337 Нам уже приходилось (Утешитель) касаться вопроса о вечности Евхаристии и в будущем веке. Евхаристия знаменует, совершившееся Богочеловечество, жизнь творения в Боге, но для отверженных «на веки веков» она есть и искупительная жертва, пока пребудет сила этого отвержения. 338 В связи с этим возникает вопрос экзегезы некоторых текстов Откровения (20, 12–15), сюда относящихся, именно относительно смерти второй и «озера огненного»: «после суда над мертвыми (в кон тексте явно разумеются воскресшие, которых отдало «море» и «смерть и ад», и «судим был каждый по делам своим»), «и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Здесь, прежде всего, надо выделить образное выражение мысли о смерти второй , т. е. именно о совершенном ее устранении из мира (ср. 21, 4: «и смерти не будет уже». Этому созвучно, конечно, 1 Kop. 15, 26: «последний враг истребится – смерть», с ветхозаветными пророчествами «поглощена смерть победой» ( Ис. 25, 8 ). «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» ( Ос. 13, 14 ) (=1 Kop. 15, 54–5). Эта «смерть вторая», т. е. уничтожение, согласно основному христианскому догмату не может относиться к самим живым существам человеческого или духовного мира. Потому сгорание в озере огненном, горящем серою (т. е. уничтожение чрез сожжение, – иначе трудно понять этот образ), куда последовательно повергаются и те, «кто поклоняются зверю и образу его и принимают начертание на руку свою» (19, 9–11), далее, очевидно, «и «великая блудница», «дым мучения которой восходит во веки веков» (19, 2–3), а далее «зверь и лжепророк» (19, 20), знаменуют не столько отдельных лиц, сколько ложные начала жизни и всех им предавшихся, и, наконец, вообще «смерть и ад». Все это соответствует «вечному огню, уготованному диаволу и аггелам его» ( Мф. 25, 41 ), или тому «огню», o котором сказано у ап. Павла: «сам спасется, но как бы из огня». Раввинистическое выражение «смерть вторая» (R. В. Charles, The Revelation of St John, I, 5a) относится, в отличие от первой всеобщей, физической смерти, к отвержению и упразднению тех жизненных начал, которые не имеют в себе силы жизни перед лицом Божиим, и поскольку их носители подлежат исключению из Царствия Божия (1 Kop.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Св. евангелист Иоанн Богослов подтверждает эту мысль боговдохновенно и назидательно: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин. 4:20). Поэтому Спаситель и не требует от нас ничего более, кроме любви чистой, бескорыстной, сердечной. В ней заключаются все добродетели.    Святой апостол Павел изъясняет высокие свойства любви: Любовь долготерпелива, любовь милосерда, любовь независтлива, любовь чужда чванности, надменности, высокомерия, гордости, любовь чужда бесчинства, любовь бескорыстна, любовь нераздражительна, любовь постоянна, любовь не мыслит зла, любовь ненасмешлива, любовь восторженна к истине, любовь не смущается, любовь все покрывает, любовь всему верит, любовь всего надеется, любовь все переносит, любовь все терпит, любовь никогда не перестает (1Кор. 13:4-8).    Возьмите какую угодно добродетель. Если она не проникнута любовью, то перестает быть добродетелью. Что могущественнее веры? На вере основано все наше спасение. Но отнимите от нее любовь, — и она уподобится мертвому трупу. Св. апостол Иаков изъясняет эту истину словами: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20).    Вера без любви ничего не значит, хотя бы силою веры люди могли горы передвигать с одного места на другое. Св. ап. Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1). Многие из нас пересыпают свои мелочные суждения словами, заимствованными из Св. Писания, но так душевредительно, что они в глазах других делаются жалкими, потому что святые слова в их устах — это звук медного заржавленного гроша, брошенного на тонкую металлическую тарелку.    