полемики (Ос 4. 1-2, 4-10, 11-14; 5. 6-7; 5. 15 - 6. 6; 7. 13-16; 8. 1-3, 11-12; 9. 3-4a, 6, 7-9), вслед. чего образовалось ядро буд. Книги (Ос 4. 1 - 9. 9); 3) добавлен материал Ос 2. 2a(4a), 5b(7b), 10(12), послуживший основой 2-й главы; 4) включен материал Ос 11. 1, 3aα, 4b, 5a, ставший основой для 11-й главы; 5) девтерономическая (об этом см. в ст. Исторические книги ) редакция материала 2-й главы (Ос 2. 2b - 3 (4b - 5), 8a(10a), 9(11), 13(15)); 6) девтерономический слой, ставший основой для 10-й главы (Ос 10. 1-2, 5-6a); 7) добавление к нему дополнительного материала (Ос 10. 3, 7); 8) включение материала, содержащего исторические реминисценции (Ос 9. 10-17; 10. 9-15), а также добавление к ядру гл. 11 материала Ос 11. 2, 3b, 4a, 5b и гл. 12; 9) добавление биографического материала (Ос 1); 10) добавление биографического материала (Ос 3); 11) добавление заключения (Ос 14. 2-10), а также дополнений в Ос 2. 14-23(16-25), 11. 7-11. Т. о., процесс составления Книги занимал неск. столетий. Др. реконструкции истории редактирования Книги прор. Осии см. в: Yee. 1987; Nissinen. 1991. Содержание Исследователи обычно выделяют в Книге прор. Осии 3 основные части (см., напр.: Wolff. 1965; Jeremias. 1983; Daniels. 1990): введение, или 1-ю часть, содержащую биографическую информацию об О. (гл. 1-3), основную, или 2-ю часть (гл. 4-11), и заключение, или 3-ю часть (гл. 12-14). Согласно другой точке зрения ( Andersen, Freedman. 1980), Книга имеет 2-сложную структуру и состоит из введения, к-рое содержит биографические сведения о пророке (гл. 1-3), и главной части (гл. 4-14), в которой собраны различные пророчества. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Заглавие Книги прор. Осии (Ос 1. 1) подчеркивает ее пророческий характер (   YHWH      ...- «Слово Яхве, которое было к...»). В нем содержится информация об О. (       - «Осия, сын Беэри») и времени его деятельности (в правление иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии и израильского царя Иеровоама).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Литература, посвященная истолкованию книг малых пророков чрезвычайно обширна. Из церковных учителей книги малых пророков толковали блаж. Феодорит, св. Кирилл Александрийский , св. Ефрем Сирин , блаж. Иероним и блаж. Феофилакт. Из трудов, составленных в новейшее время, наиболее важными являются следующие: Hitzig, Die kleinen Propheten (4 Aufl. 1881); Keil, Die kl. Proph. (3 Aufl 1888); Knabenbauer, Comment, in prophetas minores. 1866. Nowack, Die kl. Proph uberzetzt und erklart, 1904, Marti, Dodekapropheton erklart 1904. Hoonacker Les douze petits prophetes. 1908. В русской литературе истолкованию малых пророков посвящены труды Палладия, еп. Сарапульского (1872 и д. ). Ружемонта, Краткое объяснение 12 малых пророков 1880 и И. Смирнова (1873 и д. ). Пророк Осия (Греч. Ωση евр. Hoschea, от jascha спасать, помогать, означает спасение, спаситель, помощник), по свидетельству его книги, был сын некоего Беерия. О жизни пророка может считаться с достоверностью известным только то, что он был уроженцем десятиколенного царства и в этом же царстве проходил свое пророческое служение. Об этом свидетельствует: 1) выступающее повсюду в кн. Осии всестороннее знакомство пророка с внутренним состоянием Израильского царства ( ); 2) исключительное упоминание им городов этого царства (Самарии Ос 7:1, 8:5–6 ; Галаада Ос 6:8, 12:11 ; Сихема Ос 6:9 ; Галгала Ос 4:15, 9:15 ; Вефиля или Беф-Авена Ос 4:15, 5:8, 10:5, 8, 15 ). 