Таким образом, сообразно с надписью книги, пророческая деятельность Осии продолжалась от 60 до 65 лет (27–30 л. царствования Озии, 31 год царствования Иофама и Ахаза и 1–3 г. царствования Езекии). С этим согласуется и содержание книги. В ( Ос.1:4 ) падение дома Иуя, воспоследовавшее в 11-й или 12-й год по смерти Иеровоама, в 39-й год царствования Озии, предсказывается как событие, предстоящее в близком будущем, а в ( Ос.10:14 ) упоминается, как уже о случившемся, о походе Салманассара против Галилеи, поход же этот случился (по свид. 4Цар.17:3 ), в первые годы царствования последнего израильского царя Осии, и в то же время тут же в 10-й гл. угрожается новым нашествием Ассириан, – нашествием, под которым можно разуметь только поход Салманассара против отложившегося от него царя Осии, окончившийся взятием Самарии и падением Израильского царства в 6-й год царствования Езекии. На это же время указывают упреки, заключающиеся в ( Ос.7:11 ): «зовут Египтян и идут в Ассирию», и в ( Ос.12:1 ): «вступают в союз с Ассуром и посылают в Египет масло оливковое», чем ясно указывается на то время, когда царь израильский Осия, вопреки союзу, заключенному с Ассуром, т.е. вопреки своей присяге в верности, данной Салманассару, подарками покупал себе помощь царя египетского затем, чтобы свергнуть с себя иго ассирийское. О более ранних союзах Израиля с Египтом история не знает. (Из номер. Ряз. Епар. Вед. 1873 г.) 1 Подробнее об этом см. статью в прибавлениях св. отцов за 1872 г. кн. 1: «Об историческом значении книг малых Пророков». 2 Сикль на наши деньги стоит около 50 к. (см перев. истор. кн. В. З. Гуляева с. 304), а по определениям других – 86 к. сер. (см. ист. Богословского стр. 46), или даже 1 р. 50 к. (см. толк. еванг. Арх. Михаила, т. I, с. 488). Различают еще сикль священный и гражданский, – последний стоил вдвое меньше первого (см. пос. к чт. слова Божия – Смарагдова, с. 271). 6 Кир. Алекс. Понимает эти слова о жезлогадании, которое он называет изобретением халдеев и описывает его таким образом, что два жезла, поставленных прямо, при произношении заклинательных, известного рода формул, заставляли падать и, смотря по тому, как они падали: вперед или назад, направо или налево, гадали, таким образом, о будущем. По сказанию Геродота IV, 67 подобный род гаданий был в большом употреблении у скифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

1.4. Послушай теперь, в скольких грехах Павел обвиняет тех, кого называет «святыми» и «освященными». Ибо далее он говорит: «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ); и еще: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» ( 1Кор.4:8 ); и еще: «Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились» ( 1Кор.4:18 ); и далее: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников» ( 1Кор.5:1 ). И далее он говорит: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» ( 1Кор.5:2 )! И, разумеется, здесь он не делает исключений, осуждая одних за блудодеяние, других – за гордыню и высокомерие. Далее он обличает их и в тяжбах, говоря: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою» ( 1Кор.6:7 ). 1.5. Павел обвиняет тех, кого назвал «святыми», и в том, что они едят идоложертвенное (ср. 1Кор.8:7 ), и, словно объявляя им приговор, говорит: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор.8:12 ). Он порицает их за то, что они не только едят идоложертвенное, но и, как он полагает, пьют «чашу бесовскую», и говорит: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор.10:21 ). И еще им говорит: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения» ( 1Кор.11:18 ); и еще: «Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор.11:21 ). И об их прегрешениях говорит: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ). 