11:10 Букв.: и в глазах Моисея ( это было) зло. 1029 11:17 Здесь скорее имеются в виду дары Святого Духа, а не Его Личность. И это не означало, что Моисей остался с меньшим присутствием Духа. 1030 11:21 Букв.: пеших ( воинов) . 1031 11:23 И ли: есть ли предел силы Господней? 1032 а 11:25 Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей. 1033 б 11:25 Букв.: они не добавляли; или: не делали того вновь. 1034 11:31 Т .е. высотой около метра. 1035 11:32 Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л. 1036 12:1 Здесь Циппора, жена Моисея, отождествляется с женщиной из Куша, из чего можно заключить, что Куш был одним из городов или районов той территории на восточной стороне залива Акаба, где жили потомки Мидьяна, четвертого сына наложницы Авраама Кетуры. 1037 12:3 К лючевое в этом стихе слово, определяющее характер или переживания Моисея, имеет в евр. такие значения, как: 1) «угнетенный, страдающий», 2) «смиренный, кроткий». Исходя из контекста и всего, что известно из Писаний о личности Моисея, в этом переводе предпочтительным признано первое значение этого слова. По мнению некоторых ученых, возможен и перевод: терпимый. Друг. возм. пер. этого стиха: Моисей был человеком необычайно кротким, более кротким, чем кто–либо другой на земле. 1038 12:7 Или: во всем, что Я ему доверил. 1039 а 13:2 И ли: чтобы пошли они в разведку в землю Ханаан. 1040 б 13:2 Букв.: из каждого колена праотцев его. 1041 13:16 Имя Осия (евр. Хоше а) означает «спасение», а Иисус (евр. Йехошуа) — «Яхве есть спасение» или «Яхве (Господь) спасает». 1042 13:17 Евр. негев – юг. 1043 13:20 LXX: дни весны и… Виноград начинает созревать в Палестине в конце июля. 1044 14:12 В LXX: смертью. 1045 14:18 Или: выдержанный; букв.: медлен ( на то), чтобы гневаться. 1046 14:21 Букв.: славой Господней. 1047 14:22 И ли (ближе к букв.): испытывал Меня – в знач. проверял Мое терпение; традиционный перевод: искушал. 1048 14:25 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 1049

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12:10. Притчи пророков. Пророк использует для передачи послания Бога и его разъяснения аналогии и сравнения. Притча, тем самым, может иметь двоякий смысл: на исторических примерах и сценах из повседневной жизни пророк иллюстрирует замысел Бога или Его суд. См., напр., коммент. к Ис. 5:1,2 и притчу Нафана о единственном сокровище бедняка, его овечке, в коммент. ко 2Цар. 12:2–4 . 12:11. Галаад, Галгал. О связи Галаада с восстанием Факея см. коммент. к 6:8,9.0 культовой деятельности в Галгале см. коммент. к 4:15. 12:11. Жертвенники в виде груды камней на незасеянном поле. Груды камней, беспорядочно разбросанные на полях, могут представлять картину разоренных жертвенников. Но поскольку они упоминаются в обвинении, то в данном контексте просто изображают жертвенники, которым нет числа, как грудам камней на межах поля. Одновременно здесь присутствует игра слов: древнееврейское слово gallim, которое переведено как «груды», созвучно названию обоих городов. 12:12. Побег Иакова. Осия снова возвращается к теме, затронутой в начале гл. 12, используя события из жизни Иакова как прообраз грядущих бедствий Израиля и последующего избавления от них. Подобно тому, как Иаков был вынужден бежать из Палестины в Харран, опасаясь гнева Исава (см. коммент. к Быт. 27,28 ), так и Израиль будет вынужден снова поселиться в кущах ( Ос. 12:9 ). Однако новая жизнь, обретенная Иаковом/Израилем в Месопотамии, приводит его обратно в Палестину, и он становится родоначальником израильского народа. 13:1–16 Гнев Божий 13:2. Искусство изготовления истуканов. См. коммент. к Суд. 17:3 ; Ис. 40:19; 44:17,18 , где обсуждается техника изготовления скульптурных изображений богов на Ближнем Востоке в древности. Приобретение навыков изготовления истуканов является для Осии еще одним примером склонности израильтян к синкретизму и почитанию ложных богов. 13:2. Целуйте тельцов. На «Черном обелиске» Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, который целует землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» члены собрания богов целуют ноги Мардука после того, как он сам назначил себя главой пантеона. Ритуальный поцелуй был выражением повиновения царям и богам. Аналогичным образом, целование ног истукана означало почтение, повиновение и преданность. В письмах из Мари правитель города Терка Кибри-Даган советует Зимри-Лиму, царю Мари, придти в Терку и поцеловать ноги статуи бога Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

