20     2-е посл Тимофею     67 г    21     2-е посл Ап. Петра     67 г    22     Посл Ап. Иуды     80 г    23     1-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    24     2-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    25     Апокалипсис (откровение) Ап. Иоанна     95 г    26     Евангелие Ап. Иоанна Богослова     98 г    27     3-е посл Ап. Иоанна Богослова     98 г Неужели же Новозаветное св. Писание не может быть основанием для утроения Церкви   Нет, оно не может быть таким основанием. Писание есть только документ, принадлежащий Церкви.    Церковь основана на Самом Христе, а не на Писании (ред.)    По Писанию можно только проверять устроение Церкви, но устроить все в Церкви по одному Св.Писанию нельзя. Поему же нельзя?   Потому что Новозаветное св. Писание не заключает в себе всего научения, которое дал Своей Церкви Христос Господь. В чем же заключается научение Христа и Церкви?   Оно заключается в св. Писании и св. Предании. Так и Ап. Павел научает нас, говоря: «братья, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15), то есть значит, устно и письменно. Нужно ли нам св. Предание, если теперь у нас есть уже Новозаветное св. Писание?   Конечно, нужно. Иначе Апостол не приказывал бы хранить переданное словесно (2 Фессал. 2:15).    Апостолы научали христиан Вере Божией преимущественно словесно, устно. Ап. Павел говорил Ефесским пресвитерам: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Этого, переданного устно, научения Апостолы и требуют держаться: «Держись, — говорит Ап. Павел, — образца здравого учения, которое ты слышал от меня, верою и любовию во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). «О Тимофей, — просит Апостол, — храни переданное тебе» (1 Тим 6:20). Хвалят ли Апостолы христиан за сохранение предания?   Да. Вот слова Ап. Павла: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). Итак, что же должно считать св. Преданием?   Все те истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковью от Христа и Апостолов и, под руководством Св. Духа (Ин.14:26, 16:13—14), изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В последнем видении Д. описывается некий «муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Детали этого описания те же, что и в видении прославленного Христа: Иоанн видел «посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом»; «очи Его, как пламень огненный», «ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр 1. 13-17; ср. также: Откр 2. 18; 19. 12). В эсхатологической речи в Мк 13. 19 Христос говорит, что «в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения (θλψις οα ο γγονεν τοιατη π ρχς κτσεως), которое сотворил Бог, даже доныне (ως το νν), и не будет» (ср.: Мф 24. 21). Это место близко к Дан 12. 1 в тексте Феодотиона: σται καιρς θλψεως , θλψις οα ο γγονεν φ ο γεγνηται θνος π τς γς ως το καιρο κενου (наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени). В Дан 12. 1 говорится, что в грядущее тяжкое время спасутся те, «которые найдены будут записанными в книге». Здесь используется понятие небесной книги, общее для мн. древних культур, в значении списка избранных, предназначенных для вечной жизни. В Откровении Иоанна Богослова эта книга обретает название - «книга жизни» (ββλος τς ζως; Откр 3. 5; 20. 15, ср.: Откр 13. 8; 17. 8; 20. 12; 21. 27). Судя по тому, что контексты использования этого понятия в Дан 12. 1-3 и в Откр 3. 5; 20. 12; 15; 21. 27 похожи, по-видимому, образы из Откровения Иоанна Богослова развивают идею воскресения и вечной жизни, выраженную в Дан 12. 2 ( Yarbro Collins. 1993. P. 111). Связь между обоими текстами сохраняется и в завершении кн. Откровение Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду ( δικν δικηστω τι); нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр 22. 11); ср.: Дан 12. 10: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют». В Книге пророка Даниила это сообщается для того, чтобы верные знали, чего им ожидать. Нечестивые дела здесь связываются с незнанием («а мудрые уразумеют»), в то время как в Откровении Иоанна Богослова это разделение усиливается; и праведники и нечестивые уже сделали некогда свой выбор, а повеление ангела, по-видимому, только указывает на то, что этот выбор стал необратимым. Псевдоэпиграфические и апокрифические произведения I-II вв.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Откр.19:20–21 . «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами». Мы знаем, что некоторые люди живыми были взяты на Небо, а здесь говорится, что некоторые люди живьем будут брошены в озеро огненное, то есть у них не будет смерти, они не умрут, прямо живьем их отправят в преисподнюю. И они в теле, которое будет, конечно, изменяться, приобретать свойства нетленного тела, войдут в вечную муку. А в вечной муке, поверьте мне, свойства вечного тела никому не нужны. Люди так захотят умереть, так захотят прекратить эти муки, но вечное тело, которое будет сообщено каждому воскресшему, каждому изменяемому в день Пришествия Христова, – оно обеспечивает именно вечное существование. Для одних это будет вечное блаженство, а для других – вечное мучение в гееннском пламени. Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 19 главу Книги Откровение Иоанна Богослова. В начале этой главы говорится о том торжестве, которое возникло на Небесах по поводу сокрушения, разрушения всемирного Вавилона, как ликовали святые на земле, на Небе, как совместно ликовали Ангелы и люди. Потом мы читали, что единство Христа с Церковью будет как брачное единство жениха с невестой. Дальше мы читали о птицах, которые налетят, и будет много трупов по всему миру. Потом мы с вами читали о том, что некоторые живыми будут брошены в геенну, и они даже не умрут. Как некоторых праведных Господь живыми брал на Небеса, так будут и нечестивые, что живьем сойдут в преисподнюю. В следующий раз, если будем живы и Господь позволит, будем с вами читать 20 главу. Читать далее Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова)/протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, с. ISBN 978-5-86264-015-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1Ин.4:19 .  Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:20 .  Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 1Ин.4:21 .  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Устранив несовершенство любви в виде страха ( 1Ин.4:18 ), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему ( 1Ин.4:9–10 ), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом – в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, – так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу составляет прямую, положительную заповедь Божию ( τν εντολν αυτο), ст. 21. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Побеждает Агнец. Он слаб и беззащитен, Он заклан от начала мира, и Он побеждает. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду я к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. "/Откр. 3,20/Сам Агнец, сама вечная Истина и Любовь стоит у дверей человеческого сердца. И как важно, чтобы этот тихий стук Любви был услышан. Пока еще не поздно… ВВЕДЕНИЕ Многие считают, что читать Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, для обыкновенного человека невозможно и даже духовно опасно, что эта книга полностью закрыта и называется «Книгой за семью печатями», потому что там говорится о книге за семью печатями. Создается такое впечатление, будто в Священном Писании есть какая–то часть, которая написана не для людей, а вставлена туда неизвестно для какой цели. Между тем, как говорит апостол Павел, все Писание полезно и все должно быть дано нам для просвещения. Следовательно, чтение Апокалипсиса не является какой–то запретной областью, и содержание его совсем не так непонятно, как это кажется. Большая часть Апокалипсиса расшифровывается при чтении Ветхого Завета, потому что автор его всецело жил и мыслил понятиями, образами Священого Писания Ветхого Завета, которое он знал наизусть. Для того чтобы нам в этом убедиться, давайте прочтем Откровение св. Иоанна Богослова, последнюю книгу Нового Завета, последнюю книгу Библии. Будем читать ее по частям. Сначала я отвечу на вопрос: что такое Апокалипсис? Апокалипсис — это особый жанр священной библейской письменности и древней письменности вообще. Слово это означает «откровение». Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная. Этот жанр отличается от Книг пророков. Прорекидействовали, и активно действовали в атмосфере своего времени, они были общественными борцами, служителями Храма, в трудную годину выступали с возвышения в Храме. Во время богослужения был момент, когда пророк должен был произносить речь, и тогда на него нисходил Дух Господень, и он вполне конкретно говорил бывшим там людям, что будет с ними завтра, что они делают сегодня. Он говорил о политических силах, о сталкивающихся империях, призывал к жизни по закону Божьему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Можно заключить, что в Апокалипсисе, как ни в какой иной новозаветной книге, велика значимость образа книги и записанного текста. Более того, постоянно подчеркивается письменный характер самого Апокалипсиса, который является для автора неотъемлемым и изначальным; «Откровение стало книгой, а книга стала Откровением» 199 . Эта особенность Откровения Иоанна Богослова вполне объяснима, если принять во внимание цель Тайнозрителя – передать большому количеству людей, принадлежащих к разным церковным общинам Малой Азии, сложное и многогранное откровение Христа и Бога (ср.: Откр 1 : l) 200 . Эта цель могла быть достигнута единственным образом – посредством записанного текста. 