исповедаем Тебе, Владыко, яко по грехом нашим несмы достойни даже и жизни: исповедаем, Господи, яко несмы достойни даже воззрети на солнце сие, зане несть таков грех, несть ни едино таково злодеяние, егоже не совершилибыхом мы окаяннии. Но приими нас, Господи, якоже блуднаго сына, приими якоже разбойника, приими якоже блудницу и мытаря. Господи, обрати нас! Господи, вразуми нас, и не прогневайся на нас, но буди милостив ко грехом нашим! Ты еси Бог наш, и разве Тебе иного не знаем. Господи, исторгни нас то враг наших и не вниди в суд с рабы Твоими. Господи, Ты еси Бог, и мы людие Твои. Согрешихом, содеяхом беззаконие и неправду, сотворихом зло, погрешихом во всем, не послушахом заповедей Твоих, и того ради далече уклонихомся от Тебе. Но помилуй, Господи, дела рук Твоих: помилуй, Владыко, тыя, иже хитростию змия изгнани быша из рая: помилуй нас и облецы нас в хитон веселия и одежду спасения: помилуй нас, ихже диавол лешил есть помощи Твоея! Милосерде, помилуй тыя, иже оставиша Тя и служаху ему: помилуй заблуждшыя: помилуй не сохранивших заповедей Твоих и последовавших злодеянием демонов: помилуй осквернивших себе грехми: помилуй тыя, иже пребываху под властию диавола: помилуй осквернившихся распутством. Помилуй, Милосерде: помилуй, Блаже: помилуй, Долготерпеливе, зане руки нашя совершиша всякое зло, всякое осквернение, любостяжание и неправду. Осквернихом душу, юже создал еси по образу Твоему, осквернихом тело, осквернихом чувство. Язык наш явися якоже мечь остр, направлен противу ближняго, очи наши исторгают пламень, руки нашя полны крове, ноги нашя скоры на совершение зла, уста наша осквернена злословием, и, кратко рещи, осквернихом и землю и воздух. Воистину неправедная дела наша доидоша даже до небесе, хищения наша превысиша горы, любостяжание превыси облаки, пороцы наши достигоша небесе, греси наши суть непростительни, преступления наша не имут извинения, прегрешения наша суть неисправима, и се земля не может понести наших злодеяний. Темже, Господи, нужду имамы в милосердии Твоем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Вооружитесь мужеством, если ваше отречение привлечет на вас угрозы, побои, истязания! С терпением переносите всякого рода оскорбления, мучения и даже смерть, вы, соблюдающие заповеди Божии и веру Христову! И вот вам небесное приветствие, которое укрепит души ваши светлою надеждою и утешительными обещаниями: И слышах глас с небесе, глаголюще ми: напиши: блажени мертвии умирающии о Господе от ныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят в след их (ст. 13). Отрадные сии обещания в обширном смысле распространяются на каждого Христианина, который проведет жизнь свою до конца по заповедям Господа Иисуса Христа. Вера его и труды не останутся напрасными: они пойдут за ним в вечность, как неотъемлемые права на упокоение в блаженном бессмертии. Здесь мы не можем не подивиться неизъяснимому снисхождению Духа Божия; каждое Слово Его неизменно; а Он, Всеблагий, присовокупляет к обещаниям Своим подтвердительное: Ей! чтобы не оставить ни малейшего сомнения в непреложности Его обещаний. – Впрочем слова Духа Божия, драгоценные для Христиан – тружеников всех времен, в частности относились к Христианам мученикам, умиравшим за Христа – слова тем более утешительные, что сказаны Богом-Утешителем. – Подвижник Христов, одушевляясь их истиною, становится выше немощей природы; терпение его делается мужественным, потому что в душе своей убежден, что и блаженное его упокоение будет вечно. И видех, и се облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну Человеческому, имея на главе Своей венец злат, и в руце Его серп остр. И ин Ангел изыде из храма, вопия