К 1025-летию Крещения Руси Президентская библиотека представила в Интернете уникальные документы по истории Православия 10 июля, 2013. Новостная служба В их числе — Остромирово Евангелие, написанное в XI веке по заказу новгородского посадника Остромира и ныне хранящееся в Российской национальной библиотеке. 10 июля. ПРАВМИР. К 1025-летию Крещения Руси на портале Президентской библиотеки  www.prlib.ru  в открытом доступе представлена коллекция уникальных материалов и документов по истории Православия, сообщает сайт Московского Патриархата . В их числе — Остромирово Евангелие, написанное в XI веке по заказу новгородского посадника Остромира и ныне хранящееся в Российской национальной библиотеке; Лаврентьевская летопись, включающая в себя «Повесть временных лет»; книга К.Н. Бестужева-Рюмина «О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910 г.); раритетные книги по истории перевода Библии на русский язык; уникальные фотоматериалы основоположника цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского, выполненные в начале XX века, иллюстрирующие евангельские сюжеты в ризнице Успенского собора Кремля, Ипатьевского монастыря в Костроме, церкви святого Георгия в Старой Ладоге. Создание оцифрованных копий летописей, наращивание электронных фондов открывает новый этап в духовном просвещении. Сегодня назрела задача создания электронных экспозиций для паломников при крупных монастырях, в духовных семинариях и университетах. Работа эта уже началась усилиями российского духовенства и специалистов Президентской библиотеки. Первая национальная электронная библиотека России, фонды которой сегодня составляют 260 тысяч единиц документов и материалов по истории российской государственности, развивает взаимоотношения с Русской Православной Церковью. Фонды библиотеки будут пополняться материалами об истории Православной Церкви в России, а также о ее отношениях с государством. Библиотека находится в Санкт-Петербурге, в историческом комплексе Святейшего Правительствующего Синода, архив которого также оцифровывается.

http://pravmir.ru/k-1025-letiyu-kreshhen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

Перевод, выполненный Г., в силу неблагоприятных исторических условий не сохранился на Балканах, но получил широкое распространение в восточнослав. рукописной традиции XV-XVI вв. и лег в основу ветхозаветной части Геннадиевской Библии 1499 г. и первопечатной Острожской 1581 г. Др. переводы и сочинения, к-рые с определенной долей уверенности можно было бы приписать Г., неизвестны. Несмотря на это, личность, биография и творчество Г. с момента открытия записи стали предметом многочисленных гипотез, научных спекуляций и домыслов. В Г. видели одного из 2 учеников архиеп. Мефодия, оставленных им в К-поле (Георгиев), буд. соименного еп. Мисии, память к-рого находится под 8 янв. в месяцесловах Остромирова Евангелия и Охридского Апостола ( Невоструев, Филарет (Гумилевский), Соболевский, Ангелов, в какой-то степени Podskalsky). В последнее время убедительно показано, что в месяцесловах речь идет о свт. Григории , еп. Нисском (см.: Лосева О. В. Одна из загадок месяцеслова Остромирова Евангелия//Румянцевские чт. M., 1996. Ч. 2. С. 56-60; она же. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 80-82; Турилов А. А. Две забытые даты болг. церковно-политической истории IX в.//Старобългаристика. 1999. Т. 23. 1. С. 14-15. Примеч. 1). Г. также отождествляли с соименным духовником св. равноап. кнг. Ольги (Леонид (Кавелин), Барац). Ему приписывали перевод Хроники Иоанна Малалы и (или) составление компилятивного хронографа (версия весьма популярна в совр. болг. науке и отчасти в российской болгаристике; обзор мнений см.: KME. Т. 1. С. 543-544), перевод книги Царств (Леонид (Кавелин), Николова), авторство поучений с именем «Григория мниха» и просто «Григория» в заглавии (Соболевский, Ангелов), древнейшего Киевского летописного свода и греч. Жития прп. Василия Нового (Барац). Г. Подскальский на основании этой записи пытается понять, как Г. соотносится с Григорием Философом (XI в.; Podskalsky). Все эти предположения основываются лишь на имени книжника и на том обстоятельстве, что киноварная запись, сделанная Г., была ошибочно принята переписчиками за заголовок и в сохранившихся списках отнесена не к предшествующему (Восьмикнижие), а к последующему (книга Царств) тексту, хотя ее содержание оснований для этого не дает.

