Таким образом, сообразно с надписью книги, пророческая деятельность Осии продолжалась от 60 до 65 лет (27–30 л. царствования Озии, 31 год царствования Иофама и Ахаза и 1–3 г. царствования Езекии). С этим согласуется и содержание книги. В ( Ос.1:4 ) падение дома Иуя, воспоследовавшее в 11-й или 12-й год по смерти Иеровоама, в 39-й год царствования Озии, предсказывается как событие, предстоящее в близком будущем, а в ( Ос.10:14 ) упоминается, как уже о случившемся, о походе Салманассара против Галилеи, поход же этот случился (по свид. 4Цар.17:3 ), в первые годы царствования последнего израильского царя Осии, и в то же время тут же в 10-й гл. угрожается новым нашествием Ассириан, – нашествием, под которым можно разуметь только поход Салманассара против отложившегося от него царя Осии, окончившийся взятием Самарии и падением Израильского царства в 6-й год царствования Езекии. На это же время указывают упреки, заключающиеся в ( Ос.7:11 ): «зовут Египтян и идут в Ассирию», и в ( Ос.12:1 ): «вступают в союз с Ассуром и посылают в Египет масло оливковое», чем ясно указывается на то время, когда царь израильский Осия, вопреки союзу, заключенному с Ассуром, т.е. вопреки своей присяге в верности, данной Салманассару, подарками покупал себе помощь царя египетского затем, чтобы свергнуть с себя иго ассирийское. О более ранних союзах Израиля с Египтом история не знает. (Из номер. Ряз. Епар. Вед. 1873 г.) 1 Подробнее об этом см. статью в прибавлениях св. отцов за 1872 г. кн. 1: «Об историческом значении книг малых Пророков». 2 Сикль на наши деньги стоит около 50 к. (см перев. истор. кн. В. З. Гуляева с. 304), а по определениям других – 86 к. сер. (см. ист. Богословского стр. 46), или даже 1 р. 50 к. (см. толк. еванг. Арх. Михаила, т. I, с. 488). Различают еще сикль священный и гражданский, – последний стоил вдвое меньше первого (см. пос. к чт. слова Божия – Смарагдова, с. 271). 6 Кир. Алекс. Понимает эти слова о жезлогадании, которое он называет изобретением халдеев и описывает его таким образом, что два жезла, поставленных прямо, при произношении заклинательных, известного рода формул, заставляли падать и, смотря по тому, как они падали: вперед или назад, направо или налево, гадали, таким образом, о будущем. По сказанию Геродота IV, 67 подобный род гаданий был в большом употреблении у скифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Скачать epub pdf Муретов М.Д. Греческое „Житие“ св. Климента, еп. Словенского//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 475–487 (3-я пагин.) —475— Принадлежащий проф. Менщикову перевод греческого жития св. Климента (Юбилейное издание Моск. Унив. Материалы для истории письмен, 1855 г.), перепечатанный проф. Лавровым (Книга для чтения по истории средних веков, вып. II, 1897 г. стр. 180–212) с одной только поправкой собственного имени 3138 , вполне справедливо „по точности считается одним из лучших; равным образом им вполне передаётся витиеватый, исполненный риторических украшений, стиль оригинала“ 3139 . Но всё человеческое до бесконечности усовершаемо ( Мф.5:48 ). Не говоря о немалозначительных и немалочисленных вольностях перевода (см. примеч. к переводу), в нем имеются: 1. Пропуски в тексте оригинала: в заглавии (υρου и χρηματσαντος), гл. III. § 17, V. 34. 2. Ненужные прибавления к тексту: гл. I. 4 („века“ к „до скончания“) III. 15, IV. 23 др. см. в примечаниях. 3 . Не мало неточностей, напр.: чудесами просвещались вм: блистали – ϑαμασι λαμπρυνϑναι, – представивши и (?) некоторые только черты – гл. 1, и др. мн. см. примеч. 4 .. Есть и неверности: плохие знатоки и слишком самоуверенные – ας γε εδτες ενοι α λαν πισφαλς – худо —476— конечно и весьма нетвёрдо зная об этом (может быть смешивая с πασφαλς?) I гл., – μφιδξιοι – угодными вм. искусными гл. I, увлекался привычкой вм. охвачен был обычным состоянием (скорби по умершем брате) – συνηϑεας λσιμος гл. IV, – предоставлю заведывание церковными делами по чину пресвитерскому вм: и церковь передам и церковное пресвитерство предоставлю, как то подобает – α τν λησαν παραδσω α τ τς λησας πιδσω, ατ τ ες, πρεσβυτριον (смешивая с πρεσβυτερου или πρεσβυτεριν и не замечая τ пред τς λησας) гл. X кои., – даровано было от Бога, надо: получено было – δεδετο – δχομαι – гл. XX, – к служению (τ ϑεραπε) стал прибавлять благодарение – вм: к лечению (исцелённого