велиим гласом седящему на облаце: посли серп твой, и жни, яко прииде час пожати, зане изсше трава земная. И поверже седяй на облаце серп Свой на землю, и пожата бысть земля (ст. 14, 15 и 16). Еще предвозвестник величественный – это Сам Господь Иисус Христос. В пришествие Свое на землю, говоря людям о суде Своем, не редко Он сравнивал его с жатвою ( Мф.13:30 ), кончину века назвал также жатвою, Ангелов жнецами (ст. 39). И здесь является Он в золотом венце, как Царь всего и Повелитель, на облаке, с серпом в руке, чтобы пожать плевелы беззаконий поклонников зверя, то есть антихриста или идолопоклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Гораздо определённее представляется содержание второго понятия: новое“. Все экзегеты единогласно утверждают, что под новыми“ разумеются дела, которые совершит грядущий Раб Иеговы, и события, которые будут сопровождать Его пришествие. Таково в главных чертах содержание пророчества, в первый раз представляющего Еммануила под образом Раба Иеговы. Глава 49:1–9 Послушайте мене острови, и внемлите языцы: временем многим стояти будет, глаголет Господь·, от чрева матере моее нарече имя мое, (2) и положи уста моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры мя: положи мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры мя, (3) и рече ми, раб мой ecu ты, Израилю, и в тебе прославлю- ся. (4) Аз рекох: вотще трудихся, всуе и нивочто дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господом, и труд мой пред Богом моим. (5) И ныне тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе, еже собрати Иакова к нему, и Израиля, соберуся и прославлюся пред Господем, и Бог мой будет мне крепость. (6) И рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже возставити племена Иаковля, и разсеяние Израилево обратити: Се дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли. (7) Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык княжеских: царие узрят его, и востанут князи, и поклонятся ему, Господа ради: яко верен есть Святый Израилев, и избрах ти. (8) Тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти, и сотворих тя, и дах тя в завет вечный языков, еже устроити землю, и наследити наследие пустыни, (9) глаголюща сущим во узах: изыдите: и сущим во тьме: открыйтеся: на всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их. Пророчество 49-й главы является вторым моментом мессианского откровения, где Еммануил первой части книги пр. Исаии представляется под образом Раба Иеговы. Подробный разбор настоящего предсказания с несомненной очевидностью подтверждает это тожество. Согласно предсказанию 42-й главы чудный Раб Иеговы изображается лицом, имеющим выступить на дело общественного служения человечеству. Согласно пророчеству 52, 53 и отчасти 50 глав Он приносит Себя в жертву за грехи погибающего человечества. Данное пророчество (49 гл.) открывает три момента из жизни и деятельности Мессии-Спасителя: момент выступления на дело общественного служения, факт отвержения неверующими евреями и момент привлечения к Нему всего человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

В подобном виде созерцал Даниил «Ветхого денми: одежда Его бела, аки снег, и власа главы Его, аки волна чиста» ( Дан.7:9 ). Белые, как снег, или как чистая волна, власы и убеленная ими глава составляют знак маститой старости или древности, а по отношению к Божеству – символ вечности. Господь же в этом самом Апокалипсическом видении изрек о Себе: «Аз есмь первый и последний» (ст. 10 и 17). Итак, Он имеет главу и власы белы, как Вечный но Божеству, а по отношению к Церквам и иерархии, как объемлющий все времена и все судьбы Церкви, как прежде всех