматери и апостола Иоанна Богослова получили бессмертие по истечении трех дней после их ухода из земной жизни. Такая же участь тел будет (по Откровению) и у двух пророков, которые будут убиты антихристом 20 . Как видно из текста Откровения, последнее событие будет сопровождаться особыми знамениями: землетрясением и разрушением многих городов и гибелью при этом людей. Все эти знамения и беды явятся только началом тех, которые должны затем постигнуть мир при полноте власти над миром антихриста («идет скоро третье горе»). 18. «Жена, облеченная в солнце» и «Большой дракон» Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. ( Мф. 16:18 ) И явилось на небе великое знамение:  жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее  венец из двенадцати звезд. ( Откр. 12:1 ) Перед Господом горят семь светильников семи вселенских церквей, различающихся как по времени возникновения, так и по своему характеру – духовной сущности в истории. Так было предопределено, и такова была воля Господня, чтобы не один светильник зажегся от того огня, который был низведен на землю Сыном Божиим («Огонь пришел Я низвести на землю» – Лк.12:49 ). Но вместе с видимостью разделения земной Церкви на семь светильников Откровение дает нам образ и Единой Вселенской Церкви – жены, облеченной в солнце. Этот образ дается Откровением в момент, когда совершилась «тайна Божия», Господь «приял силу великую и воцарился» ( Откр.10:7, 11:17 ) и когда в торжествующую Церковь войдет полное число избранных – то есть непосредственно перед Вторым пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Например, образ блудницы Вавилона, сидящей на семиглавом змее, многими прочитывается как Рим, расположенный на семи холмах. Или уже не только Рим? Апостол Иоанн видел посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр. 4: 6–7). Впоследствии эти образы стали символами четырех евангелистов: лев — символом Марка, телец — Луки, Ангел — Матфея, а орел — самого Иоанна. Прекрасным и величественным предстает в Откровении Иоанна образ Церкви. И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12: 1). В Апокалипсисе Христос через апостола Иоанна обращается и к семи конкретным церквям в Асии (римской провинции в Малой Азии) — в Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию и Лаокидию. Считается, что эти семь церквей являются олицетворением всей Вселенской Церкви на разных этапах ее развития, вплоть до наших дней. «Семь — это символ полноты мира, и Иоанн Богослов обращается к семи Церквам, то есть к полноте всей Церкви», — написал в своем «Толковании на Апокалипсис» священник Даниил Сысоев. Последняя церковь — Лаодикийская, единственная, о которой ничего хорошего не сказано, — это церковь времен конца мира. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извегну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3: 15–17). Мы привыкли воспринимать Апокалипсис как страшное повествование о великой вселенской катастрофе перед концом мира, говорить об апокалиптических настроениях, имея в виду самые мрачные предчувствия. Это любимый голливудский сюжет о том, каким будет конец нашей цивилизации. А четыре всадника Апокалипсиса (чума, война, голод и смерть) по-прежнему носятся над землей — хотя и в ином воплощении, нежели это изображено у Дюрера, Бёклина, Виктора Васнецова и других художников.

http://pravoslavie.ru/70857.html

Во время брака в Кане Христос превращает в вино В., приготовленную «[по обычаю] очищения Иудейского» (Ин 2. 6) для омовения рук и мытья сосудов, тем самым принесенное Христом спасение заменяет ритуал исполнения закона (ср.: Ин 1. 17). Рассказ об умовении ног во время Тайной вечери символически показывает, что земное служение Иисуса Христа есть служение любви (Ин 13. 1; ср.: Ин 15. 13). У колодца Иакова (Ин 4. 5-6, 12) Спаситель говорит, что принес истинную В. и Сам является источником В., текущей для вечной жизни: «...всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 13-14). Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить В. жизни - значит верить (Ин 7. 38), дарованная Им «живая» В., струящийся источник В.- это Его Слово (Ин 8. 37; 15. 7), Его Дух (Ин 7. 39; 14. 17) и Он Сам (Ин 6. 56; 14. 20; 15. 4-5). В этом смысле принесенная Господом Иисусом В. жизни толкуется евангелистом как Св. Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7. 38-39). В. в кн. Откровение Иоанна Богослова предстает как гибельная стихия и средоточие богоборческих сил. Из моря выходит зверь, получивший силу и власть от дракона (Откр 13. 1-2). «Победившие зверя и образ его» стоят без ущерба для себя на «стеклянном море, смешанном с огнем», и «поют песнь Моисея» (15. 2-4). Они являют образ древнего Израиля, к-рый прошел через уничтожившую египтян В. Чермного м. и остался невредимым. После появления нового неба и новой земли «моря больше нет» (ср.: 21. 1). Метафора потопа используется, когда говорится о драконе, к-рый пытается погубить жену, пустив ей вслед «воду как реку» (12. 15). Однако «многие воды», на к-рых сидит властвующая над миром «блудница» (17. 1; ср.: Иер 51. 13), понимаются как подвластные ей народы (Откр 17. 15).