Слово Божие указывает нам ряд примеров, когда благочестивые люди призывали в своих молитвах имена Святых Угодников и ради них просили у Бога милости. Так праведные три отрока в своей хвалебной молитве взывали к Святым Угодникам: « Благословите, духи и души праведных Господа, пойте и превозносите Его во веки » ( Дан.3:86 ). Подобным образом и Моисей, умоляя Господа о прощении народа Израильского, призывал в молитве своей имена Святых Угодников, когда говорил: « Вспомни рабов Своих, Авраама, Исаака и Иакова; не смотря на ожесточение народа сего и на нечестие его, и на грехи его » ( Втор.9:27 ). Точно также молился и Давид, восклицая: « Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцев наших » ( 1Пар.29:18 ). Этих же Угодников поминал в молитве и праведный Азария, говоря: « Не отними от нас милости Твоей, ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего и Израиля, Святого Твоего » ( Дан.3:35 ). Если же люди призывали имена Святых в Ветхом Завете, то тем более надлежит делать это теперь, когда Святые Угодники, как прославленные Кровию Великого Агнца, имеют несравненно большее дерзновение у Престола Божия. Обращаясь к Святым с молитвами, люди, по свидетельству Слова Божия, прославляли их и ублажали. Так, Премудрый Сирах в свое книге призывает к прославлению Святых Угодников, говоря: « Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл через них величие Свое от века » ( Сир.44:1 ). Сообразно с этим и писатель третьей книги Ездры повествует, что когда он увидел в откровении небесный сонм Святых Угодников, то « начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне » ( 3Ездр.2:47 ). Равным образом и Святой апостол Иаков пишет: « Вот мы ублажаем тех, которые терпели » ( Иаков. 5:11 ). Таково православное учение о молитвенном призывании и почитании Св. Угодников. 4. Возражение сектантов против молитвенного призывания и почитания Святых Угодников Отвергая ходатайства за людей Святых Угодников, сектанты прежде всего говорят, будто за нас пред Богом не может быть других ходатаев, кроме Господа нашего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы», и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути ( Быт. 22:4 ) и получившая, в память этого события, название горы Мориа. По свидетельству кн. Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона ( 2Пар. 3:1 ). Авраам дает сильнейшее доказательство своей глубокой веры и полного послушания Быт.22:3 . Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» (ср. Рим. 4:17 ; Евр. 11:19 ). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю! Быт.22:5 . И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни. Быт.22:6 . И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В самом деле, до закона Авраам и другие патриархи пророчески сообщали то, что было уместно для веры в Божество. По этой причине их называют пророками, согласно сказанному [в псалме]: «Пророкам Моим не делайте зла!» ( Пс. 104:15 ), каковые слова сказаны в первую очередь об Аврааме и Исааке. Во времена закона то, что было уместно для веры в Божество, пророчески сообщалось более превосходным образом, чем прежде, поскольку к этому времени учение получили не только некоторые отдельные люди или роды, но и целый народ. Поэтому Господь сказал Моисею: «Я – Господь! Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог всемогущий”, а с именем Моим “Господь” (“Иегова”) не открылся им» ( Исх. 6:2–3 ), и так это потому, что прежде патриархов наставляли просто верить в Бога, единого и всемогущего, тогда как Моисею было сообщено более совершенное учение о простоте божественной Сущности, когда ему было сказано: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ), каковое имя евреи, чтя непроизносимое имя [Иегова], заменили словом «Адонай». Впоследствии же во времена благодати Сыном Божиим была сообщена тайна Троицы, согласно сказанному [в Писании]: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Однако в каждом из состояний самым превосходным откровением было то, которое давалось вначале. Так, первое откровение до закона было дано Аврааму тогда, когда люди начали отвращаться от веры в единого Бога и обращаться в идолопоклонство (до этого никакой необходимости в таком откровении не было, поскольку все поклонялись единому Богу). Откровение Исааку было менее превосходным, поскольку оно основывалось на откровении Аврааму. Поэтому ему было сказано: «Я – Бог Авраама, отца твоего» ( Быт 26:24 ), и точно так же было сказано Иакову: «Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» 684 ( Быт 28:13 ). В состоянии закона первое откровение, данное Моисею, было наиболее превосходным, и на этом откровении основывались все прочие откровения, которые давались пророкам. Наконец, во времена благодати вся вера Церкви основывается на откровении, которого были удостоены апостолы, о вере в единого Бога в трёх Лицах, согласно сказанному [в Писании]: «На сем “Камне”», то есть символе веры , «Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 4. Исход Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя его из Египта, Бог являет на нем великие чудеса, огражадет от бед и вступает с ним в завет, который мы, как правило, и называем «ветхим». 4.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием Мы закончили изучение книги Бытия и сегодня переходим к следующей книге Пятикнижия Моисеева – Исход. Эта книга, помимо своей ценности исторической, имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. Первое, с чего начинается повествование этой книги – угнетение евреев в Египте при восстановлении египетских династий фараонов и рождение Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Мы с вами рассмотрим его жизнь с того времени, когда Моисей пребывает в Аравийской пустыне, – с этих пор он был призван к служению. Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Бог Исаака и другие. Здесь же мы видим некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/430913/

Думаю, на Земле есть люди, которые отказываются вакцинироваться именно по «духовным» причинам. Например, отшельники или Божие люди, которых «вакцинирует» Бог Своими особыми средствами, но эти люди живут не по законам мира сего и они не будут никого агитировать против вакцинации, не будут подбивать людей выступать против власти, не будут сочинять «конспирологические вероучительные истины» и т.д. иерей Сергей Пометнев 05 января 2022г. 13:35 //Для членов Русской Православной Церкви таким авторитетом, по идее, должен быть патриарх//В идеале, «по идее», все так и должно быть, но это работает только тогда, когда слова и мнение «авторитета» лежат в русле Слова Божьего. Вспомните наставление ап. Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8) Относительно поступка Авраама, как Вы верно заметили, существует несколько святоотеческих мнений. Но, как было показано в настоящей статье, все они, в той или иной мере, не соответствуют общему контексту Священного Писания. Для читателя, в данном случае на «весах» веры, с одной стороны лежит общепринятое, святоотеческое мнение, а с другой, рассуждения не известного священника. По «авторитету» надо согласиться с общепринятым мнением, но… а как тогда быть с Писанием? Как бы, не скорбно это звучало, но, у каждого христианина, свои авторитеты. И вновь обратимся к ап. Павлу: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11,12) Писание, это не плод человеческих измышлений, это откровение Божие, поэтому его не надо «адаптировать», оно универсально и «современно» для всех времен и народов. Оно и должно являться Истинным Авторитетом для всякого человека. Не даром, Спаситель сказал: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10) Да, в ветхозаветную эпоху не было апокалипсических ожиданий, но у них были другие настроения, они ожидали Мессию.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Разумеем повествование о Мельхисидеке. Но видно, что народы, жившие в этой стране уже обнаружили упорное тяготение к отпадению от истинного богопочитания, и потому на их место божественным промыслом приводится род иной. С этим родом в лице его представителя – Авраам, Господь заключает завет ( Быт. 17 ). Внешним знаком завета, который должен был обозначать внутреннюю готовность ходить пред Богом и быть непорочным (I) должно было стать обрезание (II). Обрезываться, говорит Господь Аврааму, должно не одно потомство Авраамово, но «и всяк: младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени» (12). Таким образом Аврааму и его роду вменяется в обязанность приобщать к завету всех тех над кем они имели власть. За исполнение завета Госпоподь дает различные обетования и в ряду их важнейшее – «благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 21, 18, 3: 18, 18; 26, 4; 28, 14 ; Сирах. 45, 19 , Деян. 3, 25 ; Галат. 