Ос.13:6 ). Так избранный народ, прежде служитель Иеговы, теперь проникся духом язычества: «не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша» ( Ос.5:4 ). И потому «от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры» ( Ос.8:4 ); «тии ваалиму требы жряху и изваяным кадяху» ( Ос.11:2 ); «и жертвенников у них столько, сколько каменных куч на бороздах полей» ( Ос.12:11, 10:1–2, 13:2 и др.). Истинное богопочитание пало, или по крайней мере утратило истинный смысл свой; от религии Иеговы сохранилась только внешняя сторона без всякого духа и жизни; остались жертвы и праздники с их обрядами, которыми думали умилостивить Иегову; но одни внешние формы истинного богослужения возбуждали негодование Божие: «Я ненавижу, презираю праздники ваши, и не чувствую благоухания в торжествах ваших. Ибо хотя приносите Мне всесожжения и приношения ваши, они Мне неугодны, и на благодарственныя жертвы откормленнаго скота вашего не взираю. Удали от Меня шум песней твоих; и звуки арф ваших не хочу слышать: да струится правосудие, как вода, и истина, как поток не изсякающий» ( Ам.5:21–24 ). Еще сильнее изображается это в книге Пророка Осии: «с овцами и тельцы пойдут (Израильтяне) взыскати Господа, и не обрящут Его, уклонися бо от них» ( Ос.5:6 ). «Милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» ( Ос.6:6 ). Это свидетельствует, что народ имел самые грубые и чувственные представления о Боге. Иегову, истинного Бога, приравнял к идолам, не признавал никакого существенного различия между Ним и ваалами, и потому звал Его: «ваал мой» ( Ос.2:16 ), что особенно было оскорбительно для величия и святости Божией. Мало того: приносившие жертвы не могли похвалиться законным исполнением даже внешней стороны религии Иеговы: «Тем же аще и пожрут жертву, и снедят мяса, Господь не примет их» ( Ос.8:13 ). Ефрем приносит жертвы, которые неугодны Господу, – этот упрек встречается очень часто у пророка; но здесь пророк упрекает их за тот презрительный и дерзкий способ принесения жертв, который вошел в употребление: они закалают животных и едят потом их мясо сами; они сами съедают то, что назначено было в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

После учения о божественном источнике пророческой проповеди главенствующую тему в богословии Амоса и Осии составляет вопрос об отношении Иеговы к народу израильскому. Как и вопрос о пророческом самосознании, так и этот вопрос выступает в пророческом понимании древнеизраильской религии не как проблема, подлежащая уяснению или требующая каких-либо нарочитых со стороны пророков обоснований для укрепления ее содержания в религиозном сознании современником, но как точно определенная в своих подробностях религиозно-историческая истина, как факт исторического опыта народа Израильского. Иегова есть Бог Израиля, Израиль есть народ Иеговы – этим коренным догматом религии Израиля обнимаются и определяются, по воззрению пророков, все стороны религиозно-нравственной жизни народа Божия в общей их связи и в частностях. Израиль есть избранный из всех народов земли и возлюбленный Иеговою народ. Эту мысль, как религиозную аксиому, оба пророка выдвигают с особенною силою, чтобы возможно резче подчеркнуть крайнюю степень неблагодарности Израиля к своему Богу и глубину его нравственного падения. Только Израиля Иегова признал из всех племен земли ( Ам.3:2 ). Когда Израиль был юн, Иегова возлюбил его, как Своего сына и вывел его из земли египетской ( Ос.11:1; 12:13 срв. Ос.3:1 ). От самой земли Египетской Иегова стал Богом Израиля ( Ос.12:9; 13:4 ; срв. Ам. 9:15 ; Ос.4:12; 5:4; 7:10; 8:2, 18; 9:1; 12:6; 14:1, 2 ), а Израиль Его народом ( Ам.7:8 ,.15; 8:2; 9:10, 14, 15; Ос.1:7, 9, 10; 2:1, 2, 23; 3: 5; 4:6, 8, 12; 6:11 ; 11:7), которого Иегова ущедрял в течение всей его истории многоразличными дарами Своей милости. Такое преимущественное внимание Иеговы к Израилю есть, по мысли пророков, выражение особых, заветных отношений между Ним и народом израильским. Израиль и Иегова связаны взаимно узами завета, как муж и жена связаны союзом брачным (образ брака у Осии Ос.1–3 , также Ос.6:7; 7:13, 14; 8:1 ); или (по другому сравнению) – также духовно близки друг к другу, как близки дети к Отцу ( Ос.1:10 : вы Сыны Бога живаго; Ос.11:1 : из Египта вызвал Сына Моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