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Иисус говорит, что в Нем – исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанная отрасль, потомок. Второе выражение – «звезда светлая и утренняя» – тоже мессианское, заимствованное из Книги Чисел, где Валаам пророчествует: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля ( Числ.24:17 ). Звезда – символ Мессии. Почему эта звезда «утренняя»? Древние так называли планету Венеру. Это небесное тело сияло ярче других и появлялось утром. Но, конечно, здесь этот астрономический феномен – просто древний прекрасный символ. Назвать человека утренней звездой значило ставить его очень высоко среди героев. И в связи с мессианским пророчеством о восходящей звезде Иакова наименование «звезда светлая и утренняя» вполне подходило Иисусу Христу. Оно наводило на размышления. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи. Так с приходом Иисуса Христа рассеялась непроглядная тьма века греха и смерти. И это пробуждало воспоминание о словах самого Иисуса: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ). Сказав, что Он – утренняя звезда, воскресший Христос еще раз заявил, что Он – свет миру и победитель мирской тьмы. г) Прииди! ( Откр.22:17 ) 17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. В стихе 17 звучат три призыва, которые вкладываются в уста разных призывающих. Сначала «Дух и невеста говорят: “Прииди!”». Разумеется, это призыв к Иисусу Христу, отклик на Его обещание: «Се, гряду скоро!» Но кто такие Дух и невеста? Дух не может быть Духом Христа, так как не может же сам Христос призывать самого себя прийти. Невеста не может быть Новым Иерусалимом из Откр.21:9 , так как он еще только ожидается в будущем. Под Духом имеется в виду Дух, который действует во всех пророках, то есть конкретно – сами церковные пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Поэтому выход надо понимать духовно: он состоит в устранении от порочных обычаев и мирских, по существу языческих, порядков и в соблюдении заповедей Христовых о любви, смирении и послушании. Вместе с тем здесь следует оговориться, что нечестие отдельных пастырей не лишает их благодати священства. Поэтому все Таинства, совершаемые ими, остаются действительно Таинствами, если только эти пастыри не находятся под запрещением законных церковных начальников. Точно так же беззаконные действия хотя бы многих членов отдельных Церквей не лишают эти Церкви благодати Христовой. Вспомним еще раз: несмотря на то, что церкви Сардийская и Лаодикийская так сильно обличались Господом, они обе оставались золотыми светильниками пред престолом Бога и имели своих ангелов. Поэтому и среди подобного духовного упадка общин (нищ добрыми делами, слеп и наг – см. Откр.3:17 ) всё же достойные члены их не лишаются благодати, освящающей церкви. Следует также вспомнить слова Господа: «не судите» ( Мф.7:1 ) и «у Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ; Рим.12:19 ). Поэтому христианин может отвращаться от нечестия, но ему не дано судить нечестивых. Он может почитать что-либо беззаконным, но ему не дано наказывать беззаконников. Вспомним, что высшее, на что может решиться христианин по отношению к нечестивому собрату, – это, по словам Господа, «да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ) – иначе говоря, христианин имеет право лишь порвать с ним братское общение. Итак, наказание великой блудницы в целом и ее отдельных отпрысков в частности находится лишь в руках Господа. Что же ждет эти общества, носящие названия христианских, но по духу не имеющие с Христом ничего общего – ни Его креста, ни Его страданий, унижения и бедности, ни Его смирения и кротости? Откровение отвечает: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» ( Откр.17:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит ( Дан.11:37 ). То и другое было не свойственно Антиоху: он был очень пристрастен к женщинам и столько угодлив пред ними, что одной из своих наложниц подарил города ( 2Мак.4:30 ) 49 . Правда, богов чужих народов он не уважал, но так поступали и все вообще язычники, а своих богов он почитал. Но антихрист именно отвергнет всех богов: не признает и не уважит он Бога истинного, не потерпит и языческих богов ( 2Фес.2:4 ). Воскресения мертвых ( Дан.12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста. Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени ( Дан.12:4,9 ) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого ( Дан.12,7 ). Но времена Антиоха ни в каком смысле нельзя назвать последними, и при нем не произошло окончательного низложения силы святого народа. Хотя при Антиохе Епифане иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и во всяком случае о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12,1 ). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф.24:21,22 ). В 4-х, сравнение нескольких мест из 11-й и 12-й ггл. книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем «презренного» означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. Так, презренный царь, по книге Даниила, вознесется и возвысится выше всякого божества ( Дан.11:36 ): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес.2:4 ). «Презренный», по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное ( Дан.11:36 ): и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Апок.13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени ( Дан.11:35 ): по предсказанию Иисуса Христа претерпевший до конца спасется ( Мф.24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его («презренного» царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду ( Дан.11:39 ); напротив, чтущие Бога будут страдать ( Дан.11:30–35 ): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:17 ), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010