Таким образом, современного, но в то же время соборно принятого всей Церковью катехизиса сегодня не существует. Но при этом потребность в нем весьма острая. Вот почему Архиерейский Собор и принял решение о подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви. — Каким будет новый Катехизис? — На первом заседании рабочей группы мы пришли к выводу, что Катехизис должен быть подробным, фундаментальным трудом. Он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере нравственности, об устройстве Церкви, о богослужении и Таинствах, а также о тех вопросах, которые ставит перед христианином современность. Катехизис должен быть подобен по методу и стилю иным современным церковным документам, принятым в последние десятилетия, например, Основам социальной концепции Русской Православной Церкви . Некоторые части Катехизиса, в силу специфики затрагивающие социальные и этические темы, будут базироваться на Основах социальной концепции — том документе, который уже апробирован высшей церковной властью. Объем катехизиса должен быть весьма значительным. На основе полного Катехизиса можно будет создать и более краткий вариант — для решения миссионерских и катехизаторских задач, для чтения людьми, лишь недавно принявшими Таинство Крещения. — Будет ли Катехизис писаться в классической вопросо-ответной форме? — Нет. Мы сочли целесообразным излагать каждую тему систематически и последовательно. — Какова будет его структура? — Катехизис должен состоять из четырех больших разделов. Первый раздел имеет рабочее название «Бог и человек». В него войдет, по преимуществу, догматическое учение о Боге, о Святой Троице, о двух природах во Христе, о Святом Духе, учение о сотворении мира и человека, основы антропологии, эсхатологическое учение. Предварительное название второго раздела — «Церковь и богослужение». Здесь будет излагаться учение о Церкви, строе церковной жизни, праздниках, богослужении суточного, седмичного и годичного кругов, о Божественной литургии, Таинствах и обрядах Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211054...

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся от суррогатных мам. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери », в котором читаем следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток , поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений (ОСК XII. 4). Что же касается практики так называемого " суррогатного материнства " , то она однозначно осуждается Церковью» . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь по тому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов. Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В комментарии на указанный синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от " лишних " оплодотворенных яйцеклеток» . На одностороннем понимании «Основ» строится и доказательная база заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010): «Согласно Основам социальной концепции заготовление, консервация и намеренное разрушение " из­быточных " эмбрионов при применении ЭКО являются нравственно недопустимыми действиями (п. XII.4)» . Данное утверждение «Основ социальной концепции» верно: любое уничтожение лишних эмбрионов через элиминацию, редукцию или повреждение при криоконсервации, безусловно, является убийством и грехом (подробнее об этом изложено в нескольких работах автора данных замечаний ). Однако не всякий метод вспомогательных репродуктивных технологий связан с производством избыточного числа эмбрионов.

http://bogoslov.ru/article/5325110

Сегодня не будет слишком смелым предположением, что наряду с развитием информационных технологий самые значительные изменения в жизни современных мировых культур будут происходить и уже происходят под влиянием развития биомедицинских технологий, которые непосредственно затрагивают первичную и фундаментальную структуру любого общества – семью. Прогресс в области биомедицинских технологий к концу ХХ века достиг той ступени развития, которая позволяет уже не только оказывать врачебную помощь в преодолении болезней и облегчении страданий, но и непосредственно управлять самой жизнью человека от ее начала и до ее завершения. Пренатальная диагностика дает возможность прогнозировать качественные параметры будущей жизни, а генная терапия и транссексуальная хирургия – изменять эти параметры. Репродуктивные технологии позволяют «давать» жизнь не только в тех случаях, где естественным путем она возникнуть не может, но и теми способами, которые человеку как биологическому виду не присущи. Реанимационные технологии и трансплантация донорских органов дают возможность отодвигать время смерти. И поскольку человек и его благо для большинства религиозных представлений о нем превосходит земное измерение его временной телесности, постольку актуальным становится и нравственно-этическое осмысление новых возможностей, предоставляемых современными биомедицинскими технологиями с позиций религиозного взгляда на человека, его зачатие, жизнь и посмертие.     Такое осмысление вопросов биоэтики в Русской Православной Церкви нашло отображение в Основах ее социальной концепции, где, в частности, недвусмысленно утверждается, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» . «К допустимым средствам медицинской помощи, – согласно Основам социальной концепции РПЦ, – может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

