Рассмотрев внешний вид ангела («и видел я...»), Иоанн видит теперь, что в руке у него была книжка раскрытая. Андрей Кесарийский говорит, что « книжка , как небольшая и очень мелко написанная, содержит, возможно, имена и даже нечестивых, бесчинствующих на земле и море». Определить содержание книжки трудно, но нельзя его и считать полностью неизвестным. Таинственная книга с семью печатями раскрыта (5,1), и вот теперь в этой книжке содержится еще то, что осталось нераскрытым после снятия семи печатей. Указание Иоанну после того, как он съел эту книжку, снова пророчествовать (ст. 11) и говорит о том, что дальнейшие главы являют собой содержание этой книжки. Была большая запечатанная книга (5,1), а теперь уже только маленькая книжка. Это подобно тому, как календарь в начале года толстый, но вот идет время, отрываются листочки, и к концу года – уже тоненький календарик. Скоро конец. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Ангел является, как громадный колосс, поставляющий одну ногу на море, другую на сушу. Он все покоряет наступающему суду Божию. Ничто и никто не укроется от огня Божественного суда. Иносказательно море означает все племена и народы из язычников (17,15), а земля – израильский народ. И всех покоряет ангел. Откр.10:3 . И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев. Это подобно, как у пророка Осии сказано: «Как лев Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби» ( Ос.11:10 ). Этот возглас ангела послужит как бы сигналом к Суду и к дальнейшему раскрытию пророческих явлений. «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, кто не будет пророчествовать?. ( Ам.3:8 ) И когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. Как бы семикратным эхом отозвался возглас этого ангела во вселенной. Эти семь громов можно представить и как совокупность громов, которыми как бы отозвались на возглас ангела все семь небес, существующие по еврейскому верованию. Это и семь известных из 28-го псалма Божественных гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

…Он взошел как росток в земле, жаждущей явления Бога, жаждущей правды Божией, как ждет пустыня «дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). «Ты обратишься, оживишь нас на третий день!» «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос.6:1-3). Жаждет Его правды земля – Церковь Его, и из Ветхозаветной Церкви прозяб Он, от Девы Матери, Он, Бог, явивший Завет Свой воистину Новый. Се, закон странный, воистину новый… И блаженна поэтому земля эта, благословенна между женами Матерь Его. … На различных изводах Казанской иконы тема Христа-Младенца как побега подчеркивается особенно. Левая рука Его, скрытая гиматием, похожа на нераспустившийся еще лист молодой веточки. Небывалый золотой цвет, который, благодаря искусному ассисту, приобретают ризы Младенца, подчеркивают тему необычности, парадоксальности (ибо слово «парадокс» происходит от греческого слова «преславный») «Таинство странное вижу и преславное – Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву…» (Канон на Рождество Христово) «Странное и преславное» — это «ксенон» и «парадоксон». Христос – Странник (вспомним имя Ксении, бездомной странницы града Петрова, ушедшей вслед Христу!), Он Иной – и Он же – Преславный Бог. Слава Божия – это явление Бога в творении. Нигде так не сияла никогда слава Отчая, как в Сыне Мариине. Сын – совечен Отцу, Он рожден «прежде всех веков». И эта тема безначальности (со-безначальности) подчеркивается скрытием длани в ризах – ибо «начало человеку – рука его» (3 Ездр.6 :10). Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим ( Тропарь воскресный, гл.5).

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bogom...

21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 книги Царств о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным ( 2Пар.11:5–23,12:1–16 ), откуда, между прочим, видно ( 2Пар.11:17 ), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» ( 2Пар.12:1 ). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона) ( 3Цар.11:4–8 ), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ашеры (как и вавилонской Белиты): «блудники», Vulg.: effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ερδουλος) – мужчины, предававшиеся разврату в честь божества ( Втор.23:17 ; 3Цар.22:46,15:12 ; 4Цар.23:7 ); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, ( Ос.4:14 ; Втор.23:18 ; Быт.38:21 ). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст. 24: σνδεσμος γενθη ν τ γ, «смешение бысть в земле» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 45). 3Цар.14:25 .  На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима 3Цар.14:26 .  и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в Иерусалим]. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон. Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар.11:40 ); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

[ Ис.57:1-6 ] Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? Об алчности волхвующих всех времен и народов так сказал Господь: [ Мих.3:5-8 ] Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну. Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними. И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога. О грядущей расплате так сказал Господь : [ Ос.9:7 ] Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. [ Мих.5:10-15 ] И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих. Искореню из среды твоей священные рощи твои и разорю города твои. И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны. [ Наум.3:4-6 ] Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена. Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор.

http://sueverie.net/slova-prorocheskie-i...

