В Москве прошел круглый стол «Социальное служение Церкви — исторический опыт и современные инновационные проекты» 25 июня 2010 г. 17:49 22 июня 2010 года в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Социальное служение Церкви — исторический опыт и современные инновационные проекты». Организаторами мероприятия выступили комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Оптинский форум, сообщает сайт Издательского Совета . Работу круглого стола возглавил председатель Издательского Совета, председатель комиссии и Оптинского форума митрополит Калужский и Боровский Климент . Во вступительном слове владыка обратил внимание участников на необходимость углубленного анализа и обобщения имеющегося опыта и развития диалога церковных и светских организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального служения и благотворительности. Круглый стол состоял из двух блоков, первый из которых — «Социальные проблемы современной России и способы их решения» — был посвящен анализу современных проблем и исторического опыта социального служения и благотворительности, инновациям и традициям в данной сфере. Содокладчиками выступили советник председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, ответственный секретарь Координационного совета по социальной стратегии России при председателе Совета Федерации ФС РФ Н.А. Малышева с докладом «Некоторые социальные проблемы современной России» и профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Расторгуев с докладом «Социальная миссия государства и Церкви: общие цели и возможности стратегического планирования». Н.А. Малышева передала приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ С.М. Миронова участникам круглого стола и отметила важность ежегодного обсуждения на Оптинском форуме сферы социального служения и благотворительности. В выступлении профессора В.Н. Расторгуева было отмечено ведущее значение принятых в 2000 году Основ социальной концепции Русской Православной Церкви для разработки социальной стратегии России в Совете Федерации ФС РФ и работы соответствующего Координационного совета, показан опыт зарубежных стран и развернута концепция современной работы в данной области.

http://patriarchia.ru/db/text/411572.htm...

Единство душевного и телесного и богословское понимание личности – это основа христианского учения о браке. В современных условиях, когда брак подвергается серьезной опасности, чрезвычайно важно обращаться к богословскому смыслу брака, в котором личности преодолевают свою обособленность и обретают единство по образу Христа и Церкви. Вопросам брака, а также этике пола, в частности, в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», на конференции было уделено особое внимание. Не менее важной составляющей богословской антропологии является то знание о человеке, которое опытным путем добыто многими поколениями христианских подвижников и нашло свое выражение в богатейшей мистико-аскетической традиции Православия. На конференции отмечалась насущная необходимость активно использовать это аскетическое наследие Церкви в современной проповеди. В этом отношении одной из задач богословия является критический диалог с современной психологией, в ходе которого обнаруживаются как параллели и плодотворное взаимодействие, так и непримиримое столкновение позиций. В рамках конференции был проведен круглый стол «Содержание курса психологии в духовных школах Русской Православной Церкви», а также заслушаны сообщения практикующих православных психологов, поделившихся своим опытом сочетания научно-психологических и церковно-богословских подходов. Конференция по антропологии выявила многообразие и сложность тематических направлений и проблем, с которыми сталкивается современное православное богословие. Она также обнаружила многообразие подходов к разработке антропологической тематики в рамках церковной мысли. Следует подчеркнуть, что уровень большинства докладов был весьма высок, что свидетельствует о большом научно-богословском потенциале нашей Церкви. Намеченные на конференции направления работы богословского разума требуют дальнейших комплексных исследований. Одним из таких направлений является связь богословской антропологии и экклезиологии, то есть исследование того, как церковное учение о человеке соотносится с учением о Церкви и восполняется в этом учении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

