В Вене обсудили Основы социальной концепции Русской Церкви Вена (Австрия), 11 сентября 2003 г. 10-11 сентября 2003 года в помещении Католического богословского факультета Венского университета состоялся международный научный семинар по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. Семинар был организован католическим фондом " Pro Oriente " (букв. " для Востока " – лат.), Институтом религии и мира при управлении Венского епископа Австрии, Институтом социальной этики Венского университета и Венской католической академией. 10 сентября работу семинара открыли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и архиепископ Венский Кристоф, кардинал Шенборн. Затем митрополит Кирилл выступил с основным докладом, посвященным содержанию документа, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, причинах его появления, его богословских истоках, его значении в жизни Русской Православной Церкви и в ее диалоге с внешним миром. Высокая оценка этому документу была дана и в докладе кардинала Кристофа Шенборна. В тот же день владыка Кирилл представил Основы социальной концепции Русской Церкви в ходе публичной лекции, прочитанной в Австрийской Академии наук. 11 сентября на семинаре состоялись доклады и дискуссионные выступления священнослужителей и ученых из России, Австрии и Германии. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, выступил с докладом " Церковь, нация, государство: взгляд Русской Православной Церкви в контексте дискурса " Восток-Запад " , профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов – с докладом " Война и мир в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " . В семинаре также приняли участие представитель Московского Патриархата при Европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, настоятель Свято-Никольского собора в Вене протоиерей Владимир Тыщук и протодиакон того же храма Виктор Шиловский, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. 10 сентября 2003 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, имел встречи с президентом Австрийской Республики Томасом Клестилем и министром иностранных дел Австрии Бенитой Ферреро-Вальднер.

http://pravoslavie.ru/7569.html

Стартовала всероссийская просветительская акция «Гражданский экзамен» по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви 15 августа 2020 г. 12:16 Стартовала всероссийская просветительская акция «Гражданский экзамен — 2020. Социальная концепция Русской Православной Церкви». Специально разработанный «онлайн-экзамен» состоит из 17 тестовых вопросов, ответив на которые каждый может проверить свой уровень знания и понимания Основ социальной концепции Русской Православной Церкви . «Экзамен» приурочен к 20-летию принятия Основ социальной концепции — документа, в котором сформулирована позиция Русской Православной Церкви по главным вопросам современного мира. Член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , заместитель главы Всемирного русского народного собора , декан Социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова , доктор политических наук Александр Щипков утверждает : «Глубинная связь " Основ социальной концепции " с мировоззрением народа выразилась в том, что даже те, кто далек от Церкви, имеют общественные взгляды, близкие к ее положениям». Координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев уверен: «Знание и понимание официальной позиции Православной Церкви по вопросам, актуальным для всего нашего общества, является необходимым элементом гражданской культуры. Вне зависимости от личного мировоззренческого выбора каждого из граждан России». «Актуальность Основ социальной концепции Русской Православной Церкви год от года возрастает. Многие ее положения, написанные два, а по сути, три десятилетия назад, оказываются буквально пророческими. Социальная концепция Церкви учит человека оставаться человеком в условиях новейших вызовов. Поэтому важно, чтобы как можно большая часть наших современников познакомилась с этим документом», — считает член «Экзаменационной комиссии» — экспертного совета проекта «Гражданский экзамен», генеральный директор Центра гуманистической экологии и культуры Сергей Лаковский.

http://patriarchia.ru/db/text/5676929.ht...

Сотрудников Института истории ознакомили с социальной концепцией Церкви Москва, 28 ноября 2005 г . 25 ноября 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Институт всеобщей истории Российской Академии наук, где по приглашению директора Института академика РАН А.О.Чубарьяна выступил перед сотрудниками, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата . Встреча была посвящена Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, вызовам современного общества и тому, как отвечает на них Православная Церковь, а также вопросам глобализации и секуляризма, миссии Церкви, межхристианским отношениям. Рассказывая собравшимся о истории разработки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл, в частности, отметил: «Необходимость создания документа, который отражал бы позицию Церкви по актуальным проблемам современности, назрела давно. Ибо к нашему времени накопилось немало таких вопросов, на которые пока не был дан ясный церковный ответ, да и не все ответы, уместные в прошлом, применимы сегодня. Ныне как никогда ранее актуальна потребность верующих и всего общества в авторитетном соборном ответе Церкви на вызовы новой эпохи. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года признал необходимым выработать всеобъемлющую концепцию по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом. Хотя позиция священноначалия по некоторым острым вопросам современной жизни и была ранее выражена, однако и она нуждалась в кодификации. Задача подготовки такого текста оказалась непростой. Ведь никогда прежде в Православии не существовало официального церковного документа, в котором была бы сформулирована и систематизирована позиция Церкви по самому широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, – причем не только в лоне Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Был необходим документ, который мог бы стать руководством для каждого православного христианина в решении проблем, с которыми он ежедневно сталкивается в современном мире».

