Глава 14 Осуждена будет Самария , потому что оскорбила Бога своего (Ос. 14:1). Осия или предсказывает это по обычаю пророков, или желает и просит этого у Бога, по ревности (стремлению подражать) праведников, из любви к Богу, подражая в этом Илие, который предсказал наказание народу за грехи его, и наказал. Возьмите с собою словеса Моя, то есть слова покаяния. Изцелю покаяние их, то есть исцелю кающихся. Возлюблю обеты их, по обращении их. Яко отвратися гнев Мой от них (Ос. 14:3, 5). Пойдут ветви его, и будет якоже маслина плодовита… И сядут под кровом Его , то есть под кровом Господним (Ос. 14:7–8). И скажет Ефрем: «Что мне еще и кумиром?» Аз смирих его, Аз и прославлю его (Ос. 14:9), как полный колчан. Пророк указывает на победы поражающих стрелами. Кто премудр и уразумеет… яко правы путие Господни? И праведнии пойдут в них , то есть принадлежащие к дому Езекии, которые воспользовались вразумлениями. А нечестивии изнемогут в них , то есть сыны Ефремовы изнемогут в путях Господних (Ос. 14:10). Поэтому отведены будут в плен за то, что не внимают словам пророков. Толкование на книгу пророка Иоиля Пророк Иоиль происходил от колена Рувимова; умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль толкуется как крепость Господня. Глава 1 Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву (Иоил. 1:1). Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во времена четырех царей их, которых представляет в образе четырех казней Египетских. Одно зло служит образом другого, подобного ему, зла. На Египет насылались саранча и другие язвы, а здесь один за другим следовали цари. Останок гусениц поядоша прузи (род саранчи) крылатые, налетевшие на синагогу Израильскую, ибо в землю Израильскую вторгались разные войска из Ассирии и Вавилона, под предводительством четырёх вождей. Первый вторгся Феглаффелласар, это гусеницы ; второй — Салманассар, это прузи крылатые; третий — Сеннахирим, это мшицы , четвертый — Навуходоносор, это сиплеве . Поэтому смысл пророчества таков: останок гусниц , то есть оставленное Феглаффелласаром, поядоша прузи , то есть Салманассар, останок пругов поядоша мшицы , то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве , то есть Навуходоносор (Иоил. 1:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Ос.9:1 . Не радуйся Исраилю, ни веселися якоже людие, понеже соблудил еси от Господа Бога Твоего. Тебе не прилично радоваться, подобно другим народам. Те не прияли никакого учения от Пророков; а ты, непрестанно пользуясь сими учениями, не приобрел оттого никакой пользы; напротив того начатки подаваемых тебе Мною благ приносил в дар демонам. Сие-то выразил Бог, сказав: Возлюбил еси даяния на всяком гумне пшеницы. Ос.9:2 . Гумно и точило не позна их, и вино солга им; потому что лишу вас благ, обыкновенно Мною подаваемых. Ос.9:3 . Не вселишася на земли Господни; потому что проводили жизнь не как на земле, посвященной Богу, жили же беззаконно. Вселися Ефрем во Египте: подражал египетскому образу жизни. И во Ассириях снедят нечистая. Поскольку и в земле обетованной возлюбили беззаконие; то беззаконно будут жить в стране Ассирийской. Ос.9:4 . Не возлияша Господеви вина, и не усладишася Ему. Вознерадели о служении Богу, и притом прилагали великое попечение об идолах. Требы их яко хлеб жалости им: вси ядущии тыя осквернятся. Как хлеб, предлагаемый плачущим, и в самих плачущих, по причине их плача, возбуждает скорбь, и неприятен разделяющим с ними трапезу, по причине участия их в плаче; и принуждаемых вкусить беспокоит мысль, что вкусят с ним нечто оскверняющее: так жертвы их исполнены всякой мерзости. Понеже хлебы их душ их, не внидут в дом Господень; потому что приносимого не с искренним расположением не приемлет праведный Судия, как и жертвы Каиновой; почему и взывает устами Пророка Исаии: «аще принесете Ми семидал, всуе: кадило, мерзость Ми есть» ( Ис.1:13 ); и устами Пророка Малахии: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших» ( Мал.1:10 ). Потом упоминает о скорбях, какие постигнут их во время плена. Ос.9:5 . Что сотворите во днех торжества, и в день праздника Господня? Принужденные рабствовать и жить по иным законам, не будете иметь возможности совершать Владычние праздники по законоположению Моисееву. Потом извещает, что побегут в Египет, будут переходить то в тот, то в другой город, и издержат серебро свое, напрасно принося дары царю египетскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Где и когда пророк Осия произносил свои речи? Весьма вероятно, что он произносил свои речи там, где были большие народные собрания. Как такие места, указаны пророком – Вефиль, Галгал ( Ос.4:15; 9:15; 12:11 ), Галаад ( Ос.12:12 ). Бывали ли религиозные собрания в Самарии, об этом не сказано у пророка прямо, но это само собою вытекает из самой природы вещей, так как в столичном городе Израиля необходимо предполагать религиозно-богослужебные учреждения. На это же указывает косвенно упоминание пророка о «тельцах Беф-Авена» ( Ос.10:5 ), стоявших в Самарии, вероятно бывших отображением Вефильского тельца и выражавших ту же идею. О тельце Дановом пророк нигде не упоминает, быть может, потому, что Дан уже раньше, в войнах с сирийцами, попал в неприятельские руки. Весьма вероятно, что большая часть речей произнесена пророком при религиозных праздниках и потому в тех местах, где последние были наиболее блестящи и многолюдны, а это могло быть главным образом в Самарии, где он раньше пророчествовал через имена своих детей. Определить время произнесения той, или другой речи пророком совершенно невозможно, так как они едва ли были произносимы вполне так и в таком порядке, как записаны, а вероятно составляют сокращение, быть может нисходящее до перечня всех речей пророка за долгий период его служения. По мнению Шольца, рождение первого сына Осии (Изреель) падает на время, когда еще царствовал дом Ииуя, но вероятно незадолго до его падения ( Ос.1:4 ); рождение дочери (Лорухамы) могло относиться ко времени вторжения Фула, на что намекает само имя Лорухама – непомилованная. Имя второго сына (Лоамми) – Ос.1:9 – указывает, что пленение значительной части Израиля Фулом ко времени его рождения уже произошло 319 . Но если вероятность предположения о времени рождения первого сына у пророка переходит даже в несомненность, то нельзя того же сказать о времени рождения его последующих детей: именами своих детей пророк мог изображать судьбу Израиля задолго до исполнения её. Для нашей цели важно лишь знать вообще, что пророк проходил свое служение словом и жизнью в последние 50–60 лет существования израильского царства – до самого падения последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Желание его принять православие известно в Константинополе. Великая церковь приглашала его преподавать арабский язык в богословском училище на острове Халки, но он отказался под тем предлогом, что пребывание его в Алеппо нужнее и полезнее; ибо он надеется обратить там в православие большое число униатов. Впрочем, алеппский митрополит Кирилл в прошлом сентябре месяце писал к протонотарию Иоанну, что Афанасий непременно отправится в Константинополь до Пасхи или весной. 5 . В Алеппо ожидают сего протонотария, чтобы начать явное присоединение никодимитов к православной церкви. Но он едва ли будет там в нынешнем году. Протонотарий обещался доставить мне арабские рукописи, – опровержение магометанства и панфект преподобного Никона, и запросить Хаматурский монастырь, какие уцелели в нем богослужебные книги на сирском языке. 9, Четверток. Жизнь хладеет и цепенеет без солнца. Церковь изнемогает и каменеет без вселенского собора. 10, Пятница. Что значит слово господин? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «один», а «ос» значит верховный, то господин есть некто один верховный. Господь же есть сокращение слова господин. Что значит слово государь? Так как оно состоит из двух коренных речений: «ос» и «суд», то и дает разуметь, что государь есть верховный судья. А что «ос» действительно выражает высоту, вершину, то сие доказывается предлогом «вос» в словах: восхождение, возношение, воззвание и словами, начинающимися с «ос», например: осияние, освещение, острый. В этих и подобных им словах ощутительно выражается понятие о высоте. Замечательно, что в славянском языке много слов греческих, например: δμα – дом; οκος – кука, т. е. дом; καλβα – хлев; θρα – дыра, дверь; θλος – потолок; τεχος – затишье; σθνος – стена; ροφ – кров; στλη – столп; δνδρον – древо; σχοινον – посконь; μτιον – наметка; φουστανλλα – хустка; οχα – рухлядь; λς, λιτς – полотенце; κοθορνοι – коты (обувь), βλαυτον – плат; χλανα – холщовина; φανω – навина от навиваю; χλστη(ς) – клок; σκολις – осколковатый; κορσιον – красавица; ονος – вино; λεκνη – лахань; βουλ – воля; βασιλες – силачь; σκπων – кий, скипетр; στα (θε) – невеста 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иоанна Вот и хозяин ваш! (Всходит по ступеням.) Иосиф Чей это голос? А, Иоанна! Гостья дорогая! (Сходит ей навстречу на площадку.) Ты из дворца? С какими же вестями? Иоанна С недобрыми. По долгом колебаньи Их приговор правитель утвердил. Никодим Все кончено. Иоанна Уж воины готовят Орудие позорнейшей из казней. К тебе я прямо из дворца Пилата Пришла по просьбе Прокулы. Она В таком