особенно описания смерти в 13:8; 14:1). В главах 12:1–14 и 13:1–14:1 на примере образа Иакова, который «родом» из Северного Царства, а также на примере образа, олицетворяющего колено Ефремово, традиционное место расселения которого во времена Осии в основном и составляло территорию Израиля, показано то, что «с самого начала» связь Израиля с Богом была нарушена. Во фрагменте 14:2–9 говорится о том, что в конце концов восторжествует безграничная любовь Яхве (в 14:5–9 усилено пророчество, данное в 11:11). Текст Структурные признаки Содержательные признаки 12:1–14 Рамочная конструкция: Иаков-Израиль по своей сущности был 12:1, 3↔12:14 (оскорбление Бога Ефремом; «лжецом», «богоборцем», «беглецом от «расплата, воздаяние») Бога», «блудливым сторожем Бога» Программное выражение: 12:9 «Господь Бог твой от самой земли Египетской» Перспектива суда 13:1–14:1 Рамочная конструкция: Ефрем-Израиль продолжает «бунт против 13:1↔14:1 (гибель, вина) Бога» и «отворачиваться от Бога» – в Программное выражение: 13:4 «Господь Бог культе и в политике твой от земли Египетской» Перспектива суда 14:2–9 Рамочная конструкция: 14:2–4: произошла катастрофа; 14:2↔14:8 слл. (обращение в единственном Израиль должен «обратиться», попросив о числе, тема «обращения» šb) прощении и отказавшись от «идолов» Программное выражение: 14:2 14:2–4: обещание исцеления Израиля и «Господь Бог твой» предсказание «нового» благополучия Новый отрывок: императив «Обратись!» Перспектива благополучия 1.2 Возникновение 1.2.1 Замечания о диахронии Многие наблюдения указывают на то, что Ос сформировалась в результате сложного процесса становления. (1) В Ос используется необычный «смешанный стиль». С одной стороны: неоднократное неожиданное чередование поэтических и прозаических отрывков; изменение числа в обращениях (ты/вы); соединение в форме коллажа небольших законченных текстов. С другой стороны: композиционные структуры, соединяющие фрагменты в более крупные контексты. (2) В трех частях 1–3, 4–11, 12–14, несмотря на встречающиеся в них общие мотивы и богословские темы, используется различные способы построения композиции и в определенной мере каждая из частей представляет собой законченную композицию. (3) Хотя Осия жил в Северном Царстве Израиля и хотя в книге обстоятельно подробно рассматривается политическая и культурная ситуация, сложившаяся в нем, через всю книгу проходит и иудейская линия (обличение Иуды, распространение на Иуду критики, относящейся к Северному Царству и пр.). Перспектива истории Иудеи большей частью носит локальный и «добавочный» характер (например, 5:5; 6:11; 10:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В отрывке Ос 7. 8-16 Яхве обличает внешнюю политику Израильского царства, пытавшегося заручиться поддержкой то Египта, то Ассирии (Ос 7. 11). Яхве предсказывает ему гибель за то, что израильтяне «не искали Его». Ос 8. 1-14 содержит речь Яхве, в к-рой осуждаются Израиль (Ефрем) и Самария за нарушение договора с Ним и Его законов, заключавшееся в идолопоклонстве, обращении за помощью к Ассирии (Ос 8. 9-10), в назначении царей без Его ведома (Ос 8. 4). Яхве предсказывает возвращение Ефрема в Египет (Ос 8. 13). В заключение Иудее также предсказывается разрушение (Ос 8. 14). Перикопа Ос 9. 1-9 представляет собой пророческую речь, в которой о Боге говорится в 3-м лице. Израиль (Ефрем) обличается в отступлении от Бога, оно характеризуется как «блуд» (Ос 9. 1). Ему предсказывается плен - «возвращение» в Египет и пребывание в Ассирии (Ос 9. 3, 6). Поскольку в отрывке упоминаются праздники и «веселие» (ср.: Ос 9. 1, 5), а также жертвоприношения (Ос 9. 4) и храм (Ос 9. 4, 8), некоторые экзегеты считали, что в нем представлена речь О., приуроченная к осеннему празднику (см., напр.: Wolff. 