Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого - приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послушай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, поднимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, лисицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, - противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гомер и Давид: пересечение параллельных Наброски к теме 12.05.2021 1587 Время на чтение 12 минут Поэмы Гомера… древни, как псалмы Давида . Н.И. Гнедич 1. У поэм Гомера сладкий привкус нектара, который, возможно, тем и открывает читателю многомерную реальность, соотносимую со всем, одновр еменную всему. Веками загадочный автор воспринимался цивилизованным языческом миром как человек каждому близкий, почти родной, так воспринят он был и эпохой Возрождения. Вот и в русском сознании Гомер уже лет двести растворён, может и незаметно, но именно как золото в крови. В «Повести временных лет» Нестор-летописец (сам носитель гомеровского имени множество раз цитируя пророка Давида, вдруг, перечисляя земли, отошедшие Иафету, сыну Ноя, называет в числе различных территорий девять небольших остров, которые взяты из поэм Гомера Через столетия в лексиконе А. Пушкина только в «Евгении Онегине» тема Гомера комментариями Набокова отмечена с десяток раз. Через несколько лет после Пушкина, в 1840 Ф.М. Достоевский в 19 лет, ведя литературный спор с братом, напишет: «Вот как я говорю: Гомер (баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу… Ведь в «Илиаде» Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной и земной жизни, совершенно в такой же силе, как Христос новому». В этом есть молодой задор спорщика, но в этом есть и правда. Здесь же заметим, что имя «Гомер» не было чуждо слуху древнего еврея. Оно встречается в Ветхом Завете (Танахе). Гомер – имя старшего сына Иафета, внука Ноя (Быт. 10: 2-3). В Книге пророка Иезекииля (VI в. до РХ.) Господь обещает спасти народы, в том числе некоего «Гомера со всеми отрядами его» (Иез.38:6). В-третьих, в Книге пророка Осии (VIII в. до РХ.) имя это мы видим в «женском роде»: «И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима» (Ос. 1: 3). Толкователи имя Гомер определяют как «полный», «совершенный». Но не слепой! Тексты Гомера обрели свой нынешний вид в Александрйской библиотеке во II в. до Р.Х. Учёные-филологи во главе с Аристархом Самофракийским (216-144) совершили научный подвиг. В гомеровских текстах, собранных со всего света, ими устранены разночтения, для удобства хранения тексты разбиты на главы (по числу букв в алфавите). Еврейский канон, Танах – еврейская Библия, принял свой канонический вид много позже. Но Септуагинта – перевод Танаха на древнегреческий был выполнен там же, в Александрии, примерно в тоже время, в III-I веках до РХ.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

Прежде всего возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель, несомненно, смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей исторической книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и священные писатели других книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: «Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир» ( Прем.2:23–24 ). «От жены начало греха, и тою умираем вси, – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.26–27 ). Пророк Иезекииль пользуется общими чертами библейского повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историческое событие освещается другим ( Иез. 28 ). Пророк Осия говорит о евреях: «Они... подобно Адаму, нарушили завет и... изменили Богу Израилеву» ( Ос.6, 7 ). В Новом Завете библейскому повествованию о падении также придается значение исторической достоверности. Апостол Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11, 3 ); или еще: «прежде создан Адам, потом Ева , и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2:13–14 ). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языческих народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник, так называемый «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят две фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, – мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библейского сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языческих народов имеются сходные с библейским сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеческой истории и описанных в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Часть первая Отделение первое 1. О качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых для духовника Качества ума и сердца и добродетели Особенные умственные и нравственные качества, которые требуются в священнике для плодотворного совершения Таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачем и учителем, суть следующие а) знание, б) благоразумие, в) истинная ревность о спасении душ, г) святость жизни, д) пламенная молитва и е) богомыслие. а) Знание Священнику, как совершителю Таинства покаяния, необходимо знание, но не надмевающее и рождающее тщеславие, а знание спасительное, исполненное любви и