9: «Что будет с народом, то и со священником» - откроется «после Креста, когда дар священства отнят будет у народа иудейского, и отдан народу, который не имел священства» ( Ephraem Syr. In Os. 4. 9). Свт. Кирилл Александрийский заметил, что описываемые в пророческих книгах «древние преступления сродни с преступлениями иудеев против Христа» (ср.: Ин 9. 22; Мф 23. 13 - Суг. Alex. In Os. 7. 1). Поэтому слова Ос 7. 2 по LXX о разбойниках, поющих вместе в своем сердце, он соотносит с радостью иудейских начальников, когда уверовавшие во Христа подвергались жестоким нападениям ( Суг. Alex. In Os. 7. 1-2), а слова о том, что «они посредством злых дел возвеселили царей» (Ос 7. 2 по LXX), по его мнению, указывают на то, что ложь и клевета на Господа со стороны Его распинателей «доставили радость Ироду, и Понтию Пилату, и начальникам синагоги» ( Суг. Alex. In Os. 7. 3). Слова «разделилось сердце их» (Ос 10. 2) соотносятся свт. Кириллом со словами Христа: «Никто не может служить двум господам» (Мф 6. 24 - Суг. Alex. In Os. 10. 1-2); пророчества о том, что потомки Ефрема станут «скитальцами между народами» (Ос 9. 17), говорят о том, что за надругание над Христом потомки Израиля «везде живут на свете бездомными скитальцами и не имея города» ( Суг. Alex. In Os. 9. 16-17). Большая часть пророчеств относительно Иуды и Южного царства, напр.: «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их» (Ос 1. 7),- служат для христ. экзегетов обетованием о победном будущем Церкви Христовой ( Hieron. In Os. 1. 6-7), а само колено Иуды становится прообразом «чада Церкви» (Ibid. 11. 12), указывая на христианина, к-рый также призывается Господом к покаянию и соблюдению заповедей (Ос 12. 2-6 - Hieron. In Os. 12. 2-6). Слова обетования о даровании блуднице надежды после сердечного разговора с ней в пустыне (Ос 2. 14-15) становятся откровением о даровании Иудее надежды на спасение через покаяние с пришествием Иисуса Христа ( Hieron. In Os. 2. 14-15). При этом большинство авторов комментариев отвергают истолкование «дом Онов/Сущего» (τ οκ Ων - Ос 4.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

«Сего ради, се, Аз соблажню ю» обещаниями пророков. Обещано будет ими много хорошего; на самом же деле ничто не совершится. «От веду ю в пустыню " , удалю ее от сообщества с народами языческими. «И возглаголю в сердце ея» ( Ос.2:14 ), утешу ее, потому что огорчена поражением своим. " И дам ей виноградники ея оттуду»; обещает дать, что было уже обещано пророками, и не дано из-за вероломства их. «И поляну Ахорову, отверсти смысл ея» ( Ос.2:15 ). Ибо отцы их на долине Ахор положили начало обладанию своим древним наследием – землей обетованной. «И будет в той день, наречет мя муж мои» ( Ос.2:16 ). Это и последующее исполнилось в то время, о котором писал блаженный Павел, как указано ранее. «И обручу тя Себе во век... Обручу тя... в милости» ( Ос.2:19 ), потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде. «Послушаю небесе, а оное послушает земли, и земля послушает пшеницы и вина и масла, и сии послушают Иезраеля» ( Ос.2:21–22 ). Повелю небу, – и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Это дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в этом последнем стихе, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой. Глава 3 «И возлюби жену... любодейцу, ибо они... любят варения с коринками». В образе жены любодейцы, которая открыто любит зло, пророк представляет синагогу, как видно из слов: «якоже любит Бог сыны Израилевы». Синагога отвергла сладость Божественного учения, превосходящую сладость сотов, и вместо него избрала «варения с коринками» ( Ос.3:1 ), которые служат образом ложного учения демонов, только имеющего вид сладости. И еще, как могут наскучить «варения с коринками», так должно отвращаться худых помышлений и с ними соединенных страстных движений. «И наях себе оную пятиюнадесять сребрениками» ( Ос.3:2 ). Число это, разделенное на три части, представляет священников, пророков и царей, ибо их попечением охранял Бог синагогу от чужеземцев. В пятнадцатый также день месяца синагога Еврейская вышла из Египта в вожделенную землю обетования. Церковь же приобретена не такой ценой, она куплена Тем, Кто предал Себя за нее, продан был за тридцать сребренников, и искупил ее Собой. «И гомором и полгомором ячменя " ( Ос.3:2 ). Под образом хлеба ячменного пророк представляет учение закона, данное Иудеям, как подъяремным, на все то время, пока не придет Христос, от Которого приимут всыновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Обыде Мя лжею Ефрем , которого окружала Моя истина, потому что дал Я ему все, что обещал Израилю, но Ефрем не так поступил со Мной. И… дом Израилев и Иуда (Ос. 11:12) были коварны, имели Меня в устах, а не в сердце, пока не принуждены стали идти в Вавилон люди святые и верные, какие нашлись между ними, такие как Даниил, Иезекииль и прочие с ними.   