Бог есть Слово. Оно одно имеет Отчее видение. Сим-то будучи видением, Сам Спа­ситель постыждает Иудеев, говоря: Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Егоже Той посла, Сему вы веры не емлете (Иоан. V:37—38). Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая сим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и видение Отца Своего, и что Иудеи, непринявшие Гла­голавшаго сие, не приняли Слова, то есть Божия ви­дения. Сие-то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен, и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: возсия же ему солнце, егда прейде вид Божий (Быт. XXXII:31). Но вид сей был Тот, Кто говорит: видевый Мене виде Отца, и: Аз во Отце, и Отец во Мне; и: Аз и Отец едино есма. Так един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поелику Слово есть Бог, то опять Господ Бог наш Господ един есть (Второзак. VI:4), потомучто Он есть собственный и нераздельный Сын по свой­ственности и сродству сущности.    Но, непостыждаемые и сим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. По­елику отвергли вы прежние наши вымыслы, то на­шли мы новый, и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын во Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Сие написано в Евангелии от Иоанна, сего Христос желал и для нас, говоря: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне, да будут едино якоже и Мы (Иоан. XVII:11); и еще чрез несколько слов: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал ecu. И Аз славу, юже дал ecu Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал ecu (20—23)». Потом сии хитрецы, как-бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы во Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть во Отце,-то почему же по сказанному Им: Аз и Отец едино есма, и: Аз во Отце, и Отец во Мне, называет Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущ­ности? Необходимо, или и нам быть собственно при­надлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чу­ждым, как чужды мы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Отец детям радуется, а дети своим отцом взаимно утешаются. Так и Небесный Отец верным душам радуется, а верные души радуются Ему. Сердце мое и плоть моя радуются о Боге Живом (Пс. 83:3). Дети своего отца из любви называют – «отче» или «батюшка». Так и христиане Бога из любви называют Отцом и вопиют к Нему: Авва, Отче! (Рим. 8:15). А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Отче наш, Иже еси на небесех! (Мф. 6:9). Дети у отца все просят, но отец дает им не все, а только то, что им нужно и полезно. Так и христиане у Небесного своего Отца все просят, но не все Он им подает, а только нужное и полезное. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень, и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9–11). Дети перед своим отцом поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного и всякое почтение ему оказывают. Так и христиане перед Богом вездесущим и всевидящим должны ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, не говорить, и не мыслить непристойного. Отец о детях заботится, печется и воспитывает их. Так и Бог о христианах заботится, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими Тайнами. Дети от наветов злых людей под защиту отца прибегают. Так и христиане от наветов диавола и его злых служителей под покров и защиту Отца Небесного прибегают. Отче, избави нас от лукаваго (Мф. 6:13). Они дерзают и поют: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбях, постигших нас (Пс. 45:2). Отец детей за погрешности наказывает, но с любовью. Так и Бог, Отец Небесный, наказывает христиан за согрешение их не от гнева, а от любви. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12:6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

На этом пути не только каждый сын Божий отличается от всякого другого, но и первый отличается от всех последующих. Это отличие «начатка», совершенно не затрагивая равной для всех внутренней богосыновней самородности, падает на внешние отношения рождаемости всех от предшествующего, кроме первого, который не только имеет в себе Отца, но и рождается от Него, так что является Сыном Божиим от природы. Мы не будем в данном месте углубляться в эту тайну Христа, но ее необходимо иметь, в виду, чтобы оценить тот факт, что Он различал Свое отношение к Богу Отцу от отношения к Нему других сынов, Своих братьев, говоря им: «Отец Мой и Отец ваш, Бог Мой и Бог ваш» 707 . – Однако важно то, что и в этом даже случае Христос именует других сынов Своими братьями, выражая этим то, что Его собственное богосыновство, не повторяясь в одних отношениях, возрождается в них в интимной сущности богосыновства, так что каждый из них имеет своего Отца Небесного. Каждому из них Христос говорит: «твой Отец Небесный» – таков второй пункт в Его учении о Боге. «Когда ты творишь милостыню, пусть не знает левая рука твоя, что делает правая рука твоя, чтобы твоя милостыня была в тайне, и Отец твой, видящий в тайне, воздаст тебе... И когда ты молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне, и Отец твой, видящий в тайне, воздаст тебе» 708 и т.