3) Особенности речи пророка или арамеизмы, свойственные языку жителей Северного Царства ( Ос 11.4 Ochil вместо aachil; Ос 13.15 japrija вместо japreh; Ос 13.10 ehi вместо asseh). Если гл. I-III кн. Осии понимать в смысле описания действительных событий из жизни пророка (что, однако, не бесспорно), то из этих глав следует, что Осия имел жену и детей, но был несчастлив в своей семейной жизни, так как жена его была ему неверна. Краткие сведения, почерпаемые из самой книги Осии, восполняются сообщаемыми у древних писателей (Ефрем Сир, Дорофей) преданиями, что Осия был родом из г. Беелмофа или Белемона в колене Иссахаровом, что он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее. Достоверность этих преданий также трудно защищать, как и отстаивать предположение Дума (Dulm, Tbeologie der Propheten 1875, s. 130), что Осия принадлежал к священническому сословию: знакомство с прошлой историей Израиля, высокий взгляд на жертвы, упоминание о законе Божием и другие, отмечаемые Думом черты книги поняты в книге пророка и без предположения принадлежности его к священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И то, что теперь выступают по божественному поручению они – Амос и Осия – есть лишь один из множества других, раньше повторявшихся фактов. Как орудие божественного откровения, пророчество действовало во все периоды религиозной истории народа Божия. Вся прошлая история Израиля протекла под руководством и одушевляясь в своем развитии присутствием и работою пророков. Это были могущественные, Богом призванные и божественным Духом водимые, стражи духовного блага народа Израильского. Амос называет их рабами Иеговы ( Ам.3:7 ), Осия – живыми носителями слов уст Его ( Ос.6:5 ). Их деятельность открывается с самого начала исторического бытия Израиля, как свободного народа. Эту мысль Осия, как мы видели, выражает очень определенно: «чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его» ( Ос.12:13 ). Таким образом, уже первые шаги своей исторической жизни юный ( Ос.11:1 ) Израиль совершил с помощью Божия пророка; чрез него Иегова дал Своему народу свободу от иноземного ига, сделал его Своим любимым народом ( Ос.11:1 ; Ам. 3:2 ), чрез него же Он и охранял его во время странствования по пустыне. Пророческое участие в судьбах Израиля не окончилось и после вступления евреев в землю обетованную. Перечисляя благодеяния Иеговы Израилю, Амос ( Ам.2:9–11 ) рядом с изведением из Египта и уничтожением Аморрея ставит избрание для Израиля пророков. Давши в наследие Израилю землю аморрейскую и таким образом положивши начало прочному политическому существованию его в новой земле, Иегова дал и другое доказательство Своей особенной милости и любви к избранному народу, – посылал ему не однажды Своих пророков, которых и воздвигал из сыновей Израиля: из сыновей ваших Я избирал в пророки ( Ам.2:11 ). Какими же полномочиями облечены были пророки, выступавшие во имя Иеговы среди Израиля? Амос и Осия раздельно отвечают на эти вопросы, определяя пророчество в прошлой истории Израиля такими чертами, которыми характеризуют его канонические книги В. З. Как праотец народа Божия Иаков, возмужав, боролся с Богом ( Ос.12:3 ), подобно этому и вся религиозная история Израиля со дней рождения его ( Ос.9:10 ) в свободный, Богом избранный, народ шла, по словам пророка, тем же путем богоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Пророк Осия, занимаясь по преимуществу судьбою десятиколенного Израиля, часто в своих пророческих речах делает обращения к народу иудейскому с целью предостеречь его от той страшной судьбы, которую он предсказывал Израилю за его нечестивую и упорно-нераскаянную жизнь. Само собою разумеется, что эти предостерегательные обращения были кратки и не могли производить на иудейский загрубелый в грехе народ такого сильного впечатления, как может производить это речь полная, обстоятельная, раскрывающая во всей наготе нравственное безобразие жизни народа и отсюда во всей ясности представляющая необходимость искоренения этого безобразия посредством судов Божиих. Восполнить то, чего не мог сделать в силу особенной своей задачи Осия, как пророк по преимуществу десятиколенного царства, высказать ясно и во всей мрачной, но вместе с тем и отрадной подробности то, на что Осия делал только намеки, – такова была задача Михея (Евр. Michah – сокращ. форма Michajah, как пророк называется у Иер.26:18 ; а это имя есть в свою очередь сокращенная форма из Michajahy – «кто, как Иегова» и означает человека, посвященного несравнимому Богу), пророка из Морешех – Гефа, небольшого