1.6. После этого Павел обвиняет коринфян уже не в нравственных проступках, но в преступлениях против веры. Ибо он говорит: «Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» ( 1Кор.15:12 ); и еще: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:17 ). Однако пришлось бы слишком долго и не ко времени перечислять все свидетельства, доказывающие, что названных святыми не следует считать безгрешными; так полагают лишь те, кто небрежно и невнимательно читал Божественные Писания, в которых показаны множественные различия между святыми, о чем мы уже говорили весьма подробно в других беседах; теперь же скажем столько, сколько требует этот отрывок.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Откуда зашли к коринфянам такие противные истине мнения о воскресении? – Когда святой Павел говорил о сем предмете в Афинах, то некоторые, выслушав его, насмехались над ним ( Деян. 17, 32 ). Так невероятным оно казалось тогдашней учености. Подобные ученые могли быть и в Коринфе, и даже в числе уверовавших. Они и были – говорившие, что воскресения мертвых нет. Это было не общее заблуждение, а некоторых. Но и их нельзя было оставить без вразумления, ибо от них зло могло перейти на других, а пожалуй и всех заразить. – Видно, что из числа их одни совсем не верили воскресению или сомневались в нем ( 1Кор.15:12 ), а другие только недоумевали, как восстанут мертвые, и каким телом приидут ( 1Кор.15:35 ). Исправляя тех и других, Апостол: 1) сначала доказывает истину воскресения мертвых ( 1Кор.15:1–34 ); 2) потом объясняет, как оно будет ( 1Кор.15:35–53 ), и 3) наконец поет песнь победную над смертию, с кратким увещанием ( 1Кор.15:54–58 ). 1) Доказательства истины Воскресения мертвых (1Кор.15, 1–34) Приступая к убеждению в сей истине Апостол: а) кладет прочное основание всему последующему рассуждению – в несомненности воскресения Христова ( 1Кор.15:1–11 ). Потом б) на этом основании строит доказательства и общего всех Воскресения ( 1Кор.15:12–32 ). А в заключение прилагает в) краткое увещание ( 1Кор.15:33–34 ). а) Истина Воскресения Христова несомненна (1Кор.15, 1–11) В истине воскресения Христова в числе уверовавших коринфян никто не сомневался. Святой Павел и не усиливается доказывать ее, а только напоминает о ней, воспроизводя, как он их самих оглашал верою. Оглашение первое всегда и начиналось так: умер Христос и воскрес, и вознесся на небо, откуда и придет судить живых и мертвых. Так было и в Коринфе, и так они уверовали. Об этом напоминает им Апостол, чтобы, как замечает святой Златоуст, когда после станет он выводить отсюда истину воскресения мертвых, им нельзя уже было не верить, ибо это значило бы не верить самим себе и себя самих предавать осуждению. 1Кор.15:1–2 . Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите, разве аще не всуе веровасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ефрема Сирина , «Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от рук служителей его, которые воздвигли гонение на мучеников. Ибо они составляли то семя, которое Бог посеял впоследствии через Христа» 233 . Какое же состояние Израиля здесь разумеет пророк? или, что он желал сказать в частности об очистительном действии суда (=«Изреель» malo sensu) в этом общем программном отделе своего пророчества? Ответ на это дан в отделе Ос.2:2–23 , в котором мы имеем комментарий к первой части ( Ос.1:2–2:1 ). Первая часть этого отдела есть разъяснение частностей того наказания, которое было предсказано в Ос.1:2–6, 8–9 . Иегова накажет блудную мать Израиля 234 отторжением от союза с Собою (3–6). Божие наказание пробудит у наказанной жены желание снова соединиться с законным мужем (6–7). Для этого Господь увлечет преступную мать Израиля в пустыню, и будет говорить к ее сердцу (14 ст.). Т. о. то, что в предыдущем отделе представляет лишь в общих чертах вводную программу проповеди пророка и является несвязанным ( Ос.2:6, 8–9 и ст. 10 след.), здесь восполняется