Скачать epub pdf Глава двенадцатая «И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12:1 ). Иоанн Богослов видит, ради кого Господь вступает во власть, ради кого наступает конец мира; его взору предстает явление, объясняющее цель существования мироздания. Жена – это образ святой Церкви, причем очень распространенный в Священном Писании образ. Не случайно апостол Павел говорит, что союз мужа и жены – это прообраз Христа и святой Церкви. Церковь является вечной женой Христа. Главное предназначение жены – это дети, так что Церковь «рождает» Христу детей от семени, которым является слово Божие. Поэтому апостол Петр и говорит, что «семя есть слово Божие» ( Лк. 8:11 ). Христос дает Свое слово Церкви, она в ответ рождает Ему детей, то есть детей Божиих. Рождение это происходит в святой Купели, а развитие, возрастание, цель которого – попасть на небеса, происходит благодаря жизни в Церкви. Образ Церкви как жены описан в Книге Песни Песней царя Соломона: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» ( Песн. 6:8–12 ). Здесь Церковь описана как некая девица, единственная жена, которая прекрасней всех цариц, наложниц, то есть других религиозных организаций, пытающихся «присоседиться» к Богу. Господь говорит, что у Него есть одна единственная Царица, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, и светлая, как солнце, но и грозная, как полки со знаменами. Это тот самый образ, который видит Иоанн Богослов: он видит Церковь во славе ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Сын Божий наречен Агнцем, от сложения мира закланным ( Откр. 13:8 ); и промысл Божий от века был обращен непрерывно на великое дело искупления. Посему Богодухновенные Пророки, быв восхищаемы духом в будущность, более или менее, ясно и определенно предрекали крестную смерть Сына Божия. Так один, Пророк Исаия, видит Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении за грехи наша и беззакония ( Ис. 53:4 ); другой, Царепророк Давид, как будто бы быв очевидцем тех обстоятельств, кои сопровождали распятие Иисуса Христа, ясно описывает мучения Его, говорит о восклицании Его на кресте, о метании жребия о ризах Его, о прободении рук и ног Его ( Пс. 21 ). Обряды были бы постановлениями без силы, если бы не заимствовали своего значения от силы креста Господня. Апостол, рассуждая с Колоссаями, что никто не должен осуждать их в пище, или в питии, или касательно праздника, или новомесячия, или суббот, говорит: яже суть стень грядущих, тело же Христово ( Кол. 2:17 ). Жертвоприношения не имели бы никакой силы, если бы не прообразовали всемирной жертвы на алтаре крестном. Сень им закон грядущих благ, говорит Апостол, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ). Все прообразы ветхозаветные получают высокий смысл свой от того отношения, какое имели они ко кресту Христову. Укажем на некоторые из них: какое знаменование имело принесение Исаака в жертву отцом своим, сие столь необыкновенное действие в природе человека? Им предзнаменовалось принесение Богом Единородного Сына Своего на кресте в жертву за спасение мира. Откуда получал цельбоносную силу змий, которого вознес Моисей в пустыне для исцеления умирающих Израильтян? Она исходила из креста Господня, подобно тому, как луч, исходя из солнца, дает некоторым растениям цельбоносные вкус или запах. Что это был за камень, который, как Моисей ударил в него жезлом, источил воду и напоил жаждущего Израиля? Камень же бе Христос, говорит Апостол ( 1Кор. 10:4 ). Много, слуш., много есть пророчеств, обрядов и откровений, которые в таинстве воплощения объяснились, и в таинстве креста исполнились. Он есть средоточие, а ветхий завет – его окружность. Как все в природе стремится к своему центру; так стремились ко кресту все действия и распоряжения Промысла в народе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Толкование заповедей блаженства Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19—22). Введение В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня. Одни из тех пирамид были высотой пятьдесят метров, другие — сто, а некоторые и выше ста метров. Есть и такие, которые в два раза выше храма Святой Софии в Царьграде, самой величественной церкви на православном Востоке. Поистине, это загадка, зачем фараоны строили такие гигантские пирамиды, впрочем, все в древнем языческом Египте загадочно, все сказка, все предчувствие.Вероятнее всего, фараоны воздвигали эти исполинские каменные сооружения, мечтая о бессмертии своем. Они мечтали о бессмертии тела, хотя догадывались и о бессмертии души. Во всяком случае, другим мотивом подобного строительства было тщеславие и взаимное соперничество. Каждый из них желал увековечить себя таким памятником, который бы мог противостоять времени и стоял бы, пока земля стоит. В египетской «Книге мертвых» приводится предсказание о грядущем суде бога Осириса и бессмертии человека, однако выражено это все неясными догадками и основано на предчувствии.Древняя египетская догадка о бессмертии человека объявлена в христианстве реальностью. Только в христианстве понятие бессмертия очищено от заблуждений фараонов, отделено от смутных языческих видений и от фантастических догадок и произвольных гаданий. Понятие о бессмертии в христианскую эпоху основано на существовании единого живого Бога и связано со спасительной жертвой Христа, с Его Воскресением и победой над смертью.И христианство, в свою очередь, побудило людей возводить «пирамиды». Оно побудило к такому труду не только царей и выдающихся людей, но и всех остальных, которые веруют во Христа и следуют за Ним, ибо все христиане, по слову Тайновидца, названы царями: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3747...

