Глава 6 Быт.6:2 . «А сыны Божьи, увидев дочерей человеческих, что они хороши...» Еврейское слово Eloim ( ) используется в значении как единственного, так и множественного числа, поскольку им называется сходным образом как Бог , так и боги. В связи с чем Акила решил перевести «сыны богов» множественным числом, под богами понимая богов святых, то есть Ангелов. Ведь сказано: «Бог стал в сонме богов, и посреди богов Он судит их» ( Пс. 81, 1 ). На основании чего и Симмах, следуя той же идее, говорит: «Сыны сил, увидев дочерей человеческих...» и прочее. Быт.6:3 . «И сказал Господь Бог: “Не пребудет Дух Мой в сих людях вечно, потому что они плоть”». В еврейском тексте написано: «Не осудит Дух Мой этих людей навечно, потому что они плоть». То есть, «поскольку внутреннее состояние людей хрупко, Я не буду сохранять их для вечных мучений, но теперь воздам им то, что они заслуживают». Следовательно, в этом стихе говорится не о суровости, как в наших книгах, а о снисходительности Божьей, поскольку грешник здесь и теперь карается за своё преступление. Поэтому даже в гневе Бог говорит каким-то людям: «Не покараю их дочерей, когда они сделаются блудницами, и их жён, когда они станут прелюбодействовать» ( Ос. 4, 14 ). И в другом месте: «Покараю жезлом их несправедливости и плетьми – их грехи, однако Моей милости не отниму от них» ( Пс. 88, 33 ). Далее, чтобы не показаться жестоким, не дав грешникам возможности покаяния, Он прибавил: «Но будут дни их 120 лет», то есть у них будет 120 лет для совершения покаяния. Итак, не человеческая жизнь, как многие ошибаются, сокращена до 120 лет, но всему тому поколению 120 лет даны на покаяние. Ведь читаем мы, что после потопа Авраам прожил 175 лет, а другие – более 200 и 300 лет. Но так как люди пренебрегли возможностью покаяться, Бог не пожелал дожидаться назначенного времени, но, урезав срок на 20 лет, навёл потоп, определив сотый год, временем совершения покаяния. Быт.6:4 . «А в те дни были на земле исполины. И это после того, как начали сыны Божьи входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это были исполины, от века славные люди».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но если, паче чаяния, случится иногда и то, что брат огорченный не примирится, и в таком случае, когда мы будем его оправдывать, а себя обвинять и просить у него прощения, что тогда делать? – скажет иной. «Благотворите ненавидящим вас» ( Мф.5:44 ), – учит нас Небесный Учитель наш – Христос, Которого учение отстоит от всякого учения человеческого, как небо от земли ( Ис.55:9 ), и Который потому говорит: «один у вас Учитель – Христос» ( Мф.23:8 ). Добродетель ненавидящим нас – это такая жертва Богу приятная, что делает нас любезными Ему, как истинными сыновьями, искренними друзьями Его и притом такая сильная победа над врагом, что разве только каменный не тронется благотворением ему. Итак, побеждай благим злое. «Благотвори, – говорит некто из святых, – обидящему тя, и другом имети будеши Бога». Такой благотворитель с благой надеждой будет взывать Богу: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». О прощении грехов таким благотворителям Господь Сам свидетельствует: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф.6:14 ). Вот что значит прощение обид, отпущение грехов: оно одно только берется на весы Божьего Правосудия. Ибо сказано еще: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:15 ). Не иных добродетелей требует от нас Господь, не иных жертв Ему, как только одной милости: «милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). И если ты сделаешь добро обидящему тебя, окажешь милость врагу своему, то эта милость более всех добродетелей защитит тебя на Суде Божием, где сообразно ей и будут отпускаться грехи твои. Итак, желаешь ли быть оправданным на суде, быть еще в этой жизни победителем зла и другом Божьим? – Терпи обиды, озлобления, превозмогай обидящих умиленной за них молитвой и желанием всякого им добра, благотвори им, сколько и чем можешь; и тогда воцарится в тебе благодать Божия и вознесет тебя, сделаешься недоступным для всякой злобы, для всякого озлобления. Ибо терпение убогих, сказано, не погибнет до конца 4 ; и самые злейшие враги твои некогда скажут; – «Посмотрите, какие обиды от нас переносит он, и не только на нас не гневается, но нам же старается делать добро». Когда станут говорить так недруги твои, тогда наверно и сами они постараются быть друзьями твоими, а не гонителями и врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Именно поэтому царь и посылает к нему, говоря: «Приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли» ( Чис.22:6 ). Мне кажется, что царь не полагается всецело на прорицателя Валаама, но думаю, что его приводит в ужас распространившаяся молва о чудесах, совершаемых народом Божьим. Поэтому он и говорит, что «может быть», если проклятия Валаама возымеют действие, он будет «в состоянии поразить» некоторых из них, а других напугать, обратить в бегство и «выгнать из земли». 