Детям своим он должен был дать такие имена, которые бы служили народу символами плодов его религиозного прелюбодяния. Первым плодом неверия и нечестия Израиля будет уничтожение царского израильского рода: там где согрешил их предок ( 4Цар.9:24, 10:14, 10:11 ), будет отмщено на внуках. Вторым плодом будет предание царства израильского в руки врагов, тогда как царство иудейское будет спасено чудесною силою (сн. Ис.37 ; Ам.9:10 и д.). Последним плодом будет отвержение, т. е. превращение завета во время плена; но это отвержение не будет вечным, a окончится милостию и новым благословением Божиим ( Ос.1:3–11 ). После символических действий следует, потом, объяснение. Здесь Сам Господь говорит к обратившимся. Они должны утешать кающихся ( Ос.2:1 ) и убеждать матерь свою (неверующее общество), чтобы она оставила свое прелюбодяние, ибо Господь лишит ее всех своих милостей и отвергнет чад ее ( Ос.2:2–4 ). Прелюбодеяние ее есть идолослужение: она приписывает богам то, что дал ей Господь ( Ос.2:5 ). Он хочет исцелить народ от идолопоклонства: идолопоклонство приведет народ в такие тяжелые бедствия, которые послужат посрамлением и народу и его идолам и пробудят в народе сильное желание обратиться ко Господу ( Ос.2:6–13 ). Господь возьмет народ в пустыню (в плен), и он там прийдет в себя ( Ос.2:14 ); тогда вместо гнева приидет новая милость и Израиль снова будет принадлежать своему Господу ( Ос.2:15–17 ); Господь благословит и защитит его ( Ос.2:18 ) и заключит с ним вечный завет ( Ос.2:19–23 ср. Рим.9:24 ). При этом пророк присовокупляет еще, что назначенная для будущего брака невеста (Израиль) долгое время (в плену) будет одинокою и оставлена всеми, пока она в страстном желании не взыщет Господа и Его помазанника (г. 3)! II. Возвещение божественного суда и его исполнения гл. 4–14 Пророческая проповедь о покаянии не служит к исцелению народа, a только открывает его неправды ( Ос.7:1 ). Безстрашно совершают они беззакония ( Ос.7:2 ). Особенно нечестие их открывается в вероломстве к царю: они лицемерят пред царем ( Ос.7:3 ); любодействуя и нарушая верность Богу и людям, они в тоже время составляют заговор убить царя и в удобное время по знаку хлебника (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4. Особенности. 1) Слог имеет краткий, возбуждающий страсти, притчей и кратких изречений исполненной, а потому не везде внятный. – 2) По повелению Божескому взял себе в жену блудницу, чтоб сие было знаком духовного блужения Израильского царства. III. Случай Оный явствует из того, что повествуется в 3Цар.12:28 ; в 4Цар.14:23; 15 и проч. в 2Пар.26 . IV. Содержание Порицает мерзкое Израильского народа идолослужение и прочие беззакония; объявляет приближающееся разорение; обещает, что по истреблении нечестивых от среды живых, прочие спасутся; о Христе довольно ясно пророчествует и увещавает, дабы нечестивые покаялись, и достойные покаяния творили плоды, а благочестивых радостными утешает обещаниями. V. Конец Чтоб народ Израильский, во идолослужение и прочие беззакония впадший, угрожением суда Божия и условным обещанием благодати, имеющей свое основание в Мессии, привесть к истинному покаянию, и чтоб верным спасительное подать познание о Христе Спасителе мира. VI. Пророчества о Иисусе Христе Ос.3:5; 13:14 . VII. Разделение Пророчества в сей книг разделяются на две части: В первой части содержатся пророчества, прообразованиями прикровенные, которыми развращение народа, наступающие наказания и между тем обещания изъясняются – гл. 1–4 ( Ос.1–3 ), где: 1) Отделение первое, и в нем: а. Наименование и прообразование брака. Ос.1 . б. Призывание к покаянию и обещание благодати. Ос.2 . а) Отделение второе, в котором образование пророка, которому повелено любить жену блудницу. Ос.3 . Во второй части пророчества простые о развращении Церкви Иудейской и о милосердии Божием к оной, от Ос.4 до конца, где содержатся прочие пять отделений. 1) Отделение третье, в котором обличаются беззакония народа Израильского, с угрожением наказания. Ос.4 . 2) Отделение четвертое, в котором обличаются грехи Израиля и Иуды, со угрожением наказания. Ос.5 . а. Возбуждение ко обращению к Богу, милость Божия и обещание свобождения из плена. Ос.6 . 