«Кроме того, документ указывает на важность пастырского попечения о женщинах, ответственность родственников и медицинских работников за их жизни и здоровье, и жизнь и здоровье их детей, подчеркивая недопустимость любых манипуляций с эмбрионами, предполагающих их умерщвление», — добавил В.Р. Легойда. Как сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод постановил принять документ с последующим утверждением Архиерейским Собором в качестве разъяснения и развития соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. О значении принятого документа рассуждает в интервью «Русской народной линии» член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова: На мой взгляд, принятие документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» имеет большое значение. Работа над ним велась достаточно длительное время, во время которого принимались комментарии, мнения, пожелания людей и общественных организаций. Принятие Документа Священным Синодом чрезвычайно важно именно в данное время. Ведь налицо рост осознания в нашем обществе опасной сущности практики медицинского уничтожения жизни и недопустимости распространения в общественном сознании понятия «право женщины на аборт». Даже в действующем законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится не о праве на аборт, а то, что женщина самостоятельно принимает решение о прерывании беременности. Это большая разница. Возведение убийства ребёнка в статус права человека – недопустимая формулировка и позиция! К сожалению, многие сторонники этого преступного действия трактуют его как некое право человека. Но подчеркну, что в нашем законодательстве и ни в одном международном документе нет права женщины на аборт, что вполне естественно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/u_...

Такое потребительское отношение к умирающему перечеркивает самую суть медицины — милосердие. Не случайно, согласно российскому законодательству человеческое тело не может быть объектом купли-продажи, та же норма действует и в отношении человеческой жизни. Это справедливо и в том случае, если пациент находится в сознании. Согласно упоминавшейся 33 статье Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, больной вправе отказаться от реанимационных процедур или потребовать их прекращения. О том, почему столь важно для медицины учитывать волеизъявление терминального больного, говорят и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Согласно XII разделу Основ, посвященному проблемам биоэтики, о продолжении жизни можно говорить до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого, поскольку в Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела. И далее: “Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязатльная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, “непостыдную и мирную” кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью”. e. Умервщление Во-вторых, коль скоро современные технологии позволяют управлять процессом умирания, возникает другой соблазн — из тех или иных побуждений ускорить смерть тяжело больного человека, произвести эвтаназию. Побуждения могут быть разными: это и намерение облегчить страдания, как кажется, безнадежного пациента, и желание сократить расходы на его реанимацию, и стремление получить нужные трансплантаты, и тому подобные мотивации, которым свойственно подвигать человека на преступление. Поскольку соблазн велик, на пути его осуществления обществом были поставлены барьеры. На уровне медицины это Клятва врача, в основу которой положена клятва Гиппократа, постулирующая высшую ценность человеческой жизни. На уровне права это законодательные акты, квалифицирующие действия, повлекшие за собой смерть пациента, как должностное преступление. На уровне этики это фундаментальная нравственная норма, со всей лаконичностью выраженная еще в эпоху Ветхого завета: не убий.

http://pravoslavie.ru/232.html

Домостроительство следует рассматривать в связи с православной космологией (учением Г.В. Флоровского) и хозяйственной (экономической) антропологией (учением В.И. Несмелова). Теория домостроительства обладает достаточной описательной, эвристической и проектной силой. Она имеет православные основы. Бог создал мир, Он сохраняет, содержит его как Вседержитель Своим Божественным вездеприсутствием. Так, Флоровский писал: «Ибо ничто не может пребывать в бытии, не пребывая сущем, а сущим является один Бог», Божественный промысел действует в историческом времени и пространстве, в т.ч. и в мире хозяйства. С точки зрения православной космологии (православной натурфилософии) основным принципом развития хозяйства является его самовоспроизводство как замкнутого в освоении человека хозяйственного космоса. Теория домостроительства основывается на научных достижениях хозяйственной (экономической) антропологии как части православной антропологии. Образ Божий в человеке находится не в космичности его бытия и причастности ему, не в теле. Образ Божий в человеке проявляется через его ум. Человек же является двусоставным существом; природным (или физиологическим) или духовным. Святой ученый Лука Войно-Ясенецкий рассматривает человека как дух, душу и тело. Образ Божий в человеке изменяется. При грехопадении человека произошло искажение образа и умаление подобия Божиего. Быть образом Божиим означает жить в Боге, по Его 10 заповедям. Домостроительство охватывает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Труд является вечным условием человеческого бытия. В разделе VI.1 «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено: «Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что в начале «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2, 5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2, 15). Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобства дано быть творцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни».

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/30/...