http://bogoslov.ru/article/3602434

На успех лечения влияют « доверие или недоверие врачу, глубина веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни », — пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Старец Иоанн (Крестьянкин) советовал людям, отправляющимся на операцию, помимо применения уже названных духовных средств постараться надеяться на Бога и ничего не бояться. Обращались ли к врачам какие-либо святые? Поскольку уместное обращение к медицине не препятствует духовной жизни человека и таким образом не является грехом, медицинскими средствами пользовались многие подвижники Русской Православной Церкви, в том числе святитель Игнатий (Брянчанинов) , преподобный Амвросий Оптинский , старец Иоанн Крестьянкин и другие. Нужно ли испрашивать благословения священника на ту или иную операцию, обращаться к нему за советом по медицинскому вопросу? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, что христианин не должен за медицинскими советами идти к священникам, тем более к тем, которые не имеют медицинского образования и опыта работы врачом. Тем не менее, например, перед операцией, христианин может обратиться к священнику с просьбой помолиться о нем, может испросить пастырского благословения. Кто из святых был врачом? Многие представители врачебного искусства/медицины причислены Православной Церковью к лику святых, среди них апостол Лука , великомученик и целитель  Пантелеимон , бессребреники Косма и Дамиан Римские , святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Последний никогда не противопоставлял свое архипастырское и медицинское служение. Отметим также, что некоторых святых врачевателей на иконах изображают держащими в руках медицинские инструменты или лекарства (например, великомученика Пантелеимона, бессребреников Косму и Дамиана). Благословляет ли Церковь прибегать за помощью к нетрадиционной медицине (тибетской и т.п.)? Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, Церковь, подчеркивая положительное отношение к врачебной деятельности, призывает отличать исцеляющую благодать Святого Духа, подаваемую по вере человека через медицинские средства, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий, которые представляют собой обращение к бесовским силам. Опасность этих практик заключается в том, что они подвергают «волю и сознание людей воздействию демонических сил», даже если человек этого не осознает. Церковь выступает против обращения верующих к такого рода практикам. Л. Коштелянчук “После операции (Н.И. Пирогов)”. Цитаты о медицине

http://azbyka.ru/medicina

Церковь, по определению святителя Филарета, митрополита Московского, «есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «Церковь есть собрание верующих во Христа,  в которое Им Самим призывается войти каждый… В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и По слову апостола Павла, Церковь есть «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф 1:23 ). В Священном Писании понятие о Церкви раскрывается через различные образы, которые с разных сторон изъясняют тайну спасения, совершаемого Богом в Церкви и через Церковь. Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. В Евангелии говорится, что однажды Господь спросил Своих учеников, за кого Его принимают люди. Ученики ответили, что за Иоанна Крестителя или одного из пророков. Тогда Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф 16:13–19 ). С человеческой стороны Церковь утверждена на «камне» исповедания Иисуса Христом и Сыном Божиим, которое от имени апостолов произнес апостол Петр. В то же время как Божественное установление Церковь созидается на Самом Богочеловеке Христе, Который именуется краеугольным камнем, согласно ветхозаветному пророчеству: «Вот, Я полагаю в Сионе камень… испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис 28:16 ; 1Пет 2:7–8 ). В Послании апостола Петра говорится: «Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» ( 1Пет 2:7 ; Пс 117:22 ). Апостол Павел пишет: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор 3:11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Современный запрет на участие православного духовенства в политической деятельности был принят на расширенном заседании Священного Синода 8 октября 1993 года, которое проходило всего через несколько дней после расстрела Белого Дома президентскими танками. Могут ли православные миряне заниматься политикой? Православные миряне как граждане своей страны имеют право принимать участие в политической деятельности. Личная позиция и форма участия христианина в политической деятельности может определяться и тем, насколько существующая власть содействует или препятствует воплощению заповедей Бога. Выражаться она может различно: от участия в выборах до протестных акций. Согласно « Основам социальной концепции Русской Православной Церкви » , «участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия ( Пс.84:11 ), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову». Как относиться к тому, что кто-то из священнослужителей советует голосовать за какого-то кандидата или партию? Является ли это мнением Церкви? Церковь не указывает своим чадам за кого голосовать на выборах. Более того, Церковь, как живой организм, объединяет в себе множество разных людей, совершенно разной политической ориентации и социального положения, в разных странах мира. Всех их объединяет вера в Господа Иисуса Христа. Каждый православный христианин вполне может сам определить, какому кандидату на выборах отдать свой голос. К этому его призывает не Церковь, а Конституция, право избирать и быть избранным — законное право каждого гражданина. В то же время, каждый православный христианин, будь то священнослужитель или мирянин, имея свои политические воззрения, может высказывать их открыто и публично. Если это делает священник или церковный иерарх, то может сложиться впечатление, что он агитирует прихожан за того или иного кандидата на выборах. Однако, частное мнение не может являться призывом Церкви к участию в политической борьбе или голосованию на конкретного кандидата на выборах. Оно так и остается частным мнением, и каждый христианин сам определяет, принимать ли совет священника или иерарха как призыв к действию или самому решить за кого отдать свой голос. Какая форма власти наиболее приемлема с христианской точки зрения?