смирения. «Устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть» ( Малах.2:7 ). Для апостольского дела необходимо и апостольское знание; для служения евангельского необходимы евангельское знание и евангельский дух. Приобретению сего знания священник должен посвятить всю жизнь. Как может священник судить о мыслях, словах и делах кающегося, если он не имеет надлежащих сведений о законе Божием и правилах церкви? Как он может обличать заблуждения, разные виды и образы зла, если святое знание не просветило его умственных очей и не открыло ему смысла и силы Божественной истины? Не имеющий надлежащих познаний священник есть «слепой вождь слепого, которые оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Незнание бывает во всех делах источником заблуждения и погрешностей; но оно во всех отношениях гибельнее в деле пастырского служения. Несведущий пастырь впадает в непрестанные ошибки; он может отвергнуть кающегося, который требует истинно отеческого участия духовника, или признать надежным того, который закоренел в привычках ко греху; такой священник непрестанно нарушает правила церковные, ибо не знает их; совершает святые Таинства без разумения их силы и важности, без страха и благоговения, без достоинства, ибо они для него непонятны и мертвы. Без знания своих обязанностей он или не исполняет их, или если исполняет, то неудовлетворительно, ошибочно. Неведающий священник служит в бесчестие и поношение церкви, бывает предметом презрения умных людей. Кто отвергает знание, тот будет отвержен Богом. Над ним совершится приговор Божий: «Яко ты умение (знание- от авт.) отвергл еси, отвергу и аз тебе, еже не жречествовати мне» ( Ос.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Глава 8 Ос.8:1 . В гортани их, яко земля непроходима, яко труба, яко орел в дому Господни. Как отцы их постоянно прекословили и презирали силу Мою, явно противились Моисею и Аарону, посланным для их освобождения: так и они, подражая в упорстве отцам, сделаются «яко земля непроходима», будут преданы конечному запустению, после того, как громко прозвучит воинская труба, подобно орлу налетит царь врагов, и с величайшим неистовством нападет на дом Божий. А что орлом назвал царя врагов, свидетельствует о сем пророчество Иезекииля. Ибо сказано: «орел великий, великокрылый, исполн ногтей, иже имать повеление внити в Ливан» и проч. ( Иез.17:3 ). Потерпят же сие Понеже преступиша завет Мой, и на закон Мой нечествоваша. Посему-то самому сказано: Ос.8:2 . Ко Мне воззовут: Боже познахом Тя. Испытывая сии бедствия, взыщут они тогда помощи. Но за что же потерпят такие бедствия? Ос.8:3 . Яко Исраиль отвратися благих. И показывая, какие это блага, Пророк присовокупил: Ос.8:3–4 . Врага прогнаша: Сами себе царя поставиша, а не Мною, начальствоваша, и не явиша Ми. Когда пользовались Моим о них промышлением, тогда одолевали всех неприязненных им. Впрочем и это не убедило их предаться Моему промышлению; напротив того сами поставили себе царя, даже не вопросив Меня об этом. Обвинение сие падает на десять колен, которые поставили себе царем Иеровоама, не вопросив Бога всяческих, надлежало ли это сделать. И никто из читавших книги Царств да не почтет сего противоречащим сказанному там; потому что Ахию Силонитянина послал Бог не к народу, но к Иеровоаму; а поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя. После сего, обвинив в том, что, от Бога прияв серебро и золото, употребили оное на сооружение идолов, предлагает увещание и совет: Ос.8:5 . Сокруши тельца твоего Самарие; и после вносной речи: разгневася ярость Моя на ня: доколе не могут очиститися, иже во Исраили? присовокупил: Ос.8:6 . И то древодел сотвори, и несть Бог: зане льстяй бяше телец твой, Самарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 14 1. Погибель Самарии. 2–5. Увещание к Израилю. 6–9. Исцеление язв Израиля и дарование ему милости. 10. Заключительное увещание. Ос.14:1 . Опустошена будет Самария, по­тому что восстала про­тив Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут раз­биты, и беремен­ные их будут рас­сечены. Пророк обращает свою угрозу к столице Израильского царства Самарии, которая была гнездилищем нечестия. Ос.14:2 . Обратись, Израиль, к Го­с­по­ду Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. «Обратись Израиль» – выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. «Упал (kaschal) от нечестия твоего» – речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля. Ос.14:3 . Возьмите с собою молитвен­ные слова и обратитесь к Го­с­по­ду; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и при­ми во бла­го­, и мы при­несем жертву уст наших. Ос.14:4 . Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; по­тому что у Тебя мило­сердие для сирот». Пророк указывает, в чем именно должно состоять обращение народа к Иегове. «Возьмите с собою слова», т. е. слова молитвенные, слова искреннего раскаяния во грехах и молитвы о прощении. «Прими во благо», vekach tov, «прими благое», т. е. вероятно, то доброе, что мы, обращающиеся желаем принести тебе, именно жертвы уст наших (Бродович). Обращение Израиля к Богу должно, по мысли пророка, состоять также в том, чтобы народ не надеялся на ассириян, или на военную силу (на кони), уповал только на Иегову и не служил идолам. «У Тебя милосердие для сирот» – в этом побуждение к покаянию и надежда на прощение. Отступление текста LXX от подлинника не подтверждается другими переводами. Слова слав. т. (ст. 3): «можеши всяк отвращи грех» читаются только в немногих греческих кодексах и могут считаться позднейшей вставкой. Ос.14:5 . Уврачую отпаде­ние их, воз­люблю их по благо­воле­нию; ибо гнев Мой отвратил­ся от них. «Уврачую отпадение их (meschubotam – отступничество), возлюблю их по благоволению». LXX читали moschubotam и потому перевели – «исцелю селения их», разумея восстановление селений Израильских, после плена. Вместо слов «по благоволению» (nedavam – добровольно) в слав. «явленно» ( δμολγως), т. е. так, чтобы все видели и знали, возлюблю особенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Ос.14:1 . Погибнет Самария, отважившись поступать вопреки Божией воле. Будет она истощена войною, и жители ее увидят грудных младенцев разбиваемыми о землю, и носящих во чреве умерщвляемыми вместе с плодом их чрева. Но чтобы не испытать сего самым делом, Ос.14:2 . Обратися Исраилю ко Господу Богу твоему; потому что много времени провел ты в беззакониях. Потом Пророк научает их, какие слова надлежит произносить умилостивляющим Бога. Ибо говорит: Ос.14:3 . Рцыте: можеши всяк отверщи грех. Ибо, принося молитву сию Богу, не приимете воздаяния за неправду, но насладитесь всеми благами. Умоляя же Спасителя и Благодетеля, присовокупите к словам сим и следующее: не будем более возлагать упования ни на кого из людей, ни на Ассириян, ни на Египтян, ни на множество коней, и рукотворных идолов не станем признавать богами. Как скоро скажешь это; всегда пребывающий с тобою Господь помилует сироту, то есть, тебя, подобно сироте оставленного без призора и попечения, сподобит всякого промышления. И исцеление подам тебе, говорит Бог, избавляя от облежащих зол, искренно возлюблю тебя, положу конец всякому наложенному на тебя наказанию; как некую росу, буду подавать тебе дары Мои, чтобы процвел ты подобно крину. Ибо сие выразил, сказав: Ос.14:6 . Буду якоже роса Исраилю, процветет яко крин. Божественное писание многократно упоминает о сем цвете; так Исаия взывает: «да веселится пустыня, и да цветет яко крин» ( Ис.35:1 ). И в песни песней жених говорит о невесте: «якоже крин, в тернии, тако сестра моя посреде дщерей» ( Песн.2:2 ). И Господь в священном Евангелии сказал: «смотрите крин сельных, аминь глаголю вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» ( Мф.6:28–29 ). Из всего этого дознаем, что в цвете сем кроме благоухания восхваляется его белизна. С ним сравнивается душа, очистившаяся от греховной скверны и облеченная в светлую ризу крещения, о которой взывает Исаия: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» ( Ис.61:10 ). Сему-то крину подобно, говорит Пророк, процветет и Израиль, познавший Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Антропопатизм (от греч. νθρωπος — человек и πθος — чувство) — 1) одна из форм описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, поступки, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений) посредством терминов и выражений, традиционно используемых для описания человеческих чувств (гнева, раскаяния, ненависти, жалости, милости, любви…); 2) такого рода термин или выражение, примененный (примененное) для описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений). Какие примеры антропопатизмов можно встретить в Библии? К числу библейских антропопатических терминов (антропопатизмов), используемых в Священном Писании, относятся: гнев ( Числ.12:9 ; Ос.11:9 ), ярость ( Числ.25:1 ) ревность ( Числ. 25:11 ; Ср.: Исх.20:5-6 ; Исх.34:14 ), раскаяние ( Ос.13:14 ; ср.:   Быт.6:6-7 ), месть ( Ис.59:18 ; Ср.: Наум.1:2 ), любовь ( 2Пар.9:8 ; Ср.: Ин.3:16 ), ненависть ( Втор.12:31 ; Втор.16:22 ), милость ( Быт.24:27 ; Быт.43 ;29), жалость ( Ос.11:8 ; Ср.: 3Езд.1:19 ) и т. п. Для чего в библейские тексты были включены антропопатизмы? При составлении Книг Священного Писания антропопатизмы использовались ввиду непостижимости Бога и ограниченности человеческого разума, человеческого языка. Антропопатический язык – это язык, адаптированный под способности нашего мышления, нашей речи. Уместность его применения обосновывается также тем, что человек создан по образу Божию, отображает в себе совершенства Божества. Всегда ли антропопатизмы передаются одинаково в разных переводах Библии? Не всегда. И хотя в значительном количестве случаев антропопатизмы передаются в Септуагинте буквально, тем не менее некоторые из них представлены там как смысловые аналоги, а не как буквальные лингвистические эквиваленты. Отчасти это объясняется невозможностью подобрать оригинальному слову иноязычное, равнозначное ему и в лингвистическом, и в теологическом отношении. Не представляют ли собой антропопатизмы некую проблему для понимания Бога человеком, уводя его в телесно-чувственную плоскость представлений о Боге?

