Старопечатные книги: Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 25.VII.1595). 8°, ок. 238 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 26.Х.1596). 8°, ок. 236 л. Псалтирь с восследованием (Правило истиннаго живота христианскаго). (Острог, 23.XII.1598). 8°, 439 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, 1601). 12°, 246 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, ок. 1609). 12°, 230 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1611). 8°, 257 л. Часослов с восследованием. (Острог, 25.V.1612). 8°, 496 л. Анфологион. (Евье, тип. Братства, 1613). 16° 236 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1615). 12°, 443 л. Часослов. (Киев, тип. Лавры, 20.XII.1616). 4°, 190 л Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1621). 12°, более 309 л. Полуустав. (Вильно, тип. Братская, 1622). 8°, 431 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 5.XI.1625). 2°, 649 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1625). 4°, 205 стр. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1.IV.1629). 4°, 308 стр. Часослов полуставный. (Черная, тип. П. Лютковича, 10.VIII.1629). 8°, 501 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1635). 8°, 268 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 8.XI.1636). 4°, 360 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 14.IV.1636). 4°, 488 л. Канонник. (Москва, Печатный двор (Ф.Бурцов), 15.I.1641). 8°, 416 нн. л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1643). 8°, 1248 стр. Молитвословец (Ефимериос). (Вильно, тип. Братская, ок. 1644). 12°, более 207 л. Полуустав. (Евье или Вильно, тип. Братская, 1646). 2°, 227 л. Ефимериос. (Вильно, тип. Братская, 1652). 12°, 345 л. Часослов с молитвам повседневными (Киев, тип. Лавры, 1657). 24°, 461 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 17.III.1658). 2°, 1146 стр. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 1660). 12°, 1314 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 30.VII.1662). 8°, 386 л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1672). 8°, 672 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, XII.1672). 8°, 166 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, II.1679). 8°, 379 л.

http://bogoslov.ru/article/5233602

Историография Собора 1598 года представляет собой довольно обширный литературный массив. Эта тема затрагивалась уже в трудах первого российского историографа В.Татищева. В 1774 году Навроцкий впервые опубликовал в университетской типографии Н.И.Новикова один из списков Утвержденной грамоты 1598 года, с уточнениями и исправлениями переизданный в седьмой части «Древней Российской Вифлиофики» в 1788 году(5). Из историков конца восемнадцатого столетия на Собор 1598 года и Утвержденную соборную грамоту обратил достаточно пристальное внимание выдающийся русский историк князь М.М.Щербатов(6). В следующем столетии интерес к этому событию и явлению государственно-церковной жизни Руси только возрастал. Ему уделил внимание Н.М.Карамзин. Правда, в отличие от князя М.М.Щербатова, он пользовался другим списком Утвержденной грамоты. Этот список позже - в 1836 году - был опубликован Археографической экспедицией при Императорской Академии наук. Тогда во втором томе «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи» было опубликовано уже десять документов, имеющих прямое отношение к Московскому Собору 1598 года(7) и в том числе Утвержденная грамота иной редакции, чем публикация 1774-1788 годов. О Соборе 1598 года писали русские историографы и мыслители П.В.Павлов, С.М.Соловьев, К.С.Аксаков, И.Д.Беляев, Н.П.Загоскин, В.Н.Латкин, Н.И.