Обратися, обратися, Суламитино! – призыв к возвращению из плена. Оглянись – не забывай в плену своего отечества, вспомни его, оглянись, обратись и вернись в него. Господь повелел пророку Иеремии: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив» ( Иер. 3:12 ). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием» ( Ис. 35:10 ). Но это не просто возвращение из Вавилона в Иерусалим, это – обращение отпавших от чистой веры иудеев к Богу. «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего» ( Ос. 3:5 ). Оглянулась, обратилась Суламита, вспомнила Жениха своего Соломона, вернуться решила. Иудеи, возвращаясь из плена в свою землю, возвращаются и к своему Богу, к Ягве, возобновляют законное и чистое богослужение (Зоровавель, Ездра, Неемия). Суламита или Суламифь – имя производное от имени Жениха ее «Соломона». Мирный и Мирная. Царь мира водворяет божественный мир и в своем народе. Суламифь нашла мир, даруемый Царем мира, «Тем, кто больше Соломона» ( Мф. 12:42 ). Дщери Иерусалимские хотят увидеть вернувшийся Израиль: И мы посмотрим на тебя . Она же отвечает: Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? или: приходящая яко лики полков. Возвращение иудеев из вавилонского плена уподобляется возвращению бежавшего некогда от братнего гнева праотца Иакова из страны вавилонской – из Харрана во Святую Землю. Тогда еще на восточной стороне Иордана у города, названного Иаковом Манаим (или Маханаим), что означает «два полка», или «два лагеря», его встретило «ополчение Божие ополчившееся», полки ангелов Божиих ( Быт. 32:1–2 ). В память этого события в Маханаиме совершались торжественные хороводы, с которыми и сравнивается здесь оглянувшаяся, возвращающаяся Суламифь. Это означает ту ангельскую радость, которая была на небесах, когда возвращался Израиль (и праотец, и через полторы тысячи лет его народ). И то, что, столь претерпев от полков вражьих, ныне израильтяне хранимы полками ангельскими. Когда пророк Даниил молился о возвращении своего народа, то в ангельском мире была брань «князя царства Персидского» и царей персидских с архангелом Михаилом, «одним из первых князей» ( Дан. 10:12–13.20–21 ). Ополчение же «князя Михаила» будет содействовать Израилю, когда «придет князь Греции».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сказав: «уклонились», (пророк) показал, что по природе люди, умели ходить прямо, но от злого произволения уклонились в заблуж­дение, по написанному в Екклесиасте, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» ( Еккл.7:29 ). «Все уклонились», как телята, носящиеся по лугу, и «все стали совершенно негодны», как дыря­вые ведра, как мехи, дающие течь и ни на что более уже не годные. И не понемногу, но все вместе, «все стали совершенно негодны», запутавшись все вместе в одной сети нечестия. Если же уклонились, то, очевидно, что по природе были правыми, потому что Бог, сотворивши человека, сотворил его правым, а отнюдь не злым по природе. И в другом месте: " преступниками признал я всех грешников земли " ( Пс.118:119 ). Словами: «все стали совершенно негодны», показал, что, будучи по природе благопотребны, непотребными сделались по собственной воле помимо природы. Итак, Господь с неба приник видеть, чтобы уклоняю­щиеся могли получить спасение, если покаются; в противном же слу­чае, продолжая грешить без раскаяния, произнесли бы осуждение самим себе. А что именно для того Господь приникает, и снисходит, и призирает, чтобы или спасти, иди осудить, послушай Его собствен­ные слова: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:20–21 ). Со­домляне «все уклонились», и «все стали совершенно негодны». Поэтому ниспал огонь с неба и как дрова истребил их. Неневитяне уклонились, но так как скоро обратились к покаянию, то не сделались все вме­сте непотребными, но все вместе спаслись. Видишь, как Господь при­зирает, или чтобы спасти, или чтобы погубить, поэтому и пророк Осия говорил: «слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» ( Ос.4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

“Сойди и сядь в прах, девица, дочь Вавилона… Ты утомлена множеством советов твоих: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключится тебе. Вот они, как солома: огонь сожжет их, — не избавили души своей от пламени” ( Ис.47:13-14 ). “И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев и своих волшебников и своих звездочетов, которые говорят вам: “Не будете служить царю Вавилонскому”. “Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли” ( Иер.27:9-10 ). “Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния. Да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности!” ( Ос.9:7 ). “И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать” ( Зах.13:4 ). Господь Иисус Христос говорил о лжепророках: “По плодам их узнаете их … Многие скажут Мне в тот день: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие” ( Мф.7:20-23 ). “Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает” ( Мф.12:30 ). Предсказание Спасителя о последних временах: “Тогда восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам” ( Мф.24:24-25 ). Апостол Иоанн Богослов: “Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” ( 1Ин.4:1 ). Апостол Павел: “Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость” ( 1Кор.1:22-24 ). “Дух [Святой ]же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей” ( 1Тим.4:1-2 ).

http://sueverie.net/lozhnye-chudesa-epis...