Без любви ничем нельзя угодить Богу: пусть бы молились и свои молитвы возносили к Господу днем и ночью, но без любви они будут отринуты Богом. Он говорит через пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Святой ап. Павел учит: «если я раздам все имение мое и отдам самое тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). Иначе и быть не может, потому что Бог наш есть Бог милосердия, щедрот и человеколюбия, а мы только орудия Его всеблагого Промысла. В душе нашей должна быть любовь крепкая, живая, безупречная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но потом она сказала: «Возвращусь к первому мужу моему» ( Ос.2:7 ) и пришла ко Христу, сотворившему ее с самого начала по образу Своему. И блудный дух, увидев законного мужа, неминуемо уступает ему место. Таким образом, Христос принимает нас, и дом наш «выметен», очищен от прежних грехов и «убран» убранством таинств верных, о которых знают посвященные. Но это жилище не сразу делается достойным того, чтобы в нем пребывал Христос; только если наши поступки и жизнь столь святы, столь чисты и непорочны, что оно заслуживает стать «храмом Божьим» ( 2Кор.6:16 ). И тогда оно – уже не дом, но храм, в котором пребывает Бог. Но если мы станем относиться к обретенной милости с небрежением, погрязнем в мирских делах и заботах, то сразу же вернется нечистый дух и присвоит этот пустой дом себе. А чтобы его опять не выгнали, он «берет с собой семь других духов злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Лк.11:26 ), ибо лучше, если душа, став блудницей, не вернется к своему первому мужу, чем, вернувшись после признания ему, снова начнет блудить. Апостол говорит, что не может быть «совместности храма Божия с идолами», нет «согласия между Христом и Велиаром» ( 2Кор.6:15–16 ). Если мы принадлежим Богу, то в нас должно исполниться сказанное Им: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор.6:16 ), и как в другом месте говорит пророк: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» ( 2Кор.6:17 ), «не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» ( Ис.52:11 ). «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ). Поэтому в тексте сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:3–5 ). 5 . «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» ( Исх.20:5 ). Смотри, сколь благ Бог ! Он Сам учит нас и делает совершенными, не отрицая присущие человеческой слабости наклонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему; „господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли Его и не сказали народу: Он воскрес из мертвых; тогда этот последний обман будет хуже первого“. Пилат сказал им: „вы имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете“. Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, но сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами. § 98. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. (Мф. 28, 1–15; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 1–11; Ин. 20, 1). «Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15, 10 ). «Оживить нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 2 ). «Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?» (там же 13, 14). После полуночи с субботы на следующий после неё день (ныне воскресенье), Господь наш Иисус Христос, силою своего Божества, воскрес из мертвых. Стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал, и печать была цела. Только сотряслась земля, когда Господь выходил из Своего гроба. Вскоре после сего явился Ангел Господень, отвалил камень от двери гроба 91 и сел на него. Вид его блистал, как молния, а одеяние его было бело, как снег. Приставленные ко гробу воины помертвели от страха; опомнясь же, бросились бежать. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Первосвященники, устроив совещание со старейшинами, дали стражам денег и сказали: „говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если же слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятности“. Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. § 99. Мария, Петр и Иоанн у гроба Спасителя. (Мф. 28, 1–8; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 12; Ин. 20, 2–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

