Тем не менее в разделах, касающихся биоэтических проблем вспомогательных репродуктивных технологий, имеются существенные недостатки, на которые необходимо обратить внимание. Аргументация, основанная на «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» Во-первых, в документе, прежде должного разбора биоэтических проблем ЭКО, их анализа и вывода, на новых репродуктивных технологиях сразу делается штамп «дел беззаконных» . Конечно, было бы странно утверждать, что тот или иной исследователь начинает изучение проблемы без какого-то личного отношения к ней. Однако изначальное прикрепление к сложной проблеме штампа греха делает изучение этого вопроса ненужным. Такое предвзятое отношение к вопросам репродуктологии, на наш взгляд, объясняет остальные ошибки авторов сборника. Одним из основных недостатков монографии является неправильная, односторонняя трактовка «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Так, в заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «О негативных последствиях государственного финансирования методик искусственного оплодотворения» мы читаем следующее: « Детальные аргументы неприемлемости методик ЭКО бы­ли изложены в Основах социальной концепции Русской Право­славной Церкви (2000 г.)». Однако церковная позиция по вопросу допустимости ЭКО в этом документе сформулирована неоднозначно. С одной стороны, декларируется, что «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» . С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение " избыточных " эмбрионов» . Отсутствие категоричного запрета на ЭКО со стороны Русской Православной Церкви подтверждается следующим фактом.

http://bogoslov.ru/article/5325110

Если терапевтические и хирургические методы лечения не позволяют избежать бесплодия, Церковь призывает воспринять бездетность как особое жизненное призвание . Благочестивые супруги имеют возможность проявить свою христианскую любовь и жертвенность, посвятив себя воспитанию приемных детей. Вместе с тем, учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода «Основ социальной концепции», что привело, в том числе, к появлению возможности образовать в процессе ЭКО и перенести в утробы матери только один или два эмбриона, Церковь также допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов : На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://bogoslov.ru/article/6169719

«Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия». Разработчики " Основ… " исходили из того, что «в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков — большей части второго тысячелетия». В принятых Архиерейским Собором «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» последовательно раскрыта тема взаимоотношений Церкви с государством и обществом как в целом, так и в актуальных аспектах: Церковь и нация, Церковь и государство, Церковь и политика, Церковь и светские СМИ, христианская этика и светское право, взаимоотношения христианства и светской науки, культуры и образования; изложено православное учение о труде, собственности, личной, семейной и общественной нравственности, о личном и общенародном здоровье; сформулировано отношение к вопросам глобализации и секуляризации как мировых тенденций развития к войне и миру, явлениям преступности и системе наказаний, к проблемам биоэтики, экологии. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» стали базовым документом для многих общецерковных решений на последующее время. Кроме того, митрополит Кирилл представлял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на Парламентских слушаниях в Москве в 2001 г.

http://patriarch.patriarchia.ru/osnovy-s...

«Мы ясно заявляем о невозможности для себя дальнейшего пребывания в любой форме канонического подчинения Московскому патриарху. Это веление нашей христианской совести», — подчеркивают авторы обращения. «Наша позиция полностью соответствует Евангелию и церковному Преданию. Защита Родины от врага является одной из главных христианских добродетелей. Особо хотим подчеркнуть, что наша позиция отвечает и внутреннему законодательству Русской Православной Церкви. Еще в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе одобряется христианский патриотизм, проявляющийся в том числе “в защите отечества от неприятеля” ( II, 3 ). Также в Основах социальной концепции четко указано, что “Церковь… не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости” ( VIII, 2 ). Также в этом документе отмечается, что “во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций” ( VIII, 3 )», — указано в заявлении. «В то же время и патриарх Кирилл, и многочисленные епископы и священники в России, — продолжают клирики УПЦ, — прямо нарушают нормы Основ социальной концепции » ( III, 8 ). Задумываясь над истоками позиции Русской Православной Церкви относительно военных действий России в Украине, подписавшиеся приходят к выводу о том, что одной из идейных основ этих действий стала доктрина «русского мира», которую уже много лет пропагандирует лично патриарх Кирилл: «Эта доктрина активно формировалась российскими политологами и социологами начиная с 1990х гг. Ее целью является сохранение влияния Российской Федерации на территории бывшего Советского Союза после его бесславного распада. Идеологи “русского мира”, в частности внутри Московского Патриархата, никогда не скрывали, что эта доктрина должна способствовать российскому ирредентизму, то есть постепенному установлению политического контроля России над территориями, ранее входившими в состав Советского Союза или даже Российской империи».

http://azbyka.ru/news/okolo-300-svjashhe...