http://azbyka.ru/politika

Искусственное оплодотворение, получая всё большее и большее распространение, перестаёт быть какой-то экзотикой. Цены медицинских услуг в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к ним обращаться . Поэтому и для священников, и для мирян возрастает необходимость быть правильно осведомлёнными в отношении методик искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-oй главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни. Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения. Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь. Приведу пример. На сайте «Жити завтра» Украинской Открытой Ассоциации Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями, есть раздел «вопросы священнику». Некая Виктория в этом разделе задаёт вопрос: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, грех ли делать искусственное оплодотворение? Если молодая семья хочет иметь детей, но не получается, можно ли прибегнуть к такой помощи. Без детей ведь жизнь не полноценна»! Священник Виктор отвечает: «Здравствуйте дорогая Виктория, не буду ничего выдумывать, — приведу строки Социальной Концепции Русской Православной Церкви: " К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " » .

http://bogoslov.ru/article/881322

1. Согласно принципам, выраженным в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " (п. X. 2.), Таинство Венчания в храмах Санкт-Петербургской епархии надлежит совершать только над супружескими парами, брак которых законным образом зарегистрирован в государственных органах Российской Федерации или иного государства, и признаётся Церковью в качестве брака. Исключения из этого правила (венчание до регистрации или без регистрации) возможны только в исключительных случаях и только по благословению Правящего Архиерея. Свечницы, или иные должностные лица храма, записывая пару на Венчание, должны убедиться, что данный брак законным образом зарегистрирован (должны быть предъявлены либо Свидетельство о регистрации брака, либо соответствующие отметки в паспортах). Нарушение этого правила является основанием для канонических перещений на священника, совершившего Таинство Венчания (за исключением случаев предъявления поддельных или недействительных документов - если эта ситуация будет выявлена впоследствии, это может являться основанием для признания совершённого обряда Таинства Венчания недействительным). 2. Таинство Венчания должно совершаться только над православными христианами, не имеющими канонических препятствий для вступления в брак. В случае сомнительных и неоднозначных ситуаций предписывается обращаться к Правящему Архиерею. 3. Если один из вступающих в брак является католиком, членом Древней Восточной Церкви, либо протестантом, исповедующим веру в Триединого Бога, согласно " Основам социальной концепции Русской Православной Церкви " (п. X. 2.), Таинство Венчания над ними совершить возможно. В остальных случаях допускается регистрация брака православного христианина и представителя другого вероисповедания в государственных органах, православный христианин, вступивший в такой брак, от причастия не отлучается, но совершение Таинства Венчания над ними невозможно. 4. Согласно принципам, выраженным в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " (п. X. 2.): " Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. " Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти " , - писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, " скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами " . Исходя их вышесказанного, либо непосредственно перед Таинством Венчания, либо за несколько дней до него (рекомендуется в пределах недели) православный христианин, вступающий в брак, должен исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Можно рекомендовать (но не в обязательном порядке) исповедь у одного духовника и совместное причащение на одной Литургии.

http://mitropolia.spb.ru/docs/rekomendat...

