В таких общих, но тяжелых по смыслу, словах выражается у пророков вся сущность отрицательной оценки современного культа. Частнейшее раскрытие этой мысли у обоих пророков совершается в том же тоне; в этом отношении Амос и Осия говорят одним языком: то, чем думает Израиль заслужить благоволение Иеговы, то, на чем он утверждает свои надежды на всегдашнее благополучие, – богослужебная сторона религии, есть лишь грех противный Иегове и влекущий за собою неотвратимый суд и кару. Израиль думает засвидетельствовать свое общение с Иеговой усердием в совершении религиозных паломничеств к местным святилищам, – ходит в Вефиль, Галгал, в Вирсавию ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), но эти путешествия не только не благочестивое дело, а наоборот, есть прямой грех . «Идите в Вефиль, и грешите, в Галгал, и умножайте преступления», с горькою иронию говорит пророк Амос, противоставляя этим хождениям требование искать Господа ( Ам.6, 14 ). Вефиль обратится в ничто; дом Божий сделается домом несчастия ( Ам.5 ). Галгал пойдет в плен ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ). Израиль думает снискать к себе милость Иеговы обильными жертвами, но это напрасно; «приносите, продолжает тот же пророк от лица Иеговы, в жертву благодарение квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших, и разглашайте о них: ибо это вы любите, сыны Израиля» ( Ам.4:5 ), но знайте (как бы объясняет пророк), что это не угодно Господу: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, не обоняю жертв ваших», говорит Господь. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам.5:21, 22 срв. Ос.8:13 ). «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (ст. 25). Израиль считает места своих богослужебных собраний святилищами, но, по определению суда Божия, святилища Израилевы будут разрушены и опустошены будут жертвенные высоты Исааковы ( Ам.7:9 ), Разрушены будут жертвенники в Вефиле ( Ам.8:14 ) и храм Вефильский обрушится на головы грешного народа ( Ам.9:1 ) 138 . Всеми жертвами нельзя никогда заменить послушания торе Иеговы ( Ос.8:11, 12 ). Ефрем настроил много жертвенников, но жертвенники эти послужили ему ко греху ( Ос.8:11 ). Иегова же требует не жертвы, a милости; не всесожжений, а Боговедения ( Ос.6:6 ). Обильные жертвоприношения неугодны Иегове, они только напоминают о нечестии народа. Сыны Израилевы в скорби своей пойдут с овцами своими и волами искать Господа, и не найдут Его ( Ос.5:6 ). Священники, приносящие жертвы, погибнут в день суда Божия (1:5). Вера в спасительную силу жертвенников в день суда повергнет Ефрема в позор ( Ос.4:19 ). Когда наступят суд Иеговы над Израилем за его преступления, тогда взыщется с него и за жертвенники в Вефиле ( Ам.3:14 ). Иегова требует вместо всего этого сердечного обращения к Себе ( Ос.5:15; 7:10; 14:2, 6, 4 ; Ам. 4:6–11; 5:4 ) И послушания торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 13 От Меня прияв оправдания и законы, по которым надлежало вести жизнь, Ефрем вместо них возлюбил беззакония идолов, от которых вместо жизни приобрел смерть. Но с каждым, можно сказать, днем будут увеличивать нечестие потомки его, из золота и серебра делая изваяния разных животных, и служа рукотворным идолам. Ибо с таким умоисступлением предадутся сему, что по множеству жертв не будет доставать жертвенных животных, и осмелятся говорить: Ос.13:2 . Пожрите человеков, оскудеша бо тельцы. Ос.13:3 . Сего ради будут яко облак утренний, якоже роса утренняя идуще, и якоже прах развеваемый вихром с тока, как пар от саранчи. За такое нечестие, говорит Бог, в ничто обращу их нашествием врагов. Как восходящее солнце удобно иссушает утреннюю росу, и скоро развевает появляющееся в то время облако, и как сильный ветер без труда уничтожает прах на гумне, а пар носящийся в воздухе истребляет туча саранчи; так и вас истребит туча врагов, и обитаемую ныне вами землю обратит в пустыню. Ос.13:4 . Аз же Господь Бог твой, утверждаяй небо, и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное, то есть, Я не только создавший небо и землю, но и даровавший им продолжительное существование, привел в бытие и все небесное воинство, видимое и невидимое, горние силы и умные природы, и множество звезд с великими светилами – солнцем и луною. И не показах ти их, еже ходити в след их. И Аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене. Ибо по освобождении и избавлении твоем из Египта, давая тебе закон, повелел Я, не знать тебе никакого иного Бога кроме Меня, и сказал: «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» ( Исх.20:4 ). Не только же освободил Я тебя от горького египетского рабства; но и Ос.13:5 . пасох тя в пустыни, на земли ненаселенней Ос.13:6 . на пажитех их, то есть, подавал тебе соответствующее потребностям манну с неба, крастелей с моря, воду из камня; потому что, и в пустыне живя, не имели вы недостатка в необходимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/богопознания.html