Преемственность веры По свидетельству проекта, в нем «сохранялась преемственность с “Пространным Катехизисом” святителя Филарета, однако имеется и ряд принципиальных отличий не только от него, но и от всех предыдущих Катехизисов» (с. 7–8). К сожалению, не объясняется, чем обусловлены эти принципиальные отличия. Если речь идет лишь о пересказе основ веры современным языком, то отличия не могут быть принципиальными. Если же речь идет об изменении основ веры, то такая задача не может быть поставлена даже перед Вселенским Собором, который должен не предлагать нововводное учение, но «последовать святым отцам» (ср. орос IV Вселенского Собора). Итак, в предисловии к Катехизису следует более подробно отразить суть принципиальных отличий от Катехизиса свт. Филарета и обосновать, что они не меняют основ нашей веры. Содержание нового Катехизиса В качестве трех последних глав в Катехизис включены три документа, принятые на Архиерейских Соборах 2000 и 2008 гг.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Как представляется, их включение в Катехизис в качестве неотъемлемой части необоснованно. Они были приняты самостоятельно, определяли позицию Церкви по некоторым актуальным вопросам и изначально не имели катехизического характера. Составители Катехизиса также не определились с их статусом: например, отмечается, что «тема отношения Православной Церкви к этим и иным христианским традициям в Катехизисе не рассматривается», хотя документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» «составляет Часть VI настоящего Катехизиса» (с. 9). Помещение этих трех документов в проект существенно увеличивает объем Катехизиса, вопреки его ожидаемой краткости и простоте. Поэтому целесообразно поместить их в приложение к Катехизису. Что характерно, в сносках, содержащих отсылки к этим документам, они определены как помещенные в приложение (с. 82, сноска 314).

http://bogoslov.ru/article/5493616

Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом " Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " , отражает современное состояние православной миссии и перспективы её развития. Концепция основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, на положения " Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " (1995 г.), постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей. 1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви Каноническое основание миссии предполагает наличие " территории пастырской ответственности " , в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием " миссионерское поле " . В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: " Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы " (Мф. 13, 38-39). Миссионерское поле - это духовное пространство, где борются свет и тьма ( " и свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1, 5), а поле битвы - сердца людей. Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости " второй христианизации " народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой " второй христианизации " беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

При таком положении дел сегодня лишь 4 % школьников в Московской области включены в систематические занятия по экологии, а интерес подрастающего поколения к экологической деятельности снижается к окончанию школы, когда они вынуждены выбирать сферу своей будущей деятельности . Несмотря на важность решения экологических проблем профессия «эколог» пока остается далеко не самой популярной. В связи с этим назрела необходимость разработать и предпринять комплекс мер по сохранению и повышению интереса обучающихся к экологической проблематике и специальностям, связанным с решением проблем рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Русская Православная Церковь неоднократно обращалась к обществу с призывом к осмыслению духовно-нравственных основ экологической культуры и выработки стратегии ее реализации. Данной проблематике посвящен XIII раздел «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000-м году, а в 2013 г. Архиерейским собором был принят специальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», в котором, в частности, отмечается: « Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых » .

http://bogoslov.ru/article/4847160

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся от суррогатных мам. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери », в котором читаем следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток , поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений (ОСК XII. 4). Что же касается практики так называемого " суррогатного материнства " , то она однозначно осуждается Церковью» . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь по тому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов. Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В комментарии на указанный синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от " лишних " оплодотворенных яйцеклеток» . На одностороннем понимании «Основ» строится и доказательная база заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010): «Согласно Основам социальной концепции заготовление, консервация и намеренное разрушение " из­быточных " эмбрионов при применении ЭКО являются нравственно недопустимыми действиями (п. XII.4)» . Данное утверждение «Основ социальной концепции» верно: любое уничтожение лишних эмбрионов через элиминацию, редукцию или повреждение при криоконсервации, безусловно, является убийством и грехом (подробнее об этом изложено в нескольких работах автора данных замечаний ). Однако не всякий метод вспомогательных репродуктивных технологий связан с производством избыточного числа эмбрионов.