города, находившегося близ Елевферополя, на юг от Иерусалима. Явился он с своим пророческим словом по призванию Божию, во Иерусалиме, столице иудейского царства, в то время, когда Осия совершил уже половину своего пророческого поприща во израильском царстве и когда возвещаемый им суд над этим царством стал уже осуществляться через ассириян, согласно с предсказанием пророка. Так как предсказанное Осиею разрушение Самарии и пленение десятиколенного Израиля при вступлении Михея в свою деятельность было очень недалеко от своего исполнения, то он и взял эту близко предстоящую катастрофу за исходный пункт своих мрачных проповедей против Иерусалима и всего иудейского царства. В своей речи, по её живости и возбужденности, по быстрым и ничем непосредствуемым переходам от угроз к обетованиям (2:1 – 12; 3:9 – 12; 4:1.), по вообще порывистым и неожиданным переходам от одного предмета к другому (7:1 – 7; 7:11 – 13), от одного лица к другому, от одного числа и рода в грамматическом отношении к другим (1:10; 6:16; 7:15 – 19), напоминающей речи современника его Осии, а по богатству образов и сравнений (1:8,16; 2:12,13; 4:9 и т. д.), риторических тропов и олицетворений, игры слов (1:10 – 15) и наконец диалога (2:7 – 11; 6:1 – 8; 7:7 – 20), указывающей на речи другого современника его, а именно Исайи, Михей во всей подробности раскрывает растленное состояние всех сословий иудейского народа и предсказывает этому народу, что имеющий скоро осуществиться суд Божий над Самариею не остановится там, но оттуда неминуемо перейдет к Иерусалиму и здесь так же, как и в израильском царстве, произведет действие разрушения и истребления, следствием которого будет спасение только малого числа избранных людей, тогда как большинство за свое нечестие будет погублено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Израиль же должен был поклоняться только одному Богу, Господу, манипулировать Которым с помощью ритуалов было просто невозможно, напротив, Господь требовал строгого послушания. Очевидно, что эти две религии были несовместимы, однако израильтяне все–таки пытались так или иначе совместить несовместимое ( 3Цар. 18:21 ). Текст книги Осии Текст книги Осии относится к числу самых загадочных текстов Ветхого Завета. По всей видимости, он претерпел искажения в процессе переписывания. Поэтому мы часто не можем быть уверены в истинности подробностей некоторых фрагментов. Тем не менее сама доктрина ее в целом редко подвергается сомнению, так что нам приходится довольствоваться меньшей, чем хотелось бы, точностью текста. Богословие Осии Основная мысль пророка Осии состоит в том, что Бог любит Израиль. Но за тяжкие грехи и отступничество израильтян Бог вынужден подвергнуть их наказанию. И все же Он не оставляет их и в грядущие времена восстановит их ради Себя. Пророк Осия использует множество сильных, ярких образов с тем, чтобы все, кто слышит его проповеди, могли до конца осознать смысл того, о чем он возвещает им. Осия решительно настаивает на том, что у Израиля есть только один Бог – Господь. Для иных богов нет места. Однако израильтяне стали думать, что истинна и вера хананеев в бога плодородия Ваала. Несомненно, рассуждали они, Господь кое–что сделал для израильтян, к примеру, вывел народ из Египта, но надо бы, наверное, иметь хорошие отношения и с богом ханаанской земли (2:5). Осия указывает на исключительную опасность такого заблуждения (2:8), поскольку Бог лишит их дарованного им вначале благословения и заставит Израиль обратиться к настоящему источнику своих благословений. Израиль испытает лишения (2:3,6,9), однако в конце концов обратится к Богу и будет восстановлен. Божий завет с Израилем составляет основу пророческого послания Осии. Бог избрал Своим народом Авраама и его потомков. Они вступили в исключительные отношения с Ним, что многократно подтверждается в Библии словами: «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (напр.: Быт. 17:7–8 ; Иер. 31:31–33 ; Зах. 8:8 ). В книге Осии слово «завет» встречается только два раза (6:7 и 8:1), однако ссылок на