и «над всем Сущий» Глава Церкви ( Ин.3:31 ; сл. 1:30). «Очи Его, яко пламень огнен». Господь Сам поясняет этот символ, когда Он в качестве «имеющего очи Свои, яко пламень огнен» глаголет Ангелу Фиатирской Церкви так: «и уразумеют вся церкви, яко Аз есмь испытуяй сердца и утробы» ( Откр.2:18, 23 ). «И нозе Его подобии халколнвану 4777 якоже в пещи раз- —96— жжены» – символ грозного величия. Так тому же Ангелу Фиатира «Господь, имеяй» не только «очи, яко пламень огнен», но и «нози подобии холколивану». изрек это грозное слово о лжепророчице Иезавели: «се Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь... и детей ее поражу смертью» (ст. 18. 22. 23). Приразившимся к Его раскаленным ногам необходимо сокрушиться, равно как и попранный ими должен быть раздавлен (сл. Мф.21:44 ). «Глас Его, яко глас вод многих». Какой здесь разумеется глас? Первое, что поразило Тайнозрителя в состоянии духовного восхищения, – это был «глас велий, яко трубы глаголющия: Аз есмь Альфа и Омега; яже видиши, напиши» (1:10–11). Глас Господа продолжал раздаваться в слух Тайнозрителя и после того, как он рассмотрел чудное видение: «не бойся, Аз есмь первый и последний... напиши убо» и пр. (ст. 17 и след.). И так это есть вообще глас настоящего откровения судеб Церкви. Подлинно, только бы нам по надлежащему внимать гласу Господа в судьбах Церкви и мира, этот глас потрясал бы душу, как шум вод многих. «Из уст Его меч обоюду остр». Это есть слово Божие, как показывает исхождение сего обоюду острого «меча из уст» Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Се, Аз сотру утверждение хлебное во Иерусалиме (Иез. 4:16), то есть пресечено будет пророчество и прекратится учение, что и представлено под образом — утверждение хлебное. Ибо утверждение , на котором возрастает духовный хлеб, хлеб, питающий душу, есть колос, плодоносящий пророков.   Глава 5 Ты же, сыне человечь, возми себе мечь остр… и возложи его на главу твою и на браду твою, и возми превес весов, и размериши я на три части (Иез. 5:1). Волосы, выросшие во время твоего затворничества, раздели на три части, взвесив на весах; одну часть сожги посреди города, — это изображает тех Иудеев, которые будут в святилище, когда храм загорится. Другую же часть содробиши… окрест его , — и это изображает убитых жителей Иерусалима, которые падут за городскими стенами. И третию часть разсыплеши ветром (Иез. 5:3), и поражающий меч пройдет вслед их. И это изображает тех, которые будут отведены в плен и побиты мечом. И возмеши оттуду мало их числом и ввяжеши я во одежду твою… Упокою… гнев Мой на них, и утешуся (Иез. 5:4, 13). Здесь подразумеваются те, которые избавились от общего истребления сынов Израилевых, остались целы, невредимы, и живыми возвратились в Иерусалим. Сей Иерусалим , посреде языков положих его, и все грады окрест его (Иез. 5:5). На основании этих слов некоторые полагали, что Иерусалим находится посреди земли, как сердце посреди членов. Ибо из Иерусалима явился закон, заповедям которого подчинились все народы; и в Иерусалиме водружен Крест, который своими благодеяниями покорил все концы земли.   Глава 6 И во всем селении вашем опустеют грады, и высокая ваша погибнут, яко да потребятся и погибнут требницы ваши и сокрушатся… кумирницы вашя , разбиются изваяния ваши… И падут язвенна посреде вас… И оставлю еже быти от вас избегшым от меча во языцех (Иез. 6:6–8). Бог показывает, что спасутся те Иудеи, которые покаянием своим оправдают перед язычниками Божию правду, наказавшую их среди язычников и потом собравшую из среды их. Когда сокрушу прелюбодейное сердце отступивших от Меня, тогда бити имут лица своя (Иез. 6:9), то есть за грехи их послано