Глава 12 Ефрем пас ветр, гоняше вихрь, потому что ходил вслед идолов и служил суете. И завет со Ассирианы завеща , обязался платить им дань. И елей во Египет посылаше , чтобы ему быть в союзе с Египтянами (Ос. 12:1). Во утробе запя брата своего (Ос. 12:3). Иаков, по совету матери своей, запя брата и восхитил у него благословение первородства. И крепость Ангела превозможе (Ос. 12:4), потому что Я подкреплял его. Господь напоминает сынам, как благоденствовали отцы их, внушая через это, что причиной их бедствия есть неправое их хождение в путях своих. На них исполнилось сказанное: Ханаан, в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби (Ос. 12:7). Ханааном называет народ, возлюбивший насильствовати , потому что неправо взвешивал смысл Святых Писаний, отвергал домостроительство Христово и дела Христовы. И Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12:10). Так сказано потому, что Бог глаголал к ним не через одного пророка, вразумлял их не одним и тем же уподоблением. В Галааде и в Галгалах приносите волов в жертву суете, то есть идолам и всякого рода истуканам. Требища ваша якоже стебли соломы на целизне польстей (Ос. 12:11). Как на поле, оставленном после жатвы без возделывания, остается и засыхает солома, так в нашествие Ассириян оставлены будут жертвенники их всем множеством жрецов их. И отыде Иаков работать… о жене (Ос. 12:12), потому что не имел у себя, что мог бы, по обычаю, дать за жену в дар. Но Господь вознаградил его за бесславие нищеты, когда, при возвращении его из Харрана в землю свою, извел, как сказано, в четырех полках. И сынов Иаковлевых извел Бог из Египта с таким же богатством, с каким самого Иакова изводил из Харрана. Но они забыли об этом, терзали души свои заботами о благах своих, уклонились к божествам чуждым и отвергли страх Божий. Таинственный же смысл этих слов тот, что постигшие силу Божественных Писаний должны быть внимательны к себе и не утруждать сердец своих мертвыми делами сынов земли, возлюбивших земное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

истории, к-рый открылся с пришествием Христа, спасающего нас по Своей милости (см.: Тит 3. 5 - Суг. Alex. In Os. 2. 18-19). Пророчество об обручении указывает на сочетание Небесного Жениха со Своей Церковью, составленной из иудеев и язычников ( Theodoret. In Os. 2. 19; 2. 23). Слова о том, что Господь «услышит» небо и землю, и о даровании хлеба и елея (Ос 2. 21-22) сообщают не просто о мирных периодах возвращения древних евреев из плена, но о тех временах, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь ( Ephraem Syr. In Os. 2. 21-22) и когда Израиль прославится верою во Христа, обретая в изобилии все предназначенные ему блага ( Суг. Alex. In Os. 2. 21-22). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 3. 4: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя» - указывают на отвержение синагогой Спасителя Иисуса Христа ( Hieron. In Os. 3. 4-5), а пророчество «Сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида» (Ос 3. 5), по мнению Феодора Мопсуестийского, хотя и относилось в историческом смысле к фигуре Зоровавеля, но в его лице прообразовательно указывало на Христа ( Theod. Mops. In Os. 3. 5). В словах об усилении кровопролития в Израиле (Ос 4. 2) подразумевается пролитие крови пророков, праведников и, наконец, крови Господа Спасителя ( Ephraem Syr. In Os. 4. 2). Слова Ос 5. 2 по переводу LXX: «...но Я ведь воспитатель ваш» - служат для Климента Александрийского указанием на Божественный Логос, приводящий Своих детей ко спасению ( Clem. Alex. Paed. I 7 53). По мнению свт. Кирилла Александрийского, призыв к покаянию Ефрема и взыскание им лица Божия (Ос 5. 15) можно отнести к Богу Слову, Который есть образ, сияние и явление ипостаси Отца ( Cyr. Alex. In Os. 5. 15). По мнению мн. толкователей, слова об уврачевании Господом ран народа на 3-й день (Ос 6. 1-3) становятся пророчеством о воскресении Спасителя и воскрешении вместе с Ним спасенного человечества ( Theodoret. In Os. 6. 3; Суг. Hieros. Catech. 14. 4; Aug. De civ. Dei. 28). Для некоторых авторов это пророчество служит образцом для более развернутого толкования: 1-й день означает страдания Спасителя, 2-й день - Его сошествие во ад, 3-й - знак его Воскресения ( Orig.