больного) стал прибавлять благодарение гл. XXVIII, – маслина, нимало не оскудевающая предвозвещённым у пророка туком – с неподходящими параллелями Пс.62:6,35:9,127:4 ,– τς τ προφτ προορισλεσης (лучше вар: προαυσϑεσης) μ λειπομνη – надо: предопределённой (лучше вар: провозглашённой) пророком ни мало не уступающая, – и парал. Ос.14:7 и Зах.4:12 . и др., – все указаны в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народу предсказывается рабство и лишение жертв и Откровения (3:3–4). Но, как и другие пророки-утешнетели, Осия не лишает покаявшихся надежды на спасение: в пустыне они вспомнят о Боге, взыщут Давида, царя своего (3:5), Господь остаток народа спасет от смерти и ада (13:13–14) и «непомилованную снова назовет помилованною» (2:10–11). Христос Спаситель неоднократно повторял евреям слова этого пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ев. Мф.12:7; ср. Ос.6:6 ); и Ап. Павел призвание язычников в Церковь основывал на словах Осии ( Рим.9 ; ср. Ос.1:10; 2:23 ). 6) Современником Осии в царстве иудейском был ветхозаветный евангелист Исайя, проходивший свое служение при четырех иудейских царях (с 757 г. до 696 г.). Личность этого пророка, окончившего, по преданию, жизнь мученически за свои грозные обличения, делает и книгу его, в 66 глав величиною, предметом тщательного изучения со стороны одних, объектом яростной критики со стороны других Пытаются доказать, что в этой книге соединены речи двух лиц – перво и второ-Исаии. Христианское предание не знает этого разделения и всю книгу считает творчеством одного лица. Книга начинается обличительною речью пророка по адресу вождей народа иудейского, пытавшихся лицемерным соблюдением обрядов заменить недостаток религиозного чувства. За грехи и пороки царей и народа пророк грозит иудеям бедствием от ассирийцев, а потом и от народа «отдаленного», который отведет внуков Езекии царя в плен вавилонский. Но мысль пророка не ограничивается кругозором своего народа, он видит в будущем разрушение и языческих царств – ассирийского, идумейского, финикийского, египетского и моавитского. Но в то время, как «остатку» этих царств обещается спасение, в смысле обращения к Богу, одному Вавилону, поработителю Иудеи, возвещается вечное запустение и адская погибель (гл. 13 и 14). Судьба народа иудейского особенно занимала пророка. Исаия предсказывает, что «плен вавилонский» продлится лишь «малое время», что Кир – «помазанник Божий» отпустит евреев из плена (45:1). Из плена же греховного изведет человечество другой Помазанник Божий, из корня Иессея возросший (11:1), Еммануил, чудесно рожденный от Девы (7:14), Бог крепкий, Властитель, который сядет на престоле Давидом и укрепит его судом и правдою (2, 9, 11 гл.). Он освободит иудеев от всех врагов их и будет царем беспредельного царства (8–10 гл.). В этих неправильно понятых пророчествах Исаии заключается ключ к разгадке неверия евреев в Иисуса Христа. Исаия предсказывал и это неверие, когда, начиная речь о другой стороне в служении Мессии, предсказывал Его смиренную жизнь, как раба Иеговы, всеобщее к Нему презрение, крестную смерть и искупительно-жертвенное значение ее для всего мира (53 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Оба трактата перекликаются и по содержанию. Ряд глав «Разъяснения» в несколько ином аспекте затрагивает уже поднимавшиеся в «Ответах» темы: о бестелесности Бога и причине применения к Нему в Священном Писании антропоморфных и зооморфных выражений (гл. 1) и об образе Божием в человеке, а именно: следует ли различать «образ» и «подобие» Божие в человеке (гл. 3) и не является ли человек «образом образа» Божия, то есть собственно «образом» Сына (гл. 4). Вопрос об образе Божием в человеке затрагивается и во 2-й главе, главная тема которой – объяснение того, что нужно понимать под «дыханием жизни», дарованным Богом человеку при творении ( Быт. 2:7 ), при этом в объяснении делается акцент на особой роли Святого Духа как в освящении первозданного человека, так и в домостроительстве спасения. В 5-й главе обсуждается, можно ли говорить о преуспеянии человеческой души в будущей жизни. В 6-й главе, объясняя, почему человек, омытый от прародительского греха в крещении, не передает этого освящения непосредственно своему потомству, святитель излагает учение о наследовании прародительского греха и об отпущении грехов и победе над