Быт. 48:5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; Иаков, воспринимая в число сыновей своих двух сынов Иосифа, даёт этим Иосифу двойную часть против братьев, перенося на него таким образом право первородства, отнятое у Рувима ( Быт. 49:3–4 ). Право же первенства дано Иуде, а священство отдано при Моисее Левию. Кроме того, Иаков признаёт Ефрема и Манассию наравне с сынами своими патриархами, главами племён (эпонимами). Англ. Библия замечает ещё, что если на Иуду ( Быт. 49:8–10 ) перенесено первенство и ему обещается, что из чресл его произойдёт царственный род и Сам Великий Примиритель, то и особым благословением Иакова над Ефремом ( Быт. 48:14, 20 ) высказалось пророческое предвидение, что из рода Ефремова произойдут также цари. По 3Цар. 11Иеровоам, сын Навата, отделившийся с десятью коленами от царства Ровоама и ставший царём Израильским, был из колена Ефремова; сама столица царства была в Сихеме «на горе Ефремовой» ( 3Цар. 12:25 ). Быт. 48:6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Мы не знаем ничего о других сынах Иосифовых, хотя полагают, что они поименованы в Чис. 26:28–37 а числе потомков Ефрема и Манассии, ибо у Иосифа особого удела не было и ни одно племя Израилево не носило его имени. Заметим, что Иаков говорит об уделе в земле Ханаанской, а не в долине Гесем, которая была временным местопребыванием его семейства и в которой не было, по-видимому, никакого раздела земли между братьями. Быт. 48:7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем. Сравни комментарий к Быт. 35о том, что памятник Рахили был цел во времена Моисея, и что Моисей, вероятно, сам видел его. Иаков упоминает о Рахили в последние часы жизни своей, потому что она была любимейшая жена его, жена по избранию сердца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 8 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Во все дни земли. Это указывает, что это обещание не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес… ( Пс. 88 ; см. также 2Пет. 3и Откр. 21:25 ). Глава IX. Повеление множиться; Завет Господень; радуга; грех Хама; проклятие Ханаана; благословение Сима и Иафета Быт. 9:1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; Сравни Быт. 1:28 . Благословение Божие обращено не к одному Ною, но и к сынам его, т. е. ко всему роду человеческому, ему дано снова право размножаться и обладать землёю, но характер этого обладания изменяется, как видно из следующего стиха. Быт. 9:2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Да страшатся и да трепещут вас все звери» и проч. В первобытном состоянии человек, несмотря на грех свой, был в ближайшем отношении к природе и животным, чем после потопа. Прежде он был владыкою – патриархом земли, и, как можно заключить из этого стиха, между ним и животными, даже дикими, была связь почти такая же, как ныне между человеком и домашними животными. После потопа он может властвовать лишь страхом и трепетом, он отдалился от мира животных уже потому, что, пройдя ряд наказаний, развил свою нравственную сторону. Мысль его уже не останавливается на одних только физических требованиях природы, душа его подымается выше земли и меньше сочувствует органической природе, но и меньше понимает её. Пред человеком уже вдали неясно показывается цель его – совершенно отделиться от земли и развить свои духовные силы. Быт. 9:3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; Быт. 9:4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; «Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и съедать» (Запис. на Кн. Бытия II, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Быт. 21некоторые писатели находили трудность, заключающуюся в том, что выражение, употреблённое на еврейском при возложении Авраамом на плеча Агари воды и хлеба, могло также относится и к отроку; по этому поводу ещё Иероним указывал на Быт. 21:18 , как на доказательство, что Агарь вела сына за руку при этом втором изгнании, а не на плече, как говорили те, которые хотели доказать, что это Елогистический отрывок, введённый посреди Иеговистического документа. Быт. 21:19 И Бог открыл глаза ее, И митрополит Филарет, и Англик. комм. Библия делают замечание, что выражение это может указывать, что колодезь был вблизи, но что Агарь не видела его, или же что он был