Глава 12 Ос.12:1 . Ефрем же зол дух, гоняше зной весь день. И объясняя, что называет зноем, присовокупляет: Тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирияны завеща, и елей во Египет посылаше. Злым духом именует лукавое произволение, а под старанием о «зное» разумеет труд не только бесплодный, но и вредный. Когда Я, говорит Бог, так был к ним расположен, они, живя порочно, поставили на холмах множество идолов (ибо их назвал тщетными и суетными, потому что подобно зною портят все их плоды). А сверх того, сами себя лишив Моего о них попечения, то домогались быть под покровительством царя ассирийского, то просили помощи у Египтян. Сие-то называет Бог продажею елея; потому что не торговлю осуждает, но дает разуметь одно из двух, или что приносили елей, как некий дар царю египетскому, или что, принося золото, домогались у него милости, умоляя быть их помощником. Ос.12:2 . И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям его воздаст ему. Но поскольку так они поступили, то произведу суд, обличу беззаконие Иуды, произнесу на него правдивый приговор, что не поревновал добродетели предков, но оскорбил праотца злочестием. Потом поставляет на вид дела патриарха Иакова, сравнением с отеческою добродетелью обличая их беззаконие. Ос.12:3 . Во утробе запя брата своего: и труды своими укрепе к Богу. Ос.12:4 . И укрепе со Ангелом и превозможе, то есть, Иаков, в самое время рождения держась за пяту брата, произошел на свет, предуказуя тем, каков он будет, и как при помощи доброго обмана приобретет себе благословение первородства, а по прошествии времени, достигнув мужеского возраста, столько отличился подвигами добродетели, что привлек себе Божие о нем промышление, и однажды, убоявшись присутствия Исавова и восслав молитву к Богу, не просто получил от Него помощь, но вступил, как казалось, в борьбу с Явившимся ему ночью, и одержал над ним победу, чтобы изгнать из сердца страх, рассудив, что преодолевший, как казалось ему, Бога не будет препобежден людьми. Здесь один и тот же назван и Богом и Ангелом; потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и «Богом крепким» и «Ангелом великого совета» ( Ис.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 1–2. Воскресение Израиля в будущем. 3–11. Греховность Израиля в настоящем. Ос.6:1 . В скорби своей они с ран­него утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и воз­вратимся к Го­с­по­ду! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, по­раз­ил – и пере­вяжет наши раны; Ос.6:2 . оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Пораженный бедствиями, находясь в плену, народ некогда с особенною ревностью ( «с раннего утра») взыщет Господа. Израиль сознает, что только Господь в силах поразивший его, может перевязать его раны и исцелить, что только Господь в силах воскресить от духовной смерти, которая постигнет народ в плену: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас». Влагая эти последние слова в уста народа, пророк указывает на скорое (два-три дня короткий срок) и несомненное оживление народа. Ап. Павел в послании к Коринфянам говорит, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» ( 1Кор 15.4 ). Так как другого более ясного указания на воскресение Иисуса Христа в третий день в ветхозаветном писании нет, то должно думать, что апостол имеет в виду именно рассматриваемое места кн. Осии и, следовательно, находит в нем предуказание на воскресение Христово. Следуя апостолу, и церковные учители блаж. Феодорит, Григорий Нисский , блаж. Августин и др. видели в рассматриваемых стихах VI-й гл. прообразовательное пророчество о воскресении Христа. Ближайшим образом, разумеется, пророк говорил об Израиле. Но Израиль был прообразом Мессии (ср. Исх 4.22–23 ; Ос 11.1 ; Ис. 4 , Ис. 44 , Ис.52 , Ис.53 ), и важнейшие факты истории Израиля предызобразили черты из земной жизни Мессии. Как должен умереть и воскреснуть Израиль, так умрет и воскреснет Мессия Христос. Мессия – душа народа, источник жизни для него. Поэтому, если должен воскреснуть от смерти народ, то прежде этого еще должно совершиться воскресение из мертвых Мессии. Ос.6:3 . Итак по­знаем, будем стремиться по­знать Го­с­по­да; как утрен­няя заря – явле­ние Его, и Он при­дет к нам, как дождь, как по­здний дождь оросит землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 9 1–7. Возвещение бедствий Израилю. 