Глава 14 1. Погибель Самарии. 2–5. Увещание к Израилю. 6–9. Исцеление язв Израиля и дарование ему милости. 10. Заключительное увещание. Ос.14:1 . Опустошена будет Самария, по­тому что восстала про­тив Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут раз­биты, и беремен­ные их будут рас­сечены. Пророк обращает свою угрозу к столице Израильского царства Самарии, которая была гнездилищем нечестия. Ос.14:2 . Обратись, Израиль, к Го­с­по­ду Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. «Обратись Израиль» – выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. «Упал (kaschal) от нечестия твоего» – речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля. Ос.14:3 . Возьмите с собою молитвен­ные слова и обратитесь к Го­с­по­ду; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и при­ми во бла­го­, и мы при­несем жертву уст наших. Ос.14:4 . Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; по­тому что у Тебя мило­сердие для сирот». Пророк указывает, в чем именно должно состоять обращение народа к Иегове. «Возьмите с собою слова», т. е. слова молитвенные, слова искреннего раскаяния во грехах и молитвы о прощении. «Прими во благо», vekach tov, «прими благое», т. е. вероятно, то доброе, что мы, обращающиеся желаем принести тебе, именно жертвы уст наших (Бродович). Обращение Израиля к Богу должно, по мысли пророка, состоять также в том, чтобы народ не надеялся на ассириян, или на военную силу (на кони), уповал только на Иегову и не служил идолам. «У Тебя милосердие для сирот» – в этом побуждение к покаянию и надежда на прощение. Отступление текста LXX от подлинника не подтверждается другими переводами. Слова слав. т. (ст. 3): «можеши всяк отвращи грех» читаются только в немногих греческих кодексах и могут считаться позднейшей вставкой. Ос.14:5 . Уврачую отпаде­ние их, воз­люблю их по благо­воле­нию; ибо гнев Мой отвратил­ся от них. «Уврачую отпадение их (meschubotam – отступничество), возлюблю их по благоволению». LXX читали moschubotam и потому перевели – «исцелю селения их», разумея восстановление селений Израильских, после плена. Вместо слов «по благоволению» (nedavam – добровольно) в слав. «явленно» ( δμολγως), т. е. так, чтобы все видели и знали, возлюблю особенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.2:3 . дабы Я не разо­блачил ее донага и не выставил ее, как в день рожде­ния ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился «в день рождения», – т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится «пустыне и сухой земле» т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена. Ос.2:4 . И детей ее не по­милую, по­тому что они дети блуда. Наказание постигнет и целое общество ( «мать») и отдельных членов ( «детей»). Эти дети суть «дети блужения» т. е. как объясняет св. Ефрем, вместе с матерью погрязли в худых ее делах. Ос.2:5 . Ибо блудодей­с­т­во­вала мать их и осрамила себя зачав­шая их; ибо говорила: «пойду за любо­вниками мо­ими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». Причина уклонения матери – Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и все необходимое. Вместо слов «шерсть и лен» в слав. с греч. «ризы моя и плащаницы моя». Ос.2:6 . За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей сво­их, «За то» – за уклонение в идолопоклонство – «Я загорожу ее путь тернами»: образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников своих). Ос.2:7 . и по­гонит­ся за любо­вниками сво­ими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и воз­вращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». «И погонится за любовниками своими, но не догонит их». Пророк выражает ту мысль, что Израиль будет ревностно служить идолам, но не получит от них ожидаемого спасения. Это заставит его одуматься (и скажет) и возвратиться к первому мужу, т. е. к Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Могила интересует приезжих потому, что ее еще называют “могилой семисаженного святого”. Она обращает на себя внимание своей несоразмерной длиной, имеющей около 26 аршин длины, 3 аршина ширины, 2 ½ аршина высоты. Проводник туземец уверяет, что святой был “очень большой”, высокий, но на самом деле длина могилы получилась от постепенного ее удлинения погребением родственников святого. Намогильник кирпичный оштукатурен