Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины отсылает нас к книге Бытия, к истории Авраама. В ней говорится о том, что Авраам и его супруга Сарра долгое время были бездетны. Несмотря на Божие откровение Аврааму, узнавшему, что он станет прародителем богоизбранного народа, Сарра отчаялась, не веря в исполнение пророчества и предложила своему мужу разделить ложе со своей служанкой —  египтянкой по имени Агарь, чтобы та зачала сына, от которого бы пошел род Авраама. Агарь родила сына, ему дали имя Измаил. Однако вскоре исполнилось откровение Божие, и Сарра родила сына.  И вот в тот день, когда их законный первенец Исаак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир: «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» ( Быт.21:9-10 ). Авраам был глубоко опечален желанием жены, однако, послушал голоса Бога: «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии» ( Быт.21:12-14 ). Описание На полотне художник изобразил прощание Авраама с Агарью и Измаилом. Действие происходит на фоне гор и бескрайних полей: вдалеке виден пастух со стадом овец, справа изображен шатер, в котором расположился другой пастух в окружении овец. Художник в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку. Авраам в алом плаще и зеленом хитоне наставляет Агарь, которая стоит рядом с ним, потупив голову. Агарь одета в легкое белое платье, а голову ее украшает цветной тюрбан и красный платок, подобранный под подбородком. Наряд оттеняет ее светлую кожу, красивое лицо служанки печально, глаза ее опущены долу. Ее душа глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях. За спиной ее грубый холщовый мешок и привязанный к нему кувшин для воды. Рядом с ней Измаил — темноволосый мальчик лет восьми-девяти, который одной рукой держит мать, а другой обнимает младшего брата Исаака. Исаак бросается в объятия старшего брата, еще до конца не осознавая горечь предстоящей разлуки. Агарь глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях.

http://azbyka.ru/art/agar/

Божественное Откровение Христос Пантократор. Италия, собор Чефалу      Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой. Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29). Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий. Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4). Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству. Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники. Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16). 17 мая 2017 г. Рейтинг: 5.5 Голосов: 1144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103562.html

19. Но Бог сказал: точно родит тебе сына Сарра, жена твоя; и ты наречешь ему имя Исаак; и Я поставлю завет Мой с ним и с потомством его после него, завет вечный. 20. О Измаиле же ты услышан; вот, Я благословлю его, и возращу его, и дам ему потомков много, много; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. 21. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время в следующем году. 22. И окончил Бог разговор свой с Авраамом и восшел от него.Точно. Сим словом начинается ответ Божий на недоумение Авраама и ходатайство о Измаиле; и оное показывает, что Бог не нашел в словах его никакого предосудительного пререкания воли Своей: не отвергая его чувствований, Он благоволил только прекратить его изумление, подтвердить и объяснить Свое предречение. Исаак. Значит: рассмеется, или, по разуму, в каком употреблено сие слово выше в сказании о Аврааме, возрадуется. Такое знаменование имени Исаака есть воспоминательное, в отношении к чувствованию Авраама при обетовании о нем; пророчественное, ибо то же обстоятельство смеха или радости возобновляется при последующем откровении Сарре (XVIII. 12) и по рождении Исаака (XXI. 6); таинственное, поскольку относится к вере и любви Авраама, по которым он рад был видеть день Христов и, видев, возрадовался.И Я поставлю завет Мой с ним. Не разумеется здесь один внешний завет обрезания, ибо в сем завете находился и Измаил, однако Бог не обещает и с ним поставить завет Свой, а только с Исааком (21). Итак, завет Божий с Исааком есть тот вечный завет, который, обветшав во Израиле, обновлен во Христе, в котором Бог помянул милость свою к Аврааму и семени его до века ( Лk. I. 54. 55 ). Вообще, изображенные здесь два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, земные, временные. Двенадцать князей. Событие сего благословения Моисей показывает ниже (XXV. 13–16). Двенадцать начальников колен Измаильских соответствуют двенадцати патриархам Израильским. Сие равночислие показывает, что мера благословений видимых не всегда означает меру даров внутренних. Два потомства Авраамовы подобны двум прекрасным цветам, из которых один есть пустоцвет, а другой исполнен силою жизни и, увядая, оставляет плод, который дает пакибытие корню и цветам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