завален камнем и песком, как обыкновенно делают в пустыне, чтобы он не засорился, и Богу угодно было, чтобы она вдруг прозрела и увидела то, что доселе смешивалось с окружавшими её предметами. и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Быт. 21:20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Сравни комментарии к Быт. 16и к Быт. 16:12 . Быт. 21:21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской. Под именем пустыни Фаран надобно разуметь пустыню, известную у арабов под именем Ель-ти, т. е. всю пустыню между Палестиной, Египтом и Синайским полуостровом. По преданию, сохранённому в книге Яшар, имя жены этой было Мериба, и она была весьма дурного нрава. Авраам, рассказывает предание, приехавший навестить Измаила, в его отсутствие был весьма дурно принят этою женою, которая не знала его. Отъезжая, Авраам сказал: «Передай мужу твоему, что старец сказал: столб шатра его не хорош». Измаил догадался из слов жены, что приезжал отец его, изгнал египтянку и взял хананеянку в жёны. Через три года Авраам опять навестил сына и опять не застал его. Но жена его, тоже не зная, кто он, приняла его ласково и оказала ему уважение и гостеприимство. Отъезжая, Авраам сказал: «Передай мужу твоему, что старец сказал: столб, на котором утверждается шатёр твой, прекрасен». Измаил, приехав, понял, кто был у него, и ещё более полюбил вторую жену свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В сретение новому человеку, который чрез покаяние зачинается в нас! Ты разумел еси помышления моя издалеча, - восклицает пророк, обращаясь ко Всеведущему (Пс.138:2). Спешит Отец Небесный нам на помощь, простирает руки Свои и поддерживает нас дабы мы не пали назад, снова в пропасть бесовскую на поле свиное, в страну голода. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам, - говорит апостол Иаков (Иак.4:8). О, помощь скорейшая! О, руки благословеннейшие! Если мы еще не угасили в себе и последней искры совести и разума, то должны устыдиться пред таковою любовью Божией, должны как можно скорее покаяться и поспешить с опущенными долу очами и вознесенными горе сердцами в объятия своего оскорбленного Родителя. Когда покаявшийся сын предстал пред отцом, он сказал ему то, что и задумал: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Но этим он даже еще не закончил всего, что желал сказать. Он еще хотел добавить: прими меня в число наемников твоих. Однако отец и не дал ему завершить. Отец не допустил, чтобы покаянник унижался, прося у отца сделать его своим наемником. Потому отец прервал его и начал обнимать его и целовать. Его, столь оборванного, и грязного, и иссохшего, и одичавшего, начал милостивый отец обнимать и целовать и крикнул рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Лучшая одежда представляет собою все богатство и красоту духовных даров Божиих. Сие есть одежда святости и чистоты, в какую был облечен Адам до грехопадения и ухода от Бога в дальнюю сторону. Сия одежда есть Сам Христос; потому она и называется лучшею. Нет на небесах одежды лучше сей. И апостол говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27). Душа, обнаженная от всякого блага, полностью совлекается; ее старая, грязная и изорванная одежда отбрасывается, душа же облекается в одежду новую. Эта новая одежда души представляет собою нового человека, покаявшегося, возрожденного, прощенного и принятого Богом. Без новой одежды сей никто не может пребывать в Царствии Божием, что ясно видно из притчи Христовой о брачном пире царского сына (Мф.22:1-14). Это облачение, по словам апостола, составляют милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... Более же всего... любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:12-14; сравни: Еф.4:24; Откр.7:14; Зах.3:3-4). Перстень на руку означает венчание души со Христом. Покаявшийся разрывает все блудные связи с миром сим, прилепляется душою своею ко Христу и пребывает с Ним в нераздельном единстве. Это обручение происходит силою и благодатью Святаго Духа, за печатью Коего хранятся дары небесные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