3, 8, 16 ; Псал. 71, 17 ). Это обетование повторяется неоднократно, и относительно его значения у верующих исследователей никогда не было сомнений, оно говорит о спасении народов Мессиею. Но думаем, что нисколько мы не будем противоречить такому пониманию пророчества, если расширим его значение. Оно разумеет Мессию, в Нем его полное и окончательное исполнение, но разумеет однако не Мессию только, а и вообще народ еврейский. В 18, 18 Быт. это пророчество Господа излагается так: «от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Здесь говорится о значении всего народа, а не его единственного и исключительного потомка. Мы покажем далее, как исполнялось это обетование в ветхом завете на судьбах различных лиц народов земли. Род Авраама образует истинную церковь , но однако пределы церкви, наставляет нас писание, не ограничивались этим родом. В этом прежде всего утверждает нас повествование о благословении, полученном Авраамом от Мельхиседека, царя салимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Восемнадцать жертв, погибших под развалинами силоамской башни, не были, по слову Христа, виновнее всех, живущих во Иерусалиме ( Лук. 13,4 ). Так и те, которым не дано слышать и разуметь слово Божие, вовсе не самые виновные из всех человеков. Непосредственного Откровения иногда удостоивались не наилучшие, и для них оно могло быть и в осуждение. И наоборот, иным могло быть не подаваемо откровение чтобы они не приняли горшего осуждения. Часто говорили и выражали недоумения, почему Бог не открыл своей воли и не явил Себя таким великим мужам древности, как Пифагор, Платон или Сократ? Мы не знаем – может быть оно и было им возвещено в ту меру, в которую они могли его вместить. Но если сверхъестественное откровение и совсем не коснулось их слуха, то это по нашему мнению значит только то, что для них лучше было то, чтобы истина не была возвещена им. Простые истины веры могли быть камнем претыкания и соблазна для этих людей знаний. Поучительна в этом отношении притча Господа о богатом и Лазаре. Богач, находящийся в аду в мучениях за то, что не слушал (и следовательно не верил) повелений Моисея и пророков, просит Авраама, чтобы он послал на землю находившегося на лоне Авраамовом, некогда презренного им несчастного бедняка. «Прошу тебя, говорит он, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых прийдет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лук. 16, 27–31 ). Но если не поверят воскресшему из мертвых, то тем более не поверят слову того, кто уже давно умер. Спиноза сказал о себе, что, если бы чудо воскрешения Лазаря было истиной, то он разбил бы всю свою систему. Но он не разбил своей системы, по которой в мире нет места никакому чуду. Из приведенного нами выше рассуждения Иосифа Флавия о переходе евреев через Чермное море мы можем догадываться, что в древности, как и во дни Спинозы, находились люди, для которых слово Божие и повествование о делах Божиих являлось юродством, безумием и следовательно соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

12—13, 15—16, 18—19), женитьбу Исаака (24 гл.) и рождение Исава и Иакова (25:19—26), события из жизни Исаака (26) и благословение Исава и Иакова (27 гл.), и забыв сказать об удалении Иакова к Лавану, прямо говорит о желании его удалиться от Лавана (30:25—43), кровосмешение Иуды (38), пребывание Иосифа по неизвестной причине в Египте (39 гл.) и возвращение, также по неизвестной причине, Моисея от Иофора в Египет (Исх.4:18—6:1). Таким образом, даже самое классическое для мнимого иеговиста место — призвание Моисея с откровением ему имени Иеговы (Исх.3 гл.) — нельзя приписывать иеговисту, а доводится, по Деличу, к какому-то «смешанному» документу приурочить (3:1—4:17). Должно быть библейский текст дает очень мало опор для писания мнимого иеговиста. Действительно, в указанном «классическом» для рассматриваемых гипотез месте Исх.3:1—15 читаем: «вот Ангел Иеговы явился Моисею и Иегова увидел, что Моисей подошел (к купине) и сказал: Я Бог (Елогеи) твоих отцов, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова. И сказал Иегова... И сказал Моисей Богу (Елогим): вот я прийду к сынам Израилевым и скажу: Бог (Елогеи) отцов ваших послал меня к вам, а они скажут: как Ему имя? что сказать мне? Бог (Елогим) сказал Моисею: Я есмь Сый, так скажи: Иегова послал меня к вам, Господь Бог (Иегова Елогеи) отцов ваших, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова»... - Как можно в этом отделе по именам Божиим узнать и указать разных писателей? Очевидно, благоразумнее молчать. Не более оснований для той же гипотезы дает и другое «классическое» место — Исх.6:2—3: «и говорил Бог (Елогим) Моисею и сказал ему: Я — Иегова. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог (Ел) всемогущий, а с именем Иеговы не являлся им»... Очевидно, и этот отдел доводится признать каким-нибудь «смешанным» или «неизвестным» по происхождению, хотя он должен бы быть исходным пунктом для гипотезы. Кроме вышеотмеченных «странностей» и непоследовательности, в писании мнимого иеговиста нужно, как и у елогиста, отметить, замалчиваемое Деличем, употребление имени Елогим, например, в Быт.3:1—5; 4:25; 6:2, 4; 9:26—27; 19:29; 24:3, 7; 26:24; 27:28; 39и мн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