§ 186. Откровенное учение А, что не только не противно, но даже благоугодно Богу, чтобы люди, в известных случаях, обращались к предстательству перед Ним святых Его, это видно из следующих немалочисленных мест, как Ветхого, так и Нового Завета. Так, наставлявший Авраама, Бог, что перед Ним так многоценны праведники, что не только ради пятидесяти, но и десяти праведников Он готов щадить от гибели целые города ( Быт.18:24–33 ), повелевает царю герарскому Авимелеху обратиться к молитве самого Авраама, как пророка, чтобы избежать, угрожающей ему и его дому, гибели за жену Авраамову Сарру, и когда помолился Авраам Богу, то не только миновала дом Авимелехов эта гибель, но и ниспослано было ему Божие благословение ( Быт.20:7–17 ). Подобным образом, Бог и, прогневавшим Его, друзьям праведника Иова, чтобы отклонить последствия сего гнева, повелел обратиться за предстательством пред Ним к Иову, сказав им: «Пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и, раб Мой, Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; и когда они «сделали так, как Господь повелел им, то Господь принял лице Иова» ( Иов.42:8, 9 ). Когда, поэтому, иудеи в своих трудных обстоятельствах обратились к Самуилу с мольбою, чтобы он не переставал, о спасении их, взывать к Господу Богу, Самуил сказал им: «Да не будет этого со мною, чтобы отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве», и на самом деле «воззвал он ко Господу о Израиле, и услышал его Господь» ( 1Цар.7:8, 9 ). Правда, здесь прямо говорится только о том, что Господу угодно было, чтобы, нуждающиеся в предстательстве пред Ним, обращались за таковым к, еще живущим на земле, праведникам. Но не давало ли это твердого основания для верования и в то, что, согласно с волей Божией, можно и должно было, за предстательством пред Богом, обращаться и к, отшедшим из мира, праведникам, в полной надежде, что они и по смерти могут предстательствовать о людях пред Богом и, что их предстательство будет принято Богом? Таким, именно, верованием был одушевлен богодухновенный Давид, когда, для усиления своей молитвы, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отец наших» ( 1Пар.29:18 ), подобно тому, как и мы обращаемся к Богу, прося услышать нас по молитвам святых Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Боговдохновенное Священное Писание рассказывает нам, что Бог привел к Адаму всех животных и птиц, чтобы посмотреть, как он назовет их ( Быт.2:19 ). Но в этом отрывке еще не сказано, каким образом говорил Бог с человеком вначале. Нам остается лишь догадываться, так как нас отделяют тысячи лет от описанных событий. Мы не знаем точно, когда начал Бог открываться людям, но Библия помогает нам сделать некоторые выводы. Енох, упоминаемый в 5 главе книги «Бытие», был, по словам апостола Иуды, пророком в седьмом поколении после Адама. Библия говорит, что Енох «ходил пред Богом». Нет никакого сомнения, что этот пророк получил сведения о прошлом, и, в соответствии с генеалогией Библии, он знал Адама и разговаривал с ним. Мафусал, сын Еноха, дожил до времен Ноя и был праведником. Несомненно то, что Ной, проповедовавший праведность и истину, передал известные ему откровения Божии поколениям после потопа ( 2Петр.2:5 ). Сим, сын Ноя, дожил до Авраама ( Быт.10:21 и 11:10.26). Библия сообщает нам, что священные сведения были переданы Аврааму. В Послании Галатам 3,8 мы читаем следующее: «Писание, предвидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Этот стих убеждает нас, что у Авраама была ясная информация о предыдущих событиях и что он в свою очередь передал то, что он знал, своим сыновьям. В Бытии 18,19 мы читаем: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем». Из этого текста явствует, что нетрудно было достичь непрерывности передачи устного предания от Авраама до Моисея. Второй период: Поколения во время жизни Моисея Начиная с книги «Исход», Священное Писание в деталях запечатлевает хронику событий в соответствии с повелением Бога, данным Моисею. Мы читаем: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу» ( Исх.17:14 ). Мы достоверно знаем, что Моисей «взял книгу завета, и прочитал вслух народу» ( Исх.24:7 ) и что «Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по странам их» ( Чис.33:2 ). Мы прочитали также, что, «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельствовать против тебя» ( Втор.31:24-26 ). Третий период: от Иисуса Навина до Малахии