Глава XVIII Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины (1–3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4–8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9–19). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20–24). Откр.18:1 .  После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Откр.18:2 .  И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, Откр.18:3 .  и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном 83 . Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено Откр.14:8 и Откр.16:19 . Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона – это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Божественному суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь. Откр.18:4 .  И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVI Видение семи чаш последних казней; первая – отвратительные раны на грешных людях (1–2), вторая – обращение воды моря в кровь (3), третья – обращение в кровь воды рек (4–7), четвертая – нестерпимый зной солнца (8–9), пятая – мрак в царстве зверя при нераскаянности грешников (10–11), шестая – появление из уст дракона трех нечистых духов подобных жабам, собравших земных царей на место Армагеддон (12–16), седьмая – великое землетрясение и разрушение города Вавилона, падение града величиною в талант (17–21). Откр.16:1 .  И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Откр.16:2 .  Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Голос, несомненно, принадлежал Самому Господу Богу (ср. Откр.1:10 ; Иез 9:1 ), ибо исходит из самого храма, этот голос повелевает вылить чаши на землю. Под землею здесь нужно разуметь всю вселенную, и море, и сушу, и всех тех, кто должен подвергнуться казням гнева Божья, т. е. всех принадлежащих к царству антихриста и отвергшихся христианства. По вылитии первой чаши на землю-сушу на всех людях появились жестокие и отвратительные гнойные раны (ср. Исх 9:9–11 ). Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать. Откр.16:3 .  Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды по цвету сделалась сгустившеюся и темноватою кровью и к тому же зловонною. Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени; бедствие притом не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из Откр.16:9 и Откр.16:11 , продолжающееся постоянно вместе с бедствиями других казней до самого конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово 3 Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской Церкви Откр.3:1 . «И Ангелу Сардийския церкве напиши: тако глаголет имеяй седмь духов Божиих, и седмь звезд: вем твоя дела, яко имаши яко жив, а мертв еси». Семь звезд, сказали мы прежде, суть семь Ангелов и семь духов суть или они же самые, или действия Животворящего Духа, так как то и другое в руке Христовой. Одних держит Он в руке Своей, как Владыка, а Духа Он есть податель, как единосущный с Ним. Угрожает же церкви, как имеющей только одно живое имя веры, мертвой же по делам благим. Откр.3:2–3 . «Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом твоим. Поминай убо, како приял еси, и слышал еси, и соблюдай и покайся». Буди бдя – отряси, говорит, сон лености и утверждай членов твоих, кои за неверие имеют совершенно умереть. Ибо не начало добрых дел увенчивает делателя, но совершение. Поминай убо, яко приял еси и слышал еси, и соблюдай предание, которое принял от Апостолов, и покайся в лености твоей. Откр.3:3 . «Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя». Прииду яко тать. Подлинно; ибо смерть каждого и общее скончание мира никому неизвестны. Для приготовленных –это успокоение от трудов, а для неприготовленных – это вор, наводящий душевную смерть. Откр.3:4 . «Но имаши мало имен и в Сардии, иже не оскверниша риз своих: и ходити имут со Мною в белых, яко достойни суть». Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих. То хорошее приобрела ты, что имеешь некоторых, кои одежду души своей не осквернили нечистыми делами, кои со Мною будут в пакибытие светоносны, как соблюдшие неоскверненною одежду нетления. Откр.3:5–6 . «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя: и не имам отмыти имене его от книг животных и исповем имя Его пред Отцем моим и пред Ангелы его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам». Приобретший прежде указанную победу одеждами своих добродетелей просветится как солнце, и имя его не будет изглажено из книги живых. Будет же исповедан он Мною перед Отцем Моим и силами Ангельскими, как добропобедные мученики, как и сказано во Евангелии: возсияют праведницы яко солнце. Глава 8. Откровение Ангелу Филадельфийской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

7. Вечная Осанна Богу Так враг рода человеческого, сатана, некогда побудивший народ кричать Христу «осанна», а затем «распни, распни Его», теперь сам приготовил себе ту же участь. Человеко-бесовское «осанна сатане» вдруг сменилось бешеным воплем отчаяния и проклятия ему. «Распни, распни сатану», – вопиют обманутые люди. «Сожги, раздави его, мерзкого обольстителя», – кричат неистово бесы. «Осанна Зверю» превратилась в вечное его распятие, вечное проклятие, унижение, вечное мучение в мрачных глубинах ада... «Обратится болезнь его на голову его, и на верх его неправда его снидет...» ( Пс. 7, 17 ). И если Господь наш Иисус Христос после унижения и распятия воскрес из мёртвых для вечной славы, то сатана уже больше не восстанет, чтобы обольщать вселенную! Нет! Довольно! «...И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. И взял он дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, сковал его... и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы...» ( Откр. 20,1–3 ) Также схвачен был Зверь (Антипод), и с ним лже­пророк. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой. ( Откр. 19, 20 ) И сказал Сидящий на Престоле: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец... Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серой...» ( Откр. 21, 6–8 ). «Се, творю все новое...» И вот тогда вмиг засияют во Вселенной сияющие светила, и наша грешная земля уже не будет потухшей планетой, как сейчас, но новой самосветящейся красавицей-звездой, предивно совершающей своё течение среди подобных себе... И на этой новой звезде (обновлённой нашей Земле) вечно будет звучать дивный гимн Великой хвалы Единому Богу, в Троице славимому. Кто будет жить на этой новой земле? Праведники. Все те, кто жил когда-то на ней и страдал за Бога и правду; все те, кто в жизни ничего не получал, кроме слез, насмешек, голода, холода, жажды; все те, кто на земле был ничем, а станет всем; все те, которые возлюбили более Бога, нежели временные сладости и временную славу. Они будут жить, наслаждаться радостью. И всем хватит места. И всем хватит счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава VI Видение первых четырех печатей: явление после снятия первой печати белого коня (1–2), рыжего после второй (3–4), вороного после третьей (5–6) и бледного после четвертой (7–8). Видение душ убиенных за слово Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды (9–11). Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия шестой печати книги (12–17). Откр.6:1 .  И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Видения небесного престола и представшего пред ним Агнца были первыми обнаружениями Божеств. промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений. За ними следует видение снятия печатей книги. Это видение предполагает первые и притом не только по своей внешней связи, но и по внутреннему соотношению. Небо и небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле: в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой стороны. Оставаясь в прежнем положении и прежнем состоянии духа, тайнозритель созерцает, как Агнец снимает первую печать книги и при этом слышит громовой (сильный) голос, который принадлежал одному из четырёх животных, – а какого, Иоанн не указывает. В выражении «иди (пусть идет, совершается) и смотри» нужно видеть безличное обращение, и его смысл можно передать так: пусть совершается то, чему надлежит быть по Божественному предопределению, ты же, Иоанн, смотри и запечатлей в своём уме. Откр.6:2 .  Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. По снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и на нем всадника. Самый всадник охарактеризован очень кратко и общими чертами. Тайнозритель во всем видении главное внимание обращает на коней и на цвет их масти, о всадниках же говорит лишь по связи с конями. Посему при изъяснении видений нужно более всего обращать внимание на образы коней и на их масти. Конь есть самый естественный символ движения, войны. Здесь конь белого цвета, следовательно, и под движением нужно разуметь движение духовного, высшего свойства чистое (белое) и по своим целям и по своим средствам. Это движение, очевидно, то, которое произошло на земле вследствие христианской проповеди. А победоносный вид всадника находит себе объяснение в тех успехах, которыми сопровождалась эта христианская проповедь . Всадник управляет конем, так и Иисус Христос управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > О власти 05.08.2014 1099 Время на чтение 7 минут В условиях кризиса существующей власти, когда каждый из нас понимает, в какое страшное состояние безвластия и хаоса нас хотят ввергнуть западные идеологи, а слепотствующий народ, вновь движимый иллюзией справедливости, может стать на стезю революционного самоуничтожения, особо актуальными являются вопросы власти, ее сущности, природы и форм. Понимание связанных с этим понятием вопросов во многом поможет разобраться в происходящих процессах и направить народный протест против беззаконий и притеснений не в русло самоуничтожающейся революции, а к спасительному и созидательному покаянию. Во-первых, необходимо четко определить, что власть несравнимо ценнее денег. Деньги - это понятие производное от власти; власть рождает деньги как инструмент обслуживания хозяйственной жизни и обуславливает их форму, ценность, хождение и другие свойства. И горе тому государству, в котором деньги станут управлять властью. В таких условиях власть становится зависимой от того, кто обладает деньгами, а значит, видимые власти попадают в зависимость от владельцев денег и фактически покупают или, точнее, крадут власть. А это, в свою очередь, незаметное пленение и порабощение народа. Власть дается Богом, о чем сказано в Священном Писании: «Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога ученены суть» (Рим. 13, 1). Вокруг перевода этого текста на русский язык непрестанно ведутся дискуссии. Синодальный перевод звучит так: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», иные переводят как «не есть власть яко не от Бога; существующие власти от Бога установлены». Исходя из вышеприведенных переводов, пытаются дать оценку легитимности демократической или монархической власти. Такой подход свидетельствует о непонимании сущности власти как таковой. Когда в Священном Писании говорится о власти, то речь идет не о ее форме, а о тех полномочиях, которые она дает. Другими словами, власть рассматривается как набор полномочий. В церковно-славянском тексте то, что позднее перевели как «власть», именуется «область»: « и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех » (Откр. 13, 7), или опять же - круг полномочий. Когда Господь повелел Самуилу помазать царя Израиля, то объявил права царя, или власть, которая будет дана царю « итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними...сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его... » (1Цар. 8, 9-12). В другом месте « Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю... имеют власть над водами превращать их в кровь, и поражать землю всякой язвой » (Откр. 11, 6). Поэтому, всякая власть от Бога, вот только есть власть от Бога как благословение по милости и человеколюбию Божию, а есть как попущение за грехи.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010