«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:8–10 ). По смыслу Откр.20:3 тысяча лет связания сатаны и царства Христа с верующими будет продолжаться до явления антихриста и до сожжения неба и земли; как видно из таблицы адвентистов, с этим положением соглашаются и адвентисты. На вопрос: когда будет паки-пришествие Господа и уничтожение стихий и земли? – Апостол Петр отвечает, что время долготерпения Божия не определено и сокрыто для нас: одно открыто, что придет Господь, как тать ночью. Указание Апостолом текста из псалма 89-го решает вопрос о тысяче лет так: выражение «тысяча» есть символическое означение полноты времени и тысяча лет обозначает сокрытое от нас время долготерпения Божия. Строить разные свои предположения относительно этой 1000 лет не хорошо: это значит вторгаться дерзко и безрассудно плотским умом в сокрытые предначертания Божии. Миллер ожидал наступления 1000 летнего царства Христа после 1844 года; нынешние адвентисты помещают это царство на небо одновременно с пребыванием сатаны на опустошенной земле. Адвентисты относят наступление 1000 летнего царства ко времени 7-й трубы и 7-й печати (см. большую адвентистскую таблицу). В Откровении сказано, что когда возгласит 7-й ангел, в те дни совершится тайна Божия и «времени уже не будет» ( Откр.10:6 ). Спрашивается: как же будет считаться адвентистская 1000 лет? и притом не на земле, а на небе? Говорить по поводу таинственно символических откровений Апокалипсиса – особенно в сектантстве – можно многое; православно-верующим в паки Грядущего со славою Господа следует держать ту надежду на исполнение обетований Божиих, которая, как якорь безопасный и крепкий, основана на ясных и точных указаниях слова Божия. Будем вникать в 20-ю главу Откровения далее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Царство Христа не было деспотическим, рабовладельческим, внешним (Господь отверг подобное предложение искусителя – Мф.4:8–10 ); оно было внутренним благодатным. Пилату Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:36–37 ). Царство Христа открылось миру, как царство благодати. В языческом мире, символом которого был истукан в видении Навуходоносора, была власть сатаны ( Деян.26:18 ); Господь пришел, освободил от этой власти верующих в Него, тех, кто от истины; внутри верующих открылось царствие Божие ( Лк.17:20–21 ; Мк.4:26–32 ). Апостол Павел пишет: «итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом ( Евр.12:28 )». Нельзя принимать то, чего нет. Царство же Христа, царство благодати, открылось, оно наступило с первым пришествием Христа в мир и подданные этого непоколебимого во веки царства служат Богу с благоговением и страхом. Так говорит само святое Писание. Правда, слово Божие неоднократно говорит о Царствии Божием в будущем («да приидет Царствие Твое»). Следует помнить, что благовестие Нового Завета не есть – то «да, да», то «нет, нет»; все обетования Божии во Христе «да» и «аминь»·(2Кор.1:17–20). Истинно то, что откроется царство славы, когда будут еще поколеблены небо и земля. Истинно то, что явилось царство благодати при первом пришествии Христа. Как воплотившийся Сын Божий Христос есть Богочеловек, так и совершенное им дело спасения мира есть дело богочеловеческое. Соединяясь с человеком по любви своей, Бог не стесняет свободы человека. Бог вечен, a человек подчинен закону времени. Поэтому, грубая ошибка думать, что богообщение, богоуподобление, спасение и царствие Божие совершается «вдруг», «приметным образом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Бог Творец. Исповедание Бога как Творца выражено в гимне 24 старцев: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (4. 11). Один Творец всего - Бог, и Он один достоин поклонения. Понимание Бога как Творца не только часть христ. монотеизма, оно существенно и для христ. эсхатологии. Если Бог - трансцендентный источник всего, Он может также быть источником новых возможностей для Его творения в будущем. Творение открыто к новым творческим актам Творца. Так становится возможной надежда на воскресение и на обновление всего творения. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю» (Ис 65. 17). «Се, творю все новое» (21. 5). «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (21. 1). Бог А есть и Бог Ω. Верность Творца творению. Вера в Бога Творца открывает возможность нового творения, но надежду на таковое дает вера в Бога, Который верен Своему творению. Эта верность - предмет библейского рассказа о потопе, она выражена в завете с Ноем (Быт 7-9). В Откр 4. 3 (как и в Иез 1. 28), где говорится о «радуге вокруг престола, видом подобной смарагду», дается аллюзия на этот завет верности: радуга - знамение завета после потопа (Быт 9. 13-17). В том завете Бог обещал никогда больше не посылать потоп на землю (Быт 9. 11). Воды потопа суть те воды (Быт 7. 11; ср.: 1. 2), к-рые в творении Бог разделил и ограничил, но не упразднил (Быт 1. 6-7). Они символизируют силы хаоса, грозящие творению. В рассказе о потопе Бог дозволяет водам бездны затопить мир, ввергнув его в хаос. Эти воды хаоса - то море, из к-рого выходит зверь (Откр 13. 1; ср.: Дан 7. 2-3). В Откр 19. 20 сам зверь устраняется, но «море» как потенциальность зла не уничтожается. Последующее уничтожение диавола, смерти и ада (20. 10, 14) делает новое творение действительно эсхатологически новым: «...моря уже нет» (21. 1). В новом творении Бога тварь навеки защищена от всякого зла. Так И. Б. О. изображает Бога верным завету с Ноем. Христология. Агнец на престоле

http://pravenc.ru/text/471605.html