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Быт 11:32 Родословное древо Авраама Следующая глава начинается с события, перевернувшего всю жизнь Авраама. Призыв Аврама И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Быт 12:1–4 В этих кратких словах — так много смысла, так много поразительного! Удивительно уже то, что Господь заговорил, и как заговорил! Он прорывается через язычество Аврама, через его переживания безнадежности, бессмысленности существования. И что же Господь говорит Авраму? Человеку семьдесят пять лет, пора заботиться о смерти (ср. Пс 89:9–10). Тем не менее Бог ждет, чтобы Аврам: И ведь Авраму даже не открыто, куда именно его зовет Господь. Будет ли там лучше, чем здесь? Не обернется ли сам переход в новую землю трудностями и трагедиями? У Аврама могло быть много объективных возражений (мы видим подобные возражения в Евангелии: «Позволь мне пойти прежде похоронить отца моего» — Мф 8:21). И все же Аврам говорит Богу «да» (как потом скажет и Петр: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою…» — Мк 10:28–30). Иногда необходимо от всего отказаться, чтобы стало возможно дальнейшее. Такое бывает нечасто, но бывает. Именно так человек откликается на призыв веры. Так начинаются новые этапы жизни, например, брак, служение. Нам хотелось бы узнать, как именно Авраам услышал голос Бога. Вот что говорит по этому поводу митрополит Антоний Сурожский : Звучал ли этот голос в его ушах или в его сердце, мы знать никогда не будем, мы одно знаем: когда он услышал этот голос, он узнал сразу, внутренним чутьем, что с ним говорит Живой Бог; он спросил этого своего Бога, чего Тот от него ожидает, и Бог ему ответил: Он приказал Аврааму выйти из своего народа, выйти из своего племени, удалиться от самых близких людей и идти, куда Бог его поведет. В каком-то отношении это возвращение к состоянию Авеля: будь свободен от всего, что тебя связывает, порабощает, приковывает к земле, и иди, и Я буду тебя вести — вести внутренним чутьем, вести обстоятельствами твоей жизни, вести туда, куда Я хочу тебя привести в конечном итоге… Это бывает и с нами. И мы иногда слышим внутри себя голос, который называем совестью. Это может быть откровение из самых глубин наших, голос Божий, который нам то или другое повелевает или зовет куда-то, и мы не можем оставаться до конца цельными, добротными людьми, если не последуем этому голосу… Обещание благословений

http://blog.predanie.ru/article/prizyv-a...