http://azbyka.ru/antropopatizm

Глава 6 Быт.6:2 . «А сыны Божьи, увидев дочерей человеческих, что они хороши...» Еврейское слово Eloim ( ) используется в значении как единственного, так и множественного числа, поскольку им называется сходным образом как Бог , так и боги. В связи с чем Акила решил перевести «сыны богов» множественным числом, под богами понимая богов святых, то есть Ангелов. Ведь сказано: «Бог стал в сонме богов, и посреди богов Он судит их» ( Пс. 81, 1 ). На основании чего и Симмах, следуя той же идее, говорит: «Сыны сил, увидев дочерей человеческих...» и прочее. Быт.6:3 . «И сказал Господь Бог: “Не пребудет Дух Мой в сих людях вечно, потому что они плоть”». В еврейском тексте написано: «Не осудит Дух Мой этих людей навечно, потому что они плоть». То есть, «поскольку внутреннее состояние людей хрупко, Я не буду сохранять их для вечных мучений, но теперь воздам им то, что они заслуживают». Следовательно, в этом стихе говорится не о суровости, как в наших книгах, а о снисходительности Божьей, поскольку грешник здесь и теперь карается за своё преступление. Поэтому даже в гневе Бог говорит каким-то людям: «Не покараю их дочерей, когда они сделаются блудницами, и их жён, когда они станут прелюбодействовать» ( Ос. 4, 14 ). И в другом месте: «Покараю жезлом их несправедливости и плетьми – их грехи, однако Моей милости не отниму от них» ( Пс. 88, 33 ). Далее, чтобы не показаться жестоким, не дав грешникам возможности покаяния, Он прибавил: «Но будут дни их 120 лет», то есть у них будет 120 лет для совершения покаяния. Итак, не человеческая жизнь, как многие ошибаются, сокращена до 120 лет, но всему тому поколению 120 лет даны на покаяние. Ведь читаем мы, что после потопа Авраам прожил 175 лет, а другие – более 200 и 300 лет. Но так как люди пренебрегли возможностью покаяться, Бог не пожелал дожидаться назначенного времени, но, урезав срок на 20 лет, навёл потоп, определив сотый год, временем совершения покаяния. Быт.6:4 . «А в те дни были на земле исполины. И это после того, как начали сыны Божьи входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это были исполины, от века славные люди».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Финикия, финикийцы I. Финикия – страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: ⇒ Акко, ⇒ Ахзив, ⇒ Тир, Цараат (⇒ Сарепта), ⇒ Сидон, Берит (Бейрут), Библ (⇒ Гевал), Триполис, ⇒ Арвад и Угарит (⇒ Рас-Шамра). Название «Ф.» ( Деян. 11:19 ; Деян. 15:3 ; Деян. 21:2 ) происходит, вероятно, от греч. фойнос – «багряный»: так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (⇒ пурпуру). В Мк. 7говорится о «сирофиникиянах», чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли «пунами»). II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» ( Быт. 10:19 ; Иов. 40:25 ; Ос. 12:7 ) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону ( Суд. 3:3 ; Суд. 10:6 ; 3Цар. 5:6 ; Иез. 27:8 ) и Тиру ( Пс. 82:8 ; Пс. 86:4 ). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам ( Быт. 10:6.15 ). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (⇒ Ваал ⇒ Астарта ⇒ Хананеи, хананеяне ⇒ Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами. III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии – арамеями. Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже – до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (⇒ Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010