отчаяньи! Она просила Ей передать, что здесь увидим мы. (Справа за сценой шум приближающейся толпы. Симон, Руф и Вартимей бросают работу. Симон подходит к калитке и смотрит в нее на улицу. Руф — за ним. Вартимей взбегает по ступенькам и смотрит через стену.) Явление шестое Симон Ведут! (Крик.) Руф Вдали по улице, я вижу, Толпой валит народ. Вартимей Несется пыль… Вот воины, а впереди глашатай. Иоанна [Ах! Слышишь, издали, как шум прибоя Мятежных волн, бегущих к берегам, Доносится толпы народной говор.] Я вся дрожу, Иосиф. Ближе… Ближе! О, если бы не слышать и не видеть! Иосиф Мужайся! Иоанна Боже Вышний, дай мне силы! Никодим Молитесь! Голос глашатая (за сценой справа издали, протяжно, нараспев). Иисус Назарянин, Царь Иудейский! Вартимей Вот кричит глашатай. Симон Да, слышу, слышу! Никодим О, жестоковыйный Израильский народ! Народ строптивый! Сыны погибели, вы позабыли, Оставили вы Бога! Ярый гнев Его не научил вас покоряться Безропотно святой Господней воле. [Когда Он вывел из Египта вас, И расступилось море перед вами, Когда пустыней мрачною вы шли, И ваш пророк и вождь при блеске молний Под грозные раскаты грома, в туче, На высоте дымящейся горы Беседу вел с Творцом сорокадневно, Вы, вы тогда что делали в долине? Из золота вы отлили тельца И вкруг него неистово плясали И в мерзостных бесчинствовали играх. Вас пощадил Создатель и простил. Чем вы Ему воздали за пощаду? ] Он посылал пророков вам и мудрых, И праведных, а вы? Вы гнали их Из града в град, бесчестили, камнями Их побивали и казнили их. Дополните же ныне меру ваших Отцов! Один, последний остается, Всевышним посланный с небес на землю

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

Для исполненья вещих прорицаний, И ныне все сошлись на Иисусе. Но вместо радости и ликованья Надгробные нам слезы суждены. Иоанна От двери гроба кто отвалит камень? Ты, Никодим?.. (Слева на вершине скалы показываются и сходят вниз Иосиф и центурион. Светает, небо розовеет.) Явление восьмое Иосиф Его во гробе нет! Иоанна Что говоришь ты? Никодим Где же Он, Иосиф? Центурион Кругом всю местность обыскали мы, Но тела не нашли. Иосиф Мы увидали Лежащие во гробе пелены; Особо свернутый, не с пеленами, Но в стороне от них, лежал и плат, Которым голову Ему повили Вчера мы с Никодимом. Иоанна Поспешим Ко гробу. Никодим Я с тобою, Иоанна. (Иоанна и Никодим поспешно поднимаются на скалу и скрываются налево.) Явление девятое Центурион Я был свидетелем Его страданий, Когда Он на кресте изнемогал. И, видя смерть Его, я всей душою Уверовал, уверовал глубоко: Воистину Он Божий Сын! (Входят справа Симон с цветами Лии, Руф и Вартимей. Все в тревоге.) Явление десятое Симон (Иосифу) . Мой господин, к тебе я с важной вестью: Ты знаешь ли, что камень отвален, Что взяли тело… Иосиф Знаю, Симон, знаю И, как и вы, дивлюсь. Вартимей Кто ж это сделал? Иосиф Не ведаю. Центурион Ученики, быть может, В глухую ночь, когда вздремнула стража, Его похитили? Иосиф Но для чего? Симон Ученики на это не способны. — [Уж до восхода солнца не далеко; Минул покой субботы: нам пора В саду за труд обычный приниматься. Иосиф Не долго же вы спали в эту ночь. Симон Мы, господин, и не ложились. Только Нас отпустил ты, там, у входа в сад, Послышались шаги нам за стеною. Я выглянул в калитку; в полутьме, -] Тогда еще светать не начинало, - Узнал я Иоанна, рыбака Из Галилеи… Вартимей [Это Иисусов Любимый ученик… Руф Живет у самых Ворот, насупротив калитки сада Он через улицу, наискосок От дома твоего…] Симон Он шел от гроба Взволнованный… Мы от него узнали, Что камень отвален, что гроб открыт И что исчезло тело Иисуса… Руф Тогда мы сами сбегали туда И не нашли Его. Симон Вот полевые Цветы, что Лия принесла; что делать

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

«День» на еврейском языке означает двенадцать часов дня. Это самая жара, работа приостанавливается, и люди спят. Сонливость на всех нападает. А ночь – естественное время для сонливости. Псалом учит, что для преодоления сонливости надобно изучение Закона Божьего. Когда ты принимаешь решение: я буду ходить на занятия воскресной школы для взрослых, я буду читать Библию , изучать Божьи законы, решение по поводу тебя на Небесах приостанавливается. Если, например, на молодого правонарушителя заведено дело, а он говорит: «Я устроился в школу, я устроился на работу». Участковый говорит: «Посмотрим, может быть, что-то получится – и мы тогда аннулируем все дела или приостановим их». Это действительно так: когда человек начинает серьезно относиться к изучению слова Божьего, искать Царствие Божие и Славу Его, все остальное прилагается, как бы амнистия