http://pravoslavie.ru/15295.html

Фото: tut.by Письмо священников и мирян к христианам Беларуси Мы верим в то, что мирный диалог — это единственная альтернатива насилию 26 ноября, 2020 Мы верим в то, что мирный диалог — это единственная альтернатива насилию Фото: tut.by Священники и миряне Русской Православной Церкви, других поместных Церквей, верующие Римско-Католической Церкви, а также христиане других конфессий 25 ноября обратились со словами солидарности, поддержки и утешения к христианам Беларуси. Оригинал письма опубликован на этом сайте. 25 ноября 2020 года           Дорогие братья и сестры, христиане многострадальной белорусской земли! Мы, нижеподписавшиеся, духовенство и миряне Русской Православной Церкви, других поместных Церквей, верующие Римско-Католической Церкви, а также христиане других конфессий, живущие в России и других странах, обращаемся к вам со словами солидарности, поддержки и утешения. Давать правовую оценку происходящих в обществе событий — дело юристов, а не церковного сообщества. Тем не менее, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, оно не может быть изолировано «от участия в решении общественно значимых задач», и не может быть лишено «права давать оценку действиям властей» (III.3.), в первую очередь — нравственную оценку. Каждый из нас знает по опыту, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Каждый из нас, независимо от страны пребывания, сталкивается с несправедливостью, обманом и лицемерием. Однако события, происходящие в вашей стране последние несколько месяцев, не оставляют нам возможности наблюдать за ними молча и равнодушно. Будучи разделенными политическими границами, мы, православные люди, есть члены одного Тела Христова, а потому, по слову апостола, «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26). 16 августа Синод Белорусской Православной Церкви выступил с обращением, где было, в частности, сказано: «Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному суду и осуждению». Этого не произошло. Никто из проявивших «зверство и жестокость» не был осужден; напротив, градус насилия только повышается. Задокументированные случаи травм, полученных в отделениях милиции  и следственных изоляторах, исчисляются сотнями. Свидетельства пыток, унижений и издевательств над задержанными, которые подтверждаются фотографиями и видеозаписями, воскрешают в памяти зверства немецких оккупационных властей и палачей НКВД на вашей земле.

http://pravmir.ru/pismo-svyashhennikov-i...

У Зосимова пустинь випуск групи слухачок богословських для монашествуючих 14 червня 2021 р. 11:08 11 июня 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь посетили члены выездной экспертной группы в составе заместителя председателя Межведомственной комиссии, члена Научно-методического совета Комиссии, наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Феофилакта (Безукладникова) и сотрудника Межведомственной комиссии и  Учебного комитета Русской Православной Церквии, ректора Перервинской духовной семинарии иеромонаха Аполлинария (Панина). Комиссия провела экспертную оценку контроля реализации программы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь посредством аттестации девяти слушательниц на итоговом междисциплинарном зачете, включающем вопросы по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов и православному вероучению и Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. Зачет проводили руководитель курсов, настоятельница Троице-Одигитриевской обители игумения Фаина (Кулешова) и преподаватель курсов и Перервенской духовной семинарии иеромонах Михаил (Булочев). Члены выездной экспертной группы с удовлетворением отметили довольно глубокие знания слушательниц. Все девять сестер получили зачет. Комиссия проверила также полный комплект документации и зачетные ведомости по всем дисциплинам. По окончании итогового междисциплинарного зачета в Троицком храме обители всем слушательницам были торжественно вручены свидетельства Межведомственной комиссии о прохождении курсов. Председатель аттестационной комиссии архимандрит Феофилакт поблагодарил игумению Фаину, преподавателей и сестер за ответственное отношение к поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о повышении богословского образования монашествующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820173...