ВО-ВТОРЫХ: Как луна весь свой свет берет от солнца, так и Церковь весь свет веры и святыни принимает от Христа. В-ТРЕТЬИХ: Как луна подлежит изменениям, так и Церковь : ибо иногда в мире, иногда же в гонении бывает – однако никогда не оскудевает. Удивляюсь же противникам, как они только это одно подобие луне употребляют на уничижение Церкви, минуя столь многие титулы, служащие ее похвале: ибо Церковь Христова аллегорически называется в Святом Писании не только Луной, но и Солнцем, и Вертоградом Заключенным, и Источником Запечатленным, Раем, Столпом, Голубицей Красной, Градом Божиим, Ковчегом Ноевым, Землей живых. Женой, в солнце облаченной, Царицей в ризах позлащенных и т. д. Минуя все эти хвалебные титулы, досаждают ей луной. Но не удивительно: изверги они Церкви Христовой, а не ее сыны. Из этого длительного доказательства следует, что истинная Церковь Христова не оскудевает и не может оскудеть, и она всегда одна и та же, от Христовых и Апостольских времен и доныне. Так что напрасно и ложно противники называют себя обновителями «падшей» Церкви Христовой. Напрасно и ложно их обновление, напрасна и ложна их догматика, которая учит отвергать святые иконы, не призывать святых и т. д. 7). Истинная Церковь Христова есть Невеста Христова, о которой Господь сказал Пророку Осии в главе 2: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости, и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2, 19–20 ). И Апостол Павел в Послании к Ефесянам, в главе 5, говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25). И ниже: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29). И ниже: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 31–32). Он также обращается к Коринфской Церкви он: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ). Из этих слов следует, что истинная Церковь Христова есть Невеста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но какая от них польза? Посмотрим на примеры: вот братья Иосифа, когда попали в тесноту скорбей, то и заговорили:во гресех есмы брата ради нашего; сего ради прииде на ны скорбение сие ( Быт. 42:21 ). Это первый плод притеснения – чувство своей греховности, самоосуждения и смирения; этим и разбойник на кресте спасся, когда в сознании своей виновности призвал со смирением Господа. Все последствия временных страданий неудобно-исчислимы, а главные, кои легко приметить, следующие: в скорби своей утренневати будут ко Мне ( Ос. 6:1 ), – как сказал Господь о людях Своих. Страха ради Твоего, взывали святые пред Богом, – во чреве прияхом (скорбь и муку), и поболехом и родихом дух спасения Твоего ( Ис. 26:8 ). И три отрока в пещи огнем горящей, свидетельствовали тоже: душею сокрушенною и духом смиренных да прияты будем ( Дан. 3:39 ). И Давид пред лицом Божиим вещал, значит неложно: прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню ( Пс. 118:67 ). И Павел, указывая на конец страдальческого пути, писал: кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). И Лазарь, поверженный у ворот богатого, как бы на съедение псам, и он тоже указывает, что за свое злострадание был взят на лоно вечного упокоения. Ибо все, сеющие здесь слезами, – как сказал Дух Святый чрез пророка, – радостью пожнут ( Пс. 125:6 ). Так и Господь говорит: блажени нищии духом; блажени плачущие. Воистину блаженны те, кои, покоряясь учению Господню, идут страдальческим путем: они и здесь радуются среди лишений и скорбей неземною радостью. Путь мой пролег по прекрасным местам, – взывал Давид, – и удел мой приятен для меня ( Пс.15:6 ). И апостол Павел писал: я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа ( 2Кор. 12:10 ). Также и прочие последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью ( 2Кор. 8:2 ). В похвалу первых христиан говорил апостол Павел: вы люди разумные; ибо вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто бьет вас в лице ( 2Кор. 11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   IIІ. „Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечить его струпы, а наконец введет его за царскую трапезу, и возложит на него порфиру, и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл у людей язвы, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо» (Св. Макарие Египетского бес. 15, гл. 45).   11. Библейские тексты об искуплении человечества    Искупление человечества    а) Богом определено совершит чрез Богочеловека: Христос искупил нас от клятвы закона, дабы благословение Авраамово чрез Него распространилось на язычников (Гал. III:13, 14). – Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал. IV:4, 5). – Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупление всех (1 Тим. II:5, 8).    б) предсказано: прийдет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестие, говорит Господь (Ис. LIX, 20). – Изглажу беззаконие твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо я искупил тебя. Торжествуйте небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте глубины земли. Так говорит Господь, искупивший тебя (Ис. XLIV, 22 – 24).    в) совершено кровию Христа: Сын человеческий пришел отдать душу Свою для искупление многих (Мф. XX:28; Мар. X, 25). – Христос своею кровию приобрел вечное искупление (Евр. IX:12).    Искупление избавляет нас:    а) от всякой неправды: Иисус Христос дал Себя за нас, чтобы изба- вить нас от всякого беззаконие (Тит. П, 14).    б) от власти смерти и ада: дорога цена искупление души; Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (Пс. XLIV, 2, 14) – От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. XLIII, 14).    в) от врагов духовных: избавил нас Господь от врагов наших, ибо во век милость Его (Пс. CXXXI, 23) . – Спасу тебя от руки злых, и избавлю тебя от руки притеснителей (Иер. XV:21). – Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас (Лук. I:71).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   2. Что же Моисей? И он делал это по той же причине. Но ты послушай Христа, который говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).    Послушай также следующих слов Его: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Для того и пришел Единородный Сын Божий, для того принял зрак раба, для того пролил драгоценную кровь Свою, разрушил смерть, попрал грех, даровал обильнейшую благодать Духа, чтобы возвести тебя к высшему любомудрию. Впро­чем, и Моисей постановил такой закон не без причины, но, будучи вынужден снизойти к немощи тех, которым он да­вал закон. Они были скоры на убийство, родственной кровью наполняли дома и не щадили ни своих, ни чужих; поэтому, чтобы они в домах не убивали жен, которые сделались им неприятными, он заповедал разводиться, предупреждая боль­шее зло — удобство к убийствам. А что они были склонны к убийству, послушай самих пророков, которые говорят: «созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою» (Мих.3:10); еще: «кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:2); и еще: «ваши руки полны крови» (Ис.1:15). А что они неистовствовали не только против чужих, но и против своих, и на это указывает про­рок, когда говорит: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс.105:37). А не щадившие детей своих не стали бы щадить жен. Чтобы этого не было, Моисей и дал такое дозволение. По­этому и иудеям, которые спрашивали и говорили: как «как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?», Христос, желая показать, что Моисей не в противоречие Ему написал этот закон, гово­рит так: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так», но «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, 7—8). Если бы это было хорошо, го­ворит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хо­тел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, ко­торый теперь Я предписываю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