   Размышляя же над Великим каноном, мы уже говорили и о том, кто такой этот — чужой, от которого призывает нас тщательно оберегаться преподобный Андрей.    Это — тот, кто чужд, внешен нашему Богом сотворенному естеству.    Это — тот, кто попытался растлить и унизить то, что Господь создал прекрасным, благородным, высоким, достойным богообщения — ведь в раю Бог общался с человеком непосредственно, более непосредственно, чем с кем бы то ни было на земле, даже не так, как с Моисеем.    Это — «отец лжи и человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).    Это — тот, власть и победа которого разрушена крестной Жертвой, как возвещено было еще в древности Осией пророком: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14; ср.: 1 Кор. 15:55).    О людях, обладающих такими качествами, сказано: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).    О духе же нечистом, который произвел в людях эти качества, сказано, что он — вместе со «смертью и адом» — будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10, 14).    И вот, после этой проповеди я читаю слова преподобного: в покаянии мя приими и в разум призови...    Два условия освобождения от внешней власти называет преподобный: покаяние и разум.    Не лицемерное покаяние, в котором покаянные слова не согласуются со злыми деяниями. Не то покаяние внешнее, когда мы каемся, а после вновь и вновь совершаем всё те же грехи. Нет — святой говорит о покаянии, которое принимает Господь, о покаянии от всего сердца, о покаянии, после которого сама жизнь наша очищается от греховных поступков.    И — не тот разум, о котором сказано: «мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня» (Ис. 47:10), ибо «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А тот, в который призывает человека Господь, Который хочет всем «разум истины приити» (1 Тим. 2:4). В тот разум, о коем вопрошал некогда Иов: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов. 28:12, 20), — и о коем, как бы в ответ, сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Также Исаия говорит: « они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего » (Ис. 58:2). И Осия говорит: « сейте себе в правду, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду » (Ос. 10:12). И Христос, поучая, говорил: « ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету » (Ин. 3:20); и еще: « как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? » (Ин. 5:44); и еще: « так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев » (Ин. 9:22); и еще: « многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали » (Ин. 12:42). И везде можно видеть, что развратная жизнь служит препятствием к надлежащему принятию учения. Как гной, скопившийся в светлом зрачке глаза, ослепляет и помрачает свет его, так и ум, занятый пороками, помрачается и ослепляется в душе нашей. Вот почему и пророк, зная это, говорит: « гневаясь, не согрешайте ». Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование. Как Моисей, начиная речь о нравственности, прежде всего, поставляет заповедь: « не убивай » (Исх. 20:13), так делает и этот пророк, и еще тем более, чем более известны были ему правила благочестия. Тот запрещает убийство, а этот истребляет самого виновника убийства — гнев, который есть корень и источник этого зла. Поэтому и Христос, желая истребить гнев, говорил: « гневающийся на брата своего напрасно, подлежит геенне огненной » (Мф. 5:22). Видишь, какое там и здесь ограничение: « гневаясь, не согрешайте »; « гневающийся на брата своего напрасно », — потому что можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на Сапфиру (Деян. 5:13). Я даже не назову этого просто гневом, но любомудрием, попечением, распорядительностью. Гневается и отец на сына, но потому, что заботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за себя самого; а кто хочет исправить других, тот — смиреннее всех. Так и Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить, таким образом, есть дело божественное, а мстить иначе — дело человеческое. Впрочем, Бог не тем только отличается от нас, что Он гневается справедливо, но и тем, что в Боге гнев не есть какое–нибудь страстное раздражение. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачевством от страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Чужие – Сирияне ( 4Цар.13:7 ), Филистимляне ( Ис.9:11 ), Ассирияне ( 4Цар.15:19:20 ) пожирали силу его и он не замечал; седина покрывала его и он не знает ( Ос.7:9 ); все возвещает ему близкую смерть его, а он нисколько не остерегается. Отчаянный больной ( Ам.6:6:11 ), он упорствует в своем гордом уповании на самого себя, и его высокомерия свидетельствует против него (V, 5). Как глупый голубь, который не избегает никаких силков и бросается в сети, расставленные ему, он ищет помощи у своих врагов в Египте ( 4Цар.17:4 ), в Ассирии (Менаим, 4Цар.15:19 ). Но когда он направит