будет на них тяжкое бедствие, и оцепенеет сердце их, и опечалятся лица их от скорби, какая постигнет их при нашествии врагов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сверх того учил ево книге имянуемой Вход латинского языку; из сей книги много речений латинских и немецких себе получил. Сей труд учеником моим прибылен и надобен был и много времяни и радения к тому положил. Иван Грамотин. Малой изрядной, смирной, радетельной и учителю послушной, есть в нем надежда к учению; приходом всех последний, всех по се число радением и тщанием своих превзошел. Знал он напредь сего немного читать по латине, но не так право; я научил ево подлинному читанию и в латинском и немецком языке, а писать на обоих языках. Сей всех лутчеи по немецки говорит, других побуждая к радению своему; малой изрядной к учению. Умеет и он вышереченным розговорам немецким, выучил из книги имянуемой Входа речений латинских и немецких больши 3000. В Донате почитай к концу пришел, умеет склонения и сопружения основание нуждное латинского языку. Скоро имеет научению розговоров. Самойло Копьев. И сейостр, добр и к учению попремногу способен, радетельна и послушна себя до сего времени явил; читает, пишет по латине и по немецки, говорит по немецки и по силе своей совершенству в сем языке внимает. Знает и сей те образы розговоров из книги Входа, немецким и латинским речениям навыкает; дознал почитай весь, в кратком времяни явитца латиншиком. Федор Богданов. Изрядной малой и любит учение; учитца и он тому же, что и прочие учат. Петр Губин. И он изрядную надежду доброго и ученого мужа имущего быти о себе обещает; детище доброе, постоянное, трудолюбивое и учителю послушное, довольно добрую остроту и память имеет, не без прибыли приложитца к наукам. Читает, пишет по латине и по немецки, говорить по немецки выучил вышереченные образы разговоров немецких. В Донате умеет склонения и сопряжения. Из книги Входа речений латинских и немецких понял, в кратком времяни латиншик будет. Семен Андреев – добрую остроту и память имеет, изрядной ученик, не вотще к учению припущен будет; знает читать и писать по немецки и по латине, говорит по немецки, навыкает розговорам сим немецким. В Донате учит третие сопряжение, во Входе неколикую часть речений выучил».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Нечестие народа, «насилие, неправда», его греховность, является в Библии обычною причиною его падения, но и гордость народа и его правителей, нежелание признавать над собою власть Господа, служит такою причиною: «се аз на тя, горде, глаголет (Вавилону) Господь Бог Вседержитель, – и падет гордыня твоя, и разрушится и не будет восставляяй ю» Иер. 50, 31–32 . Перед тем временем, когда жил бен-Сирà довольно часто происходили такие переходы власти от одних народов к другим; об этих переходах пророчествовал и Даниил в своей книге ( Дан. 2, 37 дал., 7 гл. и др.). Впрочем, наблюдение премудрого могло относиться не только к языческим народам, но и к иудейскому, наказанному Богом также за нечестие и гордость. Сл.: «Царство от языка в язык преводится ради неправды, и досаждения, и имений льстивых (Остр.: неправды дельма и досаждения имений)», с Гр. конец стиха точнее переводится: «чрез неправды и гордыни и имения», прибавка «коварные», δλια, Сл. «льстивых» имеется только в немногих списках (248, Сир. екз.); Сир.: «по причине грехов, и гордости, и мамоны», Лат. «по причине неправд, и беззаконий, и поношений, и разных обманов». В Евр. называется здесь только насилие, хамас, и гордость, га " авâ: «имения» или «богатство» прибавлено в переводах Гр. и за ним в Сир. для полноты перечня причин падения царств. Но Евр. чтение хамас га " ава «насилие гордости» едва ли вполне правильно; вероятно, следует, по указанию переводов, поставить между этими словами союз вэ: «насилие», или «нечестие и гордость». В Гр. гл. после 8 стиха (106, в других после 9-го: 70, 248, Cpl., Сир.