Костомаров. Все они пользовались публикацией соборных документов 1836 года. Но эта тема ограничивалась беглой описательностью самого события и самыми общими политическими оценками, порою огульными и несправедливыми. Впервые достаточно детальное рассмотрение Утвержденной Грамоты 1598 года было осуществлено В.О.Ключевским(8). Ученый сосредоточил свое научное внимание на качественном составе участников Собора 1598 года, подробно разобрал его и достаточно убедительно опроверг суждения ряда историографов(9), утверждавших, что этот Собор был политически ангажирован, специально подобран, имел лишь форму Собора по названию, а не был таковым по сути. Те или иные положения о Соборе 1598 года, установленные В.О.Ключевским, рассматривались или оспаривались последующими российскими и потом советскими историографами(10), но дальнейшего детального исследования документов Собора 1598 года почти восемьдесят лет после труда В.О.Ключевского не было.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Рыбникове, Рыбинский острог при р. Верхней Тунгузке, Тасеевский при р. Усолке, Дубческая слобода при р. Енисее. В Мангазейском уезде – самом обширном, простиравшемся от Обской губы до р. Анабары, русских жителей было еще меньше. Безлюдный город Туруханск (осн. в виде зимовья еще в 1607 г.), Троицкий монастырь – при впадении Нижней Тунгузки в Енисей, поставленный в 1660 г. старцем Тихоном, куда в 1670 г. были перенесены из Старой Мангазеи мощи убиенного 19-летнего юноши Василия Мангазейского, два-три погоста, 15 казенных зимовьев, кроме промышленных, вот и все населенные места Мангазейского уезда. В Красноярском уезде, также обширном, как и Енисейский уезд, населения было в семь раз больше. В нем было 5 острогов – вверх по Енисею – Караульный, Абакинский (осн. 1707 г.), Саянский (осн. 1718 г.), к востоку Канский на р. Кане, Удинский при р. Уде и Наупорожная слобода. 396 Сравнительная густота населения Красноярского уезда объясняется тем, что в бассейнах Енисея, а также Лены, русская колонизация тяготела к югу и юго-востоку, а не к холодному северу. Из Илимского острога, осн. в 1631 г., ныне заштатного города Киренского округа Иркутской губернии, еще в 1647 г. снаряжена была знаменитая экспедиция Хабарова. Побывав в Якутске в 1650 г., Ерофей Хабаров очутился на Амуре, а в 1651 г. – основан Албазинский острог, уничтоженный по Нерчинскому трактату в 1689 г. 397 В сороковых годах XVII века возникают остроги Верхоленский (1641 г.), Ангарский (1647 г.), Нижнеудинский (переименованный так в 1649 г. из Торгового городка, осн. в 1648 г.), Братский острог, осн. в 1648 г., для покорения бурят; в 1649 г. возник Верхнеудинский острог. В 1652 г. было поставлено Иркутское Зимовье, в верховьях Ангары, близ устья Иркута; с 1661 г. оно переименовано в острог. В 1653 г. был основан Балаганский острог для сбора ясака с бурят, в 1654 г. – Нерчинский на левом берегу р. Нерчи, в 1690 г. переделанный в крепость; в 1666 г. построен Селенгинский острог, 398 также перестроенный в 1726 году в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

построен Нерченский, чрез 10 лет в 1665 г. Селенгинский. Первый острог на Амуре (Албазинский) построен только в 1651 г. На западной стороне Байкала в 1648 г. на р. Уде основан Покровский городок, переименованный (1649 г.) в Удинский острожек, а с 1664 г. назван острогом. В верховьях Ангары на Дьячем острове близ устья Иркута в 1652 г. основано Иркутское городище для сбора ясака с бурят, кочевавших по р. Иркуту; в следующем 1653 г. явился Балаганский острог. Продолжалась и колонизация Амура. В 70 годах там населено много слобод, а на Зее, притоке Амура, построены остроги Верхо-Зейский, Селимбаевский и Дадонский. В пограничных юго-западных областях Сибири – в пределах нынешней Тобольской и Пермской губерний русские владения несколько подвинулись к югу. Там на р. Псети в 1650 г. основан Исетский острог, в 1662 г., Шадринск, на Ишиме в 1663 г. – слобода