полет к этим странам, я накину на него сеть Мою (V, 1; Иез.12:13; 17:20 и пр.) и я низвергну его как птицу, которую поразила стрела на воздухе, когда она считала себя в безопасности. Я накажу его сообразно с тем, чему он научен книгами Моисея и пророков в своем собрании (VII, 8–12) 44 . Горе им, что они удалились от Меня, гибель им, что они отпали от меня. Я спасал их из Египта рукою Моисея в древние времена ( Втор.7:8 и пр.; Мих.6:4 ), от Сириян при Иеровоаме 11 в недавние времена; а они ложь говорили на Меня ( Oc. VI 113); они хотят скрыть от Меня свое идолослужение (IV цар. XVII, 9), они не прямодушны в отношении ко Мне ( Пс.87:36 ), они окружают меня ложью (XII, 1–2) и следуют лжи своих отцов ( Aмoc. II. 4 ). Когда они вопят от горя на ложах своих, они взывают ко мне (VII, 14; Cyд. III, 9, 15 и пр.: 1Цap. XII, 10 и пр.). Собираются из-за хлеба и вина, а от меня удаляются. Я даю им временные благословения. Я укрепляю их мышцы (при Иеровоаме II), а они умышляют злое против Меня. Когда один путь привел к погибели, они оставляют его, чтобы искать другого, но никогда не избирают того, который один приводит ко мне. Они стали как неверный лук, который негоден ни для чего ( Пс.77:57 ); иногда можно бы сказать, что они хотят обратиться ко Мне, но их благочестие подобно утренней росе (VI, 4). По этому падут от меча князья их, а другие будут покрыты посмеянием в новом доме рабства, куда будут отведены (VII, 13–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

33 ты для них как забавный певец с приятным голосом. Хотя теперь на Иезекииля перестали смотреть как на человека, только произносящего пословицы (см. ком. к 20,49), все же большинство изгнанников видело в нем не более чем источник развлечения. Глава 34 34:2–10 Раненые, больные или выбившиеся из сил овцы всегда находятся под особым надзором пастуха, и он не знает отдыха в заботе о них. И в Израиле идеальный правитель обязан так же заботиться о бедных и угнетенных (см. ком. к 22,7). Между тем израильские цари вместо того, чтобы искоренять притеснение и эксплуатацию, весьма часто были сами угнетателями. 34 вот, Я Сам отыщу овец Моих. Бог устранит неверных правителей и возьмет на Себя роль Пастыря (см. ком. к ст. 2–10). Ср. Лк. 15,3–7 . 34 они были рассеяны в день облачный и мрачный. Ср. Иоил. 2,2 ; Соф. 1,15 ; Ис. 60,2 ; Иер. 13,16 . См. ком. к 7,7. 34 Я буду судить... между бараном и козлом. Здесь, вероятно, метафорически описаны представители могущественных и богатых слоев иерусалимского общества, угнетавшие бедных людей. Ср. Неем., гл. 5. 34 И поставлю над ними... раба Моего Давида. Это обетование восстановления храма (34,6.10–16) предвосхищает царство Мессии. Раб Божий, подобно царю Давиду, будет править в мире по справедливости, и тогда начнется процветание, превосходящее благоденствие в правление Давида. Правда, никто из потомков Давида периода восстановления храма не соответствовал пророческому предвосхищению Иезекиилем будущего Израиля. Зато в Новом Завете Добрым Пастырем стал сам Иисус Христос (см. ком. к ст. 2–10). 34 Давид будет князем среди них. См. ком. к 37,24. 34 И заключу с ними завет мира. Завет включает в себя безопасность страны и изобилие плодов земли. безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Опасность исходила от диких зверей ( Лев. 26,6 ; Ис. 65,25 ; Иер. 5,6 ; Плач 3,10 ; Ос. 13,8 ). 34 узнают, что Я... с ними. См. ком. к 6,7. Я... с ними, и они... Мой народ. Суть Завета Божия с Израилем состоит в том, что Господь будет его Богом, а Израиль Его народом (11,20; 36,28; Исх. 6,7 ; Втор. 7,6 ; Иоил. 2,27 ). Глава 35

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4Цар.2:5 .  И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:6 .  И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею ( 4Цар.2:10 ): «если увидишь, как я буду взят от тебя...». Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники ( 3Цар.19:16,19 ). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим ( 4Цар.2:3,5,7,15 ), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея ( 4Цар.4:1,38,5:22,7:1 ), тогда как пророк Илия действовал одиноко ( 3Цар.19:14 ). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3Цар.20:35 ) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах – главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010