В 2013 году завершена разработка проекта Образовательной концепции Русской Православной Церквиосновополагающего документа, являющегося продолжением Основ социальной концепции в сфере образования. В нем излагается стратегия развития системы непрерывного православного образования всех уровней, типов и видов: религиозно-культурологического, катехизического и духовного. Площадкой для обсуждения на самом высоком уровне вопросов соработничества Церкви и государства станут Рождественские Парламентские встречи, которые пройдут в этом году в рамках Чтений как в Совете Федерации, так и в Государственной Думе Федерального Собрания. Сердечно благодарю руководство обеих палат Парламента, Валентину Ивановну Матвиенко и Сергея Евгеньевича Нарышкина за поддержку этой инициативы, а также членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, которые лично примут участие в работе Рождественских Парламентских встреч. Особое внимание на них будет уделено темам сохранения традиционных семейных ценностей, развития социального партнерства государства, Церкви, семьи и школы в области образования, законодательным аспектам церковно-государственных отношений, взаимодействию с соотечественниками за рубежом. В 2013 году продолжилось преподавание православной культуры в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-х классах всех школ России. Еще не везде достигнут необходимый для эффективной работы в этом направлении уровень взаимодействия епархиальных структур и региональных органов управления образованием. Синодальному отделу религиозного образования дано поручение помочь там, где это необходимо, и в первую очередь — недавно созданным епархиям, особенно небольшим или удаленным, в организации этого взаимодействия. Надеюсь, что епархиальное руководство окажет посильное содействие Синодальному отделу в осуществлении этой задачи, а Министерство образования и науки и Российская академия образования также поддержат эту инициативу. Очень хотелось бы, чтобы и региональные органы образования активнее включились в это взаимодействие.

http://patriarchia.ru/db/text/3542686.ht...

А что такое крест? Это пересечение вертикального и горизонтального измерений. Вертикальное измерение — это внутреннее измерение человека: человек и Бог. А горизонтальное — это участие человека в общественной жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя входить в индивидуалистический морализм и говорить: " Все, что касается общества, нас не интересует — мы только человеком занимаемся " ; как нельзя говорить и другое, что сегодня нередко присутствует в мировом христианстве: " Мы занимаемся общественными проблемами, а личная жизнь — это личная жизнь человека; там его свобода, там он сам все определяет " » . «Вокруг понятия " демократия " в последнее время что только не сказано, само это слово становится каким-то идеологическим жупелом, индикатором верности или неверности западной системе ценностей: мол, демократ — это плюс, а недемократ — минус. А что такое на самом деле демократия? Убежден, что демократия — это способ гармонизации разнонаправленных интересов внутри общества. В свое время этой гармонизацией занимались монархи, порой и авторитарно. Кто не гармонизировался, того упекали в башню или в подземелье... А потом люди пришли к другому способу гармонизации: договариваться в контексте работы каких-то групп людей, которые представляют общество. Если это способ гармонизации, то нужно его использовать. Но когда в борьбе за демократию одна группа людей практически лишает всяких прав другую группу, когда одна историософия, одна политическая доктрина, доказывая свою правоту, использует оружие, то это уже не демократия. И добиваться демократии таким образом — значит надолго отбивать у людей всякую способность принимать решения демократическим способом» . Право Развитием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., стал документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Этот документ, также разработанный под руководством нынешнего Патриарха Кирилла, был принят на Архиерейском Соборе 2008 г.