Нам – православным христианам – пожалеть их нужно и помочь им выйти из несчастных обстоятельств. Попробуем же сделать это настоящей беседой!.. Затем, обратившись к толпе жидовствующих, я спросил: – В какого Бога вы, друзья мои, веруете? Отвечать стал их „наставник“ Яков, – человек всклокоченный и небрежно одетый. Он сказал: – Обыкновенно, как и все вы: Мы веруем в того Бога, о Котором писали Моисей и пророки. – Как имя этому Богу? Яков ответил: – Имён у Бога, как видно по Библии, много. Он называется Эль, Элогим, Шаддай, Адонай, Саваоф и тому подобными именами. – Нет ли между именами Божиими одного такого, которое бы Сам Господь усвоял себе по преимуществу? – спросил я. Яков задумался. Потом общими силами мы установили, что таковым подлинным именем Божиим надобно считать название Его Иеговой. В доказательство своих слов, по обоюдному же согласию, мы прочли из Исх.3:14 : „Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий... Так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам... Вот Имя Моё навеки“... (ст. 15). И ещё: в 15 гл. кн. Исхода написано: „Господь Муж брани. Иегова имя Его“ (ст. 3). Подобное же читаем в Исх.33:19 : „и сказал (Господь Моисею): Я проведу перед Тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы перед тобою“... Если бы мы обратились к пророческим книгам, – мы нашли бы и там много соответствующих свидетельств. Но, для сокращения речи, ограничимся одним. У пр. Осии сказано: „Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова.) – Имя Его“ ( Ос.12:5 ст.). Верите ли вы теперь, – обратился я с вопросом к жидовствующим, – что между различными именами Божиими „Иегова“ есть самое главное и существенное? – Верим! – Как не верить! – послышалось из толпы. Я спросил Якова: – Скажи же мне, друг, приложимо ли имя „Иегова“ к смертным людям? Подумав, он твёрдо ответил: – Нет, ни в каком случае. Как можно?.. После этого я попросил его прочесть Иер.23:5,6 . Яков громко, нараспев и с особенно-характерными колебаниями в голосе, зачитал: „вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор.11:2–3 ). Как видим, Павел хочет, чтобы все коринфяне сохранили себя для Христа «чистою девою»; разумеется, он не захотел бы этого, если бы это казалось невозможным. Потому и видится чудесным, что развращенные многоразличными грехами пришли к вере Христовой, и все сразу стали именоваться «чистою девою», девою столь святой и столь чистой, что достойна она сочетаваться со Христом в браке. Однако так как мы не можем отнести сказанное к целомудрию плоти, несомненно, оно относится к целомудрию души, чья простота веры во Христе, согласно пониманию самого Павла, названа ее девством; и через это, что упускают из вида софизмы философов и суеверия иудеев, в простоте веры Христос взял Себе Церковь как бы «в жену девицу из рода Своего» (ср. Лев.21:13 ). Ибо ни философское восприятие, ни искание обрезания не истощают веру в Него, но в простоте исповедания остается она чистой, словно невинная дева. Ведь еще прежде Он обещал через пророка: «Обручу тебя Мне в вере 71 » ( Ос.2:20 ). Итак, по словам Апостола, «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). И как говорит тот же Апостол, «чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). А как может порочная стать «не имеющею порока», если только Он не обновит ее, как написано: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 )? Христос, разумеется, не берет «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу» (ср. Лев.21:14 ), и такая душа не входит в брачные чертоги Жениха. Ибо с тем, кто «вошел сюда не в брачной одежде», случится то, что, как ты знаешь, написано в Евангелии (ср. Мф.22:12–13 ). Поэтому Он возьмет «деву», а не «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу». И действительно, нетрудно объяснить, почему Христос не берет «отверженную, или опороченную, или блудницу»; но почему Он не берет «вдову», необходимо рассмотреть внимательней. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: «Закон – муж души. Если умрет муж, жена освобождается от закона замужества, и не будет прелюбодейцею, выйдя за Христа 72 » ( Рим.7:1–3 ). Но если так случится, что закон души мертв, то есть душа отделяется от закона и не сдерживает себя более чистым устроением брака, тогда, удалившись от закона евангельского учения, может не обрести узды. Таковая не может сочетаваться браком со Христом, потому что ищет не девственной веры и простоты, но распущенности свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Смотри и здесь опять, с какою это бывает скоростью. Как выше он говорил: «когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей» ( Пс.4:2 ), – так и здесь говорит: «Господь слышит, когда я призываю Его». Почему же, скажешь, многие бывают не услышаны? Потому, что просят бесполезного. В таком случае быть не услышан­ным лучше, чем быть услышанным. Поэтому, будем ли мы услышаны, не станем радоваться этому; будем ли не услы­шаны, станем прославлять Бога и за это. В самом деле, когда мы просим бесполезного и бываем не услышаны, тогда от самого неполучения того, чего просим, мы получаем пользу. А иногда мы просим нерадиво; тогда Бог медлительностью по­даяния научает нас большему усердию в молитве, – и это не­маловажная польза. «Если вы..., говорит Господь, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный», умеющий давать и знающий, когда давать и что давать ( Мф.7:11 ). И Па­вел просил и не получил, – потому что просил бесполезного ( 2Кор.12:8 ); и Моисей просил, но Бог не услышал и его ( Исх.32:32 ). Итак, не будем отступать, когда мы бываем не услышаны, не станем унывать и ослабевать, но будем про­должать просить с усердием, потому что Бог делает все на пользу. «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс.4:5 ). Что я прежде сказал, то скажу и теперь. Так как пророк хочет вести слу­шателей к богопознанию, то старается освободить души их от болезней. Он знал, что развратная жизнь служит препят­ствием к надлежащему принятию высокого учения. Это выра­зил и Павел, когда говорил: «я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими» ( 1Кор.3:1 ); и еще; «я питал вас молоком, а не твердою пищею» ( 1Кор.3:2 ); и еще: «о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» ( Евр.5:11 ). Также Исаия говорит: «они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего» ( Ис.58:2 ). И Осия говорит: «сейте себе в правду..., чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.128:3             … на спине 578 моей пахали пахари,                         проводили длинные 579 борозды 580 свои. «Пахали пахари» – оборот внутреннего содержания: это были настоящие специалисты; в контексте стиха – в истязаниях и мучительстве. След от бича – глубок, как борозда на пашне. Христос был подвергнут бичеванию. Пс.128:4             Господь праведный рассек вервь нечестивых. Человека как бы тянут веревками в противоположные стороны. Пророк Осия гвоворит: «узами человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Но и диавол через нечестивых тащит человека в свой плен и как бы ведет на веревке; ее и рассек Господь, чтобы «избавить тех, которые… через всю жизнь были повержены рабству» ( Евр.2:15 ). Пс.128:5,6             Да постыдятся и обратятся вспять                         все ненавидящие Сион.                   Да будут, как трава на кровлях,                         которая прежде, чем выдернута 581 , засыхает. Трава, которая растет на каменной крыше в щелях (МЛ), – вещь вредная, но сама засыхает и кладки не разрушит. Пс.128:7             …которой не наполнит ладони своей жнец                         и подола 582 своего – вязчик снопов 583 . Трава между камней дома – никуда не годна. Негодный, негодяй, «велиал» – имя диавола ( Пс.41 /40:9; Пс.18 /17:5). Пс.128:8             И не скажут проходящие: «благословение Господне на вас,                         благословляем вас именем Господа». Отнимается не благословение, а сама возможность благословлять. Аврааму Бог сказал: «да будешь ты – благословением» ( Быт.12:2 ), и далее: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:3 ). Благословение от Бога – всем племенам земли, которые будут усыновлены Богу через Авраама… Но не христоборцам. Христос сказал иудеям: «знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:37,39 ). Апостол Павел сказал: «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» 584 ( Рим.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

