Поэтому и выше ( Ис. 1:15 ) к ним говорится: руки бо вашя исполнены крове и язык ваш говорит беззаконное. И чрез это упражнение в жестокости и богохульстве они дошли до убиения Господа, как и Иуда путем корыстолюбия дошел до человекоубийства, или вернее, до святотатства, связанного с корыстолюбием. Следующее же затем: помышления их – помышления глупых. Разрушение и бедствие на путях их, и пути мира они не познали, и выше: ноги их спешат на пролитие крови привел апостол [в послании] к Римлянам (3), что многие несведущие считают за заимствованное из тринадцатого псалма, каковые стихи прибавлены в издании Вульгаты, но которых нет в еврейском. Подробнее об этом мы сказали в начале этой книги. Пути же мира справедливо не познали те, кои не захотели принять Виновника его. Ибо Он есть мир наш, говорящий апостолам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин. 14:27 ), и к Иерусалиму: аще бы разумел ты, еже к миру твоему, яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обведут тя, и разбиют чада твоя о землю ( Лк. 19:42–43 ). А так как они не приняли мира, то вследствие этого не имеют и суда на путях своих, – того о котором выше сказано: „вот Отрок Мой, которого Я избрал, возлюбленный Мой, Которого возлюбила душа Моя; Он возвестит народам суд“ ( Ис. 42:1 ). Далее следует: пути их извращенные , – не по природе, а по свободной воле. Ибо что извращается и искривляется, то уклоняется от правого к неправому. Всякое учение Фарисеев есть извращение истины, по которому кто пойдет, тот не только не найдет мира но даже и не познает его, чтобы знать, чего должно искать. Ст. 9–11. Поэтому удален от нас суд и правосудие не будет достигать нас. Мы ждали света, и вот тьма, – озарения, и ходили во мраке. Мы осязали, как слепые, стену, и как без глаз, шли ощупью; мы спотыкались в полдень, как впотьмах, во мраке – как мертвые. Все мы будем реветь как медведи, и поучаясь стонать как голуби. Мы ждали суда, и не будет, –спасения, и оно удалено от нас. LXX: Поэтому отступил от них суд и правда не достигает до них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Поэтому хананеянке, умоляющей о своей дочери, Он сказал: Я пришел токмо ко овцам погибшим дому Исраилева ( Мф. 15:24 ). И ученикам Своим: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите, идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева ( Мф. 10:5–6 ). По этой причине и апостолы сперва проповедовали о Господе в синагогах, и когда Он не был принят ими, то сказали им: вам бе лепо первее глаголании слово; а понеже отвергосте спасение, се обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Ибо свет пришел в мир, а иудеи более возлюбили тьму. Поэтому и Господь, оплакивая Иерусалим, присовокупил: аще бы разумел и ты, еже к миру твоему ( Лк. 19:42 ). А так как [Иерусалим] не принял его [мир], то прибавил: ныне же приидут дние на тя, и обложат врази острог о тебе и обыдут тя и низведут до земли с сынами твоими ( Лк. 19:43 ). Мы же, согласно с предшествующею мыслью, думаем, что все это говорится к Церкви: она сначала собиралась из язычников и свет, взошедший над нею, передала чрез апостолов язычникам. Ей говорится: возстань, светись, чтобы, упав среди неверующих, она восстала среди верных, упав в синагогах, восстала в церквах и после своего восстания светилась, чтобы они не имели тьмы заблуждения. Ибо пришел, говорит, свет твой, который обещали все пророки, который ты всегда ожидала . И слава Господня, которая некогда была над скинией и храмом Его, взошла над тобою, о которой сказано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:2 ). Ибо вот тьма покроет землю, – тех, которые мудрствуют о земном, и мрак – народы, или как читается в еврейском: колена, что относится собственно к иудеям, о которых в другом псалме написано: тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Исраилево ( Пс. 121:4 ). А над тобою взойдет Господь, солнце правды, и слава Его будет видима на тебе, о которой написано : и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполн благодати и истины ( Ин. 1:14 ). И будут народы во свете твоем. Мы все будем ходить во свете апостолов, который светит в мире и тьма не объяла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Уде, Ново- Удинская