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Отдельные аллюзии на пророчества из Книги прор. Осии обнаруживаются между Ос 14. 3 по LXX: «...и воздадим мы [Ему] плод уст наших» и Евр 13. 15: «...будем... непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст». Также отражение риторического вопрошания из Ос 14. 10: «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это?» - усматривают в словах из Иак 3. 13: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью». Слова из пророчеств О. «не Мой народ» (Ос 1. 9; 2. 23) находят отражение в обращении ап. Петра к язычникам, к-рые раньше были «не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2. 10). Слова о суде над сынами Израиля, когда, претерпевая наказание, «скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас»» (Ос 10. 8),- напоминают восклицания, к-рые в Книге Откровения вкладываются в уста царей и вельмож мира сего, к-рые, скрывшись «в пещеры и ущельях гор... говорят горам и камням: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца»» (Откр 6. 15-16). Кроме того, отдельные параллели в использовании схожей лексики обнаруживаются между Лк 23. 29 и Ос 9. 14, также Лк 23. 31 и Ос 9. 16. Книга пророка Осии в церковном предании и экзегезе древней Церкви Образ пророка Осии в церковном предании Никто из древних церковных экзегетов не рассматривал критически сведения относительно личности и времени служения О., к-рый, согласно библейскому свидетельству, пророчествовал «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» (Ос 1. 1). Блж. Иероним, отмечая, что этот период должен занимать ок. 250 лет, дает именам всех упомянутых царей символическое истолкование, он единственный из древних комментаторов истолковывает имя Осия как «спаситель», замечая при этом, что имя отца О. переводится как «кладезя моего» ( Hieron. In Os. 1. 1). Только в Комментарии прп. Ефрема Сирина добавлено позднее апокрифическое предание, что О. происходил из Веелмофа в колене Иссахаровом ( Ephraem Syr. In Os. Praef.).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Совершенного же исполнения этих слов Писания следует искать в тех временах, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников. Ибо они-то и составляли то семя, которое Бог посеял впоследствии через Христа, как говорит божественный Павел: люди обновленные, ревнители добрым делом (Тит. 2:14). Таково значение слова Иезраель. Книга Судей повествует, что судия Гедеон из долины Иезраель повел войско свое, и там начались его победы в тот день, как низложил он Мадианитян и другие союзные с ними народы (Суд. 6:37). И, может быть, пророк упоминает здесь об Иезраеле, давая этим уразуметь Иудеям, что как велик был день (Ос. 1:11) для Гедеона, когда пошел он из долины Иезраель, так славен будет для них день избавления из Вавилона, как начало великих благ. Но не сами они устроят это, а спасет их Бог, то есть Бог соделает это по благости Своей, чем и подтверждается сказанное ранее: и не спасу их луком, ни мечем (Ос. 1:7).   Глава 2 Рцыте братиям своим: людие мои , а не как они названы: не людие мои. И сестрам своим: помилованныя, а не как они названы: непомилованныя (Ос. 2:1). Смотри, как изменяются имена: Судия, по правде Своей, дал имена позорные, но благость Отца, по щедротам Своим, изглаждает их. Судитеся с материю своею , то есть Ефремляне, судитесь с матерью своей Самарией, а Иудеи — с Иерусалимом. Яко та не жена Моя , потому что стала поклоняться тельцам и совершать возлияния перед идолами. Пусть отвергнет блужение… от лица своего та, которая распаляется похотью и срамит себя любодеянием. И любодейство ея от среды сосцу ея (Ос. 2:2), то есть идолов, тайно чтимых домом Иудиным. Ибо как открыто бывает лицо, так явно совершалось блужение Самарии; и как закрыты бывают сосцы, так втайне совершалось любодеяние Иерусалима. Да не совлеку ю нагу , отняв у нее мужей славных, священников и царей (Ос. 2:3). Яко чада блужения суть , потому что погрязли в худых делах матери своей (Ос. 2:4). Се, Аз загражду путь ея тернием , вразумлю её тяжкими и частыми наказаниями, и остановлю её в шествии её сильными врагами (Ос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