     Соловецкие узники в своем «Послании Правительству СССР» писали, что Церковь «уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Североамериканских штатов». Русская Православная Церковь смогла выжить даже в условиях режима, который создан был для нее в тот период, когда составлен был этот знаменитый меморандум. Но значит ли это, что для Церкви, которой Сам Господь дал обетование: врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18), равноценны и потому безразличны и форма государственного правления, и устанавливаемая в ее рамках модель церковно-государственных отношений? Недвусмысленный ответ на этот вопрос дают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которыми и руководствуются в определении своей позиции ее верные чада. Согласно «Основам», лучшей из имевших место в истории моделей взаимоотношений Церкви и государства, при неизбежном несовершенстве всех человеческих установлений, была симфония священства и царства, отраженная не только в 6-й новелле святого императора Юстиниана, но косвенным образом и в ряде канонов, а монархия в духовном отношении выше демократии, при том, конечно, что Церковь действительно уживается с разными формами правления и лояльно относится к любому существующему государственному строю. «Разномыслие раздирает государство» Между тем в околоцерковных средствах массовой коммуникации и даже в публикациях ряда клириков развиваются идеи, радикально расходящиеся с этой официальной церковной концепцией. Встречаются блогеры, которые разве что не объясняются в любви к тому режиму, который сложился в «Североамериканских штатах» и зависимых от них государствах. Такие штампы, как «либеральные ценности», «мировое сообщество», отождествляемое с одним из кластеров современного мира, далеко не преобладающим в нем численно и краткосрочное по историческим меркам доминирование которого тает на наших глазах, «цивилизованные страны», из числа которых удивительным образом исключаются Россия и даже Китай с его более чем 4000-летней историей развитой цивилизации, буквально пестрят в текстах, под которыми подчас стоят подписи клириков. Не сообразуясь с «Основами социальной концепции», эти авторы расходятся и с традицией отечественной православной историософии. Всякому, кто знаком с суждениями святителя Филарета Московского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Серафима (Чичагова), а также А.С. Хомякова, И.С. Аксакова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, тем более К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, очевидна пропасть, разделяющая их воззрения и взгляды современных апологетов «либеральных ценностей».