3) Отделение пятое, где: а. Жалоба Божия на беззакония Израильтян и объявление казней. Ос.7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Других каких-либо препятствий к пониманию Адам в значении собственного имени не указывается 63 . He может быть указано их и с точки зрения критики священного текста. Прор. Осия во всяком случае мог знать и несомненно знал историю грехопадения первых людей, так как рассказ 3 гл. Бытия и по предполагаемому библейской критической школой хронологическому распределению составных частей так наз. шестокнижия относится к Иеговистическому источнику, т. е. по времени по крайней мере за сто лет до Осии. Но тогда 7-й стих 6 гл. Осии не только не может быть устранен из экзегетического обсуждения, как непоказательный будто бы для занимающего нас вопроса, а напротив, приобретает весьма серьезную доказательную силу для подтверждения мысли, что пророческому сознанию Осии религиозная связь Израиля с Иеговой представлялась именно в форме союза, нарушение условий которого пророком именуется прямо изменой Иегове. – Правда, при таком понимании 1-го полустишия 7 ст. остается неуясненным слово там, употребленное пророком без объяснения, но, если принять во вниманию, что Осия вообще пользуется этим словом с особенною охотою ( Ос.9:15; 10:9; 12:4 ; 13:8), и если воспользоваться не ближайшим, а отдаленным контекстом, тогда можно найти удовлетворительное объяснение и этому слову, придав ему значение указания на одно из мест идолопоклоннических культов сев. ц., напр, Вефиль или Галаад следующего стиха 64 , где, по словам пророка ( Ос.4:15; 9:15 . «там я возненавидел их за злые дела их» Ос.12:11 ; срв. Ам. 4:4 ), Израиль служением идолам нарушал верность Иегове. Неприемлемо толкование спорного выражения kkeadam и в значении «подобно людям, которые...» во-первых, потому что тогда естественнее было бы ожидать выражения kkebenej–adam (=как сыны человеческие); во-вторых, потому что и фактически Ефремляне не были только подобны тем людям, которые нарушают божественные постановления, но именно и были таковыми 65 . Сказанным об Ос.6:7 в значительной степени ослабляются и подозрения относительно Ос.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Израиль был «святыней», т.е. тем, что предназначено Богу ( Иез. 22,26 ), а «начатки плодов» есть нечто, исключительно Ему принадлежащее (см. Втор. 26,2 ; Ос. 9,10 ). осуждаемы. Вина их в неправомочном обращении со святыней. 2 Выслушайте. Этот призыв нередко предваряет провозглашение Божиего суд и возмездие (см. 7,2; 17,20; 19,3; Ис. 1,10 ; Ос. 4,1 ; Ам. 7,16 ). 2 Так говорит Господь. Ср. Ис. 7,7 ; Иез. 2,4 . За этими словами следовало изложение пророчества. 2 осквернили землю Мою ... достояние Мое. См. Втор. 21,23 . Святой народ Божий ( Втор. 7,6 ) обитает на земле, которую он унаследовал от Бога, грех же оскверняет эту землю (см. Лев. 25,23 ). мерзостью. См. 7,21. 2 Священники... учители закона. Возможно, эти слова относятся к одним и тем же людям (см. 18,18; Втор. 31,9 ), или же под последними подразумеваются книжники (см. 8,8). пастыри. Иначе: «правители» (см. 23,1–4). пророки. Т.е. официально признанные прорицатели, против которых Иеремия часто выступал за их отступничество (23,9–40; гл. 28). 2 Я еще буду судиться с вами. Метафора суда Божия (см. ст. 5; ср. также Ос. 4,1 ; Мих. 6,1.2 ). 2 небеса. См. также Ис. 1,2 . Пророк призывает небеса в свидетели завет (см. Втор. 30,19; 31,28; 32,1 ). 2 два зла. Иеремия дает понять, насколько тяжким является грех иудеев. воды. Бог один дает человеку животворящую воду (см. Ис. 55,1 ; Ин. 4,10; 7,37–49 ). водоемы. Ложные боги не могут помочь человеку, как не могут быть полезными разбитые водоемы. 2 львы. Это слово, возможно, относится к неприятелям (ср. 4,7) и, таким образом, представляет собой первое упоминание о грядущем порабощении иудеев. 2 Мемфиса и Тафны. Эти египетские города упомянуты здесь не случайно, поскольку Палестина была спорной территорией, на которую с 609 по 605 г. до Р.Х. притязали Египет и Вавилон. темя. Возможно, это слово содержит намек на судьбу царя Иосии, убитого фараоном Нехао в Мегиддоне в 609 г. до Р.Х. ( 4Цар. 23,29 ). 2 в Египет... в Ассирию. Главный грех израильтян и иудеев заключался в том, что они искали спасения в политических союзах, а не в союзе с Богом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