5 . Но что говорится после этого? «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» ( Исх. 16:4–5 ). Мне бы хотелось прежде всего обсудить это место Писания с иудеями, которым, как сказано, «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ). Как они понимают слова «Шесть дней собирайте, а в шестой день пусть заготовляют… вдвое» ( Исх.16:26, 5 )? По всей видимости, день, предшествующий субботе, назван шестым днем, днем приготовления. Седьмой же день назван субботой. Поэтому спрошу, в какой день манна начала падать с неба, и хотелось бы мне сравнить день Господа нашего с иудейской субботой, ибо из Божественного Писания следует, что манна первый раз сошла на землю в день Господа. Ибо если, как сказано в Писании, ее собирали шесть дней кряду, но на седьмой день, в субботу, они не выпала, то, вне всякого сомнения, первый раз она появилась в первый день, в день Господа. Но если из Божественного Писания очевидно, что в день Господа Бог одождил манну, а в субботу – нет, иудеям должно понять, что уже в то время дню Господа нашего отдавалось предпочтение перед иудейской субботой. Уже тогда открылось, что по их субботам благодать Божия не сходила на них с небес. Ибо и пророк говорит: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священства» ( Ос.3:4 ). Однако в день Господа нашего Бог всегда ниспосылает манну с небес. Я скажу, что и сегодня Господь дождит манну с небес. Ибо то, что читают нам, и слова, исходящие от Бога, которые излагают нам, нисходят с небес. Таким образом, манна небесная всегда посылается тем, кто принимает ее, а те несчастные люди, которые в отличие от своих отцов не удостоились получить манну, горюют и вздыхают и говорят, что они бедствуют. Они не могут есть ее, потому что она «как кориандровое семя, мелкая, как иней на земле» ( Исх.16:31, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010