алебастром. Местоположение могилы очень живописно: весной и летом приятно провести время под тенью старых развесистых карагачей. Основатель Самарканда, Тимур, очень любил свой город и желал сохранить свою столицу. Ему посоветовали, что в основание города надо положить мощи четырех пророков, – и он перенес мощи пророка Даниила. Поклоняются гробнице Даниила и мусульмане (они и следят за ней), и евреи, и христиане. У гробницы часто бывают исцеления, и в память их люди отрезают лоскуты и вешают на ветках». Из книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии Сотница 1. И сказал Господь Осии: Сильно блудодействует земля, отступив от Господа, и положу конец царству дома Израилева, ибо Я уже не буду миловать дома Израилева, чтобы прощать его ( Ос. 1, 2–5 ). 2. Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида (Христа Мессию), царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (при Илии и Енохе) ( Ос. 3, 4–5 ). 3. Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием ( Ос. 4, 1–2 ). 4. Господь оживит нас, изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним... яко утро готово обрящем Его (Христа Бога), и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли ( Ос. 6, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Таким образом, по взгляду пр. Осии, Моисей был первым органом откровения божественной воли Израилю, как народу. Он воздвигнут был силою Иеговы на великое дело освобождения евреев от чужеземного ига. Чрез него вывел Иегова Израиля из Египта. Но Моисей не был только богоданным вождем своего народа и благоустроителем его политического существования; он был вместе с тем блюстителем и охранителем его религиозных интересов: чрез него Господь и охранял Израиля. Охранял, разумеется, прежде всего от внешних опасностей, сопряженных с продолжительным странствованием по аравийской пустыне, когда юный народ, слабый в своих силах осужден был на сорокалетнее пребывание в пустыне, «в земле жаждущей» ( Ос.13:5 ), среди враждебной природы и народов; но еще в большей степени охранял его духовно. Первое время по выходе из Египта, по изображению Осии, было порою особенной, чрезвычайной близости Иеговы к Своему народу, временем, которое по справедливости может быть названо золотым периодом израильской истории. Тогда Иегова любил Израиля, как отец любит своего сына ( Ос.11:1 ) и полноту Своей любви выразил не только в том, что давал Своему народу обильные пажити для питания ( Ос.13:5–6 ), но главным образом в том, что «Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами человеческими влек его, узами любви, и был для них (евреев), как бы поднимающий ярем с челюстей их, и ласково подкладывал им пищу» ( Ос.11:3–4 ). В таких трогательных выражениях изображенная отеческая попечительность Иеговы о Своем народе, есть яркая картина божественного воспитания Израиля и вместе образное представление чрезвычайных и постоянных божественных откровений ему в первое время после выхода из Египта. Если выражение «ласково подкладывал пищу им» еще может быть истолковано в буквальном смысле – дарования евреям манны (Бл. Иероним), то все другие – в 3–4 стт. несомненно должны быть поняты в смысле указания на способы религиозно-нравственного воспитания Израиля и укрепления в нем ответной сыновней любви к своему Богу (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

2:19–21), а также: «Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос. 4:6 ), и: «Горе им, трусливым, что отдалились от Меня» ( Ос. 7:13 ); и опять же через Иеремию увещает он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» ( Иер. 9:24 ). И через Давида: «Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я – Бог» ( Пс. 45:11 ). Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 335 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего» ( Ос. 8:14 ), а другой говорит, что «переходят от одного зла к другому и Бога не знают» ( Иер. 9:3 ). И снова: «Не захотели знать Бога» ( Иер. 9:6 ). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения» ( Ос. 10:12 ); и [слова] Давида: «Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» ( Пс. 104:4 ), «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» ( Пс. 33:6 ), и продолжает он: «Я познал, что велик Господь» ( Пс. 134:5 ), и: «Дивно ведение Твое для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!» ( Пс. 138:6 ), и исповедуется Богу в том, что «буду насыщаться в у зрении славы Твоей» ( Пс. 16:15 ) и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» ( Пс. 9:3 ), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня ( Пс. 35:9 ), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением (βακχεας) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса » ( Флп. 3:20 ), не мысля притом о земном 336 , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем 337 , «где Христос сидит одесную Бога» ( Кол. 3:1 ), и возвышает мысль слушающих, говоря: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст своих» ( Евр. 1:3 ), и еще: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» ( Кол. 1:15–18 ) и другое подобное излагает [Апостол], указывая на то, что видимое временно, а невидимое вечно, и предуготовляет все для убеждения слушающего, чтобы тот стремился к незримому, и представлял себе его подобающе, и устремлялся к нему со всем рвением, и навечно к нему пригвождался.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Ос.12:5 . А Го­с­по­дь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] – имя Его. В ст. 5 пророк обосновывает мысль, выраженную в конце предыдущего стиха. Обетования, данные в Вефиле, принадлежат потомству Иакова, потому что Господь есть Бог всемогущий, неизменяемый. «Бог Саваоф» (zabah, ополчение, воинство. ) – Владыка воинств небесных ( Быт 32.2 ), светил ( Ис 40.26 ; Пс 102.21, 148.2 ), и ополчений земных ( Ис 24.21–23, 27.1 ; Исх 7.4, 7.41 ): наименование, выражающее идею всемогущества Божия. – «Вместо слов Сущий (Иегова) имя Его» в слав. «будет память Его», так как LXX вместо имени Божия читали гл. Ihjeh ( будет), а сл. sichro ( имя его) приняли в буквальном значении – «память». Ос.12:6 . Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. Увещание к Израилю. «Наблюдай (слав. «снабди») милость и суд» – chesed – любовь, misihpat – справедливость. Вместо слов «уповай на Бога» в слав. «приближайся к Богу». Ос.12:7 . Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; Ос.12:8 . и Ефрем говорит: «однако я раз­богател; накопил себе имущества, хотя во всех мо­их трудах не найдут ничего незакон­ного, что было бы грехом». По мысли пророка, Израиль вместо того, чтобы быть народом Божиим, делался хананеяном – торгашем, поставившим себе целью обогащение и наживу путем обмана и насилия. При этом ослепление Израиля так велико, что в приобретении имущества путем обмана он не видит ничего незаконного и греховного (ср. Лев.19:36 ; Втор 25.18–16 ). Хананеянин – с евр. Ханаан (как и в слав.): как собственное имя – слово Ханаан употребляется в Библии для обозначения страны ( Исх 15.15 ; Чис 13.29 ) и для обозначения народа; ввиду того, что жители Ханаана, именно финикияне главным образом занимались торговлей, слово Ханаан получило значение нарицательного имени – купец, торговец ( Ис 23.8 ; Соф 1.11 ), Вместо слов «накопил себе имущества» (on) в слав. «обретох прохлаждение»: LXX производили on, как предполагает (Шлейснер) от арабск. корня и перевели через αναψυχ. Конец ст. LXX перевели в 3-м лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Как Бог правосудный, Иегова предъявляет нравственные требования к Израилю в силу заветных отношений, существующих между ними. «Ищите добра, а не зла», говорит пророк Амос, не только для того, чтобы вам жить достойною человеческою жизнью, но для того, чтобы могли нерушимо сохраняться отношения особенной близости между вами и Иеговой: " и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» ( Ам.5:14 ). Искать доброе и сеять правду означает искать Иегову, a искать Иегову, значить жить. Взыщите Господа, и будете живы ( Ам.5:4 ); обратитесь к Господу, наблюдайте суд (mischepat, Ос.12:6 )… Сейте себе в правду... ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос.10:12 ), т. е. действительно счастливая жизнь только, – пока Израиль с Иеговой; день Иеговы, если его представлять днем будущего счастья, действительно, может наступить только по воле Иеговы, но исключительно в зависимости от исполнения Израилем требований справедливости. Быть справедливым, быть добрым и быть с Богом таким образом суть понятия по содержанию однозначущие. В силу этих же отношений Иегова объявляет Израиля виновным пред Собой и подлежащим строгой каре: Иегова избрал Израиля Своим особенным народом и именно потому должен взыскать и взыщет с него за все беззакония его ( Ам.3:1–2 ). – Суд Божий на Израиля есть, таким образом, воздаяние ему за измену своему назначению – быть во всем достойным своего избрания. " Так как ты отверг ведение, mo и я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; так как ты забыл закон Бога твоего, mo и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Израиль избран для великой миссии священного служения пред Иеговой т. е. поставлен был к Иегове в особенную религиозную близость, подобную той, какая существует между священниками и Богом. При этом ему дано было ведение т. е. знание о Боге (haddaoth с опред. членом=богопознание, упомянутое в 1 ст.), заключенное в законе. Это сказано о священниках, но распространяется, конечно, и на весь израильский народ. Израиль будет отвергнут Иеговой т. е. подвергнется тягчайшему для него наказанию за то, что согрешил пред Иеговой, как Богом, давшим ему определенные правила нравственности (срв. также Ос.8:1, 12 ). – Отсюда везде, где только пророки касаются мотивов суда Иеговы над Израилем, на первом плане у них выступает указание на безответственность Израиля, забывшего или пренебрегшего нравственными условиями завета, которые он должен был неуклонно исполнять, как народ Иеговы. Отсюда же и наказания, предрекаемые Израилю, неизменно всегда сопровождаются ссылками на гнев Иеговы, вызванный попранием правды, обязательство хранить которую лежало в самом существе заветных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 10 1–5. Обличение Израиля и возвещение предстоящего ему наказания. Ос.10:1 . Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвен­ники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Пророк хочет сказать, что чем более Израиль получил милостей от Бога, тем более забывал он Бога и привязывался к идолам. Вместо слов русск. текста «украшают они кумиры» (mazzeboth) в слав. «возгради капища», евр. mazzeboh означает статуя и в данном месте, вероятно, статуя Ваала. Ос.10:2 . Разделилось сердце их, за то они и будут нака­за­ны: Он раз­рушит жертвен­ники их, сокрушит кумиры их. «Разделилось сердце их», т. е. разделилось между Богом и Ваалом, стало лживым. LXX евр. chalak (libbam) читали во множ. ч. ; отсюда в слав.: «разделиша сердца своя». Ос.10:3 . Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Го­с­по­да; а царь, – чтó он нам сделает?» Обыкновенно комментаторы относят речь пророка в 3 ст. к будущему. Постигнутые бедствиями Израильтяне скажут: «нет у нас царя», который помог бы нам; если мы не боялись Господа, то что может сделать для нас царь? При этом, многие толкователи (Шегг, Кнабенб., Шальц) под царем, о котором говорит пророк, разумеют золотого тельца или идолов. По объяснению Гоонакера, пророк говорит о настоящем («а теперь»); слова «нет у нас царя» слова народа, а дальнейшее – ответ пророка. Мысль пророка такая: Они говорят: «нет у нас царя». Но, отвечает пророк, если мы не боялись Господа, то что может сделать царь? Слова «нет у нас царя» – или выражение сожаления (нет, у нас царя, и отсюда наши бедствия) или возражение против предсказаний пророка (­­ разве нет у нас царя, который бы защитил нас?). Ос.10:4 . Говорят слова пустые, клянут­ся ложно, заключают союзы; за то явит­ся суд над ними, как ядовитая трава на бороздах по­ля. Пророк касается политической жизни страны и перечисляет ряд преступлений Израиля. «Говорят слова» (LXX вместо debru читали прич. форму dober, отсюда слово: «глаголяй»), т. е. только слова, пустые речи. «Клянутся ложно» – вместо aloth клясться LXX читали irwth «предлога», «извинения», рассматривая это как дополнение к предшествующему dober; отсюда, в слав.: «извинения ложная». «Заключают союзы» (слав. «завещает завет»): пророк разумеет союзы с чужеземцами – египтянами и ассирянами. «За то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (­­ слав. «аки троскот ( αγρωστις) на лядине селней»). Речь идет о наказании (­­ суд) Израиля. Пророк сравнивает наступление суда Божия по тяжести наказания с обилием сорной травы (rosch горькая ядовитая трава), появляющейся на бороздах поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010