1965. S. 192-206; Rudolph. 1971. S. 170-180). В следующей речи Яхве (Ос 9. 10-17) рассказывается об избрании Израиля в пустыне (Ос 9. 10, 13) и о его отступлениях в прошлом, в частности, упоминаются поклонение Ваалу Пеорскому (Ос 9. 10, ср.: Числ 25) и зло, совершённое в Галгале (Ос 9. 15). Бог предрекает Израилю (Ефрему) опустошение и изгнание. В Ос 9. 14, 17 речь Бога прерывается речью пророка, в к-рой также предсказывается рассеяние Израиля среди народов. В Ос 10. 1-8, в пророческой речи, предсказывается разрушение культовых центров Израиля, в частности вывоз в Ассирию тельцов Бет-Авена (Вефиля) (Ос 10. 5-6), а также гибель Самарии и ее царя (Ос 10. 7). Перикопа Ос 10. 9 - 11. 1 (10. 15) содержит речь Яхве с предсказанием о нашествии народов на Израиль, разрушении его крепостей (Ос 10. 14) и гибели царя (Ос 11. 1), упоминается также Иудея (Ос 10. 11). В Ос 10. 12 звучит призыв искать Господа, обращенный к израильтянам. В Ос 10. 14 упоминается неизвестное из др. источников историческое событие: разрушение неким Салманом города Бет-Арбела. Как полагают, речь могла идти о вторжении в Израильское царство моавитян под командованием царя Саламана (см., напр.: Macintosh. 1997. P. 429) или о походе ассирийского царя Салманасара V (723-722 гг. до Р. Х.) (см., напр.: Ben Zvi. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

1114,10 Осия обвиняет Израиль в неверности Господу и предсказывает, что в будущем он вновь будет верен Богу. 1112,14 В этом разделе книги Израиль обвиняется в измене Богу и подвергается осуждению. В нем повторяются темы прежней измены Израиля и его нежелания слышать слово Божие, изреченное через пророков. 11 Окружил. Северное царство как бы взяло Бога «в осаду». держался еще. Иначе: «ходит с». Некоторые комментаторы полагают, что пророк говорит о верности Иуды либо Богу (в противоположность Израилю; ср. 1,6.7), либо ханаанскому богу и его «святым». Бога. Это слово в еврейском тексте может относиться к некоему языческому божеству или даже к Элу, главному богу ханаанского пантеона. Глава 12 12 пасет. См. Притч. 15,14 ; Ис. 44,20 . ветер... за восточным ветром. См. 8,7; 13,15; Иов 15,2 ; Еккл. 1,14 ; Иер. 18,17 ; Иез. 17,10 . Эти образы тщеты и разрушения прилагаются к союзу Израиля с Ассирией (5,13; 7,11; 8,9; 14,3; 4Цар. 17,3 ) и Египтом ( 4Цар. 17,4 ). Такие союзы были не только проявлением негодной внешней политики, но и выражением неверности по отношению к Господу. ложь. Ложью были попытки лавировать между Ассирией и Египтом (7,11) и натравливать их друг на друга ( 4Цар. 17,3.4 ). елей. В процессе заключения союза часто подносились дары. 12 суд. Как и в 4,1–3 и 4,4–10, Господь выступающий здесь одновременно в роли истца, судьи и обвинителя в судебном процессе, предъявляет обвинение Своему народу (ст. 2–15). Он возвещает о наказании за грех (ст. 2) и последующем возвращении Израиля к Богу (ст. 6). Иакова. Т.е. Израиль (10,11). 12 запинал. Это еврейское слово одного корня с именем Иаков ( Быт. 25,26 ). боролся. Еврейское слово одного корня со словом Израиль ( Быт. 32,22–32 , особ. ст. 29), чьим именем назван весь израильский народ, служит для обоснования обвинения Израилю. Причем, если в ст. 4 о нем говорится, скорее, в положительном смысле, в ст. 3 с осуждением: возмужав, Израиль столь же упорно боролся с Богом, как при своем рождении со старшим братом. 12:4 Богоугодное поведение патриарха Иакова, о котором говорится здесь, будет в ст. 6 поставлено в пример всему израильскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Все это приводит к убедительному утверждению уникальности Господа. Он один – Бог, и Он имеет власть и ранить, и исцелять. Только Он один заключил завет с Израилем. Следовательно, мудрость и праведность Израиля состоят в преданности только Ему. Последствия измены ужасны, хотя милосердное приглашение вернуться к любящему Богу, избравшему их вначале, остается. Таков вне всяких сомнений Бог Нового и Ветхого Заветов. Осия использует множество метафор и сравнений, чтобы донести до людей смысл своей пророческой вести. Бог изображается мужем (с Израилем