посредствующим моментом: счастье будущего, предрекаемое пророком, представляется актом снисхождения Божия к грешному, но под действием наказующей любви Божией, раскаявшемуся народу. Последний в погоне за идолами (Ваалами) забыл своего Бога (ст. 13). Но Господь вразумит его и напомнит ему о Себе, как о любящем Боге. После того, как вразумленный наказанием Израиль придет в себя и поймет пустоту своего увлечения «любовниками» (ст. 6 и 7), Иегова обратит снова к нему Свою любовь и восстановит истинные заветные отношения с помилованным народом. Тогда из религиозной жизни Израиля удалены будут главные препятствия, мешавшие до сих пор заветным отношениям осуществляться так, как нужно: Израиль поймет, что отношения к нему Иеговы были и есть отношения любящего мужа к супруге, а не отношения грозного властелина к подчиненным 235 . Народ израильский не будет называть Господа baali, а будет называть Его ischi; и из уст его удалены будут имена ваалов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Почему? Потому, говорит Златоуст, что те переходят. Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды (т. е. в будущем веке). Но любовь, – прибавляет к сему Блаж. Феодорит, – тем паче возымеет силу, когда упокоятся срасти, тела сделаются нетленными, а души не будут избирать ныне то, а завтра другое. В главе четырнадцатой (о двух в частности духовных дарах: о даре пророчества и даре языков). Апостол раскрывает сначала превосходство первого дара над вторым ( 1Кор. 14:1–25 ); потом наставляет, как надлежит пользоваться тем и другим даром в церкви ( 1Кор. 14:26–38 ); наконец, делает заключительный вывод о сих двух дарах ( 1Кор. 14:39–40 ). а) Превосходство дара пророчества пред даром языков ( 1Кор. 14:1–25 ). 1) 1Кор. 14:1–5 . «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу (всеведующему, 1Кор. 14:2 ). А кто пророчествует (т. е. понятно изрекает волю Божию не только о будущем, но и прошедшем и настоящем), тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» ( 1Кор. 14:3 ). Итак, «пророчествующий (тоже, что учительствующий) превосходнее того, кто говорит языками (иностранными), разве он при том будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» ( 1Кор. 14:5 ). 2) 1Кор. 14:6–11 . Бесполезность для присутствующих в церкви говорения на незнакомых языках (хотя и по вдохновению от Духа) можно сравнить с нестройными и спутанными звуками разных инструментов – вместо приятной музыки, или с неопределенным звуком военной трубы – вместо понятных сигналов для воинов ( 1Кор. 14:7–8 ). Или еще: это будет говорение на ветер ( 1Кор. 14:9 ), или говорение на чужестранца для другого такого же чужестранца ( 1Кор. 14:11 ). 3) 1Кор. 14:12–19 . Пророчественный дар служит доброй и живой связью говорящего с церковью, а дар языков, когда им злоупотребляют, лишь разобщает его обладателя с верующими: «ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14:14 ). Духом называет Апостол дарование, а умом объяснение сказанного (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но и здесь мы видим неодобрение Апостолом такого поведения в Церкви (См.: 1Кор. 14: 5 и далее). Другая ссылка на 1Кор. 14, 2 – «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом», так же не служит подтверждением необходимости глоссолалии, т.к. при такой глоссолалии церковь не получает назидания и нарушается принцип любви, так как любовь не ищет своего, а пользы ближнего (См.: 1Кор.10:23–24 ; 1Кор. 12, 7 ; 1Кор.14:12, 26 и др. а так же – 1Кор. 13 гл.). Более того, если тайны, говоримые духом, непонятны никому, то как мы узнаем, благословения или проклятия произносятся при этом (Ср.: 1Кор. 12: 3 ), ведь о необходимости различения духов предупреждает коринфян святой Павел ( 1Кор.12:10 ), а во Втором своем Послании к Коринфянам укоряет за податливость их к иному благовестию и иному духу ( 2Кор.11:4 ). Таким образом, дух может быть и не от Бога (См.: Деян.16:16–18 ; 1Иоан.4:1, 3 ; Откр.13:15 ), духов необходимо различать ( 1Кор.12:10 ), что без знания образа здравого учения невозможно ( 2Тим.1:13 ), т.