Царево Городище (с 1782 г. город Курган), на Иртыше Черпнолуцкий острог. В южных пределах нынешней Томской губернии в 1651 г. при слиянии рек Бии и Катуни построен Бийский острог 1177 . Число сибирских церквей увеличивалось соответственно увеличению населенных пунктов. Как прежде, так и теперь, где становился острог там строилась и церковь , реже монастырь. При Киприане (1621–1623 г.) построены церкви в Мангазее, Устьиницкой слободе и в новых монастырях, вероятно, в Березове, Сургуте, Нарыме, Кетске и Таре 1178 . Второго сибирского архиепископа Макария (1625–1635 гг.) называют усердным строителем церквей. С достоверностью известно, что при нем построены, так называемая, сенная в Тобольске и церковь в Якутске. В его время были отправлены священнослужители в село Каменное, Чубаровскую слободу, Красноярский острог и др.; следовательно, там были церкви. При архиеписк. Нектарие (1636–1640) построены церкви в с. Абалокском, Якутском остроге и основана Красноярская Каченская пустынь. В архиепископство Герасима (1640–1650 г.), прилагавшего особое старание к сооружению новых церквей и монастырей, они являются в Енисейске, в Верхоленском остроге, на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из подготовленного леса под непосредственным руководством подьячего Илимской съезжей избы Никиты Лазарева острог стро­ился всем миром: и служилыми людьми, и ружниками, то есть людьми духовного звания. В 1669 году воевода Оничков перешел на жительство в новый острог. Илимский острог находился в 951 версте от Енисейска — «от Енисейского же острогу вверх по Енисею и по Тунгуске (так тогда называлась Ангара. — Ю . Л.), и по Илиму рекам до Илимского острогу ходу 6 недель». Согласно имеющимся опи­саниям, он располагался в узкой долине реки Илим, зажатой с двух сторон высокими горами. Ширина Илима в этом месте в 150 верстах от его устья составляла 40-50 саженей, а ширина всей долины с рекой — 80-100 саженей. Четырехугольный в плане острог был размещен на правом берегу Илима и состоял из вось­ми деревянных башен, три из которых были проезжими. Башни соединялись стенами, представлявшими собой ряд отвесных, скрепленных друг с другом остроконечных бревен (тынин). Про­езжие башни располагались посередине трех стен: той, которая выходила к воде (южная), и двух перпендикулярных к ней (запад­ная и восточная). Противоположная от воды стена и каждый угол острога имели глухие («наугольные») башни. Внутри острожных стен общей длиной в 319 саженей были поставлены церковь во имя Спаса, воеводский двор, съезжая изба, амбар для соболиной казны, а позже и другие постройки. Илимский острог протянулся вдоль реки на четверть киломе­тра. Высокие, почти десятиметровые башни и более чем четырех­метровый тын из толстых, диаметром 25-30 сантиметров, вкопан­ных вертикально бревен общим количеством почти в 3 тысячи, создавали внушительную для местных «туземцев» крепость. В 1670 или 1671 году на башнях нового острога было установлено пять пушек, привезенных из Тобольска, которые, однако, так и не пригодились, ибо в истории Илимска, в отличие от Братского или Верхоленского острогов, не случилось военных событий. Известно, что в 1687-1688 годах Илимский острог был немно­го достроен, а в 1694 году «оветшалой» острог подвергся капи­тальному ремонту. Его военное значение к тому времени умень­шилось, и на вооружении острога в 1694 году осталось только две медные пушки на деревянных станках (одна в 16 пудов весом, другая в 17 пудов), 121 железное ядро к ним, 24 пищали, 2 карабина, 16 пудов пороха, 34 пуда свинца, 8 бердышей и копья. В 1727 году последние пушки по указу из Тобольска были отправле­ны в Якутск, а в Спасской башне долгое время оставалось «два стана пушечных, деревянных. У тех станков по обеим сторонам петли, 8 колец, 4 крюка железных».