http://pravenc.ru/text/166620.html

Евангелие Первая тувинская Библия Что тувинцы думают " о русском Боге " и христианах? Возможно ли тувинское христианство? Как произошло так, что шаман нашел переводчика для Библии на тувинский язык, и с какими сложностями столкнулись переводчики? Как шла работа над тувинской Библией и какие книги будут переведены дальше? От протестантизма к Православию: 30 лет спустя В 1987 году 20 приходов евангелического движения присоединились к Антиохийской Православной Церкви в Америке. Вскоре после перехода в новую конфессию люди пишут восторженные и просветленные рассказы. А как обстоит дело спустя 20 и 30 лет? Нашли ли ищущие то, что искали? Трудные места Евангелия: «Ты сказал» Первосвященник Каиафа во время «суда» над Иисусом задает Ему прямой вопрос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Ответ должен решить всё: если Он скажет «да», это будет поводом для обвинения в богохульстве, и первосвященник наконец-то получит бесспорный повод для смертного приговора, к которому он так стремится. А если ответит «нет», это перечеркнет многое сказанное Им прежде. Тяжко мне, Господи. Помоги Однажды я задал в воскресной школе вопрос: «Если убрать из церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратить храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, и оставить только чашу, будет ли тут православие?» Подавляющее большинство ответило, что в таком случае Православие кончается. Остромирово Евангелие: «Вечная новость» и вечная святыня Тот день 25 мая 1057 года для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие. Евангелие бесплатно — а вы сектанты? «Нет, ребята, вы, вероятно, сектанты, потому что православные так себя не ведут!» – такова была реакция одного человека в ответ на предложение взять в подарок и прочитать Евангелие. В рамках благотворительной акции «Пасхальная Весть» издательство «Никея» выпустило и раздало 12 тысяч экземпляров Евангелия от Марка.

http://pravmir.ru/tag/evangelie/page/28/

Интеллектуальное свидетельство о вере Зачем нужны богословские конференции? Как их проведение влияет на церковную жизнь? Находит ли богословие общий язык со светской наукой и культурой? На эти и другие вопросы ответил новый Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Иларион. Остромирово Евангелие: «Вечная новость» и вечная святыня Тот день 25 мая 1057 года для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие. Ткань, хранящая Его лик До нас удивительным свидетельством страстей Господних дошла Туринская плащаница. Какие тайны она хранит? Ответ палеонтолога, или То, что выше рассудка Пожалуй, единственный серьезный вопрос, который поднял Кондрашов – это вопрос о покаянии, то есть вопрос воззрения христиан на самих себя. Мне кажется, что для нас очень важно засвидетельствовать для самих же себя - являемся ли мы учениками Христа? Ученики Христа умели каяться, чему мы в изрядной степени разучились. Сергей Королев. Безымянный главный конструктор Известный амери­канский журналист Том Вульф писал: «Советскую программу окружала аура волшебства. Советы практически не публиковали цифр, фотографий или диаграмм. И никаких имён. Было лишь из­вестно, что советскую программу возглавляла за­гадочная личность, известная как " главный кон­структор " . Всякий раз, когда Соединенные Штаты объявляли о масштабном космическом эксперименте, главный конструктор успешно осуществлял его первым " . Христос как научный феномен Уважаемый профессор Кондрашов берется судить Церковь с трех судебных трибун сразу: с трибуны либеральных ценностей, с трибуны естественной науки и, наконец, с трибуны собственной личности. Что из этого получается? Я – Терминатор! Современные ученые изобретают сверхчеловека Насколько серьезен трансгуманизм и как к этому относиться? НС обратился за комментарием к директору Центра синергийной антропологии ГУ «Высшая школа экономики» Олегу ГЕНИСАРЕТСКОМУ

http://pravmir.ru/tag/nauka/page/40/

1025-летие Крещения Руси Поклонение Андреевскому кресту будет организовано с заботой о слабых Возможность поклониться кресту святого апостола Андрея в Москве будет организована с учетом большого количества верующих любого возраста и физического состояния. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси Нации, утратившие этику самоограничения и служения Богу, Отечеству и ближнему, теряют духовную силу, становятся слабыми и уязвимыми, что влечет за собой угрозу исчезновения и печальную перспективу уступить свое место другим, духовно более сильным. Нам нужно ясно понимать это и не идти путем, ведущим к гибели. Сербский Патриарх посетит Россию По приглашению Святейшего Патриарха Кирилла сегодня в Москву прибывает Сербский патриарх Ириней. В России, Белоруссии и Украине предстоятель Сербской Церкви пробудет две недели. Крест Андрея Первозванного завтра будет доставлен в Подмосковье В среду днем греческая делегация перевезет крест в подмосковный город Дмитров, а в пятницу в 17:00 он будет выставлен в храме Христа Спасителя. К 1025-летию Крещения Руси Президентская библиотека представила в Интернете уникальные документы по истории Православия В их числе — Остромирово Евангелие, написанное в XI веке по заказу новгородского посадника Остромира и ныне хранящееся в Российской национальной библиотеке. В Россию прибудет Крест апостола Андрея (график пребывания) Специально к принесению Креста Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви были изготовлены 1 300 000 небольших бумажных икон Андрея Первозванного, которые будут раздаваться верующим, пришедшим поклониться святыне. В Харькове установили памятник апостолу Андрею Первозванному В основу памятника заложен постамент из 25-тонного цельного камня. Высота памятника составит 4,3 м, всего монумента — до 8 м. В Киеве откроется выставка «Сокровища Святых Лавр Украины» На выставке будут представлены уникальные предметы трех Лавр Украины: Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Свято-Успенской Почаевской Лавры и Свято-Успенской Святогорской Лавры.