6.1. Далее он говорит: «Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» ( Чис.22:6 ). Я не думаю, что царь знал, что кого Валаам благословит, тот будет благословен; мне кажется, он сказал это, чтобы польстить ему и, возвысив и восхвалив искусство Валаама, побудить его усердно исполнить его замысел. Потому что магия не может благословлять, ибо демоны не умеют делать добро. Исаак и Иаков знают, как благословлять (ср. Ин.27:4;48:9 ), как и все святые; но ни один нечестивый не умеет благословлять. 6.2. Наконец, послы приходят к Валааму, ибо сказано: «И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с предметами в руках для волхвования 13 » ( Чис.22:7 ). В искусстве чародейства, измышленном человеческим любопытством, существуют некие вещи, которые Писание называет «предметы для волхвования», однако у язычников они именуются «коте» или треножник» или иными подобными названиями; и язычники имеют обыкновение трогать и передвигать эти, с позволения сказать, освященные для этой цели предметы. Писание, поистине Божественное, в своем повествовании указывает на наличие у пророков некоего «эфода» (ср. Ос.3:4 ), который, по преданию, являлся одеянием тех, кто пророчествовал. Но в Божественных Писаниях пророчество – одно, а волхвование – другое, ибо сказано: «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут Иакову и Израилю 14 : вот что творит Бог!» ( Чис.23:23 ). Итак, чародейство полностью отвергается; ибо, как мы уже говорили выше, оно совершается делами и служением демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса ( 3Цар.15:28–29 ). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея ( Втор.28:26 ; Иер.8:2,12:9 и др.), 12–13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он – за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом 13 , – войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (ст. 11). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии – лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15–16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения – образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар.15:29,17:23,18:11 ). «За то, что они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τ λοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., ( Суд.6:25,30 ) (Гедеон срубил ашеру – священное дерево Ваала) или ( Втор.16:21 ) (запрещается садить ашеру – рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини ( Ис.27:9 ; Втор.7:5 ), хотя обычно в связи с рощами ( Ос.4:13 ; Иез.6:13 ; Ис.1:29 ; Иер.17:2 ). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются ( Суд.2:13,10:6 ; 1Цар.7:4 ). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308–322. 3Цар.14:17 .  И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. 3Цар.14:18 .  И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выше пророк говорил о гневе Божием, коему подвергнулся за грехи свои Еврейский народ, теперь пророк, как бы, так говорит Иудеям: помните же этот гнев Божий, поймите урок, вам данный, не огорчайте вперед Господа своими злодеяниями. Вот теперь вы заняты одними житейскими делами, а святой храм забыли, постройку его оставили. Чтобы не подпасть вам такому же гневу Божию, какому подпали отцы ваши, всей душой обратитесь ко Господу, угождайте Ему, исполняя Его святую волю. Он обещает, в случае вашего обращения к Нему, обратиться и к вам со Своими милостями и щедротами. Ст. 16. А потому, не будите, якоже отцы ваши, не подражайте им в нечестии и забвении своих обязанностей; вспомните, как обличали отцов ваших, прежде жившие, св. пророки и говорили им от имени Господа: отвратитесь, говорили они им, от путей ваших лукавых– не подражайте нечестивым, удержитесь от начинаний ваших злых–от всех злых дел, пороков и беззаконий, обратитесь на путь истины и добродетели. Но отцы ваши, говорит Сам Господь, не слушали, не хотели слушать Моих увещаний и предостережений, не внимали словам Моим, сказанным через пророков, оставались в своем нечестии. (См. Ис. 31:6; 45:7 ; Ос. 14:2 ; Иоил. 2:12 ; Иер. 3:12; 18:11; 24:4, 5; 25:4, 5 и др.), за то и были наказаны пленом и разными бедствиями. Ст. 5, 6. Отцы ваши где суть и пророцы; еда во век поживут; (ст. 6) обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим пророком, иже постигнута отцев ваших, и отвещаша, и реши: якоже устава Господ Вседержитель сотворити нам по путем нашым, и по начинанием нашым, тако сотвори нам. С евр.: Отцы ваши – где они? да и пророки, будут ли они вечно жить? (ст. 6) Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? И они обращались, и говорили: «как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами». Теперь обратите внимание, говорит Господь, на отцов ваших, которые не слушали словес Моих, сказанных им через Моих пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Духу. Хотя многое (Бог) изрек чрез ангелов, однако же никто не говорит: как сказал ангел, но: как сказал Бог; что изречено Богом чрез Ангелов, то принадлежит Богу, но принадлежащее Богу еще не принадлежит ангелам. А здесь (апостол) говорит, что это слова Духа (Деян.26:25-26). " и говорил о Нем " . Что говорил? " Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном " (Ис.6:1), и проч. Итак, славою он называет здесь видение, дым, слышание неизреченных таинств, зрение серафимов, молнию, исходящую от престола, на которую не могли смотреть те силы. " и говорил о Нем " . Что говорил? Что он слышал голос, говоривший ему: " кого Мне послать? и кто пойдет? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем " (Ис.6:8,9; сн. Иоан.12:40). Вот опять новое недоумение; но его не будет, если вникнем в дело надлежащим образом. Как солнце поражает глаза больных, но не потому, чтобы оно имело такое свойство, так бывает и с теми, кто не внимает словам Божиим. В этом же смысле говорится и о фараоне, что ожесточило его сердце. Так бывает и с теми, которые каким-нибудь образом противятся словам Божиим. И это – особенность Писания, равно как и выражения: " предал их Бог превратному уму " (Рим.1:28); и: " уделил народам " (Втор.4:19); это значит – позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: " ожесточил " , и: " предал " . А что Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захоти, – послушай, что говорит: не " беззакония " ли " ваши произвели разделение между вами и " между Мною (Ис.59:2)? И еще: " удаляющие себя от Тебя гибнут " (Пс.72:27); а Осия говорит: " ты забыл закон Бога твоего, и Я забуду " тебя (Ос.4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

правителя используются различные термины:   («пастух»),   («вождь»),   («раб Мой»),   («царь»). Он назван Давидом, т. е. именем царя, к-рый является одновременно прародителем династии и символом единства Израиля. Подобным образом о «новом» Давиде речь идет в пророчествах Иер 30. 8-9 и Ос 3. 5. Эти пророчества можно понимать двояко: как относящиеся к эсхатологическому времени или же к реальному восстановлению монархии. Книги пророков Аггея и Захарии говорят об ожидании прихода нового правителя сразу после возвращения из Вавилонского плена (2-я пол. VI в. до Р. Х.). Эти чаяния были обращены к Зоровавелю , под предводительством к-рого первые иудеи вернулись из плена. Он происходил из рода Давида, и именно он заложил основы второго иерусалимского храма (Зах 4. 9 и 1 Езд 3. 8). Бог обращается к Зоровавелю, называя его «рабом Своим», и говорит о его избранности: «...скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг 2. 21-23). По мнению мн. исследователей, именно Зоровавеля пророк Захария называет «Отраслью» в Зах 3. 8, 6. 12 ( Meyers, Meyers. 1987. P. 202-203, 336-375). Здесь употребляется тот же термин (  ), что и в пророчествах Иеремии и Исаии (Иер 23. 5; 33. 15; Ис 4. 2). Сложности вызывает толкование текста, согласно к-рому венец будет возложен на голову первосвященника Иисуса, а не Зоровавеля (Зах 6. 11); по контексту к первосвященнику Иисусу должны быть обращены и последующие слова: «...вот Муж,- имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем» (Зах 6. 12-13). Венец и престол - атрибуты царской власти, а не священнической.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Кто же сии (суть) враги Господни, ненавидящие Его? – Господь говорит: кто не любит Меня, тот слов Моих не исполняет ( Ин.14:24 ). Ненавидящий же Меня и Отца Моего ненавидит ( Ин.15:23 ). Чего доброго ждать себе врагам Божиим? Если не пощадил Господь и ангелов, согрешивших пред Ним, но связав их узами адского мрака – (злобою на Бога и на людей Божиих), предал их блюсти на суд; если и первого мира не помиловал, но только в числе восьми душ сохранил (от потопа) ( 2Пет.2:4, 5 ), то слово Господне неложно, что земля и самые небеса будут подвержены огню в день суда и погибели нечестивых людей. Вот все это слышат одержимые сном смертным, слышат хорошо ушами, но живут спокойно, без всякого опасения и мысли о будущей своей участи. Потому и говорит Господь: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не разумеете. Ибо огрубело сердце людей сих, и очи свои сомкнули, да не узрят и не услышат и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9, 10 ). О мы, помраченные в разуме, отчужденные от жизни Божией по причине нашего невежества и ожесточения сердца ( Еф.4:18 )! – обратимся к Богу хотя ныне, обратимся с сокрушенным сердцем, чтобы получить от Него исцеление. Он говорит: хотением не хощу смерти грешника но еже обратимся и живу быти ему ( Иез.33:11 ). Не желает Спаситель наш ни одного грешника оставить в неразумии; но всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ). Потому Он и дает обещание всем, обращающимся к Нему: и дам вам, как говорит, сердце новое и дух нов; отыму сердце каменное, и Дух Мой дам в вас ( Иез.36:26, 27 ). Обратитеся ко Мне и живи будете. – А как? – Пророк научает: возьмите с собою словеса и обратитеся ко Господу Богу ( Ос.6:3 ) – и поклонитеся Ему кийждо от места своего ( Соф.2:11 ). И Сам Господь учит: возопий ко Мне, и возвещу тебе великая и крепкая, их же не уразумел еси ( Иер.33:3 ). Итак, чтоб обратиться к Богу и оживиться, – сподобиться жизни духовной, вечно блаженной, надобно молиться Богу, просить Его об этом. «Молитва есть, – как сказал митрополит Филарет Московский , – дыхание духа бессмертного. Где есть хотя слабые начатки дыхания, там есть признаки жизни. Так, в ком есть хотя начатки молитвы, в том есть признаки жизни духовной. Посему, как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего нужно возбудить дух молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010