д. Отношение каждого сына Божия к Отцу Небесному есть свое отношение, составляет внутреннюю тайну, имеет внутреннее бездонное углубление и не может быть исчерпано никакими внешними видами и образами. – Объединение здесь возможно по единству Отца Небесного и по единству Христа-учителя. И Христос говорил «малому стаду» Своих учеников: «ваш Отец». «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» 709 . Он научил их молитвенно призывать Бога: «Отче наш». Тем не менее это объединение имеет значение вторичное, производное, а не первичное и основное. Оно не только имеет причину в той любви, которая наполняет сердце каждого из учеников Христа и в обществе их социализируется взаимностью, соединяя их церковными узами, но и сохраняет за каждым личную свободу и абсолютное значение, поскольку основывается на равной самородности всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Бог меня создал и даровал мне по благости Своей жизнь: Он и подает мне все для поддержания жизни душевной и телесной. Ничего нет и естественнее и вернее такого суждения. Что же мы беспокойно заботимся о том, что ямы, или что пием, или чим одеждемся ( Мф. 6:31 )? Зачем мы скупимся? Разве не весть (деятельно: не так, как мы знаем и не делаем, или знаем, да не можем помочь) Отец Небесный, яко требуем сих всех (Ср.: Мф. 6:32 )? Поддержать нашу жизнь Господь поставляет, если можно так сказать, таким же долгом, как изволил, признал за благо и сотворить нас. Творение и промышление для Него одно великое дело Его благости: мы в своих мыслях разделяем сотворение и промышление, или сохранение созданных тварей в бытии и деятельности их; а у Господа нет такого разделения – сотворить у Него значит и промышлять о сотворенном, ибо все сотворенное без промышления существовать не может» 558]. Мф.6:32 . «потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.» «Говоря: Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец Небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печется о своих детях? Аз не забуду тебе, глаголет Господь [ Ис. 49:15 ]. Весть Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех [ Мф. 6:32 ]. Усвой эти слова сердцу своему. Помни, что Отец Небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец – это не имя без значения и силы, а имя в полном значении и силе» т. 1, 148]. «Итак, закончу беседу словами же Спасителя: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф. 6:31–32 ). Слышите: по слову Господнему – все те язычники, а не христиане, которые о том и заботятся, что есть да пить или во что одеваться; а о делах Божиих, и исполнении заповедей Его не помышляют. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:33 )» 184].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отец архимандрит, как важно просить прощения у ближнего своего, и что это значит – прощать ближнего? – Прощение ближнего – это вопрос христианской жизни. Христос Бог оставил нам молитву, чтобы мы обращались с ней к Отцу Небесному, и среди прошений молитвы «Отче наш» есть одно прошение, которое сформулировано Христом Господом следующим образом: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Так что Христос Бог обязывает нас прощать грехи друг другу, давая прощение людям, согрешающим против нас. Из того, как сформулировано это прошение, следует, что Бог прощает нам, если и мы прощаем, когда прощаем и как прощаем, то есть Он обязывает нас прощать. Завершив молитву «Отче наш», как она представлена нам в святом Евангелии от Матфея, в главе 6, Христос Господь снова берет из семи прошений молитвы «Отче наш» одно только это прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Итак, Он возвратился к одному только этому прошению и сказал, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» . Прощение нужно приносить от души, и это мы понимаем из притчи Спасителя, которую читаем в святом Евангелии от Матфея, глава 18, где Христос Бог ответил на вопрос святого апостола Петра: «До скольких раз мне прощать людям их согрешения?» И Христос Бог сказал: «Не до семи раз, но до семижды семидесяти раз», – а потом рассказал притчу о двух должниках. И в конце Он делает вывод из притчи и говорит, что прощение нужно делать от сердца, а если мы не прощаем от сердца, то и Бог не простит нам согрешений наших . Перед началом Великого поста, в воскресенье, которое предваряет пост, читаются из Евангелия от Матфея, глава 6, следующие слова: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» , – значит, мы начинаем приготовление к святой Пасхе с долга прощать.