-екз.) имеется прибавка: «Ибо нет ничего беззаконнее сребролюбца, потому что он и собственную душу делает продажною». В Лат. та же прибавка тесно переплетена со следующим стихом: «скупца же нет ничего порочнее; что гордится земля и пепел? Нет ничего неправеднее, как любить деньги, ибо такой и душу свою имеет продажною, потому что в жизни своей он поверг внутреннее свое», т. е., по объяснению латинских комментаторов, «чтобы добыть и умножить деньги, он не задумается подвергнуть опасности и погубить жизнь и душу свою» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

л. 417 об. Варлам преподобне, и чюдес дар приемъ, исцляеши страсти всякия, моли непрестанно о всх насъ. Икос: Отверзи ми устн, преблаженне, богоприятными ти молитвами предстоя Богови, всеславн Варламе, да воспою божественное твое житие и возглаголю достойно добродтели твоя, еже на земли Христа ради совершилъ еси, преподобне 710 , столпъ бо явися и правило свтло инокомъ, равно аггеломъ стяжав житие, в незаходимая воистинно вселився, моли непрестанно о всех насъ. Пснь 7 Ирмос: Дти благочестивыя в Вавилон тлу златому не поклонишася, но посреде пещи пламенны прохлаждаеми, песнь 711 воспваху, глаголюще: «Отецъ наших Боже, благословен еси». В молитвах 712 бодренное и в пощениих крпкое, и терпние во искушениих неослабное, ума чистотою, преподобие, показался еси, земля бо и земных достойно л. 418 отступль, небесное обртъ наслаждение, воспвая: «Благословен Богъ отецъ наших». Остр ум имя к Богу внимати, страсти душетленныя успил еси и рукояти благоплодия пожал еси, питая благочестно восхваляющих тя и поющих: «Благословен Богъ отецъ наших». Ревностию Христовою ярость поострив, непреклонно слезами и слезными каплями истиннаго плача всеярости и (д)напраснества пламень(д) 713 погасив желания безчестия несытна, и устну молчаниемъ вопияше: «Благословен Богъ отецъ наших». Цломудрие, отче, притяжав, имъже на божественную любовь возшед, прият дары (е)исцеляти недуги(е) 714 душ и телес наших, имиже къ Богу приближитися можемъ, вопия: «Благословен Богъ отецъ наших». Богородичен: Углем Исайя от Серафима от олтаря очищается, возопи велегласно: «Се Двая во чрев приимт и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил 715 , яже есть сказаемо: л. 418 об. С нами Богъ, Емуже вопиемъ: „Благословен Богъ отецъ наших“». Пснь 8 Ирмос: Мусикейскимъ арганомъ согласящим 716 , и людем без числа 717 кланяющимся тлу сушу на молебне, трие отроцы пснословяху: «Господа пойте 718 и превозносите Его во вки». Кротокъ и милостивъ (л)ли чистъ(л) 719 бывъ, кротких землю достиг, отче, укроти настоящую бурю сердцу моему, да в тишин божественнй быв, пснословлю твоя подвиги, воспвая: «Господа пойте 720 и превозноситя Его во вки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий князь Иван Васильевич, - первый русский правитель, который официально стал именоваться царем, - в грамоте Вселенского Патриарха Иоасафа, утвердившей его на царстве, к нему было применено титулование, которое было присуще византийским василевсам: «Се же сия наша благочестная грамота непоколебимо и твердо дана, еже благочестивому, боговенчанному и христолюбивому Царю нашему Господину Ивану» . В числе дел, которые были призваны упорядочить и систематизировать русскую жизнь - составление в 1550 году Тысячной книги, в которую были включены лучшие люди страны (чуть более 1000 человек). Иногда бывает так, что история твоего рода оказывается тесно связана