2. Книга жизни в Апокалипсисе 2.1. Упоминания о книге жизни в Апокалипсисе Первая упомянутая в Апокалипсисе небесная книга – это книга жизни. Она упоминается в тексте шесть раз – в Откр 3:5; 13: 8; 17: 8; 20: 12, 15 и 21: 27 – и обозначается либо β βλος (3: 5; 20: 15), либо βιβλον (13: 8; 17: 8; 20: 12; 21: 27), всегда с добавлением ς ς ( " жизни»). Первое упоминание находится в 3-й главе, в послании Сар-дийской церкви. После обличения духовного омертвения этой церкви и ободрения некоторых ее членов, явившихся «достойными», в заключительной части послания дается следующее обетование «побеждающему»: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» ( Откр 3: 5 ; ср.: Мф 10: 32 ). Второе – в 13-й главе, где речь идет о видимом земном торжестве «первого зверя» и воздаваемом ему поклонении: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр 13: 8 ). Далее, в 17-й главе, содержится сходное с предыдущим упоминание: «…и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» ( Откр 17: 8 ). В 20-й главе, при описании последнего суда Божия, о книге жизни говорится дважды: «…иная книга раскрыта, которая есть книга жизни… кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр 20: 12, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Учение о воплотившемся Слове или Христе находится и у других апостолов; так, апостол Павел говорит о Божестве Христа ( Римл. 9, 5 ; Тит. 2, 13. 3, 4 ; Филип. 11, 6 ; Колос. 2, 9  и др.). Его личном бытии до воплощения и о сотворении Им мира ( Колос. 1, 15–17 ; Евр. 1, 2–3 ). Его предвечном рождении ( Евр. 1,1–5  и др.) и, наконец о Его воплощении ( Гал. 4, 4 ; Фил. 2, 7  и др.). Таким образом, учение о Слове является в св. Писании формулированным с совершенной точностью и законченным во всех своих частях. Те же самые мысли раскрывает и св. Иустин; в своих сочинениях, как мы видели, он воспроизводит не только в сущности учение Иоанна Богослова, но даже более: часто он употребляет те же формы и выражения, какие мы видим и у евангелиста. А так-как он сам объявляет, что он заимствовал свое, учение из Евангелий, то учение св. евангелиста Иоанна Богослова и должно быть главным источником его учения о Слове. Но св. Иустин старается не только верно передать учение евангелиста, но он подробно раскрывает его, защищает от всякого ложного истолкования и старается сделать его понятным через сравнения, столь же точные, как и возможные. К откровенным истинам он старается отнестись научным образом и объяснить их философски. «Христианская философия, по словам Фреппеля, принимает у Иустина свой первый полет, чтобы возвыситься к разумному пониманию догмата, не отступая притом от предания, как своей основы и образца» 131 . Учение его об участии язычников в Слове так же составляет более подробное раскрытие слов св. ап. Павла и слов евангелиста Иоанна Богослова. В своем послании к Римлянам ап. Павел возвышает естественный разум человека, утверждая, что он владеет собственной внутренней силой, делающей его способным возвышаться до познания Бога, почему язычники безответны. «Что можно знать о Боге», говорит апостол, «явно для них (язычников). Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (1, 19–20) 132 . Эту естественную возможность, которую апостол находит у разума в области теоретической, он приписывает ему и в области нравственной: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющая, то оправдывавшая одна другую» (2, 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Провозвестие книги. Откровение есть книга упования. Она возвещает свершение замысла Божьего о твари вопреки сильнейшему противодействию враждебных сил. Пророк говорит и о великой ответственности верных. Послания к церквам предостерегают от соблазнов и компромиссов и сурово осуждают духовную теплохладность. Кто “оставил первую любовь” (2,4), дух братолюбия ранних дней, рискует оказаться отверженным. Господь приходит к людям с любовью, ожидая их ответной любви: “Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” (3,20). Но готовность услышать голос Господень требует великого терпения и победы над искушениями. Истинный христианин есть “побеждающий” (3,21). В то же время противление воле Божьей ввергает людей в неисчислимые бедствия, ибо, отпадая от Источника жизни, они оказываются во власти демонических сил. Гнев Божий есть антропоморфный образ этой судьбы отпавших. Откровение учит о Христе как о Человеке, рожденном “от колена Иудина”, из рода Давидова (5,5). В то же время Он есть предвечный Агнец, принесший Себя в жертву “от создания мира” (13,8). На земле Он был “свидетелем верных”, т.