http://bogoslov.ru/article/5325110

Другими словами, любые попытки анализа " Основ " предполагают не столько оценку работы, проделанной авторами, сколько конструктивную критику самой концепции – в русле продолжения работы над ней. Именно в этом ракурсе мы и попытаемся выразить самые общие впечатления от чтения этого документа. Чтобы это сделать, нужно ответить на два вопроса: (1) чего нет в концепции и, соответственно, (2) что в ней должно быть. Чего нет в социальной концепции Так называемая социальная доктрина Церкви – это взгляд из Церкви (или с церковной точки зрения) на современное общество, то есть описание, анализ и оценка общественных процессов, так или иначе затрагивающих, прежде всего, верующих христиан (тех, кто составляет церковное " тело " ), но также и каждого человека (как потенциального члена Церкви). Не описав общественные процессы, нельзя их оценить, а значит, и выделить явления, наиболее значимые и " судьбоносные " для церковного сознания. Именно этого нет в " Основах " . Здесь нет того, что сегодня является исходным пунктом всякого слова Церкви, обращенного к общественным проблемам и, соответственно, к самому обществу, – нет анализа феномена секуляризации , исторического процесса разделения – вплоть до отделения и полной автономии – сферы религиозного и сферы социального. Этот процесс является существенным аспектом истории христианских обществ и, поэтому, истории Церкви (или, на библейско-богословском языке, истории спасения). Секуляризация потрясла основания Церкви – именно в социальном (институциональном) и социально-психологическом плане. Секуляризация – это сложное, амбивалентное явление, очевидным образом не поддающееся однозначному толкованию ни со светской, ни с христианской точки зрения. Это своего рода " историческое место " , где Церковь – даже как отрицаемый и отторгаемый феномен и институт – тем не менее властно затрагивает общество, заставляет его определиться по отношению к тому, что Церковь возвещает и осуществляет в мире. В этом смысле тема секуляризации – наиболее " выгодная " для Церкви, желающей говорить об обществе и с обществом, которое не желает слушать Церковь или слышит совсем не то, что она в действительности говорит.

http://religare.ru/2_25340_1_21.html

Читатель этой книги познакомится с Патриархом Кириллом как мыслителем в первую очередь на материалах, выбранных из его научных публикаций, докладов и выступлений, посвященных общецерковному осмыслению проблем современного общества и взаимоотношения свободы и ответственности. Труды Патриарха Кирилла в этой области сделали возможным появление двух важнейших документов Русской Православной Церкви, до сих пор не имеющих аналогов во всем православном мире: «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 год) и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 год). Каким должно быть отношение Православной Церкви к государству и власти? Что является критерием подлинного творчества? Может ли Церковь признать свободу без нравственной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы, которые сегодня волнуют верующих по всему миру, читатель найдет на страницах этой книги. Важные штрихи к образу Патриарха Кирилла добавляют цитаты из его автобиографических выступлений. Он родился и вырос в стране, в которой вера в Бога была фактически под запретом. Тем не менее даже в условиях советской атеистической школы он сохранял верность христианским истинам. Мужество и бескомпромиссность в вопросах защиты православной веры — отличительная черта Патриарха Кирилла. В этом смысле он является достойным продолжателем своего деда — священника Василия Гундяева, который около 30 лет провел в заключении за веру, и своего учителя — митрополита Никодима (Ротова), самоотверженными трудами которого Русская Церковь смогла выстоять во время гонений 1960-х годов. Воспоминания об этих людях, а также размышления Патриарха о его собственном пути к Богу и церковном служении читатель найдет в этой книге. Обозначенные темы не исчерпывают содержания книги и только намечают ее главные идеи. Как Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл в первую очередь заботится о своей Церкви и о своей пастве, ищет ответы на вопросы, актуальные для верующих России и ближнего зарубежья. Но его также волнует то, что происходит сегодня в странах Европейского Союза, в Америке, на Ближнем Востоке. Количество затрагиваемых им тем широко. Однако, открывая эту книгу, читатель не должен забывать, что в основе всей многообразной деятельности Патриарха Кирилла лежит принцип, который сам он считает основополагающим: служение Богу и Церкви во всем и без остатка. Это тот ключ, с которым следует приступить к настоящей книге.

http://patriarchia.ru/db/text/4685204.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010