С этих пор и вступил в силу Новый Завет , а с ним прекратилось все то из Ветхого Завета, что было отменено Христом, в том числе и празднование субботы. Так изъясняет это сам св. ап. Павел: Спаситель говоря «новый» (Завет), показал ветхость первого (Ветхого Завета); а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр.8:13 ). Какой же праздник установлен для христиан вместо субботы? В Новом Завете христиане вместо субботы стали праздновать первый день после субботы в который воскрес Христос, т. е. первый день недели, или воскресенье. По сказанию книги Деяний, св. апостолы стали собираться для молитвы в первый день недели, т. е. день воскресный; а если и ходили по субботам в храм Иудейский, то не ради праздника, а для того, чтобы возвещать там евреям славу Божию. Так: «в первый день недели, – повествуете книга Деяний, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними... В горнице было довольно светильников» ( Деян.20:7–8 ). Из того, что апостолы собрались в первый день недели для преломления хлеба и из того, что горница была освещена множеством светильников, видно, что апостолы праздновали и святили Господу этот день. Также и из посланий св. ап. Павла мы узнаем, что христиане сходились для молитвенных собраний именно в первый день недели, когда делали сборы в пользу бедных, так делаем это и мы сейчас на воскресных богослужениях. «В первый день недели, – пишет св. апостол в послами к Коринфянам, – каждый из вас пусть отлагает и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ). И Господу было угодно то, что христиане собираются для молитвы не в субботу, а в первый день в воскресный. Доказательством этого является то, что Сам Господь посетил учеников по Воскресении Своем, именно в первый день недели а также ни в какой иной день, а в день воскресный удостоил св. апостола Иоанна Богослова Своим Откровением. «В первый день недели, – повествует Евангелист Иоанн, – пришел Иисус, и стал посреди (учеников) и говорит им: мир вам» ( Ин.20:19 ). «Я был в духе в день воскресный, – пишет тот же апостол, – и слышал позади себя громкий голос как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» ( Откр.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. Святитель Григорий Нисский говорит, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку 112 . Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Современный греческий богослов митрополит  Иерофей (Влахос)  в духе святоотеческой традиции пишет, что «ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Святой Троицы – бесплотного Бога Слова. Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и совершение грядущих таинств» 113 . В своем труде «Против ересей» (IV.20.9) святой Ириней Лионский пишет: «И Само Слово являлось и говорило с Моисеем, “как говорит человек с другом своим” ( Исх. 33:11 ). Но Моисей желал ясно видеть говорившего с ним, и ему было сказано: “стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе)” ( Исх. 33:21–23 ) “потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых” ( Исх. 33:20 ). Здесь указывается и то, и другое: и что человеку невозможно видеть Бога, и что по премудрости Божией человек в последние времена увидит Его на высоте скалы, то есть по пришествии Его как человека. И поэтому Он лицом к лицу беседовал с ним на высоте горы в присутствии также Илии, как повествует Евангелие ( Мф. 17:3 ), и, наконец, исполнил древнее обещание» 114 . Неслучайно на Фаворе при Преображении два боговидца, Моисей и Илия свидетельствовали Христу о том, что Он и есть Тот самый Бог, Который являлся им на Синае и Хориве. Христос говорил ученикам, что желающие быть его учениками должны следовать за Ним. А раз так, то и видеть Его как бы сзади. О чем здесь и идет речь. Тот, кого ведет Бог, не может видеть лица Ведущего 115 . Хотя в другом месте Господь говорит, что не было и не будет такого пророка в Израиле, как Моисей,  которого Господь знал лицом к лицу ( Втор. 34:10 ). Здесь в разных смыслах используется этот образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

В пророческих предсказаниях, особенно у пророка Исаии, грядущий Мессия описывается как невинный жертвенный Агнец: Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен ( Ис. 53:6–7 ). В Новом Завете св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нём: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1:29 ). Агнцем Божиим именует Иисуса Христа апостол Петр: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:18–20 ). Этот же образ является главным в Откровении (Апокалипсисе) св. Иоанна Богослова (см.: Откр. 5, 6, 12 ; Откр. 6:1 ; Откр. 7:17 ; Откр. 14:1 , и др.). В дальнейшей церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны Искупления человечества, именно он использован в Символе веры , где говорится о страданиях Христа, распятого же за ны , то есть Он пострадал за нас, вместо нас. В документах I Вселенского собора так раскрывается эта мысль: «Мы повинны были крестной казни, но если б и все мы были распяты, и тогда не могли бы избавить себя от смерти: ибо смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими ( Рим. 5:14 ). Много было святых, много пророков, много праведников, и никто из них не мог искупить себя от владычества смерти. Но пришёл Спаситель всех и претерпел в Своей безгрешной плоти, от нас заимствованной, должное нам наказание за нас и вместо нас» 575 . Для изъяснения этого образа святыми отцами постоянно используется понятие божественной правды (греч. δικαιοσνη), которое требует особого пояснения. Созданный Богом мир несёт на себе