в качестве жены; 2:2–20), отцом (с Израилем, Своим символическим сыном; 11:1–11), исцелителем (исцеляющим больного Израиля; 5:13; 6:1–2; 7:1; 14:4) и птицеловом (с Израилем в образе птиц, попавших в Его сеть; 7; 12). Он сравнивается со львом (5:14), барсом («скимен» в 13:7) и медведицей (13:8), росой (14:6), утренней зарей и дождем (6:3), с зеленеющим кипарисом (14:9) и даже с молью и червем (5:12). Израиль изображается в образах телицы (4:16; 10:11), ветвистого винограда и вина (10:1; 14:8), винограда и ягод смоковницы (9:10), лилии, маслины и кедра ливанского (14:6–7), неразумного сына (13:13), неповороченного хлеба (7:8), ненадежного лука (7:16), утреннего тумана, мякины и дыма (13:3). Дополнительная литература Kidner F. D. The Message ofHosea, BST (IVP, 1981). Craigie P. C. Twelve Prophets, vol. 1, DSB (Westminster/John Knox Press, 1984). Boice J. V. The Minor Prophets, 2 vols. (Zondervan, 1983, 1986). Hubbard D. A. Hosea, TOTC (IVP, 1989). Mays J. L. Hosea, OTL (SCM/Westminster/John Knox Press, 1969). McComiskey T. Hosea, in T. McComiskey (ed.), The Minor Prophets, vol. 1 (Baker Book House, 1992). Stuart D. Hosea – Jonah, WBC (Word, 1987). Содержание Книга Осии больше похожа на собрание пророческих проповедей, нежели на книгу с единой сквозной темой. Между тем все пророчества этой книги можно разделить на две части. В гл. 1 – 13 наряду с биографическими (и автобиографическими) подробностями о браке Осии мы находим и пророчества, имеющие значение для Господней Невесты – Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Всякое отклонение от этой истины независимо от того, в каких формах проявляется тут религиозное чувство, к кому оно направляется и как выражается, – есть ложь. В границах этого сопоставления законного почитания Иеговы и ложного культа современников пророка и ведут свою обличительную полемику против «богов иных». Израиль не имеет богопознания: он оставлял служение Господу ( Ос.4:10 ) и обратился к другим богам ( Ос.3:1 ) Кого же из «других богов» и как почитает Израиль? И как смотрят пророки Амос и Осия на это почитание? – Совокупность изречений из книг пр. Амоса и Осии дает такую картину идолослужения Израиля сев. царства. В Вефиле, Дане, Вирсавии, Галгале, Самарии, Массифе и на Фаворе ( Ам.3:14 ; 4:4; 5:5; 7:13; 8:14; Ос.4:15; 5:1; 9:15; 12:11 ) Израиль устроил святилища, капища с жертвенниками, настроил жертвенников на высотах ( Ам.2:8; 3:14; 7:9 , Ос.8:16; 9:1; 12:16 ) совершает жертвы и каждения ( Ам.4:4, 5 ; Ос.4:13, 14, 19; 8:13; 11:2; 12:11 и др.), устраивает паломнические странствования к святилищам ( Ам.4:4; 5:5 ; Ос.4:15 ). Предметами его религиозного почитания служат Ваал ( Ос.13:1 ) или Ваалы ( Ос.8:5, 6; 10:5–6; 13:2 ) в изображениях, сделанных из золота и серебра ( Ос.8:4; 13:2 ); также (как видно из Ос.3:4 ) терафимы, mazzeboth (срв. Ос.4:12 ) и ефод. Это было идолослужение Ваалам со всеми его языческими чертами: чувственными изображениями божества (телец), храмами, жертвами, сопровождаемыми пением и музыкой ( Ам.5:23; 6:5; 8:10 ), культовым персоналом (первосвященником – Ам. 7:10 ; срв. Ос.3:4 ), священниками ( Ос.4:4, 8; 5:1; 6:9 ), пророками ( Ос.4:5 ), может быть, с кедешами ( Ос.5:12–14 ) и богослужебными временами ( Ам.4:4; 5:21, 23; 8:5 ; Ос.7:14 . Ос.2:11; 9:5 ). Чисто языческим этот культ не был; он был формою религиозного синкретизма: под образом тельцов Израиль чтил Иегову. Какую же оценку с точки зрения понимания существа подлинных верований в Иегову дают пророки культу своих современников? Оценка их безусловна и категорична. Для обоих пророков религиозное служение Израиля есть по отношению к предметам его культа – бессмыслица по отношению к истинному богопочитанию – позор и бесславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Как полагают издатели, именно Оригена можно считать “подлинным творцом духовного толкования 118 псалма” и именно он во многом определил “аскетическое прочтение” данного псалма в последующей православной традиции 10 . Во всяком случае, блаженный Иероним, давая в своем сочинении “О блаженных мужах” краткую справку о святителе Иларии