возвратись, отступница, дочь Израилева. Эти слова подразумевают как покаяние, так и возвращение на исконную территорию (см. ком. к 29,14). Я милостив. Напоминание о завете любви Божией. не вечно буду негодовать. Данный стих служит ответом на 3,5 (см. также 31,20). 3 распутствовала. Метафора духовной неверности (см. 2,20). 3 Я сочетался с вами. Древнееврейское слово «баал» обычно имеет значение «господин, хозяин», но часто означает «муж» (см. также Ос. 2,16.17 ). возьму. Избрание Божие, как и Его любовь, невозможно заслужить (см. Втор. 7,6–11 ). по одному... по два. Господь спасет остаток изгнанников (см. 23,3; Ис. 10,20–22 и ком.). Сион. Непосредственное возвращение изгнанников на Сион (в Иерусалим) соотносится с эсхатологическим возвращением в град Божий (ср. Ис. 2,1–5 ). 3 размножитесь. В будущем все обетования исполнятся (см. Быт. 15,5 ). в те дни. Т.е. во времена грядущего Мессии. ковчег... не вспомнят о нем. Ковчег будет забыт, потому что Бог явит Себя в новом Лице. 3 престолом. Уже не ковчег завета ( Исх. 25,22 ; 1Цар. 4,4 ), а сам Иерусалим становится олицетворением власти Божией над всей землей и всеми народами (см. Зах. 2,11 ). 3 жена вероломно изменяет. См. 3,11; Ос., гл. 1–3. 3 Возвратитесь... непокорность. Эта фраза почти дословно соответствует Ос. 14,5 , однако призыв к покаянию в ней выражен с большей силой, равно как и уверенность в том, что оно произойдет с помощью Самого Бога (ср. Втор. 30,6 ). 3 мерзость... дочерей. Одно из проявлений языческих культов принесение детей в жертву идолам (см. 7,13). Антитеза благословению Божиему (см. Втор. 7,13 ). Глава 4 4 Обрежьте... сердца. Ср. Втор. 10,16; 30,6 . Внешние признаки союза с Богом ничего не значат, если они не отвечают внутреннему состоянию человека (см. Иер. 31,31–34 ). гнев... не воспылал. Древнееврейское слово «гнев» близко по значению слову «пламя» (ср. Ис. 1,31 ). 4 трубите трубою. Одно из «первых предупреждений» (ср. Иоил. 2,1 ; Ам. 3,6 ). пойдем в укрепленные города. Иеремия начинает пророчествовать о грядущем уничтожении от рук неприятеля, надвигающегося с севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Нам этот вопрос кажется имеющим чисто стилистический интерес, потому что по смыслу «вот идет» в данном случае сов. равносильно с «вот придет». На русском яз. в применении к дню удобнее сказать «придет». Гл. в каль имеет как переходное значение – «жечь», «сжигать» или «попалять» (только в ψ.82:15), так и непереходное – «гореть,» «пылать» ( Ис.1:31 ; Ос.7:4 ; 2Цар.22:9, 13 ; Иез.1:13 ; ψ.17:9; Ис.62:1 ). В настоящем случае лучше взять непереходное значение, – во-первых, как более обычное, во-вторых, как соответствующее значению в аналогичном месте (в применении тоже к печи – ) Ос.7:4 2150 и, в-третьих, в виду необходимости усвоит переходное значение далее следующему . Имя – «печь» (встречается в след. местах: Исх.7:28 ; Лев.2:4; 7:9; 11:35; 26:26 ; Ос.7:4, 6 ; Плч.5:10 ; ψ.20:10; Быт.15:17 ; Ис.31:9 ), взятое для характеристики дня судного повторяет в несколько иной лишь форме и в более широком применении образ, развивавшийся пророком в четвертой речи (3:2–8). «Ибо вот придет день, пылающий, как печь». Тожество этого судного дня с днем четвертой речи уже указывалось нами в § 128. 2151 Рейнке и некоторые другие католические и ортодоксальные протестантские комментаторы задаются вопросом о том, в чем из событий последующего времени надо видеть исполнение этого Малахиина пророчества. 2152 Но вопрос этот представляет догматический интерес и может быть решаем лишь в связи с вопросами о мессианском значении в 3:1 и христианском понимании пришествие Илии (3:23). С чисто же историко-литературной точки зрения, на которой мы пока стараемся оставаться, его и ставить нельзя: ведь мы должны поставить себя в положение тогдашних слушателей пророка Малахии, которые, конечно, событий будущей истории не знали, а должны были лишь воображать их себе на основании слов пророческих. Вот этот-то субъективный смысл пророчества нам и важно теперь выяснить; и его только мы и можем устанавливать, оставаясь в рамках только ветхозаветных данных (Малахиина времени), а не становясь на ретроспективно-христианскую точку зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