него много больше. Имя третьего ребенка Осии «Не Мой народ» – сигнал самого серьезного осуждения из всех возможных: расторжение завета и отвержение Израиля как Божьего народа. Осия часто обращается к событиям ранней истории Израиля, когда Бог вывел его из Египта и сделал из него Свой народ (2:15; 9:10; 11:1–4). Интересно, что пророк не ссылается лишь на факты, изолированные данные об изведении еврейского народа (исход, переход через Чермное море, и т. д.), но обращается к жизненно важным аспектам этих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Конечно, они еще обитают в земле обетования; но Адам также обитал в раю, и когда оказал непослушание Богу, был изгнан из него; и вы, подобно Адаму, нарушаете завет и притом, в самой земле Превечного, изменяете Ему, восстаете против Него, поэтому вы будете изгнаны из нее (VI, 4–7). Осия заключает это пророчество несколькими отрывочными изречениями, которые, повидимому, обнаруживают в нем уныние и чувство бесполезности своего дела. Пробегая в духе Иудею, он обозначает между всеми странами непокорными Иегове, Галаад (главным городом которого была Массифа V, I) как город нечестивцев, запятнанный кровью (VI, 8). С помощью 50 Галаадитян, Факель овладел престолом и Галаад был одною из стран, опустошенных Феглафелассаром ( 4Цар.15:25:29 ). Из всех классов общества, Осия обозначает как самый виновный класс, священников: как разбойники они подстерегают Ефремлян, которые идут по большой дороге из Сихема в Иерусалим, чтобы поклониться здесь истинному Богу 43 , отвращают их от этого намерения своими гнусными соблазнами и привлекают к жертвенникам золотого тельца в Вефиле (V, I). Наконец Осия, который во всех этих стихах, 4–11, возвращается к тому, что сказано им в главе V, заключает свою речь тем, что напоминает в нескольких словах ужасные вины Израиля и наказание, заслуженное Иудою. – VI, 8–11. 3. Приближение гибели Царь Осия вступил на престол, и лишился его спустя девять лет. Салманассар в первый свой поход овладел царством Ефрема, на которое наложил дань, и, как предполагают, именно тогда разрушил, после решительной битвы, город Бет-Арбел в Галилее (X, 14; I Mak.9:2 ). Но скоро царю Осию наскучило платить эту дань, и в подражание своим предшественникам, искавшим себе подкрепления в больших соседних державах, заключил союз с Египтом (VII, II, 2). Между первым и вторым, а вместе и последним нашествием Салманассара, толковники и помещают пророчества, содержанные в главах VII–XIV. Погибель угрожает Ефрему; Израиль – слабый старец, который издыхает (VII 9); враг, который должен поразить его смертельным ударом уже идет, как орел (VIII, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

возвратимся. Призыв возвратиться к Господу является одной из центральных тем книги (2,7; 3,5; 5,4.15). Подлинное раскаяние и обращение к Богу приведут к примирению с Ним, которое сможет дать исцеление и «перевяжет раны» (ср. Втор. 32,39 ). 6 два дня, в третий. Указание на короткий период времени. восставит. Евр.: «поднимать»; сходная форма в Ис. 26,19 переведена «восстанут». Израиль, погрязший в грехах и проступках, погиб (13,1). Осия предвидит в будущем его духовное возрождение (ср. Иез. 37,1–14 ). жить пред лицем Его. См. Пс. 15,11 . 6 познаем. Этот второй призыв (ср. 6,1) познать и принять Господа завета всем сердцем и всей жизнью является центральным в пророчествах Осии (2,8–20; 4,1.6; 5,4; 6,6). См. Введение: Особенности содержания и темы. как утренняя заря... как дождь, как поздний дождь. В этих метафорах надежность Бога сравнивается с повторяющимися явлениями природы. 611,11 Осия обвиняет Израиль в неверности завету и предсказывает, что в будущем он подчинится Богу. 67,16 Осия упрекает народ в том, что он изменил Богу и стал обращаться к чужим богам и другим народам. 4 как утренний туман и как роса. Бог сокрушается по поводу временного, преходящего характера любви к Нему Израиля и Иудеи и противопоставляет этому Свою собственную верность (ст. 3), используя образы явлений природы. 