Пиктавийском, говорит, что этим мужем “написаны толкования на следующие псалмы: на первый, второй, от пятьдесят первого до шестьдесят второго и от сто восемнадцатого до последнего. В этом последнем творении он, держась большею частию изъяснений Оригена, присовокупил некоторые и из своих собственных” 11 . И действительно, как показывает сравнение толкований 118 псалма у обоих древнецерковных писателей, святитель Иларий многим обязан экзегезе Оригена, часто просто переводя или свободно пересказывая его объяснения, хотя проявляя в то же время определенную самостоятельность в своих толкованиях 12 . Изъяснения Оригена оказали несомненное влияние и на толкования других церковных авторов (святителей Амвросия Медиоланского, Афанасия Александрийского, Кирилла Александрийского и пр.), в том числе они вошли органичной частью в классическую византийскую компиляцию — “Толковую Псалтырь” Евфимия Зигабена. В частности, здесь приводится (хотя и в урезанном виде) толкование Оригена на первые два стиха указанного псалма (Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его) 13 . Согласно александрийскому дидаскалу, эти слова Псалмопевца являют “прекрасный чин”, ибо они указывают, что прежде чем приступить к исследованию (“испытанию”) Божиих глаголов, необходимо исправить свою жизнь и нравы, поскольку только чистой душой возможно испытать “свидетельства Божии”. Ведь и пророк Осия изрекает: Сейте себе в правду, соберите плод живота, просветите себе свет ведения (Ос 10:12). А это означает, что следует совершать указанный путь непорочно, то есть идти по нему, забывая заднее и простираясь вперед (Флп 3:13), а также не уклоняясь ни направо, ни налево (см.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Мал.4:2–3 . И возсияет вам боящимся имене моего 2721 солнце правды, 2722 и исцеление в крилех его: 2723 и 2724 изыдете и взыграете, якоже тельцы от уз разрешени: 2725 —328— и поперете 2726 беззаконники, зане 2727 будут 2728 пепел под ногами вашими, в день, в оньже аз сотворю, 2729 глаголет Господь Вседержитель. Воссияло находящимся в сем мире Единородное Слово Божие и, облекшись подобием с нами, бысть плоть Слово и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Подобно некоему солнцу осиявая своим блеском сущих во мраке и тьме и посылая в души верующих светлый луч истинного богопознания, Оно соделало их чистыми, мудрыми и ревнителями всякой добродетели. Показало Оно нам в Себе Отца и посредством неизреченного тайноводства соделало нас счастливейшими 2730 и умудренными, наполнив имеющих ум познанием о Нём. Впрочем, и до такого просвещения доведенные и обогатившись, как говорит блаженный Павел, во всяком слове, и во всяком разуме ( 1Кор.1:5 ), и во всякой премудро- —329— сти (Еф.1:8), – видим 2731 теперь в зеркале и гадании, 2732 и знаем отчасти ( 1Кор.13:12 ), но придет некогда совершенное (ст. 10), и мы уже будем в полнейшем познании Христа, когда Он опять воссияет нам с небес, упразднит еже отчасти и знание в зеркале и гадании ( 1Кор.13:10:12 ), засияет как совершенным (нам), наполнит наш ум неким божественным и неизреченным светом и усладит излиянием Святого Духа. Так и божественный Павел сказал: аще же пророчествия упразднятся и знания прекратятся 2733 ( 1Кор.12:8 ). Не то утверждаем, что от познания отчасти мы перейдем к совершеннейшему незнанию чего-либо, – отнюдь нет. В противном случае каким образом время будущей надежды не послужит ко вреду душам святых, 2734 если предстоит необходимость утратить даже и то, что имеем, не приобретая ничего лучшего и не вознося ум к чему-либо превышнему, но напротив теряя даже и то, что когда-то не без труда приобретено? Упразднятся и пророчества, прекратится и знание, так как, очевидно, к нашим душам приникнет превышнее (знание). Ведь если кто, когда в доме светит один (малый) светильник и дает умеренный свет видящим его, внесет (большую) лампаду, то свет того (малого светильника) по необходимости как бы упраздняется, уступая сильнейшему свету большего светильника. И как свет звезд остается уже бездейственным, когда солнце осия-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010