И пророческое вещание учит: «возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу и Ему будут поклоняться, каждый со своего места» ( Ос.14:3 ; Соф.2:11 ). «Ибо без Меня, – Господь еще говорит, – не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Если мы сами собой не способны и помыслить что-либо богоугодное, «но способность наша от Бога» ( 2Кор.3:5 ), как замечает апостол Павел; то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: «доброму разумению и ведению научи меня» ( Пс.118:66 ). Посему и Господь научает: «просите, и дано будет вам» ( Мф.7:7 ). «Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему» ( Иак.1:5 ). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет, «благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал» ( Пс.15:7, 17:23 ). Чтобы достигнуть сего, при устной молитве и видимом поклонении должно быть еще обращение ума и сердца к Богу; без сего наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева. Ибо Господь говорит: «так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). Пустословному богомольцу, приносящему жертву хвалы, тоже скажет Господь, что и Каину: «еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? Умолкни 20 ( Быт.4:7 ). И молитва его да будет грех, кто по виду молится, а ум его предан земному попечению и сердце его холодно; таким говорит Господь: «когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу вас» ( Ис.1:15 ). И еще: горе вам, лицемеры, что напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее осуждение ( Мф.23:14 ). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Себе ( Ин.4:24 ). Таких поклонников Бог ищет Себе. Молитва по существу своему есть обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа бессмертного.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

§ 414. Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой святой Павел говорит так: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим 2:4 ). Благость Божия есть, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем благодатью Его спастись, ибо так благость Его ведет нас к покаянию. От этой благости Его происходит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: «Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать» ( Иер.3:12 ); и еще: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» ( Ос.14:2 ); и еще: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ). И через апостолов, посланников Своих молит нас, да примиримся с Ним, да не вовеки будем чувствовать на себе гнев Его праведный: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). И Сам Христос пресладкими Своими словами привлекает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). И Дух Святой увещевает и говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:7–8, 15 ; Пс.94:7–8 ). Не только гласом слов пророческих и апостольских, но и самим долготерпением Своим, тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ), призывает нас преблагой Бог на покаяние, как апостол говорит: «Благость Божия ведет тебя к покаянию». Сколько есть идолопоклонников, хульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавых, блудников, прелюбодеев, сквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они и враги Божии. Что это, как не благость Божия, которая ведет их на покаяние? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражьего, хотя они того и не чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010