Быт. 18:12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. Смех Сарры, говорит м. Филарет, не столь невинен, как смех Авраама в подобном же случае, но к её оправданию можно сказать, что она ещё не узнала Иеговы. Когда же ( Быт. 18:14 ) Он сказал: «Есть ли что трудное для Господа?», то она испугалась, ибо, вероятно, очи её открылись, и она узнала Господа. Улыбка или смех её были радостны, ибо у ней забилось сердце надеждой при мысли, что для неё предстоит «иметь ещё утешение». О выражении её относительно Авраама «господин мой» смотри 1Пет. 3:6 . Быт. 18:13 И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Быт. 18:14 Есть ли что трудное для Господа? Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк. 1:37 ). В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Быт. 18:15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась. Сарра запирается от страха или, вернее, как догадывается митрополит Филарет, искренно отказывается от первого легкомысленного чувства, провидя, может быть, не совсем ясно, что она находится перед высшею силою, перед Божеством. Господь же указывает ей, что он знает её внутренние чувствования, и что она стоит перед сердцеведцем. Быт. 18:16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. Авраам провожает по пути тех, кои явились в образе странников, потому, во-первых, что это общий обычай востока – служить проводником и охранителем тому, кто был гостем, по крайней мере, до границ земли своего владения или пользования. Но у Авраама была и другая, высшая, причина: если он не имел прямого откровения, что пред ним Господь, то, верно, «сердце горело в нём» (сравни Лк. 24:32 ) любовию и верою, таинственно давая знать ему, кто был его Гость. Со следующего стиха Авраам получает прямое откровение. Англ. Библия приводит предание, что Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого Кафар-Варух, откуда вдоль по долине открывается вид на Мёртвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 25:21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; М. Филарет замечает, что самые благословенные рождения часто предшествуемы были неплодством: например, рождение Исаака, Иакова, Иосифа, Симеона, Самуила, Иоанна (Крестителя). Весьма вероятно, что Богу угодно прежде очистить и утвердить веру и упование тех, которым даруется благословенный плод чрева. Кроме того, сила Божия в немощи совершается, т. е. в то время, когда проявляется ослабление сил природы, тогда действует для исполнения целей премудрости благодать Божия. О. Герлах, выражая ту же мысль, присовокупляет замечательный взгляд, что высшее применение этого закона мы видим в бессеменном зачатии Пресвятой Девы, при котором совершенно устранены постоянные силы природы. Таким образом, зачатие Сарры в летах, невозможных и для неё, и для Авраама для обыкновенного деторождения, было прообразованием рождения Мессии от Девы. Ревекка хотя не была в летах преклонных, но не рождала 20 лет (cap. X). и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Быт. 25:22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? М. Филарет переводит: если так, то для чего я сего и желала? Английская Библия указывает на перевод из таргумов: «Если так со мною, то для чего я зачала?» В арабском: «Если бы я знала, что так будет со мною, я бы не желала наследника». Везде мысль боязни Ревекки, с которой происходило нечто необыкновенное у беременных женщин. Что ощущения её были необыкновенны, она, конечно, узнала о том от окружавших её женщин и от своей кормилицы Деворы (см. Яшар). И пошла вопросить Господа. «Пошла вопрошать Господа». Очень неясное выражение. М. Филарет говорит, что «Ревекка, не будучи сама пророчицею, должна была вопрошать Бога через посредника». Поэтому иудейское предание указывало, что Ревекка могла вопрошать Сима, который был ещё жив, или Мелхиседека. Книга Яшар говорит, что Ревекка вопрошала Сима и Евера и потом спрашивала о том же Авраама, которые и ответили ей от имени Иеговы и произнесли пророчество, изображённое в следующем стихе ( Быт. 25:23 ). Последнее мнение, т. е. что Ревекка пошла спрашивать главу семейства, престарелого и Богом благословенного Авраама, жившего в Палестине, особенно вероятно. Но мы ничего по этому предмету утверждать не может. Мы знаем только, что «сказано было ей» ( Рим. 9:12 ). Откровение могло быть ей и во сне, после тёплой молитвы при одном из созданных патриархами алтарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава первая. Пророческое служение 1.1 Наименования библейских пророков О, земля, земля, земля! слушай слово Ягве. ( Иер. 22:29 ). Вера Авраамаоткровение Бога единого. Закон Моисея и любовь Божия сокрыты в славе Ягве и имени Его. Упование Самуила и пророков – это ожидание открывающегося при искрах пророческого вдохновения грядущего Мессии. Это Он – нерв, пульс и стержень ветхозаветного народа Божия. Это Он – биение сердца и волнение души израильского народа. Израиль надеялся и ждал, ожидая, странствовал по векам истории, устремляясь к ожидаемому им Мессии. Упование Израиля, возбуждаемое и поддерживаемое в нем пророками, давало ему историческую устремленность бытия, некий Божественный вектор от Альфы, от творения мира Богом из ничего, от первого уверовавшего во Единого Бога праотца Авраама к Омеге – к грядущему Мессии и Его царству. У остальных народов, у язычников, не было такого мессианского бега. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем ( Еккл. 1, 4–6.9 ). Израиль же, народ Божий. Находясь в ночной тьме он ожидал утра мессианского дня, к нему устремлялся и вопрошал стражей своих ночных пророков. Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь ( Ис. 21:11–12 ). И так до Симеона Богоприимца, до Иоанна Крестителя, до явления Христа народу. Вера, надежда и любовь Израиля. Каждая из них явлена особым избранником Божиим. Много было верующих в Израиле, но душа каждого из них дышала верою Авраама. Все израильтяне были под законом любви десятословия, под сенью славы Ягве, на всех было наречено Божественное имя, но через одного, через великого Моисея, ходатая Ветхого Завета, любовь Божия явила славу Свою, открыла имя Свое и закон. Много было пророков в Израиле, возбуждавших надежду и упование к грядущему Мессии, но одним была открыта эта чудная плеяда провозвестников – святым Самуилом, ведь так после него всегда и будут говорить: Самуил и пророки. Зри на Самуила и узришь пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий! Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни? Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых. Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» ( 2Мак.15:12–16 ). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010