печать Своего Творца, поэтому, как говорит апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Поскольку праведность и правда – неотъемлемые свойства Божии, то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, то есть в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Сейчас молодежь проходит, и мы, старики, убегаем – они могут нас бутылками из под пива забросать. Как радикально меняются времена, охладевает любовь! И далее сказано: «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Проявим терпение – это и есть путь ко спасению. И об очень важной примете последних времен в 24 главе Евангелия от Матфея, 14 стих: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). Эта примета исполняется. Сейчас проповедь Евангелия, проповедь Православия можно слушать по радио, можно смотреть по телевидению. В храме священник может открыто проповедовать слово Божие. Вспомните, 15–20 лет назад можно по радио было услышать проповедь Православия? Нет. Можно было представить, что священник после службы будет сидеть с верующими и читать Библию? Нет. 20 лет назад, 15 лет назад священников разве пускали в школу, в армейские части, в тюрьмы, чтобы там проповедовать? Нет. В тюрьмы, правда, сажали священников, и тогда они там проповедовали. Но сейчас это делается открыто, исполняется последнее пророчество: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Меня часто спрашивают: – Отец Олег, вот ты проповедуешь разным людям, но ты знаешь, что они по-разному относятся к проповеди, кто-то соглашается, а кто-то нет. Не тратишь ли ты время напрасно? Я отвечаю так: – Проповедь напрасной не бывает. Одним людям она во спасение: и слышали, и видели, и приняли. А другим – во свидетельство: слышали, видели, и сами не приняли. Чтобы в День Суда для них не было бы извинения. Чтобы в День Суда они не сказали бы: – А мы не слышали, а мы не видели. Поэтому, любая услышанная проповедь – это есть свидетельство для вашей души, что Господь обращался к вам через слово Свое, а приняли вы или нет – каждый решает сам, ибо каждый наделен свободной волею. Итак, сегодня мы закончили изучение 7 главы книги Откровение Иоанна Богослова, и если будем живы и Господь позволит, то в следующее воскресенье мы продолжим наши занятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Учение Откровения о Божестве Святого Духа более кратко, чем учение о божественном достоинстве Сына. Причину этого объясняет свят. Григорий Богослов , согласно которому «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына. Новый – открыл Сына и дал указания о Божестве Духа... Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями... продвижениями от славы в славу...» 339 . В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20 ), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2Кор.13:13 ), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1Ин.5:7 ). Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает». Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Я и тот ученик», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:26:28 Протоиерей Андрей Ткачев Мои хорошие знакомые однажды провели эксперимент. Они договорились в течение дня следить за собой и не произносить местоимение «я». Не «якать», то есть. Вместо «я знаю» нужно было просто говорить «знаю» или «мне это знакомо». Нужно было сломать привычную речевую стилистику и постоянно следить за собой, не выпуская из-за зубов последнюю букву русского алфавита. К исходу дня все согласились с тем, что это очень тяжело, и что все участники эксперимента многократно нарушили запрет, невольно и по инерции то и дело «якая». Это очень важный опыт. Нужно опознать в себе падшее и эгоистичное существо, которое пытается поставить себя в центр Вселенной, и оттого постоянно «якает», словно оно самое главное в мире. Я, мне, меня, со мной, у меня, моё. «Моё» – в особенности. Любимая лексика, костяк речевой активности, сладкая музыка смертного человечества. А теперь – внимание! Что называется, оцените разницу! Очевидец евангельских событий, да не рядовой, а любимый Господом, Иоанн Богослов, постоянно говорит о себе в третьем лице. Тот ученик, которого любил Иисус (Ин. 20:2), – говорит он о себе. «Тот ученик бежал скорее Петра», «тогда вошел и другой ученик, и видел, и веровал». Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин. 21:24). То есть зритель неизреченных откровений обыкновенно говорит о себе, словно глядя на себя со стороны. Это не исключает обычной речи, и в Апокалипсисе он прямо говорит: Я, Иоанн, брат ваш, и соучастник в скорби, и в царствовании, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос (Откр. 1:9) Однако что касается страданий Спасителя и событий, связанных с Воскресением, то там Иоанн находится в некоем изумлении и отказывается говорить о себе привычным языком. Апостол Павел сильно отличается от Иоанна и по условиям призвания на служение, и по характеру проповеди. Однако и Павел умеет говорить о себе в третьем лице. Смиряя коринфян, по необходимости говоря о видениях и откровениях, Павел говорит о себе тоже, словно о ком-то другом. «Знаю человека во Христе, – говорит он, – который тому назад четырнадцать лет. был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4) Без сомнения, этот человек – сам апостол Павел. Тем не менее, он не говорит «я был в раю. Я видел ангелов. Я знаю то, чего никто не знает», а говорит: Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими (2 Кор. 12:5)

http://radonezh.ru/monitoring/ya-i-tot-u...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010