распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

25:36). Ему же слава во веки. Аминь.     Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 26. 53. Слово 100. О том, чтобы не надеяться на человек а...    Не следует, братия, надеяться в каком бы то ни было деле на человека, ибо проклятое [такое дело], но [надеяться нужно] на всегда заботящегося о нас Господа, потому что Ему свойственно попечение о нас. Ибо и Божественным Писанием запрещается иметь надежду на человека. Но не только это, а и более того, под проклятие ставит [Писание] такого через Иеремию: проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и благословен человек иже надеется на Господа и будет Господь упование его (Иер. 17:5, 7). Пророк же Осия: В погибели твоей, Израилю, кто поможет тебе? Где царь твой сей; той да спасет тя? (Ос. 13:9-10). Так же и Давид: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения (Пс. 145:3);Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Пс. 117:8); Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам (Пс. 59:13); Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1-2). Исаия же о новом народе говорит: В той день уповая будет человек не на человека, но на Сотворшаго и (Ис. 17:7); и: не беша уповающе на Святаго Израилева (Ис. 31:1). И Апостол к коринфянам: и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:27-29).    И продолжает: И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:3-5). Посему отбросим от себя, возлюбленные, малодушие, от которого рождается надежда на человека, которая ставит виновного в этом под проклятие. Но да будем совершенно надеяться на Сказавшего: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и [Col. 1737] что пить… ни во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6:25-32); Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12:31), чтобы вместе с земным нам и небесное унаследовать. Будем подражать волхвам, которые не только не убоялись Ирода, но и насмеялись над ним, отойдя в свою страну другой дорогой (Мф. 2:1-12), и вере кровоточивой, которая, отвергнув врачей, ухватилась сзади за край одежды Господа и тотчас исцелилась (Мф. 9:20). И мы, имея надежду на Господа, прославим Его во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Поэтому Он явится вечным Иереем ( Пс.109:4 ). Вместо прежних жертв Он установит новую жертву хвалы и благодарения Богу о спасении ( Пс.68:31–32; 21:23–26 ). Тогда будет установлен новый вечный Завет ( Пс.88:27 ). Так как Бог, избавивши Мессию чрез смерть от всех бедствий, не оставит души Его во аде и не даст Ему видеть истления ( Пс.15:10 ), то Он не умрет, но будет жить ( Пс.117:17 ). Ему отворят врата цар­ства небесного ( Пс.117:19 ), в которые Он войдет как Царь славы ( Пс.23:10 ) и сядет одесную Бога ( Пс.109:1 ). Наконец, на­станет время, когда придет особенный день гнева Мессии ( Пс.109:5 ), когда возгорится ярость Его ( Пс.2:12 ), и Он поразит царей, судей и все народы. Совершивши предварительно над ними суд, Он затем наполнит землю трупами, и сокрушит «главу (змия», т. е. человекоубийцы диавола; Быт.3:15 ; Ин.8:44 ; Пс.109:5–6 ). Прежде всего и особенно стрелы Сильного падут в сердца врагов Его ( Пс.44:6 ). Но уповающие на Мессию будут блаженны ( Пс.2:12; 21:31; 15:4 ), наслаждаясь вечным непрестанным прославлением Мессии ( Пс.44:7–8 ), Который в за­ключение всего будет поставлен Владыкою всего и над всем ( Пс.88:28; 8:7 )» 330 . Наконец, Мессианская идея как бы еще более и нагляднее раскрывалась самой личностью и жизнью Псалмопевца Давида, так как некоторые обстоятельства его жизни были поразительно сходны с обстоятельствами жизни Мессии – Иисуса Христа; по­этому в самой жизни Давида свв. Отцы Церкви 331 видят прообразовательное предызображение Мессии 332 . Поэтому-то «многие последующие пророки, зная Мессианские обетования, данные Давиду, и – его личное Мессиански-прообразовательное значение, называли Мессию в своих пророчествах семенем Давида ( Иер.33:22 ; ср. Ис.11:1 ) и даже прямо Давидом ( Ос.3:5 ; Иер.30:9 ; Иез.34:23 ), а престол Мессии – пре­столом Давида ( Ис.9:7 ; Зах.12:8 ) и благодеяния Его – благодеяниями Давида ( Ис.55:3 ). Еще чаще Мессия Иисус Христос представляется сыном Давида; а Давид Его отцом, и прообразом в Новом Завете ( Мф.1:1 ; Деян.13:35, 38 ; Евр.2:13 )» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» 797 ( Откр.12:1–6 ). Образ Жены, противоположенный образу Зверя, по единогласному толкованию комментаторов, представляет собою духовное человечество в его противоположности человечеству плотскому. Ветхий Завет полон упоминаний о верующих, рассматриваемых в их целокупности, как о Жене. В Пятокнижии неверность Израиля Богу называется прелюбодейством, а Святая ревность Божия к Израилю изображается как ревность мужа к своей жене, с которой он заключил брачный союз ( Исх.34:15, 16 ; Лев.17:7, 20:5–6 ; Чис.14:33, 15:39 ; Втор.31:16, 32:16:21 ). Также и пророки очень часто говорят об обручениях, о супружестве, о прелюбодействе, разводе, вдовстве – одним словом, вращаются в сфере брачных понятий ( Ис.1:21, 50:1, 54:1 сл. Иер.2:2, 20, 23–25, 3:1 сл. Иез.16:23 ; Ос.1–3 ). Совокупность всего этого выражается словом Жена (γυν) ( Откр.12:1 ). Эта Жена рождает «младенца мужеского пола», точнее: «сына-мужа», υς ρσεν. Это – Христос, одновременно являющийся Сыном духовного человечества и Супругом его – сыном и мужем Церкви. Несмотря на все козни против Него, Он ускользает от пасти Зверя и восхищается «к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Иные, напр. Мефодий Патарский , Андрей Кесарийский , не соглашаются с таким толкованием, видя в Младенце Духовный Израиль. Но последнее мнение не исключается первым, а включается с необходимостью в него. Если Младенец есть Христос, то вместе с тем и Новорожденная Церковь искуплённого человечества, ибо это Человечество есть Тело Христово, неразрывно с Ним связанное. Таким образом, рождение Младенца соответствует тому, о чём говорили Исаия (9:6) и Михей (4:9, 10, 5:2). Младенец есть Христос – начаток Церкви Торжествующей, а Жена – Церковь Воинствующая. Она облечена в солнце, т. е. в этом мире является носительницей небесного света – откровения, благодати, чистоты (ср. Пс.83:12 ; Откр.1:16 ; Суд.5:31 ; Мф.13:43 и пр., из сличения которых явствует, что солнце означает Божественные силы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

5) Протестанты указывают на многие изречения св. Писания, которые свидетельствуют, что одному Богу должно воздавать честь и поклонение и на Него одного надеяться в деле спасения ( Втор.6:13 ; Мф.4:10 ; 1Тим. 1:17 ; Ис.42:8, 43:11, 44:8–9, 43:25, 63:9 ; Исх.20:3 ; Пс.80:10–11 ; Ос. 13:4 ; 1Тим. 2:5 ; 1Ин.2:1 ; Деян.4:11–12 ; Пс.117:8 ; Иер.17:5 ; Иез.14:17–18 ; 1Кор.3:4 ; Иер.11:12–13 ; Суд.10:13–14, 16 ; 2Пар.7:21–22 ; Деян.14:14–15 ) (523 а –525 а ). Кроме того, ссылаются на слова св. Иоанна Златоуста : «и без помощи (ходатаев), ты сам собою помоли Бога, получиши весма: Не тако бо от инех умолим о нас бывает владыка, якоже самыми нами молим помогает благодатию своею» (525 а ). В ответ на это возражение «Камень веры» а) делает общее замечание, что приводимые противниками свидетельства св. Писания направлены против Ветхозаветного идолопоклонства, с которым ничего общего не имеет православное почитание святых (527 а –531 б ) и в) дает правильное толкование указываемых протестантами изречений св. Писания, которое (толкование) устраняет всякую мысль о несогласии догмата призывания святых с Словом Божиим и святоотеческим преданием (527 а –531 б ). В конце ответа на возражение дается объяснение вышеприведенных слов св. Иоанна Златоуста . На основании некоторых мест из творений этого св. отца «Камень веры» выводит то заключение, что он никоим образом не отрицает молитвы к святым, а порицает тех, которые по лености и небрежению сами о себе не молятся, а просят и надеются на молитвы других ( 531 б –534 а ). 6) Протестанты говорят, что «призывание Святых, есть знамение малодушия, и к Богу недерзновения, и неупования на благостыню Божию». Между тем Бог любит нас и готов слышать нашу молитву и без призывания святых (534 а ). На это «Камень веры» отвечает а) что св. Ап. Павел имел великую надежду на помощь Божию, однако просил молиться о себе верующих (534 аб ) и в) что, хотя Бог готов внимать нашей молитве, но еще скорее услышит ходатайство святых. «Понеже убо к молитве потребно есть благоприятие, и молитвы и молящегося, мы же не всегда, и не вси имамы, в молитвах и во нравах наших благоприятство: сего ради полезнее есть приходити к Богу со Святыми, нежели самем» (535 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В книге «О терпении», изъясняя сказанное у Исаии, пишет: «Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги Своя с крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу ( Ис.42:13–14 )? Кто же это говорит, что прежде молчал, – но не всегда будет молчать? Конечно, Тот, Кто яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его был безгласен, тако не отверзает уст Своих... ( Ис.53:7–8 ). Он молчал, когда страдал; но не будет молчать во время отмщения. Это Бог наш» 406 . В послании к Юбаяну писал: «Если бы можно было у еретиков креститься, то можно было бы получить и отпущение грехов. Если кто получил отпущение грехов, то и освятился и стал храмом Божиим. Если освятился, если стал храмом Бога: то спрашиваю: – какого Бога? Творца? Не мог, потому что не уверовал в Него. – Христа? Тот не мог быть и Его храмом, кто не признал Христа Богом. – Духа Святого? Но поскольку сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ): то как Дух Святой может быть милостив к тому, кто враг или Сына, или Отца» 407 ? В отдельной книге Свидетельств о Божестве Иисуса Христа, у святого Киприана приводятся из ветхозаветного Писания: ( Быт.35:1 ; Ис.45:14–16, 40:3–5 ; Вар.3:35 ; Зах.10:11–12 ; Ос.11:9–10 ; Пс.44:7–8, 65:11, 67:3, 81:1, 2, 5–7 ; и из новозаветного Писания: Ин.1:1, 20:27–29 ; Рим.9:3–5 ; Откр.21:6–7 ; Ин.10:34 ; Мф.1:23 ) 408 . Переходим к рассмотрению свидетельств о Божестве Иисуса Христа в учении предстоятеля Александрийской Церкви, Святого Дионисия Учение Дионисия особенно важно для нас потому, что при рассмотрении его мы можем открыть свидетельство о неизменном в Православной Церкви исповедании Иисуса Христа Богом по естеству, Сыном Божиим, единосущным Отцу, и о строгой бдительности предстоятелей Церкви в охранении сего исповедания от всяких нововведений. И сам св. Дионисий вооружался словом и писанием против отступлений от сего исповедания, открывшихся в лжеучении Савелия, который отвергал Божескую личность Иисуса Христа, сливая понятия о Лицах Святой Троицы и во едином Боге, не исповедуя троичности Лиц (именно против сего отступления писал св. Дионисий послание к Евфранору и Аммонию в Пентаполь). Но, противопоставляя отступникам православное учение о различии Лица Сына Божия от Лица Отца, он употреблял выражения не довольно осторожные, и в изъяснении сего учения – сравнения не довольно приличные. Немедленно его выражения были замечены другими предстоятелями Церквей, так, что св. Дионисий должен был оправдываться и устранить сомнение о его согласии с преданным святыми апостолами и хранимым святою Церковью исповеданием Иисуса Христа Сыном Божиим, единосущным Отцу 409 . В защиту себя св. Дионисий писал изъяснение своих выражений, которые казались сомнительными, и представил в своё учение в выражениях более определённых и несомнительных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Предвозвещённое от веков, но недоведомое, таинство Воплощения Сына Божьего ныне открывается простой и смиренной Деве в немногих словах: «вот, зачнёшь во чреве и родишь Сына!». И так естества чин только побеждается, но не уничтожается: Сын Божий зачинается во чреве жены и рождается по подобию других людей, а не проходит через Деву, как через канал, и не другим каким-либо образом заимствует Себе плоть. Остаётся тайною и чудом только способ зачатия без мужа и рождения без нарушения ключей девства. в) Необыкновенный, сверхъестественный способ зачатия и рождения Сына Девою вполне приличествовал величию Раждаемого. Самое имя Его Иисус (по-Иудейски Ieschua, или полнее Iehoschua – Господь Спаситель: Той бо спасет люди Своя от грех их – как объясняет Ангел Иосифу ( Мф.1:21 ), показывало и Его Божественное достоинство и высокое назначение на Земле. Но ещё яснее определено Его величие словами: Он будет велик (славен, будет превосходить царей и других людей, потому что велик перед Богом – то есть на самом деле); велик, разумеется, по Человеческому естеству, так как Божественному величию Его несть конца ( Пс.144:3 ). И, как Спаситель людей, то есть как Мессия ( Мф.26:63 ; Мк.14:61 ; Лк.22:67,70 ), наречется=будет – ( Мф.21:13 ) Сыном Вышнего, опять по человечеству, подобно тому, как сынами Всевышнего назывались цари ( Ин.10:34 ; Пс.81:6, 88:27 ); по Божеству же Он превечно был и есть Единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи ( Ин.1:18 ). И даст Ему (возвратит) Господь Бог, согласно обетованию, престол Давида отца Его, потерянный