с историей того исторического предмета, который исследуешь. Такое было со мной не раз. Сегодня я приведу вам два примера того, как изучая русскую историю, я выходил на следы собственных предков. Дело в том, что в Тысячную книгу «лутчих людей» попали не только 24 человека из потомков Захарии Чета - Сабуровы, Пешковы, Мусины, Вислоуховы, Пильемовы, Папины, Годуновы и Вельяминовы, но и мой прямой предок - Сила-Савин Захарович-Федорович Лукьянчиков, новгородский помещик Оксотского погоста Деревской пятины . Как тысячник он получил поместье в Московском уезде, - это стало началом 200-летнего пути Лукьянчиковых на юг, вслед за отступающим Диким полем. Родовое прозвание Лукьянчиковых пошло от деда Силы Захаровича - Лукьяна Яковлевича, который жил во второй половине 15 века. Лукьян часто называли «Лукьянчиком» - несмотря на то, что в аналогичном случае князья Васильчиковы полагают, что их родоначальник был маленького роста , я не могу прийти к такому выводу - внешность мужских представителей рода Лукьянчиковых на протяжении по крайней мере четырех веков отличается значительным ростом. Вот, например, как выглядел другой мой предок, родившийся в 1679 году: «приметами он - росту большаго, волосом черен,...лицем малопродолговат, нос остр, глаза светлосерые» . У Лукьяна Яковлевича была жена Федосья-Федотья и два сына - Федор-Захария по прозвищу «Заря» и Иван-Злоба. У последнего было три сына - Василий, Михаил-Басурман и Иван-Третьяк, а у Федора-Захарии в свою очередь было два сына - Яков и Сила-Савин, тысячник.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

—35— 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: В пользу студентов академии Руб. Коп. В пользу бывших воспитанников Руб. Коп. Волоколамского духовного училища – смотрителя Мих. Конст. Казанского Московской духовной Академии Московской дух. семинарии ректора Архим. Анастасия Починковского дух. учил. – смотрителя Дмит. Васил. Лаврова Тамбовской духовн. семин. – ректора Архим. Афанасия Уральского духовного училища – смотрителя Мих. Иван. Беляева Холмского дух. учил. – смотр. священ. Серг. Павл. Косминкова Холмской дух. семин. – ректора, архим. Евлогия 3) Единовременные пожертвования: 1) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 2) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 4) От пожизненных членов: От Епископа Волоколамского Арсения, Р. М. Д. А. От Архимандрита Евдокима И. М. Д. А. 1814 С небесе сшедый расстановка слов соотв. греч. в Рейм. и Ал. В век соотв. греч. Остр. Мар. Зогр. Ал. Сей хлеб расст. соотв. греч. у Ал ζσει древнегр. Рейм. живет, – вм. ζσεται. Слав. жив будет, – μου приб. Г и мн. мин. у Св. Кир. только в одном кодексе, но древнейшем (12 в. Барбер.). 1815 Убо Конст. и поздн. вм. же древн. Слово сие согл. древнегр. и древнесл. вм. поздн. греч. и слав: се слово Ал. Слушати древнесл. соотв. греч. ακоυειν вм. Ал. и поздн. послушати. 1817 Животворяй – св. Ал. вм. иже живет Гал. Асс. др. и живит Остр. Юр. др. или: живляет Мар. оживляет – поздн. – Ал. не успеет, Остр. Гал. Мар. др. от плоти несть пользы никоеяже, Юр.: успеха никоегоже. Примеч. Сир. син: «Дух есть (тот или то), что живит тело (sic.), но вы говорите: тело ничем не полезно». 1818 Глаголах – λελληκα древн. и автор. и Остр. Мар. Загр. вм. λαλ – др. и Гал, Мст. Ал.: глаголю. Есть – Ал. вм. суть др. 1821 Ал. из вас. Гал. и Ал. нецыи, др.: друзии, едини, етери. Ал. изначала – точно вм. исперва Остр. искони др. Вм. тепер. кии Ал. которыи, – древн.: кто. Ал: предаяй – соотв. чт. παραδιδος. Du нек. вм. древн.: хотяй предати – παραδσων – один и св. Кир. или μλλων παραδδναι и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010