е. необходимо и участие ума при этом, иные духи могут пребывать и среди тех, кто называет себя христианами, но по сути таковыми не являются ( Рим. 8,9 ; Еф.2:2 ), эти же духи могут смущать и верных последователей Христа (2Фесс.2:2). Именно об этом и пытается очень корректно, но вполне определенно сказать Апостол Павел, что мы и будем рассматривать далее 25 . Утверждение о том, что глоссолалия это «сверхъестественное средство общения с Богом» помимо разума, так же оказывается притянутым «за уши», т.к. цитата: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор.14:14 ) на самом деле осуждает такой способ общения с Богом. Это видно из следующего стиха: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом (по древнегреч.: de kai tw noi – но также умом, т.е. вместе с тем, одновременно и умом); буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ), т.е. в данном случае говориться не о попеременном чередовании молитвы экстатической и молитвы, контролируемой разумом, а об одновременном процессе. Впадение в состояние, когда разум не контролирует речь человека и его поступки, Апостолом запрещено однозначно: «не будьте дети умом» ( 1Кор. 14:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

И посем… взыщут Господа… и Давида царя своего , то есть Зоровавеля, потомка Давидова. Но Зоровавеля взыскали многие из Иудеев. Христа же — немногие, о чем предсказали Исаия и Даниил. На Христа указывает здесь и Осия, он, как и другие пророки, именует Христа Давидом, заимствуя от образа имя прообразуемому.   Глава 4 Суд Господеви к живущым на земли (Ос. 4:1), то есть суд с Израилем, суд строгий, но справедливый, соразмерный с преступлениями виновных, ибо пророк говорит: кровь с кровьми мешают (Ос. 4:2). Избили они пророков и не насытились этим; даже когда Сам Владыка пророков пришел во Своя, и Его предали смерти, Его Кровь смешали с кровью проповедников, предвозвещавших о пришествии Праведного, и не ужаснулись. Сего ради восплачется земля , потому что оставлена своими жителями. И людие твои, аки пререкаемый жрец , боятся друг друга. И ты падешь днем , потому что грешишь против закона. И пророк падет с тобою ночью, от темных видений сердца своего. Заставлю молчать матерь твою (Ос. 4:3–5) синагогу за то, что принудила она молчать священников, которые поставлены обличать кланяющихся тельцам, но отвергли истинное служение Богу. Яко ты ведение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати (Ос. 4:6). Пророк разумеет сынов Ефремовых, которые изобрели и ввели у братии своих служение тельцам, и говорит, что Господь отвергнет их, еже не жречествовати . И это постигло Ефремлян и союзные с ними колена в скором времени, когда Господь переселил их из земли их, отнял у них чин священства, соделал для них невозможным всякое священнослужение. Из слов пророка можно также заключить, что говорит он и об Иудеях. Священство соделалось как бы их собственностью с того времени, как был построен храм Иерусалимский, и сыны Левиины, изгнанные Иеровоамом из владений его, собрались к ним и у них нашли себе убежище; там, по чину, отправляли свое служение, и за оное требовали у народа должных приношений. Поэтому вероятно, что слова: отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати  — относятся к Сомнану, первосвященнику дома Иудина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Для традиции же Сирии реальность этой связи доказывалась упоминанием исторических сведений о происхождении Гомер и имен ее детей. Юлиан Экламский сделал подробный обзор предшествующих комментариев представителей обоих направлений и, разбирая их аргументацию, заключил, что более соответствует контексту рассмотрение происходящего «в качестве духовного действия» ( Iulian. Aecl. In Os. 1. 