http://pravoslavie.ru/123381.html

повсеместное издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви; продолжение выпуска ориентированных на новоначальных христиан серий книг по вопросам веры, молитвы, христианского образа жизни и церковного отношения ко всем насущным проблемам. 4. Внешняя миссия Это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Внешняя миссия осуществляется в различных этнокультурных и этноконфессиональных условиях. Она всегда играет значительную роль в жизни Вселенской Православной Церкви; благодаря ей возникали новые Поместные Церкви. К внешней миссии можно также отнести миссионерскую деятельность среди мигрантов. Миссионерам надлежит обратить внимание на то, что: — переселенцы, имея свое религиозное мировосприятие, могут влиять на православных, которые еще не до конца утверждены в вере Христовой, и от этих соблазнов их необходимо предостеречь; — важно направить усилия миссии на изучение культурных традиций и мировоззренческого базиса каждой конкретной этнической группы, дабы православное просвещение осуществлялось на основе принципа церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур; для этого необходимо организовывать специальные духовно-просветительские центры, которые в своих миссионерских программах учитывали бы этнокультурные и этнорелигиозные особенности переселенцев; — переселенцы при освоении новых территорий несут с собой свою культуру. Это может привести к социальным конфликтам, в том числе и в духовной сфере, что вызывает необходимость проведения особой миссионерской работы. Характер этой работы можно определить как «миссию диалога». В условиях существующих этноконфессиональных конфликтов «миссия диалога» становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать всякого участия в экстремистских действиях. В данном контексте «миссию диалога» следует рассматривать как необходимый образ действия христиан в целях поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов в духе любви к ближнему. Поэтому «миссия диалога» основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2254...

Для эффективного противодействия прозелитизму необходимо: 3. Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо: В сфере издания православной литературы необходимо: 4. Внешняя миссия. Это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Внешняя миссия осуществляется в различных этнокультурных и этноконфессиональных условиях. Она всегда играет значительную роль в жизни Вселенской Православной Церкви; благодаря ей возникали новые Поместные Церкви. К внешней миссии можно также отнести миссионерскую деятельность среди мигрантов. Миссионерам надлежит обратить внимание на то, что: В условиях существующих этноконфессиональных конфликтов " миссия диалога " становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать всякого участия в экстремистских действиях. В данном контексте " миссию диалога " следует рассматривать как необходимый образ действия христиан в целях поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов в духе любви к ближнему. Поэтому " миссия диалога " основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни. 5. Миссия примирения. В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии. Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом:

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Неправда идей социализма состоит в том, что эти названные высказывания извлекаются из целостного контекста Писания, что неизбежно порождает еретическое истолкование благой Вести. Освободившись от истинного церковного учения вследствие еретического истолкования Священного Писания, идеологи-социалисты восстают против реальной исторической Церкви и становятся врагами христианства. В отличие от прямолинейности отступления адептов социализма от христианства, идеологи капитализма отходят от христианства, с немалой долей лукавства, в сторону атеистического материального интереса. Этика Талмуда имеет один фундаментальный социальный принцип – разделение людей на два типа (свой и чужой), что дает возможность обосновывать допустимость недобросовестных партнерских отношений с «чужими», если они выгодны для «своих». Именно такая религиозно-оправдательная установка позволяет эффективно перераспределять богатство в пользу носителей этики «двойного стандарта». Католицизм времени Ренессанса и финансистов Флоренции, Генуи и Венеции справился с извечным запретом ростовщичества тем, что сформулировал понятие «капитал», означающее некую, «данную Богом», способность денег (богатства) самовозрастать. Этот лукавый выверт является псевдорелигиозным оправданием финансовой практики средневековья; и это можно считать особой заслугой католицизма в становлении капитализма. Католики Флоренции оказались марксистами до Маркса. Теперь-то нам известно, что определение К. Маркса: «Капитал – это самовозрастающая стоимость» – принадлежит не ему, а Иоакиму Флорентийскому. И, наконец, протестантизм послужил становлению буржуазного мировоззрения тем, что определил труд источником богатства, а накопление личностью материального богатства – показателем богоугодности обладателя этого богатства. Именно такая религиозная установка североевропейца 16–18 веков дала тот всплеск трудовой (предпринимательской) деятельности, отлившейся затем в особую форму – буржуазность. Православный предприниматель при совершении своих дел не делит людей по вероисповедному признаку; до сих пор в православной среде ростовщичество не находит оправдания; признавая труд источником материального богатства, православные, тем не менее, все видимое и невидимое воспринимают как дар Божий и сам труд считают не заслугой, но обязанностью (заповедью), которая совершенно не является поводом (или доводом) для присвоения части, данного Богом, богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010