http://pravmir.ru/tag/1025-letie-kreshhe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам, Игумен Печерский (+ 1065) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 нояб. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих,и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Был у вел. князя Изяслава Ярославича ближний боярин по имени Ян, внук знаменитого посадника Остромира новгородского (для которого было переписано Евангелие, известное как Остромирово) и сын храброго воеводы Вышаты. Жену его звали Марией. Сын же его, мирское имя которого не известно, уязвился такой любовью к прп. Антонию (память его 10 июля) и инокам святой горы Печерской, что, слушая поучения их, хотел никогда не оставлять их. Раз он явился к прп. Антонию, поверг к ногам его свою богатую одежду и умолял его скорее постричь его. Прп. Антоний, уже и раньше предостерегавший юношу, сказал ему: «Вспомни, чадо, кому ты обещаешься и чьим воином хочешь быть. Здесь невидимо предстоят ангелы Божий, внемлющие твоему обещанию. Остерегись, чтобы отец твой, пришедши с великой властью, не извлек тебя отселе и против твоей воли. Мы же не в силах будем помочь тебе, и ты явишься клятвопреступником пред Богом!» Юноша отвечал ему: «Верую Богу моему, что, если бы захотел меня мучить отец мой, не возвращусь и тогда к мирской жизни!» Тогда прп. Антоний постриг его с именем Варлаам. Узнав об этом, отец его в сильном гневе поспешил с множеством слуг к пещере, разогнал иноков, а сына велел одеть насильно в дорогую одежду и, связав, привести к нему. Но Варлаам успел дорогой сбросить с себя одежду эту в яму и попрать ее ногами. Дома он не стал ничего есть и сел в углу на пол в одной власянице, с опущенными глазами, и, не обращая внимания ни на заботы родителей, ни на слезы невесты, мысленно просил Бога спасти его. Так прошло три дня. На четвертый отец сжалился над ним и, поцеловав, отпустил в пещеру. Как птица, избавившаяся от сетей, устремился юный инок в пещеру. А дома родители, невеста и слуги — все плакали о нем, как о мертвеце. В пещере же, догадываясь о происходившем, все иноки возносили за него молитвы, и велика была радость их, когда они увидели бежавшего к ним Варлаама.

http://sedmitza.ru/lib/text/437891/

Лука, святитель, епископ Новгородский (Жидята) († 1060; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника – епископа Иоакима Корсунянина († 1030; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых). Он первый из русских удостоился степени епископства по воле великого князя Ярослава и принадлежит к числу самых древних наших духовных писателей. Им было написано «Поучение к братии». Год поставления его на епископскую кафедру точно не известен. В разных источниках указываются годы: 1030, 1036, 1037-й. 14 сентября 1051 года освящал знаменитый Новгородский Софийский собор, который им же и был построен. На эти же годы приходится создание Остромирова Евангелия. В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом Ефремом на заточение, где пробыл три года. В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода. Скончался 15 октября 1059 года (по Строеву, в 1060 году). Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором. 22 марта 1558 года обретены его мощи, перенесены архиепископом Новгородским Пименом (Черным, † 1571) в Софийский собор и погребены под Мартириевой папертью (получила свое название по имени святителя Мартирия, архиепископа Новгородского, которым она и была построена). Память святителя Луки местно праздновалась 10 февраля и 4 ноября; общецерковное празднование – в Соборе Новгородских святых. Епископ Лука – первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представляющий собой замечательный образец пастыря. Это «самородный тип, боровшийся с византийским влиянием» и действовавший «в духе чисто русского просвещения». Его слово отличалось изумительной простотой. Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом Мудрым († 1054) в 1030 году школу для обучения мальчиков. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ [греч. Απολιναρα] († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.), дочь к-польского сенатора (синклитика) Анфимия, ставшего впосл. западнорим. императором под именем Прокопия Антемия (467-472). Отличалась красотой, умом и благочестием, тогда как ее младшая сестра с детских лет была одержима злым духом. Дав обет девства и упросив отца отпустить ее в паломничество, А. посетила Иерусалим, а затем храм св. Мины в Египте. Переодевшись монахом и назвав себя Дорофеем, А. поселилась у прп. Макария Великого . Она прожила в Скиту много лет и получила от Бога дар чудотворений. Когда ее младшая сестра, к-рую возили по святым местам в надежде на исцеление, прибыла в Скит, А. избавила ее от демона. Чтобы отомстить А., бес придал ее сестре вид беременной женщины. Император обвинил авву Дорофея в соблазнении младшей дочери, и А. была в оковах препровождена в Рим, где тайно открылась родителям. На суде авва Дорофей был оправдан и вернулся в Скит. Только после его кончины Макарий Великий и скитские отцы узнали, что под этим именем скрывалась А. От мощей преподобной происходило множество исцелений. В зап. мартирологах и визант. календарях память А. отмечается 5 янв. Краткое житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 369-372), память указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI в. ( Mateos. Typicon. P. 174), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 6) и др. В ряде рукописей память А. указана под 4 янв. (напр., Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 257об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый была включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 186). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены память и житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 377, 379 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75636.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010