6 Посему. Здесь ответ на вопрос ст. 4. пророков. Через пророков Бог передает Свои слова предостережения и осуждения. свет. Подобно свету солнца, восход которого каждое утро разгоняет тьму, Божия справедливость (ср. Пс. 36,6 ) неуклонно и неотвратимо обнажает грехи тех, кто нарушил завет. 6 милости. См. ком. к 2,19.20; ср. 4,1. Боговедения. Завет требовал от народа Божия верности и преданности Господу, а не механического исполнения обрядов (см. Мих. 6,8 и ком.). 6:7–10 В этих стихах перечислены преступления, связанные с определенными городами, которые считались нечистыми во времена Осии. Это следует рассматривать как обвинение всему народу. 6 Адаму. Смысл этого имени собственного в данном контексте не вполне ясен. Существует несколько вариантов толкования его значения: 1) первый человек Адам; 2) город, расположенный в древней местности Тель-эд-Дамийя на реке Иордан ( Нав. 3,16 ); в таком случае он упоминается здесь параллельно с Галаадом (ст. 8) и Сихемом (ст. 9); на такое толкование наводит вторая половина стиха; 3) все человечество в совокупности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В гл. 4 – 14 чередуются темы суда и надежды. Представлена весьма впечатляющая картина борьбы, которую ведет Бог, чтобы обратить к Себе Свой неверный народ. Завершается книга призывом к покаянию и Божьим обетованием Израилю, а также обращением к читателю извлечь уроки из того, о чем здесь было сказано (ср. слова Иисуса в Мк. 4:9,23; 7:16 ). 1:1 Надписание 1:2 – 3:5 Супружество Осии и пророческая весть этого супружества 1:2–3 Осия женится согласно Божьему повелению 1:4–9 Два сына и дочь нарекаются символическими именами 1:10 – 2:1 В перспективе грядущего суда даются утешительные обетования Израилю 2:2–13 Пророчество о суде: Израиль, неверную супругу, настигнет кара 2:14–23 Предвозвещение восстановления брачных отношений с неверной супругой (Израилем) 3:1–5 Осия вновь берет к себе в дом свою неверную жену 4:1 – 14:9 Обетования осуждения и обетования восстановления 4:1–3 Суд Господа с Израилем 4:4–9 Закон забыт: в этом особая вина священников 4:10–19 Дух осквернения в поклонении Богу 5:1–7 Обличение священников, израильтян и лиц царской крови 5:8–12 Неприятель разорит Ефрема (Израиль) 5:13–15 Ассирия Израилю не помощник 6:1–6 Переменчивая любовь Израиля и то, чего требует Бог 6:7–11а Израиль нарушил завет, Иуда тоже 6:11б – 7:2 Бог стремится исцелить, но грех опутал Израиль 7:3–12 Обличение греха Израиля 7:13–16 Израильтяне уклоняются от Господа 8:1–14 Когда сеют ветер, пожинают бурю 9:1–6 Суд: Израиль будет лишен религиозных праздников 9:7–9 Осмеяние Божьих служителей 9:10–17 Еще один экскурс в историю: корни греха Израиля 10:1 –10 Плодородие, порочная вера и цари: суд и выбор 10:11–15 Пахота, посев и брань: символика суда 11:1–11 Израиль – возлюбленное дитя Божье 11:12 – 12:8 Лукавство Израиля поясняется на примерах и осуждается 12:9–14 Изведенному из Египта быть судимым 13:1 – 14:1 Более подробное изложение приговора 14:2–9 Призыв к покаянию и обещание благословений 14:10 Заключительное мудрое изречение Комментарии 1:1 Надписание См.: Введение (Осия–пророк). Этот стих выступает в качестве названия всей книги. Однако его не следует принимать буквально, поскольку очевидно, что книга содержит в себе определенный повествовательный элемент, в рамки которого помещены пророчества (гл. 1, 3). 1:2 – 3:5 Супружество Ocuu и его пророческое значение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