16. Аврааму же сказано было обетование и семени его (не сказано: семенам, как бы о многих, но как об одном) «и семени твоему», которое есть Христос 665 . 17. Так я говорю, что завета, предутвержденного Богом во Христе, закон пришедший спустя четыреста тридцать лет, отменить не мог, чтобы упразднить обетование; 18. ибо, если наследие от закона, оно уже не от обетования; Авраама же ущедрил Бог через обетование. 19. Итак, что же закон? Он предустановлен был против заблуждений, доколе не пришло то семя, которому дано обетование и устроен вестниками Божьими под рукою посредника 666 . 20. Посредник же при одном не бывает, а Бог один. 21. Итак, закон противен обетованиям Божиим? Да не будет. Если бы был дан закон, могущий животворить, тогда бы действительно праведность была от закона. 22. Но Писание заключило всех под грехом, дабы через веру в Иисуса Христа дано было обетование верующим. 23. Прежде, чем прийти вере, мы были заключены и стрегомы законом, для будущего откровения веры. 24. Так закон был нам дядькою 667 во Христе, да от веры оправдимся. 25. Пришедшей же вере мы уже не под дядькою 668 . 26. Но через веру все вы сыны Божии во Христе Иисусе 669 ; 27. Ибо все вы, сколькие во Христа крестились, во Христа облеклись. 28. Тут нет уже иудея, ни эллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины, ни женщины; ибо все во Христе Иисусе, вы все – один 670 . 29. Если же вы Христовы, то и семя Авраама, и по обетованию наследники. Глава IV 1. Еще скажу: во все время, покуда действует наследник, он ничем не разнится от раба, будучи господин всего; 2. но он под опекунами и домоправителями до отцовского предназначения. 3. Так и мы, покуда детствовали, были порабощены стихиям мира; 4. Когда же пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, рожденного от жены, бывшего под законом 671 , 5. да искупит подзаконных, да получим усыновление. 6. А поскольку вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, вопиющего: Авва! (отче) 672 . 7. Итак, ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

37. Свидетельства слова Божия о призывании в молитве святых В книге «Исход» мы читаем: «И помолися Моисей пред Господом Богом и рече... милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама и Исаака и Иакова, рабы твоя» ( Исх. 32:11–13 ); и Господь оставил гнев Свой на людей израилевых. Молились три отрока в пещи вавилонской, говоря: «Не предаждь... нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоей от, нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе, и за Исаака раба Твоего и Израиля святаго Твоего» ( Дан. 3:34, 35 ). И Господь услышал их молитву и претворил пламень пещи в росу. Соломон молился: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его... Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего» ( Пс. 131:1, 10 ) – и «Давида ради остави ему Господь Бог его останок в Иерусалиме, да восстановит по нем чада его и утвердит Иерусалим, понеже сотвори Давид правое пред Господом» ( 3Цар. 15:4, 5 ). В слове Божием мы находим даже прямую заповедь о призывании святых. Так в книге «Иова», Бог повелевает друзьям Иова просить у него молитв ( Иов. 42:8 ), и в книге «Бытия» Бог посылает Авимелеха к Аврааму за молитвами ( Быт. 20:7 ). Да и в Новом Завете видим весьма много свидетельств, подтверждающих истину призывания в молитвах святых. Так ап. Петр пишет: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе)... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память« ( 2Пет. 1:13, 15 ). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в другую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: »Я видел, – говорит он, – седьмь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иной Ангел... стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил... на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок. 8:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010