слобода при р. Уде, Усть-Куцкой острог при р. Куте, Ор      ленская и Тутурская слобода при р. Лене, Илгинский острог при р. Илге, Киренский, Чечуйский остроги и Сполошенная слобода при р. Лене. Гор. Якутск при р. Лене, от Тобольска – 4856 вер. в его уезде – Витимская, Поледуйская слоб. и Олекминский острог при р. Лене, Покровский мон. при Лене, Усть-Вилюйское зимовье – при р. Лунхе, Средне и Верхне-Вилюйское при р. Вилюе, Жиганы и Сиктацое при Лене, Верхоянское – при Яне, Устьинское при той же реке, Зашиверский острог и Уядинское зимовье при р. Индигорке, Алазейское – при р. Алазее, Средне, – Верхне и Нижне-Калымские зимовья при р. Калыме, Анадырский острог при р. Анадыре – от Кутека 2779 вер. К Иркутскому уезду принадлежало еще Правление Охотского порта с приписными острогами – Охотск (острог и порт) при устье р. Охоты, от Иркутска – 3408 вер., Юдомский крест при р. Юдоме, Удский острог при р. Уде, Таусский при р. Тау, Ямской при устье р. Ямы, Акланский острог при устье р. Аклана. правлении Охотска состояла Камчатка, а в ней Нижне и Верхне Камчатские остроги, Большерецкий острог и Петропавловская гавань (Ежемесячные сочинения 1757 г. февраль, стр. 99–125. Географическое положение и границы сибирских провинций см. в Генеральной карте Атласа Российского... изд. Академии Наук 1745 г., и в отдельных картах того же атласа карты XIV–XIX). 412 П. А. Словцов. Историческое обозрение Сибири, I, стр. 231, 233 253–254. (Издание А. М. Сибирякова); П. Семенов. Географический словарь. I, 212; 268, 430; IV, 574; V, 268–269. В Ежемесячных Сочинениях 1757 г. март, стр. 460 вместо Есаганского завода в Красноярском уезде назван Лугазинский завод при речке Лугазе, впадающей в Енисей. 414 Там же, стр. 151–152; 262. Дучерский завод стоял в 5 верстах от впадения р. Калукчи в Нижнюю Борзу, отчего назывался также Калукчинским и Борзинским. В 1757 г. был открыт Кадаинский рудник, в 1760 г. – Михайловский, в 1761 г. – Воздаянский, Воздвиженский и Килгинский, в 1764 г. – Покровский, в 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

на Оби – от Кузнецка 523 вер., Белоярская крепость на Оби, Бийская на р. Бии, Катунская при р. Катуни, Ануйская при р. Ануе. Города, слободы и зимовья Енисейской провинции нами уже названы (стр. 659–660). Иркутская провинция – Иркутск на р. Ангаре, – в уезде: Подгородный дистрикт – Вознесенский мон. при Ангаре в 4 вер. от Иркутска, Урик или Уриковская слоб. при р. Куде, Кудинская слобода – при Куде, Аецкая слобода при Уде; – Балаганский дистрикт – Балаганский и Удинский остроги и Оленки – слоб. при реке Ангаре, Бельский остр, при р. Белой; Верхоленский дистриктъ – Верхоленский остр, при Лене, Манзурская слобода при р. Манзурке, Бирюльская слоб. при Бирюльке, Ангинская монастырская слоб. при Ангинке; ясашные остроги и зимовья к Иркутску – Тункинский при р. Тунке, Култушское зимовье при Байкале, Верх-Ангарские нижнее и верхнее зимовья при Верх. Ангаре; города к Иркутску: Селенгинск при р. Селенге, впадающей в Байкал, от Иркутска – 408 вер., от Тобольска – 3317 вер. – в уезде Селенгинска: Кяхтинская торговая слобода, Троицкая крепость, Петропавловская крепость или Стрелка при устье р. Никоя, Удинский пригород при р. Уде, Ильинский острог, Троицкий мон., Тряскова Архангельская слобода, Кабанский острог, Колесникова слоб. – все при р. Селенге, Посольский мон. при Байкале, Баргузинский острог при Баргузине, впадающей в Байкал, Баутовский – при р. Ципе, Кучинский – при Вишиме, г. Нерчинск при р. Нерче, в Нерчинском уез. Успенский мон. при Шилке, Сретенский острог – при Шилке, Аргунский – при Аргуни, Цурухайтуская торговая слобода от Тобольска – 4227 вер., Уруглинская слобода при реке Уругле, Ундинская слобода при р. Унде, Городищенская – при Шилке, Читинский острог, при р. Чите, Телембинский, Еравинский при озере М. Еравине, Итанцинский при р. Селенге. Гор. Илимск при р. Илиме, в его уезде – Тушамская слобода при р. Илиме, Кяжемская слоб. при р. Тунгуске, Брацкий острог при р. Оке, Барлуцкая слобода при той же реке, Яндин- ский острог при Ангаре, Уст-Удинская слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВОКУЗНЕЦК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новокузнецк. Фотография С. Степанова, 