 Основная масса участников и докладчиков были именно со стороны Русской Православной Церкви. Скажу пару слов о том, почему вообще этот вопрос возник. Раньше было все понятно – и для меня, и, думаю, для многих других. Двадцать лет назад в «Основах социальной концепции» было высказано утверждение о том, что процедура ЭКО для православного человека недопустима, поскольку она предполагает умерщвление избыточных эмбрионов, что с православной точки зрения является убийством. Здесь все было понятно. Но за эти двадцать лет технологии не стояли на месте, и стали раздаваться голоса о том, что есть возможность осуществлять эту процедуру без собственно греха убийства. Я сам с этим столкнулся с неожиданной для себя стороны. Помню, как ко мне пришла на исповедь одна женщина, которую я хорошо знал. Она участвовала в жизни общины, помогала, у нее был ребенок, я его тоже знал и причащал и так далее. И вот на исповеди она сказала, что этот ребенок, собственно, говоря родился в результате ЭКО. И я ей по «Основам социальной концепции» стал говорить, что это грех, потому что там убиваются избыточные эмбрионы. И она мне говорит, что она это все знает, и поэтому, когда она обращалась к врачу, то она сказала, что для неё как для христианки, это неприемлемо. Потому что для неё являются непременным условием, чтобы никакие избыточные эмбрионы не производились и не умерщвлялись. И что врач ее заверил, что именно так ей все и сделали. И тогда я оказался в некотором недоумении, потому что я не знал: если сказать, что она согрешила – то в чем в таком случае, если не было убийства, в чем ее грех, против какой заповеди? Вот этот вопрос я задавал многим критикам ЭКО и до конференции, и на конференции, и какого-то удовлетворительного ответа мне не удалось услышать. Если у кого-то из зрителей данного видео будет свой вариант ответа, то конечно, пожалуйста, пишите. Но это не то, что формирует мое мнение к ЭКО, это, скажем так, моя предыстория, когда я вообще и благодаря чему обратил внимание на данную проблему. Поскольку как раз таки не только я сталкивался с такими случаями, то и возник проект документа, который (если очень грубо говоря) изменяет сказанное ранее в социальной концепции таким образом, что при следующем наборе условий экстракорпоральное оплодотворение для православных христиан допустимо. Этот проект вызвал большие споры, большие дебаты в православной среде. И конечно же, он упоминался и на нашем собрании. Ну это я предысторию рассказал вам, а теперь перейду к рассказу о конкретных выступлениях, что интересного и неожиданного для себя я услышал по данной теме.

http://azbyka.ru/zdorovie/problema-jeko-...

Читатели смогут ознакомиться с материалом о чудотворце епископе Спиридоне Тримифунтском. В статье подробно описываются его чудеса, история его почитания и поклонения мощам. Том также содержит статьи о новгородском архиепископе Спиридоне (1230-49), антиохийском Патриархе Спиридоне и ряде других деятелей Церкви с этим именем. В 65-й том включена статья о выдающемся представителе рационализма Бенедикте Спинозе. Тему мудрости продолжает биография царя Соломона, важнейшего правителя Единого Израильского Царства, чье имя стало синонимом компетентного правления. Отдельная статья посвящена Песне Песней Соломона. Век Соломона рассматривается как «Золотой век» Израиля, предшествовавший его скорому распаду на Южное и Северное Царства. Соломонова Песнь Песней — единственная из библейских книг, обладающая длительной традицией символического истолкования в истории христианской экзегезы. В другой энциклопедической статье подробно рассматривается Книга Премудрости Соломона. В томе присутствуют странноведческие статьи о Соломоновых островах, океаническом государстве, входящем в Британское Содружество, Сомали, после распада в 1991 году состоящем из территорий, подчиняющихся центральному правительству в Могадишо, непризнанной республики Сомалиленд, а также ряда анклавов, подконтрольных сомнительным организациям. Том содержит статью о «Сорокоусте», ежедневном совершении Литургии с поминовением усопшего в течении 40 дней после его смерти. Важнейшей представляется статья о Спасении, освобождении человека через воссоединение с Богом от первородного греха и его последствий. Особое значение имеет материал «Социальное учение Русской Православной Церкви», в котором рассматривается как история вопроса, так и подробно по главам излагается собственно концепция Русской Православной Церкви. Внимание уделяется «Основам социальной концепции», решение о выработке которых было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, излагаются «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Фундаментальная статья о Сравнительном богословии также присутствует в томе.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010