http://pravoslavie.ru/124289.html

«Прежде чем обличать, испытайте свою совесть» 22 червня 2005 р. 09:39 Множество писем и телефонных звонков от наших читателей касается религиозной тематики. И с каждым годом поток их возрастает. Это неопровержимо свидетельствует о росте духовности у граждан нашей страны. Сегодня на сложные вопросы читателям  «АиФ» любезно согласился ответить Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 15-летие интронизации которого только что отметили в России и мире. — В России власть зачастую коррумпирована, принимает антинародные решения (вспомним, к примеру, монетизацию льгот). Нет ли здесь противоречия, и почему Бог это допускает? Т. Петров, Ижевск — Бог не творит зла. Но может попустить совершиться тому, чего жаждет и настойчиво требует от Него человек. И тогда, достигнув желанной цели, грешный человек обнаруживает, что чаемое им обернулось жестоким наказанием или серьезным испытанием его веры. Как часто, например, оптимизм революции и перемен, которые она несет, сменялся в истории вакханалией террора! Никогда нельзя забывать и о том, что нравственный облик власти неразрывно связан с нравственным обликом народа. Если внутренний мир людей наполнен греховными страстями: ложью, жестокостью, алчностью, недоверием и безразличием к ближнему, — то эти же страсти привносятся в общественную жизнь и во взаимоотношения власти и граждан. Поэтому, прежде чем обличать власть имущих, каждый из нас должен испытать свою совесть: а каково наше отношение к ближнему? Не заботимся ли мы лишь о своей выгоде, презирая при этом тех, кто нас окружает? Не относимся ли мы к ближним лишь как к средству для достижения каких-либо целей? Наконец, пути Промысла Божия неисповедимы. Зачем и почему человеческая история пошла тем или иным путем, нам во всей полноте откроется не ранее Второго и славного Пришествия Господня. Что же касается неповиновения власти, то, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, православный верующий имеет нравственное право отказать власть имущим в повиновении только тогда, когда его принуждают к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201475...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковный развод? Пять грустных историй и комментарий священника 18.12.2014 632 Время на чтение 15 минут Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара. Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала Православие.Ru , священника Павла Гумерова , прокомментировать их. Мария Сараджишвили ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Л.Н. Толстой Вместо предисловия Анжела ( Москва ): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем». Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный развод получить - дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет. А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть: Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3). Сейчас жизнь стала стремительней, а люди - намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась. Передо мной типографский бланк Грузинской Патриархии следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Терпеть ли мужа алкоголика? 3 мин., 30.05.2017 Вопрос читателя: Здравствуйте! Прошу Вас, направьте меня на путь истинный. Живу с мужем-алкоголиком уже 16 лет. Нашей дочери 10 лет. У меня двое взрослых сыновей от первого брака. 3 раза подавала на развод, не в силах терпеть запои мужа. Но в последний момент иду на примирение, жалея его. Ситуация с годами не меняется. Страдаю не только я, но и дети. Лет 8 назад, когда сын сильно болел, попросила Господа об исцелении, обещав, что не буду разводиться. Уже каялась на исповеди, что не смогла сдержать обет. Плохо мне с ним, уже нет любви, нет нормальных семейных совместных дел. Каждый праздник превращается в запой... Дочь из школы боится идти домой... Хочется нормальной, спокойной жизни. Стоит ли все это терпеть? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Дорогая читательница, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», алкоголизм — один из поводов для развода. И не зря так. Вы жалеете мужа, но пожалейте дочку! Отец не исполняет своих обязанностей, превращает жизнь в кошмар и — хотя взрослый человек — ничего не хочет менять. Отвечу Вам жестко — жалейте детей и ставьте перед мужем вопрос ребром. Если не будет реальных действий с его стороны, если он не будет нормальным отцом и мужем — надо уходить. Увы, это так. Это не значит, что вы вообще должны о нем забыть (хотя и такие ситуации возможны — надо трезво и ответственно смотреть на ситуацию), но обезопасить жизнь ваших детей — это ваша обязанность. Возможно, после того, как в вашей жизни придет спокойствие, появиться понимание, можно ли как-то помочь вашему мужу. На сайте «Фомы» публиковались уже подробные ответы священника и психологов на вопрос « Жить с зависимым. Бежать или бороться? »: Отец Андрей Лоргус, отвечая на этот вопрос, напоминает , как важна роль молитвы: «И вот что еще очень важно. Конечно, зависимость — это грех, но надо не забывать, что это еще и болезнь. И, независимо от выбора — расходиться или бороться за спасение человека, очень важно крепко молиться за него как за болящего».

http://foma.ru/terpet-li-muzha-alkogolik...

Митрополит Киевский Владимир напомнил духовенству о недопустимости политической агитации в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви 16 октября 2012 г. 13:15 В преддверии выборов в Верховную Раду, которые состоятся 28 октября 2012 года, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир издал распоряжение , запрещающее политическую агитацию в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви. «В связи с обращениями со стороны верующих и средств массовой информации напоминаем викарным епископам, наместникам и настоятельницям монастырей, настоятелям храмов и всем клирикам Киевской митрополии Украинской Православной Церкви о невозможности проведения политической агитации и раздачи политической агитационной литературы в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви», — говорится в документе, опубликованном на официальном сайте УПЦ . В распоряжении отмечается, что политическая агитация в храмах и монастырях «противоречит решениям Священноначалия нашей Церкви —  Основам социальной концепции УПЦ (раздел V), Обращению Собора епископов УПЦ от 21 декабря 2007 года, Обращению Священного Синода УПЦ к православным гражданам в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду Украины от 25 августа 2012 года, постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года " Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний " , решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 октября 2012 года ( журнал ) и многочисленным напоминаниям Священноначалия о невозможности политизации церковной жизни». Кроме того, «политическая агитация религиозными организациями противоречит закону Украины " О свободе совести и религиозных организациях " (ст. 5)». Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил во всех храмах и монастырях Киевской митрополии и в ставропигиальных монастырях Украинской Православной Церкви по окончании богослужения в ближайший воскресный день огласить Обращение Священного Синода УПЦ от 25 августа 2012 года в связи с предстоящими выборами. Также Блаженнейший митрополит Владимир призвал воздержаться от политической агитации в храмах и монастырях всех верующих Украинской Православной Церкви — кандидатов в депутаты и избирателей, а всех клириков Киевской митрополии — ознакомиться с вышеупомянутыми решениями Священноначалия. Нарушение данного распоряжения, как подчеркивается в документе, влечет за собой церковно-каноническую ответственность. Патриархия .ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2530552.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010