2009. Основан в 1618 году как Кузнецкий острог в верхнем течении р. Томь, недалеко от устья р. Бряза (правый приток Томи) и почти напротив устья ее левого притока р. Кондома. Название получил по роду занятий местного населения - кузнечного промысла. Первоначально строился как небольшой острожек-зимовье с целью обезопасить сбор ясака с и был рассчитан на 10-12 человек казаков-годовальщиков. Острог строился сводным отрядом томских, тюменских и верхотурских служилых людей под командованием томских детей боярских О. Кокорева, М. Лаврова и О. Михалевского (Харламова). Остатки острожка обнаружены в ходе археологических работ в 2000 году Ю.В. Шириным. Для обеспечения безопасности ясачного населения от набегов киргизов и калмыков в 1620 году построен новый острог, рассчитанный на проживание 50 человек. Томские власти, принимая во внимание особенность топографии правого берега Томи, где был построен острожек (у подножия горы Воскресенской), что отрицательно сказывалось на его обороноспособности, и небольшие площади земли на правом берегу, необходимой для заведения здесь служилой и государевой пашни, приняли решение о строительстве нового острога на левом берегу Томи. Однако томские казаки-годовальщики воспротивились этому, и под их нажимом острог поставили на " старом месте " . Вероятно, в том же, или в 1621 году, распаханы первые десятины под служилую пашню. С 1622 года - уездный город Кузнецк или Кузнецк-Сибирский . Г.Ф. Миллер указывал на 1689 год как на год присвоения Кузнецку статуса города. Однако и после этого Кузнецк в документах часто называется острогом. В 1625 году под стенами острога заведена государева десятинная пашня. В течение всего столетия острог несколько раз перестраивался. При втором кузнецком воеводе Е.И. Баскакове (1622-1625) острог перестроен, и общая протяженность его стен увеличилась в 4 раза.

http://drevo-info.ru/articles/9876.html

в 1649 г.) на Камчатку в 1697 году и основания там Верхне-Камчатского ясачного зимовья (ныне заштатный город Приморской области), скоро разоренного взбунтовавшимися камчадалами-коряками. В 1700 году из Якутска отправился в Камчатку боярский сын Кобелев с казаками. Он восстановил Верхнекамчатский острог и положил основание Большерецкому острогу при впадении р. Быстрой в Большую. В 1702 году заместитель Кобелева на Камчатке Михаил Зиновьев выстроил Нижне-Камчатский острог; преемник Зиновьева пятидесятник Василий Колесов объясачил Курильскую Землицу. Большерецкий острог, разоренный камчадалами, был навсегда восстановлен в 1711 году и тогда же обложены ясаком ближайшие Курильские острова. Для облегчения сообщения Анадырского округа с Камчаткой еще в 1708 году поставлен острог на реке Пенжине, в Анадырском присуде, восточнее Акланского острожка мирных коряков. Тогда же приступлено к постройке зимовья в земле люторов (олюторов), живших к северу от Камчатского полуострова. В 1714 году вместо зимовья явился Олюторский острог. В это время уже существовал острог Паренский в земле коряков, живших у Пенжинской губы. 404 С этих пор русская власть вполне укрепилась на Камчатке, имея там по острогам для сбора ясака русских от 200 до 300 человек. Камчадалы пытались бунтовать, но смирились. В 1736 г. окончательно устроен Охотский порт, возникший еще 1647 г. в качестве зимовья, при слиянии реки Охоты и Кухтуя. В 1749 г. вместо зимовья поставлен был Косой острожек. Кстати заметить еще раньше Охотска, или около этого времени, также партиями казаков были поставлены острожки по берегам Охотского моря: Тауйский на Тауе – в 1630 г. (по другим сведениям, ок. 1650 г.) и на рр. Уде и Тугуре – Удский в 1633 г. (по другим сведениям, в 1639 году). Это были опорные пункты русских владений при Охотском море. С 1716 года Охотск сделался портом Сибирского прибрежья при сношениях с Камчаткой. 405 В 1739 году в ведении Охотска находился Ямской острог, построенный в заливе Пенжинской губы для обуздания коряков; там же ведалось отдаленное Гижигинское укрепление, построенное в 1753 году у Тайгоносского полуострова, по другим сведениям – в 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