8–10. Обличение грехов Израиля. 11–17. Воспоминание о прошлой истории Израиля. Ос.9:1 . Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, удалив­шись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. Ос.9:2 . Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. «Не радуйся, Израиль до восторга»: из ст. 2-го видно, что пророк предупреждает Израиля от радости по поводу обильного урожая, – радости, выражавшейся, без сомнения, в особых празднествах, запечатленных языческим характером. Подобно другим народам (слав. «людие» ­­ язычники) Израиль видел в изобилии земных плодов знак благоволения чтимых им Ваалов ( «любишь блудодейные дары на всех гумнах») и, следовательно, радовался тому, что (ki, рус. пер. «ибо») он удалился от Бога и предался блудодеянию, т. е. служению Ваалам. Но эта радость суетна, потому что Израиль не воспользуется обилием плодов: «гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их». В ст. 1-м вместо слов «до восторга» слав. т. читает – «ни веселися» ( μηδ εφρανου), так как LXX вместо el gil (до восторга) читали al gil. В ст. 2-м вместо слов евр. т. lo ireem, «не будет питать их», LXX читали сходные по начертанию lo jedaam; отсюда слав. «не позна их». Ос.9:3 . Не будут они жить на земле Го­с­по­дней: Ефрем воз­вратит­ся в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. Ефрем возвратится в Египет, пророк ожидает наказания народа израильского через ассириян ( Ос 5.13, 10.6, 11.5 ), а в Ос 11.5 прямо говорит: «не возвратится он (Израиль) в Египет, но Ассур – он будет царем его». Поэтому выражение ст. 3-го «Ефрем возвратится в Египет», как и в Ос 8.13 имеет смысл общего указать на предстоящее пленение. «В Ассирии будут есть нечистое» – как вследствие недостатка пищи, так и вследствие невозможности, за прекращением жертвенного культа, исполнить установления Моисея о пище. – LXX евр. lo jeschvu читали как форму perfect, jaschvu и перевели о κατκησαν; отсюда в слав. «не вселишися» (вместо рус. «не будут жить»). Вместо выражения «Ефрем возвратится в Египет» в слав. «вселися Ефрем во Египте», так как LXX форму veschav (от schuv возвращаться) производили от jaschav жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/благочестия.html

Ассирия Ассирия, Ассирийсний, Ассирияне ( – от или =шествие, шаг, поступление вперед, прямоидущий, прямой, ровный, честный, справедливый, блаоуспешный, счастливый; отсюда Ассур, как имя верховного божества ассириян у филологов толкуется «справедливый», как имя основателя их царства может значить вождь, предводитель, сильный, могущественный, благоуспешный, счастливый, и как имя страны – «ровная страна, плоскость, равнина»; σσορ, σσυροι; Assur, Assyrii; Ассуръ, Accpía, Assyrien, Assyrer): Быт.2:14, 10:11, 22 . Числ.24:22, 24 . ... 20:6, 23:29. 1Пар.5:6 . 2Пар.28:16 ... 32:1... 1Ездр.4:2, 6:22 . Неем.9:32 . 2Ездр.5:66, 7:15 . Тов.1:2. 3 . Иудифь.1:1, 7, 11, 4:1, 5:1, 6:1, 17, 7:17–18 . Пс.82:2 . . Иер.2:18, 36 . Плач.5:6 . Иез.16:28, 23:5, 7, 9, 12, 27:23, 31:3, 32:22 . Ос.7:11, 8:9, 9:3, 10:6, 11:5. 11, 12:2, 14:4 . Мих.5:4–5, 7:12 . Соф.2:13 . Зах.10:10, 11 . 3Ездр.2:8 . Понятие. Это обширная и могущественная страна в древней Азии, лежавшая на Тигре, столицей которой была Ниневия, лежавшая недалеко от нынешнего города Моссула; название свое Ассирия имеет от Ассура, сына Симова ( Быт.10:11, 22 ). В северной, гористой своей части, она обнимает при верхнем Цабе лежащую землю курдов или древних халдеев; восточная часть ее, лежащая на границе Мидии, в Ветхом Завете известна под именем Арапахитис (теперь Албак). Ныне вся эта местность составляете большую часть турецкого Курдистана. Границы. Она граничит с севера Арменией, к западу Месопотамией, к востоку Мидией, к югу – Вавилонией. Но границы эти в разные времена изменялись. Нередко под Ассирией разумелась страна, обнимавшая собой собственную Ассирию, Вавилонию и Месопотамию. Сн. Атл. Menke II и I. Киппер. 2 и 3. Физическое состояние страны. Обширная страна Ассирии в северных пределах своих гориста, а на юге большей частью представляет богато орошенную, и потому почти везде плодоносную равнину. Гористая часть ее образуется горными хребтами Армении и Курдистана. Здесь на северо-востоке идут горы Загроса, отделяющие Ассирию от Мидии, и известные на севере под именем Гордейских или Кардухинских гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010