11) именем – El-Shaddai, (ср. Быт. 17:1 ), Богом Всемогущим, Богом Завета с Авраамом и Исааком. Но был ли Борец-Бог Ангелом Иеговы? Несомненное тожество Его с Последним, открывающееся уже из упомянутого внутреннего родства данного явления с прежними явлениями Ангела Иеговы Иакову ( Быт. 28; 31 ), со всею очевидностью следует из свидетельства о факте борьбы Иакова у пророка Осии ( Ос. 12:3–5 ). Обличая ложь и самонадеянность ефремлян, а в лице их – всех израильтян, пророк обращается к начальной истории этого народа и к истории патриарха Иакова-Израиля, и сначала говорит об общем характере жизни этого патриарха, которая вся в целом была борьбой; а затем переходит именно к моменту борьбы Иакова с Неизвестным, с которого (момента) он стал называться Израилем, и здесь, с одной стороны, находить корень названных пороков – в свойствах плотского праотца народа, Иакова, с другой стороны, – средство против них или образец для избегания их – в действиях патриарха Израиля, как такового. «Еще во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (по свидетельству Быт. 25:26 ) Иаков вышел из утробы матери, держась за пяту первородного Исава, откуда имя 175 , т. е. еще в бессознательном состоянии выражал наклонность – путем неправды завладеть первородством, – а возмужав, боролся с Богом», Ос. 12:3 . Определяя ближе, кто именно был борец в одном определенном случае, и какой характер носила борьба, пророк продолжает: «Он боролся с Ангелом ( – , et-maleach), и превозмог, плакал и умолял его (видимое пояснение просьбы Иакова о благословении), Ос. 12:4 », – выдвигая, таким образом, духовную сторону борьбы, которую вел уже не Иаков, а Израиль, – борьбу искренней и усердной молитвы (ср. αγων σασθα προς τν θε ν. Рим. 15:30 ; Кол. 4:12 ) и смирения, как образец подражания в Иакове для его потомков – израильтян. Сущий – имя Его, Ос. 12:6 . Таким образом, по пророку Осии, таинственный Борец кн. Бытия был Богом, Elohim ( Ос. 12:3 ), Ангелом, maleach, ( Ос. 12:4 ), и Господом Богом воинств (Iehovah Elohei hazzebaoth, Ос. 12:6 ), – другими словами: Ангелом Иеговы, Богом Завета и откровений, (Божественным главою ангелов 176 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Таким образом, одним простым фактом изведения из Египта, по мнению пророка, не покрывается все содержание понятия избрания. Это заставляет предполагать, как несомненное, что пророку известно было в прошлой истории Израиля нечто большое, чем одно промыслительное дело спасения Израиля из египетского рабства, нечто такое, что наложило на Израиля, избранный Иеговой народ, обязательства нравственного характера, т. е. заставляет предполагать, что пророк знал особенное возвещение Израилю воли Божией, исполнением которой он должен был оправдать свое чрезвычайное избрание. Мысль об этом возвещении не связывается у пророка непосредственно с изведением из Египта: о том, что избрание Израиля обусловлено было именно при выходе из Египта, пророк ничего не говорит и ничем не намекает на это, между тем особенную близость и продолжительное промыслительное участие Иеговы в судьбе избранного народа он относит к странствованию по пустыне, когда Иегова «водил Израиля по пустыне сорок лет, чтобы ему наследовать землю Аморрейскую» ( Ос.2:10 ). Точно также и Осия, несколько раз отмечающий выход евреев из Египта ( Ос.2:15; 11:1 , 12:9; 13:4), как время, с которого начинается в собственном смысле исторически-промыслительная деятельность Иеговы по отношению к древнему Израилю, как время, когда Израиль становится возлюбленным сыном Иеговы ( Ос.11:1 ), – считает делом великого благодеяния Иеговы для Израиля не только изведение его из Египта, но преимущественно руководительство его по пустыне через пророков ( Ос.12:13 ); причем время пустыни для пророка есть время, к которому именно и относится особенное признание Иеговой Израиля: «Я признал (глаг. ) тебя в пустыне, в земле жаждущей ( Ос.13:5 срв. Втор. 8:15 ); «как винограднике в пустыне Я нашел Израиля ( Ос.9:10 ). Именно это было время, когда Иегова приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих ( Ос.11:3 ), т. е. это было время особенного откровения воли Божией. Во образе брачных отношений между Иеговой и Израилем, и именно в той стороне этого образа, где идет речь о возвращении милости неверной жене, для пророка типическим отобразом милости представляется пребывание неверной жены, по воле Иеговы, в пустыне, а главнейшим моментом в отношениях Иеговы к Израилю является в этой картине не просто привлечение Иеговой к себе Израиля, но то, что Иегова тогда будет говорить к сердцу неверной жены, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010