смертью во Христе. Далее рассматривается ряд библейских мест. Объясняется, к чему относится видение Иезекииля о воскресении мертвых костей ( Иез. 37:7–10 ) и нельзя ли считать это пророчество уже исполнившимся (гл. 7). Применительно к притче о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–22 ) решается вопрос, состоялось ли уже упомянутое в этой притче воздаяние праведникам и грешникам (гл. 8); действительно ли пророк Осия взял в жены блудницу и родил от нее детей ( Ос. 1:2–6 ) (гл. 9); кем был библейский Мелхиседек ( Быт. 14:18–20 ) (гл. 10). Главы 9–10 содержат, собственно, только вопросы: в своем кратком ответе святитель лишь отсылает адресатов к другим своим сочинениям. Наконец, в последней 11й главе святитель отвечает на вопрос, может ли Бог по Своему всемогуществу сделать некогда бывшее никогда не бывшим. В целом, «Разъяснение», как и «Ответы», иллюстрирует важные и не лишенные своеобразия стороны учения о Боге, антропологии, сотериологии и эсхатологии свт. Кирилла Александрийского , давая примеры и его библейской экзегезы. Среди сочинений святителя, чей обычный стиль не обходился без упреков в тяжеловесности, многословии и напыщенности 6 , оба трактата выделяются лаконичностью и ясностью, что вполне естественно для представленного в них жанра объяснения «трудных мест».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В ст. 2–6 развивается тема очищения: идолы и лжепророки, зависимые от нечистого духа, будут удалены с земли. Если лжепророк станет прорицать, то даже его родители не потерпят этого: они «поразят» его. Устыдятся своих ложных пророчеств и сами пророки: они не станут надевать обычной для пророков одежды – власяницы (шкуры животных; ср. Илию в 4Цар. 1:8 и Иоанна Крестителя в Мк. 1:6 ), они станут отрицать свою причастность к прорицанию (5) и, если на их телах окажутся рубцы, оставшиеся после посвящения в пророки или от самоповреждений во время акта прорицания (ср.: 3Цар. 18:28 ), они выдадут их за полученные в доме любящих их. Быть может, тут иронический намек на действительное положение дел, поскольку слово «любящие» здесь может указывать на товарищей по идолослужению ( Ос. 2:7–13 ; Иез. 23:5,9 ). Пророк не упоминает здесь имен идолов, как и сказано в ст. 2. 13:7–9 Пастырь Господень поражен и овцы рассеяны: очищение и восстановление. В этом отрывке, возможно, представлено иное изображение умерщвления («пронзили» в 12:10) Представителя Господня. Пораженный здесь назван пастырь Мой и ближний Мой, и тем не менее именно Бог повелевает поразить Его. В результате Его поражения народ будет рассеян и переживет суровый период очищения: прежде всего число его сократится до одной трети, и уже эта треть подвергнется дальнейшему испытанию. Это необходимо, поскольку спастись может лишь чистое и неподдельное. Ст. 9 представляет собой кульминацию всего раздела, повторное утверждение заветного обетования (см. коммент. к 2:10–12; 8:8; ср. также: Ос. 2:23 ). 14:1–21 Суд и спасение народов В гл. 14, как и в гл. 12, описывается нашествие народов на Иерусалим. Однако здесь больше внимание уделяется исполнению конечных целей Господа (особенно ст. 9). Построен первый раздел (1–15) хиастически как АВСВА: А (1–3) Суд и вмешательство Господни В (4–5) Геологические катаклизмы С (6–9) Идеальные условия: Господь – Царь В 1 (10–11) Геологические катаклизмы А 1 (12–15) Суд и вмешательство Господни За этим разделом следуют ст. 16–19, в которых излагается пророчество о том, что народы придут в Иерусалим для поклонения Господу и для празднования Праздника кущей. Здесь представлена великая перемена – от суда к благословению народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28. Св. Лествичник говорит: не женатый, но обложенный путами мирских дел, подобен имеющему связанные узами руки; а находящийся в супружестве подобен носящему узы на руках и ногах (Леств.1:20). Св. Златоуст говорит: " Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение всего земного " (О девстве. Гл.81). 29. Св. Златоуст говорит: " Что сладче девства? Что светозарнее? Ибо блистательнейшие самых солнечных лучей испускает сияния, и отлучивши нас от всего житейского, светлыми очами приучает созерцать солнце правды (О девстве гл. 21). Оно вдыхает в человеков ангельскую радость " (с.100.О девстве). 