преступлениями предков ( Иер. 36:30 ) и хищнически занятый иноплеменным царём ( 2Цар.7:12–16 ; Пс.88:30, 131:11 ). И будет царствовать над домом Иакова и над всеми народами, которые будут призваны Богом, чтобы сделаться сынами обетования, народом Божиим, возлюбленным ( Ос.2:23 ; Рим.9:8,25–26 ); и которые все соединены будут в одно Божие Царство – Церковь , но царство Его будет не земное – потому что оно не от мира сего ( Ин.18:36 ) – и не на долгое только время, но во веки, или точнее, бесконечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своей душою и неразлучным с ней Божеством, Богочеловек сказал: Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде прежде в долнейшыя страны земли, – по русскому переводу: в преисподние места земли (Еф. 4: 9), а по словам апостола Петра: находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3: 19). «Душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею, во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29). В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я (Ос. 13: 14). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой (Ион. 2: 3). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел (Ион. 2: 6–7). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня (Ион. 2: 7), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Паремии читали диаконы; в конце каждой из них - ектения и молитва; одна из рукописей предваряет паремии прокимнами, к-рые взяты последовательно из псалмов с 9-го (перед 1-й паремией) по 20-й (перед 12-й паремией). В отличие от арм. перевода Лекционария груз. перевод не сообщает к.-л. деталей о пении библейских песней в составе паремий. По завершении паремий и последней ектении с молитвой в церковь входили новокрещеные с пением «Елицы во Христа крестистеся» (Гал 3. 27) и начиналась Божественная литургия апостола Иакова . Тропарь в начале литургии: «Христос воскресе из мертвых...»; литургийные чтения: прокимен из Пс 64, Апостол - 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 101. 14 (или 147. 2), Евангелие - Мф 28. 1-20 (т. о., по сравнению с данными из арм. перевода Лекционария чтения не изменились, не считая стиха аллилуиария); тропарь после Евангелия (груз. келтабанисай - «на умовение рук»): «Ангел, Воскресение нам возвестивший...» (в Иадгари упом. еще и альтернативный тропарь); в качестве херувимской - пение «Аллилуия» (либо со стихом Пс 23. 7, либо без него; Р. Тафт интерпретирует упом. этого стиха как след раннехрист. традиции использовать Пс 23 с припевом «Аллилуия» в качестве входного антифона: Taft. Great Entrance. P. 99-100); во время или после причащения: «Воскресый из мертвых...» (либо иные тропари). Краткая литургия на Гробе Господнем сразу по завершении бдения в главном храме в груз. переводе Лекционария уже не упоминается; чтение из гл. 20 Евангелия от Иоанна, к-рое предназначалось для этой литургии, перенесено на «утреню» П. (для к-рой кроме Евангелия указаны только стихи псалмов до чтения и 2 гимна - после). Между бдением и утреней - чтение «по книге»: вероятно, после бдения прочитывалась к.-л. из святоотеческих пасхальных проповедей, затем пели псалмы, читали Ин 20. 1-18 и в конце службы пели гимны. В день П., к-рый в древнегруз. источниках преимущественно обозначается как день «полноты», т. е. «полнолуния», или «исполнения» (/ - аговсеба/агвсеба), либо как «праздник» (/ - затии/задии, то же слово доныне используется в арм. языке), с утра совершалась Божественная литургия (по чину ап. Иакова) в главном храме города. Тропарь в начале литургии: «Единородный Сыне» ; литургийные чтения: прокимен из Пс 117, паремии Ос 5. 13 - 6. 3 и Соф 3. 6-13, Апостол Деян 1. 1-8, аллилуиарий со стихом Пс 67. 2 (одна из рукописей указывает целую серию стихов аллилуиария: Пс 101. 14, 20-22, 112. 1, 67. 2); Евангелие - Мк 16. 1-8; тропарь после Евангелия: «Животворящий Крест...» (также упоминаются альтернативные тропари, один из к-рых использован в качестве 4-й стихиры на хвалитех в составе воскресной службы 7-го гласа, согласно печатному Октоиху); в качестве херувимской - вновь «Аллилуия», как на бдении (со стихом «Возьмите врата...» либо со вступлением: «Кто Бог велий?»); во время причащения одна из рукописей Лекционария предписывает петь те же строфы, что на бдении, дополняя их еще и строфами после причащения.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010