и только два перерыва были в 132 и 55 вер. Линия заканчивалась у Кузнецка, так как вести ее на Енисейск было невозможно вследствие слишком гористой местности. Для составления крепостных гарнизонов и заселения новых мест высылали старообрядцев, бежавших в Стародубье и на Ветку, запорожских казаков, отставных солдат. На колыванские заводы ссылали осужденных на каторгу. В начале. 60-х гг. XVIII в. на Алтайские заводы набрали в России до 1000 рекрутов. На реке Енисее опорным пунктом с 1619 г. был Енисейский острог; в 1628 г. выше по реке Енисею выстроен другой острог – Красноярский и почти одновременно с ним – Канский острог на реке Кане восточном притоке Енисея; в 1642 г. на реке Июсе возник Ачинский острог. Из Енисейска, с 1678 г. получившего название города, шли военные отряды на восток для покорения новых земель. Отсюда русские по реке Лене, где с 1655 года стоял город Киренск, пробрались до Якутска с Троицким храмом, построенным в 1644 году, проложив вместе с тем дорогу на юг – в Забайкалье. К концу XVII и в начале XVIII в. на реке Енисее с его притоками, в виде военных постов, появились нынешние селения и станицы Ташкентская, с. Абаковское, Саянская станица и деревня Верхне-Кебажская. По местам плодородие земли, обилие зверя и рыбы привлекли русское население на Енисей с его притоками. Пришлый люд занял места по большим трактам и главному тракту, проходившему через округи: Ачинский, Красноярский и Канский. Однако прилива русского населения сюда в XVIII веке было совсем недостаточно, чтобы хоть сколько-нибудь заполнить обширный Енисейский край. Русская населенность по нижнему и среднему течению Енисея была слишком незначительна даже во второй половине XVIII века. В Енисейском уезде, простиравшемся вниз по Енисею и по Подкаменной Тунгузке, а с другой стороны до реки Дубчесы, было 5 острогов и 3 малолюдные слободы, а именно: Маковский острог на р. Кети, Мало-Кетская слобода при р. Малой Кети, Бельский острог при р. Белой – притоке Кеми, Кемский острог на р. Кеми, Мокрая Слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ободренный смертью Анцыфорова, Щепеткой послал нарочных в Верхний острог, чтоб словить убийц трех приказчиков. Один был схвачен, привезен в Нижний острог и в пытке показал, что Анцыфоров имел намерение умертвить Щепеткого, разбить оба острога, разграбить казну и бежать на острова, где и хотел поселиться со своими единомышленниками. Анцыфоров думал произвести в действие свое намерение, когда приезжал в Нижний острог с ясачным сбором, но отложил оное, быв в слишком малолюдстве. В 1712 году июня 8-го Щепеткой, оставя в Верхнем остроге заказчиком Козырева, а в Нижнем Федора Ярыгина, отправился по Олюторскому морю до Олюторской реки. Не дошед за 2 дня до Глотова жилья, по причине мелкости и быстроты рек, оградился он, по недостатку в лесе, земляными юртами. Олюторы ежедневно на него нападали. Он послал в Анадырск, требуя подвод и помощи; а сам с 84 человеками оставался в своем остроге до 9 января 1713 года. 60 человек и несколько оленных подвод наконец к нему прибыли, и ясачный сбор довезен до Якутска в январе 1714-го; оного сбора казна не получала с самого 1707. Он состоял в 332 сорока соболей, 3282 лисиц красных, 7 бурых, 41 сиводушчатых да 259 морских бобров. Вскоре после отъезда Щепеткого заказчик Верхнего острога Кыргызов (Козырев?) приплыл на батах в Нижний острог, овладел оным, мучил Фед. Ярыгина свинцовыми кистенями да клячем вертел ему голову, а других людей на дыбу подымал (также и тамошнего попа). Ярыгина принудил постричься в монахи, сдал острог казаку Богдану Канашеву, а сам, подговоря 18 человек нижнешантальцев, возвратился в Верхний острог. 10 сентября 1712-го прибыл на Камчатку Василий Колесов, уже бывший там приказчиком и из казацких пятидесятников пожалованный дворянином по московскому списку. Он из Якутска отправлен был на смену Севастьянову в 1711 и дорогою получил указ о розыске над убийцами трех приказчиков. По прибытии своем он казнил двух человек смертию, других торговою казнию. Иван Козыревский, по смерти Анцыфорова бывший в Большерецком остроге приказчиком, высечен плетьми; но Кыргызов не пошел под суд к Колесову, острога своего ему не сдал и с 30 человеками, при пушках, приехал к Нижнему острогу, грозясь его разорить; в это самое время большерецкие казаки приехали туда с повинною.