30. Св. Максим Исповедник говорит: " Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога " (Сотн.2 О любви. Гл.1). Симеон Новый Богослов говорит: " Как кто-нибудь, бросив персть на пламень горящей печи, угашает оный, так и житейские заботы и всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся в начале теплоту сердца " (Доброт,ч.1.Гл.63). Св. Исаак Сириянин говорит: " От воспоминания мирских предметов хладеет горячность, и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания " (Христ.Чт. 1825г. ч.18). Блаж. Диадох говорит: " Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не очистив и не умягчив его страхом Божиим; а в страх Божий никто не придет, если не освободится от всех житейских попечений " (Доброт, ч.4.Гл.16,18). 31. Некто, пришедши из мира к Антонию Великому, говорил, что жизнь отшельническая не имеет большей важности, что большую цену имеет та добродетель, которая приобретается между людьми, а не в пустыне. Антоний Великий спросил его, где он живет. Пришлец сказал: " У своих родителей " . И хвалился, что при их обеспечении, будучи свободен от забот дневного труда и пропитания, он постоянно упражняется только в чтении и молитве. Антоний Великий опять спросил его: " Скажи мне, сын мой, не опечаливаешься ли ты при каких-нибудь несчастных случаях своих родственников и не радуешься ли их благополучию? " Он отвечал, что в том и другом принимает участие. Св. старец сказал: " Знай же, что ты также и в будущем веке будешь возмущаться печалью или радостью об участи тех, в пользе и вреде которых принимаешь участие в сей жизни. Такая жизнь и такое состояние гибельной теплоты причиняют тебе вред, хотя сам ты и не чувствуешь того, по словам Премудрого: биша мя и не поболех, и поругашася, аз же неразумех (Притч.23:35); или как говорится у Пророка Осии: снедоша чуждии крепость его, сей же не разуме (Ос.7:9); именно все это, по разнообразию случаев изменяя твой дух, непрестанно погружает его в земное " (Кассиан. collat. XXIV. с.11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 3: гл. 4 (Ин.6:1–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 417–432 (1-я пагин.). (Продолжение) —417— это яснейшим образом угрожая решившимся преследовать Его, что Он отступит от них и удалится от всего народа настолько, что соделает некоторым образом даже недоступным для них путь обращения к Нему. Ведь море совершенно непроходимо для человеческих ног. Нечто подобное окажется Он говорящим к ним и в некоторых последующих местах евангелия: «будете искать Меня, и не найдете» (7:34) и «куда Я ухожу, вы не можете придти» (8:21). В самом деле, весьма ровен, удобопроходим и не представляет никаких трудностей путь праведности для идущих к Нему чрез веру, – но весьма труден и крут, а вернее – даже и совсем непроходим для прогневляющих Его, по сказанному одним из святых пророков: «потому что прямы пути Господни, и праведные пойдут по ним, а нечестивые изнемогут на них» ( Ос.14:9 ). Итак, промежуточное пространство моря означает трудность: а вернее – недоступность для Иудеев как бы духовного пути к Нему, так, как и Бог обещается у пророков заграждать пути нечествующей души, говоря: «по сему вот Я заграждаю путь ея тернием и тропы своей не найдет» ( Ос.2:6 ). Что там означали терния, то здесь значить море, отделяющее безрассудно решившихся оскорблять от Оскорбленного и находящееся между Праведником и нечестивцами. Но, кажется, этот прообраз заключает в себе для нас, как в зародыше, и другую некоторую сокровенную тайну. Когда Израиль отпускался из страны Египетской, весьма раздраженный Фараон, неистовствуя на неожиданное благополучие народа, стал преследовать их и зависть, и скорбь свою дерзнул удовлетворить войною. Преследовал он —418— их, думая принудить едва лишь вышедших из-под услужения ему возвратиться опять в рабство. Но Бог переводит народ по средине моря, а преследователь, весьма свирепый и совсем не сдерживавший своего гнева, по неукротимой ярости безумно решившийся богоборствовать – потопляется со всем войском посредине его (моря), спасается же один Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заключенная между двумя изречениями о суде, (ст. 14 и 15) угроза, что алтарь лишится рогов своих, может в устах Амоса обозначать лишь одно: в те дни и при таких тяжелых обстоятельствах, когда откроется суд Божий над Израилем и когда народу особенно необходима была бы сила рогов жертвенника, эта сила