http://sobory.ru/article/?object=40267

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 . Церковь во имя Преображения Господня, и при ней мужской первоклассный монастырь. Он построен был в 1624 году иезуитами на средства совращённой ими в латинство внучки князя Константина Конст. Острожскаго – княгини Анны Александровны, названной по совращении Алоизией и бывшей в замужестве за Ходкевичем. В этом монастыре, после возвращения Волыни России, поместился Волынский епископ Варлаам, духов. Консистория и Волынская дух. Семинария. В 1821 г. 18 апреля – монастырь этот сгорел, а потому весь штат его, по Высочайшему повелению от 21 ноября 1821 г., был переведён в Дерманский монастырь; резиденция же Архиерея, Консистория и Семинария перешли в м. Аннополь (Острож. у.). В настоящее время г. Острог составляет собственность Управляющего 1-м Отделением собственной Его Императорского Величества Канцелярии Тайного Советника Статс-Секретаря Сергея Андреевича Танеева, который недавно приобрёл его покупкою от слабоумного Артура, – последнего из князей Яблоновских, бывших владельцев Острога. В разное время Острог подвергался нападениям казаков, отстаивавших интересы православия и русской народности. Так, в 1646 году Острог сильно пострадал от предводителя казацкого загона жестокого Шелудивого-Буняка, завладевшего городом и предавшего всё огню и мечу, причём тогда погибло несколько десятков тысяч поляков и евреев, из которых множество погибло в колодцах. В том же году казаки поразили на голову милиционеров князя Доминика Заславского, состоявших из 7-ми отрядов, пришедших под командою пана Сокола на помощь Острогу. В 1649 гиду загон Гараски вторично напал на Острог, перерезал более 400 евреев и униатов и выгнал из имения изменницу православию – княгиню Анну-Алоизу. В 1651 г. около 20 тысяч поляков, униатов и евреев собралось в Острог под защиту тамошних укреплений. Предводитель казаков Небаба с отрядом татар, под предлогом покупки съестных припасов, пробрался в город. В то же время пришли ещё два загона казаков – Донца и Головацкого, истребивших и сжёгших Острог. В г. Остроге, при Св.-Троицком монастыре, существовала некогда Типография, устроенная князем Константином Константиновичем Острожским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Весной 1654 года енисейский атаман Дмитрий Фирсов перенёс острог на окончательное место - на левый берег Оки, близъ впадения её в Ангару. Острог ставили 23 казака. Он представлял собой прямоугольное укрепление, обнесённое тыновыми стенами высотой до пяти метров, длина периметра стен около 213 м. По углам стояли 4 глухих башни высотой до 7-8 м. Над воротами возвышалась часовня. Новый Братский острог строился, в отличие от предыдущих, не только для сбора ясака, но и как центр земледельческой волости. Он являлся преддверием к освоению Забайкалья и имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену. Первые сведения о храме относятся к 1675 году, когда через Братский острог проследовало в Китай посольство русского государства во главе с дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием. 20-22 августа в своём путевом дневнике он записал: " ...приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока " . Местные краеведы датируют постройку церкви между 1654 и 1658 годами. В XVIII веке упоминается уже новое посвящение храма - в честь Богоявления Господня. Во второй половине XVIII – начале XIX веков в Братской церкви служили священники Мичурины, а после о. Илии Мичурина в Братской церкви служили: Василий Иванович Чирцев (1810-1817), Григорий Петрович Попов (1821-1828), Федор Григорьевич Серебренитский (1829-1934). При о. Федоре Серебренитском и при благочинном о. Илии Петелине в 1820 году во Владимирском пределе Братской Богоявленской церкви вновь был построен иконостас. Иконы для него привезли из закрытой епископом Михаилом (Бурдуковым) церкви Иоанна Воина при Иркутском Богоявленском соборе. Их в свое время освящал сам свт. Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский. Устроенный иконостас по какой-то причине требовал доработки. Поэтому уже в январе 1827 года Духовная Консистория слушала прошение, поданное к Его Высокопреосвященству Михаилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, кавалеру Братского острога, от местного крестьянина Якова Вдовина с просьбой дать благословение на переплавку Братской Богоявленской церкви разбитого колокола и справку на изменение иконостаса. Резолюция Владыки гласила: " Доброе намерение и желание просителя перелить колокол и поправить иконостас Господь Бог да благословит " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