2-5). Символическая ценность поступка О. показана в стихире на «Господи, воззвах» прп. Андрея Критского, исполняемой в совр. рус. богослужебной традиции на вечерне в день памяти пророка: «Ты, Человеколюбче, обручившись с нашим естеством природой, которое своим намерением прежде блудило от Тебя, избавил его от осквернения, связав его с Собою в неразрывном единстве, превосходящем ум, и символом сего став пророк Твой, целомудренно взял в жены тех, кто были прежде блудницами» (Минея (МП). Окт. С. 434 - перевод с греч. языка). 2. Христологические прообразы. Возвращение блудной жены от своих любовников к «первому мужу» (Ос 2. 7) становится в трудах ряда авторов символом избавления души от грехов и власти демонов и ее возвращения к Господу Иисусу Христу, Который сотворил ее и «связал с Собой любовью Духа Святого» ( Greg. Magn. Moral. 34. 2; Orig. In Exod. hom. 8. 4). День, когда заблудшая жена назовет Господа «муж мой» (Ос 2. 16), указывает на время пришествия Спасителя и Его вочеловечение ( Суг. Alex. In Os. 2. 16-17). Слова о завете Господа «с полевыми зверями» (Ос 2. 18) предуказывают на «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк 10. 19), к-рую обретают спасенные во Христе ( Суг. Alex. In Os. 2. 18). Блж. Иероним, истолковывая слова «И обручу тебя Мне навек» (Ос 2. 19, 20), заметил, что их троекратный повтор указывает на 3 этапа, когда Господь вступал в завет с Израилем: посредством Авраама, Моисея и, наконец, через пришествие Сына Божия Израиль «обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия» ( Hieron. In Os. 2. 19-20). По мнению свт. Кирилла, эти слова говорят о новом этапе в Свящ.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Сн. Ам.4:4, 5 ) 8 . Хотя символическое служение Богу под образом тельца и было установлено по образцу богослужения в храме иерусалимском; но оно было достойно наказания, потому что было произвольно и следовательно незаконно, и вело к язычеству 9 . Как скоро духовное поклонение Богу ниспадало до чувственных изображений, статуй или идолов: то различие между истинною, духовною религиею и религиями языческими исчезало, она уже близко граничила с ними; и мы видим, что израильтяне, покланявшиеся Богу истинному под символом тельца, привыкли называть Его Ваалом ( Ос.2:16 ); совершая праздники в честь Иеговы ( Ос.2:11 ), в тоже время праздновали и дни Ваалимов ( Ос.2:13 ). Вообще, при каждом удобном случае язычество легко проникало в царство израильское. Так и не смотря на то, что Ииуй разрушил храм Ваала, сокрушил идолов и умертвил идолопоклонников, при сыне его Иоахазе язычество является снова в царстве израильском ( 4Цар.13:6 ). При Иеровоаме II поклонение Ваалу опять усилилось ( Ос.2:13, 16, 17 ). На языческое богослужение указывает и Пророк Амос ( Ам.7:9 ). При таком состоянии царства израильского Бог воздвиг Пророка Амоса для проповеди заблуждающему народу, чтобы снасти от грядущего гнева хотя остаток израильтян, если нельзя уже обратить всех к истинному богопочтению и доброй жизни. Сведения о Пророке Амосе Некоторые сведения о жизни Пророка Амоса находятся в книги его пророчеств. Думают 10 , что Пророк Амос был отцом Пророка Исаии. Это мнение основывается на сходстве произношения того и другого имени, и может быть, на современности того и другого Пророка; но оно опровергается правописанием, как заметил еще Блаженный Иероним 11 . Св. Кирилл Александрийский также отличает Амоса от отца Исаии 12 . Пророк Амос происходил из города Фекоа, принадлежавшего к царству иудейскому, и следовательно, был иудей по происхождению. Некоторые впрочем, вероятно, основываясь на том, что он действовал в царстве израильском, считают его израильтянином. Но город Фекоа никогда не принадлежал к царству израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010