в) Эмимы (сравни Втор. 2:10–11 ) суть, по мнению эксетерского каноника Кука, известные в египетских иероглифических надписях Аму, кочевые семиты. Эмим по-еврейски означает страшные. Жили они, по указанию митрополита Филарета, в земле, которую впоследствии занимали моавитяне (также потомки Лота), которые их оттуда изгнали. Земля эта лежала к востоку от Мёртвого моря. Это видно из того, что Кириафаим у Иисуса Навина ( Нав. 13:19 ) назван в числе городов Рувимовых, а известно, что колена Рувима, Гада и полколена Манассии получили удел на восток от Иордана. Быт. 14:6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. Хорреи на горе Сеир означают горных жителей, троглодитов. Ленорман на основании арабских сказаний называет их темудитами и считает их оставшимся в горах племенем переселившихся с берегов Аравии от Барейна в Палестину хананеев (Lenormant; Manuel III 5–6). Гористая страна Сеир простиралась на восток и юг от Мёртвого моря до Еламитского залива; страна эта названа в самаританском тексте Пятикнижия и в иерусалимских таргумах «Габла»; северная часть этой гористой местности и теперь называется арабами Джебаль, или гора. Ел-Фаран есть название в обширном смысле всей пустыни, простирающейся на юг от Палестины до Синайских гор. Вообще думают, что Ел-Фаран есть пустыня, которую арабы называюь Ель-Ти (El-Tih). Быт. 14:7 И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, В нашей славянской Библии, согласно тексту семидесяти, вместо Мишпат читается «источник судный». Митрополит Филарет замечает, что некоторые полагают, что имя это дано лишь впоследствии в воспоминание суда Божия, произведённого на этом месте над Моисеем и Аароном ( Чис. 20:12 ). Фл. Иосиф (по указанию Английской Библии) называет это место Арекем и прибавляет, что в его время оно называлось Петра; тождественность Петры и Кадеса имеет приверженцев, между прочим, так думает и декан Станлей 139 , но другие полагают, что древний Кадес, или Аин-Мишпат, есть нынешний Аин-эль-Вейбе в долине Аккабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ви­дел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословие. " Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят " (Числ.24:9). " Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного " (Мф.5:44,45). Видишь ли, что не должно ни совершенно заключать уста, ни всегда открывать их, но знать время для того и другого? Зная это, и пророк сказал: " положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих " . Какое же это ограждение, как не мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь упо­требляющих уста безрассудно? Ее поставь привратником и стражем, угрожающим совести, и она никогда не отворит двери безвременно, но во время, на пользу и на неисчислимые блага. Потому и сказал некто: " помни о конце твоем, и вовек не согрешишь " (Сир.7:39). Видишь ли, как и этот предлагает ту же мысль? А я сделал ее более грозною, сказав, что она держит в руках не только то, что происходит при смерти, но и после смерти. Если будет так, то никакое зло не родится в душе. Сравни с этим и другое изречение, – что за всякое празд­ное слово дашь ответ в день судный (Мф.12:36). Вспомни, что отсюда и смерть произошла. Если бы жена не говорила со змием о том, о чем говорила, если бы не приняла слов его, то и сама не получила бы вреда, и мужу не дала бы плода, и он не вкусил бы. Говорю это не для того, чтобы винить язык и уста, – нет, – но неблаговременное их употребление, которое происходит от небрежности ума. Есть и другой путь погибели чрез уста, когда бывают лобзания постыдные и нечистые, или коварные и льстивые. И на них положи хранение. Таково было лобзание Иуды, исполненное коварства. Но не таково лобзание Павла, которым он заповедует лобзать друг друга: " приветствуйте " , гово­рит, " друг друга лобзанием святым " (2Кор.13:12). Не таково было лобзание Давида с Ионафаном, но святое, честное, исполненное искренней любви (1Цар.20:41). Таково же было лобзание тех, которые, пали на выю Павлову, и облобызали его (Деян.20:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Воскресенье. Обедня поздняя. В великий агонии от наветов 106 духов злобы был я сегодня во время обедни, тотчас пред великим входом, во время великого входа и после великого входа, – из-за чего же? Из-за просфоры, взятой мною на свой счет для дачи ее кому-либо из знакомых; чревоугодие, человекоугодие спутали мои духовные стопы: враг поймал меня чрез мое мирское пристрастие. Горький урок: не думать ни о чем житейском при совершении пренебесного Таинства. Едва не поглотил меня совсем враг, так страшно я смутился, уязвился, взволновался от него! Сколько раз я припадал к престолу Божию, милости и мира прося у Бога, – се, враг, как лев, терзал меня, когда не было избавляющего и спасающего [ Пс. 7, 3 ]. Но Господь, наказав, помиловал меня и даровал мир, отъяв смятение, исцелив язву, прогнав страх, уныние. Господи! Какая буря бесовская нашла! Отмстил мне враг за вчерашние мои ему ругательства! А я не остерегся: табачку вечером покурил, пива выпил. Пред обедней Господь еще спас меня от адской тесноты за озлобление мое на нищих и на родильницу за неблаговременный будто бы приход. Беседу говорил свободно и торжественно о просительной ектение! Беседы-то мои более в ярость приводят бесов. Но Господь мой всесилен. Вечерню совершал свободно; двои крестины тоже. Чрез державную власть, чрез государя, отца моего, и чрез Святейший Синод я получил неисчислимые благодеяния от Господа. Господи, спаси царя и супругу его и весь царствующий дом, спаси и помилуй, умудри, утверди Святейший Правительственный Синод. Читаю часто слово о кротости (в Евангелии), говорю и сам о кротости и смирении с церковной кафедры – и продолжаю, окаянный, оставаться, злым, нетерпеливым, раздражительным: вот за городом рассердился и раскричался (на всю окрестность) на одного нищего, подошедшего ко мне нечаянно с просьбою о милостыни. Научитесь от Меня, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. А как кроток? Не воспрекословит, не возопиет (не закричит), и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит [ Мф. 12, 19–20 ]. Как кроток и смирен? Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному [ 1Пет. 2, 23 ]. Как кроток? Так, что беспрекословно допустил связать Себя, претерпел безропотно оплевание, биения, заушения, крест и смерть. Сравни свою жизнь с жизнью сего Праведника – Иже есть нам пример для всех для подражания. Вспомни умовение Им ног учеников и самому Иуде на Тайной вечере. О, как я скор на гнев, злобу, досаду!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Восора, или Бозра, упомянута в Ис. 34в числе городов идумейских. Развалины его известны под именем Ель-Бузере в Джебале. Быт. 36:34 Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян. Быт. 36:35 И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф. В книге Яшар (II отдел Исход) упомянута ожесточённая вражда между моавитянами и мадианитянами и рассказана причина этой вражды (измена моавитян во время враждебных действий этих двух племён против Гадада, царя Эдома). Впоследствии Моав просил помощи Гадада против Мадиана, и Гадад поразил мадианитян (как в нашем тексте). Migne (les apocryphes T. II, note 1389) указывает на глубокую древность этого отрывка книги Яшар, так как во время движения потомков Израиля в пустыне мадианитяне и моавитяне забыли уже об ожесточённой вражде своей и соединились вместе, чтобы противостоять движению народа израильского ( Чис. 22:4 ). Быт. 36 И умер Гадад, и воцарился по нем Самла из Масреки. Быт. 36:37 И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. Под именем реки почти везде разумеется в Пятикнижии Евфрат. Реховоф при реке, т. е. лежащий на Евфрате, назван, вероятно, так для того, чтобы отличить его от Реховофа-Ира, который по всем данным должен был лежать на Тигре и, быть может, даже составлял лишь часть великого града Ниневии, виденного пророком Ионою (сравни Быт. 10и комментарий к этому стиху). Быт. 36:38 И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. Быт. 36:39 И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нем Гадар [сын Варадов]; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава. Мы выше, в комментарии к Быт. 36:31 , указывали уже, что м. Филарет и другие комментаторы думают, что Гадар (или Гадад по 1Пар. 1:46–47 ) был современником Моисея, что подтверждается и упоминанием жены его и родства его жены. Английская Библия, выражая то же мнение, замечает, что новейшие критики, желающие отнести ко времени царей Израильских начертание Пятикнижия, никак не могут отнести время жития Гадара ко времени царей Израильских, что составляет одно из сильных доказательств, что сам Моисей начертывал Пятикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все проклятое и отлученное будет исторгнуто из города. В нем установится теснейшее общение Творца с прославленной тварью. Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. В служении Богу смысл жизни человека. «Вы обратились к Богу от идолов, – пишет апостол Павел, – чтобы служить Богу живому и истинному». Но если теперь к служению Богу апостол присоединяет и второе наше назначение в жизни: «и ожидать с небес Сына Его» ( 1Сол. 1:9–10 ), то там узрят лице Его (ст. 4), там будет непосредственное и блаженное служение спасенных Своему Спасителю – Агнцу , Которого и узрят. Там тварь будет служить своему Творцу – Богу , видя Его. Когда Адам был изгнан из рая, то вместе с проклятием получил назначение трудиться со скорбью и потом ( Быт. 3:17–19 ). Поэтому напрасны все попытки неверующих видеть в труде смысл и назначение жизни, жить ради творческого труда. Ныне труд необходим и жизнь без него немыслима. Но и он проклят. А может ли в проклятом, в скорбях и поте быть цель? В Гефсиманском саду из уст Божественного Страдальца сорвалось: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мк. 14:34 ). И в том борении «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Гефсиманская скорбь и кровавый пот сняли проклятие скорби и пота с труда человека. Теперь в Церкви Христовой человеку открывается блаженное и радостное поприще служения Богу, истинная диакония, а не призрачная мира сего. Неразумные представляют себе вечность как некое блаженное безделие, как непрерывный отдых и «вкушение райских яблок». Такое понимание глубоко чуждо Писанию и сокровенному чаянию христиан. Вечность, это – вечно-блаженное и всерадостное служение Богу. Это – труд, освобожденный от проклятия. (Сравни: «Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов...» Что может дать миру «проклятьем заклейменный раб», кроме опять-таки проклятия и рабства греху?! Кроме последующего за этим вечного проклятия и рабства! Откр.22:4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Служащие Богу в вечности узрят лице Его. (см. толкование ст. 4,2). Это великая тайна: не видя, видеть Невидимого! Интересно еще отметить, что Иоанн пишет: рабы Его, служить Ему, лице Его, имя Его. Везде о Нем говорится в единственном числе, хотя это относится к Богу и Ангцу. В этом указание на единосущие Троицы. «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Бог и Агнец – не два Бога, а один, лицо Которого и узрят праведные.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вы увидите Меня, Сына Человеческого, сидящим " одесную силы Божией " . И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.  Видимо противоречат истине. Ибо где Иисус воспретил платить подати, когда Он, напротив, повелел отдавать оные как должное? Именно Он так говорил: " отдавайте кесарево кесарю " (Лк. 20, 25). Как Он возмущает народ? Не доискивается ли Царства? Но этому никто не поверил. Ибо и тогда, когда народ хотел сделать Его царем, Он, узнав о сем, удалился (Ин. 6, 15). Поэтому и Пилат, поняв клевету, открыто говорит: я не нахожу никакой вины в этом человеке. - По моему мнению, и самый вопрос, который он делает Христу, есть насмешка над клеветой. Ибо говоря: Царь ли ты Иудейский? - он насмехается над самим делом. Он говорит как бы так: Тебя, убогого, бедного, нагого, беспомощного, обвиняют в стремлении к царской власти. А это, как мы сказали, есть насмешка над обвиняющими в сем Иисуса, что они такого беспомощного и такого бедняка представляют себе замышляющим такое дело, для которого нужны и состояние, и помощники, А они, не имея ничего другого в подтверждение клеветы, употребляют в дело голоса и кричат против Бога Слова, " Развращает " , - говорят, - то есть возмущает " народ " , и не в одном частном месте, но начал от Галилеи и, пройдя чрез средину Иудеи, успел возмутить до сего места. Мне кажется, что они неспроста упомянули о Галилее, но с намерением привести Пилата в страх. Ибо галилеяне всегда таковы, мятежники и склонны к нововведениям, каков и Иуда галилеянин. О нем-то, кажется, они и напоминали Пилату, говоря как бы так: правитель, сравни Иуду галилеянина, который наделал много беспокойства римлянам, возмутив немалую часть народа. Таков же и Сей, Которого тотчас нужно истребить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010