е. Страстотерпцем и Пророком (1,5; 3,14). Он “Первенец из мертвых”, Властитель мира (1,5). Являясь “Царем царей” (19,16), Он един с Сущим, и Ему подобает поклонение как Богу (5,13). В то же время Он пребывает в единении со Своей Церковью, которая представлена, согласно древней ветхозаветной символике, невестой Агнца (22,17). Откровение свидетельствует, что победа Христа уже совершилась, что Он лишь на время “восхищен” к престолу Божьему (12,5). С момента Его явления начался эсхатологический период агонии зла, в котором верные и святые должны устоять, прежде чем наступит последний Суд и Новый Иерусалим сойдет “от Бога с неба” (21,2). В нем уже не будет Храма, который знаменует “скинию Бога с человеками” (21,3), а будет непосредственное единение с Сущим — последняя и высшая цель Завета. Эсхатология Откровения включает тему, которая с первых веков Церкви понималась по-разному. Речь идет о тысячелетнем царствовании Христа на земле с воскресшими праведниками (20,1–10). Одни понимали это пророчество в переносном смысле, усматривая в нем символ церковной истории в целом. Начало такому толкованию положил блж. Августин. Но св. отцы более раннего периода, начиная со свт. Иринея Лионского , склонялись к буквальной экзегезе и верили, что в конце времен мир увидит не только разгул зла, но и торжество добра. Общепринятого толкования в Церкви нет, поэтому пророчество о тысячелетнем царстве не раз питало идеи хилиазма. Бесспорным остается основное провозвестие книги: человек обретет новый Эдем и древо жизни. “И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков” (22,3–5).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Если кто-то думает, что через Иисуса Христа благословение пришло только одному еврейскому народу, тот серьезно ошибается! Я хочу процитировать из книги Откровение Иоанна Богослова, из 7-й главы 9-й и 10-й стихи, где сказано, как возлюбленный ученик Иисуса Христа видит спасенных людей… Но прежде, чем я процитирую этот отрывок, я хочу напомнить, что в Ветхом Завете в 3-й книге Ездры сказано: больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли (3Езд. 9, 15). Представляете, как мало людей спасалось в ветхозаветные времена! Как капля против волны! Причем ветхозаветные пророки установили даже диаметр этой капли. Один из них сказал: Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 20). Это — ветхозаветное представление о спасении. Авраму было сказано, что в семени его благословятся все народы земли! …И мы читаем Откровение Иоанна Богослова, 7-я глава, 9—10-й стихи (это один из самых любимейших библейских отрывков для меня): После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7, 9—10). Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: И благословятся в тебе все племена земные! Рейтинг: 9.9 Голосов: 783 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  До  Быт. 17, 5  он называется «Аврам», потом имя меняется на «Авраам». «Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает отец, потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране, то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах» ( Амвросий Медиоланский , святитель.  Об Аврааме , 8 ).

http://pravoslavie.ru/98709.html

Итак будь ревностен и покайся. Лаодикиец у Самого Господа должен купить, приобрести золото, т. е. заслужить себе от Бога Его всесильную благодать и особенно любовь, которая и есть первый и драгоценнейший дар Св. Духа. Через эту Божественную благодать в таинстве покаяния приобретается чистая одежда оправдания; Божеств. благодать исцеляет и духовную слепоту, как каллурий (глазная мазь) излечивает обыкновенную глазную болезнь. Господь Бог , угрожая Лаодикийским христианам, однако же не лишает их и надежды. Кого Он любит, того обличает и наказывает; Его любовь еще никогда никого не оставляла, и для всякого есть надежда исправления. Откр.3:20 .  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. «Се, стою у двери и стучу», – вот выражение истинной любви Божией к людям. Господь не стесняет человеческой свободы; Он кротко взывает к людям или через Свое откровенное слово, или через внутренние движения человеческой совести и человеческого сердца. Стуча, Господь ожидает, что грешник сам добровольно и охотно отворит дверь своего сердца. Господь теперь приходит Сам к человеку для его блаженства до конца жизни; а потом сам человек придет к Нему на вечерю Царства Небесного после своей смерти. Откр.3:21 .  Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Под престолом Божиим разумеется сопребывание со Христом в Его Царстве. Свойство и величие награды заключается, очевидно, в обетовании возможной близости к Господу Богу как к источнику и подателю всякого блага. Иисус Христос удостоился от Бога Отца полнейшего прославления Своей плоти, так будет прославлен и христианин, если он путем покаяния и креста попадет вслед за подвигоположником Иисусом Христом. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Откровение святого апостола Иоанна Богослова. 1168-1293 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010