выносится. Многие верующие люди мне говорят: «Это необъяснимо: к середине месяца кончаются все деньги, и когда остается немного рублей, с полной уверенностью тратишь их – и появляются какие-то другие деньги. Как живем, чем живем, какой-то тут феномен». « И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок » ( Руф.1:3–4 ). А во Второзаконии сказано: «Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки» ( Втор.23:3 ). Кстати, если бы царь Давид с таким происхождением, с такой прабабушкой, в современном Израиле попытался получить гражданство, ему бы не дали – в соответствии с законами современного государства Израиль. И вот сыновья Ноемини « взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь » ( Руф.1:4 ). И далее сказано: « Но потом и оба [сына ее], Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего » ( Руф.1:5 ). Эта семья потеряла все в поисках счастья на полях Моавитских. Сейчас постоянно нашу молодежь заманивают на эти поля Моавитские: давай, включайся в бизнес… новый бизнес-проект.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Апостол Агав , первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апостолов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии ( Деян. 11:27–30 ), то есть голод 44–48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян. 21:11 ). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции). Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). О нем сказано в Послании к Римлянам ( Рим. 16:14 ); следовательно, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впоследствии претерпел мученическую кончину. Апостол Руф был сыном земледельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк. 15:21 ). Следовательно, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16:13 ). Апостол Флегонт , римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апостолом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ); впоследствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии). Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам ( Рим. 16:14 ). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Болгарии). Замучен язычниками в самом начале II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со временем это полушутливое предсказание сбудется. Монах Руф будет заключен в колонию на пять лет, а затем еще 18 лет проживет в «затворе» - в подвальной туалетной комнатке без окон, на Печерске, где будет работать уборщиком туалета. Потом, читая Евангелие, не раз будет замирать на месте, повествующем о том, как Христа вели на Голгофу и как римские воины схватили Руфова отца Симона Киринеянина, чтобы тот нес крест Господа для распятия. В мае 1960-го центральная украинс кая газета «Правда Украины» писала о «хулиганских действиях» монахов Киево-Печерской лавры. В стране действовали, в том числе и с грифом «совершенно секретно», указы «об усиленных мерах по борьбе с религией». Хрущев заявил во всеуслышание, что в 1980 году по телевизору будет показан «последний поп». Кстати говоря, вспоминая об этом заявлении, митрополит Владимир (Сабодан) в своих дневниковых записях заметил, что речь шла непосредственно о нем: Хрущев на московской фотовыставке указывал на его фотографию. Символично и то, что по приезду в Киев в июне 1992 года новый предстоятель Православной Церкви на Украине встречался со старейшими иноками Киево-Печерской лавры, в числе которых был и монах Руф. Со временем старшая братия отошла ко Господу, лишь отец Руф оставался, как сам он шутливо говорил, «последним из могикан». Приведу документ приговора Печерского суда г. Киева от 16 мая 1960 года о «хулиганских действиях» монахов, о чем писала тогда одна из республиканских газет. Речь шла о «мракобесии и борьбе с опиумом народа» - о Православной Церкви. Открытая во время Великой Отечественной войны Киево-Печерская лавра, по указанию Кремля, должна была быть опять закрыта. Органы КГБ взяли на вооружение весь арсенал приемов, одним из которых и являлся заготовленный сценарий с якобы избиением фотокорреспондента «Правды Украины» товарища Осадченко. Во время упомянутого «действа» за углом лавры стоял «воронок» с приготовленными наручниками для лаврских «хулиганов-попов». Машинистка «Правды Украины» Раиса Демьянова Шаповалова, отмечавшая недавно свое 97-летие, помнит эту публикацию, о которой в редакционной курилке говорили, что и «Сталин не был так лукав, как Хрущев». Дело в том, что фотокор Осадчий сам спровоцировал драку и сам нападал на монахов с кулаками, что собственно, людям с Владимирской, 33 (управление КГБ по Киеву) и было хорошо известно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010