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Катайское село расположено на левом берегу р. Исети при устье небольшой речки Катайки, и отстоит от Екатеринбурга в 138 в. к юго-востоку, от Камышлова в 75 в. В 45 в. от Катайского находится ст. железной дороги «Островская». Первое русское поселение на месте с. Катайского заведено около 1655 г. Раньше здесь жили и свободно владели землями татары, потомки тех, которые были покорены Ермаком, башкиры, прикочевавшие из–за Урала, и платившие калым тоболякам и тюменцам, и другие инородцы. В половине XVII столетия эти инородцы ещё не теряли надежды на восстановление своей самостоятельности, и своё недовольство русскими нередко выражали набегами на русские поселения, опустошениями и настоящими бунтами. Поэтому с. Катайское возникло первоначально в виде острога, предназначенного для защиты и охраны окрестного населения от набегов инородцев. Заводил и строил Катайский острог приказчик этого острога, Верхотурский боярский сын Панкратий Перхуров, при бытии в Верхотурье воеводы Льва Измайлова (1652–1655) и Ивана Хитрова (1656–1658). Так говорили в 1695 г. Катайские старожилы Тобольскому дворянину Полозову, посланному в слободы, смежные с башкирскими землями, для разбора поземельных споров. Возможно, что первые поселенцы из русских жили на месте Катайского и ранее 1655 г., а самый острог основан году в 1650-м, так как уже в 1657 г. в нём прибрано на денежный оброк пять семей русских людей, да 36 семей татар и черемис. В 1659–1660 г. острог с башнями и воротами был окончательно отстроен. Этот первый острог вскоре же был сожжён башкирами. Другой, построенный на месте его, сгорел от неизвестной причины. В 1695 г. острог был уже третий. Во второй половине XVII стол. наступили благоприятные условия для развития русской оседлости в крае. В 1695 г. в Катайском остроге числилось 58 дворов беломестных казаков и 269 дворов крестьянских. Они занимали значительное количество земли пахотной, залежной, под покосы и выгоны. В Катайском тогда было 5 мельниц на р. Катайке и 4 кузницы. В XVIII стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кисель получил письмо 12-го августа, и хотя проникал хлопское намерение, как сам он выражался, однако двинулся с намерением посетить лагерь Тамерлана. 520 Так комиссары со своими хоругвями приблизились к Острогу; город был в руках казаков. Кисель просил свободного пропуска, потому что они идут для заключения мира; казаки согласились, но с тем, чтобы комиссары только прошли через Острог, оставили заложников казакам, и чтобы впереди панов шли казаки. Кисель отправил им заложниками десять шляхтичей; со стороны казаков также даны были заложники Киселю. Но случилось, что вслед за тем, Сокол, начальник отряда, принадлежавшего к ополчению составленному сеймом, напал, против воли Киселя, на Острог и завязал битву у ворот. Тогда в городе поднялся шум. «Что это? (кричали русские) Кисель едет под видом переговоров, а в самом деле воюет!» Чернь устремилась на заложников и умертвила, несколько человек. Польский историк говорит, что это сделано было по приказанию Кривоноса. Когда Кисель стал жаловаться и уверять, что битва в Остроге была начата без его позволения, то Кривонос написал ему письмо и убеждал идти мимо Острога. Паны подозревали в этом совете коварное намерение захватить комиссаров. 521 Кисель был в нерешимости и снова отправил к Хмельницкому гонца с известием, что его не пропускают через Острог и казаки продолжают бушевать по-прежнему. Он говорил казацкому предводителю, что со дня отправления письма, намерен ждать только шесть дней, а потом терпение его кончится: он должен будет уехать к войску. «Неужели для тебя нет на небесах всевидящего Бога? (писал Кисель). Чем виновато отечество, которое тебя воспитало? Чем виноваты домы и алтари того Бога, который дал тебе жизнь? 522 Хмельницкий, показывая вид прежнего благорасположения, очень учтиво отвечал, что накажет виновных и пошлет каневского полковника отнять у мятежников Острог. Казаки действительно пришли, но вместо того, чтобы содействовать комиссарам, сами заняли Острог. 523 Кисель посылал к Хмельницкому посла за послом: не было ни послов, ни ответа. 524

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010