Земная жизнь св. Василия, неутомимого в подвигах, молитвах, посту, физическом труде, в своих попечениях о земных и небесных благах своего народа, потихоньку подошла к концу. Острожский святитель упокоился во Господе тихо, безболезненно, отдав свою душу в руки Господа своего, 29 апреля 1671 года. Упокоился он в своей келье, находящейся над острожской пещерой. Из скалы, возле которой он упокоился, потом выросла виноградная лоза, хотя земли там практически нет. В момент блаженного его упокоения келья его исполнилась необыкновенным неземным светом. Тело св. Василия монахи погребли в могилу под церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сразу после его упокоения народ стал приходить с молитвой на могилу св. Василия, как приходили и при жизни его. На могиле его стали происходить многие чудеса и происходят они в Остроге до сих пор. Спустя семь лет после своего упокоения (1678) св. Василий явился во сне настоятелю монастыря св. Луки в жупе возле Никитича, игумену Рафаилу Косиерцу, приказав ему пойти в Острог и открыть свою могилу. Игумен не придал особого значения сну и в Острог не пошел. Но то же сонное видение повторилось. Игумен снова не отправился в Острог. В третий раз явился св. Василий игумену в архиерейском облачении и с кадильницей в руках. И пока Святитель кадил, жаром из кадильницы обдало и обожгло игумену лицо и руки. Игумен проснулся и со страхом рассказал братьям-монахам про свой сон. Они тогда договорились пойти в монастырь Острог. Придя в Острог, они обо всем рассказали острожским монахам. Сначала они все вместе наложили на себя очень строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя, окадив могилу, они ее открыли и увидели Святителя в прославленном теле, которое было желтым, будто воск, и которое благоухало, будто базилика. Монахи взяли святое тело, положили его в раку и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором оно до сих пор находится. Весть о прославлении тела св. Василия очень быстро разнеслась, и все больше и больше народа стало приезжать приложиться к святым мощам. С тех пор милостью Божией и святостью св. Василия у его святых и чудотворных мощей постоянно совершаются многочисленные чудеса. В великую и дивную острожскую святыню стали приезжать не только православные, но и другие христиане, даже мусульмане. И по вере их милостью Божией и молитвами св. Василия они приобретали утешение и благодатную помощь. Среди паломников, которые приезжали приложиться к мощам св. Василия в Острог, был и последний сербский патриарх в Печи Василий Бркич-Йованович (он был патриархом с 1763 до 1765 года, а упокоился он в 1772 г.).

http://pravicon.com/info-1939

Временем наивысшего развития О. а. стал период 1587 г.- нач. 20-х гг. XVII в. Основным его содержанием была борьба против попыток заключения унии православной и католич. Церквей и против Брестской унии 1596 г. После Г. Смотрицкого ректором школы являлся некий Максим (упом. в 1592) (возможно, слуга кн. Острожского Мартин Грабкович, посланный в 1595 к Льву Сапеге с целью добиться созыва Собора для заключения унии с Римом). В 1594-1595 и 1596 гг. ректором был Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), преподававший в О. а. греч. язык (вторично Кирилл Лукарис находился в Остроге в 1600-1601). В Острожской школе преподавали львовские братчики Юрий Рогатинец и Гаврило Дорофеевич, вероятно, также буд. митрополит Киевский Иов (Борецкий) , к-рый в нач. XVII в. был связан с типографией в Дермани. В Острог были приглашены книжники, учившиеся в европ. и вост. высших учебных заведениях: Киприан Острожский, получивший образование в Венеции и Падуе, ученик Мелетия I (Пигаса) Исаакий (Борискович), учившийся в рим. Греческой коллегии Эммануил Ахиллеос. Накануне Брестского Собора 1596 г. в Острог приехал для «отправовання наук освобожденных» сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин) , написавший здесь несохранившиеся публицистические произведения. Острог посещали митр. Пелагонийский Иеремия, еп. Стагонский Авраамий Гацид, архимандрит, впосл. Иерусалимский патриарх, Феофан IV . Охридский архиеп. Афанасий привез в Острог регалии визант. императоров. С О. а. сотрудничали польск. деятели. Среди них - астроном, математик, д-р медицины, выпускник Краковской академии и Падуанского ун-та католик Ян Лятош (1539-1608), к-рый за критику григорианской календарной реформы вынужден был оставить преподавание в Кракове. Последние 10 лет жизни он провел в Остроге, составляя сочинения, направленные против григорианского календаря (публиковал в Вильно). Предполагают, что в деятельности О. а. мог участвовать латиноязычный поэт, выпускник Краковской академии Симон Пекалид. Авторитет О. а. усилился благодаря деятельности полемиста-протестанта (член общества чешских братьев ) польск. шляхтича Мартина Броневского , которого кн. Острожский пригласил в Острог для полемики с униатами и католиками. Сочинение Броневского, писавшего под псевдонимом Христофор Филалет, «Αποκρισις» (Апокрисис) вышло в Остроге в 1598-1599 гг. Протестант Мотовило составил ответ на трактат П. Скарги «O jednoci Kociola Boego pod jednym pasterzem i o greckim od tej jednoci odstpieniu» (О единстве Церкви Божией под одним пастырем и об отступлении греков от этого единства). Ответ не сохранился, упоминается в 2 письмах кн. Курбского кн. Острожскому).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010