17) Ос.4:13 : „... Любодействуют дочери ваши, и невестки ваши прелюбодействуют ()“. 18) Ос.4:14 : „Могу ли Я не взыскивать с дочерей ваших, когда они блудодействуют, и с невесток ваших, когда они прелюбодействуют (), когда они отделяются вместе с блудницами и со жрицами разврата приносят жертвы“. 19) Мал.3:5 : „...и буду скорым свидетелем против чародеев, прелюбодеев () и т. д.“ 20) Пс.49:18 : „Видя вора, соглашался с ним и с прелюбодеями ( ) участвовал“. 21) Притч.30:20 : „Таков путь жены прелюбодейной ( ): поела, обтёрла рот свой и говорит: я ничего худого не сделала“. 22) Иер.29:23 : „Они совершали гнусное у Израиля: прелюбодействовали с жёнами ближних своих ( ) “. 23) Иез.16:32 : „... как прелюбодейная жена ( ), принимающая вместо своего мужа чужих“. 24) Ис.57:3 : „... сыны чародейки, отродие прелюбодея и блудницы ( )“. 25) Иер.3:8 : „... за всё, что напрелюбодействовала ( ) распутная дочь Израиля“. 26) Иер.9:1 : „Все они прелюбодеи ( )“. 27) Иез.23:37 : „Ибо они прелюбодействовали (), и на руках их кровь“. Не все, конечно, из приведённых случаев имеют экзегетическое значение, т. е. помогают нам выяснить, в чём состояло действие (или поступок), называвшееся по-еврейски ; во многих из них глагол этот употреблён, как технический и общеизвестный термин, не нуждающийся в каких-либо разъяснениях (напр., в случаях —768— 1, 6, 7, 8, 9, 15, 19:20), в иных же в переносном значении, – как образ для обозначения отпадения Израиля от истинного богопочтения к идолослужению 13, 14, 24–26). В остальных же случаях контекст более или менее ясно даёт видеть, в чём состояло интересующее нас действие. Да и в случаях образного употребления гл. некоторые детали образа без труда позволяют понимать сущность первообраза. Из этих наблюдений над контекстом со всей несомненностью открывается, что в Ветхом Завете „прелюбодеянием ( и , – оба имени от корня ; первое встречается в Библии 2 раза – в Иер.13:27 и Иез.23:43 , а второе 1 раз – в Ос.2:4 )“ называлась нормальная (в физиологическом смысле) половая связь замужней женщины с мужчиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда евреи «решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных», когда они отказались служить истинному Богу и исполнять Его первоначальные повеления, «то получили, – говорит Ириней, – прочее служение, сообразное с их пожеланием» (15,1). Им был дан обрядовый закон Моисеев. Подробные предписания последнего делали подчиненных ему людей рабами. Это завет рабства (15,1; 16,5). Целью его было вразумление евреев (16,5), приучение их ко всецелому повиновению Богу. Многое здесь вызывалось грубостью и непокорностью народа, как и Спаситель отмечал ( Мф. 19,7,8 – Против ересей. IV, 15,2); или же имело прообразовательное значение, например, обрезание (Гл. 16,1), празднование субботы (16,2), левитское служение, жертвоприношения (Гл. 17). Однако еще в Ветхом Завете Господь разъяснял и истинный смысл предписаний Моисеева закона. Он через пророков «требовал не жертвоприношений и всесожженний, но веры, послушания и праведности ради спасения людей». Взывал, что «милости хочет более, чем жертвы» ( Ос. 6,6 – см. подробнее: Против ересей. IV, 17). Таким образом, и тогда уже в Законе различалась его сущность от внешних форм, имевших, очевидно, временное лишь и воспитательное значение. Но не все понимали это. Нашлись и такие люди, которые усугубили обрядовые предписания, прибавили к Моисееву закону ложное и даже противное ему. Иное же отменили или толковали по своему. Это – фарисеи, установившие наряду с Моисеевым законом обязательное предание старцев (12,1). Принесенный Христом на землю Новый Завет , конечно, совершеннее всех ранее бывших. Это закон свободы. Господь даровал роду человеческому несравненно большую благодать и обильнейшие дары (Гл. 9 – 11). Поэтому естественно, что многое было отменено им в ветхозаветном Законе. Но чего касалась эта отмена? По учению св. Иринея, Господь всецело отменил предание старцев, фарисейские постановления, противоречившие Закону и искажавшие его смысл. Он посрамил фарисеев в своей речи: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи...» ( Мф. 23 гл. – Против ересей. Гл. 12, 4); изгнал торгующих из храма (Против ересей. Гл. 2, 6) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010