падет на землю, исчезнет вместе с разрушением жертвенника. Совершенно ясно, что пророк разумеет в этом случае жертвоприношение за грех с тою частностью в ее совершении, которая касается очистительного символа этой жертвы, именно – помазания кровью жертвенного животного рогов жертвенника. Ни при жертве всесожжения, ни при жертве повинности (ascham) не было предписано такого помазания, и только при chattath очищающую силу крови соединяли не просто с ее пролитием или излиянием около жертвенника, но и с помазанием ею жертвенных рогов (см. Лев. 4:30–31 ; срв. ст. 34, 35). И все изречение пророка есть предсказание о том, что вместе с другими жертвами Израиль лишится той жертвы, к которой он обычно прибегает для очищения от греха и получения прощения 186 т. е. жертвы, указанной P. С. 187 . Причем факт существования основной идеи ритуального закона о чистом и нечистом, глубоко проникавшей (идеи) в душу пророка и жизнь народа, удостоверен пр. Осией так, что едва ли кто из послепленных писателей мог выразиться о нем более сильно. Очевидно, пророк жил в такое время, когда в сев. ц. действовал в качестве очень давнего закона торы «закон святости» ( Лев. 17–26 гл.), который критикой относится ко временам плена вавилонского. На основании всего до сих пор сказанного о духовной стороне культа мы можем представить воззрения пр. Амоса и Осии на ритуальную чистоту в таких положениях: а) Иегова – святой среди Израиля ( Ос.11:6 ); б) пребывание Его среди Своего народа делает землю Израиля чистою; в противоположность ей всякая другая земля есть нечистая ( Ам.7:17 ), в) все, возносимое Богу, становится чистым; неосвященное таким принесением, нечисто и оскверняет человека ( Ос.9:3–4 ). Отсюда, беспощадное и с высочайшим напряжением гнева произносимое осуждение у пророков религ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

7. Как изображает пророк неверность Израиля? 8. В чем заключался его грех? 9. В чем сущность веры согласно Ос 6,4-6? 10. К каким последствиям вел грех Израиля? 11. Каковы цели наказания за грех? 12. В чем заключено откровение любви Божией? §4 Исайя — пророк святости и мессианства (ок. 765-685 годов) Исайя — величайший из представителей классического допленного профетизма. Как провозвестник Мессии и его Царства, как наиболее яркий выразитель учения пророков он пользовался высоким авторитетом у новозаветных толкователей. Церковь с апостольских времен уделяла много внимания его книге; в Новом Завете содержится более 40 ссылок на Книгу Исайи и более 60 прямых цитат из нее, св. Отцы написали ряд комментариев на пр. Исайю, а слова его пророчеств часто звучат в православном богослужении. 1. Книга пр. Исайи не является произведением одного лица. Целая школа боговдохновенных учеников и продолжателей иерусалимского пророка дополняла и расширяла ее на протяжении нескольких столетий. Древние понятия об авторстве содействовали тому, что, получив окончательную форму, книга Исайи стала целиком приписываться пророку VIII века, основателю школы. Первые догадки о «соборном», коллективном авторстве высказывались еще в Средние века. Но только с XVII-XVIII веков толкователи стали выдвигать серьезные доводы в пользу существования двух, а потом и трех авторов. Как признают теперь подавляющее большинство библеистов, пророчества Исайи Иерусалимского содержатся в первой части книги (гл. 1-39). Лишь несколько разделов написано позже (гл. 13-14; 24-27; 34-35, гл. 36-39 являются вставками, заимствованными из летописи, современной пр. Исайе). Вторая часть книги (гл. 40-66) записана в основном во дни вавилонского плена (VI в. до Р.Х.) и после него. Аргументы в пользу этой датировки частей книги будут приведены при разборе второй части Кн. Исайи . В данном параграфе рассматриваются тексты, принадлежащие великому пророку VIII века. 2. Личность пр. Исайи и его эпоха. В отличие от Амоса и Осии, пророк Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору . Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Господь призвал его на служение еще в молодые годы. Приблизительно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, грядущий на «непокорных сынов» ветхозаветной Церкви. Жена Исайи тоже получила пророческий дар (8,3); своим сыновьям он дал символические имена, соответствующие важнейшим мотивам его проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010