http://pravoslavie.ru/51285.html

Ободрением и утешением для него служило именно охранительное вездеприсутствие Божие. Вера в то, что Господь всюду защищает его от всех враждебных сил, подобно тому, как добрый пастырь защищает стадо свое от диких зверей, приближающихся к нему, делала его столь сильным, столь мужественным, что он смело взывал ко всем врагам своим: «на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?» – Так, повторяем, истина вездеприсутствия Божия есть в высшей степени утешительная истина. С сознанием ее благочестивый израильтянин мог быть покойным и безопасным во всех местах и при всех обстоятельствах своей жизни. С уверенностью он мог взирать к своему Богу и в молитве говорить словами пророка: «призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей, Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Равным образом и мы, христиане, веруем и исповедуем, что Господь Бог есть Отец наш, который всюду и всегда со Своею отеческою благостью находится возле нас, детей своих, защищает и охраняет нас от всякого зла. Никогда мы не должны забывать этого. Земные отцы не всегда находятся со своими детьми, и если иногда бывают при них, то сила их часто бывает слишком недостаточна, чтобы отвратить от них все опасности, угрожающие им. Напротив Бог, говорим, и всегда находится при нас, и обладает силою избавить нас от всех бед. Как утешительно это! Вот почему каждый из нас при всяком несчастье не должен унывать, но бодро с псалмопевцем должен взывать: «Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» Доставляя нам великое утешение, истина вездесущая Божия много содействует также благочестивой жизни и доброму поведению нашему. Часто приходится наблюдать, что неблагонравные дети берегутся дурных поступков, если замечают, что отец их находится вблизи их. Понятно, отчего происходит это: они думают, что отец увидит их дурное поведение и накажет их. Следовательно, они боятся отца, и этот страх удерживает их от дурных поступков. Разве продали бы, например, сыновья Иакова своего брата Иосифа, если бы отец их пришел к ним в это время, когда они вознамерились совершить это злое дело? Наверное нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

О какие поразительные слова, о какое безмерное дерзновение сказать что-либо подобное! Такие слова мог сказать только истинный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос. «Все предано Мне Отцем Моим». Что же это, что предано Ему Отцом Его? Все, все: вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о чинах ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов – все, все предано в руки Его, весь промысл о мире, о человечестве. Он, Вседержитель, недаром так называется, ибо все Ему предано Отцом Его, все содержит Он в длани Своей. Ему, Вседержителю, предан и последний Страшный Суд. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Самого Господа Иисуса Христа о Его Божественности? О, конечно, есть, о, конечно, так! Только Богу, Богу-Слову мог Бог-Отец предать все. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому сын хочет открыть». Опять второе свидетельство о Божественности Господа Иисуса Христа: Он непостижим, ни для кого непостижим, а непостижим может быть только Бог. Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть о Нем, открыть, что Он есть Истинный Сын Божий. Так было со св. апостолом Петром, ибо когда Господь наш Иисус Христос спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, тогда блаженный Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф. 16, 17 ), – не плоть и кровь, не люди, не разум человеческий, но Отец Его, Сущий на небесах. Итак, непостижим Господь наш Иисус Христос в Своей Божественной сущности, итак, Он есть истинный, подлинный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. И Он не может быть познан никем, так же, как и Отец Его не может быть познан. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11, 28 ). Опять какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли какие-нибудь уста человеческие сказать что-либо подобное! Смеют ли призывать к себе все, все бесконечное, бесчисленное множество труждающихся и обремененных, смеют ли им обещать успокоение?!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