( 119 , 1) Иоафаму наследовал сын его Ахаз, царствовавший 16 лет. Приблизительно на 15–м году царствования Ахаза Изравиль отведен был в плен Вавилонский, а Салманасар, царь Ассирийский, и жителей Самарии переселил в Мидию и Вавилон   . (2) Ахазу наследовал Осия, царствовавший 8 лет, потом — Езекия, царствовавший 29 лет. Сей царь, лежавший почти уже при смерти, своей святой жизнью заслужил то, что Бог устами Исаии удлинил ему жизнь еще на 15 лет, и это обещание подтверждено было Богом через возвращение солнечной тени назад   . (3) Есаия, Осия и Михей пророчествовали до царствования Езекии. Говорят, что они жили после Ликурга, законодателя лакедемонян. (4) Действительно, Диевхид в четвертой книге своей Истории Мегары относит жизнь Ликурга примерно к 290–му году по взятии Трои. (5) Есаия же, а с ним и Михей, Осия и Иоиль, сын Вафуила, пророчествовали еще в 200–м году после Соломона, в царствование которого, как мы уже говорили выше, Менелай прибыл в Финикию. ( 120 , 1) После Езекии царствовал сын его Манассия в течение 55 лет. Потом сын его Амос в течение двух лет. После Амоса царствовал Иосия, его сын, почитаемый за справедливейшего и благосклоннейшего; царствование его продолжалось 31 год. Он повергал кости мертвецов на изломанные и опрокинутые статуи идолов, как предсказано было в книге Левит   . (2) В то время, на 18–м году его правления, Пасха праздновалась с таким великолепием, с каким никто никогда ее не совершал — ни Самуил, ни кто–либо из предшественников Иосии. В его время Хелкия священник, отец пророка Иеремии, найдя в храме книгу Закона, за чтением ее и скончался. При этом царе пророчествовали Олда   , Софония и Иеремия. (3) Современником последнего был лжепророк Анания. Иосия, не послушавшийся Иеремии, был убит на реке Евфрат, куда отправился встретить царя Египетского Нехао, шедшего на ассириян   . ( 121 , 1) Иосии наследовал сын его Иехония и сын его Иоахаз, царствовавший 3 месяца и 10 дней. Нехао, царь Египетский, заковал Иоахаза в цепи и увез в Египет, а вместо него царем поставил его брата Иоакима; ему поручил он собирать подати с народа, обложив ими всю страну. Иоаким царствовал 11 лет. (2) Преемником был одноименный ему сын его Иоаким   , царствовавший всего 3 месяца. Затем следует Седекия, царствовавший 11 лет. (3) В его царствование пророчествовал еще Иеремия. В тоже время пророчествовали и Вузий, и Урия, сын Самея   , и Аввакум с ними. Этим кончается ряд царей еврейских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

17 к Сигору, царю Египетскому. Речь, видимо, идет о фараоне Осорконе IV чьи владения лежали в восточной части дельты Нила. Осия ошибочно полагал что покровительство фараона защитит его от посягательств со стороны Ассирии. За этот неверный политический шаг пророк Осия назвал царя «глупым голубем» ( Ос. 7,11 ). не доставлял дани царю Ассирийскому. Отказ вассала платить дань рассматривался как измена и влек за собой соответствующие санкции (как правило военное подавление неповиновения). 17 держал ее в осаде три года. Ассирийцы вторглись в Израиль сразу после того, как был пленен Осия (это произошло в 72423 г. до Р.Х.). За время долгой осады Самарии Салманассар V умер и на ассирийском престоле его сменил Саргон II ( Ис. 20,1 ), который и переселил израильтян из Самарии в Ассирию (ст. 6). 17 В девятый год Осии. Т.е. в 722 г. до Р.Х. царь Ассирийский. Саргон II, царствовавший в Ассирии с 722 по 705 г. до Р.Х. переселил Израильтян в Ассирию. Как утверждается в летописи, составленной по указанию Саргона II, ассирийцы переселили в отдаленные районы своей страны двадцать семь тысяч двести девяносто жителей Самарии. Падение столицы Израиля знаменовало собой конец северного царства ( 1Пар. 5,25.26 ), которому уже не суждено было оправиться от этого поражения (см. ком. к ст. 7–23). Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что многие израильтяне бежали от ассирийских вторжений в Иудею, где и остались на постоянное жительство. Благодаря притоку беженцев с севера в конце VIII начале VII вв. до Р.Х. значительно увеличилось население Иерусалима. в Халахе. Халах располагался северо-восточнее Ниневии. в Хаворе, при реке Гозан. Точнее: «в Гозане, на реке Хавор». Хавор один из северных притоков Евфрата; стоявший на нем город Гозан являлся столицей одноименной ассирийской провинции. в городах Мидийских. Эти города, по-видимому, располагались на территории между рекой Тигр и Каспийским морем. 17:7–23 В этих стихах библейский автор разъясняет, что поражение и пленение израильтян явились прямым следствием их грехов против Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010