4. И сыновья его отвечали, и возразили вторично, и сказали: «Говори, отец, ибо мы слушаем». 5. Он сказал им: «Я не даю вам (иного) повеления, как только относительно страха Божия: Ему служите вы и к Нему прилепляйтесь». 6. Они сказали ему: «Разве Он нуждается в нашем служении?» Он сказал им: «Он не имеет нужды в какой-либо твари, но все твари мира нуждаются в Нем; но Он сотворил мир не как бесчувственную массу, но чтобы (Его творения) имели страх пред Ним и чтобы никто не делал своему ближнему того, чего он не хочет себе». 7. Они сказали ему: «Отец наш! Видел ли ты, чтобы мы уклонялись от твоих путей или от путей отцов наших направо или налево?» 8. Он сказал им: «Бог и я свидетели того, что это так, как вы сказали; но я боюсь, чтобы не случилось того, что вы впадете в заблуждение и пойдете вслед идолов чужеземцев, и будете ходить по уставам народов земли, и что вы сблизитесь с сыновьями Иосифа вместо сыновей Левия и сыновей Иуды». 9. Они сказали ему: «Что ты хочешь показать, завещая нам так?» Он сказал им: «Ибо я знаю, что некогда сыны Иосифа отступят от Господа, Бога отцов их, и будут причиной того, что сыновья Израиля согрешат и будут изгнаны из земли доброй в другую, которая не принадлежит нам, как мы были из-за него изгнаны, сделавшись рабами в Египте. Глава 2 Еще я расскажу вам видение, которое я видел, когда пас овец. 2. Я видел, и вот, мои двенадцать братьев пасли со мною на поле; и вот, наш отец пришел и сказал нам: «Сыны мои! бегите и схватите каждый предо мною, что достанется на его долю!» 3. Мы отвечали и сказали ему: «Что мы можем схватить? вот, мы не видим ничего, кроме солнца, луны и звезд». 4. Он сказал им: «Овладейте ими!» Когда Левий услыхал это, он схватил в руку посох, и прыгнул на солнце, и сел, и поехал на нем. 5. И когда Иуда увидел это, он сделал так же: и он схватил посох, и прыгнул на луну и поехал на ней. 6. Также и все (другие) колена: каждое поехало на своей звезде и своей планете в небесах; и Иосиф один оставался только на земле. 7. Иаков, отец наш, сказал ему: «Сын мой! Почему ты не сделал, как братья?» Он сказал ему: «Отец мой! Что будут рожденные женою делать в небесах, так как наконец и они должны будут стать на землю?» Глава 3 Когда Иосиф говорил это, вот стал около него огромный телец, имевший великие крылья, как крылья аиста, и его рога были громадны, как рога зубра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

святой Макарий Нотара Скачать epub pdf «Отче наш, Иже еси на небесех» Воистину, братия мои, сколь велико милосердие Господа нашего и сколь неописуемо человеколюбие, кое явил и продолжает являть Он нам, неблагодарным и бесчувственным по отношению к Нему, нашему Благодетелю. Ибо не только воздвиг Он нас, скатившихся в грех , но и по своей бесконечной Благости даровал нам и образец молитвы, возносящий ум наш в горние богословские сферы и не дающей нам впасть снова по легкомыслию и скудоумию нашему в те же грехи. И потому, как и подобает, с самого начала молитвы, Он возносит ум наш в вышние сферы богословия. Он знакомит нас со Своим Отцом по праву естества и с Творцом всей видимой и невидимой твари и напоминает нам о том, что все мы, христиане, удостоились быть усыновленными Господом, и потому мы можем называть Его по Благодати «Отцом». Ибо, когда Господь наш Иисус Христос воплотился, Он даровал право всем, верующим в Него, стать чадами и сынами Божиими через таинство Святого Крещения, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И в другом месте: «А как вы –  сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!». Значит, все верующие и православные христиане суть чада Божии по вере своей, по Благодати Божией. Иначе говоря, поскольку вы все – чада Божии, Господь и по Благодати Отец ваш послал Духа Святого Своего Сына в ваши сердца, таинственным образом взывающего из глубин их: «Отче, Отче наш». И посему Господь указал нам, как молиться нашему Отцу по Благодати, дабы пребывать вовек и до самого конца своего в Благодати Его сыноположения. Чтобы оставаться нам чадами Божиими не только в момент нашего возрождения в Таинстве Святого Крещения, но и в дальнейшем, на протяжении всей жизни и дел наших. Ибо тот, кто не живет духовной жизнью и не совершает духовных деяний, достойных вышеуказанного возрождения, но творит дела сатанинские, не достоин звать Бога Отцом. Пусть зовет он своим отцом диавола, по словам Господним, Который сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вы рождены на зло отцом вашим, сиречь диаволом, и хотите исполнять злые и порочные похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010